Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ РОДНОГО КРАЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ РОДНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОЛОНХО / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТРОПА / PRESCHOOL CHILDHOOD / PERSONALITY / SPIRITUAL DEVELOPMENT / ETHNOCULTURAL VALUES / OLONKHO / ETHNOCULTURAL PATH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иосифова Александра Милентьевна, Баишева Мария Ивановна

Цель статьи - обоснование потенциала этнокультурных ценностей родного края как источников духовного становления личности детей дошкольного возраста. Научная новизна статьи заключается в методологическом и методическом обосновании этнокультурных ценностей как источника самоорганизующейся системы духовного становления личности. Решение поставленной цели исследования осуществлялось совокупностью взаимодополняющих методов: теоретических, эмпирических и метода математической статистики. В результатах исследования отражено содержание практической работы с детьми на примере организации этнокультурной тропы как одной из форм приобщения к ценностям родного края. В выводах подчеркивается, что дошкольный период жизни является периодом активного формирования основ духовной ответственности, этнокультурной идентичности, открытости и интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE BASIS OF SPIRITUAL PERSONALITY ON ETHNOCULTURAL VALUES OF THE NATIONAL REGION ETHNOCULTURAL

The purpose of the article is to substantiate the potential of ethnocultural values of the native land as sources of spiritual development of the personality of preschool children. The scientific novelty of the article lies in the methodological and methodological substantiation of ethnocultural values as a source of a self-organizing system of the spiritual formation of personality. The solution of the research goal was carried out by a combination of complementary methods: theoretical, empirical and mathematical statistics. The results of the study reflect the content of practical work with children on the example of organizing an ethnocultural path as one of the forms of familiarization with the values of the native land. The conclusions emphasize that the preschool period of life is a period of active formation of the foundations of spiritual responsibility, ethnocultural identity, openness and integration.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ РОДНОГО КРАЯ»

Педагогика

УДК:373.2

студентка группы ЗБДО -17 с Иосифова Александра Милентьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Баишева Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ

РОДНОГО КРАЯ

Аннотация. Цель статьи - обоснование потенциала этнокультурных ценностей родного края как источников духовного становления личности детей дошкольного возраста. Научная новизна статьи заключается в методологическом и методическом обосновании этнокультурных ценностей как источника самоорганизующейся системы духовного становления личности. Решение поставленной цели исследования осуществлялось совокупностью взаимодополняющих методов: теоретических, эмпирических и метода математической статистики. В результатах исследования отражено содержание практической работы с детьми на примере организации этнокультурной тропы как одной из форм приобщения к ценностям родного края. В выводах подчеркивается, что дошкольный период жизни является периодом активного формирования основ духовной ответственности, этнокультурной идентичности, открытости и интеграции.

Ключевые слова: дошкольное детство, личность, духовное развитие, этнокультурные ценности, олонхо, этнокультурная тропа.

Annotation. The purpose of the article is to substantiate the potential of ethnocultural values of the native land as sources of spiritual development of the personality of preschool children. The scientific novelty of the article lies in the methodological and methodological substantiation of ethnocultural values as a source of a self-organizing system of the spiritual formation of personality. The solution of the research goal was carried out by a combination of complementary methods: theoretical, empirical and mathematical statistics. The results of the study reflect the content of practical work with children on the example of organizing an ethnocultural path as one of the forms of familiarization with the values of the native land. The conclusions emphasize that the preschool period of life is a period of active formation of the foundations of spiritual responsibility, ethnocultural identity, openness and integration.

Keywords: preschool childhood, personality, spiritual development, ethnocultural values, olonkho, ethnocultural

path.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях духовного кризиса очень важна духовная деятельность по воспроизводству идеалов-ценностей в ценности поведения каждого человека.

В дошкольном детстве происходит интенсивная ориентировка детей в социальных отношениях людей, накапливается опыт духовно-нравственных поступков. Для детей дошкольного возраста осознание и принятие духовно-нравственных ценностей основывается на этнокультурных ценностях родного народа и края. Этнокультурные ценности органично вписываются в развитие личности ребенка, являясь её базовой основой.

