drome of early repolarization of the ventricles in professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.06.2017
УДК 37.02
МОДЕЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Евгений Владимирович Дорошенко, преподаватель, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск
Аннотация
В статье изложено обоснование и разработка структурно-функциональной модели развития гуманитарной культуры курсантов военного института войск национальной гвардии РФ. Уточнены понятия «моделирование», «модель», используемые в исследовании развития гуманитарной культуры курсантов. С использованием методологии системно-деятельностного подхода, модель рассмотрена в качестве совокупности различных структурных компонентов, единиц, связей и функциональных отношений.
Автором описаны педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ключевые слова: гуманитарная культура курсантов, модель, принципы, этапы развития, педагогические условия, педагогического процесс.
MODEL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN CULTURE AMONG CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Evgeny Vladimirovich Doroshenko, the teacher, Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the Troops of the National Guards of the Russian Federation, Novosibirsk city
Annotation
The article outlines the rationale and development of the structural and functional model for the development of the humanitarian culture of cadets of the military institute of the troops of the national guard of the Russian Federation. The notions "modeling", "model", used in the study of the development of humanitarian culture of cadets have been clarified. Using the methodology of the system-activity approach, the model is considered as a set of different structural components, units, relationships and functional relationships.
The author describes the pedagogical conditions for the development of humanitarian culture of cadets of the military institute of the troops of the national guard of the Russian Federation.
Keywords: humanitarian culture of cadets, model, principles, stages of development, pedagogical conditions, pedagogical process.
Указом Президента Российской Федерации создана Федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации, основу которой составили внутренние войска МВД России [5].
В связи с этим возникла объективная необходимость в многоплановой, гармоничной подготовке курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации, которая будет отвечать новой структуре и задачам войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВНГ РФ). Теория и практика развития гуманитарной культуры курсантов призваны повышать качество воспитательной работы с подчинен-
ными, профессионализм, общую и гуманитарную культуру военных специалистов. В этом контексте большое значение приобретает проблема «развития гуманитарной культуры военных специалистов» [6, с. 44].
Обращаясь к проблеме развития гуманитарной культуры курсантов, мы видим, что она является важным направлением военно-педагогической науки: по направленности военного образования в современных условиях мы можем судить о гуманистическом потенциале и перспективах успешного функционирования войск национальной гвардии РФ. Целью данной работы является обоснование и разработка структурно-функциональной модели развития гуманитарной культуры курсантов военного института войск национальной гвардии РФ (далее - военного института).
Прежде чем приступить к построению модели, уточним понятия «моделирование», «модель». Обоснование метода моделирования представлено в работах В.Г. Афанасьева, Б.А. Глинского, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Штоффа и др.
Ученые трактуют моделирование как теоретический метод научного познания, сущность которого заключается в воспроизведении характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения, называемом моделью. Второй из объектов, называющийся моделью первого, находится в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способен замещать его на определенных этапах познания и даёт при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [7, С. 245].
Под моделью Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов понимают «самостоятельный объект, находящийся в определенном соответствии (но не тождественный) с познаваемым объектом, способный заменить последний в некоторых отношениях и дающий при исследовании определенную информацию, которая переносится по определённым правилам соответствия на моделируемый объект» [2, С. 65].
В нашем исследовании речь идет о процессе развития гуманитарной культуры курсантов, которая подвержена тенденции изменения во времени в связи с происходящими переменами в развитии общества, в системе образования. Таким образом, характерной чертой разработанной нами модели является динамичность.
Опираясь на методологию системно-деятельностного подхода, мы рассматриваем модель в качестве совокупности различных структурных компонентов, единиц, связей и функциональных отношений, которые определяют внутреннюю организацию, целостность и устойчивость объекта исследования [4, С. 117].
Модель развития гуманитарной культуры курсантов военного института рассматривается как целостная система, под которой мы понимаем некоторое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, причем порядок связи этих элементов образует внутреннюю структуру системы, а характер ее взаимодействия с окружающими условиями - ее функционирование.
Сконструированная нами модель развития гуманитарной культуры курсантов военного института выступает как система, которая создается для достижения педагогической цели. Результатом ее функционирования являются новообразования в гуманитарных знаниях, умениях, качествах личности будущего офицера [3, С. 324].
Развитие гуманитарной культуры курсантов военного института связано с реализацией поставленной цели в соответствии с определенными принципами, через реализацию соответствующих педагогических условий, на основе использования адекватных цели организационных форм, методов, средств работы с курсантами.
