Библиографический список
1. Аналитический обзор результатов ЕГЭ - 2017. Available at: https://ioko.rtyva.ru/index.php/gia-11-ege-gve/statistika-i-analitika
2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. 3-е изд. Москва; Харьков: Илекса, Гимназия, 1998.
3. Шестаков С.А., Юрченко Е.В. Уравнения с параметрами. Москва: Слог, 1993.
4. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. Минск: «Асар», 1996.
5. Система динамической среды Geogebra. Available at: //http ru.wikipedia.org/wiki/GeoGebra
6. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Москва: Просвещение, 1997. References
1. Analiticheskijobzorrezul'tatovEG'E- 2017. Available at: https://ioko.rtyva.ru/index.php/gia-11-ege-gve/statistika-i-analitika
2. Gornshtejn P.I., Polonskij V.B., Yakir M.S. Zadachisparametrami. 3-e izd. Moskva; Har'kov: Ileksa, Gimnaziya, 1998.
3. Shestakov S.A., Yurchenko E.V. Uravneniya s parametrami. Moskva: Slog, 1993.
4. Amel'kin V.V., Rabcevich V.L. Zadachis parametrami. Minsk: «Asar», 1996.
5. Sistema dinamicheskoj sredy Geogebra. Available at: //http ru.wikipedia.org/wiki/GeoGebra
6. Galickij M.L., Gol'dman A.M., Zvavich L.I. Sbornik zadach po algebre dlya 8-9 klassov. Moskva: Prosveschenie, 1997.
Статья поступила в редакцию 14.08.18
УДК 783.8-057.875:378.1:008(571.150)
Scherbakova O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Grankina Т.А., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
COMPLEX CHOIRMASTER'S TRAINING FOR THE WORK WITH A FOLK SINGING GROUP. The article deals with a problem of vocational training of choirmasters for the work with a folk singing group. The paper studies the idea of an integrated approach to a professional training system that is based on the intersubject connections of special academic disciplines. The authors are focusing on the description of the practical experience of the integrated work of the choirmaster in preparing a concert program of a state examination, during the preparation of which the interdisciplinary interaction aimed at solving of creative and performing tasks is most clearly manifested. The stages and methodological foundations of the choirmaster's work are revealed. In conclusion, it is emphasized that the complex preparation of choirmasters for the work with a folk singing group, based on interdisciplinary connections, contributes to the training of competent professionals who are ready for independent activity.
Key words: choirmaster, folk-singing group, academic discipline, comprehensive training, intersubject communications.
О.С. Щербакова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Т.А. Гранкина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРМЕЙСТЕРОВ К РАБОТЕ С НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
В данной статье рассматривается проблема профессиональной подготовки хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом. Прослеживается идея комплексного подхода к профессиональной системе обучения на основе межпредметных связей специальных учебных дисциплин. Основное внимание авторы акцентируют на описание практического опыта комплексной работы хормейстера при подготовке концертной программы государственного экзамена, в ходе подготовки которой наиболее ярко проявляется межпредметное взаимодействие, направленное на решение творческих и исполнительских задач. Раскрываются этапы и методические основы работы хормейстера над партитурой. В заключение подчёркивается, что комплексная подготовка хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом, основанная на межпредметных связях, способствует подготовке компетентных профессионалов, готовых к самостоятельной деятельности.
Ключевые слова: хормейстер, народно-певческий коллектив, учебная дисциплина, комплексная подготовка, межпредметные связи.
Профессиональная деятельность выпускников направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» профиля подготовки «Хоровое народное пение» определяется квалификацией «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель». Согласно ФГОС ВО, выпускник образовательной программы должен быть готов к решению таких важных профессиональных задач в области музыкально-исполнительской деятельности, как: «концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах - соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, выступление в качестве руководителя (хормейстера); владение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю, в творческих коллективах и с творческими коллективами; практическое освоение народно-песенного репертуара творческих коллективов, участие в формировании репертуара» [1]. Эффективная реализация выпускниками данных задач возможна только в результате их комплексной подготовки, благодаря которой знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения музыкально-теоретических и специальных практических дисциплин, способствовали формированию профессиональных компетенций.
Идея комплексной подготовки специалистов не нова и успешно реализуется в учреждениях профессионального об-
разования, в том числе народно-хорового направления. К сожалению, в настоящее время научные и учебно-методические публикации, раскрывающие методические основы комплексной подготовки хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом, отсутствуют, что подчёркивает актуальность заявленной темы. Цель настоящей работы - на основе опыта педагогической деятельности в Алтайском государственном институте культуре раскрыть особенности комплексной подготовки обучающихся хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом.
