мен (я) сама буду; присоединяет словообразовательные элементы (приставки, суффиксы, окончания и т.п.) одного языка к корням другого: ойнаарский (поиграть), дыштаныырский (отдохнуть)». Поэтому во многих городских дошкольных организациях республики идет изучение тувинского языка. Государственное бюджетное научное учреждение Министерства образования и науки Республики Тыва «Институт развития национальной школы» выпускает книжки-малышки на родном языке, а в предполагаемой юрте осуществляется реализация плана развития духовно-нравственного и патриотического воспитания.
В соседних с нами регионах, в частности в Хакасии, Бурятии, Республике Алтай и Монголии, где национальные традиции коренного населения наиболее ярко отражаются в образовательном процессе, имеются свои особенности.
Во-первых, в каждом регионе существует организация, которая занимается региональной системой образования. В Республике Тыва - Институт развития национальной школы. В настоящее время вышли в свет занимательные обучающие книжки для дошкольников. В Хакасии решается проблема развития родного хакасского языка в Институте гуманитарных исследований
Библиографический список
и Саяно-алтайской тюркологии, а в Горном Алтае функционирует Научно-исследовательский институт алтаистики имени С.С. Суразакова, который изучает историко-культурное наследие народа, мифы, легенды, предания, обрядовый фольклор. В институте создан центр этнопедагогики и этнокультуры, занимающийся экспериментальным внедрением этнопедагогической системы образования.
У наших южных соседей, в Монголии, имеются целые районы, где люди живут в юртах. В сфере дошкольного образования созданы частные детские сады, в то время как в нашем регионе эта форма пока неприемлема. В аймаках Монголии можно встретить 3 - 4 юрты, которые служат детским садом. На участке подобного детского сада есть юрта как игровое помещение, юрта, служащая кухней.
Единственное, что можно указать в оправдание сложившейся ситуации, что в России действуют санитарно-эпидемиологические нормы, которые не позволят иметь подобные отдельные помещения, не соответствующие требованиям, хотя они могут быть уместными для нашего региона.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). Федеральный государственный образовательный стандарт. 2013; № 301. Available at: http://www.base.consultant.ru
2. Тугутова Т.О. Этнопедагогические основы экологического воспитания эвенков. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019; № 1: 71 - 76.
3. Яковлева Е.Ф. приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям этнокультурных традиций саха в русскоязычных детских садах. Этнопедагогические факторы духовно-нравственного развития личности детей: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Якутск, 2018: 147 - 151.
4. Ельцина И.В. Создание условий для знакомства дошкольников с бытом и культурой на основе краеведческого материала. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; № 2: 136 - 141. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170044.htm
5. Дагбаева Н.Ж., Лопсонова З.Б. Проектирование культурных практик дошкольников: регионально-этнический аспект. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Чита, 2008; № 5: 98 - 105.
6. Ефимова Д.Г. Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении Севера. Этносоциум и межнациональная культура. Москва, 2013; № 8: 108 - 111.
7. Бабунова Е.С. Современные подходы к этнокультурному образованию детей дошкольного возраста. Вестник МаГУ: периодический научный журнал. Магнитогорск: МаГУ 2005; Выпуск 7: 280 - 284.
8. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
9. Салчак Б.В. Особенности приобщения дошкольников к национальной культуре тувинцев. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов конференции. 2017: 315 - 318.
10. Ондар Ч.М. Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций тувинского народа. Мир образования - образование в мире. 2009; № 3 (35): 184 - 191.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart doshkol'nogo obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i naukiRF ot 17 oktyabrya 2013 g. N1155). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. 2013; № 301. Available at: http://www.base.consultant.ru
2. Tugutova T.S. 'Etnopedagogicheskie osnovy 'ekologicheskogo vospitaniya 'evenkov. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obschestvo. 2019; № 1: 71 - 76.
