Научная статья на тему 'КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА)'

КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / КАЗАХСТАН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT / KAZAKHSTAN / EDUCATIONAL MODEL / MULTINATIONALITY / INTERETHNIC INTERACTION / SPECIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивинский А.М.

В данной статье автором описывается действующая в Республике Казахстан модель организации поликультурной образовательной среды. Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей и принципов функционирования такой модели, изучении ее практического воплощения в образовательной организации на примере школы для детей с нарушениями слуха. Актуализируются вопросы социокультурной, языковой и образовательной политики Республики Казахстан, которая законодательно закрепляет принцип поликультурности в государственной системе обучения и воспитания, создавая таким образом особую социально-педагогическую модель. Научно обосновываются ее исторические предпосылки, принципы создания и функционирования. Путем проведения анализа актуальных литературных и сетевых информационных источников выявляется ряд принципов, на которых базируется современная казахстанская поликультурная образовательная среда, определяющих ее целостность и эффективность. Автор рассматривает тему через призму специального образования, проводит оценку глубины проникновения принципа поликультурности в систему обучения и воспитания. Приводя конкретные примеры из собственной педагогической практики, автор раскрывает особенности казахского социокультурного феномена, его положительное влияние на учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных и коррекционных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAKHSTAN MODEL OF ORGANIZATION POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF A SCHOOL FOR CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS)

In this article, the author describes the model of organization of a multicultural educational environment in the Republic of Kazakhstan. The purpose of the article is to consider the features and principles of the functioning of such a model, to study its practical implementation in an educational organization using the example of a school for children with hearing impairments. The issues of sociocultural, linguistic and educational policy of the Republic of Kazakhstan, which legislatively enshrines the principle of multiculturalism in the state system of training and education, are being updated, thus creating a special socio-pedagogical model. Its historical premises, principles of creation and functioning are scientifically substantiated. By analyzing relevant literary and online information sources, a number of principles are identified on which the modern Kazakhstani multicultural educational environment is based, which determine its integrity and effectiveness. Considering the issue he addresses through the prism of special education, the author assesses the depth of penetration of the principle of multiculturalism into the system of training and education. Citing specific examples from his own teaching practice, the author reveals the features of the Kazakh sociocultural phenomenon, its positive impact on the educational process in secondary schools and correctional schools.

Текст научной работы на тему «КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА)»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 373.51

А. М. Сивинский

Докторант кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан

E-mail: sivinskiy@mail.ru

Alexey M. Sivinskiy

PhD Doctoral Student, Department of Social and Pedagogical Disciplines, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, Kokshetau, Republic of Kazakhstan

КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА)

В данной статье автором описывается действующая в Республике Казахстан модель организации поликультурной образовательной среды. Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей и принципов функционирования такой модели, изучении ее практического воплощения в образовательной организации на примере школы для детей с нарушениями слуха. Актуализируются вопросы социокультурной, языковой и образовательной политики Республики Казахстан, которая законодательно закрепляет принцип поликультурности в государственной системе обучения и воспитания, создавая таким образом особую социально-педагогическую модель. Научно обосновываются ее исторические предпосылки, принципы создания и функционирования. Путем проведения анализа актуальных литературных и сетевых информационных источников выявляется ряд принципов, на которых базируется современная казахстанская поликультурная образовательная среда, определяющих ее целостность и эффективность. Автор рассматривает тему через призму специального образования, проводит оценку глубины проникновения принципа поликультурности в систему обучения и воспитания. Приводя конкретные примеры из собственной педагогической практики, автор раскрывает осо-

Как цитировать статью: Сивинский А. М. Казахстанская модель организации поликультурной образовательной среды (на примере школы для детей с нарушениями слуха // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 5 (71). С. 38-49.

бенности казахского социокультурного феномена, его положительное влияние на учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных и коррекционных школах.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, дети с нарушениями слуха, Казахстан, образовательная модель, многонацио-нальность, межэтническое взаимодействие, специальное образование.

