Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / МЕХАНИЗМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткин О.Е.

Статья посвящена проблеме педагогического сопровождения социализации младших школьников в образовательной среде школы. Описаны механизмы сопровождения социализации младших школьников, представленные в психолого-педагогических исследованиях, определены особенности организации процесса социализации младших школьников в образовательной среде школы. Определены диагностические признаки состояния социализации обучающихся, выделены критерии социализации младших школьников. Описаны уровни и показатели социально-психологической адаптации младших школьников. Статья адресована обучающимся по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», а также будущим педагогам начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND TECHNOLOGIES OF SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL LEARNERS

The article is devoted to the problem of pedagogical support for the socialization of junior schoolchildren in the educational environment of the school. The author describes the mechanisms of support for the socialization of junior schoolchildren, presented in psychological and pedagogical research, identifies the features of the organization of the process of socialization of junior schoolchildren in the educational environment of the school. The diagnostic signs of the state of socialization of students have been determined. The criteria for the socialization of primary schoolchildren are highlighted. The levels and indicators of socio-psychological adaptation of primary schoolchildren are described. The article is addressed to the students in the field education and pedagogical sciences, as well as to future teachers of primary general education

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК- 371

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О. Е. Сироткин

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Статья посвящена проблеме педагогического сопровождения социализации младших школьников в образовательной среде школы. Описаны механизмы сопровождения социализации младших школьников, представленные в психолого-педагогических исследованиях, определены особенности организации процесса социализации младших школьников в образовательной среде школы. Определены диагностические признаки состояния социализации обучающихся, выделены критерии социализации младших школьников. Описаны уровни и показатели социально-психологической адаптации младших школьников. Статья адресована обучающимся по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», а также будущим педагогам начального общего образования.

Ключевые слова: социализация, образовательная среда школы, механизмы сопровождения социализации, диагностические признаки состояния социализации, критерии социализации, уровни и показатели социально-психологической адаптации младших школьников.

CONTENT AND TECHNOLOGIES OF SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL

LEARNERS

O. E. Sirotkin

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article is devoted to the problem of pedagogical support for the socialization of junior schoolchildren in the educational environment of the school. The author describes the mechanisms of support for the socialization of junior schoolchildren, presented in psychological and pedagogical research, identifies the features of the organization of the process of socialization of junior schoolchildren in the educational environment of the school. The diagnostic signs of the state of socialization of students have been determined. The criteria for the socialization of primary schoolchildren are highlighted. The levels and indicators of socio-psychological adaptation of primary schoolchildren are described. The article is addressed to the students in the field education and pedagogical sciences, as well as to future teachers of primary general education

Keywords: socialization, educational environment of the school, mechanisms of socialization support, diagnostic signs of the state of socialization, socialization criteria, levels and indicators of socio-psychological adaptation of primary schoolchildren.

Введение. Младший школьный возраст характеризуется особыми социально-психологическими особенностями и потребностями (витальные, жизненно важные, духовные, коммуникативные, потребность быть защищенным, успешным, играть и др.). У младшего школьника появляется новая потребность — быть хорошим учеником, получить признание родителей, учителя, сверстников. Однако, как отмечают ученые, интересы младшего школьника неустойчивы (А. А. Люблинская), недолговечны (С. Л. Рубинштейн), ситуативны (Н. Г. Морозова), поверхностны (В. В. Давыдов), основаны на интуитивном принятии ценности знания [1]. Младшему школьнику интересны продуктивные творческие виды деятельности —

рисование, конструирование, пение, танцы, робототехника, техническое творчество и др. Младший школьник сензитивен, чувственен к миру искусства, природы, отношению взрослых [ 2]. Для младшего школьного возраста характерны противоречия: одновременно может проявить противоположные позиции — ребенок и взрослый; не хочет иметь обременительных обязанностей и при этом материально зависимый от взрослых; значимо для него стать школьником (ответственным, самостоятельным, трудолюбивым и др.) и не может выполнять свои обязанности перед взрослым и своим будущим и др. Обозначенные противоречия создают напряжение и проблемы в социализации младшего школьника — конфликтное поведение, которое связано с высоким уровнем общего развития, но при этом отмечается недостаточная школьная зрелость; повышенный интерес к игре, где формируется взаимоотношение со сверстниками, при этом родители поддерживают авторитарный стиль общения; обучающиеся способны поделиться чем-то, помочь, поддержать, но при этом являются неосознанными эгоистами с недостаточно развитым чувством уважения и ответственности.

Цель статьи — выявление особенностей содержания и технологий социализации обучающихся младшего школьного возраста.

Проблема исследования заключается в установлении связи между возрастными особенностями младших школьников, противоречиями, характерными для данного возраста, выбором педагогом содержания и технологий социализации обучающихся начальной школы.

Гипотеза исследования. От правильного выбора педагогом содержания и технологий педагогического сопровождения процесса социализации зависит успешность социализации младших школьников.

