УДК 376.33 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.37.89
А. М. Сивинский
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, Республика Казахстан
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА: СОТРУДНИЧЕСТВО, МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ
И ПРОПЕДЕВТИКА
Проблема и цель. Глобальные процессы, происходящие в мировом образовательном пространстве, требуют от системы специального образования детей с нарушениями слуха качественных преобразований. Цель данной статьи - описать способы интенсификации и повышения эффективности обучения неслышащих и слабослышащих школьников на примере глубокого сотрудничества сурдопедагогов и предметных специалистов.
Методология. В статье используются методы аналитико-теоретического исследования, проводится систематизация, обобщение и трансляция авторского педагогического опыта в рамках современных тенденций специального образования.
Результаты. Научно обоснована необходимость качественных преобразований в современной системе специального образования, рассмотрены примеры образовательных методик, оказывающие положительное влияние на результативность обучения детей с нарушениями слуха. Описаны принципы внутришкольного сотрудничества учителей, сурдопедагогов и других специалистов, дана оценка его эффективности как средства познавательного и коррекционного воздействия. На конкретных примерах показаны этапы установления межпредметных связей и внедрения элементов опережающего обучения, выявлены приёмы работы над устной речью и коммуникативными навыками неслышащих детей, используемые в течение всего образовательного периода. Выводы. Рассмотренные современные методики эффективного обучения детей с нарушениями слуха при правильной методической организации образовательного процесса способны оказать существенное влияние на результативность работы специальных (коррекционных) школ. Ключевые слова: специальное образование, нарушения слуха, сотрудничество, межпредметные связи, пропедевтика, коррекционные школы, сурдопедагогика.
Проблема и цель. Общемировые тенденции реформирования специального образования, заключающиеся в обеспечении равного доступа всех его участников к получению качественных образовательных услуг, находят своё отражение и в странах СНГ [1]. Так, например, закон «Об образовании», принятый в Республике Казахстан, признаёт право каждого гражданина на образование, учитывая при этом индивидуальные особенности психофизического развития, интеллектуальные и познавательные возможности [2]. Однако несмотря на существующие позитивные преобразования и созданную нормативно-правовую базу, выстраивание эффективной системы обучения детей с нарушениями слуха всё ещё сопряжено с рядом трудностей. В их числе недостаточный уровень сфор-мированности доступной среды для реализации образовательных потребностей в полной мере, отсутствие комплексной стратегии подготовки соответствующих специалистов, проблемы теоретического и методического обеспечения педагогического процесса коррекционной школы, реализующей учебные программы обновлённого содержания образования для неслышащих и слабослышащих детей [3]. В связи с этим возникает необходимость поиска таких методов и форм организации обучения, которые бы решали описанные выше проблемы комплексно, достаточно оперативно и с минимальными ресурсными затратами.
Инновационный подход к обучению детей с нарушениями слуха в специальной (коррекцион-ной) школе ориентирован на привлечение неслышащего (слабослышащего, позднооглохшего) ребёнка с нарушением слуха к языковой реальности, формирование коммуникативного поведения и создание условий для его социальной адаптации. Создаётся это путём командной работы педагогического коллектива и группы сопровождающих специалистов (сурдопедагогов, психологов, медицинского персонала и т. д.). Цель данной статьи - описание примера реализации такого подхода, раскрытие его методических и организационных особенностей, позволяющих применять авторский педагогический опыт широкому кругу специалистов-дефектологов.
Все чаще в педагогических кругах обсуждаются вопросы профессионального сотрудничества. В частности, такими авторами, как Н. П. Данилова, Н. В. Семенова, неоднократно освещались пер-
спективы использования подобных подходов в школах для детей с нарушениями слуха [4]. Именно благодаря правильной организации такого сотрудничества все участники начинают осознавать ответственность за успехи учеников, ориентироваться на использование инноваций в преподавании, а также проявлять готовность к продуктивной совместной работе, что, в свою очередь, положительно влияет на организацию учебного процесса детей с нарушениями слуха. Центральное место в данном случае занимает установление межпредметных связей: тематическая цикличность на каждом этапе обучения или воспитания, плавный переход от одного вида деятельности к другому с учётом постоянного произнесения заданного речевого материала в разном контексте, но с единственной целью -лучше усвоить учебный материал и сформировать связную речь. Учёные Р. Суонвик, А. А. Несте-ренко и А. А. Сергадеева отмечают также положительное влияние пропедевтических мероприятий, в частности фрагментарного включения в учебную программу тематических блоков из старших классов для облегчения их изучения в будущем [5, 6]. Параллельно с этим должна проводиться кор-рекционная работа, в рамках которой большое внимание уделяется формированию разборчивой и понятной речи обучающихся и помощи им в осознании воспринимаемой звуковой информации.