Цель исследования - обоснование духовно-нравственного потенциала этнокультурных ценностей в становлении и развитии личности детей старшего дошкольного возраста. Научная новизна статьи заключается в обосновании этнокультурных ценностей как источников самоорганизующейся системы духовного становления и развития личности.

Целенаправленное этнокультурное образование обеспечивает развивающее воздействие ценностей на самосознание детей и способствует развитию устойчивых эмоционально-ценностных проявлений, ценностного отношения к окружающей действительности, гуманного стиля поведения.

Решение поставленной цели исследования осуществлялось совокупностью взаимодополняющих методов: теоретических, эмпирических. Опытно-экспериментальная работа по изучаемой проблеме проводилась лонгитюдно и с охватом педагогов, детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях г. Якутска и трех районов Республики Саха (Якутия).

Изложение основного материала статьи. Анализ проведенного нами опроса среди педагогов ДОО республики показывает, с одной стороны, об отсутствии выстроенных концептуальных идей и системы работы по социализирующим и духовновоспроизводящим аспектам этнопедагогизации образования. С другой, педагоги выражают о необходимости научного обоснования теоретических и методологических основ образования детей на этнокультурных ценностях родного края и народа; об оказании методической помощи педагогам в ДОО.

Полученные нами данные на констатирующем этапе исследования отчетливо представляют изъяны, которые возникают при отсутствии целенаправленной работы по воспитанию духовной личности, воспроизводству этнокультурных ценностей в ценности-поведения ребенка. Выявленная ограниченность представлений детей о духовных устоях родного и других народов, низкие уровни установления этнокультурной идентичности и открытости свидетельствуют о недочетах в развитии у детей способности «быть собой и другим». Проведенный нами эксперимент доказал, что развитие ценностности как сущностного качества человека, является условием и одновременно выражением духовной и творческой личности.

В исследовании нами обоснована система становления и саморазвития духовной личности, которая заключена в девяти духовных программах воспитания созидающего человека олонхо народа саха.

Олонхо - самый крупный эпический жанр народа саха. Он признан ЮНЕСКО мировым шедевром устного и нематериального наследия народов мира. Для рассмотрения олонхо как гения устного народного творчества, как источника коллективной памяти, духовной мудрости народа важно было осмысление его ценностного содержания. Академик А.П. Окладников подчеркивает «Если материальный быт якутов в дорусскую эпоху может быть в значительной степени восстановлен по археологическим данным, то в отношении их социального строя дело обстоит гораздо сложнее. ... Тем не менее олонхо и предания якутов

заслуживают самого внимательного отношения, поскольку это единственные или почти единственные источники, раскрывающие данную сторону жизни якутов до прихода русских на Лену» [6, с. 407]. Лейтмотивом эпоса является живая динамика жизнеутверждающей идеи. Главное предназначение богатырей олонхо - «... защитником стать племен Айыы аймага, людей с отзывчивою душой...» [5, с. 60].

В Республике Саха (Якутия) накоплен огромный опыт приобщения детей устному наследию народа саха. Олонхо включено в образовательные программы дошкольных учреждений и всех ступеней школы. Для того, чтобы изучить духовно-нравственный потенциал олонхо, нами изучены такие эпосы как «Ньургун Боотур Стремительный», «Богатырь Тойон Дьагарыма на рыжем коне», «Дьырыбына Дьырылатта кыыс богатырка», «Кыыс Дэбэлийэ», «Кюн Эрэли», «Могучий Эр Соготох», «Эрчимэн Бэргэн» и др. Эти эпические произведения любимы детьми и востребованы в образовательной деятельности дошкольных организаций. Изучение этнопедагогических ценностей олонхо подвело к пониманию, что в этнокультурных ценностях и идеалах любого народа, наряду с ценностным уровнем, присутствует практический уровень, который упреждает, управляет, регулирует процесс саморазвития духовной личности. В исследовании нами разработана модель формирования основ духовной личности на этнокультурных ценностях, которая построена на принципах: приоритета духовности и креативности, идеалосообразности, менталесообразности и методической интерпретации потенциала народной педагогики, целостности личности, природосообразности, принятия ребенка как субъекта жизни, культуры, общества «здесь» и «теперь».