3. Yakovleva E.F. priobschenie doshkol'nikov k duhovno-nravstvennym cennostyam 'etnokul'turnyh tradicij saha v russkoyazychnyh detskih sadah. 'Etnopedagogicheskie faktory duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti detej: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yakutsk, 2018: 147 - 151.
4. El'cina I.V. Sozdanie uslovij dlya znakomstva doshkol'nikov s bytom i kul'turoj na osnove kraevedcheskogo materiala. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; № 2: 136 - 141. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170044.htm
5. Dagbaeva N.Zh., Lopsonova Z.B. Proektirovanie kul'turnyh praktik doshkol'nikov: regional'no-'etnicheskij aspekt. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Chita, 2008; № 5: 98 - 105.
6. Efimova D.G. Organizaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti v doshkol'nom uchrezhdenii Severa. 'Etnosocium i mezhnacional'naya kultura. Moskva, 2013; № 8: 108 - 111.
7. Babunova E.S. Sovremennye podhody k 'etnokul'turnomu obrazovaniyu detej doshkol'nogo vozrasta. Vestnik MaGU: periodicheskij nauchnyj zhurnal. Magnitogorsk: MaGU, 2005; Vypusk 7: 280 - 284.
8. 'Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennyh obrazovatel'nyh organizaciyah i uchrezhdeniyah kul'tury: opyt, problemy, perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017.
9. Salchak B.V. Osobennosti priobscheniya doshkol'nikov k nacional'noj kul'ture tuvincev. 'Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennyh obrazovatel'nyh organizaciyah i uchrezhdeniyah kul'tury: opyt, problemy, perspektivy: sbornik trudov konferencii. 2017: 315 - 318.
10. Ondar Ch.M. Formirovanie prostranstvenno-vremennyh predstavlenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta na osnove 'etnokul'turnyh tradicij tuvinskogo naroda. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2009; № 3 (35): 184 - 191.
Статья поступила в редакцию 24.10.20
УДК 378.2
Sanin D.V., Adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of Russia (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected].
Yangol D.Yu., Cand of Sciences (Pedagogy), Head of Editorial and Publishing Group of Research and Editorial and Publishing Department, Novosibirsk Military
Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected].
Orlov R.V., Adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of Russia (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected].
MODELING OF THE PROCESS OF TRAINING BY THE CONTRACT OF UNITS OF SPECIAL PURPOSE FORCES OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The mastery of the system of knowledge and skills during the education of the values of military service in the special forces makes it possible to improve the intellectual abilities and the personality as a whole. However, the advantage of developing knowledge over upbringing forms a semi-educated and ill-mannered personality. The fate and social and national life of our country depends on the upbringing of young people, who are always at the center of social changes and is one of the main resources of society. The main direction of the modern system of domestic education should be the training and education not only of a qualified specialist-intellectual who corresponds to the list of competencies specified in certain educational programs, but also of a well-bred personality. Thus, the formation of a high level of professional, combat qualities, moral, business and moral ideals is considered as a priority direction in the system of professional training of military specialists of special forces units.
Key words: upbringing, process of upbringing, contract servicemen, units of special forces of national guard of Russian Federation.
Д.В. Санин, адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Д.Ю. Янголь, канд. пед. наук, нач. редакционно-издательской группы научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] Р.В. Орлов, адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИЛ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Овладение системой знаний и навыков во время воспитания ценностей военной службы в подразделениях сил специального назначения делает возможным совершенствование интеллектуальных способностей и личности в целом. Однако преимущество развития знаний перед воспитанием формирует личность полуобразованной и невоспитанной. Именно от воспитания молодежи, которая всегда находится в центре социальных изменений и является одним из главных ресурсов общества, зависит судьба и общественно-национальное бытие нашей страны. Главным направлением современной системы отечественного образования должна стать подготовка и воспитание не только квалифицированного специалиста-интеллектуала, который соответствует перечню компетенций, указанных в определенных образовательных программах, но и воспитанной личности. Таким образом, формирование высокого уровня профессиональных, боевых качеств, морально-деловых и нравственных идеалов рассматривается как приоритетное направление в системе профессиональной подготовки военных специалистов подразделений сил специального назначения.
Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, военнослужащие по контракту, подразделения сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Современная международная, общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации характеризуется наличием многочисленных, динамично изменяющихся угроз, представляющих особую опасность для безопасности личности, общества и государства. Необходимость эффективного противодействия международному терроризму и экстремизму, последствиям политического, экономического, военного и информационного давления на Россию, провокациям внутригосударственной нестабильности, деструктивной деятельности сепаратистских и националистических организаций, направленных на подрыв конституционного строя, территориальной целостности РФ, государственной и общественной безопасности, нарушение прав и свобод российских граждан во многом предопределила создание Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Формирование высокого уровня профессиональных, боевых качеств, морально-деловых и нравственных идеалов рассматривается как приоритетное направление в системе профессиональной подготовки военных специалистов подразделений сил специального назначения (далее по тексту - пССпН) и имеет особое значение для успешного выполнения ими служебно-боевых задач, стоящих перед войсками национальной гвардии с учетом требований и запросов государства и общества в целом.
Овладение системой знаний и навыков во время службы по контракту в пССпН войск национальной гвардии Российской Федерации делает возможным совершенствование интеллектуальных способностей и личности в целом. Однако преимущество интеллектуального развития перед воспитанием формирует личность полуобразованной и невоспитанной. Именно от воспитания военнослужащего по контракту пССпН войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту - ВНГ РФ), который всегда находится в центре социальных изменений и является одним из главных ресурсов общества, зависит судьба и общественно-национальное бытие нашей страны. Главным направлением современной системы отечественного образования должна стать подготовка и воспитание не только квалифицированного специалиста-профессионала, который соответствует перечню компетенций, указанных в определенных образовательных программах, но и воспитанной личности.
Различные направления профессиональной подготовки специалистов, обеспечение их качественных характеристик рассмотрены в работах С.Я. Баты-шева, А.А. Вербицкого, А.Д. Гонеева, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.В. Мардаха-ева, А.К. Марковой, А.М. Новикова, А.А. Орлова, В.А. Романова, В.А. Сластенина, Е.А. Соколкова, А.Н. Ходусова, Л.А. Ядвиршис и др.
Анализ процесса воспитания ценностей военной службы у военнослужащих по контракту (далее по тексту - контрактников) пССпН ВНГ РФ, определение и обоснование ценностно-гермевтического подхода как общенаучной основы и теоретико-методологической стратегии нашего исследования дают нам основания для проектирования теоретико-концептуальной модели воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ. Необходимость педагогического моделирования обусловлена потребностью в объединении всех знаний о личности, в которой необходимо воспитать ценности военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ.
На сегодня существует немало определений понятия «педагогическая модель», которые отражают определенный аспект этого срока: по определению В.В. Краевского, педагогическая модель является переходом от отобра-
жения педагогической деятельности до ее преобразования [1]. В.В. Докучаевой педагогическая модель объясняется как синкретический процесс, или описания в проектировании [2]. А.Н. Дахин охарактеризовал это понятие как концептуальный подход к решению педагогических задач [3]. Нам импонирует определение, представленное Т.И. Ващик, где педагогическая модель объясняется как идея об осуществлении целенаправленного развития педагогического объекта [4].
Моделирование как метод исследовательской деятельности обеспечивает возможность построения теоретической конструкции процесса воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ, в котором воплощен способ понимания и объяснения сущности и природы изучаемого объекта [5]. Такой способ моделирования является примером абстрактно-образного моделирования, что помогает визуализировать абстрактное понятие, понять причинно-следственные связи исследуемого процесса, не потерять целостного представления об исследуемом объекте, а также найти новую информацию об этом объекте. Представлен в модели анализ и синтез процесса воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ, что воспроизводится, дает возможность моделировать педагогический процесс, в котором, как правило, выражается собственное видение характеристик исследуемого объекта [6].