Введение. В современном мире, для которого характерны активные процессы глобализации, интеграция и непрерывное взаимодействие различных этносов становятся естественным и объективно необходимым явлением. Наблюдаемые сегодня диффузные изменения европейских и азиатских ценностей оказывают непосредственное влияние на национальные системы образования, инициируя разработку и внедрение актуальных парадигм, удовлетворяющих новым социальным запросам современного общества.

В образовательную среду XXI века прочно вошли такие понятия, как поликультурная компетентность и социокультурный подход, — это является отражением того, что фактор распространения принципа поликультурности в организации общественной жизнедеятельности приобретает сейчас все большее значение. При этом осознанное включение различных этнических групп в единое социальное пространство становится феноменом, порождающим новые человеческие взаимосвязи, оказывающие положительное влияние на общественное и экономическое развитие.

Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев говорил о том, что одной из главных особенностей Казахстана является его многонациональность [9]. При этом за годы независимости удалось не только сохранить этнические ценности отдельных народов, но и определить векторы их развития и взаимодействия, создать для этого подходящие условия.

На сегодняшний день сформировалось три направления обеспечения поликультурной среды: во-первых, это возрождение казахской национальной культуры и всех ее составляющих (традиционных, исторических, языковых); во-вторых, взаимообогащение с другими внутренними культурными потоками, прежде всего русскоязычными (как следствие установленных крепких и продолжительных связей); в-третьих, интеграция в европейское пространство (обеспечение возможностей сотрудничества с передовыми странами через самостоятельное развитие конкурентоспособного человеческого потенциала).

Система образования — важнейший компонент развития любого государства. Действующая в Республике Казахстан модель образовательной среды является поликультурной, она сформировалась под влиянием как исторических факторов (многонациональный состав, необходимость реформирования в условиях построения суверенного государства, новый этап развития мирового общественного сознания), так и глубоких практических изысканий [10]. Национальные особенности казахской культуры обеспечили благоприятные условия для построения такой образовательной модели (гуманистические педагогические традиции, развитые ценности социальных взаимодействий, многовековой опыт культурной интеграции), однако ее теоретическая база была разработана гораздо раньше.

Цель данной статьи — описать особенности и принципы функционирования казахстанской модели поликультурной образовательной среды, изучить, как данная модель находит свое практическое воплощение в образовательной организации на примере школы для детей с нарушениями слуха.

Обзор литературы. Еще во второй половине 1960-х годов в США зародились идеи полиэтнического образования, которое должно было включать в себя педагогическое взаимодействие, осуществляемое в условиях совокупности представителей нескольких национальностей, имеющих языковые, культурные или расовые различия. Развитие данных идей нашло отражение в трудах А. Тойнби [19], Э. Мэйлера, Н. Я. Данилевского [2]. Сходные научно-педагогические исследования, именуемые «муль-тикультурными», проводили такие ученые, как Дж. Бэнкс, П. Бателлан,

B. Нике, Г. Аурнхаймер, Р. Хенви [15].

В русскоязычной литературе проблемам педагогической культуры межнационального взаимодействия посвящены работы З. Т. Гасанова, Г. Д. Дмитриева, теоретические концепции поликультурного образования описываются учеными и педагогами В. В. Макаевым, З. А. Мальковой, Л. Л. Сунруновой [7].

Казахстанские историки и этнопедагоги (Ж. О. Артыкбаев,

C. К. Калиева, К. Б. Болеев, Л. К. Болеева [1], М. К. Козыбаев, К. Ж. Кожахметова [5], М. М. Муканов и др.) подробно описывают эмпирические и теоретико-содержательные исследования, посвященные обучению и воспитанию подрастающего поколения в отечественной поликультурной среде, обосновывают необходимость развития совре-

менного казахстанского общества именно таким путем [4].

