Моделирование процесса профессиональной подготовки будущего офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в Военном институте
Чумаров Газис Васихович,
адъюнкт, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected]
Беловолов Валерий Александрович,
доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. [email protected]
Беловолова Светлана Павловна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. [email protected]
Леер Вадим Иосифович,
заместитель начальника учебного отдела, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected]
Гузенко Алексей Юрьевич,
адъюнкт, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected]
В статье проанализированы теоретико-методологические аспекты процесса профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии РФ в военном институте. Проведен научный анализ моделирования с опорой на подходы ученых практиков. Дана характеристика структурно-функциональной модели, обладающей признаками системы. Указанный процесс профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии РФ в военном институте раскрыт исходя из системного, аксиологического и деятельностного подходов. Системный подход позволил рассмотреть исследуемый процесс, как систему, включающую взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты для которой характерны целесообразность организации, наличие внутренних и внешних связей. Аксиологический подход определил необходимость воспитания у будущего офицера войск национальной гвардии РФ базовых гуманистических ценностей, без которых не возможна его качественная профессиональная подготовка. Деятельностный подход отражает предметную и технологическую сторону деятельности будущего офицера вНг РФ, является основополагающим аспектом при выборе методических составляющих образовательного процесса. Авторами так же определены критерии уровня профессиональной готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ в военном институте. Проведенное исследование позволяет рассмотреть указанный процесс с различных аспектов и показать эффективность реализации теоретически обоснованных педагогических условий. Ключевые слова: модель, моделирование, методологический подход, аксиологический подход, деятельностный подход, система, принципы, функции, войска национальной гвардии.
В поиске подходов к повышению уровня профессиональной подготовки будущего офицера войск национальной гвардии (далее - ВНГ) РФ в военном институте, мы обратились к методу моделирования, который стал надежным инструментом для многих ученых в различных направлениях. В научных источниках моделирование раскрывается как центральный метод исследования, метод системного изучения педагогических явлений (М.Н. Ахметова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, В.Э. Штейнберг, В.А. Штофф и др.).
Для эффективного решения задач нашего исследования, по повышению уровня профессиональной подготовки в военном институте войск национальной гвардии РФ, важен теоретико-методологический подход А.М. Новикова, для которого «моделирование служит ... способом конструирования нового, не существующего ранее в практике» [1], для нас представляет интерес позиция ученого, о том, что «исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, ищет на основе ведущей идеи их новые сочетания, делает их мысленное переконструирование, то есть моделирует требуемое состояние изучаемой системы» [1].
Вслед за A.M. Новиковым, В.Э. Штейнберг, В.А. Штоффа и др. используем моделирование в сочетании с другими методами исследования, в частности, с экспериментом. В процессе повышения уровня профессиональной подготовки в военном институте войск национальной гвардии РФ, мы использовали один из видов эксперимента - модельный эксперимент. Для нас является важным теоретико-методологический вывод А.М. Новикова о том, что «в процессе исследования включается дополнительное звено - модель, которая является одновременно инструментом и объектом моделирования, замещающего оригинал» [1].
Мы опираемся также на теоретико-методологические изыскания В.Э. Штейнберга, который считал, что моделирование «предназначено для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала учебного процесса и учебной деятельности» [2].
Опираясь на метод моделирования в процессе повышения эффективности профессиональной подготовки в военном институте ВНГ РФ, учитываем также подход В.В. Краевского, рассматривающего моделирование как «воспроизведение харак-
да о
С4
теристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения»..
В след за Новиковым А.М. и др. рассматриваем моделирование как общенаучный метод исследования процесса профессиональной подготовки в военном институте ВНГ РФ.
В.А. Штоффа понимает модель как «такую мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [4]. (Моделирование и философия)
А.М. Новиков рассматривает модель как «вспомогательный объект, выбранный или преобразованный в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте» [1].
