ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
TEACHER PLANNING OF HANDICRAFT LESSONS FOR DEAF PUPILS
Ю.А. Герасименко Yu.A. Gerasimenko
Педагогическое проектирование, технологическая карта, коррекционно-развивающая работа, неслышащие учащиеся.
В статье показана структура педагогического проектирования образовательного процесса на примере уроков труда в школе-интернате г. Шадринска для неслышащих учащихся. Описаны особенности применения методики В.М.Монахова в обучении глухих старшеклассников, основной акцент сделан на описании возможностей коррек-ционно-развивающей работы над устной речью, показаны эффективные формы и методы работы сурдопедагога.
Teacher planning, technological card, correctional developing work, deaf pupils. The article shows the structure of teacher planning of the educational process through the example of handicraft lessons at the boarding school for deaf pupils in Shadrinsk. The features of application of the technique by Monakhov V.M. in training deaf seniors are described. The main emphasis is made on the description of the opportunities of correctional developing work on oral speech, the methods and the effective forms of a super teacher»s work a are shown.
Проблема качества обучения детей с нарушением слуха является актуальной на современном этапе развития специальной науки. Низкий уровень развития устной речи, ограниченный запас знаний по школьным предметам, не-сформированность познавательной и личностной сферы требуют пересмотра традиционных педагогических методов и подходов в сурдопедагогике, использования информационных технологий в обучении. Появляются новейшие исследования, свидетельствующие об эффективном применении инновационных технологий в образовательном процессе данной категории детей, однако оптимизация обучения будет успешна при условии правильной организации и проектировании процесса [Велижанцева и др., 2007, с. 15].
В школе-интернате № 11 города Шадринска для детей с нарушениями слуха сурдопедагоги-новаторы активно работают над решением современных задач социализации детей, их образования и подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.
Комплексная диагностика и многолетний психолого-педагогический опыт изучения эффективности педагогического процесса специальной
(коррекционной) школы для неслышащих детей позволяют сделать вывод, что многие выпускники являются не конкурентоспособными на рынке труда, они не обладают компетенциями, необходимыми для обеспечения самостоятельной жизнедеятельности: готовностью вести диалог, быть собеседником, т. е. слушающим и говорящим, понимающим обращенную к нему речь и смысл разговора; готовностью публично выступать перед аудиторией, обращаться к аудитории, т. е. владеть монологической формой речи; способностью понимать смысл письменных текстов; навыками социального взаимодействия.
Анализ контрольных работ по предмету «Технология», а также тестирование по методикам Б.А. Райсберга, A.C., Прутченкова, B.C., Автонамо-ва, К. Хесса, показали, что 84 % учащихся 7-11 классов не разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они не умеют читать чертежи швейной промышленности, плохо понимают рисунок готового изделия и т. д. У них слабо сформированы навыки самостоятельной деятельности.
Лишь 4% неслышащих школьников выполнили задания безошибочно, т. е. со словесным опо-
средованием, могли передать текст своими словами, остальные 96 % стремились к дословному воспроизведению предложенного содержания. 2 % учащихся отличались высокой продуктивностью внимания, они не пренебрегали важными трудовыми операциями, в отличие от других, которые стремились к быстрому получению результата, что приводило сразу к утомлению, неустойчивости внимания, трудностям переключения и увеличению ошибок. Сложнее всего для ребят оказались творческие задания, с которыми без помощи взрослого никто не мог справиться, что объясняется психофизиологическими особенностями неслышащих детей - недостаточным развитием творческого воображения, медленным развитием мыслительных операций (анализа, синтеза, абстрагирования), приводящих к трудностям осознанного целеполагания.
В экспериментальной работе, целью которой являлась оптимизация учебного процесса за счет педагогического проектирования, на уроках трудового обучения мы применили методику В.М. Монахова «Педагогическое проектирование учебного процесса», адаптировав её для неслышащих учащихся. Педагогическое проектирование образовательного процесса является альтернативной и эффективной формой трудового обучения детей с нарушением слуха. Оно требует особого подхода к вопросам планирования, содержания и оценки результата деятельности учителя и учащихся. Эта задача успешно решается на основе использования технологической карты, которую составляет учитель при подготовке к изучению темы цикла занятий. По определению В.М. Монахова, технологическая карта - это проект изучения темы, который позволяет учитывать особенности личности учащихся, строить учебный процесс целостно и системно, что не всегда можно встретить в традиционных методиках [Монахов, 2004, с. 97].
