Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)'

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная деятельность / юрта / приобщение к культуре тувинского народа / познавательное развитие ребенка / дошкольное образование. / ethnocultural activity / yurt / introduction to culture of Tuvan people / cognitive development of child / preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.В. Салчак

В статье рассматриваются особенности этнокультурной деятельности в тувинских дошкольных организациях, особенности этносреды детей в регионе, познавательное развитие детей посредством обращения к юрте, отношение к ней самих детей. Представлены формы работы с детьми по приобщению детей к культуре народа. Обращение к развивающей предметно-пространственной среде в условиях дошкольной организации способствует глубокому овладению основами этнокультурной составляющей. Автор уделяет особое внимание специфике этнической социализации детей, указывая, что в настоящее время в сельской местности только в детских садах дети коренной национальности, говорящие на родном языке, начинают учить русский язык как иностранный. Автор после проведенного исследования отмечает, что дошкольники считают себя причастными к традиционному укладу жизни, осваивают накопленные ценности, что способствует сохранению народных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б.В. Салчак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL ACTIVITIES IN PRESCHOOL ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TYVA).

The article examines the specifics of ethnocultural activity in Tuvan preschool organizations, features of the ethnic environment of children in the region, the cognitive development of children through the yurt, the attitude to a yurt among children. The paper discusses forms of work with children to familiarize children with the culture of the people. Equipping a developing subject-spatial environment in a preschool organization contributes to a deep mastery of the foundations of the ethnocultural component. The author pays special attention to the peculiarities of ethnic socialization of children, pointing out that at present in rural areas in kindergartens there are only children of indigenous nationality who speak their native language and here they learn Russian as a foreign language. After the study, the author notes that preschoolers consider themselves to be involved in the traditional way of life, master the accumulated values, and contribute to the preservation of folk traditions.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)»

та слушателей поддерживается консультациями, которые входят в часы практических занятий или самостоятельной работы.

Презентованная в данной статье дополнительная профессиональная программа призвана научить педагога формировать пул доверительных ресурсов, отбирать и обрабатывать материалы по предметной области, выби-

Библиографический список

рать инструменты для «упаковки» и доставки отобранных материалов обучающемуся. В процессе работы помимо непосредственного сбора и агрегации информации куратор контента (contentcurator) реализует и/или делегирует следующие роли: эксперт в предметной области, педагогический дизайнер, научный руководитель.

1. Баренбаум И.Е. «Кружковое» чтение разночинной молодёжи второй половины пятидесятых - начала шестидесятых годов XIX в. Ленинградский институт культуры. Труды. Ленинград: Ленинградский институт культуры имени Н.К. Крупской, 1973; Т. 25; Выпуск 1: 77 - 92.

2. Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 3 (108): 47 - 53.

3. Carr D. Learning to Teach in Second Life, Learning from Online Worlds, Teaching in Second Life. Institute of Education. Eduserv Foundation, 2008. Available at: http:// learningfromsocialworlds.wordpress.com

4. Brown J.S., Adler R.P. Minds on Fire: Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0. EDUCAUSEReview. 2008; № 43 (1).

5. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2019.

6. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; Выпуск 1 (40): 83 - 91.

7. Каковы перспективы дистанта в образовании? Ответы А.В. Хуторского на вопросы. Вестник Института образования человека. 2020; № 1: 19. Available at: https:// eidosinstitute.ru/journal/2020/100/

8. Тарханова И.Ю., Зайцева М.А., Пятунина В.М. Дистанционное обучение в вузе: новые дидактические решения. Ярославский педагогический вестник. 2020; № 5 (116): 53 - 61.

9. Воронцова А.В., Воронцов Д.Б., Самохвалова А.Г и др. Анализ методической готовности преподавателя вуза к дистанционному обучению. Ярославский педагогический вестник. 2020; № 5 (116): 88 - 100.

10. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Педагогический дизайн образовательных программ: основные принципы и задачи. Интерактивное образование. Available at: https:// interactiv.su/2020/04/20/педагогический-дизайн-образовательн/?fbclid=IwAR3pSPx0K3wa7UD4Evp83hYfFhP_MFCJyJzryz6E4EaKAj690NhxQaBYLLQ

References

1. Barenbaum I.E. «Kruzhkovoe» chtenie raznochinnoj molodezhi vtoroj poloviny pyatidesyatyh - nachala shestidesyatyh godov XIX v. Leningradskij institut kul'tury. Trudy. Leningrad: Leningradskij institut kul'tury imeni N.K. Krupskoj, 1973; T. 25; Vypusk 1: 77 - 92.

2. Gruzdev M.V., Tarhanova I.Yu. Stanovlenie "novoj didaktiki" pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah global'nogo tehnologicheskogo obnovleniya i cifrovizacii. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019; № 3 (108): 47 - 53.

3. Carr D. Learning to Teach in Second Life, Learning from Online Worlds, Teaching in Second Life. Institute of Education. Eduserv Foundation, 2008. Available at: http:// learningfromsocialworlds.wordpress.com

4. Brown J.S., Adler R.P. Minds on Fire: Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0. EDUCAUSE Review. 2008; № 43 (1).

5. Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Proektdidakticheskojkoncepciicifrovogoprofessional'nogo obrazovaniya iobucheniya. Moskva: Pero, 2019.

6. Kozlova N.Sh. Cifrovye tehnologii v obrazovanii. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; Vypusk 1 (40): 83 - 91.

7. Kakovy perspektivy distanta v obrazovanii? Otvety A.V. Hutorskogo na voprosy. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2020; № 1: 19. Available at: https://eidosinstitute.ru/ journal/2020/100/

8. Tarhanova I.Yu., Zajceva M.A., Pyatunina V.M. Distancionnoe obuchenie v vuze: novye didakticheskie resheniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020; № 5 (116): 53 - 61.

9. Voroncova A.V., Voroncov D.B., Samohvalova A.G. i dr. Analiz metodicheskoj gotovnosti prepodavatelya vuza k distancionnomu obucheniyu. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020; № 5 (116): 88 - 100.

10. Shalashova M.M., Shevchenko N.I. Pedagogicheskij dizajn obrazovatel'nyh programm: osnovnye principy i zadachi. Interaktivnoe obrazovanie. Available at: https://interactiv. su/2020/04/20/pedagogicheskij-dizajn-obrazovatel'n/?fbclid=IwAR3pSPx0K3wa7UD4Evp83hYfFhP_MFCJyJzryz6E4EaKAj690NhxQaBYLLQ

Статья поступила в редакцию 26.10.20

УДК 378

Salchak B.V., Cand of Sciences(Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education (Kyzyl, Russia),

E-mail: bailaks@mail.ru

ETHNOCULTURAL ACTIVITIES IN PRESCHOOL ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TYVA). The article examines the specifics of ethnocultural activity in Tuvan preschool organizations, features of the ethnic environment of children in the region, the cognitive development of children through the yurt, the attitude to a yurt among children. The paper discusses forms of work with children to familiarize children with the culture of the people. Equipping a developing subject-spatial environment in a preschool organization contributes to a deep mastery of the foundations of the ethnocultural component. The author pays special attention to the peculiarities of ethnic socialization of children, pointing out that at present in rural areas in kindergartens there are only children of indigenous nationality who speak their native language and here they learn Russian as a foreign language. After the study, the author notes that preschoolers consider themselves to be involved in the traditional way of life, master the accumulated values, and contribute to the preservation of folk traditions.

Key words: ethnocultural activity, yurt, introduction to culture of Tuvan people, cognitive development of child, preschool education.

Б.В. Салчак, канд. пед. наук, ст. преп., Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл,

Е-mail: bailaks@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

В статье рассматриваются особенности этнокультурной деятельности в тувинских дошкольных организациях, особенности этносреды детей в регионе, познавательное развитие детей посредством обращения к юрте, отношение к ней самих детей. Представлены формы работы с детьми по приобщению детей к культуре народа. Обращение к развивающей предметно-пространственной среде в условиях дошкольной организации способствует глубокому овладению основами этнокультурной составляющей. Автор уделяет особое внимание специфике этнической социализации детей, указывая, что в настоящее время в сельской местности только в детских садах дети коренной национальности, говорящие на родном языке, начинают учить русский язык как иностранный. Автор после проведенного исследования отмечает, что дошкольники считают себя причастными к традиционному укладу жизни, осваивают накопленные ценности, что способствует сохранению народных традиций.

