конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 2017. С. 669-677.
4. Cleary T.J, Zimmerman B.J. Self-regulation differences during athletic practice by experts, non-experts, and novices. J Appl Sport Psychol. 2001; 13: 185-206.
5. McDougall J., Evans J., Baldwin P. The importance of self-determination to perceived quality of life for youth and young adults with chronic conditions and disabilities. Remedial and Special Education. 2010; 31 (4): 252-260.
6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с. [Электр. ресурс] URL: http://pedlib.ru (дата обращения: 18.10.2015).
7. Андреева А.Р., Борзилова Н.С. Особенности защитно-совладающего поведения студентов с разным уровнем саморегуляции / теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы вуза сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 176-184.
8. Банщикова Т.Н., Ширяева И.С., Польченко О.В. Осознанная саморегуляция и адаптация к учебной деятельности и учебной группе иностранных студентов / личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики материалы II Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2017. С. 27-33.
9. Воронцова Е.Г. Исследование самоэффективности и саморегуляции студентов технического вуза в контексте регуляторного подхода / Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 20. С. 11-20.
10. Бобух О.А., Борзилова Н.С. Учебная мотивация студентов с разным уровнем саморегуляции поведения / теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы вуза сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 184-190.
11. Ryan R.M., Deci E.L., Grolnick W.S. Autonomy relatedness, and the self: their relation to development and psychopathology. In: Cicchetti D, Cohen D.J., editors. Developmental Psychopathology: Vol. 1 Theory and Methods. Oxford, UK: Willey; 1995. pp. 618-655. (Wiley Series on Personality Processes).
12. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Медиаторный подход в развитии саморегуляции студента / Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 262-264.
13. Дерябина Е.А. Методика оценки индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-1. С. 319-326.
14. Антонов Ю.Г., Шеянова С.В., Шаронова Е.А. Мордовский сказочный эпос как средство этнокультурного образования и развития личности / Финно-угорский мир. 2018. Т. 10. № 1. С. 18-28.
15. Макунина О.А. Особенности саморегуляции поведения студентов-спортсменов в условиях сочетанной деятельности / физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи Материалы 2-й международной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию города Омска. - [Электронное издание] 2016. С. 19.
16. Прохоров А.Д. Синдром эмоционального выгорания у студентов в процессе учебы: причины и саморегуляция / Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 91-95.
Педагогика
УДК 373.2
студентка группы ДО-16 Николаева Кюнняй Александровна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Баишева Мария Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ВОСПИТАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Аннотация. Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования гендерного достоинства у мальчиков на этнокультурных ценностях родного народа. Научная новизна заключается в обосновании методологических предпосылок и содержания формирования гендерного достоинства у детей старшего дошкольного возраста на этнокультурных ценностях народа саха. В исследовании применен комплекс взаимодополняющих подходов и методов: системно-деятельностный подход, Indigenous Methodology, культурологический, аксиологический. В результатах исследования отражены: принципы традиционной системы воспитания мальчиков у народа саха, результаты констатирующего исследования, основные направления работы в ДОО, задачи и содержание практической работы с детьми на этнокультурном материале народа саха. В заключении подчеркивается, что формирование основ гендерного достоинства у детей эффективно, когда осуществляется в специально разработанной системе образовательной деятельности с учетом природосообразности и психологических, психофизиологических особенностей развития мальчиков.
Ключевые слова: дошкольники, мальчики, гендерное достоинство, этнокультурные традиции, методы, направления, содержание.
Annotation. The purpose of the study is to identify and justify the pedagogical conditions for the formation of gender dignity in boys on the ethno-cultural values of their native people. The scientific novelty of the study is to substantiate the methodological basis and content of effective formation of gender perceptions and gender dignity in children of older preschool age on the ethno-cultural values of the Sakha people. The study uses a set of complementary approaches and methods: system-activity approach, Indigenous Methodology, cultural, axiological. The results of the study reflected the principles of the traditional system of education for boys of the Sakha people, the results of ascertaining research in OED, the main areas of work to Doo, objectives and contents of practical work with children in the age groups of kindergarten ethnic material of the Sakha people. In conclusion, it is emphasized that the formation of the foundations of gender dignity in older preschool children is effective when it is carried out in
a specially developed system of educational activities, taking into account the natural conformity and psychological, psycho-physiological characteristics of the development of boys.
Keywords: preschool children, boys, gender dignity, ethno-cultural traditions, methods, directions, content.
Введение. В условиях изменений социокультурной жизни общества наблюдается тенденция к трансформации поведенческих стереотипов мужественности и женственности.
