Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ТЬЮТОРА И СУРДОПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ТЬЮТОРА И СУРДОПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУРДОПЕДАГОГ / ТЬЮТОР / STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS / TUTOR SUPPORT / SPECIAL EDUCATION / DEAF TEACHER / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Н. И., Колотилова У. В.

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, так как в свете принятия нового Закона «Об образовании» в Российской Федерации актуальным становится поиск эффективных, научно обоснованных путей социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи - представить технологию взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников. Материалы и методы . Основными методами исследования являются анализ научных идей и теорий, посвященных проблеме организации тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, формирования коммуникативных умений слабослышащих школьников, моделирование как метод научного обоснования деятельности по сопровождению взаимодействию педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих школьников младших классов. Результаты . Разработана технология взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, способствующая созданию условий для эффективного сопровождения обучающихся с нарушениями слуха и повышению уровня их коммуникативных умений. Обсуждение . Подчеркивается, что представленная авторами технология является ресурсом организации взаимодействия сурдопедагога и педагога-тьютора по вопросам повышения уровня коммуникативных умений слабослышащих учащихся младшего школьного возраста. Заключение . Делается вывод о том, что реализация представленной технологии будет способствовать реализации педагогически обоснованных и целесообразных инноваций в сфере социализации воспитанников с нарушениями слуха при взаимодействии сурдопедагога и педагога-тьютора в условиях образовательной организации. Основные положения: - описаны методологические подходы реализации сопровождения педагога-тьютора и сурдопедагога слабослышащих детей младшего школьного возраста в процессе формирования коммуникативных умений; - представлена технология взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения; - определены значимые моменты осуществления тьюторского сопровождения ребенка с нарушением слуха в условиях специального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурова Н. И., Колотилова У. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF INTERACTION OF A PEDAGOGUE-TUTOR AND AN EXPERT IN THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN HEARING-IMPAIRED OF THE YOUNGER CLASSES

Introduction. The article substantiates the urgency of the problem of organizing tutor support for children with disabilities, since in the light of the adoption of the new Law "On Education" in the Russian Federation, the search for effective, scientifically grounded ways of socialization of students with disabilities becomes relevant. The purpose of the article: to present the technology of interaction between a teacher-tutor and a teacher of deafness in the process of forming the communicative skills of hearing impaired primary schoolchildren. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific ideas and theories devoted to the problem of organizing tutor support for children of primary school age with hearing impairments, the formation of communicative skills of hearing impaired schoolchildren, modeling as a method of scientific substantiation of activities to support the interaction of a teacher-tutor and a deaf teacher in the process of forming communicative skills of hearing impaired students elementary grades. Results. A technology has been developed for the interaction of a teacher-tutor and a deaf teacher in the process of forming the communication skills of hearing impaired primary schoolchildren in a special (correctional) educational institution, which contributes to the creation of conditions for effective support of students with hearing impairments and an increase in the level of their communicative skills. Discussion. It is emphasized that the technology presented by the authors is a resource for organizing the interaction of a deaf teacher and a teacher-tutor on improving the level of communication skills of hearing-impaired students of primary school age. Conclusion. It is concluded that the implementation of the presented technology will contribute to the implementation of pedagogically grounded and expedient innovations in the field of socialization of pupils with hearing impairments in the interaction of a deaf teacher and a teacher-tutor in an educational organization. Highlights: 1. The methodological approaches to the implementation of the support of a teacher-tutor and a deaf teacher of hearing impaired children of primary school age are described in the process of developing communicative skills; 2. The technology of interaction of a teacher-tutor and a deaf teacher in the process of the formation of communication skills of hearing impaired primary schoolchildren in a special (correctional) educational institution is presented.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ТЬЮТОРА И СУРДОПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.157.4.002 е

УДК 376.356 §

ББК 74.5 §

I

05

Н. И. Бурова1, У. В. Колотилова2 §

:ORCID № 0000-0002-0584-809X

Доцент, доктор педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики,

психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. §

E-mail: [email protected] g

й

2ORCID № 0000-0003-2111-1976 |

возможностями здоровья, так как в свете принятия нового Закона

поиск эффективных, научно обоснованных путей социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель статьи — представить технологию взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научных идей и теорий, посвященных проблеме