Концептуальную основу технологии проектирования учебного процесса составляют положения:
- основным этапом организации учебного процесса является проектирование, где учитель -творческий субъект деятельности;
- проектирование учебного процесса - инновационный компонент деятельности учителя, тре-
бующий концептуально-методологического и инструментального обеспечения;
- содержательные составляющие учебного процесса - целеобразование, дозирование самостоятельной деятельности учащихся, логическая структура процесса обучения, коррекционные воздействия;
- проектирование учебного процесса осуществляется с соблюдением психологических, физиологических, валеологических и прочих норм, предъявляемых к деятельности учащихся и учителей;
- проектирование учебного процесса реализует его параметрическую модель;
- проектирование учебного процесса - многоэтапная деятельность, допускающая интеграционное улучшение результатов.
В технологии проектирования образовательного процесса создается модель образовательного процесса в виде пяти параметров.
Первый параметр представляет информацию о цели и направленности образовательного процесса в виде системы целей - ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ.
Второй параметр - это информация о факте достижений или недостижений цели-ДИАГНОСТИКА.
Третий параметр представляет качественную и количественную информацию об объеме, содержании, особенностях самостоятельной деятельности учащихся, необходимых для успешного прохождения диагностики, - ДОЗИРОВАНИЕ.
Четвёртый параметр - это перевод методической структуры деятельности педагога в логически наглядную модель-ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. Этот параметр характеризует структуру образовательного процесса [Шмелькова, 2002, с. 114].
Пятый параметр представляет информацию о типичных проблемах и ошибках, которые могут повлиять на результаты диагностики, и о содержании корректирующих воздействий - КОРРЕКЦИЯ.
Проектирование образовательного процесса завершается созданием технологической карты (рис.) как проекта образовательного процесса в границах одной учебной темы, в которой во взаимосвязанном виде представлены пять параметров данного процесса: целеобразование, диагностика, дозирование учебного материала, коррекция, логическая структура темы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: ..............................................................Класс......................................................................Ф.И.О. учителя.
Логическая структураЦ1 Д1 Ц2 Д2 О © © О
ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИКА КОРРЕКЦИЯ
Ц1. Знать Д1. 1............................................. 2 ..................................................
3 .............................................
4 .............................................
Ц2. Уметь да- 1...................................................... 2 .............................................
3...................................................... 4......................................................
ДОЗИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАНДАРТ (УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО 1>1.............................................. Б2......................................... ) ХОРОШО Б1........................................ Б1. К2. ОТЛИЧНО
Б2.
Рис. Технологическая нарта
С одной стороны, технологическая карта является дидактическим средством при обучении технологии, с другой - формирует новое педагогическое мышление, позволяя педагогу видеть основные компоненты будущего образовательного процесса и предоставляя удобные, наглядные средства для его описания и коррекции.
Проектирование технологических карт невозможно без учета специфики коррекционной работы с неслышащими детьми, особенно по развитию речи:
- цели ставятся четкие, краткие, однозначные;
- диагностика представляет тесты, не содержащие сложных формулировок и не предполагающие многозначных ответов;
- коррекция осуществляется в виде работы с основными понятиями, терминами по теме или схемами, по которым легко составить рассказ;
- дозирование самостоятельной работы включает не подробный пересказ, а краткий рассказ по плану;
- логическая структура содержит большее количество часов (4 часа в неделю, а для коррекци-онных классов - 8 часов).
Особое внимание стоит уделить содержанию диагностики в технологической карте. Школьникам предоставляется право выбора оценки качества
усвоенного материала, которая в данный момент соответствует его ценностным установкам. Диагностический блок в технологической карте построен по принципу усложнения, то есть первоначально предлагаются задания, отвечающие минимальному уровню требований, для достижения более высокого уровня освоения материала предполагается последовательное выполнение более сложных заданий. Стандартная диагностика имеет 4 задания:
- первое и второе - на уровне минимальных требований, то есть их выполнение предполагает условно оценку «удовлетворительно»;
-третье задание - на уровне более высоких требований, что условно определяет оценку «хорошо»;
- четвертое задание - творческого характера, его выполнение, наряду с выполнением первых трех заданий, обеспечивает ученику «отличный» результат.
Дальнейшая конкретизация проекта осуществляется в виде информационных карт уроков. На примере информационной карты урока покажем один из аспектов обучения - работу по развитию речи учащихся:
- организационный момент- проговарива-ние дежурным даты (число, месяц, год). Перечисление отсутствующих учащихся на уроке;
- проговаривание учащимися с учителем темы и плана урока;
- повторение. Составление с учителем рассказа «Что мы делали на предыдущем уроке?»;
- знакомство с новой темой, проговаривание с учителем тематического словаря, описание последовательности изготовления изделия;
- чтение каждым учеником вслух раздела учебника по новой теме;
- в конце урока - составление самостоятельного рассказа по плану;
- подведение итогов урока - рассказ о том, что делали на уроке;
-домашнее задание предлагается в виде чтения учебника и подготовки рассказа по плану.