Суть сурдопедагогических мероприятий заключается в создании определённых условий для психического развития детей, имеющих частичные либо значительные нарушения слуха. Ведь при отсутствии специальных занятий у неслышащих и слабослышащих детей наблюдается отставание в психическом и интеллектуальном развитии, недоразвитие или отсутствие речевой функции, не-сформированные навыки вербального восприятия окружающих и, как следствие, неумение общаться. Как отмечал Л. С. Выготский, зачатки речевого развития, образующиеся у нормального ребёнка в полтора года, у детей с поражением слухового анализатора появляются иногда только в школьном возрасте и то в совершенно иной форме [7]. Поэтому такие дети отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенного психического истощения, эмоционального возбуждения, склонности к негативизму, подвижной расторможенности.
Методология. Методическую основу исследования поставленной в данной статье проблемы составили работы учёных и специалистов, работающих над совершенствованием современной образовательной системы для неслышащих и слабослышащих детей: Э. Эфтимиу, С. -Э. Фотинеа, Т. Гулас, П. Какулидис, А.-Л. Димоу, А. Вакалопулу [8]. Они предлагают, в частности, решать вопросы эффективности и качества обучения детей с нарушениями слуха посредством создания благоприятной среды, обусловленной высоким уровнем подготовки и взаимодействия педагогического коллектива.
Описываемые в статье результаты получены посредством применения методов теоретического анализа и интерпретации опыта конкретной группы педагогов по использованию технологий сотрудничества, метапредметного и пропедевтического обучения в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха. Автор считает, что целесообразность применения перечисленных методов исходит из необходимости раскрытия структуры и порядка действий известных педагогических приёмов в новых условиях: эта структура должна обеспечивать комплексную поддержку современной учебно-воспитательной среды для неслышащих и слабослышащих школьников.
Опираясь на практику взаимного совершенствования профессиональных качеств учителя [9], мы проанализировали актуальность и целесообразность методов, синтезированных теоретически. Таким образом, по классификации В. И. Загвязинского [10], достоверность описываемых положений подтверждается не только научным аппаратом, но и практическим отражением реального педагогического опыта.
Результаты. Процесс обучения детей с недостатками слуха очень сложен. Правильно организованная работа оказывает своё положительное влияние на качество обучения. Образование квалифицированного микроколлектива педагогов, безусловно, влияет на качество работы. Очень хорошо, когда все члены микроколлектива имеют специальное образование, владеют современными методиками коррекционной работы, отличаются творческим отношением к своему труду, заинтересованностью в получении хороших результатов, тесным контактом.
Рассмотрим пример такого коллектива, сформировавшегося в КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Петропавловск, Республика Казахстан). В него входят учителя информатики, математики, физики, географии и воспитатель 7 класса. Коллектив сформировался в период 2018-2019 учебного года. Начиная новый учебный год, каждый педагог осознавал требования, которые современный социум предъявляет к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Бесспорно, работу надо было начинать с
изучения природы дефекта слуха, причин возникновения определённых недостатков произношения и недостатков речи воспитанников. Для этого в первые дни рассматриваемого учебного года педагоги пересмотрели документы каждого ученика, ещё раз изучили анамнез и особенности развития ребёнка с первых месяцев жизни и в школьный период, рассмотрели выводы консилиумов за прошедший учебный год. Далее с психологом был согласован план наблюдений за каждым учеником для определения уровня его способностей к успешному обучению. После проведённого консилиума определили направления в работе, которые в дальнейшем будут способствовать адаптации каждого ученика к учебному пространству в условиях специальной школы. Практика показала, что большинство детей имело недостаточную образовательную мотивацию, трудности, связанные с пребыванием в условиях учебной среды, точным выполнением требований учителя и соблюдением специфической формы индивидуальных занятий.
