педагогические науки
Сивинский Алексей Михайлович РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ ...
УДК 376.33
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0055
РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ
© 2020
SPIN: 3337-2617
AuthorlD: 1016098
ORCID: 0000-0002-6683-584X
Сивинский Алексей Михайлович, PhD-докторант кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (020000, Республика Казахстан, Кокшетау, улица М. Ауэзова, 189а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современные тенденции развития коррекционной педагогики требуют от школ для детей с нарушениями слуха качественных изменений в педагогической концепции. Обновленные учебные программы, принятые в Казахстане, предъявляют высокие требования к специальному образованию, обеспечивая его соответствие международным стандартам. В данной статье предлагается образовательная модель, разработанная для школ, обучающих неслышащих и слабослышащих детей, и направленная на эффективность и качество учебного процесса в рамках обновления содержания образования. Приведена структура модели обучения, рассматриваются ее основные содержательные линии и сценарии их реализации средствами информационных технологий. Проводится анализ условий, необходимых для ее успешного применения в современной системе образования Республики Казахстан. Даны рекомендации по обеспечению эффективного обучения неслышащих и слабослышащих детей в рамках периодической схемы деятельности коррекционной школы.
Ключевые слова: модель обучения, специальное образование, нарушения слуха, информационные технологии, школа, эффективность обучения, коррекция.
DEVELOPMENT OF AN EFFECTIVE MODEL FOR TEACHING HEARING-IMPAIRED CHILDREN WITHIN THE SCOPE OF MODERN APPROACHES TO EDUCATION
© 2020
Sivinskiy Alexey Mikhailovich, doctoral student, department of social and pedagogical disciplines Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (020000, Republic of Kazakhstan, Kokshetau, M. Auezov st., 189a, e-mail: [email protected])
Abstract. Modern trends in the development of correctional pedagogy require that schools for hearing impaired children make qualitative changes in the pedagogical concept. The updated curricula adopted in Kazakhstan impose heavy demands on special education, ensuring its compliance with international standards. This article proposes an educational model designed for schools that teach deaf and hearing-impaired children, and aimed at the effectiveness and quality of the educational process during upgrading of the education content. The structure of the learning model, and its main content lines and implementation scenarios by means of information technology are described. The conditions necessary for its successful application in the modern education system of the Republic of Kazakhstan are considered. The article provides recommendations on how to ensure effective learning of deaf and hearing-impaired children in the framework of the periodic scheme of special schools.
Keywords: learning model, special education, hearing impairment, information technology, school, learning efficiency, correction.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Модернизация системы образования - это естественный и неизбежный процесс, характерный для всех этапов развития общества. Его необходимость обуславливается техническим прогрессом, социальными и культурными изменениями, происходящими в каждой стране. Масштабные перемены, затронувшие Республику Казахстан в начале 90-х годов прошлого века, привели к глубоким преобразованиям в национальной системе образования, в том числе к поиску новых технологий организации обучения школьников с особыми образовательными потребностями [1]. Школы для детей с нарушениями слуха, как и другие специальные (коррекционные) организации образования, столкнулись с необходимостью повышения эффективности и качества учебного процесса, чтобы соответствовать современным образовательным стандартам.
Активно перенимая мировой опыт, Казахстан реализует программу инклюзивного образования, предполагающую включение ребенка, имеющего нарушения слуха, в безбарьерную среду, которая дает ему возможность обучения, развития и социализации наравне со слышащими детьми. Однако данный факт не отменяет необходимость функционирования специальных (кор-рекционных) школ, так как инклюзия не обеспечивает, да и не предполагает полный охват неслышащих и слабослышащих школьников, нуждающихся в получении общего образования.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-Азимут научных исследований: педагогика и психология.
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. В 2018 году приказом министра образования и науки Республики Казахстан № 469 были введены новые учебные программы, предполагающие соответствие общего и специального образования [2]. Следует отметить, что, хотя эта работа и проводилась поэтапно (что отражено в учебных программах 2013 года), существующая на данный момент в школах для детей с нарушениями слуха образовательная модель не успела перестроиться и нуждается в обновлении, так как до сих пор ориентирована на педагогические парадигмы, не соответствующие современным.
На наш взгляд, первоочередной задачей реформирования педагогической системы специального образования является пересмотр существующих методов обучения с учетом современных научных и технических подходов, максимальное использование информационных технологий на всех этапах учебно-воспитательного процесса, ввод эффективных способов оценки психофизического развития ребенка, модерация способов коррек-ционного воздействия.
