Научная статья на тему 'Моделирование процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военного вуза'

Моделирование процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / воспитание бдительности в обеспечении информационной безопасности / курсанты. / modeling / education of vigilance in information security / cadets.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. С. Кузин

Актуализируется проблема воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. Анализируются различные определения понятия моделирования как метода научного исследования. Выделены и охарактеризованы философские, экономические и педагогические подходы к применению моделирования в научных исследованиях. Обосновывается идея о необходимости применения моделирования при проведении педагогического исследования в интересах повышения качества обучения и воспитания будущих офицеров. Обозначены и аргументированы основные этапы моделирования процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военных вузов войск национальной гвардии, прохождение которых позволит сконструировать эффективную модель соответствующего процесса. К числу таких этапов отнесены: а) конструирование модели объекта исследования; б) исследование сконструированной модели; в) применение полученных знаний о модели к её прототипу; г) экспериментальная проверка и дальнейшее практическое применение новых знаний к реальному объекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF PROCESS OF EDUCATION OF VIGILANCE IN ENSURING INFORMATION SECURITY AT CADETS OF MILITARY INSTITUTE.

The problem of education of vigilance in ensuring information security of cadets of military institutions of the national guard of the Russian Federation is actualized. Various definitions of the concept of modeling as a method of scientific research are analyzed. Philosophical, economic and pedagogical approaches to the use of modeling in scientific research are identified and characterized. The author substantiates the idea of the need to use modeling in conducting pedagogical research in order to improve the quality of training and education of future officers. The main stages of modeling the process of education of vigilance in ensuring information security of cadets of military universities of the national guard troops, the passage of which will allow to construct an effective model of the relevant process, are identified. These stages include: a) construction of the model of the object of study; b) the study of the constructed model; c) the application of the knowledge about the model to its prototype; d) experimental testing and further practical application of new knowledge to the real object.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военного вуза»

Из представленных данных в таблице 3 по первому контрольному упражнению подтягивание на перекладине следует: результаты до эксперимента 10,12 ± 3,7, после 13,5 ± 2,52, прирост составил 33%. Математи-ко-статистическая обработка полученного результата (р < 0,05) подтвердила достоверность.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа до эксперимента 40,12 ± 6,04, после 45,75 ± 5,6, прирост 15% (р < 0,05), достоверность подтвердилась.

В челночном беге до эксперимента результат был 26,81 ± 0,8, после - 26,31 ± 0,52, прирост 1,86% (р > 0,05), достоверность в данном упражнении не подтвердилась. На наш взгляд, данный результат можно объяснить тем, что контрольное упражнение в основном применяется для измерения координационных качеств.

Библиографический список

У испытуемых был значительный разброс индивидуальных показателей, что повлияло на величину стандартного отклонения. Также следует заметить, что имеется отличие прыжков по лестнице и челночном беге по кинематическим и динамическим характеристикам.

В прыжке в длину с места до эксперимента результат равнялся 236,0± 2,64, после 240,5 ± 4,35, прирост 2% (р < 0,05), результат достоверный.

С точки зрения практической значимости исследования можно сделать вывод о том, что применение в учебном процессе статодинамических и динамических упражнений согласно используемой методике на занятиях по физическому воспитанию студентов вузов позволяет за четыре недели повысить результаты силовых способностей обучающихся.

1. Кодолова Ф.М. Совершенствование системы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014; Выпуск: 52 - 55.

2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. Москва: Владос-Пресс, 2002.

3. Зянкин А.Н. Сила: ее развитие и динамика у студенческой молодежи в период обучения в вузе. Физическое воспитание студентов. 2011; Выпуск 2: 44 - 46.

4. Футорный С.М. Проблема дефицита двигательной активности студенческой молодежи. Физическое воспитание студентов. 2013; Выпуск 3: 75 - 79.

5. Валетов М.Р Формирование здоровье ориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2006.

6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. Москва: «Физкультура и спорт», 1988.

7. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература, 1999.

8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Москва: Физкультура и спорт, 1966.

9. Журавлев А.А. Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой. Молодой ученый. 2017; Выпуск 50: 59 - 61. Available at: https://moluch.ru/archive/184/47346

10. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. Москва: СпортАкадемПресс, 2001.

11. Селуянов В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. Москва: ТВТ Дивизион, 2009.

12. Селуянов В.Н. Физическая подготовка единоборцев (самбо и дзюдо). Теоретико-практические рекомендации. Москва: ТВТ Дивизион, 2011.