Средством комплексного подхода к профессиональной системе обучения являются межпредметные связи, которые «позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами» [2]. Комплексность хормейстерской подготовки отражает межпредметное взаимодействие, прежде всего, специальных дисциплин, задачей которых является: научить обучающихся умению работать с нотным текстом самостоятельно и последовательно, комплексу вокально-технических, мануальных приемов, необходимых для решения творческих и исполнительских задач. Комплексный характер работы наиболее ярко проявляется при подготовке концертной программы государственного экзамена, в ходе которой обучающиеся под руководством преподавателя
самостоятельно готовят все этапы работы над партитурой, что позволяет достичь максимальной заинтересованности и эффективности результата.
Первый этап - этап самостоятельной работы обучающегося над партитурой - является базовым, поскольку от степени понимания произведения и знания хоровой партитуры зависит эффективность дальнейшей репетиционной работы. На данном этапе хормейстер осуществляет целенаправленный выбор произведения определённого жанра (или содержания), причём, зачастую из богатого экспедиционного материала, с которым обучающийся работал в классе расшифровки. Музыкальный фольклор Алтая характеризуются пестротой «певческих традиций локально замкнутых групп старожилов ... и «россейских» поздних переселенцев, а также разнородностью традиционного репертуара» [3, с. 158]. В связи с этим жанрово разнообразный материал рекомендуется выбирать хормейстерам из региональных репертуарно-методических публикаций О.А. Абрамовой, Н.И. Бондаревой, О.С. Щербаковой, в которых представлен фольклор локальных певческих групп русского населения Алтая с точным указанием мест записи. Приспособить партитуру к конкретному исполнительскому составу коллектива с учётом его типа, возраста участников, исполнительской формы (хор либо ансамбль) и степени владения вокально-хоровыми навыками помогают обучающемуся знания и умения, приобретённые им в курсе изучения хоровой аранжировки.
Довольно часто ошибочно начинается изучение партитуры с проигрывания на музыкальном инструменте без предварительного изучения литературного текста, хотя в песенном жанре музыка неразрывно связана с поэтическим текстом. Поэтому хормейстеру необходимо выполнение тщательного анализа взаимосвязи всех музыкально-поэтических компонентов песни. Такой теоретический анализ, выполненный на начальном этапе изучения произведения и отраженный в аннотациях важен, поскольку способствует накоплению профессиональных знаний: обучающиеся учатся работать со специальной литературой, анализировать и обрабатывать информацию, писать аннотации, тем самым приобретают опыт научно-исследовательской работы. В ходе анализа выявляются ладогармонические и мелоди-ко-ритмические особенности песни, возможные вокально-хоровые трудности при её освоении (большой диапазон, неудобная тональность, сложная гармония, трудности для интонирования, большая вариативность и др.), определяются хормейстерские задачи в отношении ритмических, динамических, штриховых особенностей произведений, выбираются дирижерские приемы работы, составляется план вокально-хоровой работы над произведением и художественно-исполнительский плана концертного исполнения.
Выучивание партитуры и всех составляющих её партий, а также поэтического текста песни - обязательное условие самостоятельной подготовки хормейстера к работе с коллективом. Обучающиеся осваивают партитуры посредством их исполнения на фортепиано, стараясь приблизить звучание к хоровому. Сложность состоит в том, что будущие хормейстеры не всегда хватает навыков фортепианной игры в правильности звукоизвлечения, согласно темпу, штрихам, динамике, характеру произведения: в процессе самостоятельной подготовки, иногда допускаются небрежности, трудно поддающиеся исправлению, например, ускорение темпа в удобных для игры местах и замедление - в трудных (в таких случаях уравновешиванию соотношения длительностей помогает наполнение их внутренней пульсацией более мелкими длительностями). В самостоятельной работе особое внимание уделяется интонационной чистоте и выразительности исполнения хоровых партий, правильности произнесения литературного текста, соблюдению правил орфоэпии, развитию навыков координации между голосом, движением рук (тактированием) и игрой на инструменте.