Контент-анализ специализированной литературы показал, что зарубежными дефектологами и сурдопедагогами (В. В. Воронкова [3], Т. С. Зыкова [4], А. Р. Маллер [5], М. М. Семаго [6], Л. М. Шипицина [7]) на данный момент описаны новые подходы к обучению детей с нарушениями слуха, коррекции и компенсации их физиологических особенностей. Европейскими и американскими учеными и педагогами (М. Доэрти [8], Д. Л. Лакнер, Д. Урбач [9]) разработаны методы эффективного обуче-2020. Т. 9. № 2(31) 241
Sivinskiy Alexey Mikhailovich DEVELOPMENT OF AN EFFECTIVE .
pedagogical sciences
ния неслышащих и слабослышащих детей, их включения в систему общего и профессионального образования (билингвальный подход, частичная инклюзия, STEM).
Постановка задания. Таким образом, используя опыт перечисленных выше авторов в качестве теоретической базы, возможно создать эффективную и реализуемую на практике образовательную модель, которая будет способна предоставить современные условия для развития неслышащих и слабослышащих детей.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Предлагаемая нами образовательная модель для школы, обучающей детей с нарушениями слуха, представляет собой состоящую из модулей структуру, которая формируется, исходя из поставленных задач (непрерывность учебно-воспитательного процесса, системная коррек-ционная работа, практическая направленность, использование современных технических средств обучения). Такая модель раскрывает возможности адаптации и интеграции в социум неслышащих, а также слабослышащих детей, путем повышения качества их образования и дальнейшей самореализации в профессиональной сфере, расширения коммуникационных возможностей.
Модули в структуре разработанной нами модели последовательно связаны между собой и включают следующие направления: прогнозирование и оценка, системное планирование, реализация образовательного и кор-рекционного компонентов, педагогическая взаимосвязь.
Проведение психолого-медико-педагогического исследования ребенка - первостепенный этап специального образования. Поэтому модуль «Оценка и прогнозирование» структурно состоит из следующих блоков:
- первоначальный сбор информации об обучающемся;
- многовекторный анализ особенностей развития познавательной и личностной активности ребенка с нарушениями слуха;
- проведение системной оценки возможностей ребенка в рамках реализации его образовательных и трудовых способностей;
- прогнозирование перспектив развития обучающегося, составление плана и рекомендаций для всех участников образовательного процесса (учителя-предметники, сурдопедагоги, психологи, воспитатели и т. д.);
- дифференцированная диагностика результатов педагогической деятельности при поддержке информационно-коммуникационных технологий (речевые тренажеры, цифровые аудиометры, школьные системы управления базами данных, системы автоматизации учебно-воспитательного процесса).
Учебные программы по обновленному содержанию образования для специальных школ предполагают, наравне с общеобразовательными, глубокое и комплексное планирование учебно-воспитательной работы для сохранения принципа метапредметности и практической реализации. Поэтому второй модуль нашей образовательной модели - «Системное планирование и педагогическая реализация» - определяет комплекс мероприятий по проведению коррекционной работы на всех этапах процесса обучения, индивидуальному адаптированию учебной программы и разработке подходов к ее успешному освоению. Структурно вышеназванный модуль состоит из следующих частей:
- общешкольное комплексное планирование (тематическое, календарное, ежедневное), основанное на результатах, полученных в рамках предыдущего модуля;
- создание возможностей установления межпредметных и внутрипредметных взаимосвязей, возможностей практической реализации полученных обучающимися знаний и умений, равного доступа к информационным ресурсам;
- проектирование дифференцированной схемы оказания педагогической помощи ребенку с нарушениями слуха в рамках учебно-воспитательного процесса;
- активное включение в образовательную деятельность информационных технологий, в том числе в учебной (компьютерное моделирование, визуализация изучаемого материала, использование мультимедийных возможностей), внеурочной (технологии дистанционного обучения, цифровые образовательные ресурсы, средства коммуникации, участие в предметных интернет-олимпиадах) и индивидуальной работе (аппаратные и программные комплексы для детей с нарушениями слуха);
- формирование потребностей в продолжении образования (профориентация, социальная адаптация), подготовка к дальнейшему обучению;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями (дистанционный мониторинг, поддержка связи с родителями в онлайн-режиме);
- накопление методической базы, апробация и внедрение новых методологий, приемов и технологий обучения детей с нарушениями слуха, поиск, разработка и адаптация соответствующих компьютерных программных продуктов.