При разработке модели процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте, для нас была важна позиция Б.А. Глинского и др., рассматривающих модель как независимый объект, пребывающий во взаимосвязи с изучаемым процессом и способный стать очередным компонентом в познании, обеспечивающим в ходе эксперимента необходимой информацией, экстраполирующуюся на изучаемый объект [5].
При конструировании модели процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте, мы учитывали также подход В.В. Краевского, определяющий модель как умозрительный прототип будущей педагогической деятельности, содержащий общие представления о методах, необходимых для получения наиболее приемлемых результатов [3].
Мы так же опирались на существующие в научной литературе (А.М. Новиков, В.А. Штофф и др.) разнообразные типологии моделей: по аспектам выделяют структурные и функциональные; по субстрату - идеальные, материальные; по сходству оригинала и модели - аналоговые, квазианалоговые и пр. [1,4].
Для нас важны теоретико-методологические позиции ученых (Б.А. Глинский, А.М. Новиков и др.), выделяющих этапы конструирования модели: первый - этап выбора модели из научной литературы; второй - этап актуализации знаний об изучаемом феномене, установление невозможности изучения его натуральным образом; третий - этап изучения модели процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте; четвертый - переноса полученных знаний на исследуемый процесс; пятый - этап проверки подлинности полученных сведений и описание их в системе знаний об оригинале [1,5].
Вслед за Новиковым А.М. и др. делаем вывод, что при конструировании модели профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ необходимо опираться на то, что модель должна отображать предмет нашего исследования, обеспечивать оптимальность и эффективность выявленных нами педагогических условий, сконструированной модели процесса профессиональной подготовки
будущего офицера ВНГ РФ в военном институте [6].
Соглашаясь с мнением ученых (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, Э.Г. Юдин и др.), которые опираются на методологию системного подхода, считаем модель процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте совокупностью структурных компонентов, единиц, связанных функциональными отношениями, определяющими внутреннее устройство, единство и стабильность изучаемого объекта [7].
Структура (лат. structura - строение, расположение) Толковым словарем Ефремовой трактуется как взаиморасположение и связь составных частей, элементов чего-либо; строение; устройство, организация.
Под функцией в Философском словаре понимается внешнее выражение свойств изучаемого объекта в конкретной системе отношений. В Словаре иностранных слов термин функция (лат. functio - исполнение) раскрывается в качестве обязанности, круга деятельности, назначения, роли.
Для нас важны теоретико-методологические изыскания Н.В. Кузьминой. При этом под структурным компонентом модели понимается внутренняя организация элементов рассматриваемого процесса: цель, содержание процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте, организационные формы и методы, реализуемые субъектами образовательного процесса [8].
Структурная модель может быть рассмотрена, как подобие внутренней организации объекта оригинала, выступающей одной из сторон любого объекта. Такая модель является центральным объектом, к которому применяется исследовательская деятельность.
Функциональные модели представляют собой такой вид моделей, которые имитируют образ действий оригинала.
В научной литературе структурные или функциональные модели обособленно практически не используются, обычно исследователи используют смешанные модели. Это объясняется некоторыми причинами, прежде всего, комплексным и многоаспектным характером решаемых задач исследования. Н.В. Кузьмина и др. выделяют два подвида модели: структурно-функциональную и функционально-структурную.
Позиции ученых (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, Э.Г. Юдин и др.) определили выбор структурно-функциональной модели процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте. Мы также основывались на мнении Б.А. Глинского и др. о соотношении структуры и функции. Ученые определяют, что «взяв за основу подобие структур, мы сможем получить надежные (либо высокой степени вероятности) функции модели и прототипа (структурно-функциональные), однако, взяв за основу подобие функций, высока вероятность, что
мы получим не достоверные, а правдоподобные выводы и результаты о сходстве структур модели и прототипа (функционально-структурные модели)» [5].
В след за Б.А. Глинским Н.В. Кузьминой, А.М. Новиковым, В.Э. Штейнберг, В.А. Штоффа и др. заключаем, что сконструированная нами модель процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте по характеру воссоздаваемых сторон является структурно-функциональной.
