УДК 81.0
ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В МОНГОЛИИ
Цэвэгмид Ц.
Институт образования Монголии, Улан-Батор EDUCATION OF DEAF AND ACOUSTICALLY CHALLENGED CHILDREN IN MONGOLIA
Tsevegmid Ts.
Institute of education of Mongolia, Ulan-Bator
Автор данной статьи анализирует практику обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей Монголии, а также рассматривает современную систему обучения данных детей.
Ключевые слова: глухие и слабослышащие дети, обучение, воспитание, дифференцированное обучение, профессиональная ориентация, профессионально-трудовое обучение.
The author of this article analyzes the practice of training and education of deaf children in Mongolia, as well as consider the modern system of training these children.
Key words: deaf and hearing impaired children, training, differentiated learning, career guidance, professionally-trained labor.
В революционной Монголии не было учебно-воспитательной системы для детей с нарушением слуха. После революции 1923 года наша страна стала уделять много внимания детям с нарушениями слуха. Официально в 1963 году было издано 481-ое постановление Совета Министров МНР об открытии специальной школы для глухих и слабослышащих. По решению этого постановления в 1964 году была открыта первая школа для глухих и слабослышащих детей. В улучшении качества учебно-воспитательной работы, укреплении материально-технической базы и подготовке национальных кадров большую роль сыграли специалисты из СССР, Болгарии. В 19781984 годах советские специалисты Л.К. Пересбежова, А.А. Алеева, Ю.В. Хоруйжий оказали большую методическую помощь учителям в укреплении материально-технической базы данных школ, созданию групп продлённого дня и школ-интернатов. Первыми национальными кадрами были Д. Батхуу, Ц. Лантуу, окончившие дефектологические факультеты в СССР и ВНР [1].
Наша работа построена на основе изучения российской и зарубежной сурдопедагогической литературы и опыта по проблемам дидактики школы глухих и слабослыщащих и на изучении практики обучения и воспитания неслышащих детей в Монголии.
Изучение развития русской и зарубежной системы обучения неслышащих детей толкнуло нас к анализу существующей в Монголии практики обучения неслышащих детей и современной системы обучения глухих и слабослыщащих детей.
В Монголии сушествует специальная школа для детей с нарушениям слуха. Учащиеся за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой полной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку.
Специальная школа осуществляет всестороннее гармоничное воспитание, общеобразовательное и трудовое обучение учащихся, а также коррекцию их развития. Её деятельность осуществляется на основе "Устава средней общеобразовательной школы" и Положений о специальных общеобразовтельных школах, интернатах для глухих и слабослышащих детей (2013 г.). Обучение в специальной школе для глухих слабослышащих осуществляется на основе утвержденных учебных планов и программ. Учебно-воспитательная работа направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесно-логического мышления, развития слухового восприятия речи и обучения произношению и других коррекционных и трудовых задач.
Очень важным направлением в развитии сурдопедагогики в Монголии является научное обоснование процесса дифференцированного обучения неслышащих в специальных школах и дошкольных учреждениях с учётом особенностей равития детей. Эта проблема требует и
Тувинский государственный университет
организационных решений: необходимо углублённое комплексное, в сравнительном плане, исследование на основе изучения различных категорий детей с нарушениями слуха как в диагностических центрах, так и в НИИ педагогики. Дифференциация сети специальных школ, где до сегодняшнего времени неслышащие обучаются с детьми с другими дефектами, хотя и в разных классах, требует дальнейшей целенаправленной работы. Одной из важных задач является совершенствование школьных программ, подготовка новых школьных учебников с учётом дифференцированного обучения. Значительный удельный вес должны занимать исследования, посвященные методам, совершенствованию организационных форм обучения глухих, слабослышащих, исследования, направленные на поиски эффективных систем обучения разных категорий детей с нарушениями слуха.
Наибольшего внимания требует проблема дифференцированного обучения детей с дефектом слуха и речи - для нахождения наиболее эффективных методов обучения и осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, в професиональной ориентации учащихся на основе знания особенностей их развития, особенностей личности, состояния их слуха и речи.