Описанный выше модуль является основным, так как задействует всех субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, сурдопедагогов и дефектологов, воспитателей, психологов, педагогов дополнительного образования, административный и медицинский персонал, детей, родителей). Эффективному функционированию данного модуля способствует согласованная работа всего педагогического коллектива, последовательная и комплексная реализация плана учебно-воспитательной и коррекционной работы, актуальность используемых методов, непрерывная информационная поддержка. Практика показывает, что соблюдение описанных рекомендаций приведет к существенному повышению эффективности работы специальной школы, обусловленному рациональным комбинированием передовых и традиционных методик.
Третий модуль - «Педагогическая взаимосвязь» -продолжает и расширяет работу, декларируемую республиканскими и местными исполнительными органами, департаментами и отделами образования, институтами повышения квалификации, центрами методической работы. Заинтересованность школы для детей с нарушениями слуха в квалифицированных кадрах, готовых к обмену опытом, повышению своих профессиональных качеств, научной и исследовательской работе, позволяет вести непрерывную и качественную образовательную деятельность в рамках предлагаемой нами модели. Третий модуль содержит:
- обеспечение деятельности школы для детей с нарушениями слуха комплексом программных средств, позволяющих проводить учебную, прогностическую и методическую работу, компенсаторным оборудованием для реализации коррекционного компонента;
- расширение функций методического совета школы, обеспечение обмена передовым педагогическим опытом, целевая трансляция новых образовательных технологий на всех педагогов;
- поощрение научно-исследовательской работы педагогов, обеспечение методической базы для практической реализации выработанных приемов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;
- участие, организация и проведение региональных, республиканских и международных научно-практических конференций, семинаров, выездных практических занятий, распространяющих и обобщающих опыт работы с неслышащими и слабослышащими детьми;
- создание условий для участия детей с нарушениями слуха в состязательной внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах, выставках технического творчества, спортивных соревнованиях), участие педагогов в организации и проведении предметных и дистанционных интернет-олимпиад для детей с нарушениями слуха, во-
педагогические науки
Сивинский Алексей Михайлович РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ ...
влечение ими школьников во все виды внеклассной работы наравне со слышащими с целью коррекции и компенсации особенностей их психофизического развития, адаптации и интеграции в социум.
В основе предложенной нами модели лежит опытно-экспериментальная и научно-методическая работа, которую мы проводили в КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» города Петропавловск. Выбор данной организации образования обусловлен ее уникальностью, так как эта школа - единственная в Республике Казахстан, дающая неслышащим и слабослышащим детям полное среднее образование (12 классов). Это позволило проследить все возможные этапы обучения и развития ребенка с нарушенной слуховой функцией в рамках школьной программы: дошкольная группа, подготовительный класс, начальное звено, среднее звено (5 - 10 класс), старшее звено (11 - 12 класс). Мы опирались на опубликованные труды отечественных ученых и педагогов (В. В. Боброва [10], Д. Г. Мухамбетов [11], Г. Ж. Лекерова, С. К. Калыбекова [12], А. М. Сивинский [13], Ж. О. Жилбаев [14]), а также зарубежных авторов (С. Баглиери, Д. Вэлл, Д. Коннор, Д. Гэллахер [15]).
Школа, реализующая специальные образовательные программы для детей с нарушениями слуха в рамках разработанной нами модели, обеспечивает дифференцированный подход к обучению, удовлетворение образовательных потребностей неслышащих и слабослышащих обучающихся в соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми стандартом образования. Важная роль отводится межпредметной, практической направленности, обусловленной передовыми методами обучения. Деятельность школы при этом направлена не только на детей (учебно-воспитательный процесс), но и на их родителей (обратная связь, консультирование, информационная поддержка) и педагогов (коллективная работа, повышение квалификации). Каждому этапу соответствует выбранный, адаптированный либо разработанный программно-методический комплекс, предлагающий как локальную, так и удаленную работу.