Развитие гуманитарной культуры курсантов основывается на следующих принципах: принцип развития ценностно-смысловой сферы личности курсанта; принцип диат-ропичности; принцип рефлексии; принцип диалогичности.
Развитие гуманитарной культуры курсантов военного института организуется как
системный, непрерывный процесс, в котором логика развития гуманитарной культуры курсантов раскрывается через последовательные этапы, отражающие различные функции данного процесса. В связи с этим, в основу концептуальной модели нами выделены взаимосвязанные этапы развития гуманитарной культуры курсантов: диагностический, теоретико-практический и обобщающий.
Модель развития гуманитарной культуры курсантов представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков: целевого, мотивационно-ценностного, содержательного, процессуально-деятельностного, оценочно-рефлексивного.
Целевой блок модели представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных целей, определяющих выбор способов, действий и выступающих средством управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом в процессе обучения в военном институте. Достижение поставленных целей позволит нам констатировать завершенность процесса развития гуманитарной культуры курсантов.
Мотивационно-ценностный блок нашей модели предполагает ценностно-смысловую ориентированность исследуемого процесса, эмоционально-волевые отношения курсанта к развитию гуманитарной культуры, осознание ценности человеческих взаимоотношений, позитивного взаимодействия, эмпатии, социальной ответственности, ин-териоризация нормативных предписаний в сферу личностно-профессиональных ценностей, мотивов.
Содержательный блок разработанной нами модели представляет собой систему гуманитарных знаний, умений, принципов гуманизма, опыта человекоориентированной деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой обеспечивает развитие гуманитарной культуры курсантов. Структура и содержание указанной системы определяется, исходя из содержания гуманитарной культуры курсантов.
Процессуально-деятельностный блок модели развития гуманитарной культуры курсантов показывает, что основа развития гуманитарной культуры появляется непосредственно в образовательной деятельности военного института с учетом её особенностей, в её методах, формах и средствах достижения требуемого результата.
Оценочно-рефлексивный блок определяет эффективность функционирования модели и связан с разработкой соответствующих критериев, показателей, уровней.
Совокупность критериев и показателей, используемых для определения эффективности модели развития гуманитарной культуры курсантов, разработана на основе структуры и содержания гуманитарной культуры курсантов и включает в себя следующие основные критерии: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.
Оценочно-рефлексивный блок разработанной нами модели включает в себя не только критерии и показатели, а так же и уровни развития гуманитарной культуры курсантов. В качестве результата функционирования предложенной нами модели мы рассматриваем определенные уровни развития гуманитарной культуры курсантов, которые обеспечивают переход системы на новые, более высокие стадии развития.
Таким образом, разработанная нами модель позволяет представить развитие гуманитарной культуры курсантов как целостный процесс, обладающий основными характеристиками педагогического процесса - целостностью, системностью, цикличностью и технологичностью.
Исходя из этого, представляется возможным определить педагогические условия, оказывающие существенное влияние на достижение цели моделируемого процесса. Кроме того, разработанная модель станет основой для проведения опытно-экспериментальной работы по развитию гуманитарной культуры курсантов военного института ВНГ РФ.
По нашему мнению, результативность процесса развития гуманитарной культуры курсантов детерминирована следующими педагогическими условиями: насыщение учеб-
ного материала содержанием гуманистической направленности; организация диалоговой направленности учебного процесса; гуманистическая направленность воспитательной работы с курсантами; реализация интегрированного спецкурса «Гуманитарная культура курсантов».
1. Насыщение учебного материала содержанием гуманистической направленности.
В процессе обучения в военном институте насыщение учебного материала содержанием гуманистической направленности обладает большими возможностями по развитию гуманитарной культуры курсантов посредством: интеграции учебных дисциплин на основе единства решаемой задачи по развитию гуманитарной культуры курсантов, позволяющей осуществлять переход от узкопредметных форм обучения к более обширному комплексу; преемственности на всех этапах развития гуманитарной культуры курсантов в ходе изучения учебных дисциплин; создание благоприятной педагогической среды взаимодействия, личностно-ориентированного сотрудничества и диалогического стиля общения педагогических работников и курсантов; обеспечения систематического и последовательного саморазвития и самовоспитания курсантов.
2. Организация диалоговой направленности учебного процесса.