В статье нами особо подчеркивается организация одной из интересных форм развития духовной личности, посредством которой формируется ценностное отношение ребенка к родному народу и краю -организация «этнокультурной тропы». Этнокультурная тропа нами определяется как открытая образовательная среда, включающая историко-краеведческие, этнографические, природные комплексы духовного и материального наследия народа.

При этом модель этнокультурной тропы как образовательное пространство взращения сущностной основы развития личности представлена двумя характеристиками:

- как открытая система, раскрывающая объективные потребности общества в развитии ценностно-смысловой сферы личности детей;

- как духовная среда, в которой удовлетворяются личностные потребности детей и развиваются сущностные, ценностные основы созидающей личности.

Этнокультурная тропа, как открытое образовательное пространство, характеризуется наличием кооперационных, координационных, информационных связей между различными социальными службами в пределах сельского социума. Главная особенность ценностно-ориентированного направления образования на «тропе» состоит в том, что в содержание образования включаются эмоционально-ценностные элементы, а в процесс обучения включаются эвристические и проблемно-поисковые методы. Педагогом организуется «диалог» культурно-событийного опыта с личностным опытом ребенка. При таком подходе обеспечивается субъектность детей в деятельности и актуализируется развитие ценностно-смысловой сферы личности. Работа с детьми по направлениям решает следующие основополагающие задачи:

- ознакомление с природно-климатическими особенностями и природными ресурсами родного края и формирование ценностных отношений к специфическим отличиям края;

- развитие ценностного отношения к природе, природным ресурсам родного края и к взаимодействию человека с естественной средой на этнокультурных традициях родного народа;

- формирование ценностных представлений и отношений к историческому и социальному окружению, этнокультурному прошлому и настоящему родного края;

- приобщение к этнокультурным и социокультурным традициям родного народа и народов, живущих в крае;

- формирование этнокультурной идентичности, этнокультурной открытости, поликультурной толерантности со всеми теми, кто живет и трудится в крае.

В этнокультурных тропах по каждому направлению разрабатываются маршруты. Каждый маршрут имеет свой паспорт с учетом дидактических и развивающих задач для каждого возраста детей. По окончанию прохождения маршрута организуется продуктовая деятельность детей, разрабатываются портфолио и творческие проекты. Каждый блок программы завершается развлечениями, конкурсами, игрой.

В исследованиях Е.С. Бабуновой [1], Г.И. Веденеевой [2], Н.В. Мельниковой [4], Н.А. Платохиной [6] и др. подчеркивается, что дошкольный и младший школьный возрасты - это периоды активного становления личности и развития её духовно-нравственной сферы. Следует особо подчеркнуть, что в данных периодах жизни у детей формируются собственные моральные суждения и внутренние нравственные инстанции, но не всегда знание моральных норм воспроизводится ребенком в своем поведении, в его отношениях, деятельности, общении. Потому следует определить, что нравственность - это нормы поведения личности в определенном обществе, то духовность - это сущностное ценностное качество личности.

Дошкольное детство является периодом особой чувствительности к развитию личностных «механизмов» поведения. К 5-ти годам происходит «интеллектуализация чувств» и среди мотивов начинают доминировать общественные мотивы [3]. Старший дошкольный возраст сензитивен к философическому осмыслению и усвоению ценностей родного народа и края, в котором они живут. По утверждению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте «... можно решительно отвергнуть представление о том, будто детям дошкольного возраста недоступна никакая другая этика, кроме этики эгоцентризма. Дошкольный возраст выступает как возраст интенсивного усвоения моральных чувств [8, с. 166].

Для воспитания духовной личности важно развитие субъектности и осознанного понимания детьми ценностей. Для этого необходимо обеспечивать следующие психолого-педагогические условия, которые предусматривают:

- развитие ценностности универсальной бесконечности, творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативности, ответственности, коммуникативности;

- оказание квалифицированной помощи педагогам в их профессиональном совершенствовании и психолого-педагогическом сопровождении семьи.

