Научная статья на тему 'Эффективная практика духовно-нравственного развития – ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «Психологический театр»'

Эффективная практика духовно-нравственного развития – ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «Психологический театр» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологический театр / ассистивная технология сопровождения / сурдопсихологическая поддерживающая практика / синтез знаний / творческая самоактуализация личности / базовые ценности духовно-нравственного развития / psychological theater / accompaniment technology / surd psychology support practice / synthesis of knowledge / creative self-actualization of the personality / basic values of spiritual and moral development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискун Ольга Юрьевна, Евсеенко Людмила Петровна, Буркова Татьяна Владиславовна

Статья раскрывает возможные подходы к комплексной коррекции эмоционально-волевого развития школьников с нарушением слуха посредством ассистивной технологии сопровождения «Психологический театр». Представлен опыт применения инновационной ассистивной технологии и выводы о возможном еѐ применении в современном образовательном пространстве. В статье представлена эффективная практика духовно-нравственного развития детей с нарушением слуха. Программа «Психологический театр» успешно реализуется командой специалистов в коррекционной школе-интернате под руководством педагога-психолога. Эффективность сурдопсихологической практики расширяет возможности современного инклюзивного образовательного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE PRACTICE OF SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT TECHNOLOGY OF ACCOMPANIMENT OF CHILDREN WITH VIOLATION OF HEARING "PSYCHOLOGICAL THEATRE"

The article reveals the possible approaches to comprehensive correction of schoolchildren emotionally-volitional development with violation of hearing through accompaniment assistive technology "Psychological Theater". The experience of applying innovative assistive technology and conclusions about its possible application in the modern educational space are presented. The article shows an effective practice of spiritual and moral development of children with violation of hearing. The program "Psychological Theater" is successfully implemented by a team of specialists in the correctional boarding school under a psychology teacher guidance. The practice effectiveness of surd psychology expands the possibilities of a modern inclusive educational space.

Текст научной работы на тему «Эффективная практика духовно-нравственного развития – ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «Психологический театр»»

УДК 376.3+159.923

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - АССИСТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕАТР»

Пискун Ольга Юрьевна.

г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, руководитель Ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ, o-piskun@yandex.ru.

Евсеенко Людмила Петровна.

г. Искитим, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат №12», директор, учитель-дефектолог высшей категории, petrovna130@mail.ru.

Буркова Татьяна Владиславовна.

г. Искитим, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат №12», педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологической службы школы, burkowa.tatyana2016@yandex.ru.

Аннотация. Статья раскрывает возможные подходы к комплексной коррекции эмоционально-волевого развития школьников с нарушением слуха посредством ассистивной технологии сопровождения «Психологический театр». Представлен опыт применения инновационной ассистивной технологии и выводы о возможном её применении в современном образовательном пространстве. В статье представлена эффективная практика духовно-нравственного развития детей с нарушением слуха. Программа «Психологический театр» успешно реализуется командой специалистов в коррекционной школе-интернате под руководством педагога-психолога. Эффективность

сурдопсихологической практики расширяет возможности современного инклюзивного образовательного пространства.

Ключевые слова: психологический театр, ассистивная технология сопровождения, сурдопсихологическая поддерживающая практика, синтез знаний, творческая самоактуализация личности, базовые ценности духовно-нравственного развития.

EFFECTIVE PRACTICE OF SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT TECHNOLOGY OF ACCOMPANIMENT OF CHILDREN WITH

VIOLATION OF HEARING "PSYCHOLOGICAL THEATRE"

Piskun Olga.

Novosibirsk, Federal public budgetary educational institution of higher education the "Novosibirsk State Pedagogical University", associate professor of correction pedagogics and psychology department of Institute of childhood, leader of the Resource center of accompaniment student with health limit possibilities, o-piskun@yandex.ru.

Evseenko Ljudmila.

Iskitim, Municipal autonomous general establishment "Correction school-boarding-school №12", the Head, a teacher defectologist for deaf children of higher qualifying category, petrovna130@mail.ru.

Burkowa Tatyana.

Iskitim, Municipal autonomous general establishment "Correction school-boarding-school №12", a teacher, a psychologist of higher qualifying category, leader of psychological service of school, burkowa.tatyana2016@yandex.ru.