References

1. Kodolova F.M. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya studentov nefizkul'turnyh vuzov. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2014; Vypusk: 52 - 55.

2. Nazarenko L.D. Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskih uprazhnenij. Moskva: Vlados-Press, 2002.

3. Zyankin A.N. Sila: ee razvitie i dinamika u studencheskoj molodezhi v period obucheniya v vuze. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2011; Vypusk 2: 44 - 46.

4. Futornyj C.M. Problema deficita dvigatel'noj aktivnosti studencheskoj molodezhi. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2013; Vypusk 3: 75 - 79.

5. Valetov M.R. Formirovanie zdorov'e orientirovannoj napravlennosti lichnosti studentov v processe fizicheskogo vospitaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2006.

6. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj fizicheskojpodgotovki sportsmenov. Moskva: «Fizkul'tura i sport», 1988.

7. Matveev L.P. Osnovy obschej teorii sporta i sistemy podgotovki sportsmenov. Kiev: Olimpijskaya literatura, 1999.

8. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1966.

9. Zhuravlev A.A. Razvitie silovyh sposobnostej s pomosch'yu primeneniya statodinamicheskih uprazhnenij na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj. Molodoj uchenyj. 2017; Vypusk 50: 59 - 61. Available at: https://moluch.ru/archive/184/47346

10. Seluyanov V.N. Tehnologiya ozdorovitel'noj fizicheskojkul'tury. Moskva: SportAkademPress, 2001.

11. Seluyanov V.N. Razvitie lokal'nojmyshechnoj vynoslivosti v ciklicheskih vidah sporta. Moskva: TVT Divizion, 2009.

12. Seluyanov V.N. Fizicheskaya podgotovka edinoborcev (sambo i dzyudo). Teoretiko-prakticheskie rekomendacii. Moskva: TVT Divizion, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.10.19

УДК 378

Kuzin A.S., teacher, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation

(Novosibirsk, Russia), E-mail: newkuzin@mail.ru

MODELING OF PROCESS OF EDUCATION OF VIGILANCE IN ENSURING INFORMATION SECURITY AT CADETS OF MILITARY INSTITUTE. The problem of education of vigilance in ensuring information security of cadets of military institutions of the national guard of the Russian Federation is actualized. Various definitions of the concept of modeling as a method of scientific research are analyzed. Philosophical, economic and pedagogical approaches to the use of modeling in scientific research are identified and characterized. The author substantiates the idea of the need to use modeling in conducting pedagogical research in order to improve the quality of training and education of future officers. The main stages of modeling the process of education of vigilance in ensuring information security of cadets of military universities of the national guard troops, the passage of which will allow to construct an effective model of the relevant process, are identified. These stages include: a) construction of the model of the object of study; b) the study of the constructed model; c) the application of the knowledge about the model to its prototype; d) experimental testing and further practical application of new knowledge to the real object.

Key words: modeling, education of vigilance in information security, cadets.

А.С. Кузин, преп., Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации,

г. Новосибирск, E-mail: newkuzin@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БДИТЕЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Актуализируется проблема воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. Анализируются различные определения понятия моделирования как метода научного исследования. Выделены и охарактеризованы философские, экономические и педагогические подходы к применению моделирования в научных исследованиях. Обосновывается идея о необходимости применения моделирования при проведении педагогического исследования в интересах повышения качества обучения и воспитания будущих офицеров. Обозначены и аргументированы основные этапы моделирования процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военных вузов войск национальной гвардии, прохождение которых позволит сконструировать эффективную модель соответствующего процесса. К числу таких этапов отнесены: а) конструирование модели объекта исследования; б) исследование сконструированной модели; в) применение полученных знаний о модели к её прототипу; г) экспериментальная проверка и дальнейшее практическое применение новых знаний к реальному объекту.

Ключевые слова: моделирование, воспитание бдительности в обеспечении информационной безопасности, курсанты.

