Научная статья на тему 'Образовательная среда как педагогическое условие развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов'

Образовательная среда как педагогическое условие развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА / СИСТЕМА УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВОЙСКОВАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / OFFICERS’ TRAINING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING CONDITIONS / MILITARY PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессонова А.В.

В статье рассматриваются вопросы образовательной среды, а также факторы, определяющие понятие «педагогические условия», которые играют ключевую роль в подготовке будущих военных специалистов в высших военных учебных заведениях, и которая будет направлена на формирование у будущего офицера профессионального самоопределения, профессионально-личностных качеств, способности решать сложные задачи служебно-боевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессонова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS CADETS

The article touches upon the questions of educational environment and factors, denoting the term “pedagogical conditions”, which play the essential part in teaching potential military specialists in higher military educational establishments, focused on forming the professional self-determination of a potential officer, professional personal qualities and the ability to fulfill difficult operational professional tasks.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как педагогическое условие развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов»

УДК 378.095 БЕССОНОВА А.В.

адъюнкт адъюнктуры факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, Санкт-Петербургский военный институт национальной гвардии РФ E-mail: bessonova_AV@inbox.ru

UDC 378.095 BESSONOVA A.V.

Adjunct of the faculty of training of highly qualified personnel and additional professional education St. Petersburg military Institute of the national guard of the Russian Federation E-mail: bessonova_AV@inbox.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS CADETS

В статье рассматриваются вопросы образовательной среды, а также факторы, определяющие понятие «педагогические условия», которые играют ключевую роль в подготовке будущих военных специалистов в высших военных учебных заведениях, и которая будет направлена на формирование у будущего офицера профессионального самоопределения, профессионально-личностных качеств, способности решать сложные задачи служебно-боевой деятельности.

Ключевые слова: образовательная среда, педагогические условия, подготовка офицерских кадров, профессиональное самоопределение, образовательная среда военного вуза, система условий профессиональной подготовки, войсковая практика.

The article touches upon the questions of educational environment and factors, denoting the term "pedagogical conditions", which play the essential part in teaching potential military specialists in higher military educational establishments, focused on forming the professional self-determination of a potential officer, professional personal qualities and the ability to fulfill difficult operational professional tasks.

Keywords: educational environment, pedagogical conditions, officers' training, professional self-determination, educational environment of a higher military educational establishment, the system of professional training conditions, military practice.

Проблема профессионального самоопределения на сегодняшний день затрагивает исследования многих ученых различных областей, социальных, педагогических, психологических наук. Во многом это проблема и философская, так как профессиональная самореализация связана с личностным ростом индивида и его жизненными стратегиями. Таким образом, проблема профессионального самоопределения непосредственно связана с поиском путей гармонизации интересов личности и профессии, общественных отношений в профессиональной сфере.

Для военного образования проблема профессионального самоопределения имеет первостепенное значение, т.к. она определяет основную цель деятельности педагогических коллективов - создание педагогических условий для подготовки военных специалистов, способных в дальнейшем самостоятельно определять параметры своего профессионального развития.

В современном обществе актуально стоят задачи, направленные на то, чтобы личность, находясь в процессе различных видах сначала учебной, а затем профессиональной деятельности, не только развивалась, совершенствуя свои внутренние, личностные качества,

но и получила возможность нахождения своего «Я», попадая в условия различных видов учебного процесса в течение подготовки к профессиональной деятельности. Развитие и успешное функционирование педагогической системы обуславливается обязательным наличием и соблюдением определенных условий.

Таким образом, для совершенствования профессиональной подготовки будущих военных специалистов необходимы соответствующие педагогические условия, создаваемые профессиональной деятельностью педагогов, и которые обеспечивают возможность успешной реализации определенных и поставленных задач учебного процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы указывает на разное понимание использования категории «педагогические условия». С точки зрения философского подхода к трактовке данного понятия, это связано с тем, как предмет относится к явлениям, которые окружают его повседневно, тем или иным образом изменяют его жизнедеятельность и без которых он существовать не может.