Ключевые слова: этнокультурная деятельность, юрта, приобщение к культуре тувинского народа, познавательное развитие ребенка, дошкольное образование.

Реализация этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями региона. Наряду с обязательной частью освоения примерной основной общеобразовательной программы предусмотрено изучение ее вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений [1].

В науке накоплен достаточный опыт педагогических исследований изучения этнокультурной деятельности, этнопедагогического наследия разных народов России. Так, например, Т.С. Тугутова [2] представила культуру эвенков, Е.Ф. Яковлева [3] - якутов, Ельцина И. В. [4] - жителей Урала, Н.Ж. Дагбаева и З.Б. Лопсонова [5] - бурят, Д.Г. Ефимова [6] - культурное наследие народов Севера Саха (Якутии) и т.д.

Культурно-педагогическое наследие каждого народа содержит в себе уникальный образовательно-воспитательный потенциал, который может быть успешно реализован в образовательном процессе. Педагогический опыт показывает, что только при особой организации образовательного процесса создаются благоприятные условия для развития не только личностных, но и национальных качеств. Это актуализирует проблему поиска эффективных условий и средств этнокультурной деятельности, путей конструирования образовательной среды, формирования уважения к истории и культуре своего и других народов, толерантного и дружественного отношения к иным культурам.

Нам импонирует мнение многих исследователей о том, что без специально организованного обучения дошкольников, самостоятельной и совместной с взрослым деятельности невозможна этнокультурная деятельность в условиях дошкольной организации. Знакомство с родным краем, организация занятий художественно-эстетического цикла, интеграция видов деятельности, насыщение предметно-развивающей этносреды - это малая часть ее составляющей. Необходим сбор и обработка краеведческого материала для детей дошкольного возраста в силу их возрастного развития и эффективного этнокультурного восприятия внутри дошкольной организации. Образовательный потенциал краеведческого материала многогранен и актуален, многие ее аспекты требуют раскрытия для всестороннего развития современных детей. Как указывала Е.С. Бабунова, «...процесс приобщения детей к народной художественной культуре, содействующий усвоению традиций, обычаев, основ нравственности, развитию лучших черт ребенка, его творческого потенциала обеспечивает положительный и устойчивый эмоциональный фон развития» [7].

Научно-теоретическому изучению компонентов этнокультурной деятельности образовательных организациях в 2017 году была посвящена Международная научно-практическая конференция, организованная Московским государственным педагогическим университетом в г. Чебоксары, которая выпустила сборник материалов по ее результатам. В ходе работы обсуждались актуальные вопросы не только региональной системы образования в разных регионах России, но и методологические основы этнокультурной деятельности, этнопедагогики. Актуальность представленного материала определяется своевременностью решения задач этнокультурного развития личности ребенка-дошкольника, педагогической целесообразностью использования регионального компонента в практике работы дошкольных организаций.

Анализ и обобщение литературных источников позволили выявить основные параметры проектирования содержания дошкольного образования в части формирования регионального компонента, определить сущностные характеристики понятий, уточнить технологические аспекты, формы работы и направленность педагога. Показаны пути социализации и индивидуализации детей, включающие взаимосвязь и взаимозависимость организованного социокультурного и личного, житейского опыта. Сформулирован принцип поликультурности как основы гармонизации личности дошкольника в полиэтническом пространстве дошкольного образовательного учреждения. Раскрыта значимость ценностно-смыслового отношения, важности заинтересованности и мотивации детей в приобретении и применении этнокультурного опыта жизнедеятельности и жиз-нетворчества [8].

По мнению Салчак Б.В. [9], важно приобщение детей к национальной культуре начинать с дошкольного возраста. Это определяется средой, конкретными условиями проживания, знанием языка, семейным укладам и предметным окружением, который является активным инструментом приобщения ребенка к культуре своего народа.