На сегодняшний день социокультурная, языковая и образовательная политика Республики Казахстан законодательно закрепляет принцип поликультурности в государственной системе обучения и воспитания [18]. Его статус отражен, в первую очередь, в законах «Об образовании» и «О языках», а также в Постановлении Правительства Республики Казахстан «О Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2019 годы». Так, например, статья 8 закона «Об образовании» говорит о необходимости приобщения обучающихся как к отечественной, так и мировой культуре, изучения национальных особенностей не только казахского народа, но и других, проживающих на территории республики [12]. Переход Казахстана в 2017 году на обновленное содержание образования позволил отразить принцип поликультурного взаимодействия, в том числе и в учебных программах.

Результаты. Мировые образовательные стандарты, продиктованные современными политическими и экономическими лидерами (США, Великобритания, Япония, Китай), накладывают обязательства перед странами, наращивающими международное сотрудничество, по реформированию своих педагогических систем. Сегодня любому государству необходимы не просто человеческие ресурсы, имеющие образование, но и конкурентоспособные, многоаспектно развитые личности, ориентирующиеся в новой информационной среде и способные к безбарьерному межкультурному взаимодействию.

В настоящее время Казахстан решает данную проблему, внедряя в собственную систему образования принцип трехъязычия (казахский, русский, английский), который должен обеспечить ему преимущество на международной экономической и политической арене. Кратко данный принцип можно охарактеризовать следующим образом: некоторые обязательные школьные предметы предлагается проводить строго на определенных языках (например, историю Казахстана — на казахском, всемирную историю — на русском, информатику—на английском), таким образом существенно расширяя возможности по освоению иностранных языков, а также создавая благоприятные условия для взаимного проникновения различных национальных культур.

С точки зрения педагогической методики можно рассматривать социокультурные аспекты казахстанской модели поликультурной об-

разовательной среды по следующим направлениям: создание условий для благоприятного межнационального взаимодействия, воспитание взаимоуважения и толерантного отношения к представителям других этносов, введение в учебную практику многовекторного изучения национальных культурных особенностей и рассмотрения их через призму современного общества [3].

С нашей точки зрения, поликультурная система обучения и воспитания в Казахстане — это:

- эффективное средство противодействия возникновению экстремизма, ксенофобии, межнациональной розни, нулевой терпимости и преследованиям, основанным на этнических различиях;

- преемственное, но и в какой-то степени альтернативное проявление интернационализма, характерного для образовательных моделей конца прошлого века;

- адаптация к жизни в мультиконфессиональном казахстанском социуме, профилактика межэтнической социальной напряженности, воспитание гражданственности и патриотизма;

- формирование современной личности, готовой к эффективной профессиональной и общественной деятельности в условиях поликультурной среды, развитие ее гуманистических и коммуникативных качеств.

Анализируя актуальные литературные и сетевые информационные источники, можно выявить, что современная казахстанская поликультурная образовательная среда базируется на ряде принципов, определяющих ее целостность и эффективность. Перечислим наиболее значимые из них.

Первый и на сегодняшний день наиболее широко освещаемый принцип — мультиязычие. Сегодня в казахстанской образовательной практике наиболее актуален вопрос лингвистической компетенции, одновременное владение как минимум тремя языками (казахским, русским и английским) [16]. Баланс между содержанием образования и языками обучения не только способствует расширению познавательной сферы учащихся, но и положительно сказывается на перспективах их профессионального взаимодействия как внутри Казахстана, так и за рубежом.

Второй принцип — преемственность поколений. Трансляция национальной культуры на молодых граждан страны через систему образования, происходящая методически обоснованно, взвешенно и це-

ленаправленно, способствует их духовному обогащению и развитию самосознания [13]. В школьной практике это обычно означает включение изучения обычаев и традиций наиболее широко известных казахстанских конфессий в отдельные разделы учебной программы и внеклассные мероприятия.

Третий принцип — единство. Для понимания важности национального и культурного самосознания учащимся необходимо овладеть соответствующими ключевыми компетенциями, общезначимыми для любой этнической группы.

Практическую основу реализации данного принципа составляет опыт общения учащихся и их коллективной работы внутри социальной ячейки, не имеющей ярко выраженного дифференциального признака. Например, это может быть проектная деятельность учеников из старших и младших классов в одной микрогруппе или организованная встреча школьников с деятелями культуры, представителями религии или политики.

