Научная статья на тему 'Формирование духовных ориентиров в условиях специально организованного культурно-образовательного пространства школы как один из путей эмоционально-волевого развития глухих учащихся'

Формирование духовных ориентиров в условиях специально организованного культурно-образовательного пространства школы как один из путей эмоционально-волевого развития глухих учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПОМОЩЬ В ПОИСКЕ ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ / РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ К ИСТОРИИ ГЛУХИХ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ / ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ / РЕФЛЕКСИЯ / MORAL POINTS / SPECIAL ARRANGEMENTS OF INFLUENCE / UNDERSTANDING OF MIANING / HELP IN THE SEARCH OF MORAL POINTS / THE DEVELOPMENT OF INTEREST TO THE PROCESS / DISPLAY OF WILL CHARACTERISTICS / THE EMOTIONAL REGULATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL IMPLICATION TO THE HISTORY OF DEAF PEOPLE / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / SPACE CREATED BY THE TEACHERS OF THE DEAF / MORAL EXPERIENCE / INNER RESOURCES / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискун О. Ю.

В статье представлены специальные меры воздействия на глухих школьников в процессе формирования духовных ориентиров. Автор предлагает развивать у глухих школьников рефлексию, опираться на их духовно-нравственный опыт и ресурсы. В статье отражена идея развития интереса к учебному процессу формирования эмоциональной регуляции и способности проявления воли в ситуации социальной причастности. Психолого-педагогические воздействия должны осуществляться в конструируемом сурдопедагогами культурно-образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискун О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL POINTS IN CONDITIONS OF SPECIALLY ORGANISED CULTURAL AND EDUCATIONAL SCHOOL SPACE AS ONE OF THE WAYS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL PROGRESS OF DEAF STUDENTS

The article presents special arrangements special of influence in the process of formation of moral points. The author''s idea is to develop deaf students'' reflection, to take into consideration their moral experience and inner resources. The idea of the development of interest to educational process, of the formation, of emotional regulation of this process and ability to display the will in situation of social implication to the history of deaf people. Psichological and pedagogical actions should be fulfilled in the cultural and educational space by the teachers of the deaf.

Текст научной работы на тему «Формирование духовных ориентиров в условиях специально организованного культурно-образовательного пространства школы как один из путей эмоционально-волевого развития глухих учащихся»

УДК 159.97 + 376.3

Piskun O.U. FORMATION OF MORAL POINTS IN CONDITIONS OF SPECIALLY ORGANISED CULTURAL AND EDUCATIONAL SCHOOL SPACE AS ONE OF THE WAYS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL PROGRESS OF DEAF STUDENTS. The article presents special arrangements special of influence in the process of formation of moral points. The author's idea is to develop deaf students' reflection, to take into consideration their moral experience and inner resources. The idea of the development of interest to educational process, of the formation, of emotional regulation of this process and ability to display the will in situation of social implication to the history of deaf people. Psichological and pedagogical actions should be fulfilled in the cultural and educational space by the teachers of the deaf.

Key words: moral points, special arrangements of influence, understanding of mianing, help in the searsh of moral points, the development of interest to the process, display of will characteristics, the emotional regulation of the educational process, social implication to the history of deaf people, cultural and educational space, space created by the teachers of the deaf, moral experience, inner resources, reflection.

О.Ю. Пискун, ^. преп. каф. КПиП НГПУ, соискатель НИПКиПРО, г. Новосибирск,

Е-mail: o-piskun@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

В статье представлены специальные меры воздействия на глухих школьников в процессе формирования духовных ориентиров. Автор предлагает развивать у глухих школьников рефлексию, опираться на их духовнонравственный опыт и ресурсы. В статье отражена идея развития интереса к учебному процессу, формирования эмоциональной регуляции и способности проявления воли в ситуации социальной причастности. Психологопедагогические воздействия должны осуществляться в конструируемом сурдопедагогами культурно-образовательном пространстве.

Ключевые слова: духовные ориентиры, специальные меры воздействия, помощь в поиске духовных ориентиров, развитие интереса к деятельности, проявление волевых особенностей, эмоциональная регуляция учебной деятельности, социальная причастность к истории глухих, культурно-образовательное пространство, духовно-нравственный опыт, внутренние ресурсы, рефлексия.

Для нас несомненной является эмоционально-волевая основа духовного развития глухого человека.

М.Е. Хватцев, С.Н. Шабалин, Н.Г. Морозова, В. Петшак,

В.С. Собкин, Е.Г. Речицкая, Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова в своих исследованиях отмечали специфику развития эмоционально-волевой сферы глухих [1-6].