При определении эффективности разработанной нами структурно-функциональной модели процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте, мы опирались на критериальные характеристики, актуализированные в работах В.Г. Афанасьева как «объективное соотношение с моделируемым объектом; возможность заменять исследуемый объект на конкретных этапах работы; в период исследования способность предоставлять информацию, которая допускает опытное испытание» [1].
При конструировании модели процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте мы учитывали также: социальный и государственный заказ к современному офицеру ВНГ РФ; специфику профессиональной деятельности офицеров ВНГ РФ; особенности образовательного процесса в военном институте ВНГ РФ, а так же собственный опыт профессиональной деятельности авторов в воинских частях и подразделениях ВНГ РФ [11].
Исследование процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте определило необходимость обоснования используемых нами методологических подходов. В своих изысканиях мы опирались на выводы Б.С. Гершунского и др., что подходы к обоснованию компонентов учебно-воспитательных систем объединяют в себе методологические направления реализации образовательных концепций. Ученый справедливо трактует методологический подход как методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, в контексте которой рассматривается объект исследования [10].
В качестве методологических подходов к изучению процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военных институтах выделяем следующие: системный, аксиологический, деятельностный.
Системный подход нашел свое отражение в работах В.Г. Афанасьева, В.Н. Блауберга, Н.В. Кузьминой, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др., соглашаясь с позицией ученых, констатируем, что системный подход в нашем исследовании дает возможность получать информацию о процессе профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте и выделить системообразующие связи и отношения личности будущего офицера ВНГ РФ как объект процесса [11].
Мы исходим из предложенного авторами определения системы как единства взаимосвязанных элементов, основанных на принципах целостно-
сти.
Система (от др.-греч. - целое, составленное из частей) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют определенную целостность и единство.
Общие положения применения системного подхода отображены в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и др.
Таким образом, опираясь на труды исследователей (С.А. Репин, Г.Н. Сериков, П.И. Третьяков, Л.В. Фирсова и др.), мы рассматриваем процесс профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте как систему, включающую взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты (мотивационно-ценностный; когнитивный; деятельностный; рефлексивный), для которой характерны целесообразность организации, наличие внутренних и внешних связей.
Следующим методологическим подходом в изучении представленного процесса является де-ятельностный, который находит свое отражение в научных трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, Л.Д. Столяренко, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др.
С.Л. Рубинштейн рассматривает деятельность как целенаправленную и активную форму взаимодействия субъекта или целой совокупности субъектов с окружающим миром [14].
Л.Д. Столяренко определяет деятельность как активное взаимодействие субъекта со средой, посредством которого он добивается сознательно поставленной цели, обусловленной его потребностями и мотивами. Ученые исследуют различные аспекты деятельности в зависимости от целей и её конкретного содержания. При обосновании деятельности С.Л. Рубинштейн выделяет в ней следующие элементы: мотив, цель, средства, социальные ситуации, результат, оценка. А.Н. Леонтьев в качестве основных компонентов деятельности выделяет мотивы, цели, условия [15].
Б.Ф. Ломов отмечает, что в общем понимании деятельность обусловлена теми или иными мотивами и направлена на достижение заданной цели. Корреляция «мотив-цель» является центральным звеном, организующим всю совокупность психических процессов и состояний, участвующих в этой деятельности [16].
В рамках предмета нашего исследования представляют научный интерес труды А.Н. Леонтьева. По мнению ученого, деятельностный подход «есть теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов» [13].
Таким образом, вслед за В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий и др. отмечаем, что деятельностный подход отражает предметную и технологическую сторону деятельности будущего офицера ВНГ РФ, является основополагающим аспектом при выборе методических составляющих образовательного процесса (форм, методов, приемов и т.д.).
Одним из базовых методологических подходов
да ^
о
сч
к процессу профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте является аксиологический подход.