Республика Тыва, пожалуй, тот регион России, который считается труднодоступным, насчитывающим 80% коренного населения. Лишь столица, в г Кызыл характеризуется многонациональным составом, тогда когда в селах республики - моносреда. Это говорит об особенностях этнической социализации детей. В настоящее время в сельской местности только в детских садах дети коренной национальности, которые говорят на своем родном языке, начинают учить русский язык как иностранный. Русский язык развивается преимущественно в городских условиях, родной - на селе. Поэтому формирование устной русской речи является актуальной, теоретической и практической задачей сельских педагогов. Моносреда не дает возможности ребенку общаться с представителями разных национальностей, где русский язык был бы языком межнационального общения. Поэтому главная причина в том, что отсутствует мотивация и языковая среда общения, дети широко пользуются только родным языком и дома, и в детском саду.

Порой в сельских детских садах зачастую сами воспитатели неосознанно чаще используют родной язык при организации образовательного процесса.

Немаловажным фактором по сравнению с другими регионами России является, помимо сохранения родного языка, и традиционный уклад жизни. Определенная часть населения в районах до сих пор проживает в войлочных юртах на чабанских стоянках. Сельским детям приходится непосредственно окунаться в данную среду вместе со взрослыми. И здесь они настоящие помощники, оказавшиеся в этносреде.

В городских условиях ситуация иная. Некоторые дети имеют общие представления о юрте - традиционном жилище тувинского народа, некоторые имеют фрагментарные неточные знания. Поэтому мы считаем, что проявление интереса у дошкольников при изучении юрты будет наибольшим.

Одной из инновационных технологий в дошкольном образовании считают музейную педагогику, создающую условия погружения личности в предметно-пространственную среду. Мы считаем это хорошим подспорьем, т.к. создать в условиях дошкольной организации развивающую предметно-пространственную среду не так и сложно. Экспонаты музейной педагогики собираются легко и быстро, т.к. многие семьи имеют в наличии в быту национальную утварь, посуду, элементы конского снаряжения и многое другое, да к тому же тувинцы в декоративном искусстве, скульптуре, особенно в камнерезном, имеют большие успехи.

Во многих дошкольных организациях республики есть в наличии уголок национальной культуры. В ней имеются не только выставочные материалы, но и дидактические пособия, папки-передвижки, альбомы по достопримечательностям родного края, занимательные видеоматериалы «Путешествие по Туве» и др. Эти материалы разнообразны и доступны не только в средствах массовой информации, но и на просторах сети Интернет. И связано это многообразие с министром обороны, героем России Сергеем Кужугетовичем Шойгу и неоднократным посещением Тувы президентом Владимиром Владимировичем Путиным и отдыхом на ее просторах.

Имитация юрты с подвесными лентами на потолке создается внутри игрового помещения группы, натуральные юрты ставятся на участке детского сада. Именно они являются основными атрибутами проведения празднования Шагаа (Новый год по лунному календарю) в условиях детского сада. Дошкольники считают себя причастными к традиционному укладу жизни, моделируют разнообразные ситуации, приобретают собственный опыт, осваивают накопленные народом ценности, что способствует сохранению народных традиций. Как показывает психология ребенка, детское любопытство стоит сверхпознания, поэтому им надо потрогать, подержать, сделать. Лучшей формой закрепления полученных знаний служит творческая работа. Здесь ребенок может раскрасить сапожок, сундук тувинским орнаментом, выступает в роли экскурсовода, знакомит с тем или иным предметом быта.

Юрта - это средство обучения и формирования элементарных математических представлений, оно дает широкие возможности получить знания о геометрических фигурах, ориентировки в пространстве, счете, величине; развивает речь детей: обогащает словарь, формирует умение составлять небольшие рассказы из личного опыта в процессе различных продуктивных видах деятельности, когда рисуют, делают поделки домашней утвари. Юрта позволяет организовать сюжет-но-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы юрты максимально приближены к настоящей по оформлению и соразмерны росту детей. В статье Ч.М. Ондар «Этнокультурные традиции тувинского народа в формировании пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» [10] уделено внимание созданию интерьера юрты в групповой комнате детского сада, что дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Для знакомства с предметами быта и их расположением можно использовать макет юрты. Например, педагог расставляет на столе ее макет и просит определить, где стоит кошара, коновязь.