Мы предполагаем, что целенаправленный процесс формирования духовных ориентиров сможет положительно воздействовать на развитие эмоций и воли у глухих школьников в специально организованном культурно-образовательном пространстве школы.

Объект исследования - эмоционально-волевое развитие.

Предмет исследования - формирование духовных ориентиров как один из путей развития эмоционально-волевой сферы.

Для изучения состояния эмоционально-волевой сферы глухих школьников мы использовали комплекс методик в зависимости от возрастной категории испытуемых в 4, 7, 11 классах. Формирование духовных ориентиров у глухих детей, на наш взгляд, связано со многими задачами. Обозначим ряд задач исследования.

Л.С. Выготский, РМ. Боскис, Т.А. Власова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.П. Гозова, Т.В. Розанова своими исследованиями подтвердили, что поражения слуха сказывается, прежде всего, и в наибольшей степени на развитии речи глухих детей, что задерживает формирование мышления, памяти, других познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы [7; 8]. Именно это затрудняет понимание глубины изучаемого явления и требует специальных мер воздействия, направленных на достижение смысла - это первая задача исследования.

Вторая задача: помочь найти глухому ребёнку духовные ориентиры таким образом, чтобы его «нравственная сторона» претерпела качественно позитивные изменения. Одним из возможных путей, на наш взгляд, является серьёзное знакомство с жизнью людей, имеющих такое же нарушение, какое есть и у самого ребёнка. Это позволяет понизить и, в дальнейшем, снять страх и тревогу за перспективу собственного развития.

Для гармоничного развития глухого, как отмечает Н.Г. Морозова, нужно привить интерес основ наук и к содержательному самостоятельному чтению книг [2]. В. Петшак предлагает погружать глухого ребёнка в мир культуры и искусства, что будет способствовать его эмоциональному развитию [3].

Третья задача - возникновение и развитие интереса в ходе выполнения специальным образом организованной деятельности. Ее организация, по мнению Н.Г. Морозовой, Е.Г. Речицкой, предполагает знакомство с реальными фактами, вступая в противоречие с прежними представлениями, вызывают недоумение, вопрос желание узнать, что, как и почему [2; 5]. Необходимо организовать самостоятельный поиск ответа на вопрос - практически действенный поиск. Мыслительный поиск (в силу психологических особенностей глухих) становится возможным на более поздних этапах обучения (8 -11классы).

Четвёртая задача направлена на проявление волевых особенностей личности, на формирование умения доводить действие до конца, способности осуществлять самоконтроль, соотносить полученный результат с требованиями. Волевые усилия у большинства глухих, по наблюдениям М.Е. Хватцева,

С.Н. Шабалина, В.С. Собкина, в школьном возрасте сформированы на низком уровне [1; 4].

Пятая задача заключается в следующем: эмоции важны при формировании мотивации, поэтому важное значение в развитии эмоционально-волевой сферы глухих, их познавательных способностей имеет эмоциональная регуляция учебной деятельности: содержание учебных дисциплин предметной деятельности «Язык» - источник развития эмоций и воли глухих учащихся (изучение биографии и творчества О.И. Скороходовой, Элен Келлер, А.В. Суворова). Этим людям посвящён цикл уроков в нашей авторской технологии. Изучая дневники самонаблюдения О.И. Скороходовой, глухие дети постигают путь преодоления дефекта [9]. Глухие дети, учащиеся школы нашего времени, узнавая подробности профессионального пути своих учителей, пересекающегося с жизнью слепоглухой О.И. Скороходовой, осознают и свою социальную причастность к этой истории. Они находятся в культурно-образовательном простран-

стве, где жива историческая память, делающая процесс обучения гуманным: на примере жизни и творчества великого человека у глухого ребёнка формируется способность осознания себя в культурном пространстве.

Шестая задача: развитие духовных ориентиров у глухих школьников: создание культурно-образовательного пространства школы I вида как конструируемой сурдопедагогами пространственной среды. Эта среда формирует физическую и ментальную организацию пространства образования. Создание культурно-образовательного пространства школы I вида дает возможность воздействовать на объективные обстоятельства жизни глухих детей в школе и на субъективную основу их личности. В культурно-образовательном пространстве школьник со слуховой депривацией осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

Пример жизненных достижений Ольги Ивановны Скороходовой, Элен Келлер, Александра Васильевича Суворова является несомненным духовным ориентиром и помогает не только понять сложную структуру дефекта, осознать на практике теорию компенсации, описанную Л.С.Выготским, но и прочувствовать особенности процесса развития, методы и приёмы воспитания и обучения таких детей, необходимость наличия эмпатии, целеполагания, воли у педагогов, сопровождающих детей с недостатками слуха, и у самих этих детей [7].