Военная служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВНГ) с каждым годом становится почётнее и соответственно требует от кандидатов на её прохождение всё более высоких профессиональных качеств и навыков. Как и во все времена, костяк воинских коллективов частей и подразделений ВНГ составляют офицеры. При этом стоит отметить, что наибольшие надежды возлагаются в первую очередь на кадровых офицеров командного профиля - выпускников военных институтов ВНГ

Чтобы будущий офицер стал профессионалом, отвечающим самым сложным вызовам современности, в стенах военного вуза вместе с обучением необходимым военным знаниям и умениям осуществляется воспитание его личностных качеств. Одним из наиболее важных, с нашей точки зрения, качеств личности, которые необходимо воспитывать у курсанта военного института, является бдительность в обеспечении информационной безопасности [1]. Для выяснения и последующего улучшения педагогических условий, выбора наиболее рациональных способов построения и управления процессом воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов в качестве одного из наиболее подходящих методов научного исследования, причём как теоретических, так и экспериментальных, мы рассматриваем моделирование.

Детально проанализировав моделирование на основе исследований учёных, занимавшихся изучением данного научного метода, мы пришли к выводу, что интересными для нашего исследования представляются подходы философов, экономистов и педагогов.

Моделирование как метод научного (психолого-педагогического) исследования рассматривается в работах учёных-философов В.А. Штофф [2], Б.А. Глинского [3], Б.Г. Юдина [4], учёных-экономистов А.О. Овчарова и Т.Н. Овчаровой [5], М.П. Власова [6], Н.А. Горелова [7]. В педагогической науке широкое приме нение моделирование получило благодаря исследованиям учёных-педагогов Ю.К. Ба-банского [8], А.М. Новикова [9], В.И. Загвязинского [10] и многих других.

В.А. Штофф в качестве лейтмотива своего фундаментального научного труда «Моделирование и философия» выразил мысль о том, что проблема моделирования требует методологического изучения, в результатечегвуидутвлз-можны новые открытия в одной из важнейших категорий философии - категории отражения. Автор видит перспективу в применении данного научного методер тех сферах науки, где он ещё не применялся или только начинает применяться, например, в педагогике [2].

Специалист по теории познания и методологии науки Б.А. Глинский предположил, что не существует такой области человеческого знания, в которой так или иначе не использовалась ( бы или не могла быть использована процедура моделирования. Полезным для нашего исследования представляется описание автором структуры процесса моделирования, в которой он выделил ряд этапов: от обновления имеющихся знаний об из- V учаемом объекте до контроля соответствия действительности полученных данных о моделируемом объекте и включения их в систему знаний об объекте реальном [3].

Выдающийся советский и российский философ Б.Г. Юдин называет моделирование ведущим методом системного анализа, при применении которого создаются обобщённые модели, отображающие значимые факторы и взаимосвязи реальной ситуации. Применение метода позволяет заблаговременно выявить проблемные вопросы, которые могут проявиться при реализации модели [4].

А.О. Овчаров и Т.Н. Овчарова в основе понимания сущности моделирования видят изучение оригинала путём создания и изучении его копии, замещающей оригинал именно с тех сторон, которые интересуют конкретного учёного [5]. В рамках нашего исследования определённый интерес представляет описание авторами типичных для любого вида моделирования этапов: от параметризации и спецификации объекта до проверки и реализации модели.

М.П. Власов относит моделирование к наиболее распространённым способам изучения не только близких ему процессов в экономике, но также социальных процессов и явлений. Благодаря моделированию исследователи находят обходной путь в процессе поиска наилучшего управленческого решения, не прибегая к непосредственному экспериментированию в от ношо-нии реальной системы [6].

Н.А. Горелов, раскрывая методологию решения инновациооныр хриблум, основанную на концепции систем (системный анализ), среди наиболее подходящих методов для поиска рационального выхода из проблемных саауацой влще-ляет моделирование. Одним из результатов применения метода моделирования автор называет согласование цели со средствами их достижения кчк врртри со стемы, так и вне её [7].

Также Н.А. Горелов приводит своё понятие метода исслхдрвания «мудх-лирование», которое включает создание и изучение модели, зхмлщающейурх-гинал исследуемого объекта, и последующий перенос полученного результата на объект. Таким образом, после мысленного представления или мотахиольноу реализации модели, отображающей или воспроизводящей объект исследования,

мы получаем возможность изучения, которое даёт нам новую информацию об этом объекте.

По мнению Ю.К. Бабанского, с помощью моделирования мы можем систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предположить пути их более целостного описания, детально наметить связи между элементами, открыть возможности для создания более целостных классификаций [8].

Один из создателей современной методологии, педагогики и теории образования А.М. Новиков полагает, что моделирование всегда используется в совокупности с другими научными методами, особенно подчёркивая его тесную связь с экспериментом. Автор указывает на возможность широкого применения метода моделирования в педагогике - создание моделей-гипотез, раскрывающих механизмы связи компонентов исследуемого, и проверка их на практике [9].

