Научная статья на тему 'Особенности реализации образовательных стандартов нового поколения и социализация личности младшего школьника'

Особенности реализации образовательных стандартов нового поколения и социализация личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ / SOCIALIZATION / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE MODEL OF SOCIALIZATION OF INDIVIDUAL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Г.И.

В статье рассматривается опыт применения компетентностного подхода в воспитательной работе с младшими школьниками, направленной на повышение эффективности их социализации в условиях городской институциональной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the implementation of educational standards of new generation and the socialization of the younger schoolboy

This article discusses the experience of using the competence-based approach in educational work with young children, aimed at improving the efficiency of their socialization in urban institutional environment.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации образовательных стандартов нового поколения и социализация личности младшего школьника»

римент // Экономическая наука современной России. - 2013. - №>3. - С. 14 -26.

13. Попов Е.В., Татаркин А.И. Миниэкономика. - М.: Наука, 2003.

14. Старейшие компании мира [Электронный ресурс]. URL: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2004/ 08/30/740555 (дата обращения 22.12.2013)

15. Филаткина Н.А. Династия Морозовых: лица и судьбы. - М.: Издательский дом Тончу, 2011.

16. Чернявский И. Концепция жизнестойкости / / Экономист. - 2008. - №>5. - С. 71 -77.

17. Шанин Т. Крестьянский двор в России // Великий незнакомец:. Крестьяне и фермеры в современном мире: пер. с англ. / Сост. Т. Шанина; под

ред. А. В. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия»Д992.

18. Шанин Т. Обычное право в крестьянском сообществе // Общественные науки и современность. - 2003. - №>1. - С. 116 -121.

19. Шеффи Й. Жизнестойкое предприятие. Как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

20. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: ЭКСМО, 2007.

21. Юркин И.Н. Демидовы. - М.: Молодая гвардия, 2012. - (Жизнь замечательных людей).

Vazhenin S., Suhyh V.

FAMILY BUSINESS: LESSONS FROM RUSSIAN HISTORY

Resilience is considered in the article as a free feature of the factors influencing the survival and prosperity as a competitive immunity. If judged on the criteria of longevity, the most viable are family businesses, many of which exist for centuries. Topical is an appeal to the experience of family business in Russia on the basis of which the components of the viability of the company.

Keywords: resilience, family business, institutionalization, merchants.

УДК 373.013.78

Власова Г.И.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается опыт применения компетентностного подхода в воспитательной работе с младшими школьниками, направленной на повышение эффективности их социализации в условиях городской институциональной среды.

Ключевые слова: социализация, компетентностный подход, компетенции, модель социализации личности учащегося.

Ведущей функцией социализации является функция целостности, характеризующая социализацию как рациональность построения процесса адаптации субъектов и их дальнейшей жизнедеятельности. При этом социализацией может считаться деятельность, связанная с рациональным подбором методов, форм и средств обучения, которые позволяют формировать востребованные современным обществом личностных качеств учащихся, которая позволяет реализовать указанные выше функции при помощи соответствующих структурных составляющих.

Для обеспечения социализации детей младшего школьного возраста, педагогам, реализующим ком-петентностный подход в обучении и воспитании, необходимо использовать различные формы, ме-

тоды и средства не только для общения с учениками, но и с их родителями. Для создания определенных условий, способствующих развитию личности, и ее позитивной социализации учителям необходимо проводить соответствующую работу с семьями учеников. При этом учителя могут использовать как традиционные формы и средства общения с родителями учеников, так и их современные интерпретации.

Основу социализации детей младшего школьного возраста составляет рациональный подбор социального и педагогического инструментария, позволяющий добиться требуемого уровня социализации.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят задачи формирования и

118

© Власова Г.И., 2015

развития у учащихся универсальных действий, которые обеспечат их умение учиться, а также способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Это может быть достигнуто при осознанном постижении учащимися различного социального опыта.

При этом знаний, умения и навыки, именуемые в различных нормирующих документах компетенциями, рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Следовательно, можно сделать вывод, что компетенции учащихся формируются и развиваются во взаимосвязи с их активной деятельностью.

В ФГОС второго поколения отмечено, что в качестве личностных результатов обучения могут рассматриваться уровни сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, а также их индивидуальные личностные качества [3].

