В простейших случаях синергетика дает простые наглядные модели этого «скачка восприятия». Современная психология описывает развитие личности в процессе онтогенеза как последовательность бифуркаций. По-видимому, «упрощение», «окари-катуривание» внешнего мира в восприятии человека меняет способ прохождения точек бифуркации. [10]. Наглядными примерами являются известные ответы журналистам на брифингах от госдепа США Джеймс Псаки и карикатуры на пророка Му-хамеда в журнале «Шарли» и др.
Таким образом, использование шутовства и техник генерации абсурда представляет собой сильное обоюдоострое средство, позволяющее решать широкий круг задач. Его использование в общественной жизни представляет тревожный симптом, оно заслуживает пристального внимания и научного анализа.
Библиографический список
1. Бочкарев А.И. Фундаментальные основы этногенеза: учебное пособие для вузов. М. : Флинта, 2008. 464 с.
2. Пушков: Европа попытается навязать России
однополые браки. - «Газета. ру», 18 апреля 2013 года.
3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. М., 1999.
4. Рубинский, Ю.И. Европейские ценности. // «Вестник Европы», 2009, №> 26-27.
5. Штратеншульте, Е. Европейский Союз - просто и понятно. Факты и связи. - Konrad-AdenauerStiftung.
6. Западная демократия и европейские ценности в российской предвыборной риторике 2011-2012 годов. // Материалы XV Международной конференции «Россия и Запад: диалог культур», Мальта, 2225 апреля 2012 года.
7. Никонов, В. Универсальная цивилизация // Стратегия России. М: 2012. № 6.
8. Министр культуры РФ в Ереване: Европейские ценности - это «выдумка североатлантической пропаганды». Первый армянский информационный канал, 28 сентября 2013 года.
9. Простаков, С. Политическая реакция на крах мультикультурализма. - «Русская планета», 16 июня 2013 года.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
Bochkarev A.
DEVALUATION OF HUMAN VALUES IN THE ENVIRONMENT OF DOUBLE STANDARDS
The article considers the dynamics of human values in the modern world from the standpoint of synergy. The aim of the article is to discuss the reasons for the devaluation of the universal values of the modern world, aimed at chaotization consciousness by «controlled chaos», «soft power» by using buffoonery and techniques generate absurd, destroying idea of normal in environment of double standards.
Keywords: human values, double standards, buffoonery, controllable chaos, priorities.
УДК 37
Власова Г.И., Турчин А.С. К ПРОБЛЕМЕ РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается проблема научно-педагогического сопровождения социализации младших школьников в современной институциональной среде (на примере городских образовательных сообществ).
Ключевые слова: социализация, институциональная среда, воспитание, ценностные ориентации, социальное партнерство.
Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии объединения усилий семьи и других социальных институтов, важнейшее место среди которых занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родителей, педагогов, психологов, социальных партнеров в воспитательном процессе.
Семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное
10
© Власова Г.И., Турчин А.С.., 2015
отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Традиционно реализуются следующие варианты поддерживающего взаимодействия:
С администрацией школы:
- психолог - администрация - учитель - родитель - ученик.
- психолог - администрация - родитель - ученик;
- психолог - администрация - учитель - ученик;
- психолог - администрация - родитель - учитель - ученик.
1. Беседа - интервью с директором школы о роли школы (в частности администрации) как института социализации в решении вопросов социализации личности школьника; анализ основных целей, направлений, обучающих и воспитывающих задач школы; оценка и характер коллектива учителей начальной школы, оценка возможностей использования новых образовательных технологий в педагогическом процессе.
2. Беседа - интервью с заместителем директора по начальной школе (особенности социализации младшего школьника; характеристика учителей начальной школы; анализ планов воспитательной работы учителей и соотнесение их с использованием новых образовательных технологий).
С учителями:
- психолог - учитель - родитель - ученик;
- психолог - учитель - ученик.