Четвертый принцип — научность и целостность. Методы организации поликультурной образовательной среды включены в государственный стандарт, пройдя необходимую апробацию на экспериментальных педагогических площадках.

Пятый принцип — этичность и вариативность. Статус казахской нации как государствообразующей вовсе не означает отказ неказахского населения республики от собственной этнической принадлежности. Поэтому образовательная актуальность духовных, нравственных, сакральных и традиционных ценностей признается в равной степени для всех культур, представители которых проживают на территории суверенного Казахстана [17].

Таким образом образуются естественные условия для развития поликультурной среды, построенной на взаимном уважении и активном взаимодействии при сохранении национальной идентичности [8].

Для того чтобы понять, как описанная выше модель поликультурного взаимодействия находит свое практическое воплощение в образовательной организации, рассмотрим некоторые аспекты ее реализации на примере конкретной казахстанской школы — КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» города Петропавловска. По мнению казахстанских ученых К. К. Куламбаевой и А. Н. Кошербаевой, исторические, культурные и экономические фак-

торы оказали на систему коррекционного образования Республики Казахстан не меньшее влияние, чем на развитие общей педагогики [14], поэтому данный пример не сузит круг нашего исследования, а наоборот — позволит оценить, насколько глубоко принцип поликультурности проникает в систему обучения и воспитания.

Областная школа-интернат для детей с нарушениями слуха города Петропавловска осуществляет обучение и воспитание неслышащих и слабослышащих ребят в дошкольных группах, начальном (0-4 классы), среднем и старшем звене (5-12 классы). Реализуя утвержденные учебные программы государственного образца, педагогический коллектив старается обеспечить наиболее благоприятные условия для культивации поликультурной образовательной среды. Детям, имеющим нарушения слуха, испытывающим затруднения с восприятием звуковой информации, изучение школьной программы дается особенно тяжело, поэтому в коррекционном обучении используются специальные методы, опирающиеся на иллюстративный, визуальный либо осязаемый материал, позволяющий задействовать сохранные чувственные анализаторы. Поэтому государственная программа «Рухани Жацгыру» («духовное возрождение», точечное включение в школьный курс этнографических и этнокультурных компонентов) за счет широких возможностей использования наглядности нашла в данной школе особое отражение, оказав положительное влияние на эффективность как воспитательной, так и учебной работы.

Рассмотрим четыре стороны поликультурного взаимодействия в этой школе-интернате: организационную, учебную, внеклассную и социально-бытовую.

Организационная сторона представлена различными внутришколь-ными объединениями, так или иначе поднимающими этнокультурный вопрос. Во-первых, это школьный Центр духовного согласия — учебная аудитория, в которой наглядно представлены артефакты различных народов (казахов, русских, украинцев, татар). Здесь учащиеся знакомятся с их культурными особенностями, изучают национальные традиции и обычаи, занимаются этнографическими изысканиями. Во-вторых, школьный Музей боевой и трудовой славы, цель которого — показать детям с нарушениями слуха, как их предки плечом к плечу сражались против общего врага, защищая свое многонациональное государство. В-третьих, действующий в рамках кружковой работы ансамбль народного

танца «Пульс», предлагающий ребятам научиться исполнять казахские, русские, узбекские, польские и другие народные танцы. Таким образом детям наглядно демонстрируется значение и разнообразие культур.

Поликультурные компоненты учебного процесса в данной школе представлены определенным набором сквозных тем, так или иначе затрагивающих все предметные области. Например, на уроках информатики и географии в рамках проекта «Сакральная география Республики Казахстан» учащиеся под руководством преподавателей создают электронную интерактивную карту Северо-Казахстанской области, отражающую информацию о местных достопримечательностях культурного или религиозного характера (мечети, православные и католические храмы, архитектурные и исторические памятники). Во время занятий по казахскому языку дети подготавливают краткий путеводитель по своему родному городу, описывая на государственном языке местные достопримечательности (русский драматический театр, музей-резиденция Абылай хана, римско-католический собор). На уроках технологии шьют национальные костюмы (казахские, русские, украинские, белорусские, немецкие, азербайджанские) для внеклассных мероприятий, праздников, концертов, а в программу по физической культуре обязательно включаются национальные игры (тогыз кумалак, бес асык, лапта). Можно отметить, что формирование социокультурной компетентности у неслышащих и слабослышащих детей происходит в интерактивной познавательной форме (в соответствии с педагогической методикой), с использованием практико-ориентированных форм организации занятий (экскурсии, проектная и творческая работа).