Кроме того, предполагается переход к стратегии социального проектирования и конструирования, основанной на образовательных технологиях, определяющих пути и способы достижения социального желаемого результата личностного и познавательного развития учащихся. Данные технологии позволят проектировать индивидуальный образовательный маршрут [2], различные траектории индивидуального развития каждого из учащихся. При этом надо обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зон актуального развития (ЗАР) и ближайшего развития (ЗБР).

При реализации образовательных стандартов нового поколения особую значимость приобретают технологии совместной деятельности педагогов. К ним относятся технологии психолого-педагогической диагностики, технологии, мотивирующие на поиск проблемы и способов действий в конкретной ситуации, а также технологии направленные на формирование и развитие детской самостоятельности. В этом случае можно говорить об одной из инновационных технологий - это технология формирования самосовершенствующейся личности. В этом случае ученик рассматривается как центр трехсфер-ной образовательной среды.

Для того чтобы сформировать требуемые компетентности младших школьников, которые позволят им вступить в общество полноценными индивидами, способными к дальнейшей деятельности, преподаватели, как правило, используют различные виды диалогического общения.

Процессы социализации младших школьников возможно рассматривать через призму компетент-ностного подхода на основе гуманитаризации обучения в начальной школе, с учетом воспитательно-

го потенциала семей обучающихся. При этом модель выпускника начальной школы должна изоморфно отражать структуру его дальнейшей деятельности, детерминированную социальным статусом семьи морально-нравственными (иногда духовными) взглядами, экономической и политической ситуацией конкретного исторического периода и т.д.

О компетентностной модели можно говорить, лишь имея в виду целостность предметно-функциональной подготовки и личностных качеств будущего субъекта, стремящегося к социальной адаптации, т.е. исходить из начальной «стартовой» социализации и начальной мотивации с обязательным обеспечением системы необходимых и достаточных условий полной социализации учащихся младших классов. В этой связи нами было выполнено теоретико-экспериментальное исследование особенностей социализации младших школьников в современной городской институциональной среде.

Базой исследования выступила ГБОУ СОШ №2 484 г. Санкт-Петербурга Московского района, в период с 2009 по 2013 г. В эксперименте участвовали 163 ребенка 8-10 лет (1-4 классы), 16 преподавателей начальных классов, а также 146 родителей. В общем, в эксперименте приняли участие 325 человек.

Выполнение экспериментальной части исследования дало эмпирический материал, позволяющий провести обсуждение и содержательный анализ существующей традиционной и инновационной, разработанной нами моделей согласования целей участников воспитательных взаимодействий [1].

Так, следует учитывать, что в существующей практике мотивы и цели участников институциональных взаимодействий мало согласованы, а часто и противоречат друг другу (см. рисунок 1).

Школа может воспринимать социальные институты как конкурентов за результаты творчества лучших учеников. Обе организации (школа и семья) на практике могут быть не склонны к партнерским отношениям с социальными институтами. Конкурентность субъектов образования вполне объяснима, поскольку они заинтересованы в расширении сферы своего влияния на систему образования и личность учащегося, а достигается это «явочным путем», т.е. без оповещения и аргументации такой позиции для прочих участников воспитательного процесса. Так, на рисунке 1 видно, что согласование целей трех основных субъектов идет преимущественно в диаде, а не в триаде. Тем более не разрабатываются и не согласовываются общие программы, в том числе и связанные с решением социально-важных для личности учащегося задач, таких, как социализация.

Предложенная нами теоретическая модель согласования воспитательных воздействий основных субъектов изначально демонстрирует наличие такого блока, который может быть принят ими как

ШКОЛА

Социальные % партнеры I (институты)

Семья может воспринимать институты:

а) как заместитель одного (отсутствующего или не референтного) родителя;

б) как источник дополнительных материальных затрат

СЕМЬЯ

Рис. 1. Модель традиционного институционального взаимодействия

единый и общий, т. е представлен как сфера совместной деятельности, где согласование и педагогическое сопровождение изначально определено приемлемой для всех целью, а конкуренция минимальна. Для иллюстрации подобной возможности мы обозначили в качестве таковой успешную социализацию личности младшего школьника (см. рисунок 2).

В начальной школе эта система конкурентных отношений субъектов воспитания может быть гуманизирована за счет постановки перед ними общей социально ценной цели - социализация личности младших школьников (см. выше).