Поэтому с первых дней 2018-2019 учебного года педагоги начали работу по изучению выводов областной и школьной медико-педагогической комиссий, обследовавших уровень интеллектуального развития, состояние слуха и слухового восприятия, состояние произношения и речевого развития детей, характер их поведения, характер взаимоотношений с одноклассниками. Результаты обследования сложились в целостную картину, а педагоги определили пути воздействия на личность каждого ребёнка.
Согласованность в работе микроколлектива дала возможность внедрить единую систему кор-рекционных мероприятий, выбирать и применять определённые приёмы в обучении и воспитании учащихся. Педагоги разрабатывают технологии развивающего обучения и воспитания, интерактивного обучения и воспитания, личностно ориентированного образования, применяют инновационные методы в обучении детей с пониженным слухом. Особое внимание они уделяют детям, имеющим комбинированные нарушения в развитии. В классе есть ученики, которые, кроме первичного дефекта (отсутствие либо снижение слуха и связанное с этим недоразвитие речи), имеют отклонения в уровне психического и умственного развития и связанные с этим особенности поведения, что влияет на усвоение программного материала. Такие дети находятся под постоянным контролем педагогов, а при необходимости направляются на школьную или областную медико-педагогическую комиссию. Учителя постоянно рекомендуют родителям таких детей консультироваться у психоневролога, психиатра и психолога; осуществлять соответствующее лечение детей, своевременно протезировать их современными слуховыми аппаратами и ремонтировать аппараты в случае необходимости.
Коррекционно-развивающее обучение происходит на всех уроках и во внеурочное время. Каждый педагог понимает, что в его работе должны быть реализованы определённые принципы обучения: усиление практической направленности изучаемого, выделение существенных признаков описываемых тезисов и явлений с опорой на жизненный опыт ребёнка, межпредметные связи, введение в содержание планов коррекционных разделов учебных программ, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для решения учебных задач и формирования речи как, во-первых, средства общения, во-вторых, средства познания и воздействия. Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития ребёнка. Учитель на уроках, сурдопедагог во время индивидуальной работы на своих занятиях, воспитатель во внеурочное время ставят себе цель не только повысить общий интеллектуальный уровень развития ребёнка, но и через овладение детьми словесной речью, через формирование у учащихся способности воспринимать и понимать обращённую речь активизировать познавательную деятельность неслышащих и слабослышащих школьников.
Педагоги и воспитатели решают конкретные задачи предметной направленности, такие как подготовка к восприятию трудных тем учебной программы (пропедевтика), устранение пробелов в предыдущем обучении. Единство в работе членов педагогического коллектива проявляется в постоянном обмене знаниями о наиболее целесообразных методах обучения, приёмах и средствах, обеспечивающих идеальный подход к работе по преодолению недостатков речи и произношения у учащихся. Совершенствование способности детей с нарушениями слуха воспринимать речевой материал, усваивать программный материал - это вопрос совместного планирования, когда все члены микроколлектива хорошо знают программу определённого класса, прорабатывают одну и ту же тему, но используют более разнообразный тематический базис. За счёт этого происходит обогащение объёма представлений детей, их активного словаря, что оказывает положительное влияние на их умственное развитие.
Следует сказать, что достижению определённого уровня образовательной эффективности способствует использование разнообразных видов учебной деятельности, педагогических приёмов, адаптирование дидактического материала, составление лексической картотеки к каждой программной теме, что позволяет учащимся быстрее ориентироваться в решаемых задачах, облегчать построение ответов на поставленные вопросы, упрощать запоминание новых сложных слов и словосочетаний. Это касается и работы над формированием речи вообще, над обогащением лексики, а также работы над совершенствованием общеучебных умений неслышащих и слабослышащих обучающихся. Практический опыт доказывает: без согласованной работы учителей и воспитателя класса над компонентами познавательной деятельности, слухового восприятия и развития произношения нельзя получить удовлетворительный или хороший результат.