Методы исследования: кластерный анализ, контент-анализ, обобщение, сравнительный анализ, интерпретация.

Результаты и их обсуждение. Школа относится к числу микрофакторов социализации на различных возрастных этапах социализации (младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет)), что обуславливает гражданскую ответственность школы в создании оптимальных условий для социального воспроизводства поколений и социализации обучающегося.

В педагогической деятельности в процессе социализации обучающихся педагог учитывает три значимых условия:

1. Действия педагога должны поднимать, а не опускать самооценку обучающегося, не допускать оскорбительных оценок.

2. Педагогу необходимо поддерживать у обучающегося точные представления о справедливости и правильности поступков.

3. Если педагог допускает ошибки, то необходимо объяснить обучающимся причины и мотивы поведения учителя, поддерживая его авторитет [3].

Социализация, как педагогический феномен, утверждает Г. И. Власова, представляет содержание как ряд взаимосвязанных компонентов:

— коммуникативно-деятельностный (способы овладения видами коммуникации и формами сотрудничества);

— когнитивный (социальные знания о мире, о себе и других и т.п.);

— социально-поведенческий (социальные умения в различных видах деятельности, правила, нормы общества);

— мотивационно-ценностный (ценности различных социальных явлений и их значение для людей, ценности лично значимые для себя;

— деятельностно-творческий (навыки организации деятельности, адекватная оценка деятельности своей и сверстников [4].

Работы А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева и др., показывают, что общение и межличностные отношения играют значимую роль в становлении личности и социализации школьника. Учебная деятельность младшего школьника является условием усвоения социального опыта и принятия основных социальных установок и выбора ценностных ориентаций. В процессе учебной деятельности создается ситуация социального взаимодействия, обеспечивающая понимание социальных требований, действования по правилам, проявления социальной активности. В учебной деятельности у младшего школьника формируется внутренняя позиция, где ведущим фактором выступает становление социального поведения и осознание социальных норм. Нереализованные возможности в социальном становлении младшего школьника могут сформировать своеобразный тип личности с асоциальным поведением.

Эффективность социализации младших школьников определяют содержание и современные гуманитарные технологии, обуславливающие получение позитивного социального опыта обучающимися — социальные компетенции, опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Содержание социализации ориентировано на эмоционально-когнитивный и эмоционально-поведенческий компоненты. В содержании программы социализации традиционно отражены: научно обоснованные социальные нормы, правила, требования; социальный и культурный опыта человечества; социальные ситуации, предоставляющие возможность обучающимся находить бесконфликтные способы разрешения проблемных ситуаций. Среди технологий социализации обучающихся определены: диагностирование, проектирование, моделирование, конструирование, организация социально-ориентированных видов деятельности, контрольно-оценочные. Они направлены на то, чтобы помочь младшему школьнику осознать и обогатить своё «Я», найти своё место и определить социальную роль в отношениях с внешним миром, активизировать личностное самосозидание в социальной среде [5]. К социально-развивающим технологиям отнесены следующие технологии.

Технология «Тренинг общения», цель которой состоит в создании у обучающихся позитивного коммуникативного опыта - взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных ситуациях.

Технология «Коллективное творческое дело» (КТД) (И. П. Иванов). Основой технологии является коллективно-деятельностный подход к воспитанию, определяющий коллективное творчество, свободу выбора форм совместной деятельности, проектирования, рефлексии, эмоциональное насыщение жизни [6].

Технология «Групповая проблемная работа» (С. Д. Поляков), направленная на решение задач познавательных, организационно-ориентированных, аксиологических; на освоение вербального (словесного) поведения в проблемной ситуации, на познание предмета общения, его организацию, на формирование ценностного отношения к ситуации [7].

опыта и социального выбора обучающимися. Формой диалоговой технологии являются: дебаты, дискуссии, интеллектуальное соревнование, круглый стол, коммуникативное письмо, мозговой штурм, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

В учебной деятельности младших школьников используются методы социальной направленности:

— оптимизации эмоционального самочувствия (демонстрации, идентификация, предупреждения нежелательных последствий);

— актуализации социальных связей (раскрытие значимости другого человека, установление качества межличностных отношений, группирование детей);

— социально-ценностного самоопределения (побуждение к осознанию социальной ценности, уточнению адекватности выбора и т.п.);

— поэтапного усвоения социальной роли (совместное конструирование образа человека, побуждение к самоанализу, совместному планированию способов достижения цели и т.п.);

— смены социально-ценностных позиций;

— групповых предписаний (объяснение правила поведения).

Определены три уровня социальной адаптации детей к школе.

Высокий: положительное отношение к школе; глубоко и полно овладевает программным материалом; внимательно слушает указания, объяснение учителя; поручения выполняет добросовестно; статусное положение.

Средний: положительно относится к школе, самостоятельно решает задачи; внимателен при выполнении заданий; сосредоточен, когда интересно; дружит со многими.