Abstract. The article reveals the possible approaches to comprehensive correction of schoolchildren emotionally-volitional development with violation of hearing through accompaniment assistive technology "Psychological Theater". The experience of applying innovative assistive technology and conclusions about its possible application in the modern educational space are presented. The article shows an effective practice of spiritual and moral development of children with violation of hearing. The program "Psychological Theater" is successfully implemented by a team of specialists in the correctional boarding school under a psychology teacher guidance. The practice effectiveness of surd psychology expands the possibilities of a modern inclusive educational space.

Key words: psychological theater, accompaniment technology, surd psychology support practice, synthesis of knowledge, creative self-actualization of the personality, basic values of spiritual and moral development.

Авторы предполагают, что в поисках добра, милосердия, нравственной чистоты, к которым подсознательно стремится каждый ребёнок, заинтересованным педагогам специального и инклюзивного пространства, осознающим это подсознательное желание ребёнка, может помочь понимание необходимости духовно-нравственного воспитания, осмысление таких базовых ценностей, как «семья», «литература и творчество», «религия», «природа». Если в процессе постижения этих ценностей педагогическое сообщество станет двигаться по пути эмоционально-волевого и когнитивного развития учеников посредством ассистивных технологий сопровождения, результат может быть успешным. Для нас это связано с собственным опытом, которым мы готовы поделиться.

Каждому человеку, работающему с особыми детьми, следует знать особенности их индивидуального развития. В этом поможет метод педагогического наблюдения и труды великих учёных и практиков дефектологии, существующей только в нашем Отечестве более двух веков. Работы дефектологов дают шанс глубже познать природу того или иного нарушения. В связи с тем, что глухих в России стали учить первыми из иных категорий детей с проблемами в развитии, сурдопедагогика и сурдопсихология обладают богатейшим арсеналом подходов, методов, приёмов, которые помогают сегодня не только детям с нарушением слуха, но являются достоянием всех областей специальной психологии и коррекционной педагогики, а также общей психологии и педагогики.

В связи с этим мы уделяем особое внимание традиционным сурдопедагогическим подходам, осваивая инновации, адаптированные с учётом особенностей нарушения наших воспитанников. Процесс формирования комплексной компетентности у детей со слуховой депривацией происходит успешнее, если школа-интернат не только по формальным признакам, но и на деле предстаёт частью социокультурной системы [4].

Одной из инноваций стала мультисенсорная технология «Нумикон», сочетающаяся с традиционными сурдопедагогическими технологиями (развитие слухового восприятия и обучение произношению, коммуникативная система обучения языку) и с сурдопедагогическими инновациями (верботональная система обучения речи, слухоречевая реабилитация после кохлеарной имплантации). Эта методика впервые в России адаптирована учителями-дефектологами коррекционной школы №12 Е.В. Краснослободцевой, Л.Г. Барковой к процессу обучения детей с нарушением слуха. Результативность этой работы высоко оценена специалистами Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга [7].

Любая инновационная технология, применяемая к процессу обучения, воспитания и развития, должна быть ассистивной, но не всякая таковой становится. Ассистивная технология сопровождения, основанная на сурдопсихологических поддерживаюших практиках, - это процессуально структурированная совокупность приемов и методов сопровождения, направленных на изучение (каждый год проводится диагностика эффективности программы), актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности (реализация программ в условиях школы), в результате которой создаются и материализуются нововведения (в виде взаимодействующих одновременно поддерживающих программ), вызывающие качественные изменения в эмоционально-волевом развитии детей с нарушением слуха, ориентированные на рациональное использование творческих ресурсов этих детей [8, 9, 12].

Основные цели инновационной ассистивной технологии: - предоставление учебных знаний, умений, навыков (внутренних ресурсов), с помощью которых учащийся способен самостоятельно

учиться - готовность ребёнка к формированию компетентности в форме деятельности, т.е. ребёнок со слуховой депривацией должен уметь эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы (информацию, материальные объекты, социальное окружение) для определения и достижения цели;

- формирование ключевых компетенций в сфере разрешения проблем, коммуникации, работы с информацией;

- формирование у учащихся с нарушением слуха креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, а в дальнейшем, возможно, и профессионального роста учащихся;

- целенаправленное изменение образовательной среды в лучшую сторону благодаря новшествам;

- процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);

- поиск оптимальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление [8,9,12].

Программа «Психологический театр», созданная Т.В. Бурковой, педагогом-психологом коррекционной школы №12 г. Искитима Новосибирской области, полностью соответствует этим целям [1].