ных умений слабослышащих школьников, моделирование как метод научного обоснования деятельности по сопровождению взаимодей-

о д

е Й о

Преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический |

университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

о*

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ПЕДАГОГА-ТЬЮТОРА С

о а

И СУРДОПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ а

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

р о

Аннотация 1|

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы ор

ганизации тьюторского сопровождения детей с ограниченными М

р

о

а

«Об образовании» в Российской Федерации актуальным становится и

§

о

и §

з

и

0 в ■ ^ н V ы л Й

1 м ин

Й и § ^

М ^

организации тьюторского сопровождения детей младшего школь- § §

? о

ного возраста с нарушениями слуха, формирования коммуникатив- § л

О й о 4s о §

ствию педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих школьников младших классов.

Результаты. Разработана технология взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, способствующая созданию условий для эффективного сопровождения обучающихся с нарушениями слуха и повышению уровня их коммуникативных умений.

Обсуждение. Подчеркивается, что представленная авторами технология является ресурсом организации взаимодействия сурдопедагога и педагога-тьютора по вопросам повышения уровня коммуникативных умений слабослышащих учащихся младшего школьного возраста.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация представленной технологии будет способствовать реализации педагогически обоснованных и целесообразных инноваций в сфере социализации воспитанников с нарушениями слуха при взаимодействии сурдопедагога и педагога-тьютора в условиях образовательной организации.

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями слуха; тью-торское сопровождение; специальное образование; сурдопедагог; тьютор.

Основные положения:

- описаны методологические подходы реализации сопровождения педагога-тьютора и сурдопедагога слабослышащих детей младшего школьного возраста в процессе формирования коммуникативных умений;

- представлена технология взаимодействия педагога

а

«о

о

^ ных умений слабослышащих младших школьников в условиях спе-

а

«о

о §

£

0

1

тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников в услов! циального (коррекционного) образовательного учреждения;

- определены значимые моменты осуществления тьюторско-го сопровождения ребенка с нарушением слуха в условиях специального образования.

ж §

о

г

So а

5

1 Введение (Introduction)

5

В современном обществе резко возросло внимание к такому е социальному феномену, как коммуникация. Сформированность ком- |

5

муникативной деятельности характеризует уровень возможностей I

а

ребенка по овладению достижениями социума. а

г о г a

В нашем исследовании мы остановимся на изучении коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха, а именно слабослышащих, процесс обучения которых представляет особую трудность.

Уникальным инструментом межличностного общения

является слух. Качество слуха приобретает важнейшее значение в §

д

а г о г а

о* S S

a

a

3 3

д о

связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. В то же время нарушения слуха среди детей школьного возраста составляют, по разным данным, от 3 до 15 % и с каждым годом возрастают [1].

Формирование коммуникативных умений в обучении детей с о нарушениями слуха возможно только при эффективной коррекцион-ной помощи. Для специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями слуха [2]. 1

Среди многообразных педагогических моделей в настоящий | период времени широкое распространение получила модель тью- а § торского сопровождения образования в школе, обладающая возмож- а у но наибольшим развивающим потенциалом, то есть, ориентиро- "I н

с §

ванная на создание гуманного социума, способного обеспечить М §

л сл

гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные ^ а

£ с

и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей § Ы человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a a

о -Н о5

в х

Анализируя теорию и практику специального образования, мы отметили, что эффективной формой работы с особым ребенком является привлечение тьютора.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что на начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования мотивации достижения и самостоятельности обучающегося.

При поступлении в начальную школу дети с нарушениями слуха испытывают значительные трудности в усвоении образовательной программы, постепенно у них снижается интерес к учению, возникают сложности при коммуникации со сверстниками. С нашей точки зрения, повышение уровня сформированности коммуникативных умений в процессе обучения слабослышащего младшего школьника возможно при преодолении трудностей общения и оценке обучающимся результатов своей деятельности.