В проектируемой нами модели учитываются следующие функции:
- собственное моделирование как способ отражения и преобразования объекта, который еще не существует в реальности;
- гносеологический инструмент познания, инновационности, прогнозирования и определения стратегии воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ;
- оперирование с объектами, в отношении которых знание не представлено в определенном объеме и реализации в практических условиях воспитательной среды пССпН ВНГ РФ.
Термин «модель» в нашем исследовании понимается как целенаправленный процесс создания модели объекта-аналога, которая отражает структурные, иерархические и функциональные свойства системы формирования этого аксиологического феномена у будущих профессионалов.
Моделирование процесса воспитания ценностей у контрактников пССпН является творческим процессом, который требует постановки цели, разработки соответствующих текущих и перспективных задач воспитательной деятельности, включает следующие компоненты: описание проблем воспитательного характера, предварительная диагностика сформированности ценностей у контрактников пССпН, отражение свойств, динамики и психолого-педагогических закономерностей и условий воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН, составляющих педагогическую систему с определенной структурой (целостностью), иерархичностью и функциональностью.
Следующим этапом моделирования процесса воспитания у контрактников пССпН считаем выделение существенных факторов, разработку алгоритма, выбор научного, методического обеспечения, мониторинг состояния воспитательной работы. На последнем этапе происходит верификация модели, т.е. выходная диагностика, выражающаяся в оценке результативности процесса воспитания ценностей у контрактников пССпН. Оценка результативности воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает
целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. На последнем этапе моделирования происходит апробация модели и согласование ее на всех уровнях управления в воинской части ССпН ВНГ РФ. Анализ результатов воспитательной работы (качественных и количественных) дает возможность обобщить моделирование процесса воспитания ценностей у контрактников пССпН ВНГ РФ, провести экспертизу относительно соответствия модели до пригодности в профессиональной подготовке контрактников пССпН ВНГ РФ, дополнить или изменить элементы модели и тому подобное.
Концептуально-теоретическая модель состоит из следующих компонентов: целемотивационного, теоретического, технологически-процессуального, содержательного, результативного.
В целемотивационном компоненте представлены цель процесса воспитания ценностей у контрактников пССпН ВНГ РФ, которая состоит в том, чтобы разработать модель и провести экспериментальную проверку педагогических условий воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ.
К теоретическому компоненту относятся методологические подходы, закономерности, принципы, педагогические условия, реализация которых будет способствовать эффективному осуществлению процесса воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ и состоит в том, чтобы разработать модель и провести экспериментальную проверку педагогических условий воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ.
На основе методологических подходов определены соответствующие принципы организации процесса воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ, которые дают возможность рассмотреть указанную проблему в комплексе, подробнее представить сущность, специфику, целостность исследуемого явления, выявить условия реализации задач исследования.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание воспитания личности у контрактников пССпН ВНГ РФ. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности. Педагогическая организация начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ, раскрывается в его содержании, этот процесс длится всю жизнь.
Принцип опоры на ценность заключается в их глубоком понимании, что предоставляет знания об их различных проявлениях, что также направлено и на развитие личности будущего профессионала, на формирование ценностного сознания и тому подобное. В процессе профессиональной подготовки контрактников пССпН ВНГ РФ важно осознать роль и значение ценностей в определенной хронологии во время раскрытия культурных, социальных, экономических, политических и религиозных событий в жизни народа, чтобы понять, каким образом влияли и влияют заложенные ценности на жизнь и творчество людей.
Принцип сотворчества командира и военнослужащего пССпН ВНГ РФ в развитии умений генерировать и разрабатывать технологии и методики самовоспитания и воспитания военнослужащих реализуется через организацию проблемно-диалогического характера воспитательного воздействия, направленную на взаимообогащение командиров и военнослужащих по контракту, поддержание субъектных взаимоотношений между участниками воспитательного процесса. Основное внимание в таком плане всегда приковано к партнеру, его эмоциональному и психологическому состоянию во время генерации новых идей, критическому отбору форм, методов воспитания.