Психологический театр «Музыка души» начал свою деятельность в нашем образовательном учреждении в 2012 году с запроса родителей.

Специфика развития личности ребенка с нарушением слуха обуславливается относительной изолированностью его от социума. Неполнота восприятия устной речи, замедленное речевое развитие затрудняют контакт с партнером, вносят специфические особенности в осознание и осмысление отношений [2, 8, 9, 11, 12].

Одной из основных причин дезадаптации детей с нарушением слуха подросткового возраста является неблагоприятный социальный статус ученика в классе, неприятие его группой [2]. Изменение неблагоприятного социального статуса ребёнка возможно с помощью привлечения его к игре в спектакле психологического театра в одной из главных ролей, ведь одна из главных задач такого театра - не актёрская игра, а коррекция личностных особенностей и межличностных отношений в детском коллективе. Эмоциональный опыт слабослышащих детей формируется и обогащается в процессе общения, в результате сопереживания другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Из-за повышенной эмоциональной чувствительности школьники часто подвержены воздействию стрессов, комплексов. Стараясь защититься, дети скрывают эмоции и чувства, конфликтуют с окружающим миром. Сдерживание эмоций такого рода нередко может приводить к психологической травме. В определённых ситуациях эмоции необходимо контролировать и направлять в нужное русло. А для этого важно уметь

видеть, создавать, чувствовать, выражать эмоции, как свои, так и чужие (окружающих). Именно психологический театр может помочь детям с нарушением слуха научиться общаться, снять эмоциональное напряжение, страхи.

Программа психологического театра была составлена автором в 2012 году, прошла апробацию в 2012-2014 годах.

Программа построена на взаимодействии психологии и искусства, в ней использованы возможности и формы арт-терапевтических методов коррекции вторичных отклонений у детей с нарушением слуха. Программа основана на системном подходе, ориентирована на решение задач развития познавательной и эмоциональной сферы слабослышащих детей, формирования коммуникативных умений и навыков, творческих способностей, духовно-нравственного воспитания, оптимизации личностных качеств обучающихся, способствующих их дальнейшей социализации в обществе.

В практике использовались материалы авторских методик: программы психологического театра А.В. Ганьшиной, программы педагогической арт-терапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Арт-гармония» Т.Ю. Киселевой, программа по сказкотерапии для подростков Н.А. Сакович «Лабиринт» [5, 13].

Технология разработана с учетом научных исследований в области общей и специальной психологии, дефектологии, сурдопедагогики, арт-терапии, в рамках программы развития МАОУ КШИ № 12 г. Искитима [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12].

Программа психологического театра рассчитана на две ступени обучения. Первая ступень включает 6 блоков: психогимнастика, куклотерапия, музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, театроведение. Вторая ступень включает 10 этапов: выбор пьесы, деление пьесы на эпизоды, работа над отдельными эпизодами в форме этюдов, работа с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле, постепенный переход к тексту пьесы, работа над ролью, репетиция отдельных картин, репетиция всей пьесы целиком, премьера спектакля, рефлексия и импровизация. Программа предназначена для детей подросткового возраста. В программе представлены разработки коррекционно-развивающих занятий с детьми, диагностические материалы, сценарий спектакля «Снежная королева».

При выборе литературного произведения для спектакля важна его социально-психологическая и художественно-воспитательная

направленность, соответствующая возрасту, требованиям времени и направляющая на самовоспитание. Музыкальное сопровождение спектаклей разнообразно: в сказке «Двенадцать месяцев» много классической музыки, в спектакле «Путешествие в Изумрудный город» используется современная музыка. В спектаклях много внимания уделяется жестовому пению, содержание песен учит детей добру,

милосердию, дружбе. Распределение ролей осуществляется только по желанию детей, каждый ребенок должен играть свою роль с удовольствием. В спектаклях участвуют от тридцати до семидесяти актёров, причём, некоторые классы - в полном составе. Перед постановкой спектакля «Путешествие в Изумрудный город» все ребята-артисты вместе со взрослыми побывали в Новосибирском театре «Глобус» на спектакле «Волшебник страны Оз».

Психологический театр в школе дает возможность для совместной творческой работы многим специалистам образовательной организации. У каждого специалиста свои функции в общем, командном деле, которые они выполняют в течение нескольких лет работы психологического театра.