Возможные виды деятельности: беседа - инструктаж, обучающая анкета, курс лекций, семинары, практические занятия.
С родителями:
- психолог - родитель - учитель - ученик;
- психолог - родитель - ученик.
Возможные виды деятельности: беседа, обучающая анкета, курс лекций, консультации с родителями группы риска.
Ссоциальными партнерами:
- психолог - администрация школы - педагог -ученик;
- психолог - администрация детских учреждения (библиотеки, филармонии, спортивных школ, театра, поликлиники) - учитель - ученик;
- психолог - районная администрация (органы исполнительной/ законодательной власти) - учитель - ученик).
Ведущая деятельность - деятельность, которая на данном этапе социального и психологического развития оказывает наибольшее влияние
на развитие ребенка. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Возможные виды деятельности: беседа, консультации, курс лекций, семинары, практические занятия, осмотры детей врачами-специалистами, участие в районных спортивных соревнованиях и иных социальных мероприятиях, экскурсии, выставки, информирование и общение через Интернет, творческие мастерские и т.п.
Важным условием реализации этих форм является сотрудничество с семьей и социальными партнерами. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.
Интеграция социального партнерства осуществляется через призму интересов семьи как первичного пространства социализации ребенка, когда его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей, качества детско-роди-тельских отношений, педагогической компетенции родителей. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей происходит на всех этапах педагогического процесса - от планирования до обсуждения результатов.
Перед участниками образовательного процесса определяется ряд задач:
1)создание в «педагогическом пространстве» ребенка социокультурной среды развития;
2) координирование и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей, общественности;
3)объединение ОУ с семьей, общественностью, объектами культурного и воспитательного окружения.
Развитие социальных связей образовательного учреждения с культурными и научными центрами, международными организациями дает дополнительный импульс для духовного обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства; способствует росту профессионального мастерства всех специалистов/ педагогов образовательных учреждений, работающих с детьми; поднимает статус учреждения.
Возможности и варианты реализации сетевого взаимодействия активно изучаются на эксперимен-
тальных площадках Санкт-Петербурга, в исследованиях научных работников. Наряду с положительной стороной данного процесса присутствует группа рисков, и нужны грамотные решения по их преодолению (таблица 1).
В педагогической практике появился разрыв между необходимостью в осознании педагогом механизмов воздействия тех или иных методик на обучающихся и неготовностью педагогов к такому стилю работы. Ситуация усугубилась падением финансирования социальной сферы и, как следствие, оттоком профессиональных кадров. Замещение вакансий лицами без педагогического образования в определенной области, продолжающееся и
сейчас, привело к распространению практики работы «подражательным» способом, при котором педагог воспроизводит импонирующий ему стиль работы коллег на недостаточно осознанном уровне. При этом педагог вынужденно ориентируется на свой персональный опыт и собственную трактовку событий, не всегда объективную. Такая практика особенно порочна в условиях демократического общества (или в условиях формирования демократического общества), которое предоставляет своим гражданам большую свободу выбора, прилагая при этом максимум усилий для обучения выбирать - выбирать профессию, круг общения, стиль жизни и т.д. с учетом представлений о нормах сосу-
Таблица1
Пути преодоления рисков и решения проблем при взаимодействии социальных институтов в процессе социализации младших школьников
Риски Пути преодоления
неготовность педагогического коллектива к социальному партнерству разработка управленческих мероприятий по взаимодействию с социальными партнерами; усовершенствование методической службы/ сопровождения педагогов
низкая информированность партнеров о возможностях ОУ ограничивает потенциал взаимодействия информирование партнеров о деятельности учреждения через СМИ, сайт ОУ, изучение интересов социальных партнеров для взаимовыгодного сотрудничества
трудности в определении механизма при введении новых форм взаимодействия с социальными партнерами разработка механизма введения новых форм взаимодействия
недостаточность в ОУ материально-технических средств привлечение дополнительных финансовых средств (платные образовательные услуги, благотворительность, использование ресурсов социальных партнеров)
отсутствие информированности родителей; непредвиденная реакция родителей информирование родителей, вовлечение в совместные проекты