В решении задач эмоционально-волевого развития неслышащих детей мы опирались на теорию компенсации Л.С. Выготского («единство межфункциональных связей»,«обходные пути развития», «аффект преодоления трудностей», «творческий характер развития») [7, с. 70; 10; 11; 12; 13, с. 184], на культурноисторическую концепцию: «культура видоизменяет природу сообразно целям человека», «среда оказывает то или иное влияние на развитие ребёнка, различное в различные возрасты» [14, с. 81]. Социальный образец, по Выготскому, движет личностью. Важнейшим фактором развития детской психики ребёнка с нарушениями слуха является «социальная помощь другого человека» [13, с. 229].

В процессе работы по заявленной проблематике выработалась система психолого-педагогической коррекции, включающая комплекс программ, взаимодействующих друг с другом: технология «Развитие эмоционально-личностной, когнитивной сфер неслышащих учащихся на предметах языкового цикла», её суть заключается в триединстве компонентов: 1компонент. Программа по русскому языку на основе применения опорных сигналов, специально адаптированная для неслышащих учащихся; 2компонент. Программа по развитию речи в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида; 3 компонент. Программа по литературе «Влияние знаний о жизни и творчестве деятелей мировой художественной культуры на развитие эмоционально-волевой сферы глухих учащихся». Основное содержание программы: изучение литературных произведений в соответствии с возрастными возможностями неслышащих учащихся с опорой на принцип вариативности; развитие эмоционально-волевой сферы на примере жизни и творчества выдающихся деятелей мировой художественной культуры; взаимопроникновение проблематики уроков языкового цикла [15]. Каждый программный компонент технологии - целостной системы коррекционно-педагогических воздействий - имеет свою структуру. В данной статье мы раскрываем смысл третьего компонента, неразрывно связанного с двумя другими программами, составляющими комплексную систему психолого-педагоги-ческой коррекции вместе с другими коррекционно-развивающими программами:

Программа «Коррекция тревожности и школьных страхов» (1998 г.) [16]; Программа психолого-педагогического сопровождения глухих учащихся выпускного класса (2000 г.) [17; 18]; Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы неБиблиографический список

слышащих учащихся» (2001 г.) [16; 19]; Пакет программ курса коррекционно-развивающих занятий в классах выравнивания и вспомогательных классах школы для детей с недостатками слуха (с I по X класс), методических рекомендаций для коррекционно-развивающей работы (1998) [20; 21]. Программы применяются в коррекционных образовательных учреждениях

I, II вида городов Новосибирск, Искитим, Куйбышеа, Абакан, Санкт-Петербург.

В содержании психолого - педагогической коррекции эмоционально-волевого развития глухих школьников основным является формирование духовных ориентиров в процессе формирующегося отношения [22-25] к личности выдающегося представителя мировой художественной культуры. В этом процессе, порождающим эмоцию, развиваются, память, мышление, речь, внимание, воображение; формируются образ собственного «Я», мотивация, целеполагание, адекватная самооценка, самоорганизация, самоконтроль, эмпатия, навыки коммуникации у неслышащих школьников с помощью компенсаторных возможностей организма.

В ходе реализации комплексной системы психолого-педа-гогической коррекции эмоционально-волевого развития через формирование духовных ориентиров у глухих школьников в условиях специально организованного культурно-образовательного пространства школы I вида развиваются эмоции, нравственные чувства, возникает понимание внешних выражений эмоций у других людей в процессе межличностных отношений на уроках русского языка, литературы, развития речи, на коррекционно-развивающих занятиях; развиваются психические процессы у глухих школьников в условиях полиглоссии; целенаправленно формируется произвольность, опосредованность, осознанность; развивается самосознание у детей с нарушениями слуха с помощью литературных произведений, примеров жизни и творчества выдающихся деятелей искусства и культуры, нетрадиционных методов обучения:

Главным достоинством третьего программного компонента технологии в рамках целостной системы коррекционно-педагогических воздействий является формирование у глухих школьников представлений о качествах личности, эмоциональных свойствах, нормах поведения; умения понимать поступки окружающих людей; адекватной самооценки - основы саморегуляции, самоконтроля, эффективного общения; рефлексивного отношения к собственному поведению, поступкам окружающих.

Итак, направления психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевого развития глухих школьников - это целый комплекс реализующихся программ, апробация которых пройдена на региональном, всероссийском и международном уровне [26].