Низкий: отрицательно относится к школе; доминирует подавленное настроение; наблюдается нарушение дисциплины; не проявляет интереса к заданиям; поручения выполняет под контролем [8].

Выводы. Исходя из вышеизложенного, основным показателем социально-психологической адаптации ребенка к школе являются: адекватное поведение, позитивные контакты с обучающимися, учителем, навыки учебной деятельности [9]. Л. Ф. Обухова выделила типы детей по социально-психологической адаптации: I тип детей — адаптируются к школе в течение 2 месяцев, полностью осваивают новые требования; II тип детей — длительный период адаптации, плохо реагируют на замечания учителя, к концу первого полугодия реакции детей становятся адекватными требованиям школы; III тип детей — социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, отмечаются негативные формы поведения. Эффективность условий позитивной социализации обучающихся обусловлена способностью учителя моделировать педагогическое сопровождение социализации младшего школьника в условиях взаимодействия социальных институтов. Алгоритм моделирования педагогического сопровождения социализации младших школьников включает разработку процедур её реализации, инструментарий для проектирования, выбор критериев и методов определения результатов проекта [3]. Модель педагогического сопровождения процесса социализации включает в себя взаимосвязанные компоненты [3]: теоретические основы, целеполагание, виды деятельности, педагогические условия и методические аспекты реализации модели, дидактические компоненты — система, этапы процесса, результаты. Диагностическими признаками состояния социализации

обучающихся выступают: полнота социальных знаний; самостоятельность в видах социально-преобразующей деятельности; осознание себя в мире людей и своего места в социуме; осознание социальной ценности образования; наличие социальных потребностей, запросов, социальной активности; устойчивость нравственной и гражданственной позиции; социальная коммуникабельность и эстетическое отношение к жизни. Критериями социализации младших школьников выступают: информационно-содержательный (представление о социальных ролях, правилах, нормах и др.); мотивационно-ценностный (оценочные суждения и ценностное отношение и др.); деятельностно-практический (умения сотрудничества в малых группах и др.). Немаловажным аспектом социализации школьника выступает внеурочная деятельность. Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса, которая проводится с учетом пожеланий учащихся и их родителей в формах, отличных от урочной (экскурсии, олимпиады, поисковые и учебные исследования, соревнования, общественно полезные практики, конкурсы, выставки, деловые игры, игровые квесты и др.) [10]. Именно во внеурочной деятельности эффективнее воплотить деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, педагогику сотрудничества, игровые технологии, которые позволят учащемуся наиболее полно раскрыть свои таланты и стать успешным, а значит, социализация его будет проходить с максимальной эффективностью [10]. Систематическое включение школьника в учебный диалог оказывает положительное воздействие на формирование качеств личности, влияющих на ее социализацию: договариваться и приходить к единому мнению, оценивать свой вклад в общий результат, корректно действовать в предлагаемых ситуациях и с уважением принимать мнения других, работать в команде [10].

Таким образом, процесс социализации в начальной школе можно понимать как процесс и результат присвоенного обучающимися социального опыта. Эффективность социализации младших школьников зависит от ряда педагогических условий: организации школьной среды, интеграции процесса обучения, воспитания и социализации, педагогических технологий социализации и социальной поддержки статуса обучающего в среде сверстников, гуманной, ответственной, честной и добросовестной позиции педагогов в общении, оценке деятельности младшего школьника.

Библиографический список

1. Мелкомукова, И. Ш. Механизмы активизации образовательного процесса как фактора успешного обучения, развития и воспитания младшего школьника / И. Ш. Мелкомукова. — Магнитогорск, 2012. — 70 с.

2. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 320 с.

3. Власова, Г. И. Социализация младших школьников в современной институциональной среде (на примере городских образовательных сообществ): дисс. ... канд. пед. наук / Г. И. Власова. — Санкт-Петербург, 2014. — 265 с.

4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62-68.

5. Соколова, И. Ю. Психолого-педагогические основания развития личности и сохранения ее здоровья в системах общего и профессионального образования / И. Ю. Соколова // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 6. — С. 449-457.

6. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. — Москва: Педагогика, 1989. — 206 с.

7. Поляков, С. Д. Технологии воспитания / С. Д. Поляков. — Москва: Владос, 2002. — 144 с.

8. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. — Москва: Знание, 1994. — 192 с.

9. Овчарова, А. П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория / А. П. Овчарова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2012. — №4. — С. 70-77.

10. Змиева, С. И. О педагогическом сопровождении социализации младших школьников / С. И. Змиева // Начальная школа. — 2016. — № 7. — С. 41-44.

Об авторе:

Сироткин Олег Евгеньевич, доцент кафедры «Начальное образование» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1), кандидат педагогических наук, ol. sirotkin2010@yandex.ru

About the Author:

Sirotkin, Oleg E., Associate professor, Department of Primary Education, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), Cand.Sci., ol.sirotkin2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.