Обзор психолого-педагогической литературы доказывает значимость коммуникативных умений во всех сферах жизни ребенка. Они играют ведущую роль в речевом, эмоциональном развитии детей, в формировании их мышления и личности. Значимость коммуникативных умений для детей с нарушением слуха объясняет тот факт, что в сурдопедагогике их формированию всегда отводилась ведущая роль (А. С. Люкина, Е. Г. Речицкая и др.) [4; 5].

В Федеральном государственном образовательном стандарте ва начального общего образования обучающихся с ограниченными

во

| возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ) формирование

о

I

коммуникативных умений предполагается в ходе всей образова-

сц тельной деятельности: при реализации как обязательных предметных областей, так и коррекционно-развивающей области. Стандарт

ва

^ учитывает метапредметность коммуникативных умений и предпо ^ лагает формирование этих умений в ходе всей педагогической

деятельности, признавая ведущую роль в работе со слабослышащими детьми областей языкового цикла.

Проблемы тьюторского сопровождения детей рассматривали в своих работах Н. И. Бурова, В. С. Васильева, Т. М. Ковалева, Е. А. Суханова, П. Г. Щедровицкий и др. [6-10].

Таким образом, тьюторское сопровождение является одним из важных условий получения качественного образования для детей с

нарушениями слуха. д

г

о г а

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В условиях реализации ФГОС значительно возрастают требования к профессионально значимым качествам личности сурдопедагога, который должен научить учащихся быть самостоятель-

задачи и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Сур-

социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», видна разница в функционале специалистов.

ж §

о г и

So

в

a

о о

д

е

й с

S

в и

So

о* т

ора а

и су

ными, активными и способными оперативно решать поставленные рд

о

п

е д а

допедагог должен уметь проектировать индивидуальные личност- ог

а

ные стратегии развития.

Роль современного педагога стремительно возрастает, что свидетельствует о необходимости его соответствия новым требованиям, поэтому профессиональный стандарт «Специалист в области

воспитания» включает обобщенную трудовую функцию «Тьюторс- о

а

кое сопровождение обучающихся» и должность «тьютор» [11]. н

Тьютор (англ. tutor — наставник, опекун) — новое понятие для системы образования. В современном образовании от педагога требуется быть компетентным наставником, осуществлять анализ, прогнозирование, организацию и конструирование процессов формирования субъектности обучающегося.

При сравнении описания обобщенных трудовых функций

з

о

е

с с е

оз

ун и

ка т

и в

.а н

у ы

ч I

ю у

1 м е

ин с §

сурдопедагога и обобщенного описания выполняемых трудовых § у

сл

функций тьютора, прописанного в приказе Министерства труда и ^ б

£ с

и л

§ ы

с а с

ои в

Нами была выстроена технология взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников.

Характеризуя процесс взаимодействия тьютора и сурдопедагога при формировании коммуникативных умений слабослышащих младших школьников, мы в качестве его методологической основы определяем единство системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Образовательный процесс в школе представляет собой взаимосвязанную педагогическую систему, при управлении этим процессом важно опираться на системный подход. В связи с этим проводится теоретический анализ сущности образовательного процесса как системы, закономерностей его функционирования и развития, а также сущности деятельности всех участников образовательных отношений. В педагогике системный подход позволяет выделить и изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и соотнести их друг с другом, объединив в целостную структуру.

Опираясь на системный подход, в качестве основных структурных компонентов взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников мы выделили цель, участников образовательного процесса, задачи, подходы, условия, содержание, результат.

Личностно-ориентированный поход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогической науке, основным принципом которого является упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный ^ рост. Личность ребенка выступает как цель, а не как средство. Образование на современном этапе должно быть ориентировано на развитие личности, раскрытие потенциальных возможностей, спо-^ собностей, становление самосознания.