Библиографический список
Принцип централизации воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ реализуется через углубление будущего профессионала во внутреннее личностное измерение, умение осуществлять рефлексию собственного опыта. Данный принцип реализуется также через самооценку воспитательных результатов, самостоятельный отбор психолого-педагогического материала для воспитания, разработку новых упражнений для саморегуляции. В этом контексте контрактники пССпН ВНГ РФ должны самостоятельно способствовать улучшению воспитательных программ, пытаться понимать полярные позиции, укреплять межличностные отношения на разных уровнях, быть способными на моральный поступок, который является основной мерой воспитательного развития личности.
Отметим, что рассмотренные принципы в учебно-воспитательном процессе должны выступать во взаимодействии друг с другом и функционировать как целостная система, любой из указанных принципов приобретает свое сущностное значение лишь в связи с другими. Эти принципы проявляются одновременно на каждом этапе процесса воспитания контрактников пССпН ВНГ РФ, дополняя и усиливая друг друга.
В технологически-процессуальный компонент модели мы включили такие составляющие, как использование адекватной системы методов и средств диагностики воспитанности ценностей у контрактников пССпН ВНГ РФ, личности военнослужащего для своевременного измерения эффективности этого процесса и этапы реализации процесса воспитания ценностей у контрактников пССпН ВНГ РФ.
Приведенные выше компоненты могут быть реализованы при соблюдении определенного порядка в технологически-процессуальных составляющих модели. Поскольку воспитание ценностей исследуется в контексте профессиональной подготовки, то в предложенной модели представлена интеграция всех обозначенных составляющих. При этом в данной модели показывается, что достижение высокого уровня является обязательным, и без всех трех составляющих практическая работа будет неполноценной.
Технологически-процессуальные составляющие, в свою очередь, предусматривают реализацию воспитательного процесса на четырех этапах: диагностика, анализ и самоанализ уровней воспитанности ценностей у контрактников пССпН ВНГ РФ (реализуется через методы наблюдения, тестирования, экспертные оценки, самооценки, психодиагностические методики); планирование воспитательной работы, выбор воспитательных программ (реализуется через методы моделирования, прогнозирования, конструирования, подбора специфических упражнений); организация и регулирование воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ (реализуется через введение элективного интерактивного спецкурса, разработку стимулирующих материалов, использование специфических форм и методов: беседы, дискуссии, диспуты, тренинги поведения, методические практикумы, психолого-педагогические семинары, саморегуляцию, самоанализ, рефлексию); мониторинг и оценка результативности процесса воспитания ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ (реализуется через методы анализа и обсуждение результатов на разных уровнях и др.).
Результативным компонентом модели выступает прогнозируемый результат: воспитанность ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ, которая проявляется в развитии личностной культуры участника взаимодействия и соответствует установленным критериям и уровням воспитанности. Разработанная модель реализована и экспериментально проверена в процессе внедрения спецкурса ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что эффективное воспитание ценностей военной службы у контрактников пССпН ВНГ РФ возможно при условии создания теоретически обоснованной и экспериментально проверенной теоретико-концептуальной модели.
1. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Самарский ГПИ.
2. Докучаева В.В. Проектирование инновационных педагогических систем в современном образовательном пространстве: монография. Луганск: Альма-матер, 2005.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе. Available at: http://vio.uchim.info/Vio 21/cd site/articles/ art 1 6.htm
4. Ващик Т.И. Моделирование в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Новые технологии обучения. Киев: НМЦВО, 2005; Выпуск 41: 147 - 158.
5. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Срочная Т.А. и др. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2008.
6. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. Москва: Высшая школа, 1989.