Таким образом, опираясь на результаты нашего исследования, пришли к выводам, имеющим значение при формировании духовных ориентиров в процессе эмоционально-волевого развития глухих школьников.

Во-первых, духовно-нравственный опыт формируется в процессе культурного обогащения и насыщения социальнопедагогическим взаимодействием субъектов образования (педагогов и глухих детей) и влияет на процесс развития эмоций и воли любого человека, находящегося в культурно-образовательном пространстве.

Во-вторых, на первый план выходят ресурсы человека с сенсорными и бисенсорными нарушениями, возможность их раскрытия для полноценного развития. Осознание этого служит стимулом для эмоционально-волевого и когнитивного развития человека с нарушенным слухом.

В-третьих, главным является рефлексия собственной жизни, перспектив развития глухих школьников, формирование их личностных духовных ориентиров. Глухие ученики и их слышащие учителя являются субъектами социального взаимодействия, определяющего процесс развития эмоционально-волевой сферы.

1. Хватцев, М.Е. Особенности психологии глухого школьника: пособ. для студентов дефектологических факультетов и учителей специальных школ / М.Е. Хватцев, С.Н. Шабалин. - М., 1961.

2. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.

3. Петшак, В. Эмоциональное развитие глухих детей: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991.

4. Собкин, В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. - М., 1997.

5. Речицкая, Е.Г. Учебная деятельность младших школьников с нарушением слуха: монография. - М., 2009.

6. Грабенко, Т.М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова. - СПб., 2008.

7. Выготский, Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Основы дефектологии. - СПб., 2003.

8. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф [и др.]. - М., 1971.

9. Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М., 1972.

10. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1982. - Т. 4.

11. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч.: в 6. - М., 1982. - Т. 2.

12. Выготский, Л.С. Проблема воли и её развитие в детском возрасте // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1982. - Т. 2.

13. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. - СПб., 2003.

14. Выготский, Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск, 2001.

15. Пискун, О.Ю. Роль психолого-педагогического сопровождения в личностном и профессиональном самоопределении неслышащих старшеклассников // Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы. -Новосибирск, 2003.

16. Пискун, О.Ю. Роль культуры и искусства в развитии творчества глухих детей на уроках языкового цикла // Философское осмысление педагогики и психологии детства: сб. науч. трудов (материалы регионального семинара) - Новосибирск, 2002.

17. Пискун, О.Ю. Развитие временной перспективы будущего и профессионального самоопределения глухих школьников // Опыт сотруд-

ничества и взаимодействия в системе школа-вуз: сб. материалов методического семинара преподавателей Института социальной реабилитации и учителей специальных школ. - Новосибирск, 2001. - Ч. I.

18. Пискун, О.Ю. Развитие эмоционально-волевой сферы учащихс // Психологическое сопровождение образовательного процесса. Из

опыта работы педагогов-психологов. - Новосибирск, 2002.

19. Пискун, О.Ю. Развитие эмоционально-волевой сферы глухих учащихся на уроках языкового цикла // Особенности преподавания гуманитарных дисциплин лицам с нарушением слуха. - Новосибирск, 2002.

20. Пискун, О.Ю. Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с комплексными нарушениями // Теория и практика комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы республик. науч.-практич. конф. - Нерюн-гри, 2006.

21. Пискун, О.Ю. Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения: учебно-методич. пособ. - Новосибирск, 2005.

22. Агавелян, О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: монографическое исследование. - Челябинск, 1999.

23. Агавелян, РО. Психология состояний: диагностика, коррекция, регуляция и управление базовыми состояниями в профессиональной деятельности педагога специальной школы: учеб. пособ. / РО. Агавелян, В.С. Агавелян. - Новосибирск, 2003.

24. Мясищев, В.Н., Личность и неврозы. - Л., 1960.

25. Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

26. Пискун, О.Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников // Сибирский педагогический журнал: научно-теоретическое издание. - 2007. - № 15.

Bibliography

1. Khvatcev, M.E. Osobennosti psikhologii glukhogo shkoljnika: posob. dlya studentov defektologicheskikh fakuljtetov i uchiteleyj specialjnihkh shkol / M.E. Khvatcev, S.N. Shabalin. - M., 1961.

2. Morozova, N.G. Formirovanie poznavateljnihkh interesov u anomaljnihkh deteyj. - M., 1969.

3. Petshak, V. Ehmocionaljnoe razvitie glukhikh deteyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1991.

4. Sobkin, V.S. Podrostok s defektom slukha: cennostnihe orientacii, zhiznennihe planih, socialjnihe svyazi. Ehmpiricheskoe issledovanie. -M., 1997.