Описывая моделирование как один из теоретических методов в психолого-педагогических исследованиях, В.И. Загвязинский делает вывод, что процесс моделирования служит инструментарием исследователя, позволяющим изучать отдельные стороны и свойства объекта (прототипа), не только известного, но и несуществующего в практике. Также автором отмечается тесная связь моделирования с прогнозированием [10].

В результате применения метода моделирования исследователями создаются различные модели систем, процессов и ситуаций. Современные педагогические исследования в интересах повышения квалификации кадров, подготавливаемых в военных вузах, показывают многочисленные примеры применения моделирования воспитательного процесса: формирование готовности будущих офицеров к профессиональной и служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения; развитие коммуникативной культуры курсантов военного института и др.

Обзор вышеуказанных подходо в к определению сущности моделирован и я даёт основание говорить о том, что он является одним из наиболее подходящих спобоХовисследоманияпноцедса восбитаыиябдитемьнонти в оМеспочонеиин-формационной безопасности у курсантов военных институтов ВНГ

Таким образом, исходя из вышесказанного, моделирование процесса вос-плттния бртелиностыикбиспеионди информацеолноу бозопаснесто у курыаятов военных институтов ВНГ мы можем рассмотреть в виде обобщённой схемы, ко-тория отобишбноиаоис.1.

1 этап

Построение модели

Объект исследования О

1/

4 этап

Проверка и применение знаний ZO

Модель М

Процесс моделирования

2 этап

Изучение модели М

3 этап

Перенос знаний ZM с модели М на оригинал О

Рис.1.Обобщённая схемапроцесса моделирования

Процесс воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военных институтов ВНГ обозначим как объект исследования (0). После этого конструируемили подбиравм из существующих другой обвокт - модееь (О П ерсыротсппослроенея мод ели М содсржет пв-лучение исходных знаний о процессе воспитания бдительности в обеспечении ииформационнобееэоуасиостио крэсэнтов воеинэе институтов ЕЗНГ, т.е. об О (оригинале, прототипе). Познавательные возможности нашей М заключаются в том, что ооа вжючсевсвецифиэеексе чеотыО. Вакиюобоазщм,ррс изучении интересующих нас специфических сторон моделируемого объекта /Жму отказыааомсвотиясведвмания другиз тторон.напримещщвао с башвм случае, рассматривая воспитание бдительности в обеспечении информаци-онтобХо^^^н^т™ у курэаптэв, мы не вчитывщемвосриеаове бдизеоьбщеои про бесевирка^ульной служэычрсового на постуВмевтеевем, двя нешего О может быть сконструировано несколько моделей (М, М1, М2...), предназна-оенныэ для стосоврливж1еча1ощиуоазную итепбньеэ-

тализации.

На втором этапе процесса моделирования построенная нами М выступит как независимый объект исследования. В нашем случае формой такого исследования будет проведение модельного эксперимента с изменением условий функционирования М. Результатом второго этапа будет получение системы знаний о модели (обозначим как ZM).

Далее переносим ZM на оригинал 0 и тем самым формируем очередную систему знаний об исследуемом объекте-оригинале (обозначим - ZO), после чего переходим на язык нашего 0. На этом, третьем, этапе нам необходимо следовать правилу: корректировать ZM с учётом специфических свойств объекта-оригинала 0, которые вошли в конструкцию или были изменены при построении М.

На завершающем процесс моделирования этапе необходимо провести экспериментальную проверку получаемых с помощью М результатов (в виде ZO) и использовать их для построения обобщающей теории прототипа 0, в целях управления им или повышения его эффективности (как в нашем случае). В заключение моделирования мы снова возвращаемся к проблематике исследования исходного объекта 0 (оригинала, прототипа).

К предполагаемым параметрам моделируемого процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военных институтов ВНГ мы отнесём:

Библиографический список

- основные законодательные акты, определяющие социальный заказ на воспитание бдительности в обеспечении информационной безопасности у будущих офицеров;

- методологические подходы и принципы, которые мы учитываем в процессе нашего педагогического исследования;

- педагогические условия, которые необходимо создать для эффективного воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов;

- этапы построения, изучения, реализации и интерпретации результатов процесса воспитания;

- составные части целостного процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов, от постановки цели и мотивации до оценивания результатов (компоненты);

- итоговый результат проведения нашего исследования.