References
1. Kraevskij V.V. Metodologiyapedagogicheskogo issledovaniya: posobie dlya pedagoga-issledovatelya. Samara: Samarskij GPI.
2. Dokuchaeva V.V. Proektirovanie innovacionnyh pedagogicheskih sistem v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: monografiya. Lugansk: Al'ma-mater, 2005.
3. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie kak sredstvo modernizacii obrazovaniya v otkrytom informacionnom soobschestve. Available at: http://vio.uchim.info/Vio 21/cd site/ articles/ art 1 6.htm
4. Vaschik T.I. Modelirovanie v uchebno-vospitatel'nom processe vysshej shkoly. Novye tehnologii obucheniya. Kiev: NMCVO, 2005; Vypusk 41: 147 - 158.
5. Zagvyazinskij V.I., Zakirova A.F., Srochnaya T.A. i dr. Pedagogicheskijslovar': uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2008.
6. Shumilin A.T. Problemy teorii tvorchestva. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.
Статья поступила в редакцию 29.10.20
УДК 378.046.4
Santueva E.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gasanova S.Kh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kislitskaya S.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Khasbulatova Kh.M, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
INFORMATION- AND COMMUNICATION-BASED COMPETENСY IN DESCRIBING THE CONTENTS OF A BILINGUAL DICTIONARY. The article reveals how description of the content of a bilingual online dictionary is organized. A website has been created to describe the content of the bilingual dictionary, which is currently under development (https://webonary.org/tabasaran). The wordform search function in the content of the bilingual online dictionary is built by analyzing parallel texts. Webonary provides the opportunity to publish dictionaries with analysis of various kinds of textual information. These dictionaries are stored in the FLEx (Fieldworks Language Explorer) program, thus showing the information of grammatical and lexical analysis of texts. The corps of parallel texts allows you to organize the content of different languages of the peoples of Dagestan. The researchers' tasks included both technical support and data analysis, including spelling annotation. A group of linguists from Moscow participates in the systematization of the wordforms of parallel texts. Linguists of the Bible Translation Institute cooperate with them (especially). The task of the performers included both technical support and analysis of these languages (including annotation and combination of spelling markings).
Key words: information and communication competence, teacher's competence, body of parallel texts, content of online dictionary, linguist terms, Russian-Greek texts.
Э.З. Сантуева, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] С.Х. Гасанова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] С.С. Кислицкая, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет; ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Х.М. Хасбулатова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОПИСАНИИ КОНТЕНТА ДВУЯЗЫЧНОГО СЛОВАРЯ
В статье систематизируется описание контента двуязычного онлайн-словаря. Для описания контента двуязычного словаря был создан сайт, в данный момент находящийся на стадии разработки. Функция поиска словоформ в контенте двуязычного онлайн-словаря выстроена с помощью анализа параллельных текстов. Webonary предоставляет возможность публиковать словари с анализом различной текстовой информации. Данные словарей хранятся в программе FLEx (Fieldworks Language Explorer), тем самым показывая информацию грамматического и лексического анализа текстов. Корпус параллельных текстов позволяет систематизировать контент различных языков Дагестана, а инструмент словарей выявляет роль русского языка в переводах. В систематизации словоформ русских евангельских текстов участвует группа лингвистов Института перевода Библии. В задачи педагогов входит как техническая поддержка, так и анализ данных языков (в том числе аннотирование и совмещение орфографической разметки).
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, компетентность педагога, корпус параллельных текстов, контент он-лайн-словаря, лингвокультурологические термины, русско-греческие тексты.