Соприкосновение с ценностями родного края и миром культуры в целом создает уникальные условия для развития ценностных представлений детей, их эмоционально-ценностного отношения к миру.

Выводы. В исследовании нами доказан, что дошкольный возраст - это период активного вхождения ребенка в социальный и духовный мир, это сензитивный период формирования основ духовной ответственности, этнокультурной идентичности, открытости и интеграции.

Важнейшей функцией этнокультурных традиций является обеспечение общности, взаимодействия с другими, без чего не может существовать и развиваться культура отдельно взятого этноса. Оптимальная образовательная стратегия возможна лишь при условии соединения принципов этнокультурности и поликультурности, их взаимной коррекции, равновесия.

В статье обоснован комплексный подход к созданию микросоциально-духовной среды, применению разнообразия инновационных технологий и интерактивных методов, форм работы с детьми, что способствует качественному обогащению когнитивных, эмоционально-ценностных, поведенческих сфер становления и развития духовной личности.

Литература:

1. Бабунова Е.С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты системы дошкольного этнокультурного образования: монография. - Челябинск: Образование, 2009. - 295 с.

2. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края / Дис... д-ра пед. наук. - М.: 2016. - 364 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М. -Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. - 512 с.

4. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника / Дис.д-ра псих. наук. -Курган, 2009. - 343 с.

5. Ойунский П.А. Ньургун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос олонхо. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - 423 с.

6. Окладников А.П. История Якутии. Прошлое Якутии до присоединения к русскому государству. Якутгосиздат, 1949. - Т.1. - 436 с.

7. Платохина Н.А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края / Автореф. дис. .д-ра пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2011. - 51 с.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцен тБыстрова Наталья Васильевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Аннотация. Статья посвящена анализу задач профориентациии на современном этапе развития образования в России. Раскрывается понятие самоопределения. Рассмотрены актуальные проблемы профессионального самоопределения учащихся, осуществляющих первичный выбор соответствующей сферы профессионального образования. Проведен опрос среди бывших выпускников средних школ с целью определения ведущих мотивов, оказавших решающее влияние на выбор специальности. Проанализированы факторы профессионального самоопределения учащихся. В работе определяется роль профориентационной работы и ее актуальность в условиях рыночной экономики для правильного понимания процессов формирования общественного сознания, определения целей развития общества и управления этим развитием.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, высшее учебное заведение, абитуриенты, школа, профессиональная ориентация, молодежь, профессия, профессиональная направленность, профессиональная адаптация, рынок труда.

Annotation. The article is devoted to the analysis of career guidance tasks at the present stage of the development of education in Russia. The concept of self-determination is revealed. Actual problems of professional self-determination of students implementing the primary choice of the corresponding sphere of professional education are considered. A survey was conducted among former high school graduates in order to determine the leading motives that had a decisive influence on the choice of specialty. The factors of professional self-determination of students are analyzed. In the work, the role of career guidance work and its relevance in a market economy is determined to correctly understand the processes of formation of public consciousness, determine the goals of society development and manage this development.

Keywords: career guidance, career guidance work, higher education institution, applicants, school, vocational guidance, youth, profession, professional orientation, professional adaptation, labor market.

Введение. Одним из существенных вопросов, с которым сталкиваются молодые люди, является выбор профессии. Именно будущая профессия определяет всю траекторию дальнейшей жизни человека. Большинство молодых людей выбирает профессию, не соответствующую их способностям и интересам, так как не имеют достаточно четкого представления о существующих видах профессиональной деятельности [2]. Как показывают социологические исследования, до 50 % молодых людей при выборе «своей» профессии ориентируются на ее «престижность», «популярность», «современность», «родительское предпочтение» и прочее [1]. Все это, в определенной мере, свидетельствует об отсутствии у учащихся сформированного профессионального самоопределения и, как следствие, появляющееся разочарование в выбранном направлении, что становятся причиной низкой академической успеваемости многих студентов. В этой связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.