Социализация личности младшего школьника выступает как результат системы взаимодействий, в том числе и институциональных, а материально-методической основой для совместной взаимно-согласованной деятельности субъектов воспитания может выступать авторская программа «Дорогою добра» [1]. Мы отдаем себе отчет, что мотивация институциональных субъектов школы и семьи не

может полностью совпадать, но смыслообразую-щий общий мотив, связанный с социализацией личности учащегося, может стать доминирующим и объединяющим их.

Важно учесть, что и позиция личности ученика в начальной школе во многом располагает к реализации конгруэнтной системы взаимодействий всех субъектов воспитательной среды. Младший школьник, в отличие от подростка, ценит внимание к себе со стороны взрослых и не конфронтирует с ними. Это позволяет, при наличии общей воспитательной позиции, реализовывать социально-ценное содержание инновационных программ, способствующих достижению необходимого и достаточного уровня социализированности ученика в системе институциональных отношений.

Целесообразно отметить особую роль методического сопровождения социализации младших школьников, содержание которого может быть успешно освоено учителями начальной школы, соци-

Методическое обеспечение социализации младших школьников

А Ч 7 А

V СЕМЬЯ V

ШКОЛА Социальные партнеры (институты)

|_| Блок, который может быть

принят как единый и общий, т.е. представлен как сфера совместной деятельности, где согласование и педагогическое сопровождение изначально определено приемлемой для всех целью, а конкуренция минимальна

Рис. 2. Модель согласования целей воспитательных взаимодействий субъектов образования

альными педагогами, заместителями директора школы по воспитательной работы, педагогами системы дополнительного образования и другими специалистами, включенными в городскую институциональную среду. Условием этого выступает организация соответствующей курсовой переподготовки в системе институтов развития образования или академий послевузовского образования, где есть возможность не только фронтального чтения лекций по соответствующей тематике, но и организация тренингов, где могут быть применены интерактивные педагогические технологии, направленные на сближение позиций всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

На основании полученных в нашем исследовании данных можно сделать некоторые выводы. А именно:

1. Модель выпускника начальной школы должна отражать структуру его дальнейшей деятельности, детерминированную социальным статусом семьи, ее морально-нравственными взглядами, экономической и политической ситуациями конкретных временных отрезков.

2. Процесс социализации младшего школьника носит целостный и системный характер. Необходимой и достаточной является система принципов, которая оказывает определенное взаимодополняющее воздействие на становление и развитие социальных представлений детей, обучающихся в начальной школе.

3. Для формирования у учеников начального звена школы социальной компетентности необходимо обеспечивать максимальную вариативность форм работы для постепенного расширения, освоенного ребенком социального пространства, обогащения его индивидуального опыта. Мероприятия по формированию навыков социализации могут быть направлены на:

- решение задач патриотического воспитания, формирование нравственной культуры миропонимания;

- определение чувств и мыслей по отношению к самому себе - формирование самооценки, самоуважения, самосознания, способов самовыражения - «Я-концепция»;

- решение задач сплочения классного коллектива, взаимоотношений с людьми - сверстниками, родителями, учителями; обучение способам и культуре общения, определение и формирование ценностных ориентации в коммуникативной сфере, решение проблем передачи социального опыта, формирование культуры социального поведения;

- создание условий для проявления у ребят своих индивидуальных способностей, включение учащихся в активные и нестандартные формы деятельности, привлечение ребят в различные учреждения дополнительного образования.

Используемые формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников, влияющие на их социализацию должны носить синтезированный характер. Однако для того, чтобы систематизировать и оптимизировать процесс социализации младшего школьника, необходимо выявить закономерности обучения детей в начальной школе и определить принципы социализации детей данной возрастной категории.

Критериями результативности процесса социализации младших школьников в их учебно-познавательной и социально-активной деятельности являются: наличие убежденности в принятии других как равноценных и равнозначных субъектов общения, равноправных партнеров по взаимодействию и диалогу (импонирование другим людям); наличие способности к тому или иному виду деятельности; целостность мировоззрения, навыки коллективного общения; устойчивость в социальных поступках; наличие проявления творческого потенциала.

