Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа результатов уровней их воспитанности'

Педагогическое сопровождение воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа результатов уровней их воспитанности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Светлана Николаевна

В данной статье обосновывается переход к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей, психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; создания условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа результатов уровней их воспитанности»

УДК 37.018.1-053.5

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЕЙ ИХ ВОСПИТАННОСТИ

PEDAGOGICAL GUIDANCE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN EDUCATION IN A FAMILY ON THE BASIS OF CAUSE AND EFFECT ANALYSIS OF THEIR SOCIAL TRAINING LEVELS

С. Н. Сергеева

S. N. Sergeeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В данной статье обосновывается переход к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей, психологопедагогической компетентности педагогов и родителей; создания условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.

Abstract. The article states the transfer to the model of the development of communicative, cultural, spiritual and ethical competence of children, parents and teachers; development of psychological and pedagogical competence of teachers and parents; creation of conditions and motivation for interpersonal, interfamily interaction which allows to solve immediate problems of a child’s development, education and socialization.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, причинно-следственный анализ, воспитание в семье, младший школьный возраст, воспитательная среда образовательного учреждения и семьи.

Keywords: pedagogical guidance, cause and effect analysis, family education, primary school age, educational environment of an educational institution and family.

Актуальность исследуемой проблемы. Ситуация, сложившаяся сегодня в России, определяется сложными динамическими изменениями во всех сферах жизни и касается всех социальных институтов. Особенно серьезно она отражается на семье, приводит к ее неустойчивости, росту разводов, нестабильности детско-родительских отношений, снижению роли ряда функций семьи, в частности, таких как: репродуктивная, социализирующая, первичного социального контроля, духовного общения. Все это вместе взятое стимулирует распространение безнадзорности, беспризорности, сиротства, способствует утрате человеческого капитала, росту социальных издержек для государства и в конечном итоге приводит к более низким экономическим результатам по сравнению с потенциально возможными для страны.

В этих условиях одним из путей решения данных проблем является объединение усилий семьи и учреждений системы образования по созданию единого воспитательнообразовательного пространства для развития личности ребенка.

Материал и методика исследований. Нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретические (изучение педагогической, психологической литературы, проектирование, обобщение опыта деятельности образовательных учреждений); диагностические (анкетирование, тестирование); обсервационные (педагогическое наблюдение, мониторинг); экспериментальные. В исследовании принимали участие учащиеся первого класса СОШ № 39 г. Чебоксары, их родители и учителя начального звена школы. Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня воспитанности учащихся первого класса школы на основе причинно-следственного анализа.

Результаты исследований и их обсуждение. В научно-педагогической литературе по проблемам объединения усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей используется следующий синонимический ряд наименований данного процесса: «совместная работа», «сотрудничество», «совместная деятельность», «работа с семьей», «педагогическое сопровождение», «социально-педагогическая поддержка семьи». С нашей точки зрения, наиболее полно процесс взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга, способствующий более успешной реализации их воспитательных возможностей, отражают категории «взаимодействие» и «педагогическое сопровождение».

Педагогическое сопровождение - многогранное явление. Оно может осуществляться на разных уровнях: личности, школы, родителей, социума, детских, подростковых, юношеских объединений и др.

Говоря о педагогическом сопровождении воспитания младших школьников в семье, его сущности, формах и методах, необходимо исходить из конкретных ситуаций, из знаний индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей, то есть осуществлять причинно-следственный анализ.

Педагогическое сопровождение семьи - система деятельности государства и общества по оказанию опережающей, профилактической и оперативной помощи семье в вопросах воспитания детей, осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов, решения общих и индивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка.

Утверждение новой педагогической парадигмы (активного воспитания и развивающего образования, повышения профессионализма педагогов и увеличения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационноназидательного воздействия к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребенка и взрослых; к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей; к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создания условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.

Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении [2, 85].

Стержнем воспитанности, по мнению А. К. Марковой, является согласованность трех компонентов: нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе); нравственных убеждений и мотивов, целей, отношений, смыслов - того, что из нравственных знаний принято учеником для себя как эталон; нравственных поступков и нравственного поведения в учении [1, 70].

Диагностика уровней воспитанности младших школьников в педагогической деятельности учителя начальных классов является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания в школе и семье, его коррекции и совершенствования. Она позволяет учителю начальных классов правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, а также составить программу нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе [5, 117].

Уровень воспитанности детей отслеживался нами по следующим критериям: отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность); отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей); отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города); отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость); стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены: опрятный внешний вид, уход за кожей тела, волосами, полостью рта).