Связь между учителем-предметником, воспитателем и специалистом индивидуальной работы (акупедом) осуществляется также через постоянное использование таблиц состояния слуха и речевого профиля учащихся, определения контрольных звуков. Еженедельные фонетические и речевые зарядки, проводимые педагогами, позволяют закрепить приобретённые учащимися навыки произношения определённого звука, предупредить потерю этих навыков и сформировать навыки контроля учащихся над своим произношением. Таблицы, отражающие состояние произношения учеников, должны обновляться, то есть в них должна быть отражена динамика исправления определённого дефекта. Сурдопедагог вносит свои отметки, учитель и воспитатель используют эти данные при адаптации программного и составлении речевого материала, рассчитанного на определённую группу учащихся.
По мнению П. Люфт, немаловажным является также использование педагогами различных видов поощрения обучающихся во время образовательного процесса, информирование родителей об успехах их ребёнка, привлечение родителей к исправлению недостатков [11]. Ведь только тогда у учащихся в оптимальные сроки автоматизируются звуки, которые были поставлены на индивидуальных занятиях.
Как отмечает И. А. Михаленкова, для любого специалиста коррекционной школы система контрольных звуков, используемая в обучении неслышащих и слабослышащих детей, представляет особенную важность [12]. При ответах учеников педагоги следят за произношением этих звуков, обращают внимание учащихся на обязательность соблюдения требований при произношении слов, содержащих определённые фонемы. Это способствует выработке у учащихся механизма слежения за своим произношением. Акупед информирует учителей-предметников о приёмах коррекции произношения звуков, даёт рекомендации по применению различных тренировочных упражнений в работе по усвоению сложившихся навыков. Единство требований и их дифференциация очень важны в оценке достижений учащихся. Все учителя, ведущие занятия в конкретном классе, должны следить за соблюдением слухоречевого режима, который является неотъемлемой частью работы по развитию речи и познавательной сферы. Усилия каждого педагога направляются на согласованную работу. Компетентность педагогов в применении всего арсенала методов, приёмов и средств в учебно-воспитательном процессе - вот залог успешного усвоения учащимися не только учебной программы, но и навыков правильной передачи информации как устно, так и на письме.
Практический опыт педагогов областной специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушениями слуха, расположенной в городе Петропавловске, показал, что именно уровень сформированности фонематических процессов, овладение навыками анализа и синтеза имеют большое значение для успешного обучения детей с такими особенностями. Большое значение при этом имеет фактор визуального запоминания слов (глобальное считывание с губ). Различные тренировочные упражнения на уроке, во время индивидуального занятия и при проведении внеурочных мероприятий способствуют формированию такого важного навыка у учащихся, как самоконтроль (слуховой, слухо-зрительный или кинестетический, с применением дактильного алфавита). Это способствует преодолению дефектов произношения и исключает ошибки при письме.
Активное сотрудничество учителей внутри школьного коллектива, взаимопосещение уроков и индивидуальных занятий способствуют тому, что ученики чувствуют себя более уверенными, становятся раскованными при ответах на вопросы, их речь становится более грамотной, пополняется активный словарь, заметно возрастает их успеваемость по общеобразовательным дисциплинам.
Т. Г. Богданова пишет, что существенное влияние на улучшение речи имеет постоянное использование индивидуальных слуховых аппаратов на всех этапах учебно-воспитательного процесса [13]. Это особенно заметно, когда педагоги поощряют учеников, поддерживают их морально.
Особым моментом в жизни микроколлектива является подготовка к проведению открытых уроков и праздников. Все педагоги участвуют в подготовке к ним: во-первых, обсуждают тему урока или внеклассного мероприятия; во-вторых, обдумывают, какие цели надо выбрать; в-третьих, обсуждают сам учебный и организационный процесс, то есть формы и виды работы, дидактический и речевой материал, необходимость его адаптации и отработки с учениками, выбор наглядных и технических средств. Большое значение для каждого члена коллектива имеет демонстрация специфики проведения урока или индивидуального занятия и реализации специальных принципов обучения детей, имеющих пониженный слух. Это прослеживается в течение учебного года на всех открытых мероприятиях, будь то обычный урок (математика, физика, информатика, география) или внеклассное мероприятие (праздники, соревнования, кружки). Ученики, наблюдая такое единство в работе своих педагогов, получают уроки взаимопомощи, примеры сотрудничества и взаимодействия, образцы для подражания [14].