Мы согласны с В.А. Сластениным, Е.Н. Шияно-вым и др., что аксиологический подход состоит в направленности педагогической деятельности на гуманистическое развитие личности как цель, субъект, результат и главный критерий ее эффективности. Аксиологический подход рассматривается в качестве одного из ведущих подходов в контексте гуманистической педагогики и психологии, так как он признает каждого участника образовательного процесса активным ценностно-мотивированным субъектом деятельности, позволяет выстроить субъект-субъектные отношения и создать благоприятный психологический климат [18,19].
В качестве приоритетной задачи процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ, аксиологический подход выдвигает раскрытие ценностей как сущностных сил личности, ее интеллектуального, нравственного, творческого потенциала, что выражается в способности свободно ориентироваться в сложных социальных и профессиональных ситуациях, выбирать, осуществлять инновационные процессы [19].
Развитие социально устойчивой, гуманной, целостной личности в единстве ее внутреннего и социального потенциала является ведущей ценностью при организации процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте.
Аксиологический подход к указанному процессу проявляется в необходимости формирования системы гуманистических социально-нравственных ценностных ориентаций личности, без которой невозможно воспитание военнослужащих, а также социальное и профессиональное развитие личности. У выпускника должна сложиться законченная устойчивая система ценностных ориентаций, которая в дальнейшем имманентно будет определять его жизненный и профессиональный путь [7].
Опираясь на выше обозначенные методологические подходы рассматриваем процесс профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте как целостный, динамично протекающий педагогический процесс; как активное взаимодействие взаимозависимых и взаимообусловленных компонентов, объединенных в определенную структуру; как совокупность принципов, определяющих единую цель и концепцию деятельности, независимо от теоретического или практического характера [11].
Необходимой составной частью сконструированной нами модели профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте выступают взаимосвязанные между собой принципы: принцип развития ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера ВНГ РФ; принцип диатропичности; принцип рефлексии; принцип координации.
Согласно энциклопедического определения, данного Е.С. Рапацевич, принцип есть руководя-
щая идея, основное правило, требование к деятельности и поведению; по «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, принцип - это основное начало на котором построено что-либо; по «Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля» - это научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают; по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова - это основная особенность в устройстве чего-нибудь.
Рассмотрим содержание каждого из вышеперечисленных принципов процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте.
Принцип развития ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера заключается в субъект-субъектных отношениях, равноправном, гуманистическом, фасилитативном, но не ингибитор-ском взаимодействии, сотворчестве, взаимном приятии, эмоционально-интеллектуальном общении между преподавателями и курсантами. Данный принцип реализуется через диалог как форму межличностного общения «преподаватель - курсант», «курсант - курсант» [11].
Принцип диатропичности заключается в разнообразии совокупных организационных форм и методов процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте, обусловленных разной мотивацией, уровнем подготовки, индивидуальными психологическими особенностями преподавателей и будущих офицеров ВНГ РФ.
Принцип рефлексии характеризуется осознанием, осмыслением преподавателем и будущим офицером ВНГ РФ собственной позиции по отношению к результатам процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте.
Принцип координации обеспечивается согласованностью, приведением в логическую последовательность деятельности преподавателей и курсантов по достижению поставленной цели - эффективность процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте.
В целях обоснования модели профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте мы исходили из социально-государственного заказа, который находит отражение в Конституции Российской Федерации, Федеральных Законах и нормативно-правовых актах ВНГ РФ, Центрального аппарата ВНГ РФ, а также учитывали специфические особенности образовательного процесса военного института.
Центральной, системообразующей целью моделируемого процесса, является эффективность процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте. Достижение будущими офицерами ВНГ РФ более высокого, по отношению к исходному уровню профессиональной подготовки показывает эффективность проектируемой модели и реализации педагогических условий.
Модель профессиональной подготовки будуще-
го офицера ВНГ РФ в военном институте предполагает следующие этапы реализации: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап предусматривает подбор диагностического инструментария, обеспечивающего переход на уровень активного освоения содержания обучения. Производится первичная диагностика уровня профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте.
На формирующем этапе производится анализ педагогических условий для эффективного формирования указанного процесса, разрабатываются формы педагогической работы.
Содержание контрольного этапа предполагает подведение итогов формирующего эксперимента и проведение анализа первичной и контрольной диагностики [1].