5. Rechickaya, E.G. Uchebnaya deyateljnostj mladshikh shkoljnikov s narusheniem slukha: monografiya. - M., 2009.

6. Grabenko, T.M. Ehmocionaljnoe razvitie slaboslihshathikh shkoljnikov. Diagnostika i korrekciya: uchebno-metodicheskoe posobie / T.M. Grabenko, I.A. Mikhalenkova. - SPb., 2008.

7. Vihgotskiyj, L.S. Defekt i sverkhkompensaciya // Osnovih defektologii. - SPb., 2003.

8. Psikhologiya glukhikh deteyj / pod red. I.M. Solovjyova, Zh.I. Shif [i dr.]. - M., 1971.

9. Skorokhodova, O.I. Kak ya vosprinimayu, predstavlyayu i ponimayu okruzhayuthiyj mir. - M., 1972.

10. Vihgotskiyj, L.S. Uchenie ob ehmociyakh // Sobr. soch.: v 6 t. - M., 1982. - T. 4.

11. Vihgotskiyj, L.S. Ehmocii i ikh razvitie v detskom vozraste // Sobr. soch.: v 6. - M., 1982. - T. 2.

12. Vihgotskiyj, L.S. Problema voli i eyo razvitie v detskom vozraste // Sobr. soch.: v 6 t. - M., 1982. - T. 2.

13. Vihgotskiyj, L.S. Osnovih defektologii. - SPb., 2003.

14. Vihgotskiyj, L.S. Lekcii po pedologii. - Izhevsk, 2001.

15. Piskun, O.Yu. Rolj psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya v lichnostnom i professionaljnom samoopredelenii neslihshathikh starsheklassnikov // Professionaljnoe obrazovanie lic s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya. Problemih i perspektivih. - Novosibirsk, 2003.

16. Piskun, O.Yu. Rolj kuljturih i iskusstva v razvitii tvorchestva glukhikh deteyj na urokakh yazihkovogo cikla // Filosofskoe osmihslenie pedagogiki i psikhologii detstva: sb. nauch. trudov (materialih regionaljnogo seminara) - Novosibirsk, 2002.

17. Piskun, O.Yu. Razvitie vremennoyj perspektivih buduthego i professionaljnogo samoopredeleniya glukhikh shkoljnikov // Opiht sotrudnichestva i vzaimodeyjstviya v sisteme shkola-vuz: sb. materialov metodicheskogo seminara prepodavateleyj Instituta socialjnoyj reabilitacii i uchiteleyj specialjnihkh shkol. - Novosibirsk, 2001. - Ch. I.

18. Piskun, O.Yu. Razvitie ehmocionaljno-volevoyj sferih uchathikhs // Psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovateljnogo processa. Iz opihta rabotih pedagogov-psikhologov. - Novosibirsk, 2002.

19. Piskun, O.Yu. Razvitie ehmocionaljno-volevoyj sferih glukhikh uchathikhsya na urokakh yazihkovogo cikla // Osobennosti prepodavaniya gumanitarnihkh disciplin licam s narusheniem slukha. - Novosibirsk, 2002.

20. Piskun, O.Yu. Korrekciya ehmocionaljno-volevogo i kognitivnogo razvitiya deteyj s kompleksnihmi narusheniyami // Teoriya i praktika kompleksnoyj reabilitacii deteyj s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya: materialih respublik. nauch.-praktich. konf. - Neryungri, 2006.

21. Piskun, O.Yu. Korrekciya ehmocionaljno-volevogo i kognitivnogo razvitiya deteyj s nedostatkami slukha, imeyuthikh kompleksnihe narusheniya: uchebno-metodich. posob. - Novosibirsk, 2005.

22. Agavelyan, O.K. Socialjno-perceptivnihe osobennosti deteyj s narusheniyami razvitiya: monograficheskoe issledovanie. - Chelyabinsk, 1999.

23. Agavelyan, R.O. Psikhologiya sostoyaniyj: diagnostika, korrekciya, regulyaciya i upravlenie bazovihmi sostoyaniyami v professionaljnoyj deyateljnosti pedagoga specialjnoyj shkolih: ucheb. posob. / R.O. Agavelyan, V.S. Agavelyan. - Novosibirsk, 2003.

24. Myasithev, V.N., Lichnostj i nevrozih. - L., 1960.

25. Bodalyov, A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom. - M., 1982.

26. Piskun, O.Yu. Psikhologo-pedagogicheskaya korrekciya ehmocionaljno-volevogo razvitiya glukhikh shkoljnikov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal: nauchno-teoreticheskoe izdanie. - 2007. - № 15.

Статья поступила в редакцию 30.07.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.