Наглядным примером сотрудничества педагогов различных специализаций может быть подготовка к открытому уроку по теме «Электронный путеводитель по патриотическим местам СевероКазахстанской области». Учителя географии, информатики и казахского языка применили метод совместного проекта. На первый план выступила пропедевтика как средство опережающего обучения (работа на уроках информатики с картографическими интернет-сервисами, средствами разработки интерактивных мультимедийных приложений). Учителя географии и информатики определились с темой урока, обдумали цель и структуру, содержание и методы его проведения, учитель казахского языка подобрал необходимый речевой материал. Сурдопедагог индивидуальной работы и воспитатель получили примерный план урока. Дата проведения учебного занятия определялась в соответствии с имеющейся сквозной темой в календарном планировании учебных предметов (география и информатика) и планом, который разработал для соответствующего класса учитель-акупед. Речевой материал заранее согласовывался между всеми педагогами, так или иначе принимающими участие в реализации данного открытого мероприятия. Вся коррекционная работа выстраивалась согласно рекомендациям учителя индивидуальной работы с учётом степени потери слуховой функции и состояния речи учащихся.
На данном уроке проводилась комплексная работа над ударением и над контрольным звуком «Р». Учебная задача урока состояла в представлении на казахском языке электронного путеводителя, разработанного на предыдущих уроках информатики и географии. Во время выполнения работы постоянно осуществлялся контроль за правильностью воспроизведения учебного материала в электронном виде, регистрировался уровень владения неслышащими и слабослышащими детьми информационно-коммуникационными технологиями, оценивалась вовлечённость каждого ребёнка в учебный процесс и дифференциация учебной нагрузки, корректировалось звукопроизношение и ударение. В течение урока проводилась патриотическая работа, большой эмоциональный подъём вызвала у учащихся демонстрация фото- и видеоматериалов, полученных в ходе экскурсий с просмотром исторических и культурных достопримечательностей города Петропавловска. Такая совместная комплексная работа - это качественный результат в образовательном и коррекционном отношении, в воспитании личности ребёнка, его творческих способностей и аналитического мышления. Для того, чтобы ученики на уроке могли грамотно и интересно рассказать своим одноклассникам о результатах своей работы, продемонстрировать созданный электронный путеводитель, учителя проводят обязательную словарную работу.
Например, учитель географии адаптирует краеведческий материал и помогает детям его пересказать, а учитель информатики проводит работу по актуализации специфических технических терминов (триггер, программа, исполняемый файл). Чтобы ученики говорили правильно, рекомендуется сначала отрабатывать сложные в произношении сочетания звуков в словах, дальше прорабатываются слитность произношения и словесное ударение при чтении слов и предложений. Сурдопедагог обращает внимание учащихся на необходимость соблюдения пауз на знаках препинания и применения смысловых пауз. Обработка текста всегда идёт с применением упражнений на выразительность. Учитель даёт образцы выразительного чтения, далее учитель и ученик переходят к сопряжённой речи, а затем следует этап самостоятельного чтения и декламации самим обучающимся.
Работа с родителями является важным моментом коррекционного процесса. Члены микропедколлектива постоянно привлекают к сотрудничеству родителей как участников педагогического процесса. Учителя знакомят родителей с особенностями их детей: с уровнем успеваемости, развития познавательной сферы и общеучебных навыков, картой недостатков речи и произношения, объяс-
няют причины их возникновения, а также перспективы получения положительных результатов. Чтобы родители не были в состоянии ожидания, они получают рекомендации по сотрудничеству с педагогами, то есть задания для закрепления определённых навыков детьми дома. Все задания, которые получают дети, должны контролироваться родителями. А педагоги в свою очередь принимают своеобразные отчёты от родителей о проделанной работе. Таким образом, ученики имеют больше возможностей для успешного усвоения учебного материала, развития слухового восприятия и формирования произношения.
Выводы. Проведённый анализ осуществления межпредметных связей и элементов опережающего обучения убеждает в важности проводимой работы по усвоению программного материала детьми с недостатками слуха. Разделение труда между различными участниками педагогического процесса приводит к специализации и совершенствованию профессиональных навыков каждого из его участников. Современный подход, ориентированный на единство требований специалистов различных предметных дисциплин, сурдопедагогов и воспитателей, работа родителей дома приводят к получению хороших результатов в отношении усвоения учебного материала, формирования речи и увеличения активного словаря ребёнка, имеющего нарушения слухового анализатора.