Следует отметить, что на каждом из этапов процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте последовательно решаются свои специфические задачи в соответствии с целями и задачами исследования.
Целостное состояние процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте и его эффективное функционирование достигается за счет взаимной связи и взаимной обусловленности всех элементов модели с учетом влияния разнообразных факторов.
Структурные компоненты являются основными, базовыми характеристиками педагогических систем, комплекс которых определяет сам факт их наличия, а также отличает от иных, непедагогических систем. Структурный компонент модели раскрывает внутреннюю организацию элементов рассматриваемого процесса: цель, содержание процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ в военном институте, организационные формы, методы, средства реализуемые субъектами образовательного процесса. Структура несет ответственность за постоянное взаимодействие между элементами системы [19].
К функциям компонента относятся устойчивые, базовые связи основных структурных компонентов, которые возникают в процессе деятельности педагогических работников и обучающихся, обуславливая при этом развитие, движение, совершенствование педагогических систем и представляют собой способ организации работы, функции модели.
Функция необходима для осуществления особого способа поведения, способа деятельности системы в целях поддержания взаимодействия компонентов.
Структурными компонентами разработанной нами модели являются: мотивационно-ценностный; организационно-деятельностный и оценочно-рефлексивный.
Мотивационно-ценностный компонент нашей модели предполагает установку на эффективность процесса профессиональной подготовки [13].
Организационно-деятельностный компонент модели включает набор образовательных ресурсов, используемых нами для эффективности про-
фессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте и применяемые формы, методы, приемы и средства организации занятий [13].
Этот компонент выполняет обучающую (приобретение необходимых для эффективности процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте знаний и навыков), воспитательную (формирование соответствующих качеств личности, установок, ценностных ориентаций), организационную (реализация и координация программ, направленных на эффективность указанного процесса) функции.
Организационно-деятельностный компонент обусловлен организацией деятельности участников образовательного процесса, порядком их взаимодействия, организационными формами, методами, средствами, обеспечивающими эффективность изучаемого феномена, содержанием программ обучения, учебно-материальной базы; правилами, уставами, кодексами, воинскими традициями и отношений участников образовательного процесса в военном институте; автономными, интерактивными формами и методами обучения и воспитания: семинар, проблемная лекция, лекция-диалог, дискуссия, практическое занятие, семинар-исследование, семинар в виде «круглого стола», проблемная ситуация, проектное задание, моделирование ситуаций, спецкурс, игры (ролевые, деловые и др.), копинг-метод, диспут, тематический вечер, упражнение, кейс-стадия, викторина, вечер вопросов и ответов, спортивные праздники, войсковая стажировка, предметно-проблемные и военно-научные кружки, конкурс и выставка курсантских научных работ и др.; а также объектами, составляющими жизненное пространство курсантов (архитектура зданий, конструкции внутреннего дизайна, объекты-символы - памятники, барельефы, знаки, вымпелы, флаги и др.); художественными образами; объектами и символами, демонстрирующими значимость воинской дружбы и товарищества и т.д [19].
Оценочно-рефлексивный компонент модели обеспечивает установление обратной связи в ходе реализации педагогических условий, своевременное получение информации о затруднениях и достижениях. Обратная связь возможна благодаря возможности диагностирования данного процесса, оценивания его результатов, корректирования своих действий.
Оценочно-рефлексивный компонент дает возможность определить эффективность исследуемого процесса через систему критериев, соответствующих им показателей, уровней профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте. Оценочно-рефлексивный компонент нашей модели выполняет ряд функций: информационную (предоставление данных об уровне профессиональной подготовки), аналитическую (выявление затруднений, определение способов совершенствования), контролирующую (сопоставление состояния профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте с эталонными зало-
да о
С4
женными в цели), стимулирующую (формирование уверенности в своих силах, побуждение активности и интереса к указанному процессу), рефлексивную (стремление к переосмыслению собственного опыта, обеспечению исследовательской позиции в образовательном процессе) [6].