Таким же образом дети познают расположение предмета внутри юрты: что стоит рядом с кроватью, что слева от сундука; между какими предметами находится очаг Затем перемещает предметы так, чтобы они стояли друг за другом, и спрашивает: «Что теперь стоит?», «Перед каким предметом?», «Правильно ли стоит?», «За каким предметом должен стоять другой предмет?», «Перед чем стоит сундук?» и т.д. Полезно проводить игры в лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок-указателей, перемещаться в пространстве в соответствии с планом маршрута. С помощью простейших схем дети определяют правильное место рассаживания внутри юрты, помогают другим правильно дойти до своего места, которое они должны занять внутри юрты, когда в нем другие взрослые и т.п. Дети не только «двигаются» в соответствии со стрелками-указателями, описывают путь героев, но и с помощью воспитателя моделируют, создают собственные планы маршрутов.

Сегодня во многих дошкольных организациях республик идет изучение родного тувинского языка, хотя до сегодняшнего времени это не было востребованным. Наблюдается такая тенденция, что даже сельские дети начали забывать родной язык или его искажать. И это связано с тем, что многие в семье смотрят детский телевизионный канал «Карусель» и смотрят мультипликационные фильмы на канале «Дисней». Дети овладевают некоторыми русскими словами, часто не понимая их значения. Да к тому же выявляется тот факт, что дети стали смешивать два языка (русский и тувинский): за мной авай (бабушка) пришла,

мен (я) сама буду; присоединяет словообразовательные элементы (приставки, суффиксы, окончания и т.п.) одного языка к корням другого: ойнаарский (поиграть), дыштаныырский (отдохнуть)». Поэтому во многих городских дошкольных организациях республики идет изучение тувинского языка. Государственное бюджетное научное учреждение Министерства образования и науки Республики Тыва «Институт развития национальной школы» выпускает книжки-малышки на родном языке, а в предполагаемой юрте осуществляется реализация плана развития духовно-нравственного и патриотического воспитания.

В соседних с нами регионах, в частности в Хакасии, Бурятии, Республике Алтай и Монголии, где национальные традиции коренного населения наиболее ярко отражаются в образовательном процессе, имеются свои особенности.

Во-первых, в каждом регионе существует организация, которая занимается региональной системой образования. В Республике Тыва - Институт развития национальной школы. В настоящее время вышли в свет занимательные обучающие книжки для дошкольников. В Хакасии решается проблема развития родного хакасского языка в Институте гуманитарных исследований

Библиографический список

и Саяно-алтайской тюркологии, а в Горном Алтае функционирует Научно-исследовательский институт алтаистики имени С.С. Суразакова, который изучает историко-культурное наследие народа, мифы, легенды, предания, обрядовый фольклор. В институте создан центр этнопедагогики и этнокультуры, занимающийся экспериментальным внедрением этнопедагогической системы образования.

У наших южных соседей, в Монголии, имеются целые районы, где люди живут в юртах. В сфере дошкольного образования созданы частные детские сады, в то время как в нашем регионе эта форма пока неприемлема. В аймаках Монголии можно встретить 3 - 4 юрты, которые служат детским садом. На участке подобного детского сада есть юрта как игровое помещение, юрта, служащая кухней.

Единственное, что можно указать в оправдание сложившейся ситуации, что в России действуют санитарно-эпидемиологические нормы, которые не позволят иметь подобные отдельные помещения, не соответствующие требованиям, хотя они могут быть уместными для нашего региона.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). Федеральный государственный образовательный стандарт. 2013; № 301. Available at: http://www.base.consultant.ru

2. Тугутова Т.С. Этнопедагогические основы экологического воспитания эвенков. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019; № 1: 71 - 76.

3. Яковлева Е.Ф. приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям этнокультурных традиций саха в русскоязычных детских садах. Этнопедагогические факторы духовно-нравственного развития личности детей: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Якутск, 2018: 147 - 151.

4. Ельцина И.В. Создание условий для знакомства дошкольников с бытом и культурой на основе краеведческого материала. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; № 2: 136 - 141. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170044.htm

5. Дагбаева Н.Ж., Лопсонова З.Б. Проектирование культурных практик дошкольников: регионально-этнический аспект. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Чита, 2008; № 5: 98 - 105.

6. Ефимова Д.Г. Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении Севера. Этносоциум и межнациональная культура. Москва, 2013; № 8: 108 - 111.