Таким образом, рассматривая проблему повышения эффективности обучения неслышащих и слабослышащих школьников в современных условиях, можно заключить, что последовательное и систематическое внедрение в специальное образование политики педагогического сотрудничества, использование методов межпредметности и пропедевтики, безусловно, оказывает положительное влияние как на учебно-воспитательные, так и на коррекционные компоненты образовательной среды.
Библиографический список
1. Малофеев Н. Н. XXI век: векторы модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Открытая школа. Екатеринбург, 2012. № 9(120). С. 16-20.
2. Республика Казахстан. Законы. Об образовании : закон от 27. 07. 2007 N 319-III // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319
3. Жетписбаева Б. А., Жетписбаева М. А. Особенности инклюзивного образования в Республике Казахстан // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика». Караганды : Изд-во КарГУ, 2017. № 1 (85). С. 22-27.
4. Данилова Н. П., Семенова Н. В. Применение технологии «обучение в сотрудничестве» в работе с детьми с нарушениями слуха // Интегративные тенденции в медицине и образовании. Т. 1. Ч. 2. Курск: ЮМЭКС, 2017. С. 26-30.
5. Swanwick R. Translanguaging, learning and teaching in deaf education // International Journal of Multilin-gualism. 2017. Vol. 14 (3). Pp. 233-249.
6. Нестеренко А. А., Сергадеева А. А. Инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха // Инновационные технологии научного развития : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (20 окт. 2016 г., Казань). В 3 ч. Ч. 2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. C. 167-169.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
8. Efthimiou E., Fotinea S.-E., Goulas T., Kakoulidis P., Dimou A. -L., Vacalopoulou A. A Complete Environment for Deaf Learner Support in the Context of Mainstream Education // Proceedings of the Conference Universal Learning Design, Linz 2016. Brno : Masaryk University, 2016. Pp. 35-43.
9. Повышение качества профессионального развития педагога : коллективная моногр./ под ред. д. п. н. С. Д. Мукановой. Караганды : Тип. «Tengri», 2015. 232 с.
10. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Изд. центр «Академия», 2005. 208 с.
11. Luft P. What Is Different About Deaf Education? The Effects of Child and Family Factors on Educational Services // The Journal of Special Education. 2016. Vol. 51 (1). Pp. 27-37.
12. Михаленкова И. А., Фарафонтова И. А. Создание доступной среды для детей с нарушением слуха в инклюзивном образовательном пространстве // Успехи современной науки. Т. 5. Белгород, 2017. № 2. С. 117-120.
13. Богданова Т. Г. Особенности интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха юношеского возраста // Вестник московского университета МВД России. М., 2016. № 8. С. 258-261.
14. Сунагатуллина И. И, Демина А. Д. Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве : сб. науч. трудов по результатам Всерос. науч.-практ. конф., посвященной году экологии в России / под ред. С. В. Петрова. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2017. С. 151-154.
A. M. Sivinskiy,
Doctoral Student, Department of Social and Pedagogical Disciplines,
Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, 189a M. Auezova st., 020000, Kokshetau, Republic of Kazakhstan ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6683-584X
SPIN-Kog: 3337-2617 e-mail: [email protected]
MODERN METHODOLOGY OF EFFICIENT EDUCATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT: COOPERATION, INTERSUBJECT CONNECTIONS AND PROPEDEUTICS
Introduction. Global processes occurring in the global educational space require qualitative transformations at school for children with hearing impairment. The purpose of this article is to describe ways to intensify and increase the effectiveness of education for children who do not hear at all or are dull of hearing children in terms of deep cooperation of deaf-and-dumb pedagogues and subject specialists.
Materials and Methods. The article uses the methods of analytical and theoretical research, system-atization, synthesis and application of the author's teaching experience in the framework of modern trends in special education.
