УДК 37
Украинцева Ольга Викторовна
Ukraintseva Olga Victorovna
аспиранка кафедры педагогики
Шадринского государственного педагогического института тел.: (961) 265-16-20
post-graduate student of the chair of pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical Institute tel.: (961) 265-16-20
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КАРТЫ КАК СРЕДСТВА УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
DESCRIPTION OF TECHNOLOGICAL MAP AS TOOLS FOR SUCCESSFUL MASTERING OF
FOREIGN LANGUAGE
Аннотация:
The summary:
В содержании статьи прослеживается идея, которая заключается в том, что одним из средств успешного усвоения иностранного языка является технологическая карта уроков как оптимальная форма организации учебного процесса, отражающая образовательные потребности современной школы.
The contents of the article can be traced to the idea, which lies in the fact that one of the successful assimilation of foreign language lessons is a flow sheet as the optimal form of organization of educational process, which reflects the educational needs of the modern school.
Ключевые слова:
технологическая карта, проектирование, конструирование, компоненты технологической карты.
Keywords:
technological map, projecting, constructing, components, technology map.
В последние годы много говорят и пишут о проблеме гарантированности качества образования. Суть проблемы в том, что многие выпускники средних школ обладают низким уровнем фактической подготовки по иностранному языку, их знания фрагментарны, а умения не полны. Эта ситуация не просто устойчива, но и обладает чертами прогрессирующей тенденции. В связи с этим назрела насущная необходимость в поиске эффективных средств обучения для решения данной проблемы.
Такими средствами успешного усвоения иностранного языка являются технологические карты уроков, как оптимальная форма организации учебного процесса, отражающая образовательные потребности современной школы.
Технологической такая карта называется потому, что она отражает возможную последовательность действий (учителя и ученика) для достижения или планируемых результатов освоения основными образовательными программами. Это позволяет достичь новых уровней развития личности, учебной, социальной и личной успешности. Технологическая карта позволяет по-новому построить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы (от постановки целей до планируемых результатов их оценки и контроля) логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета. Это предполагает индивидуальную работу каждого учителя над проектированием отдельных тем [1]. Цель этой работы - освоение разнообразных способов, форм, приемов деятельности в условиях урока.
Основной смысл применения технологических карт заключается в облегчении и упрощении проектировочной деятельности, что позволяет педагогический замысел перевести в проект.
Технологическую карту (ТК) можно определить как форму конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающую в себе тематическое планирование с поурочным. Однако этим специфика технологической карты не исчерпывается.
Существенной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии - на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования) [2, с. 92].
Технологическая карта представляет собой таблицу, состоящую из пяти блоков. Три столбца, расположенные в центральной части таблицы, соответствуют таким блокам как: формулировка учебных целей, тексты диагностических работ, банк данных о типичных ошибках и затруднениях учащихся (блок «Коррекция»). Здесь же даны конкретные методические рекомендации по «профилактике» ошибок и нейтрализации трудностей. В верхней части ТК отражен первый уровень логической структуры учебного процесса, фиксирующий количество и размер технологических зон ближайшего развития. В нижней части ТК содержится информация о дозах домашнего задания учащихся.
Каждая ТК снабжена комментарием. Причем комментируется диагностическая работа. Идейная и структурная сторона соответствующих доз домашнего задания изоморфна идейной и структурной стороне диагностических работ. Доза домашнего задания естественно больше по объему и содержит наряду с заданиями подобными заданиям диагностики, некоторые их частные случаи.
После создания ТК осуществляется сопоставление спроектированного учебного процесса с реальным учебным процессом.
В результате применения технологических карт у учащихся повышается полнота усвоения содержания знаний по иностранному языку.
Практическое применение ТК повышает эффективность усвоения материала, стимулирует познавательную деятельность учащихся.
Технологические карты находят применение практически во всех общеобразовательных предметах. Специфика каждого предмета находит отражение в ТК, но необходимо знать общие принципы, которыми нужно руководствоваться при составлении ТК по любому предмету.
Остановимся на компонентах технологической карты.
1. Целеобразование, или перевод содержания основных государственных документов по учебному предмету: стандарта и программы на языках учебных целей. Процедура построения микроцелей требует от учителя специального методического языка и навыка точных формулировок, понятных учащимся.
Помимо четкой и короткой формулировки, цель обучения должна быть диагностируема, то есть необходим механизм простого установления факта достижения учащимися этой цели.
Таким образом, основное отличие технологического целеобразования - диагностичность или ин-струментальность.
2. Диагностика, или разработка заданий контролирующего характера для самостоятельной работы учащихся, по результатам которой учителем устанавливается факт реализации микроцелей (достигнута или не достигнута каждая микроцель).
Диагностика - это система заданий по проверке усвоенных знаний (Д - обозначение в технологической карте). Ее особенность - однозначность и простота контроля оценки знаний учащихся.
3. Дозирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Оно представляет собой совокупность заданий, которые ученик должен выполнить самостоятельно. Практическая цель и назначение этого блока технологической карты подготовить ученика к «диагностике» через самостоятельное выполнение определенного объема специально разработанной системы упражнений.
Цель технологии: получить ответ о разумной норме домашних заданий по объему, трудности, сложности. Учитель определяет содержание самостоятельной работы, необходимой для достижения микроцели, опираясь на свой методический опыт.
4. Определение логической структуры модели учебного процесса в рамках учебной темы.
Логическая структура проекта представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по
числу целей. Цели, то есть главные вопросы, которые определяют зоны ближайшего развития учащихся.
Особое внимание в логической структуре проекта учебного процесса уделяется своеобразным программам развития учащихся: формированию мотивации; развитию мышления; формированию познавательного интереса; воспитанию этики отношения к учебному труду и т.д.
5. Коррекция, или определение возможных негативных последствий обучения и путей их предупреждения.
Коррекция понимается как мера помощи учащимся. Она рассчитана на тех, кто не достиг уровня стандарта [3].
Учителю необходимо выявить возможные затруднения при освоении учебного материала, типичные ошибки, которые могут допустить учащиеся в этой теме, и предложить систему мер, выводящих ученика на уровень образовательного стандарта.
Итак, технологическая карта - это проект учебного процесса, осуществление которого дает учителю гарантию, что все учащиеся усвоят программу по определенной теме на обязательном уровне, а способным ученикам дает возможность усвоения материала на высоком уровне.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5. С. 75-98.
2. Шмелькова Л.В., Безденежных А.Л. Технологическое проектирование курса английского языка. Атлас технологических карт 10-11 класс / ИПК и ПРО Курганской области. Курган, 2003.
3. Сафонова Т.М. Технологический подход к проектированию учебного процесса, ориентированного на математическое развитие учащихся: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.
1. Monakhov V.M. Pedagogicheskoe proektirovanie - sov-remenniy instrumentariy didakticheskikh issledovaniy // Shkol'nye tekhnologii. 2001. No. 5. P. 75-98.
2. Shmel'kova L.V., Bezdenezhnykh A.L. Tekhnologicheskoe proektirovanie kursa angliyskogo yazyka. Atlas tekhnolog-icheskikh kart 10-11 klass / IPK i PRO Kurganskoy oblasti. Kurgan, 2003.
3. Safonova T.M. Tekhnologicheskiy podkhod k proektirovaniyu uchebnogo protsessa, orientirovannogo na matematicheskoe razvitie uchashchikhsya: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1999.