По утверждению Л.В. Градусовой, «Отечественную педагогику на протяжении длительного времени отличала «бесполость», т.е. одинаковый унифицированный подход в воспитании мальчиков и девочек [2, с. 5].
Обращение к проблеме формирования гендерного достоинства у мальчиков обусловлено:
- недостаточностью внимания в образовании на гендерные особенности детей и отсутствием программно-методического обеспечения проблемы в дошкольных образовательных организациях;
- отсутствием исследований по проблеме воспитания гендерного достоинства у мальчиков дошкольного возраста;
- снижением показателей по развитию физических качеств личности детей;
- ростом увлеченности мальчиков женскими манерами в поведении и видами деятельности, т.е. гендерной дисфорией.
Исследования Л.В. Градусовой, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, Т.А. Репиной, Н.Е. Татаринцевой [2; 3; 4; 5] и др. внесли содержательный вклад в становление научно-методологических основ гендерного воспитания детей дошкольного возраста. В трудах ученых гендерная воспитанность детей определяется как сложное генетически обусловленное и социально формируемое образование. По утверждению Л.В. Градусовой, «гендер» понимается как социальный пол, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин [2, с. 15].
Важность проблемы в дошкольном периоде жизни отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [6]. В стандарте подчеркивается, что гендерные особенности поведения в дошкольном возрасте совершенствуется под влиянием других людей в условиях социального взаимодействия, когда ребенок приспосабливается к выполнению в обществе (социуме) социальных ролей.
Цель исследования: изучить и обосновать эффективные педагогические условия формирования гендерного достоинства у мальчиков на этнокультурных ценностях родного народа.
Научная новизна исследования заключается в обосновании педагогических условий эффективного формирования гендерного достоинства у детей дошкольного возраста на этнокультурных ценностях народа саха.
Методы исследования. В исследовании применен комплекс взаимодополняющих методов: системно-деятельностный, Indigenous Methodology, культурологический, аксиологический. Системно-деятельностный метод предполагает развитие личности как обучающегося и развивающегося субъекта деятельности; Indigenous Methodology ориентирует исследование на обогащение проблемы интерпретацией этнокультурных ценностей и образцов поведения как необходимого условия развития созидающей личности. Аксиологический подход учитывает воспроизводство национальных ценностей в мотивы и смысл поведения личности. Культурологический принцип рассматривает личность ребенка как субъекта культуры.
Результаты исследования. В результате изучения научно-теоретических основ проблемы установлено, что «анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональном периоде: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга» [4]. Т.П. Хризман в своих трудах подчеркивает, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Потому «уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки» [3, с. 8]. Н.Е. Татаринцева считает, что «до сих пор остается нерешенными «вопросы о содержании понятий «мужественность» («женственность») применительно к дошкольному возрасту, неясна природа и сущность полоролевых ценностей и их место в содержании воспитания...» [5, с. 6].
Концептуальное осмысление основополагающих проблем гендерного образования убеждает в том, что его модернизация невозможна без учета сложившихся народных традиций в полоролевом воспитании. У всех народов испокон веков существуют собственные традиции воспитания мальчиков и девочек. У народа саха такая система воспитания мальчиков называется «Ученье боотуров» («Ученье богатырей»). Система предусматривает физическое и духовно-нравственное совершенство сильной половины человечества как «охраняющей, оберегающей, организующей» силы [1].
Формирование гендерного достоинства у детей базируется на основополагающих принципах «Ученья кут-сур», т.е. традиционной системы воспитания детей народа саха: чол кут - биологизма; дьон тэнинэн -социологизма; сайдыы суолунан - гуманизма; киhилии буолуу - духовности.
В системе воспитания мальчиков данные принципы предусматривают:
- биологизма - взаимообусловленность развития личности, его души, духа, судьбы от внешних воздействий природы, среды, генетических факторов;
- социологизма - рассмотрение человека как субъекта общества, определяемой им позицией в социуме, но как личность созидающей и воспроизводящей;
- гуманизма - воспитание человечности, утверждение веры в величие человека, духовное, интеллектуальное совершенство;
- духовности - приоритетность духовных ценностей, стремление личности к духовно-нравственному самосовершенствованию и воспроизводству ценностей в личностное поведение и ориентиры.
Предпринятое нами исследование проводится на базе двух детских садов г. Якутск: МБДОУ №21 «Кэнчээри» и №51 «Кэскил». В МБДОУ «Кэскил» открыты шесть отдельных групп для девочек и мальчиков.