Results. The necessity of qualitative transformations in the modern system of special education has been scientifically substantiated, examples of educational paradigms that have a positive impact on the performance of teaching children with hearing impairments are considered. The principles of interschool cooperation of teachers, deaf-and-dumb pedagogues and other specialists are described. Its effectiveness is evaluated as a means of cognitive and remedial influence. With specific examples, the stages of establishing intersubject connections and introducing elements of advanced teaching are shown. The methods of working on the oral speech and communicative skills of hearing impaired children are revealed. These methods are used during the entire educational period.
Conclusions. The modern paradigms for effective teaching of hearing impaired children with proper methodological organization of the educational process can have a significant impact on the working efficiency of special (remedial) schools.
Keywords: special education, hearing impairments, cooperation, intersubject connections, propedeutics, remedial schools, deaf-and-dumb pedagogy.
References
1. Malofeev N. N. The XXI century: vectors of modernization of the education system of children with disabilities. Open School. 2012, No 9(120), Pp. 16-20. (In Russian)
2. Law of the Republic of Kazakhstan "On Education" of 27.07.2007 N 319-III // Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (accessed 15.04.2019). (In Russian)
3. Zhetpisbaeva B. A., Zhetpisbaeva M. A. Features of inclusive education in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of Karaganda University. Section "Pedagogy". 2017, No 1(85), Pp. 22-27. (In Russian)
4. Danilova N. P., Semenova N. V. The use of technology "Collaborative Learning" in working with hearing impaired children. Integrative trends in medicine and education. Vol. 1. Part 2. Kursk, YuMEX, 2017, Pp. 26-30. (In Russian).
5. Swanwick R. Translanguaging, learning and teaching in deaf education. International Journal of Multilin-gualism. 2017, Vol. 14 (3), Pp. 233-249. DOI: 10.1080/14790718.2017.1315808
6. Nesterenko A. A., Sergadeeva A. A. Innovative technologies of teaching children with hearing impairments. Innovative technologies of scientific development: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (October 20, 2016, Kazan) in 3 parts. Part 2. Ufa, AETERNA, 2016. Pp. 167-169. (In Russian)
7. Vygotskiy L. S. Thinking and Speech. Moscow, Pedagogika, 1982, 504 p. (In Russian)
8. Efthimiou E., Fotinea S.-E., Goulas T., Kakoulidis P., Dimou A.-L., Vacalopoulou A. A Complete Environment for Deaf Learner Support in the Context of Mainstream Education. Proceedings of the Conference Universal Learning Design, Linz 2016. Brno, Masaryk University, 2016, Pp. 35-43.
9. Improving the quality of professional development of the teacher: collective monograph. Ed. by Dr. S. D. Mukanova. Karaganda, "Tengri" Printing House, 2015, 232 p. (In Russian)
10. Zagvyazinskiy V. I., Atakhanov R. Methodology and Methods of Psychological and Pedagogical Research: A manual for students of higher pedagogical educational institutions. 2nd edition, stereotypical. Moscow, Publ. Center "Academiya", 2005, 208 p. (In Russian)
11. Luft P. What Is Different About Deaf Education? The Effects of Child and Family Factors on Educational Services. The Journal of Special Education. 2016, Vol. 51(1), Pp. 27-37. DOI: 10.1177/0022466916660546
12. Mihalenkova I. A., Farafontova I. A. Creating an accessible environment for children with hearing impairment in an inclusive educational space. Advances in modern science. Vol. 5. 2017, No 2, Pp. 117-120. (In Russian)
13. Bogdanova T. G. Features of the intellectual development of teen-agers with hearing impairment. Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016, No. 8, Pp. 258-261. (In Russian)
14. Sunagatullina I. I., Demina A. D. Use of technical means in teaching children with hearing impairments. Ecology, health and safety in modern educational space: Proceedings of the All-Russian research and practice conference dedicated to the year of ecology in Russia; Ed. by S. V. Petrov, Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2017, Pp. 151-154. (In Russian)
Поступила в редакцию 21.04.2019 © А. М. Сивинский, 2019
Автор статьи: Алексей Михайлович Сивинский, PhD-докторант кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, 020000, Республика Казахстан, Кокшетау, ул. М. Ауэзова, 189а, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
А. К. Садыкова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный центр повышения квалификации «Ор-леу», Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области, Костанай, Республика Казахстан.
А. Н. Кошербаева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, Казахский национальный педагогический университет им. Абая.