Учащимся младших классов, классному руководителю, родителям предлагалось оценить, насколько выражены у учащихся предложенные качества, по 5-балльной системе, где 5 соответствует очень высокому уровню, 4 - высокому, 3 - среднему, 2 - низкому, 1 - очень низкому. Для этого ими заполнялись бланки «Карточка самооценки воспитанности учащегося 1 класса», «Карточка оценки личностного роста сына (дочери)», «Карточка оценки воспитанности младшего школьника» после соответствующих инструкций. Результаты опроса представлены в таблице 1. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик в начальной школе, составляет 75:5 критериев х 5 баллов х 3 (самооценка младшего школьника, родителя, оценки классного руководителя).

Таблица 1

Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности ученика 1 класса

№№ п/п Качества личности Самооценка Оценка родителей Оценка классного руководителя Сумма баллов Суммарный средний показатель по оцениваемым качествам

1. Отношение к учебе 5 4 4 13 4,3

2. Отношение к труду 4 4 4 12 4,0

3. Отношение к природе 5 4 5 14 4,6

4. Отношение к другим 5 5 5 15 5,0

5. Стремление к здоровому образу жизни 4 4 4 12 4,0

Суммарный показатель 23 21 22 66 -

Далее нами определялся уровень воспитанности каждого ученика, а также проблемное поле уровня воспитанности по следующей шкале: уровень воспитанности до

40 % - критический уровень; 41-60 % - низкий уровень; 61-75 % - допустимый уровень; от 76 % и выше - оптимальный уровень.

Уровень воспитанности определялся нами по формуле: Х = (У х 100) / 75, где:

Х - искомый уровень воспитанности конкретного ученика;

У - количество баллов суммарного показателя;

В нашем случае X = (66 х 100) / 75 = 88 % - оптимальный уровень.

Если суммарный средний показатель оцениваемого качества находится в пределах от 1 до 2,5 балла, то это является проблемным полем.

В данном случае проблемного поля у школьника нет.

На основе суммарных показателей уровня воспитанности класса выявляются учащиеся с проблемным полем. На основе причинно-следственного анализа уровня воспитанности младшего школьника в семье планируется и организуется процесс воспитания в семье, его коррекция и совершенствование.

Нами разработана и успешно реализуется программа «Школа и родители: мы вместе». Главная цель программы - способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащегося, возрождению семейного воспитания. Основу ее реализации составляют квалифицированное педагогическое руководство и максимальное использование положительного потенциала и возможностей семьи. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая деятельность классного руководителя, педагога-психолога и социального педагога, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в социокультурном пространстве образовательного учреждения.

В качестве направлений взаимодействия школы и семьи мы предлагаем следующие: «Дни открытых дверей», родительские собрания, родительский лекторий; проблемное и тематическое консультирование, проблемные семинары; семейную гостиную «Поймем друг друга»; совместный досуг; тренинг «Взаимодействие родителей с детьми»; акции, социальные проекты и др.

Практика работы с родителями учащихся младших классов показала, что взаимодействие в единой воспитывающей среде способствует достижению следующих результатов:

- в совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передается опыт творческой деятельности;

- от старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, физкультурной, свободном общении;

- нормализуются семейные отношения детей и родителей за счет совместного позитивного переживания;

- формируется отношение к материальным и духовным ценностям;

- родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги - родителей;

- происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;

- достигается больший охват учащихся различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей [4, 112].

Таким образом, можно выделить следующие направления системы работы по педагогическому сопровождению семьи [3, 17]:

- содержательное направление, включающее разработку содержания, форм и методов интегрирования различных компонентов, в том числе и духовно-нравственных компонентов практики семейного воспитания;

- социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей: семьям, переживающим разные периоды развития; семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи: многодетным, малоимущим, неполным, имеющим детей-инвалидов; семьям группы риска, неблагополучным, асоциальным.

- программно-структурное направление, предполагающее разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов: 1) просвещения родителей; 2) организации совместной деятельности семей;

- направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуще-

ствление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по организации педагогического просвещения родителей, психолого-

педагогическому сопровождению семейного воспитания.

Резюме. Полученные нами в ходе проведенного исследования результаты позволяют судить о достаточно высокой эффективности предложенной совокупности педагогических условий повышения эффективности педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа результатов уровней их воспитанности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркова, А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 193 с.

2. Маркова, А. К. Диагностика развития школьников в процессе обучения / А. К. Маркова // Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. - Петрозаводск : Б.и., 1992. - С. 4-98.

3. Потаповская, О. М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения / О. М. Потаповская // Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - М. : Издательство «Планета 2000», 2002. - 94 с.

4. Степанов, Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса : учебно-методическое пособие / Е. Н. Степанов. - М. : Сфера, 2004. - 224 с.

5. Чепиков, В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников : учебно-методическое пособие / В. Т. Чепиков. - Гродно : ГРГУ, 2001. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.