Оттачивание мануальной техники хормейстерского управления произведений происходит в классе дирижирования «под инструмент», где ведущая роль (роль предполагаемого хора) принадлежит концертмейстеру. Умение слышать инструмент, реагировать и регулировать его звучание формирует важную хормейстерскую черту - остроту реакции на слышимые недочеты в звучании и дирижерскую волю. Так формируются навыки мыслить «музыкальными масштабами»: воспринимать форму произведения, выстраивать его отдельные компоненты в единое целое, видеть перспективу развития музыкального материала, выстраивать динамический план произведения. Задачей педагога является умение выстроить процесс обучения
так, чтобы студент всегда понимал свою конечную цель работы над партитурой - целостность восприятия произведения и, видел бы ее не только в решении мелких технических задач, которые являются лишь этапами работы, нацеленной на конечный результат. Таким образом, уже на первом этапе работы с произведением аккумулируются межпредметные знания, а занятия дирижированием способствуют не столько шлифовке дирижерской техники, сколько создают особую микросреду, где зреет и творчески обогащается хормейстер народно-певческого коллектива.
Второй этап - работа хормейстера над произведением - реализуется в хоровом классе. На этапе разучивания произведения с коллективом установился следующий алгоритм вокально-хоровой работы, выполнение которого хормейстером обязательно: общие сведения о произведении (региональная принадлежность, жанр, приуроченность, стилевые особенности, особенности исполнения, в авторских произведениях - авторы музыки и текста); показ произведения (в аудио-видео записи, в вокальном исполнении руководителя либо солиста, ансамблевом исполнении группы певцов, посредством исполнения партитуры на инструменте); разучивание отдельных партий, начиная с основного голоса (основного напева песни), обычно находящегося в партии альтов, затем сопрано, после чего партии третьего голоса (вторых альтов либо мужских голосов).
Процесс разучивания хормейстеру необходимо выстроить рационально: если в каких-либо голосах партии дублируются, либо у них незначительные расхождения, можно учить их вместе; если коллектив поёт по нотам и произведение несложное - сольфеджировать совместно. При показах каждой партии и отдельных попевок, важно руководителю петь интонационно и ритмически точно, с верной орфоэпией, хорошей дикцией, логическими ударениями. В разучивании партий необходимо обращать внимание на исполнение участниками коллектива трудных мелодических и ритмических фрагментов песни и отрабатывать правильность их интонирования.
Исполнение песни всегда связано с манерой пения: авторские произведения звучат в наддиалектной манере, фольклорные - чаще в диалектной, поэтому, чтобы избежать «пародирования» в освоении манеры фольклорного пения песенных образцов России важная задача хормейстера состоит, по выражению Л.В. Шаминой, «в передаче музыкальных диалектов поставленным певческим голосом» [4, с. 3].
При разучивании произведения мануальная техника хормейстера практически не требуется. Она компенсируется обостренным чувством ритма, внутреннего пульсирования, движения, музыкальной речи. Дирижёрский жест хормейстера активизирует работу, показывает коллективу или партии совместные вступления, снятия, темп исполнения, характер звуковедения; рука часто подсказывает певцам направление движения мелодии. С другой стороны, без мануальной техники трудно управлять певческим коллективом, организовать репетиционные фрагменты. От того насколько гибок, подвижен и выразителен дирижерский аппарат, зависит продуктивность хормейстерского управления, поскольку мануальная техника несомненно помогает руководителю работать эффективнее, нагляднее и без лишних комментирующих слов.
Хормейстерский слух подсказывает переход к дальнейшему виду работы над партитурой - сведению партий, после которого следует впевание и закрепление материала, работа над достижением ансамблевой стройности, освоением поэтического текста песни и запева. Ощущение хормейстером степени впевания и выработка навыков оценки качества вокально-хорового звучания произведения достигается только систематическим опытом работы с учебным хором, где в практической хормейстерской работе также очевидна межпредметность специальных дисциплин.
Постановочная работа над произведением является завершающим и значимым этапом. В. Л. Живов отмечал: «Технически разобрать, выучить наизусть и грамотно спеть могут многие, а дать убедительную и яркую интерпретацию - единицы» [5, с. 136]. На данном этапе задача хормейстера - организовать исполнение произведения без дирижёра. Для верного постановочного решения хормейстер разрабатывает постановочный план, основанный на жанровом анализе произведения, анализе тематического содержания текста и подтекста, региональных особенностях бытования, характерной лексике хореографических движений. По завершении хореографической разводки хормейстер работает над исполнительским мастерством участников, добива-
ясь от каждого естественности поведения, правдивости в передаче содержания песни, умения действовать и переживать в воображаемых предлагаемых обстоятельствах. Хормейстер ставит перед участниками хора исполнительские задачи и добивается их выполнения, а именно: согласованности, творческого самовыражения, сценической раскованности и свободы. При готовности песни хормейстер совместно с руководителем учебного хора находит произведению выигрышное место в концертной программе государственного экзамена.
