2. Компьютерная программа мониторинга учебно-воспитательного процесса (КПМ УВП): свид. №2010614230 / В. А. Комелина, Н. В. Култашева, Г. Я. Камашев, И. М. Романова; заявка №2010612410; зарегистр. 30.06.2010.
3. Мирошниченко, А. А. Педагогический мониторинг: пособие
[Текст]/ А. А. Мирошниченко, А. С. Казаринов, Г. В. Керова. - Глазов, 1998. - 40 с.
УДК 37.01
Майер Алексей Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедр дошкольного и дополнительного образования; социального педагогики и педагогической технологии Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии, [email protected], Барнаул
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАНИИ
Mayer Alexey Alexandrovich
Candidate of pedagogical sciences, Altai State Pedagogical Academy, [email protected], Barnaul
THE RESULTS OF MANAGEMENT CHILDREN SOCIALIZATION IN PRIMARY SCHOOL EDUCATION
Постановка проблемы управления социализацией детей в образовании является относительно новой и достаточно актуальной в современных условиях развития начальной школы. Внедрение в практику начального образования материалов организации образовательного процесса, реализующих стандарты общего образования второго поколения [4] требует от педагога системного видения процессов воспитания, обучения и развития в образовании детей. Такой взгляд возможен при анализе долгосрочных и отсроченных результатов образования, выраженных в достижениях социализации ребенка.
Прежде чем отразить данные результаты, обратимся к моделированию управления социализацией детей младшего школьного возраста: для этого следует определить управляемые границы социализации ребенка в образовании, сконструировать модель управления социализацией младших школьников, разработать направления и технологии ее внедрения в образовательный процесс.
Возможность управления процессами социализации детей младшего школьного возраста определена ролью образования в социализации человека: социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности качество жизни, составляет основу становления человека как личности. Следует отметить, что образование
детей в контексте социализации рассматривается как человекообразование с центральной функцией культуротворчества ребенка как субъекта культуры и ее творца [1]. Образование детей младшего школьного возраста понимается, как работа со смыслами, ценностями, системой отношений ребенка, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку осознавать, оценивать и совершенствовать себя. Феномен образования определяется исследователями как целенаправленное порождение в педагогическом диалоге динамики смыслов и способов бытия ребенка в мире, актуализирующих его человеческое качество (В. Е. Клочко, И. А. Колесникова).
В наших исследованиях определена специфика образования детей младшего школьного возраста, которая обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями ребенка (психологический аспект), содержанием социального заказа, выраженного в образовательных программах (социальный аспект), особенностями взаимодействия детей и взрослых, организационными условиями взаимодействия (педагогический аспект) [2].
Педагогическое управление в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в контексте особенностей общей теории управления и социального управления, и определяется как специфический вид управления образовательным процессом, существенной характеристикой которого является взаимодействие субъектов в форме общения (И. А. Зимняя, И. П. Под-ласый, В. П. Симонов). Управление социализацией в образовании детей, по нашему мнению, это целенаправленная деятельность управляющей системы (педагогов, родителей), которая, посредством педагогического воздействия на ребенка, переводит его на позицию субъекта. Подобная деятельность направлена на построение контролируемог о контекста социализации в образовании (обучении, воспитании), что позволяет достичь результатов социализации - базовых новообразований личности и деятельности младшего школьника. К ним в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его последователей относятся учебная деятельность и внеситуативно-деловое общение, рефлексия как способность к адекватной самооценке и самоанализу, развитая смысловая память, а также способность быть субъектом социального действия, действия направленного на окружающих, имеющее социальный смысл [2].
В качестве основы управления социализации в образовании детей младшего школьного возраста мы разработали педагогическую модель и технологии ее реализации в образовании, включающие:
- регионализацию содержания образования, направленную на максимальное раскрытие потенциала ребенка в конкретном контексте культурного пространства;
- интеграцию субъектов образования, что обеспечивает синхронизацию их деятельности в процессе сопровождения развития ребенка;
- измерение компетентностных результатов как показателей успешной социализации младших школьников.
Модель проектирует цель, задачи, содержание, технологии и результаты социализации в образовании детей младшего школьного возраста.