Неслышащие дети испытывают значительные трудности в чтении технической и технологической документации, в умении планировать свою трудовую деятельность. В процессе занятий учитель знакомит глухих школьников со специальными терминами, их значением, правильным произношением и написанием, учит детей употреблять их в разговорной речи. Применяя единые методики и приемы слуховой и речевой работы на уроках в школе для глухих, учитель создает условия и среду для речевого общения на теоретических, лабораторно-практических и практических занятиях с активным использованием технической и технологической терминологии. Для этого необходимо использовать не только индивидуальные, но и коллективные формы речевого общения на уроках труда, например, совместное проговаривание темы и плана урока. В словаре по каждой теме дается не только новая для учащихся терминология, но и ранее изученные понятия. При усвоении новых слов и терминов организуется работа по восприятию на слух, а также их изучению и закреплению в письменной и устной формах речи,
В результате реализации технологии педагогического проектирования процесса трудового обучения неслышащих учащихся нам удалось значительно улучшить качество усвоения знаний школьниками. Через год обучения отмечаются высокий уровень мотивации к предмету и стопроцентная успеваемость учащихся по предмету «Технология», т.е. отсутствуют дети успевающие по школьной программе на оценку «удовлетворительно».
По результатам прошлого года таких ребят насчитывалось 14 %.
74 % неслышащих школьников выполнили задания контрольных работ безошибочно, т. е. со словесным опосредованием, могли передать текст своими словами, остальные 26 % допускали ошибки и затруднялись без помощи взрослого ответить на вопрос или самостоятельно выполнить техническое задание. У 37% учащихся от общего количества респондентов 7-11 классов удалось повысить продуктивность внимания, они не пренебрегали важными трудовыми операциями, качественно и без ошибок выполняли учебные действия. Творческие задания на конец года выполняли все учащиеся, однако в силу дефекта неслышащих необходимость корректирующих действий педагога не исключалась. Проявляя инициативу, 45 % учащихся самостоятельно использовали дополнительные средства украшения изделий (девочки применяли в творческих работах бисер, цветные ленты, лоскутное шитье, пуговицы и т. д., мальчики украшали изделие выжиганием, резьбой по дереву и др.). 95 % учащихся с успехом рассчитывали затраты на изделие, выполняя сложные арифметические действия. Динамическое продвижение учащихся в овладении знаниями по прикладному искусству и экономическими знаниями и умениями, достигнутое под воздействием проектирования активных методов обучения, свидетельствует ©доступности и методической целесообразности предложенной технологии проектирования обучения. Результаты исследования подтверждены математической статистикой по методике Стью-дента, согласно формуле
1 =
I , 2
V//??, + 1112
где XI - среднее значение констатирующего эксперимента; Х2 - среднее значение контрольного эксперимента; т1 и т2 - показатели отклонений значений констатирующего и контрольного экспериментов. В результате подсчета получено эмпирическое значение 1эмп (2.7), которое находится в зоне значимости и свидетельствует об эффективности проделанной работы.
Таким образом, овладение учителем технологией проектирования образовательного процесса выводит его на новый уровень педагогического
и методического мышления. Технологические карты отличаются от привычной системы тематического планирования, они позволяют системно и наглядно представить процесс обучения в виде четкой научно организованной последовательности действий. Более того, технологическая карта - это рабочий документ для всех участников образовательного процесса. Для учащихся он обеспечивает управление собственной познавательной деятельностью в рамках учебной темы, для учителя - это документ, обеспечивающий управление образовательным процессом в рамках учебного курса.
Применение технологии педагогического проектирования позволяет детально построить деятельность сурдопедагога и ученика, организовать урок в различных режимах (фронтальной, групповой работы, работы исследовательского характера, экспериментальной, практической, индивидуальной), обоснованно выбрать формы, методы и приёмы на каждый урок. Это позволяет не только обеспечивать усвоение знаний, но и организовывать процесс обучения на основе формирования культуры умственного труда (культуры устной
и письменной речи, работы с учебником, наглядным материалом, справочной литературой, смысловой группировкой материала, составления плана, выделения логической схемы, формулирования основной мысли). В результате значительно повышается мотивация к изучению предмета; более объективной становится оценка, которая зависит от уровня усвоения учебного материала, активно формируется коммуникативная компетенция учащихся.
Библиографический список
1. Велижанцева С.Д., Герасименко Ю.А., Филюти-на С.Д. Программа развития Центра профессиональной реабилитации. Шадринск: Изд-во ГОУ ВПО «Профессиональное училище № 15», 2007. 40 с.
2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 2004. 152 с.
3. Шмелькова Л.В. Технологизация образовательного процесса: учебно-методическое пособие. Курган: ИПКПРО, 2002. 144 с.