а в о

оли

т о

I

а в

о ур

В психологии основы деятельностного подхода были заложены работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. В обучении дея-

ем слуха, обладающий оптимальным уровнем коммуникативных

Основная цель взаимодействия тьютора и сурдопедагога: максимальная образовательная и социальная адаптация ребенка с нарушениями слуха в школе, а также обеспечение своевременной помощи при выраженных трудностях при обучении и социализа-

Нами было выявлено, что организация взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога по формированию коммуникативных умений у слабослышащих младших школьников включает в себя:

ж §

о

г

So а

5

о д

й

тельностный подход означает, что создание условий развития гармо- о'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 5

So

ничной, нравственно совершенной, социально активной, саморазвивающейся личности является основной задачей образования. д 3 Результаты (Results)

Для эффективного формирования коммуникативных умений необходимо ответить на вопрос, какую структуру данного процесса необходимо задать, чтобы результатом становился новый качествен-

а г о г а

S

о* S S

а

а 5

но измененный объект моделирования — обучающийся с нарушени- д

о ж

№ д

а

умений. г

а

д

о -к

№ о

0 №

1

ции. Определив цель, задачи, участников образовательного процес- О

са, подходы, условия, содержание, результат, мы выделили основ- §

¡о О

ные блоки взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников: диагностико-целевой (формирование запроса родителей и потребностей учеников с нарушениями слуха), организационный (характеристика интеграции разнообразных по содержанию форм, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса), диагностико-рефлексивный (отражение 3

Ж 5

а

S 5

о в .а ж У £ л S

§ У

R *

-Ж № 5ж

& 5

V sa §

результатов процесса формирования коммуникативных умений). д а

^ О 5 §

V £

о а

о 4s о5

в

- применение разработанных технологий тьюторского сопровождения для коммуникативного развития, адаптированных с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха;

- целенаправленное расширение контактов детей с нарушениями слуха путем специально организованного социального взаимодействия со сверстниками с нарушениями слуха, обучающимися в среде слышащих детей, и слышащих детей с нарушениями речи;

- организацию взаимодействия и сотрудничества педагога-тьютора со специалистами различных образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования;

- включение родителей в процесс формирования коммуникативных умений детей с нарушениями слуха.

Главной задачей тьютора является организация помощи слабослышащему школьнику, его семье, сурдопедагогу и всем участникам образовательного процесса в формировании коммуникативных умений обучающегося с нарушением слуха.

Сотрудничество сурдопедагога и педагога-тьютора осуществляется по трем основополагающим направлениям: взаимодействие в учебном процессе; в процессе социализации ребенка; при сотрудничестве с семьей ребенка с нарушением слуха. Рассмотрим подробнее каждое из направлений. Основной задачей сурдопедагога и педагога-тьютора в учебном процессе является помощь ребенку с нарушениями слуха в формировании основ коммуникативной деятельности.

В диаде «тьютор - сурдопедагог» используются такие формы взаимодействия: ва - определение цели и постановка задач организации помощи

| обучающемуся при освоении им образовательной программы;

о

I

В

,а в

о ур

- составление индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушенным слухом;

- выявление возможных методов и средств для закрепления материала с учетом особенностей познавательной деятельности обучающегося, составление и оформление индивидуальных карто-

^ чек с заданиями;

- определение особенностей осуществления педагогической №

§

деятельности и оценивания успешности учеников класса на ин- §

0

структивно-методических совещаниях, составление методических |

'-д

а

1

рекомендаций и др.

В процессе социализации ребенка взаимодействие специалистов выражается в постановке задач и планировании совместной работы сурдопедагога и тьютора с учетом особенностей взаимоотношений в классном коллективе. В рамках этого направления важными задачами тьютора будут помощь в построении контактов с окружающими; формирование коммуникативных умений и навыков; помощь в создании благоприятного климата в коллективе, |

д

дружеских взаимоотношений между сверстниками и адекватных §

1

форм коммуникации.

Формы совместной работы: внеклассные и внеурочные мероприятия (образовательные события, реализация проектов, экскурсии, праздники и др.).

Взаимодействие при сотрудничестве с семьей представляет О собой координацию действий педагогов и родителей специалистами сопровождения в процессе помощи ребенку в освоении образо- ^ вательной программы; разъяснении способов подачи учебного материала и его закрепления дома, разработке памяток для совместной работы родителей и детей.