Цель управления социализацией в образовании детей младшего школьного возраста - обеспечить социальное развитие ребенка посредством обучения и воспитания на основе оптимального сочетания возможностей образования, интересов общества и семьи, потребностей ребенка.
Задачи направлены на определение условий и факторов социализации детей младшего школьного возраста в образовании, учет закономерностей социализации в образовании детей, конструирование человекосообразного содержания образования, реализацию технологий управления, измерение результатов социализации в образовании.
Принципы являются своеобразными регуляторами процесса управления социализацией, поскольку отражают объективные закономерности процессов управления и социализации в образовании детей. К таковым мы отнесли принципы целостности, пропорциональности, оптимального сочетания централизации и децентрализации (управления, соуправления и самоуправления).
Содержание модели направлено на реализацию закономерностей управления социализации в образовании детей: конструирование оптимального содержания федерального, национально-регионального, внутришкольного компонентов образования; построение комплексного пространства развития ребенка; разработка индивидуального сопровождения социализации в образовании ребенка; интеграция субъектов образования в процессе социализации детей; реализация компетентностного подхода в образовании.
Технологии управления социализацией определены целью и задачами, принципами, содержанием образования детей младшего школьного возраста, а также педагогическими функциями, реализующими обучающее и воспитательное воздействие на ребенка в целях его развития. Технологии реализуются в диалектике традиционного, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Это обеспечивает реализацию проектируемого содержания по:
- выбору, разработке и реализации образовательных программ, оптимально сочетающих вклады образования в единстве федерального, национальнорегионального, внутреннего компонентов;
- построению единого пространства развития ребенка, обеспечивающего комплексность и целостность социализации;
- разработке индивидуального сопровождения социализации в образовании ребенка, связанного с анализом типичных проблем и особенностей ребенка, построением индивидуальной программы развития, коррекцией затруднений;
- интеграции субъектов образования (учителей и специалистов школы) в процессе социализации детей, направленной на формирование универсальности опыта и основы творческой реализации ребенка в образовании;
- реализации компетентностного подхода на основе мониторинга основных компетенций ребенка в процессе освоения социокультурного опыта.
В процессе экспериментальной проверки эффективности модели управления социализацией детей младшего школьного возраста в образовании, нами внедрены программы развития в учреждения среднего образования. В
исследовании приняло участие 121 учреждение среднего образования (средних общеобразовательных школ - СОШ) г. Барнаула и Алтайского края. В экспериментальной группе, состоящей из 15 СОШ, внедрены программы развития, учитывающие факторы социализации ребенка в образовании (среда и пространство развития ребенка, сопровождение его развития на основе интеграции специалистов, регионализация содержания, мониторинг результатов образовательной деятельности). Программы сроком от 3-х до 10-ти лет, направлены на создание полноценного пространства социализации детей.
Основными показателями результативности управления социализацией младших школьников выступили:
I) пространство развития родителей (включенность семьи в ОУ, преемственность и единство требований ОУ и семьи, взаимоотношение родителей в семье, стиль воспитания в семье, родительское сообщество);
II) пространство развития ребенка (предметно-развивающая среда, образовательное и дополнительное образовательное пространства, социальная ситуация развития, детское сообщество):
III) пространство развития педагогов (система стимулирования и мотивации, мастерство и профессионализм, сотрудничество и сотворчество, ме-дикосоциопсихопедагогическое сопровождение, педагогическое сообщество);
IV) условия функционирования пространств развития ОУ: кадровое и информационное обеспечение, материально-техническая база и ресурсы, управляющая и управляемая подсистемы.
Основным средством оценивания выступил рефлексивный мониторинг процесса развития образовательного учреждения [3].
Способы оценивания: измеряется выраженность каждого показателя (1-У) представленными критериями (низкого, среднего, высокого уровней) для каждого субъекта образования отдельно (родителей, педагогов, детей).
Обработка результатов: полученные результаты по каждому субъекту суммируются. Затем подсчитывается общая оценка (сумма оценок всех субъектов - полисубъектного пространства).
Интерпретация результатов (каждого субъекта/полисубъектного пространства) производилась по следующим вербально-числовым шкалам.