В педагогической и психологической науках многие авторы конкретизируют педагогические

© Бессонова А.В. © Bessonova A.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

условия, определяющие личностную реализацию и поведение человека во всех формах его бытия, телесно-природных, социальных и духовно-нравственных: в этом направлении работают В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлева, Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева, Б.В. Куприянова, С.А. Дынина и другие [1; 15; 22]. Например, Е.А. Андреева отмечает, что под педагогическими условиями курсантов военных вузов предлагается рассматривать совокупность факторов (целенаправленно создаваемых и реализуемыми педагогами), обеспечивающих интегративные результаты достижения поставленных целей [2]. Наумов П.Ю. в контексте своего исследования дает собственную интерпретацию этого термина, в котором под педагогическими условиями понимает комплекс мер, создающих образовательный процесс, содержащий дидактическое обеспечение, разработанное с использованием современных технологий, которые развивают систему ценностей курсанта [19].

Педагогические условия определяются многими исследователями разными по содержанию в педагогическом процессе. В частности, важное место, по мнению учёных, занимают организационные предпосылки и условия педагогической деятельности (В. А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), представляющие собой целостное образование потенциального единства содержательных, методических и методологических средств в целевом педагогическом и воспитательном процессе (В. А. Беликов) [4]. Психолого-педагогические условия в работах ученых - Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др. [11] - определяются в качестве потенциальных связей образования и материально-пространственного окружения, которые создают предпосылки управления эффективностью и качеством всего педагогического процесса.

Применяется также понятие «дидактические условия», которые М.В. Рутковская определяет как «наличие таких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения, во-вторых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, в-третьих, определенным образом отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы обучения с учетом принципов оптимизации» [24]. При таком подходе, дидактические условия формируются в результате целенаправленной деятельности по редактированию и отбору, формированию и использованию в педагогической практике содержательных и формальных (методики и приёмы) средств обучения, дополненных организационными усилиями педагога в процессе обучения и достижения поставленных образовательных и воспитательных целей и задач.

Мировые и региональные социально-экономические факторы, новые образовательные реформы в нашей стране, тенденции развития высшего военного образования обусловили новые требования к подготовке курсантов военного вуза. Необходимы новые условия и подходы к созданию условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, само-

развивающейся личности путём мобилизации её внутреннего потенциала, совершенствования кадровой политики и управленческих решений в сфере профессиональной подготовки офицеров, которые должны на «выходе» представлять собой специалиста, обладающего эффективными компетенциями, глубоко связанными с высокими интеллектуальными, творческими, волевыми и духовно-нравственными качествами выпускника, входящего в армейскую жизнь [13; 17].

Всё это требует в подготовке военных профессионалов высокого уровня ориентироваться на построение такого эффективного образования, в котором будет оптимальное соотношение военно-технологической и гуманитарной составляющих в подготовке будущих офицеров, гармонично продолжающих в своём служении лучшие качества и традиции российской и советской армии и военного воспитания [27]. При этом помимо усвоения профессиональных знаний, умений, навыков, будущему военному специалисту необходимо умело и эффективно управлять своими подчиненными в условиях боевой и учебной ситуации, используя весь физический, интеллектуальный и психологический потенциал вверенного личного состава, учитывать все социальные и демографические реалии, человеческие и технические факторы. Офицеру необходимо наличие ценностных ориентаций, положительного отношения к своей профессии. В этом плане необходимо особое внимание уделять социально-гуманитарным дисциплинам и занятиям, которые позволят курсанту приобрести необходимые навыки и компетенции для работы с личным составом с учётом специфики каждого человека, мотивов его актуального и возможного поведения в мирных и боевых условиях.

Для этого педагогическому составу в процессе учебно-воспитательной работы необходимо использовать такие педагогические методики и стратегии, которые способствуют развитию гуманитарного мышления и ценностных, эстетических и духовно-нравственных ориентаций будущего офицера, его высокой общей и профессиональной культуры, что в будущем скажется на его умении эффективно выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром.

Термин «образовательная среда» активно используется со второй половины XX века. В научной литературе представлен широкий спектр точек зрения для понимания феномена «образовательной среды». Здесь уместно упомянуть таких отечественных авторов, психологов и педагогов, как Г. А. Ковалев, В.П. Лебедева, А.Б. Орлов, В.И. Панов, А.В. Петровский, И.М. Улановская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и многие другие.