Актуальность проблемы дифференцированного обучения возрастает в связи с тем, что в специальной школе, в дошкольном учреждении для детей, у которых наблюдаются сочетания ряда первичных нарушений. В этих случаях важно понимать не только основные дефекты, но и учитывать вторичные отклонения в развитии ребенка, т.е. более сложную структуру дефекта. Исходя из понимания своеобразия особенностей равития детей с множественными отклонениями в развитии необходимо разработать программы, найти эффективные методы обучения.
Всестороннее глубокое изучение разных групп детей с нарушениями слуха в Монголии позволит определить их педагогическую технологию, которая будет способствовать повышению уровня коррекционной учебно-воспитательной работы и позволит выделить разные категории детей сначала в особые классы внутри специальной школы для осуществления их дифференцированного обучения. На данном этапе в НИИ педагогики, в диагностических центрах ведётся медико, психолого-педагогическое изучение особенностей равития, структуры дефекта детей с нарушениями слуха по довольно широкой программе, что вносит большой вклад в понимание закономерностей, особенностей психического развития разных категорий неслышащих детей, которые будут способствовать решению проблемы дифференцированного их обучения и воспитания.
Одной из важных проблем является проблема профессиональной ориентации и трудового обучения неслышащих. Обучение и воспитание строится на основе разнообразной трудовой деятельности учащихся. Благодаря научным исследованиям ученых Монголии, усилиям практических работников, учителей школ значильно улучшился уровень трудовой подготовки неслышащих учащихся, расширился выбор профессий, созданы методические рекомендации, учебные пособия по различным видам труда. Совершенствуются научные и методические основы обучения учащихся по различным видам труда, что очень важно для обучения народным традиционным видам труда. При разработке вопросов профориентационной работы и трудового обучения необходимо уделять внимание как дифференцированному обучению труду, так и усилению коррекционного характера трудового обучения, обеспечению учебного процесса наглядными пособиями, методическими разработками.
В области професионально-трудового обучения взрослых неслышащих необходимо обеспечить в доступной форме взаимосвязь развития практических умений, навыков с необходимыми знаниями. Наряду с разработкой программ обучения разным видам труда, необходимо больше уделять внимание подготовке методических пособий как для учителей, так и наглядных учебных пособий по трудовому обучению для учащихся.
В трудовом обучении неслышащих особое внимание уделяется определению коррекционных задач, решение которых позволит преодолеть последствия глухоты или тугоухости. Следует уделять внимание развитию речи, использованию звукоусиливающей аппаратуры для развития слуха, закреплению навыков речевого общения, а также развитию ручной моторики,
исправлению недостатков физического развития. Существенным недостатком является отсутствие связи между общеобразовательной и трудовой подготовкой глухих, между трудом и развитием речи, мышления глухих. Учащиеся в основном наблюдают, копируют, повторяют работу учителя труда и овладевают практическими умениями.
Трудовое обучение не должо носить узкоремесленный характер, а должно быть сознательным, развивающим. Участвуя в труде, школьники должны знакомиться с различными массовыми профессиями, а также иметь возможность практически проанализировать свои способности, интерес к какому-то виду труда. Трудовое обучение неслышащих определяет их социальную реабилитацию и является важным средством жизненного самоопределения.
Мы считаем, что дальнейшая разработка теоретических основ обучения неслышащих детей Монголии поможет быстрее решить вопросы их социальной адаптации в обществе. Библиографический список: Монхед дурсагдах он жилууд. Улаанбаатар, 2014. Bibliograficheskij spisok: Mоnkhоd dursagdakh on zhilwd. Ulaanbaatar, 2014.
Цэдэн Цэвэгмид - научный сотрудник Института образования Монголии, автор 12 публикаций, 10 учебных и методических пособий
Tseden Tsevegmid - researcher at the Institute of Education of Mongolia, the author of 12 publications, 10 textbooks and manuals