Низкий уровень (адаптация): 5-8 баллов для отдельного субъекта /15-24 балла - для полисубъектного пространства ОУ: реализация образовательных услуг в пределах госстандарта: организация взаимодействия исходя из интересов педагогов по поводу образовательных услуг; примат традиционного управления; приспособление к изменяющимся условиям; результаты деятельности не выходят за рамки ожидаемых; отношения между участниками развития характеризуются как субъект-объектные; формальное сплочение педагогического и родительского сообществ как внутри, так и между собой; максимальный результат взаимодействия - перевод педагогов и родителей на позицию субъекта.
Средний уровень (интеграция) - 9-12 баллов/25-36 баллов: реализация образовательных услуг с учетом социального заказа родителей; примат соуп-равления (родители, воспитатели, дети формально участвуют в управлении,
принятии решений); формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообществ; результаты деятельности отличаются субъективной новизной; отношения между участниками развития характеризуются как субъект-субъектные; результат взаимодействия - перевод педагогов и родителей на позицию личностного развития.
Высокий уровень (индивидуализация) - 13-15 баллов/37-45 баллов’, реализация образовательных услуг с учетом интересов и потребностей детей, родителей, педагогов; примат самоуправления (родители, воспитатели и дети
- полноправные участники управления, принятия решений); продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ; результаты деятельности отличаются объективной новизной; отношения между субъектами характеризуются как полноценное взаимодействие личностей; результат взаимодействия - раскрытие педагога, родителя, ребенка как индивидуальности (см. таблицу).
На констатирующем этапе эксперимента результативность управления социализацией детей младшего школьного возраста составляет в среднем 28 баллов, что соответствует 2 уровню развития образовательных учреждений, По результатам статистического анализа не обнаружено достоверных различий в выборке, на основании чего нами произвольно выделены контрольная и экспериментальная группы.
Таблгща- Результаты внедрения программ развития школы, направленных на социализацию в образовании детей младшего школьного возраста (в %)
До эксперимента После эксперимента
уровни эксп. гр. контр, гр. эксп. гр. контр, гр.
1 0 1,9 0 1
2 100 89,6 60 83
о э 0 8,5 40 16
всего 100 100 100 100
Дополнительный опрос, направленный на конкретизацию создаваемых условий социализации детей, позволил определить особенности управления социализацией в начальной школе:
- отмечается приоритет интересов педагогов (по отношению к интересам родителей и детей) в контрольной группе 76,9% против 62,5% в экспериментальной;
- преобладает ориентация школ на ценности со- и самоуправления: в экспериментальной группе получены результаты, отличающиеся субъективной 31,3% и объективной 62,5% новизной.
Отмечаются также незначительные различия в ориентации школ контрольной и экспериментальной групп на ценности традиционного управления (37% и 37,5% соответственно) и приспособления к изменяющимся условиям (34,3 % и 43,8%), что объясняет ситуации, когда результаты не выходят за рамки ожидаемых в школах контрольной (46,3%) и экспериментальной (31,3%) групп. Есть и позитивные изменения, характерные для обеих групп: в частности, отрицание формального сплочения педагогического и родительского сообществ (69,4% в контрольной группе и 68,8% в экспериментальной), пере-
вод педагогов и родителей на позицию субъекта (63,9% в контрольной группе и 62,5% в экспериментальной) и реализация взаимодействия в интересах родителей (82,4% и 81,3% соответственно).
На контрольном этапе эксперимента в контрольной группе (106 учреждений) зафиксирован преобладающий 2 уровень развития образовательного учреждения, средний балл составляет 31. В экспериментальной группе преобладает 3 уровень развития, средний балл составляет 44,6.
Статистический анализ различий в выборках по экспериментальным и контрольным группам образовательных учреждений по итогам эксперимента позволяет утверждать наличие достоверных (статистически значимых) различий по всем областям анализа - условия функционирования образовательного учреждения (кадры, ресурсы, управление, социум); пространство родителей (их включенность в жизнь образовательного учреждения); пространство детей (дополнительное пространство, социальная ситуация развития, сопровождение, сообщество детей); пространство педагогов (мастерство, саморазвитие).