Администрация школы оказывает помощь в организации деятельности психологического театра, принимает участие в обсуждении сценария спектакля, в организации его постановки, изготовления костюмов и декораций, показа спектакля зрителям, присутствует на последних репетициях. Педагог-психолог курирует работу психологического театра, постановку спектакля, проводит занятия с детьми по специальной программе, составляет с детьми сценарий, отслеживает результаты коррекционной работы. В качестве режиссера театра выступает сурдопедагог, она принимает участие в распределении ролей, работает с детьми над текстами ролей, осуществляет постановку спектакля. Библиотекарь оказывает помощь детям в выборе нужной литературы, проводит беседы с детьми об авторе и героях литературного произведения, выбранного для театрализации. Учителя литературы помогают детям разобраться в содержании книги, объясняют непонятные слова. Когда сценарий уже готов, к работе подключаются сурдопедагоги. Они оказывают помощь детям в работе над текстом роли (произношение, интонация, темп речи и т.д.). Руководитель танцевального кружка готовит с детьми танцевальные номера спектакля, помогает в постановке мизансцен, сценических и танцевальных движений актёров и их взаимодействия в мизансценах. Руководитель кружка жестового пения работает с детьми над жестовым исполнением песен, входящих в спектакль, над художественно-эмоциональным выражением содержания текста песни. Учитель музыкально-ритмических занятий готовит с детьми начальной школы музыкальные номера, танцевальные зарисовки, со взрослыми - вокальные номера. Суфлёр помогает детям на репетициях запомнить текст роли, а на спектаклях - подсказывает его артистам по необходимости. Воспитатели и классные руководители оказывают помощь детям в подготовке к спектаклю, в подготовке текста роли, в изготовлении сценических костюмов. Костюмеры, дизайнеры, реквизиторы, декораторы наряжают актёров и сцену. Звукооператор настраивает звукоусиливающую аппаратуру. Переводчик русского жестового языка переводит зрителям текст.

Программа психологического театра ориентирует взрослых на

создание условий для активизации у ребенка эстетических нравственных установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество вышеуказанных специалистов, которые не разучились играть и фантазировать. Взрослые сами играют роли в спектаклях.

Процесс репетиций имеет большое коррекционно-развивающее значение, чем само выступление. На репетиции изучается поведение героя, развивается умение работать с чувствами, эмоциями, состоянием, настроением. С детьми проводится не только мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационной форме, объединяющее и детей, и взрослых на основе общих ценностей и переживаний. Психологический театр предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребёнка, как на репетициях, так и на спектаклях, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений, поэтому относится к сурдопсихологическим поддерживающим практикам.

Сурдопсихологические поддерживающие практики - технологии реализации компетентностного образования в школе, предполагающие активизацию творчески активных действий детей с нарушением слуха в процессе общения друг с другом и с сопровождающими взрослыми во время подготовки и реализации технологии. Во время работы над спектаклем, в котором заняты и дети, и взрослые (команда специалистов: учителей-предметников, учителей-дефектологов, воспитателей школы), дети приобретают позитивный опыт социального взаимодействия, что, в дальнейшем, может их привести к созданию и реализации творческих, социально значимых в условиях школы проектов [9, 10].

Синтез знаний, который переживают ребята в момент творческого осмысления художественного текста, - это процесс объединения различных теорий, концепций, представлений. Согласно утверждению И. Канта синтез знаний есть соединение различных представлений и схватывание их многообразия в едином акте познания, действие процесса воображения «функции души» [9]. Г.П. Щедровицкий утверждал, что общие закономерности синтеза знаний связаны с творчеством, с пониманием единства синтеза и анализа, с рефлексивным отношением знания к объекту [9]. Нам близко понятие синтеза знаний, предложенное А.Л. Галиным: внимание видимому, слышимому, чувствуемому (активность I сигнальной системы) - в нашем случае главная роль принадлежит остаточному слуховому восприятию и всем сохранным анализаторам, например, при знакомстве с художественным произведением, внимание понятиям, мысли, логике, анализу и обобщениям (активность II сигнальной системы) - при понимании прочитанного, соединение наблюдений и размышлений, качественно новое, возникающее из соединения того и другого с помощью эмоций. Эмоции (начиная с интереса) сопровождают процесс творчества на каждой

стадии. Осмысление наблюдений отделяет существенное от несущественного, создаёт обобщённые выводы. После спектакля психологического театра ребёнок выходит из состояния грёз, наступает кристаллизация пережитого, если в этот же день ребёнок с нарушением слуха напишет рефлексивное сочинение [9, 10, 12].