7. Бабунова Е.С. Современные подходы к этнокультурному образованию детей дошкольного возраста. Вестник МаГУ: периодический научный журнал. Магнитогорск: МаГУ 2005; Выпуск 7: 280 - 284.

8. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

9. Салчак Б.В. Особенности приобщения дошкольников к национальной культуре тувинцев. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов конференции. 2017: 315 - 318.

10. Ондар Ч.М. Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций тувинского народа. Мир образования - образование в мире. 2009; № 3 (35): 184 - 191.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart doshkol'nogo obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i naukiRF ot 17 oktyabrya 2013 g. N1155). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. 2013; № 301. Available at: http://www.base.consultant.ru

2. Tugutova T.S. 'Etnopedagogicheskie osnovy 'ekologicheskogo vospitaniya 'evenkov. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obschestvo. 2019; № 1: 71 - 76.

3. Yakovleva E.F. priobschenie doshkol'nikov k duhovno-nravstvennym cennostyam 'etnokul'turnyh tradicij saha v russkoyazychnyh detskih sadah. 'Etnopedagogicheskie faktory duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti detej: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yakutsk, 2018: 147 - 151.

4. El'cina I.V. Sozdanie uslovij dlya znakomstva doshkol'nikov s bytom i kul'turoj na osnove kraevedcheskogo materiala. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; № 2: 136 - 141. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170044.htm

5. Dagbaeva N.Zh., Lopsonova Z.B. Proektirovanie kul'turnyh praktik doshkol'nikov: regional'no-'etnicheskij aspekt. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Chita, 2008; № 5: 98 - 105.

6. Efimova D.G. Organizaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti v doshkol'nom uchrezhdenii Severa. 'Etnosocium i mezhnacional'naya kultura. Moskva, 2013; № 8: 108 - 111.

7. Babunova E.S. Sovremennye podhody k 'etnokul'turnomu obrazovaniyu detej doshkol'nogo vozrasta. Vestnik MaGU: periodicheskij nauchnyj zhurnal. Magnitogorsk: MaGU, 2005; Vypusk 7: 280 - 284.

8. 'Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennyh obrazovatel'nyh organizaciyah i uchrezhdeniyah kul'tury: opyt, problemy, perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017.

9. Salchak B.V. Osobennosti priobscheniya doshkol'nikov k nacional'noj kul'ture tuvincev. 'Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennyh obrazovatel'nyh organizaciyah i uchrezhdeniyah kul'tury: opyt, problemy, perspektivy: sbornik trudov konferencii. 2017: 315 - 318.

10. Ondar Ch.M. Formirovanie prostranstvenno-vremennyh predstavlenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta na osnove 'etnokul'turnyh tradicij tuvinskogo naroda. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2009; № 3 (35): 184 - 191.

Статья поступила в редакцию 24.10.20

УДК 378.2

Sanin D.V., Adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of Russia (Novosibirsk, Russia),

E-mail: vivv@mvd.ru.

Yangol D.Yu., Cand of Sciences (Pedagogy), Head of Editorial and Publishing Group of Research and Editorial and Publishing Department, Novosibirsk Military

Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: vivv@mvd.ru.

Orlov R.V., Adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of Russia (Novosibirsk, Russia),

E-mail: vivv@mvd.ru.

MODELING OF THE PROCESS OF TRAINING BY THE CONTRACT OF UNITS OF SPECIAL PURPOSE FORCES OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The mastery of the system of knowledge and skills during the education of the values of military service in the special forces makes it possible to improve the intellectual abilities and the personality as a whole. However, the advantage of developing knowledge over upbringing forms a semi-educated and ill-mannered personality. The fate and social and national life of our country depends on the upbringing of young people, who are always at the center of social changes and is one of the main resources of society. The main direction of the modern system of domestic education should be the training and education not only of a qualified specialist-intellectual who corresponds to the list of competencies specified in certain educational programs, but also of a well-bred personality. Thus, the formation of a high level of professional, combat qualities, moral, business and moral ideals is considered as a priority direction in the system of professional training of military specialists of special forces units.

Key words: upbringing, process of upbringing, contract servicemen, units of special forces of national guard of Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.