Завершающим этапом разработки эффективной модели обучения детей с нарушениями слуха стало описание периодической схемы деятельности организации образования. Основу данной работы составили исследования в области цикла дифференцированного обучения детей с особыми образовательными потребностями В. В. Коркунова [16]. Периодическая схема деятельности школы для детей с нарушениями слуха состоит из следующих пунктов:
1) качественная диагностика ребенка, анализ особенностей развития;
2) составление карты личностного развития школьника, выработка и планирование технологий педагогической работы;
3) практическое применение разработанных планов, методик, рекомендаций;
4) сбор и обработка данных об успешности педагогического процесса;
5) внесение изменений в деятельностный план;
6) повторение пунктов 1 - 5.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, образовательная модель, которую мы предлагаем, может решать следующие задачи:
- аналитико-диагностическое обеспечение образовательного процесса, выбор индивидуальной траектории обучения и коррекции развития каждого неслышащего либо слабослышащего школьника;
- таргетированное психолого-педагогическое воздействие на обучающихся, непрерывная диагностика результатов дифференцированной работы всех педагогов;
- успешная социализация детей с нарушениями слуха за счет формирования устойчивого образовательного базиса, привитие первоначальных профессиональных
навыков в рамках школьной программы;
- расширение коммуникативного опыта обучающихся через использование современных информационных технологий и каналов обмена данными, компенсации психофизических особенностей средствами мультимедиа;
- организация комплексного интегративного подхода к обучению в специальной (коррекционной) школе;
- реализация партнерства и обратной связи с родителями, как одного из факторов успешной работы школы.
Успешность реализации данной модели зависит от многих субъективных факторов: сильный административный ресурс, сплоченность и мотивированность педагогического коллектива, заинтересованность в качественном образовании всех его участников, единство и системность учебно-методического комплекса, крепкая материально-техническая база. Однако сложность представленной модели многократно компенсируется результатами, которые она позволяет достичь: создание благоприятной среды для получения качественного и доступного образования детьми с нарушенной слуховой функцией, независимо от имеющихся у них способностей к эффективному освоению общеобразовательной школьной программы, что, в конечном итоге, ведет к их успешной интеграции в социум, расширению возможностей личностной и профессиональной самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. — Алма-Ата: РГЖИ «Дур», 1992. — 56 с.
2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 сентября 2018 года № 469 О внесении изменения и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» // Электронный источник. Режим доступа: https://egov.kz/cms/ru/law/list/V1800017433 (дата обращения: 15.01.2020).
3. Воронкова В. В. Реалии и перспективы совершенствования системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2017. — № 3. — С. 210-215.
4. Зыкова Т. С. Влияние интегрированного подхода на результаты обучения и развития глухих школьников // Дефектология. — 2009.
— № 4. — С. 3-12.
5. Маллер А. Р. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии //Непрерывное педагогическое образование.ги. — 2012. — № 1. — С. 103.
6. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типологическая модель как системообразующий компонент подготовки специалиста-практика для работы с особыми детьми //Непрерывное педагогическое образование. ru. — 2014. — № 7. — С. 51.
7. Шипицына Л. М. Влияние игровой компьютерной зависимости подростков с нарушением слуха на их межличностные отношения // Вопросы психологии. — 2011. — № 3. — С. 33-41.
8. Doherty M. Policy and practice in deaf education: Views and experiences of teachers, and of young people who are deaf in Northern Ireland and Sweden // European Journal of Special Needs Education. — 2012. — № 27(3). — P. 281-299.
9. Luckner J. L., Urbach J. Reading fluency and students who are deaf or hard of hearing // Communication Disorders Quarterly. — 2012. — № 33. — P. 230-241.
10. Боброва В. В., Светличная С. Л. Организация обследования устной речи глухих детей посредством инновационных технологий //Актуальные задачи педагогики: материалы VIМеждународной научной конференции (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 130-134.
11. Мухамбетов Д. Г. Особенности применения информационных технологий в специальном образовании // Статистика, учет и аудит.
— 2014. — № 54. — С. 111-116.
12. Лекерова Г. Ж., Калыбекова С. К. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в образовании. — 2010. — №10. — С. 13-17.
13. Сивинский А. М. Современные методики эффективного обучения детей с нарушениями слуха: сотрудничество, межпредметность и пропедевтика // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2019. — № 3 (37). — С. 89-96.
14. Жилбаев Ж. О., Мукашева М. У., Мухамедханова А. К. Использование цифровых технологий в обучении детей с ограниченными возможностями // Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы X международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27 февраля-03 марта 2017 г.). — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. — С. 282-287.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)
243
Sivinskiy Alexey Mikhailovich DEVELOPMENT OF AN EFFECTIVE ...
pedagogical sciences
15. Baglieri S., Valle J. V., Connor D. J., Gallagher D. J. Disability studies in education: The need for a plurality of perspectives on disability // Remedial and Special Education. — 2011. — № 32. — P. 267-278.
16. Коркунов В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография / Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург: УГПУ, 1998. — 124 с.
Статья поступила в редакцию 30.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020