Таким образом, можно обосновано сделать вывод, что моделирование процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов позволит наглядно и всесторонне раскрыть специфику воспитания данного военно-профессионального качества будущих офицеров, конкретизировать и увеличить эффективность воспитательной деятельности в военных институтах ВНГ а как следствие, повысить квалификацию офицерских кадров Росгвардии.

1. Кузин А.С. Воспитание бдительности в области информационной безопасности у будущих офицеров: актуальный контент Сборник научных статей IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием, 28 декабря. Новосибирск: НВИ, 2018: 197 - 203.

2. Штофф В.А. Моделирование и философия. Ленинград: Наука, 1966.

3. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ): монография. Москва: МГУ 1965.

4. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. Москва: Наука, 1986.

5. Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. Методология научного исследования. Москва: ИНФРА-М, 2016.

6. Власов М.П. Моделирование экономических процессов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

7. Горелов Н.А. Методология научных исследований. Москва: Издательство Юрайт, 2017.

8. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. Москва: Просвещение, 1988.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015.

10. Загвязинский В.И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Издательский центр «Академия», 2005. References

1. Kuzin A.S. Vospitanie bditel'nosti v oblasti informacionnoj bezopasnosti u buduschih oficerov: aktual'nyj kontent. Sborniknauchnyh statejIX Mezhvuzovskojnauchno-prakticheskoj konferenciis mezhdunarodnym uchastiem, 28 dekabrya. Novosibirsk: NVI, 2018: 197 - 203.

2. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Leningrad: Nauka, 1966.

3. Glinskij B.A. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya (gnoseologicheskij analiz): monografiya. Moskva: MGU, 1965.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yudin B.G. Metodologicheskijanaliz kak napravlenie izucheniya nauki. Moskva: Nauka, 1986.

5. Ovcharov A.O., Ovcharova T.N. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Moskva: INFRA-M, 2016.

6. Vlasov M.P. Modelirovanie 'ekonomicheskih processov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.

7. Gorelov N.A. Metodologiya nauchnyh issledovanij. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2017.

8. Babanskij Yu.K. Vvedenie v nauchnoe issledovanie po pedagogike. Moskva: Prosveschenie, 1988.

9. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Moskva: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2015.

10. Zagvyazinskij V.I., Atahanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

Статья поступила в редакцию 12.10.19

УДК 378:81:159.9; 81'33

Levina O.M., senior teacher, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: olesya.levina@gmail.com

CONVENTIONAL COMPETENCE WITHIN GOAL-SETTING OF INTERCULTURAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN PRESENCE OF VERBAL MANIPULATION. The author considers it reasonable to study and overcome verbal manipulation in contemporary times based on false-egalitarian principles of global communication. Much attention of the article is given to the problem of competence formation of the students, who would have a sufficient amount of skills to communicate effectively with some partners of intercultural communication in the world of destructive verbal manipulation. The paper examines communicative strategies of verbal manipulation, as well as the role of above-mentioned notion in the context of clarifying the main aim of intercultural foreign-language education. The author distinguishes "conventional competence" as a part of strategic subcompetence in the contents of intercultural communicative competence, considered to be, generally and contextually, an ability to overcome verbal manipulation in situations of intercultural communication.

Key words: conventional competence, conventional strategy, intercultural communication, intercultural communicative competence, intercultural foreign language education, verbal manipulation.

О.М. Левина, ст. преп., Московский городский педагогический университет, г. Москва, E-mail: olesya.levina@gmail.com

КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕЧЕВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ

В контексте условно эгалитарного пространства глобальной коммуникации обоснованным представляется учет и преодоление эффекта манипулятив-ного коммуникативного воздействия при межкультурной коммуникации. Автор затрагивает проблематику формирования способности студента эффективно взаимодействовать с партнером по межкультурной коммуникации в условиях деструктивного влияния манипулятивной интенции. Рассматривается специфика речевой манипуляции с точки зрения стратегий коммуникативного воздействия, а также характер проявления речевой манипуляции в контексте целеполагания межкультурного иноязычного образования. В этой связи автор обосновывает дополнительно в компонентном составе межкультурной коммуникативной компетенции (в стратегической субкомпетенции) конвенциональную компетенцию, понимаемую в целом и контекстуально как способность преодолевать эффект речевой манипуляции в ситуации межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: конвенциональная компетенция, конвенциональная стратегия, межкультурная коммуникация, межкультурная коммуникативная компетенция, межкультурное иноязычное образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.