Библиографический список
Таким образом, комплексная подготовка хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом, основанная на межпредметных связях, способствует подготовке компетентных профессионалов, готовых к самостоятельной и востребованной деятельности в учреждениях культуры и образования, обладающих знаниями и практическими умениями в области искусства народного хорового пения, способных сохранять, развивать, транслировать и популяризировать народное хоровое исполнительство.
1. ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения». Available at: http://fgosvo.ru/news/21/1912
2. Межпредметные связи. Российская педагогическая энциклопедия. Под редакцией В.Г. Панова. Москва: Большая Российская Энциклопедия. 1993. Available at: https://pedagogicheskaya.academic.ru/
3. Щербакова О.С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая: учебное пособие: в 2 частях. Часть 1: учебное пособие. Барнаул: Издательство АЛтГАКИ, 2005.
4. Шамина Л.В. Школа народного пения. Москва: «Фольклорный центр «Русская песня», 1997.
5. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Гуманит. нар. центр ВЛАДОС, 2003: 136.
References
1. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 53.03.04 «Iskusstvo narodnogo peniya». Available at: http://fgosvo.ru/news/21/1912
2. Mezhpredmetnye svyazi. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Pod redakciej V.G. Panova. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'Enciklopediya. 1993. Available at: https://pedagogicheskaya.academic.ru/
3. Scherbakova O.S. Fol'klorno-'etnograficheskie i pesennye tradicii russkih Altaya: uchebnoe posobie: v 2 chastyah. Chast' 1: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2005.
4. Shamina L.V. Shkola narodnogo peniya. Moskva: «Fol'klornyj centr «Russkaya pesnya», 1997.
5. Zhivov V.L. Horovoe ispolnitel'stvo: Teoriya. Metodika. Praktika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Gumanit. nar. centr VLADOS, 2003: 136.
Статья поступила в редакцию 09.08.18
УДК 371
Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
AXIOLOGICAL BASIS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATION. The article considers the role of axiological approach to the implementation of professional training of future teachers in higher education. The paper analyzes the basics of the value approach in education, identifies its main theoretical aspects, considers the process of formation of universal values, value orientations and pedagogical values of the future teacher in higher education, determines their role in the system of professionalism of the teacher. The formation of professional and pedagogical values is carried out in implementing the future teacher of the different roles of status relationships, functions, reflecting the vitality of the individual.
Key words: axiological approach, pedagogical values, readiness for pedagogical activity, professional training of teachers, humanistic orientation of education.
Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассмотрена роль аксиологического подхода относительно реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. В работе проанализирована сущность ценностного подхода в образовании, определены его основные теоретические аспекты, рассмотрен процесс формирования общечеловеческих ценностей, ценностных ориентаций и педагогических ценностей будущего педагога в системе высшего образования, определена их роль в системе профессионализма учителя. Формирование профессионально-педагогических ценностей осуществляется в процессе реализации будущим педагогом различных ролей, статусных взаимоотношений, функций, отражающих жизненную активность личности, а также путем создания необходимого благоприятного климата для развития и саморазвития личности.
Ключевые слова: аксиологический подход, ценностный подход, педагогические ценности, готовность к педагогической деятельности, профессиональная подготовка педагогов, гуманистическая направленность образования.
Социокультурные, экономические и политические изменения в современном мире и отечественном социуме обосновывают в качестве одной из приоритетных проблем современного образования - формирование высококультурной, интеллектуальной, творческой личности, способной обеспечить культурный и технологический прогресс, способствовать повышению культурного уровня общества. Как представителю культуры педагогу, прежде всего, предстоит решение указанной проблемы, так как именно он формирует общечеловеческие ценности и особое отношение к ним у своих воспитанников, составляющих основу будущего поколения государства. Обосновав проблему, отметим, что решение указанных целей и задач общества органично связано с переосмыслением значения роли педагога в современном
мире и требует пересмотра содержания профессиональной подготовки будущего педагога. Данное утверждение обосновывает потребность в модернизации и реформировании традиционной системы подготовки педагогических кадров в высшей школе. Совершенствование системы высшего профессионального образования предусматривает новый подход к подготовке будущих педагогов. Для обучения специалистов, способных к утверждению ценностей человеческой жизни, реализации воспитания и обучения на основе принципа гуманизма и педагогической деятельности в целом, целесообразным является переход к гуманизации педагогического образования, которое должно стать основным фактором развития сознания, то есть развития культуры мышления и культуры чувств личности будущего педагога.