Нами выявлены характерные особенности диалога в рамках его развивающихся возможностей в процессе развития гуманитарной культуры курсантов: паритет позиций обучающего и обучаемого, в процессе взаимодействия которых происходит взаимное влияние друг на друга, формируется способность вставать на сторону другого; принятие обучаемого таким, какой он есть, уважение его мнения, отсутствие каких-либо оценок; формирование у обучающего и обучаемого одинаковых представлений и сходных взглядов по одним и тем же вопросам, что способствует развитию механизма идентификации; особенная эмоциональная атмосфера взаимоотношений, естественное и неподдельное выражение своих эмоций, эмпатия, по отношению друг к другу; способность субъектов общения распознавать и активно применять в диалоге обширный спектр средств коммуникации, как вербальные так и невербальные [1, с. 125].
3. Гуманистическая направленность воспитательной работы с курсантами.
Развитие гуманитарной культуры курсантов достигается в процессе целенаправленной, организованной воспитательной работы в военном институте, главной задачей которой является сохранение достижений военного, служебно-боевого опыта, духовно-нравственных традиций российской армии и войск национальной гвардии, научного и интеллектуального потенциала, фундаментальных наработок по многим проблемам развития духовной, нравственно-этической, гуманистической сферы личности офицера.
4. Реализация интегрированного спецкурса «Гуманитарная культура курсантов».
Интегрированный спецкурс «Гуманитарная культура курсантов» выполняет следующие функции: углубление связей между предметами; систематизация и обобщение знаний о гуманистической составляющей профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии РФ; развитие целостного гуманитарного мышления за счет решения познавательных и практических задач, требующих комплексного применения знаний из различных дисциплин; гуманизация военного образования за счет использования имеющихся возможностей для реализации системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования; личностная ориентация гуманитарной подготовки курсантов, обеспечивающая более тонкий подход при формировании у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ интереса к профессиональной деятельности.
Обозначенные педагогические условия обеспечивают целостность модели, достижение оптимального уровня развития гуманитарной культуры курсантов военного института ВНГ РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. -М. : Педагогика , 1995. - 231 с.
2. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1965. - 248 с.
3. Дорошенко, Е.В. Компоненты гуманитарной культуры курсантов военных институтов внутренних войск МВД России / Е.В. Дорошенко, В.А. Беловолов // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2014. - Том 2, № 8. - С. 321-327. Обычно наоборот: Т, №. Проверьте.
4. Работа над кандидатской диссертацией : учебное пособие для адъюнктов / Л.Н. Бережнова, Н.Н. Миняйленко, В.Ю. Новожилов, А.Н. Сивак, С.Е. Сычев. - СПб. : [б.и], 2011. - 368 с.
5. Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 41.
6. Чижик, П.И. Методологические основы исследования процесса формирования гуманитарной культуры в вузе / П.И. Чижик, Б.И. Каверин // Вестник военного университета. -2012. - № 2. - С. 42-50.
7. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - Л. : Наука, 1966. - 325 с.
REFERENCES
1. Bespalko, V.P. (1995), Pedagogy and progressive learning technologies, Pedagogic, Moscow, 231 p.
2. Glinsky, B.A. (1965), Modeling as a method of scientific research (epistemological analysis), Publishing house of the Moscow University, Moscow.
3. Doroshenko, E.V. and Belovolov, V.A. (2014), "Components of humanitarian culture of cadets of military institutes", European Social Science Journal, No. 8, Vol. 2, pp. 321-327.
4. Novozhilov, V.Yu. (2011), Work on the thesis for a master's degree: Textbook for Adjuncts, Editorial staff of the magazine "At the fighting post", Moscow.
5. Decree of the President of the Russian Federation of September 30, 2016 No. 510 "On the Federal Service of the Troops of the National Guard of the Russian Federation" (together with the "Regulations on the Federal Service of the Troops of the National Guard of the Russian Federation"), "Meeting of the Legislation of the Russian Federation", 10.10.2016, No. 41, Art. 5802.
6. Chizhik, P.I. and Kaverin, B.I. (2012), "Methodological bases of research of process of formation of humanitarian culture in High School", Bulletin of the Military University, No. 2, pp. 42-50.
7. Shtoff, V.A. (1966), Modeling and Philosophy, Science, Leningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.06.2017
УДК 796.02
АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА В МЕГАПОЛИСЕ
Игорь Борисович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Владимирович Грук, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается организация в Санкт-Петербурге экстремальных видов спорта (ЭВС), дана их авторская классификация. Приведены основные правовые документы, которые лежат в основе развития физической культуры и спорта, в том числе и ЭВС в мегаполисе. Проанализирована спортивная инфраструктура для занятий экстремальными видами спорта, которой недостаточно для крупного города, что приводит к использованию городских магистралей и является небезопасным занятием.