отсутствие знаний у практических работников ОУ в области проведения мониторинговых процедур; использования результатов при выстраивании индивидуальной карты развития воспитанника, оказания своевременной квалифицированной помощи прохождение курсов повышения квалификации, организация творческих групп - обмен опытом, наставничество
слабое владение педагогическими технологиями у педагогов, реализующих основную общеобразовательную программу и направления по внеклассной работе прохождение курсов повышения квалификации, организация творческих групп - обмен опытом, наставничество
незнание и некорректная оценка степени, направления и причин отклонений развития у детей и последующих педагогических воздействий на ребенка организация взаимодействия с группой специалистов определенной специфики деятельности (помощь психолога, логопеда, медицинских, социальных работников)
Разные коллективы детей/ классы (сильный, средний, слабый, коррекционный) подбор определенных средств и методического сопровождения по данной категории детского коллектива; отслеживание промежуточных результатов, выстраивание маршрута индивидуального сопровождения, привлечение к взаимодействию специалистов
ществования людей и последствий собственных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования: новая цель образования, новое содержание, новые средства обучения, новые технологии обучения и воспитания, новое целеполагание для учителей и обучающихся, новые требования к подготовке учителя.
Переход к личностно-ориентированному образованию возможен только при условии изменения стиля образования. На смену устоявшемуся академическому стилю должен прийти демократический стиль сотрудничества педагога и воспитанника, в котором за основу берется осознанная деятельность. Познавательная деятельность приобретает целенаправленный характер в школьном возрасте, когда формируются устойчивые познавательные интересы, в перспективе ориентированные на профессио-
нальное самоопределение.
Критерии, на которые в своей деятельности могут ориентироваться педагоги и родители, представлены в таблице 2.
Критериями социализации младших школьников в результате экономической подготовки и конкретизирующими их показателями являются: информационно-содержательный (представление о содержании отдельных социальных ролей, о правилах, нормах, социально одобряемых способах ведения экономической деятельности в различных социальных общностях - семьи, класса, группы, ближайшего окружения - в современных социально-экономических условиях); мотивационно-ценностный (сфор-мированность оценочных суждений и ценностного отношения к экономике, ее продуктам и результатам экономической деятельности; общественно-ценная мотивация социально-экономической деятельности; наличие интереса и стремления к активному участию в социально-экономической деятельности в пределах дееспособности ребенка); деятельност-
Таблица2
Критерии успешной социализации детей младшего школьного возраста, характерные для различных социальных институтов
Критерии социализации, характерные для семьи
Критерии социализации, характерные для ДОУ
Критерии социализации, характерные для начальной школы
Критерии социализации, характерные для средней школы
- эмоциональное отношение к ребенку, стиль воспитания;
- экономическая составляющая семьи;
- способность вовлечения в процесс творчества, работоспособность;
- умение видеть, слышать, наблюдать и подмечать необычное в реальной жизни;
- волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческого замысла
- формирование ценностных ориентаций, установок, навыков, знаний, чувств которым ребенок будет следовать в дальнейшей своей деятельности;
- формирование самооценки
- приобретение начальных навыков, знаний и умений социальных отношений для функционирования в социуме;
- наличии относительно целостной «Я-концепции»;
- творческий подход к деятельности;
- навыки распределения и организации деятельности
- уверенность в способности к тому или иному виду
деятельности;
- устойчивость в социальных поступках;
- целостность мировоззрения;
- коллективное общение навыки;
- наличие творческого потенциала
- выработка социального стереотипа личностных качеств, характеризующих общественную направленность влечений, интересов, склонностей, убеждений, идеалов;
- поведение(социальное) осознание принадлежности к группе, коллективу; осознание своего статуса в ней,
умение определять личностные ценностные ориентиры в связи с социальной ролью в данной группе, коллективе;
- умение сравнивать себя с другими людьми, выделять свое «Я» из окружающих;
- стремление к самостоятельному социальному творчеству;
- проявление активности в избранной сфере жизнедеятельности (самоутверждение через достижение автономности от взрослых);
- достижение определенного уровня самопознания, самоуважения (самосознание)
но-практический (умения сотрудничества в малых группах; проявление экономически значимых качеств личности; наличие опыта самостоятельного творческого применения полученных знаний и умений в учебном, хозяйственно-бытовом, общественно-полезном, производительном труде.
