Педагогика
УДК 378.225
адъюнкт очного обучения Черезов Дмитрий Владимирович
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Беловолов Валерий Александрович
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНГ РОССИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы методологических подходов к выбору и созданию модели формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии России к работе с военнослужащими девиантного поведения, определены структурные компоненты, принципы и функции модели формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии России к работе с военнослужащими девиантного поведения.
Ключевые слова: модель, структура, функция, принципы, компоненты модели, формирование готовности, курсанты ВНГ России.
Annotation. In article questions of methodological approaches to the choice and creation of model of formation of readiness of future officers of troops of national guard of Russia for work with the military personnel of deviant behavior are considered, structural components, the principles and functions of model of formation of readiness of future officers of troops of national guard of Russia for work with the military personnel of deviant behavior are defined.
Keywords: model, structure, function, principles, model components, readiness formation, cadets of VNG of Russia.
Введение. На современном этапе реформирования войск национальной гвардии значительно возросли требования к результатам подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии России. Офицерам войск национальной гвардии, в ходе работы с военнослужащими девиантного поведения, зачастую приходится производить вариативный изменение методов работы с военнослужащими девиантного поведения, на базе существующих знаний по данной проблеме с учетом реалий современного общества, что и обуславливает большое внимание, уделяемое центральным аппаратом ФСВНГ России вопросу формирования готовности будущих офицеров к работе с военнослужащими девиантного поведения в ВООВО ВНГ России. Для решения данного вопроса нами была сконструирована структурно-функциональная модель формирования готовности будущих офицеров ВНГ России к работе с военнослужащими девиантного поведения.
Изложение основного материала статьи. В нашей исследовательской работе мы придерживались психолого-педагогического подхода к разработке и исследованию проблематики формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения. Особую позицию мы отвели проблеме моделирования процесса формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения, как инструменту разработки и апробации единых теоретико-методологических подходов, осуществления преемственности целей, содержания, методов и организационных форм формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения.
Изучив научную литературу, мы выяснили, что моделирование, как метод научного познания, рассматривается такими учеными Ю.К. Бабанский, Б.А. Глинский, В.А. Штофф, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.И. Суравлева и др. [2, 3, 5, 7].
Мы придерживаемся мнения Н.В. Кузьминой, которая представляет моделирование как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами. Таким образом, в качестве прообраза мы берем реально существующий процесс формирования готовности к работе с военнослужащими девиантного поведения, имеющий место в военном институте войск национальной гвардии.
Наиболее полное, на наш взгляд, определение понятия "модель" дает В. А. Штофф в своей книге "Моделирование и философия". Под моделью он понимает такую мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [1, 2, 7].
Отсюда логически выделяются следующие характеристики модели (по Н.Г. Салминой):
1) модель является заместителем изучаемого объекта;
2) модель и изучаемый объект находятся в состояниях соответствия: модель не тождественна оригиналу, она только отображает изучаемый объект.
При конструировании модели мы придерживались структуры процесса моделирования предложенной Б.А. Глинским:
- выбор известной модели в научной литературе;
- актуализация знаний об оригинале и констатация факта невозможности изучения естественным образом интересующего объекта;
-изучение модели;
-перенос на оригинал полученных сведений;
-проверка истинности данных и представление их в системе знаний об оригинале [2].
Рассматривая труды ученых (В.Г. Афанасьев, Н.В. Кузьмина, И.В. Блауберг и др.), мы предполагаем что модель формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии России к работе с военнослужащими девиантного поведения представляется как систематизированные и взаимосвязанные структурные компоненты и функциональные отношения, определяющие внутреннее устройство, единство и стабильность объекта исследования.
Обратившись к Философскому энциклопедическому словарю мы выяснили, что «структура» (лат. structura - строение, расположение, порядок) представляет собой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, таким образом, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях [6]. Исходя из этого - структурной будет являться модель, имитирующая внутреннюю организацию, структуру оригинала.