При грамотном взаимодействии тьютору важно знать про-

и*

д д

д о а

№ д

а о о о а

грамму индивидуально-групповых коррекционных занятий сурдо- §

ж

педагога для того, чтобы составить индивидуальную образователь- §

ную программу, где обозначен круг необходимых знаний, умений о §

У £

& 8

о

для обучающегося, который ему предстоит изучить. § *

На этапе работы тьютора с сурдопедагогом необходимо так- § же выявить предпочтительные технологии обучения для каждого

конкретного тьюторанта. Результаты наблюдений, бесед с сурдопеда- д о

£ 0

гогом, рекомендации записываются тьютором в «Дневнике тьютора». * §

Тьютор учитывает то, как оценивает себя ребенок, совпадают ли его й §

о -Н

желания с представлениями родителей. Тьютор анализирует особен- о §

а в

о §

т

0

1

сц

,а в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ур

ности межличностных отношений в семье, школе, основную мотивацию, ценности, трудности деятельности слабослышащего школьника, к чему он испытывает интерес и учитывается ли его интерес в семье, а также каков уровень ответственности и самостоятельности обучающегося в принятии решений, в процессе обучении и др.

Тьютор и сурдопедагог в совместной работе применяют методы:

- проблемного обучения;

- практико-ориентированной деятельности;

- активного обучения;

- проекта;

- психодиагностки (анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование);

- индивидуальной и групповой самостоятельной работы;

- аналитические (рефлексивный отчет о деятельности по достижению поставленных целей, анализ и самоанализ).

Для подтверждения положений, полученных в ходе анализа научной литературы по проблеме сопровождения слабослышащих младших школьников педагогом-тьютором и сурдопедагогом в процессе формирования коммуникативных умений, на базе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение слуха) № 12 г. Челябинск» была организована практическая часть исследования. Организация исследования осуществлялась педагогом-тьютором и сурдопедагогом, так как данные специалисты обладают необходимым уровнем компетентности в области изучения вопросов формирования коммуникативных умений детей с нарушениями слуха.

Для проведения обследования слабослышащих детей возможно использование таких методов, как наблюдение, тестирование, а также проективные методики.

Анализ результатов констатирующего исследования свидетельствует об отставании слабослышащих школьников в овладении

^ большинством коммуникативных умений.

4 Обсуждение (Discussion)

Разработанная технология взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников основывается на инте- |

грации идей системного, личностно-ориентированного и деятель-ностного подходов.

Установлено, что технология взаимодействия специалистов, обеспечивающая формирование коммуникативных умений у слабослышащих младших школьников, функционирует благодаря включению обучающихся в общение, стимулированию их коммуникативной деятельности путём организации предметно-практической деятельности, которые отвечают возрасту школьников, потребностям и интересам. Ситуация успеха, которая создается коммуникативной образовательной средой, способствует приобретению детьми

Библиографический список

ния проблемы коммуникативных умений младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих // Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном прост-

ж §

о

г

S

So

в

а S

о д

е й о S

в S

So Ж

е д

а г о г а

о* S S

а

а

g д

о Ж

ед

положительного опыта коммуникативной деятельности. Г

г

5 Заключение (Conclusion) а

в

Таким образом, педагогический эксперимент свидетельству- О ет о важности и необходимости реализации технологии взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования ^ коммуникативных умений у слабослышащих младших школьников.

д о

в а

н ^

1. Хоппе Л., Кобрина Л. М., Денисова О. А. К вопросу об определении 3

к

понятий, классификаций, подходов к диагностике и коррекции в сурдопедагогике ^

различных научных школ Европы и России // Специальное образование. 2016. й

и

ка

^ s о в

№ XII. С. 54-71.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными воз- § можностями здоровья : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от а * 19.12.2014 № 1598 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

3. Резникова Е. В., Колотилова У В. Формирование коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством тью-торского сопровождения // Вестник ЮУрГГПУ 2019. № 3. С. 160-174.