Творческая самоактуализация личности школьника с нарушением слуха - процесс и результат самоосуществления (реализация творческой сущности и распредмечивание творческих возможностей) творческой сущности личности в учебной деятельности (способность к организации времени (осознание ценности жизни «здесь и сейчас» проектная деятельность) [9, 10] - это происходит в процессе реализации технологии «Психологический театр» [8, 9, 10, 12].

За время занятий в психологическом театре ребята глубже познакомились с литературными произведениями и персонажами, они задумались над психологией характеров и поступков героев, они научились взаимодействовать друг с другом, приобрели навыки актерского мастерства, перевоплощения, импровизации. Кроме того развили речевые навыки, преодолели страх публичных выступлений и скованность, приобрели навыки совместного творчества, развили способности сочувствовать и сопереживать. Очень важно, что театр, показывая различные жизненные ситуации, объединяет в момент сопереживания самых разных людей и наилучшим образом осуществляет функцию групповой психотерапии.

Вместе с педагогами мы наблюдаем положительную динамику в поведении, эмоциональном состоянии у всех детей - участников спектаклей.

Сверхзадача школьного психологического театра заключается в том, чтобы гармонизировать отношения слабослышащего ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов. Представленная технология «Психологический театр» реализуется поэтапно с учётом типологических и индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха в процессе взаимодействия команды специалистов и родителей. Наш личный опыт применения этой технологии исследования показал, что одновременное воздействие на развивающегося ребёнка с нарушением слуха разных психолого-педагогических методик в культурологическом контексте психологического театра положительно влияет на ход его эмоционально-волевого и когнитивного развития, корригируя расстройства эмоционально-волевой сферы и нарушения поведения.

Таким образом, ассистивная технология сопровождения «Психологический театр», опираясь на наш опыт, может быть востребована заинтересованными психологами и педагогами, представляющими команду специалистов, как в специальном, так и в инклюзивном образовательном пространстве, поскольку является

эффективной практикой духовно-нравственного развития. «Психологический театр» открывает в каждом участнике его творческий ресурс, приближает неравнодушного и развивающегося человека (независимо от возраста, уровня образования, наличия/отсутствия нарушения) к пониманию духовно-нравственных базовых ценностей.

Библиографический список:

1. Буркова Т.В. Система работы интегративных команд специалистов школы по развитию познавательной сферы учащихся с нарушением слуха» // Школа-интернат как часть социокультурной системы, формирующей комплексную компетентность детей со слуховой депривацией: Материалы межрегионального семинара (2-3 ноября 2007 г). - Новосибирск. - 2008. - С. 77-80.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

4. Евсеенко Л.П. Опыт и проблемы организации комплексного подхода к образованию детей со слуховой депривацией // Школа-интернат как часть социокультурной системы, формирующей комплексную компетентность детей со слуховой депривацией: Материалы межрегионального семинара (2-3 ноября 2007 г.) - Новосибирск, 2008. - С. 13-17.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь: 2006. -160 с.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993. - 370 с.

7. Пискун О.Ю., Евсеенко Л.П., Краснослободцева Е.В., Баркова Л.П. Возможности адаптации инновационной технологии «Нумикон» в условиях МКОУ СКОШИ №12 г. Искитима Новосибирской области // Образование детей с нарушением слуха: материалы юбилейного научно-практического семинара «Современная коррекционная школа. Какой ей быть?» - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С. 240-246.

8. Пискун О.Ю. Практическая сурдопсихология: современный взгляд: учебно-методическое пособие: в двух частях / О.Ю. Пискун; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - Часть 1. Лекции по сурдопсихологии. - 231 с.

9. Пискун О.Ю. Практическая сурдопсихология: современный взгляд: учебно-методическое пособие: в двух частях / О.Ю.Пискун; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - Часть 2. Комплексная коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников: ассистивные технологии сопровождения (из опыта работы). - 174 с.

10. Пискун О.Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Пискун Ольга Юрьевна; [Место защиты:

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования]. - Новосибирск, 2015. - 398 с.

11. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьёва, Т.В. Розановой и др. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.

12. Психологический театр в современном образовательном пространстве: ассистивная технология сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (их опыта работы МАОУ г. Искитима Новосибирской школы «Коррекционная школа-интернат №12»): учеб-метод. пособие / Т.В.Буркова [и др.]; Мин-во образования и науки РФ, НГПУ. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 88 с.

13. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.