В то же время установление структуры формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения является важным условием эффективности комплексного исследования и совершенствования этой системы.
Необходимость выявления сущности формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения обусловила выбор не только структурного, но и функционального типа создаваемой модели.
Современные научно-энциклопедические источники трактуют понятие «функция» (лат. functio -осуществление, исполнение) как способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит в качестве элемента, а также роль определенного процесса в рамках некоторой системы, к которой он принадлежит, по отношению ко всей системе, а также вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого [6, 7].
Функциональной является модель, имитирующая способ поведения (функции) оригинала. Сущность объекта не может быть познана иначе как через его проявления, функционирование. «Функция, как некоторый стабильный, характерный для данной системы способ поведения, является одной из важнейших сторон сущности этой системы, и в этом смысле - одной из самых внутренних ее характеристик» [2, 6].
Таким образом, структура несет ответственность за постоянное взаимодействие между элементами системы, в то время как функция необходима для осуществления особого способа поведения, способа деятельности системы в целях поддержания взаимодействия компонентов [2].
Использование структурно-функционального типа модели мы аргументируем исходным положением о соотношении структуры и функции (по Б.А. Глинскому), в котором он определяет то, что взяв за основу подобие структур, мы сможем получить надежные (либо высокой степени вероятности) функции модели и прототипа (структурно-функциональные), однако, взяв за основу подобие функций, высока вероятность, что мы получим не достоверные, а правдоподобные выводы и результаты о сходстве структур модели и прототипа (функционально-структурные модели) [2]. Такая модель рассматривается как система: целостная и динамичная.
В качестве методологических подходов к формированию готовности будущего офицера к работе с военнослужащими девиантного поведения нами выделены следующие: системный, личностно-деятельностный.
Мы применили системный подход к формированию готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения, изложенный в работах ученых В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Серикова и др.
Инструментом использования системного подхода в исследуемом процессе выступает системный анализ, представляющий совокупность приемов и методов для изучения сложных объектов. Общая схема системного анализа, приемы его осуществления в различных системах отображены в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой и др.
Сконструированная нами модель формирования готовности будущего офицера к работе с военнослужащими девиантного поведения выступает как система, которая создается для достижения поставленной нами цели исследования. Результатом ее функционирования являются новообразования в знаниях, умениях, навыках офицера.
Важным методологическим подходом в нашем исследовании является личностно-деятельностный подход, описанный в научных трактатах таких ученых как А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др., где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Данный подход, в рамках нашего исследования, в своем личностном компоненте заключается в управляемом процессе развития личности курсанта, основанном на глубоком знании его личности и особенностей жизнедеятельности.
Использование нами личностно-деятельностного подхода, предполагает моделирование организации процесса формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения, как организацию (и управление) учебной деятельности обучающихся, означает переориентацию этого процесса на постановку и решение конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.); определяет личность курсанта как субъект процесса формирования готовности будущего офицера к работе с военнослужащими девиантного поведения, который по своей сути является самоутверждающейся, самореализующейся личностью в образовательном процессе ВООВО, которая способна к самоорганизации своей деятельности [1, 2], что являет характерной чертой и условием формирования готовности курсанта к работе с военнослужащими девиантного поведения при условии овладения им ориентировочной основой и алгоритмом работы с военнослужащими девиантного поведения.
Рассмотрим структурно-функциональную модель формирования готовности курсантов военных институтов войск национальной гвардии к работе с военнослужащими девиантного поведения.
К специфике разработанной нами модели нами отнесены интегративность, устойчивость, преемственность и прогностичность.
При разработке модели формирования готовности будущих офицеров к работе с военнослужащими девиантного поведения нами были определены следующие взаимосвязанные между собой принципы: гуманизма, интеграции, координации, непрерывности, диатропичности, связь теории с практикой.