Педагогическая особенность проведения внеклассных мероприятий в школе для детей с нарушениями слуха состоит в том, что они позволяют наиболее точно оценить, насколько у ребенка развиты представления о поликультурности, толерантности, межнациональных отношениях. Сотрудники областной школы-интерната отмечают, что их воспитанники открыто и с интересом отмечают праздники разных народов (Наурыз, Масленица, Хэллоуин), участвуют в общешкольных торжественных линейках, готовят концертные программы, тематические вечера, чаепития за единым столом. Такие мероприятия носят не только развлекательный и познавательный, но и воспитательный характер, формируя у детей с нарушенной слуховой функцией богатый и разносторонний внутренний мир, основанный на дружбе и межнациональном согласии.

Особенности интернатной формы организации образовательного процесса приводят к тому, что продолжительность включенности детей в социум составляет практически весь день. Учитывая многонациональный контингент подопечных областной коррекционной школы-интерната города Петропавловска, данный факт может приводить к социальной напряженности. Однако этого не происходит. Педагоги подтверждают, что межнациональные конфликты в этой школе исключены, да и невозможны в принципе. Объединенные общим недугом (нарушенным слухом), дети не делятся между собой по этническому признаку, предпочитая жить одной дружной семьей. После окончания школы ребята сохраняют теплые взаимоотношения, некоторые из них вступают в брачные союзы, в том числе и межнациональные.

Заключение. Конечно, для эффективного решения задач, которые ставит поликультурное образование, недостаточно соответствующей методической базы и благоприятных социокультурных условий.

Одним из ключевых элементов в данном случае выступает личность педагога, являющегося безусловным примером для подрастающего поколения, в том числе неслышащих и слабослышащих детей. Педагог сам должен быть психологически подготовлен к культивированию ядра межконфессионального согласия, владеть приемами включения поликультурных принципов в образовательную среду [6, с. 253], иметь активную гражданскую и общественную позицию. И сегодня такая работа в Казахстане проводится, подтверждением этого является проект нового закона «О статусе педагога», имеющий соответствующие нормативные положения [13].

Подводя итог, можно сказать, что казахстанская модель поликультурной образовательной среды действительно успешно реализуется, однако ее цель — это не только формирование межэтнической компетенции и толерантности подрастающего поколения. На сегодняшний день она представляет собой залог мира и согласия в независимом Казахстане, гарантию того, что источник многонационального преимущества этого государства будет неиссякаем.

Литература

1. Болеева Л. К. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителей общеобразовательной средней школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тараз, 2006. 27 с.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. Изд. шестое. СПб.: Глаголь, 2003. 574 с.

3. Демисенова Ш. С., Севостьянова С. С. Особенности поликультурного образования студентов педагогических вузов // Вестник КарГУ. Серия «Педагогика». 2010. № 3 (59). С. 175-180.

4. Казахи: историко-этнографическое исследование / ред. коллегия М. К. Козыбаев, Х. А. Аргынбаев, М. С. Муканов. Алматы: Казахстан, 1995. 352 с.

5. Кожахметова К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Еылым, 1998. 317 с.

6. Куламбаева К. К., Жетыбаев А. К., Басжанова А. Ж. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию учащихся в системе повышения квалификации // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: мат-лы VIII Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017. С. 251-254.

7. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.

8. Набиева Д. Н., Алиев Ш. М. Толерантность как фактор стабилизации межэтнических отношений в поликультурном образовательном пространстве // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум XIII. Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. Материалы IV Международного конгресса. Пятигорск: ПГЛУ, 2004. С. 25.