Среди вариантов поддерживающего взаимодействия с социальными партнерами можно отметить следующие:

- психолог - администрация школы - педагог -ученик;

- психолог - администрация детских учреждения (библиотеки, филармонии, спортивных школ, театра, поликлиники) - учитель - ученик;

- психолог - районная администрация (органы исполнительной/ законодательной власти) - учитель - ученик).

Среди имеющихся путей преодоления рисков в решении проблем при институциональном взаимодействии в процессе социализации младших школьников можно выделить следующие:

- при существующем риске неготовности педагогического коллектива к социальному партнерству одним из путей преодоления будет выступать разработка управленческих мероприятий по взаимодействию с социальными партнерами, а также усовершенствование методической службы/ сопровождения педагогов;

- при низкой информированности партнеров о возможностях ОУ путем преодоления будет являться информирование партнеров о деятельности учреждения через СМИ, сайт ОУ, изучение интересов социальных партнеров для взаимовыгодного сотрудничества;

- при трудностях в определении механизма при введении новых форм взаимодействия с социальными партнерами - разработка механизма введения новых форм взаимодействия;

- при недостаточности в ОУ материально-технических средств - привлечение дополнительных финансовых средств (платные образова-тельные услуги, благотворительность, использование ресурсов социальных партнеров);

- при отсутствии информированности родителей и/или непредвиденной реакции родителей - информирование родителей, вовлечение в совместные проекты;

- при отсутствии знаний у практических работников ОУ в области проведения мониторинговых процедур; использования результатов при выстраивании индивидуальной карты развития воспитанника, оказания своевременной квалифицированной помощи - прохождение курсов повышения квалификации, организация творческих групп - обмен опытом, наставничество;

- при слабом владении педагогическими технологиями у педагогов, реализующих основную общеобразовательную программу и направления по внеклассной работе - прохождение курсов повышения квалификации, организация творческих групп - обмен опытом, наставничество;

- при незнании и некорректной оценке степени, направления и причин отклонений развития у детей и последующих педагогических воздействий на ребенка - организация взаимодействия с группой специалистов определенной специфики деятельности (помощь психолога, логопеда, медицинских, социальных работников);

- в случаях наличия разных коллективов детей/ классов (сильный, средний, слабый, коррекцион-ный) - подбор определенных средств и методичес-

кого сопровождения по данной категории детского коллектива; отслеживание промежуточных результатов, выстраивание маршрута индивидуального сопровождения, привлечение к взаимодействию специалистов.

Важным условием реализации этих организационных форм является сотрудничество с семьей и социальными партнерами. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.

Библиографический список

1. Власова Г.И., Иванов Е.А. Взаимодействие современных социальных институтов как среда социализации школьников // Социология образования, 2015. №№2. - С.65-73.

2. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. Монография. - СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013. - 272 с.

3. ФГОС начального общего образования утвержден Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009 г., рег. №> 17785

Vlasova G.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION AND THE SOCIALIZATION OF THE YOUNGER SCHOOLBOY

This article discusses the experience of using the competence-based approach in educational work with young children, aimed at improving the efficiency of their socialization in urban institutional environment. Keywords: socialization, competence approach, the competence model of socialization of the individual student.

УДК 159.9:62

Макарова Е.Н.

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы изучения проблемы профессионализма в психологии и акмеологии, прослеживается генезис этого понятия. Акцент ставится на позиции акмеологического подхода. При анализе понятия «профессионал» подчеркивается важность качественного уровня осуществления трудовой деятельности и наличие у человека профессионально важных качеств. В статье представлены различные подходы отечественных психологов к определению, структуре и содержанию профессионализма и смежных с ним понятий. В частности, Е.А. Климов рассматривает данное понятие как строго организованную систему сознания и психики индивида. А.К. Маркова опирается на профессиографический подход, выделяет мотивационную и операционную стороны профессионализма. С позиций интегративного подхода С.А. Дружилов характеризует профессионализм как свойство, процесс и состояние человека. Последователи акмеологического подхода А.А. Деркач, В.Г. Зазы-кин и другие описывают профессионализм с точки зрения диалектического единства профессионализма личности и профессионализма деятельности. В статье дается характеристика стадий развития профессионализма. Автор статьи рассматривает соотношение понятий профессионализм и компетентность в психологической и акмеологи-

122

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Макарова Е.Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.