4. Люкина А. С., Красильникова О. А. Современное состояние исследова- к §

* §

& л s ж

& S 2 й

5 в § §

ад а

S' а

о

0

о s

в

ранстве / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2018. С. 50-91.

5. Речицкая Е. Г., Белая Н. А. Условия развития речевого общения дошкольников с нарушением слуха // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 (90). С.130-140.

6. Бурова Н. И. Методические компетенции тьютора специальной (кор-рекционной) образовательной организации. Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. - 54 с.

7. Vasilyeva V.S. (2018), "Tutoring in a family raising an infant with special health needs", Espacios Education, vol. 39, no. (2), pp. 32.

8. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. DOI: 10.25683/V0LBI.2018.44.354

9. Суханова Е. А. Влияние инноваций на организационные изменения в образовательных учреждениях. Томск : Томский государственный университет. 2009. С. 372-397.

10. Щедровицкий П. Г. Сопровождение к неизвестному — высший пилотаж // Тьюторское сопровождение. 2011. № 1. С.7-9.

11. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» : приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н : зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».

N. I. Burova1, U. V. Kolotilova2

^RCID No. 0000-0002-0584-809X Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

2ORCID No. 0000-0003-2111 -1976 Lecturer at the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, a Chelyabinsk, Russia.

.2 E-mail: [email protected]

£ a

o s СЦ

THE TECHNOLOGY OF INTERACTION OF A PEDAGOGUE-TUTOR AND AN EXPERT IN THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN HEARING-IMPAIRED OF THE YOUNGER CLASSES

Abstract

Introduction. The article substantiates the urgency of the problem of organizing tutor support for children with disabilities, since in the light of the adoption of the new Law "On Education" in the Russian Federation, the search for effective, scientifically grounded ways of socialization of students with disabilities becomes relevant.

The purpose of the article: to present the technology of in- ^

teraction between a teacher-tutor and a teacher of deafness in the ^

ft

process of forming the communicative skills of hearing impaired g

primary schoolchildren.

Materials and methods. The main research methods are the ^ analysis of scientific ideas and theories devoted to the problem of organizing tutor support for children of primary school age with

presented technology will contribute to the implementation of peda-gogically grounded and expedient innovations in the field of social-

o

o s

hearing impairments, the formation of communicative skills of ! hearing impaired schoolchildren, modeling as a method of scien-

№ №

tific substantiation of activities to support the interaction of a teacher-tutor and a deaf teacher in the process of forming communicative skills of hearing impaired students elementary grades.

Results. A technology has been developed for the interac- ^ tion of a teacher-tutor and a deaf teacher in the process of form- § ing the communication skills of hearing impaired primary r ^ schoolchildren in a special (correctional) educational institution, which contributes to the creation of conditions for effective support of students with hearing impairments and an increase in the

ft ft ig

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TO 3 » 2 3 TO ft Co

level of their communicative skills. 3 2

I ft

3 o

I

d » -ftft^'

Discussion. It is emphasized that the technology presented by the authors is a resource for organizing the interaction of a deaf

teacher and a teacher-tutor on improving the level of communica-

№ ^

tion skills of hearing-impaired students of primary school age. g g

a-

s

Conclusion. It is concluded that the implementation of the TO

3 R

ft 3.

» ft

s »

ization of pupils with hearing impairments in the interaction of a deaf teacher and a teacher-tutor in an educational organization.

Keywords: Students with hearing impairments; Tutor support; Special education; Deaf teacher; Tutor. Highlights:

1. The methodological approaches to the implementation of the support of a teacher-tutor and a deaf teacher of hearing impaired children of primary school age are described in the process of developing communicative skills;

2. The technology of interaction of a teacher-tutor and a deaf teacher in the process of the formation of communication skills of hearing impaired primary schoolchildren in a special (correctional) educational institution is presented.

References

1. Hoppe L., Kobrina L.M. & Denisova O.A. (2016), K voprosu ob opredelenii ponyatiy, klassifikatsiy, podkhodov k diagnostike i korrektsii v surdopedagogike razlichnykh nauchnykh shkol Yevropy i Rossii [On the question of defining concepts, classifications, approaches to diagnostics and correction in the pedagogy of deafness of various scientific schools in Europe and Russia]. Spetsial'noye obrazovaniye, XII, pp. 54-71. (In Russian).