Следовательно, реализация модели, проектирующей необходимые управленческие условия социализации младших школьников, позволяет существенно повысить результативность социализации детей.
Факторный анализ исследуемых параметров позволил определить влияние каждого признака на социализацию детей в следующей последовательности:
1 фактор: ресурсы, управление, социум, пространство развития ребенка, мотивация и мастерство педагогов, саморазвитие и интеграция, сообщество педагогов.
2 фактор: ресурсы управления, отношения между супругами, стиль воспитания в семье, сообщество детей.
3 фактор: включенность семьи, преемственность, сообщество родителей, среда и пространство развития ребенка.
4 фактор: материально-техническая база и ресурсы управления, среда и пространство развития ребенка, дополнительное образовательное пространство, сопровождение развития ребенка, мотивация труда педагогов.
5 фактор: кадры, статус в обществе, интеграция специалистов, сообщество педагогов.
6 фактор: образовательное и дополнительное образовательное пространства, социальная ситуация развития ребенка, комплексное сопровождение ребенка, сообщество детей, интеграция специалистов, сообщество педагогов.
Исходя из данных факторного анализа, можно сделать выводы, что основными детерминантами управления социализацией в образовании детей являются возможности государства (ресурсы ОУ) и педагогов (их мотивация, саморазвитие, интеграция и сообщество). Следующая группа факторов - семья и ее включенность в ОУ, однако вопросы формирования сообщества родителей как единомышленников и участников образовательного процесса остаются не решенными. И последняя группа факторов, касающихся развития ребенка - пространство его развития, сообщество сверстников, социальная ситуация развития ребенка.
Статистический анализ данных по итогам эксперимента позволил выявить существенные различия в экспериментальной и контрольной группе школ по основным показателям: кадры, ресурсы, включенность семьи в школу, преемственность, отношения между супругами, стиль воспитания в семье, сообщество родителей, пространство развития ребенка, дополнительные образовательные услуги, сопровождение детей, сообщество детей, интеграция специалистов, сообщество педагогов.
Проведенные нами исследования показывают, что в большинстве образовательных учреждениях, преобладает средний уровень достижения результатов управления социализацией детей младшего школьного возраста.
Для этого уровня характерны учет социального заказа родителей; ориентация на соуправление, когда родители, педагоги и дети формально участвуют в управлении, принятии не принципиальных решений; формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообщества; результаты деятельности отличаются субъективной новизной; отношения между участниками развития характеризуются как субъект-субъ-ектные; результат взаимодействия - перевод педагогов и родителей на позицию личностного развития. Между тем несформированность системных показателей деятельности образовательного учреждения по основополагающим пространствам несет реальную угрозу результатам социализации ребенка в образовании.
По итогам рассмотрения проблемы управления социализацией детей младшего школьного возраста в образовании, следует отметить следующее:
1. Социализация младшего школьника в образовании рассматривается как контролируемый процесс освоения социокультурного опыта. Управляемый аспект социализации - это взаимодействие ученика с учителем, основу которого составляет управляющее воздействие педагога.
2. Условия управления социализацией в образовании обеспечиваются отбором содержания образования, взаимодействием педагогов и технологиями сопровождения социализации в образовании, компетентностным подходом к оценке достижений учащихся.
3. Результаты управления социализацией связаны с достижениями учащихся показателей интеграции в детском и взрослом сообществах, индивидуализации развития как субъекта учебной деятельности и социальной жизни.
Библиографический список
1. Клочко, В. Е. Предмет современной психологии: Человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики [Текст]/ В. Е. Клочко // Образование и социальное развитие региона. - 1995. - № 3-4. - С. 104-113.
2. Майер, А. А. Управление социализацией детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе образования: состояние и перспективы [Текст]: Монография / А. А. Майер. - М.: Сфера, 2008. - 221 с.
3. Майер, А. А. Возможности рефлексивного мониторинга в обеспечении качества образования // http://bspu.secna.ru/Journal/vestnik/ARHIW/Nl_2004/pdf/ikt/maer.pdf
4. Пакет материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения // http://standart.edu.ru