Основными структурными элементами системы формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
Целевой компонент определен совокупностью цели и задач, комплексное решение которых обеспечивает формирование у будущих офицеров готовности к работе с военнослужащими девиантного поведения в процессе приобретения системы знаний по проблеме девиантности, знание сущности, причин
девиантного поведения военнослужащих, овладение курсантами необходимым комплексом умений и навыков по работе с военнослужащими девиантного поведения, а также владение соответствующими методиками работы и направлен на определение степени соответствия полученных результатов запланированным, их оценку для дальнейшей коррекции. Данный компонент выполняет в нашей научно-исследовательской работе диагостико-аналитическую функцию.
Мотивационно-ценностный компонент модели предполагает овладение курсантами системой ценностно-смысловых и эмоционально-волевых отношений будущего офицера к проблеме работы с военнослужащими девиантного поведения, осознание ценности работы с военнослужащими девиантного поведения, ответственности, интериоризация нормативных предписаний в сферу личностно-профессиональных ценностей, мотивов.
Мотивационно-ценностный компонент реализуется посредством ориентировочной и развивающей функций.
Содержательный компонент включает систему знаний о содержании девиантного поведения и специфики девиантного поведения военнослужащих, опыте практической деятельности офицеров с военнослужащими девиантого поведения.
В рамках содержательного компонента мы реализуем когнитивно-информационную функцию.
Деятельностно-организационный компонент предполагает овладение опытом практической деятельности, причем как известными, устоявшимися способами деятельности так и способами решения нестандартных задач; организацию деятельности участников образовательного процесса направленную на решение задач исследования, порядком их взаимодействия, организационными формами, методами, средствами, обеспечивающими эффективность изучаемого феномена, содержанием программ обучения, учебно-материальной базы; правилами, уставами, кодексами, воинскими традициями, нормами поведения военнослужащих и отношений участников образовательного процесса в военном институте; интерактивными формами и методами обучения и воспитания.
Функциями, которые выполняет данный компонент в разрабатываемой модели, являются операционно-технологическая, воспитательно-коммуникативная.
Оценочно-результативный компонент модели заключается в определении успешности эксперимента по формированию готовности будущего офицера к работе с военнослужащими девиантного поведения через критерии, показатели, уровни.
В модели формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими девиантного поведения оценочно-результативный компонент выполняет оценочно -контролирующую и прогностическую функции.
В качестве критериев эффективности исследуемого процесса нами выделены мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный критерии.
Уровни сформированности определены нами теоретическо-методологическим анализом проблемы в процессе исследования и представлены оптимальным, допустимым и низким уровням.
Выводы. Таким образом, разработанная нами структурно-функциональная модель позволяет представить формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к работе с военнослужащими девиантного поведения как целостный педагогический процесс, с присущими ему основными характеристиками - целостностью, системностью, цикличностью и технологичностью. Опираясь на данное представление моделируемого процесса нами определены структурные блоки модели: целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, деятельностно-организационный, оценочно-результативный, которые, в свою очередь, соответствуют основным компонентам педагогического процесса.
Литература:
1. Беловолов В.А. Образовательная среда военного института внутренних войск МВД России в условиях современного военного образования / Полич В.В., Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. // Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. 2014. С. 350-361.
2. Глинский, Б. А. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. - М.: Изд-во МГУ,1985. - 248 с.
3. Марков А.М. Моделирование процесса эмоционально-волевой подготовки курсантов военных институтов внутренних войск МВД России / Марков А.М. // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России в 2-х частях: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. А. Куценко; Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. 2014. С. 307-312.
4. Михеев В. И. Методы измерения в педагогических исследованиях/ В. И. Михеев, А. Ю. Потапова.-М.: Издательский центр АПО, 2002.- 48 с.
5. Пивоваров Р.В. Моделирование процесса формирования готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы / Пивоваров Р.В., Леер В.И., Беловолов В.А., Беловолова С.П // Мир педагогики и психологии. Нижний Новгород. 2017. № 9 (14). С. 37-44.
6. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.— 840 с.
7. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М, - Л., 1986. - С. 52
Педагогика
УДК 371.012
кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения потенциала социально-правового воспитания обучающихся как особой функции общества, способствующей обеспечению скоординированной профилактической деятельности различных социальных институтов, направленной на предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Проанализирован практический опыт реализации социально-правового воспитания в деятельности государственных органов, образовательных учреждений.
Ключевые слова: социально-правовое воспитание, профилактика, социализация, декларация, конвенция, детская общественная организация, летний отдых детей.
Annotation. The article deals with the main provisions of the potential of social and legal éducation of students as a special function of society, contributing to the coordinated preventive activities of various social institutions aimed at the prevention of juvenile delinquency and crime. The practical experience of realization of social and legal education in activity of state bodies, educational institutions is analyzed.
Keywords: social and legal education, prevention, socialization, Declaration, Convention, children's public organization, summer recreation for children.
Введение. Важность проблемы изучения педагогического опыта организации социально-правового воспитания обучающихся в настоящее время связана с проблемами процесса социализации подрастающего поколения. Отсутствие системности во взаимодействии между различными учреждениями, занимающимися вопросами образования, воспитания, защиты обучающихся, в организации процесса социально-правового воспитания, негативно влияет на качество формирования всесторонне развитой личности.
Содержание социально-правового воспитания рассматривается нами как целостный социально-педагогический процесс интериоризации обучающимися правовых знаний, норм и способов правомерного поведения, осуществляющийся в единстве и взаимосвязи школьного и дополнительного образовательно-воспитательного взаимодействия правовой направленности в рамках целевого педагогического сопровождения формирования правовой компетентности как основы успешной правовой социализации личности; как специально организованное взаимодействие педагога и обучающегося по освоению социально-правового знания, становлению социально-правовой позиции, обретению социально-правового опыта.
В соответствии с государственными документами (Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики, закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и др.) воспитание детей рассматривается как «стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [4].
Формулировка цели статьи. Для нашего исследования важным является раскрытие сущности социально-правового воспитания обучающихся как особой функции общества, обеспечивающей решение проблемы профилактики правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних, рассмотрение практического опыта реализации социально-правового воспитания.
Изложение основного материала статьи. Идея профилактики правонарушений среди населения появилась еще в программных документах российского государства в 1919 году. В свете этого одной из актуальных проблем общества, не получающей решения на протяжении нескольких десятков лет является профилактика девиантных форм поведения школьников, например, несовершеннолетних подросткового возраста, путем организации целенаправленной деятельности в рамках социально--правового воспитания как целостного социально-педагогического процесса.
Изменение ситуации в области международной защиты прав несовершеннолетних, повлекло изменение отношения к социально-правовому воспитанию в России. Так, по инициативе Лиги Наций в 1919 г. был создан Комитет детского благополучия. Главными задачами деятельности Комитета детского благополучия стали: разработка и внедрение мер по борьбе с беспризорностью; деятельность по предотвращению рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних; деятельность по ликвидации детского труда.
Основную миссию в разработке социальных норм защиты детей в основном выполняли общественные неправительственные организации. Международный союз спасения детей был также основан общественной организацией англичан. В 1923 г. была разработана Декларация в рамках деятельности Международного союза спасения детей, содержащая приоритетные направления общественного развития, обеспечивающего необходимую защиту и заботу о детях.
К первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей относится Декларация, отмечающая в качестве основных направлений деятельности государства заботу о детях, их защиту, которые с принятием данного документа перестали быть исключительной обязанностью семьи. Документом обозначен тот факт, что все человечество должно заботиться о защите детства. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.
Принятие в 1924 г. в Женеве Лигой Наций на 5-й сессии «Декларации прав ребенка», предложенной Международным союзом спасения детей, стало важным шагом в области создания правовых норм международного уровня, регламентирующих защиту детей.
В «Декларации прав ребенка» были озвучены принципы осуществления прав детей и сформулированы цели их международно-правовой защиты:
- ребенку должна предоставляться возможность нормального развития;