Для выявления уровня профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте, нами определены критерии.
Мотивационно-ценностный критерий профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте характеризует ценностное отношение к будущей деятельности; осознание важности процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте.
Когнитивный критерий дает возможность выявить уровень соответствующих профессиональных, общекультурных и психолого-педагогических знаний.
Деятельностный критерий выявляет умения и навыки в будущей деятельности.
Рефлексивный критерий профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте позволяет определить наличие умения осуществлять самоконтроль, самоанализ, осмысление приобретенного опыта, осуществление самоконтроля, самоанализа, выработка оптимальных способов достижения целей, определение новых целей и задач своей профессиональной деятельности на основе полученных результатов.
Таким образом, использование метода моделирования в ходе изучения процесса профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ в военном институте позволяет рассмотреть указанный процесс с различных аспектов и показать эффективность реализации теоретически обоснованных педагогических условий.
Литература
1. Новиков А.М., Методология научного исследования. / Новиков Д.А. - М.: Либроком. - 280 с.
2. Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. М. : Народное образование, 2015. - 350 с.
3. Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. -400 с.
4. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - Л., 1966. - 325 с.
5. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1965.
6. Беловолов В.А., Шадрин В.А. Модель формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих. Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 90-92.
7. Боровицкий А.М., Беловолов В.А. Моделирование Процесса Развития Коммуникативной Культуры Курсантов Военного Института Внутренних Войск МВД России. В сборнике: Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицер-
ства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под общей редакцией Р. А. Ромашова. 2015. С. 44-48.
8. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой.
- Л.: ЛГУ, 1980. - 171 с.
9. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М., 1980. - 198 с.
10. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного анализа / Г.Н. Сериков. - М.: Курган, 1997. - 464 с.
11. Пивоваров Р.В., Леер В.И., Беловолов В.А., Беловолова С.П. Моделирование процесса формирования готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы Мир педагогики и психологии. 2017. № 9 (14). С. 37-44.
12. Гершунский, Г.С. Философия образования для XXI века / Г.С. Гершунский. - М., 2002. - 508 с.
13. Рябков Д.В., Беловолов В.А. Модель формирования служебно - профессионального долга офицера у курсантов военного института войск национальной гвардии российской федерации: теоретико - методологический анализ феномена В сборнике: Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 88-97.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1.- 486 с.
15. Рябков Д.В., Беловолова С.П., Беловолов В.А., Вабищевич А.В. Проектирование процесса формирования служебно-профессионального долга офицера у курсантов военных институтов войск национальной гвардии российской федерации -Научное мнение. 2017. № 5. С. 79-85
16. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 214 с.
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.
- 304 с.
18. Сластёнин, В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и прфессиональном образовании / В.А. Сластёнин. - М.: Магистр-Пресс, 2000. - 488 с.
19. Шиянов, Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики / Е.Н. Шиянов. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. - 80 с..
20. Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. Моделирование процесса формирования межэтнической толерантности курсантов. Гуманитарные проблемы военного дела. 2014. № 1 (1). С. 228-230.
Modeling the process of professional training of the future officer of the national guard of the Russian Federation in the Military institute Chumarov G.V., Belovolov V.A., Belovolova S.P., Leer V.I.,
Guzenko A.Y., Novosibirsk Military Institute. Army General I.K. Yakovlev The article analyzes the theoretical and methodological aspects of the process of professional training of future officers of the national guard of the Russian Federation at the military Institute. The scientific analysis of modeling based on the
approaches of scientists practitioners. The characteristic of the structural and functional model with the signs of the system is given. The specified process of professional training of future officers of the national guard troops of the Russian Federation in the military Institute is revealed on the basis of systematic, axiological and activity approaches. The system approach allowed us to consider the studied process as a system that includes interrelated and interacting components which are characterized by the expediency of the organization, the presence of internal and external relations. The axiological approach determined the need to educate the future officer of the national guard troops of the Russian Federation basic humanistic values, without which its quality professional training is not possible. Activity approach reflects the subject and technological side of the future officer of the Russian Federation, is a fundamental aspect in the selection of methodological components of the educational process. The authors also define the criteria of the level of professional readiness of the future officer of the national guard of the Russian Federation in the military Institute. The study allows us to consider this process from various aspects and show the effectiveness of the implementation of theoretically sound pedagogical conditions.