Перевод классического произведения мировой литературы - Библии -всегда важная веха в развитии национальной культуры народа. В процессе перевода обогащается не только лексика национального языка с формой приобщения к культурным ценностям Библии, но и упорядочивается промежуточный слой словоформ с параллельными русскими национальными текстами. Актуальность исследования словоформ с параллельными текстами определяется тем, что и поныне нет инструмента сохранения русских национальных текстов. Инструмент онлайн-словарей позволяет изучить роль русского языка в параллельных текстах [1, с. 3]. В систематизации словоформ параллельных текстов участвует группа лингвистов г. Москвы. С ними (особенно) сотрудничают лингвисты Института перевода Библии. В задачи исполнителей входила как техническая поддержка, так и анализ данных языков (в том числе аннотирование и совмещение орфографической разметки). При создании основного корпуса выделялся ряд подзадач:
• систематизировать тексты (агульского, лезгинского, рутульского, табасаранского, цахурского, удинского языков).
• упорядочить термины - маркемы-антропонимы, маркемы-топонимы.
С точки зрения литературных языков лингвокультурологические термины обогащают сложную систему комплекса знаний переводчика в самых разных смыслах, не всегда совместимых и не всегда понятных [2, с. 18]. Следовательно, в разнообразных смыслах переводчика описываются понятия лингвокуль-турной парадигмы. Правильнее было бы сказать, что понятия лингвокультур-ной парадигмы оказываются в разнообразных терминах Библии [3, с. 11]. В них включены труды по медицине и астрономии Птолемея, стихотворные заговоры и нелитературные папирусы Египта [4, с. 23]. В основу структуры словаря вошли термины концептов русской культуры, извлеченные из греческих оригинальных текстов «Евангелия от Луки». Поэтому систематизированный материал размещается под ведущим концептом русско-греческого текста. Систематизированная терминологическая лексика группируется следующими концептами: Глава 1 «Библейские термины в концепте «Имя мужчины»; Глава 2 «Библейские термины в концепте «Имя женщины»; Глава 3 «Библейские термины в концепте «Имя географическое»»; Глава 4 «Библейские термины в концепте: 4.1 «Религия и идеология»; 4.2 «Природа и объекты»; 4.3 «Социум»; 4.4 «Предметы быта», 4.5 «Эмоции».
Иллюстративные примеры глав включены в словарную статью заголовочного термина с целью:
а) показать функционирование библеизмов;
б) подтвердить очевидные толкования.
Такое последовательное толкование библеизмов позволило сгруппировать значения специальных терминов, определяющих содержание терминоведения. В рамках перевода словоформ текстов Библии моделирующая система субъязыка локализует проблемы дагестанской русскоязычной литературы. Как показывает мониторинг переводчика, библейские тексты, которые не всегда осознаются носителями субъязыка, вычленяют, прежде всего, литерализованную идиому [5, с. 82].
Принимая во внимание живое взаимодействие словоформ библейской культуры, можно систематизировать термины астрономии: месяц < 1. Луна, небесное тело > и месяц < 2. Календарный >: ав. моц1ц1, чам. бос1с1, лезг. варз, лак. барз, дарг. бадз, таб. ваз, арч. бац, аг. ваз.
Значение и роль дагестанской русскоязычной прозы трудно переоценить, когда язык непрерывно обогащается новыми реалиями. Обогащение терминологии дагестанских языков происходит под влиянием русского языка. Основной базой обогащения терминов являются собственные ресурсы, а основным источником заимствования является русский язык.
Первые попытки урегулирования терминологии языков Дагестана и составления двуязычных словарей были разработаны при Дагестанском научно-исследовательском институте в 30 - 40 годы. Понятно, что в системе художественного перевода термины библейской культуры утрачивает типологическую контаминацию и систему источников заимствования: мала-йик- «ангел», медени-ят - «культура», намус - «совесть». Чтобы облегчить задачу учета всех заимствований в корпусе онлайн-словарей, необходимо, прежде всего, обратиться к системе трансформации маркем (ключевые слова с максимальным положительным значением индекса текстуальной словоформы (ИнТеМ)) [5, с. 87]. См. табл. 1.
Грамматическая разметка словоформ рассматривается в числе маркем -анторопонимы (мужские/женские *96/б), топонимы (25). Маркемы-антропонимы формируют определение имен по удельному весу культурного (русского) компо-