9. Назарбаев Н. А. Сборник докладов на 1-10 сессиях Ассамблеи народов Казахстана (на казахском и русском языках). Астана: Елорда, 2005. 440 с.

10. Наурызбай Ж. Ж. Воспитание патриотизма и поликультурности в организациях образования // Многопрофильный университет: патриотизм, поликультурность, конкурентоспособность будущих специалистов: сб. мат-лов VIII Междунар. конф. Байконуровских чтений. Жезказган, 2008. Кн. 1. С. 3.

11. Образование в поликультурной среде: пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы / под ред. Б. К. Кудышевой. Алматы: ШДС «Парасат», 2001. 218 с.

12. Об образовании: закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/document/?doc_id=30118747.

13. О статусе педагога: Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 293-VI (с изменениями от 07.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/ document/?doc_id=32091648.

14. Сивинский А. М., Куламбаева К. К., Кошербаева А. Н. История и современное состояние системы обучения детей с нарушениями слуха в Республике Казахстан // Человеческий капитал. 2019. № 3 (123). С. 38-45.

15. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston: Allyn and Bacon, 2001. 360 p.

16. Karimova B., Ongarbayeva A., Sebepova R., et al. Synergetic approach in trilingua education of the Republic of Kazakhstan // Opción. 2018. Vol. 34, No. 85. P. 327-343.

17. Koenig T. L., Spano R., Kaufman D., et al. A Freirean analysis of Kazakhstani social work education // International Social Work. 2017. Vol. 60, No. 1. P. 156-169.

18. Logvinova O. K., Ivanova G. P., Shakirtova A. T. Multicultural education in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan: General trends and national peculiarities // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, No. 9. P. 3301-3312.

19. Toynbee A. J. Change and habit: the challenge of our time. Oxford: Oxford University Press, 1966. 248 p.

KAZAKHSTAN MODEL OF ORGANIZATION POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF A SCHOOL FOR CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS)

In this article, the author describes the model of organization of a multicultural educational environment in the Republic of Kazakhstan. The purpose of the article is to consider the features and principles of the functioning of such a model, to study its practical implementation in an educational organization using the example of a school for children with hearing impairments. The issues of sociocultural, linguistic and educational policy of the Republic of

Kazakhstan, which legislatively enshrines the principle of multiculturalism in the state system of training and education, are being updated, thus creating a special socio-pedagogical model. Its historical premises, principles of creation and functioning are scientifically substantiated. By analyzing relevant literary and online information sources, a number of principles are identified on which the modern Kazakhstani multicultural educational environment is based, which determine its integrity and effectiveness. Considering the issue he addresses through the prism of special education, the author assesses the depth of penetration of the principle of multiculturalism into the system of training and education. Citing specific examples from his own teaching practice, the author reveals the features of the Kazakh sociocultural phenomenon, its positive impact on the educational process in secondary schools and correctional schools.

Keywords: multicultural educational environment, children with hearing impairment, Kazakhstan, educational model, multinationality, interethnic interaction, special education.

References

• Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston: Allyn and Bacon, 2001. 360 p.

• Boleeva L. K. Teoriya i praktika etnopedagogicheskoy podgotovki uchiteley obshcheobrazovatel'noy sredney shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Taraz, 2006. 27 s. [In Rus].

• Danilevskiy N. Ya. Rossiya i Evropa. Vzglyad na kul'turnye i politicheskie otnosheniya slavyanskogo mira k germano-romanskomu. Izd. shestoe. SPb.: Glagol, 2003. 574 s. [In Rus].

• Demisenova Sh. S., Sevostyanova S. S. Osobennosti polikul'turnogo obrazovaniya studentov peda-gogicheskikh vuzov // Vestnik KarGU Seriya «Pedagogika». 2010. № 3 (59). S. 175-180. [In Rus].

• Karimova B., Ongarbayeva A., Sebepova R., et al. Synergetic approach in trilingua education of the Republic of Kazakhstan // Opcion. 2018. Vol. 34, No. 85. P. 327-343.