Keywords: model, modeling, methodological approach, axiological approach, activity approach, system, principles, functions, national guard troops
References
1. Novikov AM, Methodology of scientific research. / Novikov DA -
M .: Librokom. - 280 s.
2. Steinberg V.E. Theory and practice of didactic multidimensional
technology. M.: Public Education, 2015. - 350 p.
3. Krajewski, V.V. Methodology of pedagogy. New stage / V.V.
Kraevsky, E.V. Berezhnova. - M .: Academy, .2006. -.400. S.
4. .Shtoff, V.A. Modeling and philosophy / V.A. Stoff - L., .1966. -
325. S.
5. Glinsky, B.A. Modeling as a method of scientific research (gnoseological analysis) / B.A. Glinsky, B.S. Gryaznov, B.S. Dynin, E.P. Nikitin. - M .: Publishing House of Moscow University, .1965. -.248. S.
6. Belovolov V.A., Shadrin V.A. Model of the formation of the future
officer's readiness for the patriotic education of servicemen. The world of science, culture, education. 2015. № 3 (52). Pp. 90-92.
7. Borovitsky A.M., Belovolov V.A. Modeling the Process of Developing
Communicative Culture of Cadets of the Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the collection: Legal and spiritual and moral education of the Russian officers. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. under the general editorship of R. A. Romashov. 2015. p. 44-48.
8. Methods of systemic pedagogical research: studies. manual / ed.
N.V. Kuzmina. - L .: LSU, 1980. - 171 p.
9. Afanasyev, V. G. Systematic and Society / V.G. Afanasyev. - M.
,, 1980. - .198 p.
10. Serikov, G.N. Education: aspects of system analysis / G.N. Serikov. - M .: Kurgan, .1997. - 464. s.
11. Pivovarov R.V., Leer V.I., Belovolov V.A., Belovolova S.P. Modeling the process of formation of the future officer's readiness to educate the values of military service. World of Pedagogy and Psychology. 2017. No. 9 (14). Pp. 37-44.
12. Gershunsky, G.S. Philosophy of education for the XXI century / G.S. Gershunsky. - M., 2002. - 508. p.
13. Ryabkov D.V., Belovolov V.A. The model of the formation of a service - professional duty officer of the cadets of the military institute of the national guard of the Russian Federation: a theoretical - methodological analysis of the phenomenon. In the collection: Modern forms, methods and technologies in pedagogy and psychology. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 88-97.
14. Rubinstein, S.L. Fundamentals of general psychology: in 2 tons. / S.L. Rubinstein. - M .: Pedagogy, .1989. - T. 1.- 486. P.
15. Ryabkov D.V., Belovolova S.P., Belovolov V.A., Vabishchevich A.V. Designing the process of forming the officer's professionalprofessional duty of the cadets of the military institutes of the National Guard of the Russian Federation - Scientific opinion. 2017. No. 5. P. 79-85
16. Lomov, B.F. Methodological and theoretical problems of psychology / B.F. Lomov. - M .: Science, .1984. - 214. S.
17. Leontiev, A. N. Activities. Consciousness. Personality / A.N. Leontyev. - M .: Politizdat, .1975. - 304. S.
18. Slastenin, V.A. Subject-activity approach in general and vocational education / V.A. Sweet tooth. - M .: Magister Press, .2000. -.488. with.
19. Shiyanov, E.N. Philosophical and humanistic foundations of pedagogy / E.N. Shiyanov. - Rostov n / D: Publishing House of the Rostov Pedagogical University, 1997. - 80 p.
20. Sultanbekov, T.I., Belovolov V.A. Modeling the process of formation of interethnic tolerance of cadets. Humanitarian problems of military affairs. 2014. № 1 (1). Pp. 228-230.