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 19.12.2014 № 1598) [On the approval of the federal state educational standard for primary general education of students with disabilities (Order of the Ministry of Education and Science Russian Federation of 19.12.2014 No. 1598]. Informatsionno-pravovoye obespecheniye "Garant". (In Russian).

3. Reznikova E.V. & Kolotilova U.V. (2019), Formirovaniye § kommunikativnoy uspeshnosti detey s ogranichennymi vozmozhnostyami

zdorov'ya posredstvom t'yutorskogo soprovozhdeniya [Formation of commu-

~o nicative success of children with disabilities through tutoring]. Vestnik

K

^ Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo

^ universiteta, 3, 160-174. (In Russian).

« 4. Lyukina A.S. & Krasil'nikova O.A. (2018), Sovremennoye sos-

toyaniye issledovaniya problemy kommunikativnykh umeniy mladshikh shkol'nikov s kokhlearnymi implantami, obuchayushchikhsya v shkole dlya ^ slaboslyshashchikh [The current state of research into the problem of com-

o

munication skills of primary schoolchildren with cochlear implants studying in a school for the hearing impaired]. Litsa s ogranichennymi vozmozhnosty-ami zdorov'ya v sovremennom reabilitatsionno-obrazovatel'nom prostranstve, Rossiyskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. A. I. Gertsena, pp. 50-91. (In Russian).

5. Rechitskaya E.G. & Belaya N.A. (2019), Usloviya razvitiya rechevogo obshcheniya doshkol'nikov s narusheniyem slukha [Conditions for the development of speech communication in preschoolers with hearing impairment]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (90), 130-140. (In Russian). h

6. Burova N.I. (2017), Metodicheskiye kompetentsii t'yutora spetsi- ^ al'noy (korrektsionnoy) obrazovatel'noy organizatsii. Metodicheskiye rek- h

omendatsii [Methodological competence of a tutor of a special (correctional) l

o

educational organization. Guidelines.]. Izdatel'stvo "TslTSERO", Chelya- y

binsk, 54 p. (In Russian). ft

In

7. Vasilyeva V.S. (2018), "Tutoring in a family raising an infant with special health needs", Espacios Education, vol. 39, no. (2), pp. 32. C

8. Dudnik S.V. & Kovaleva T.M. (2018), Tehnologicheskaya podgo- o' tovka tyutora: soderzhanie, tehnologii i metodiki osvoeniya tehnologiy [Techno- ft logical training of the tutor: content, technologies and methods of technology P development]. Biznes. Obrazovanije. Pravo, 3, 369-375. (In Russian). a

9. Sukhanova Ye.A. (2009), Vliyaniye innovatsiy na organi- g

zatsionnyye izmeneniya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Influence of e

innovations on organizational changes in educational institutions]. Tomskiy t

or

gosudarstvennyy universitet, Tomsk, 372-397. (In Russian). a

10. Shchedrovitskiy P.G. (2011), Soprovozhdeniye k neizvestnomu — d

vysshiy pilotazh [Escort to the unknown — aerobatics]. T'yutorskoye so- n

E

provozhdeniye, 1, 7-9. (In Russian). g

11. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Spetsialist v oblasti vospitaniya" (Prikaz Ministerstva truda Rossii ot 10.01.2017 № 10n) [Ob

n

utverzhdenii professional'nogo standarta "Spetsialist v oblasti vospitaniya" ^^

er

(Prikaz Ministerstva truda Rossii ot 10.01.2017 No. 10n)]. Zaregistrirovano a 3

ri e

v Ministerstve yustitsii Rossii 26.01.2017 № 45406) [Registered in the Minis- ng ss try of Justice of Russia on 26.01.2017 No. 45406)]. Spravochno-pravovaya m

sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian). a o

da

ft o

a-

№ u

n ge m

ru

c s.

la c

sa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.