• Kazakhi: istoriko-etnograficheskoe issledovanie / red. kollegiya M. K. Kozybaev, Kh. A. Argynbaev, M. S. Mukanov. Almaty: Kazakhstan, 1995. 352 s. [In Rus].

• Koenig T. L., Spano R., Kaufman D., et al. A Freirean analysis of Kazakhstani social work education // International Social Work. 2017. Vol. 60, No. 1. P. 156-169.

• Kozhakhmetova K. Zh. Kazakhskaya etnopedagogika: metodologiya, teoriya, praktika. Almaty: Fylym, 1998. 317 s. [In Rus].

• Kulambaeva K. K., Zhetybaev A. K., Baszhanova A. Zh. Formirovanie gotovnosti pedagogov k inkly-uzivnomu obrazovaniyu uchashchikhsya v sisteme povysheniya kvalifikatsii // Prepodavatel' vysshey shkoly: traditsii, problemy, perspektivy: mat-ly VIII Vseros. nauch.-prakt. konf. (s mezhdunar. uchas-tiem). Tambov: Izd. dom TGU im. G. R. Derzhavina, 2017. S. 251-254. [In Rus].

• Logvinova O. K., Ivanova G. P., Shakirtova A. T. Multicultural education in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan: General trends and national peculiarities // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, No. 9. P. 3301-3312.

• Makaev V. V., Mal'kova Z. A., Suprunova L. L. Polikul'turnoe obrazovanie aktual'naya problema sovre-mennoy shkoly // Pedagogika. 1999. № 4. S. 3-10. [In Rus].

• Nabieva D. N., Aliev Sh. M. Tolerantnost' kak faktor stabilizatsii mezhetnicheskikh otnosheniy v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Mir na Severnom Kavkaze cherez yazyki, obra-zovanie, kul'turu. Simpozium XIII. Etnopedagogika i sravnitel'naya pedagogika. Polikul'turnoe obra-zovanie. Materialy IV Mezhdunarodnogo kongressa. Pyatigorsk: PGLU, 2004. S. 25. [In Rus].

• Nauryzbay Zh. Zh. Vospitanie patriotizma i polikul'turnosti v organizatsiyakh obrazovaniya // Mnogoprofil'nyy universitet: patriotizm, polikul'turnost', konkurentosposobnost' budushchikh spet-sialistov: sb. mat-lov VIII Mezhdunar. konf. Baykonurovskikh chteniy. Zhezkazgan, 2008. Kn. 1. S. 3. [In Rus].

• Nazarbaev N. A. Sbornik dokladov na 1-10 sessiyakh Assamblei narodov Kazakhstana (na kazakhs-kom i russkom yazykakh). Astana: Elorda, 2005. 440 s. [In Rus].

• Obrazovanie v polikul'turnoy srede: Posobie dlya prepodavateley fakul'tativnykh kursov sredney shko-ly / pod red. B. K. Kudyshevoy. Almaty: ShDS «Parasat», 2001. 218 s. [In Rus].

• Ob obrazovanii: zakon Respubliki Kazakhstan ot 27 iyulya 2007 goda № 319-III (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 07.07.2020 g.) [Elektronnyy resurs]. URL: https://online.zakon.kz/ document/?doc_id=30118747. [In Rus].

• O statuse pedagoga: Zakon Respubliki Kazakhstan ot 27 dekabrya 2019 goda № 293-VI (s izmeneniyami ot 07.07.2020 g.) [Elektronnyy resurs]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=32091648. [In Rus].

• Sivinskiy A. M., Kulambaeva K. K., Kosherbaeva A. N. Istoriya i sovremennoe sostoyanie sistemy obu-cheniya detey s narusheniyami slukha v Respublike Kazakhstan // Chelovecheskiy kapital. 2019. № 3 (123). S. 38-45. [In Rus].

• Toynbee A. J. Change and habit: the challenge of our time. Oxford: Oxford University Press, 1966. 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.