Можно выделить своеобразный культурологический подход к понятию «образовательная среда». Так, ещё П.Я. Гальперин рассматривал образовательную среду как условия, в которых реализуется психологическое становление обучаемого с учётом не только усвоения им некоторого объёма теоретических знаний и практических навыков, но и путём интериоризации, присвоения наличного социокультурного опыта [10].

Ю.Н. Кулюткин и С.В. Тарасов [14] понимают под «образовательной средой» некоторую «совокупность культурных, социальных и психолого-педагогических условий», сознательно формируемых в образовательных институтах и процессах с целью личностного роста обучаемого индивида.

В.И. Панов несколько иначе определяет понятие «образовательная среда», понимая её в качестве системы «педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как еще непроявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации» [20, с. 80]. При этом он справедливо подчёркивает значимость и органическое единство пространственных, предметных, психологических и педагогических составляющих и элементов «образовательной среды». Так понятая образовательная среда позволяет педагогу в процессе образования и воспитания опираться на индивидуальные и личностные конфигурации обучающегося, учитывать талант и интересы будущих профессионалов. При таком подходе к трактовке образовательной среды [20; 28] становится возможным учитывать индивидуальные особенности, задатки, способности, интересы, а развитие происходит с помощью средств, соответсвующих особенностям и закономерностям развития обучающихся.

Анализ научной литературы также показывает, что многие исследователи дают свое понимание и определение понятия «образовательная среда»: Я. А. Коменский, А.Н. Леонтьев, А. А. Андреев, О.А. Ильченко, Е.А. Климов, Е.К. Марченко, Е.И. Ракитина, О.И. Соколова, С.В. Тарасов и другие [13]. Л.Н. Бережнова [5], в частности, говорит о том, что образовательная среда должна обеспечивать возможность создать каждому обучающемуся те необходимые для него условия, в которых он сможет решать поставленные перед ним задачи не только в процессе обучения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Специфика педагогического учёта образовательной среды заключается в её функциональном и пространственном сопряжении с внутренним, социальным и природным миром обучающихся и обучающих в процессе организации педагогического процесса [6]. А.И. Артюхина, в частности, рассматривает образовательную среду как определенную организацию жизнедеятельности, педагогический феномен, раскрывающий данную категорию в качестве событийного ряда и источника жизненно-профессиональных ситуаций [3]. В.В. Рубцов делает акцент в определении образовательной среды на ориентацию «взаимодействия в социальной среде и определение решающей роли коммуникативных процессов в развитии ребенка» [25].

Проблема образовательной среды рассматривается разнопланово: Е.Н. Шиянов уделяет внимание гуманитарным аспектам «среды»; о создании комфортной, адаптивной, и диалогической ситуации пишет

С.В. Белова; о взаимодействии разных типов среды говорит Н. А. Вьюнова; о профессиональной направленности среды рассуждает Т.В. Черникова [29]. Петровская М.В. говорит, что среда обладает образовательным и воспитательным потенциалом личностного развития обучающегося, что делает возможным формирование психологической культуры в процессе личностной социализации и актуализации познавательных навыков индивида [21].

Таким образом, определение «среды» в контексте развёртывания понятия «образовательная среда» может быть представлено и как пространство, и как окружение, и как совокупность условий - это элементы и составляющие среды вокруг человека. Условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, и определяются как образовательная среда [12]. Рассматривая различные точки зрения и теоретические подходы к пониманию образовательной среды, мы можем говорить о том, что образовательная среда может стать способом жизнедеятельности человека, если будет включать условия, обеспечивающие возможности каждому субъекту образовательной деятельности разрешать значимые задачи собственной жизнедеятельности исходя из возрастных и индивидуальных особенностей.

В данном контексте Л.Н. Бережнова говорит о том, что более предпочтительнее звучит утверждение, что «образовательная среда есть специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире» [5]. Такая образовательная среда и будет важной предпосылкой и эффективным средством обучения и развития человека.

Подготовка будущих военных специалистов в высших военных учебных заведениях направлена на формирование у будущего офицера профессионального самоопределения, профессионально-личностных качеств, способности решать сложные задачи служебно-боевой деятельности. Личности необходимо определять свое отношение к выбранной профессии, быть уверенной в правильности выбора профессии, быть способной к анализу и рефлексии собственных профессиональных достижений и т.д. Проблемы профессионализма и профессионального самоопределения представлены в работах Н.С. Пряжникова и др. [23]. Эти процессы невозможно рассматривать, не говоря об образовательной среде военного вуза.