На констатирующем этапе исследования нами изучены базовые уровни развития ценностных представлений мальчиков о мужественности, особенности поведения и уровни гендерной дифференциации мальчиков в процессе игровой деятельности. Количественно-качественная обработка результатов констатирующего эксперимента показала, что у детей наблюдаются средние (55%) и низкие (45%) уровни ценностных представлений о мужественности как важном качестве личности мальчиков-мужчин. Мужественность у детей ассоциируется в основном как физическая мощь и храбрость. Детьми не отмечаются
сущностные характеристики личности. Выявление особенностей полоролевого поведения мальчиков осуществлялось по методике Т.А. Репиной. Обнаружено, что 60% мальчиков знают свою тендерную принадлежность, но представления о поведенческих признаках своего пола у них ограничены. Проявления полоролевого поведения мальчиков отчетливо выделяются детьми лишь в «мужских» профессиях». У мальчиков недостаточно содержательны представления об эталонах мужского поведения в обществе. Выявление уровней гендерной дифференциации осуществлялось методом наблюдения. Обработку данных наблюдений проводили с учетом частоты предпочитаемых сюжетов игр, ролей, привлекающих и предпочитаемых мальчиками партнеров в игре.
Результаты констатирующего этапа исследования выявили имеющиеся пробелы в гендерном образовании детей. По итогам анализа преемственной деятельности педагогов с родителями также выяснено, что в семье нет отчетливого видения приоритетов в гендерном воспитании детей.
В связи с этим нами обоснованы концептуальные и процессуальные основы гендерного образования детей; разработана парциальная программа «Воспитание гендерного достоинства у мальчиков в условиях ДОО».
Управление гендерным образованием в ДОО предусматривает следующие направления:
1. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОО по повышению профессиональной компетентности в гендерном образовании детей.
2. Педагогическое просвещение родителей по воспитанию культуры гендерного поведения и гендерного достоинства личности детей.
3. Организация образовательной деятельности с детьми по формированию основ гендерного достоинства личности.
Основными задачами образовательной деятельности с детьми являются: формирование гендерной идентичности, гендерной открытости и гендерной терпимости. Акцент в образовательной деятельности делается на формирование у мальчиков ценностных представлений о мужественности и на воспитание культуры отношения их к слабому полу.
Образовательная программа структурирована по девяти тускулам (подпрограммам) становления созидающей личности (Айыы киhитэ):
1. Мужчина-сын - продолжатель рода и защитник благополучия семьи-рода-народа-нации («Удьуор утума»);
2. Мужчина-сын несет ответственность за единение с природой («Ученье Байанай»);
3. Мужчина-сын - трудолюбив, физически вынослив. Он - хозяин своего благосостояния («Тойон хаан
4. Мужчина-сын живет в согласии и сплоченности («Хотой Айыы утума»);
5. Мужчина-сын творчески увлечен и имеет любимое ремесло («Кыдай Бахсы удьуора»);
6. Мужчина-сын - блюститель миролюбия, порядочности и честности («Ураанхай удьуора»);
7. Мужчина-сын - чье «око зоркое, а тело - мудрость» («Сээркээн Сэhэн - интеллектуальное развитие);
8. Мужчина-сын - судьба - всегда в его руках (Одун Хаан, Чынгыс Хаан уураага»);
9. Мужчина-сын - творец и созидатель жизни (Айыы киhитэ»).
В данных подпрограммах-тускулах предусмотрены идея и суть становления созидающей личности. Тускулы выполняют познавательную, моделирующую, контролирующую, регулирующую, прогнозирующую функции в становлении созидающей личности. Подпрограммы ориентируют, инициируют, упреждают, управляют, организуют процесс становления и развития созидающего человека Айыы.
В технологии образовательной деятельности с детьми применяются методы проблемного, эвристического обучения, ИКТ, проектов, ситуационные анализы, методы духовно-нравственного и продуктивного чтения.
Выводы. По результатам проведенного исследования мы пришли к выводам, что формирование основ гендерного достоинства у детей старшего дошкольного возраста эффективно, когда:
- задачи поставленной проблемы реализуются в специально разработанной системе образовательной деятельности, которая основывается на традиционных культурных ценностях родного народа;
- в содержании и технологии работы с детьми учитываются природосообразность, психологические, психо-физиологические особенности развития мальчиков.
Достоверность исследования подтверждается позитивной динамикой развития детей, эффективной работой педагогов ДОО с семьями, постоянным отслеживанием результатов образовательной деятельности с детьми.
Литература:
1. Баишева М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа саха: монография. -Новосибирск: Изд-во Наука РАН, 2008. - 168 с.
2. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. - М.: Флинта, 2016. - 176 с.
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб.: Тускарора, 2003. - 184 с.
4. Репина Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей. - М. - Воронеж, 2009. - 300 с.
5. Татаринцева Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д, 2011. - 50 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Российская газета. 2013. Федер. вып. №6241. 25.11.2013 г.