Критерии эффективности соответствуют структурным компонентам процесса воспитания и, одновременно, содержательным элементам социализации. Это когнитивный критерий, предполагающий освоение системы гражданских знаний и соответствующих умений; аксиологический критерий, содержание которого составляет система общегражданских ценностей и деятельностный критерий, включающий наличие опыта социального поведения и деятельности.
В качестве показателей, по которым следует оценивать когнитивный критерий, могут быть выбраны объем, качество (уровень, прочность, внутри-дисциплинарная системность) и междисциплинарная системность знаний. Для аксиологического компонента такими показателями являются осведомленность учащихся о сущности гражданских ценностей, значимость и действенность гражданских ценностей. Деятельностный компонент оценивается по показателям активности личности школьников и характеристикам деятельности, в которой они принимают участие (степень общественной значимости, уровень сложности деятельности).
По утверждению Б.В. Куприянова и его коллег [1], для определения степени эффективности функционирования системы социализации в школе целесообразно использовать рейтинговую систему оценок, поскольку различные виды деятельности последовательно включаются в воспитательный процесс, система социализирующих знаний формируется у учащихся при изучении различных дисциплин в течение всего периода обучения, а интерио-ризация тех или иных гражданских ценностей определяется характером и содержанием учебной и вне-учебной деятельности.
Освоение форм общественно-полезной деятельности возможно только в процессе реального социально значимого труда, подготовку к которому следует осуществлять на практических занятиях в формах: игрового проектирования с защитой проектов.
Конечным продуктом социально-педагогической деятельности по социализации ребенка становится уровень овладения им минимумом специаль-
ных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека, оканчивающего образовательное учреждение.
Важнейшими диагностическими признаками состояния социализации личности школьника выступают:
- полнота и всесторонность человековедческих познаний и развитость потребности в их расширении;
- уровень самостоятельности в основных видах социальной деятельности (учебная работа, труд, проведение свободного времени и досуга, выбор жизненного и профессионального пути, друзей, спутника жизни, социального положения, местожительства;
- социально-бытовая деятельность); глубина осознания себя в мире людей, своего места в жизни;
- степень осознания социальной ценности образования для жизнедеятельности; сформирован-ность социальных потребностей, интересов и запросов, а также жизненных и профессиональных планов;
- определенность и устойчивость нравственной позиции; зрелость и сформированность гражданской позиции;
- приоритетность видов и форм жизнедеятельности; широта и глубина социальных интересов; уровень социальной активности;
- развитость установки на социальное творчество, социально-преобразующие виды деятельности;
- уровень социальной коммуникабельности; сфор-мированность эстетического отношения к жизни.
Таким образом, указанные нами критерии эффективности социализации на каждом этапе полностью совпадают с критериями эффективности, указанными в ФГСО [2].
Библиографический список
1. Куприянов, Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; / Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 240 с.
2. ФГОС начального общего образования утвержден Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009 г., рег. № 17785.
Vlasova G., Turchin A. TO THE PROBLEM OF RISK SOCIALIZATION OF YOUNGER STUDENTS
The article considers the problem of scientific-pedagogical support of the socialization of the younger students in the contemporary institutional environment (for example, urban educational communities).
Keywords: socialization, institutional environment, upbringing, values, social partnership.