А.В. Межуев очень точно определил специфику образовательной среды в военном вузе как «комплекс социально-педагогических обстоятельств, условий, кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, наличие правил, традиций, ценностных установок, корпоративных норм, состояние морально-психологического климата, отношений, оказывающих прямое или опосредованное влияние на

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

развитие личности курсанта, на его вхождение в военную корпоративную культуру в результате решения задач жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания» [18].

Образовательная среда военного вуза включает, на наш взгляд, такие специфические элементы:

- нормативно-регламентирующий компонент;

- учёт в подготовке иностранных курсантов наци-ональностых и конфессиональных особенностей;

- особый язык, понятийно-терминологический аппарат профессионального общения;

- многочисленные воинские традиции и воинские ритуалы;

- поведенческий компонент;

- строгая подчиненность административно-командной системе управления;

- локализация учебной деятельности и практики.

Необходимым фактором в данной деятельности является приобретение практического опыта курсантами в процессе исполнения функциональных обязанностей на конкретной должности. В нашем исследовании педагогические условия развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов представлены как сочетание потенциала образовательной среды военного вуза с целевым педагогическим воздействием.

Проведя исследование, направленное на необходимость теоретически обосновать и разработать педагогические условия развития профессионального самоопределения курсантов военных образовательных организаций высшего образования ВНГ РФ, нами обозначены следующие педагогические условия, необходимые для развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки:

Первым педагогическим условием является образовательная среда, в которой педагогический процесс подготовки курсантов учитывает целостность культурных, аксиологических, социальных, организационных и психологических условия военного вуза, благоприятно влияющих на профессиональную подготовку, личностные новообразования, личностные качества обучающегося. В такую образовательную входят следующие компоненты: культуро-образующая, личностно-ориентированная среда; педагогическое сопровождение, контекстное обучение.

В процессе профессиональной подготовки важным условием для развития профессионального самоопределения курсанта будет являться педагогическое сопровождение. Исходя из анализа различных научных взглядов на понимание термина «сопровождение», мы считаем, что педагогическое сопровождение - это процесс, включающий в себя направления деятельности профессорско-преподавательского состава в области профессионального самоопределения курсанта военных вузов, где создаются условия для решения педагогических проблем, возникающих при проектировании (формировании) модели будущего военного специалиста.

Следующим педагогическим компонентом явля-

ется контекстное обучение, в соответствии с которым модель должности военного специалиста проектируется как система учебных пробных ситуаций, проблем и задач, постепенно приближающихся к профессиональным, что реализуется в процессе войсковой практики курсантов.

Вторым педагогическим условием является войсковая практика, которая организуется в целях приобретения курсантами опыта в ходе исполнения должностных обязанностей и проводится на соответствующих должностях в воинских частях национальной гвардии РФ. Войсковая практика выступает как важнейшее условие развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов, где осуществляется процесс интериоризации профессиональных знаний, навыков, осознание собственных возможностей, личностных качеств и понимания правильности выбора профессии, т.е. включенность в реальные условия деятельности, т.к. процесс профессионального самоопределения имеет рефлексивную основу. Для будущих военных специалистов понимание специфики профессиональной деятельности должно происходить в реальных условиях.

Третьим условием является педагогическая программа развития профессионального самоопределения, состоящая из трех блоков: теоретического, практического, диагностического.

Одной из предпосылок формирования профессионального самоопределения является включенность в реальные условия деятельности, которую обеспечивает образовательная среда военного вуза.

Учебная и трудовая деятельность в военных вузах должна организовываться в перспективе будущей профессиональной деятельности офицеров в реальных условиях прохождения службы. Это создаст предпосылки соединения глубоких теоретических знаний с компетенциями, связанными с эффективной военно-профессиональной подготовкой, результаты которой будут проявляться в условиях реальной профессиональной деятельности. Это создаст, в том числе, и способность осознанно подчиняться приказам начальников, высокий уровень субординации и одновременно навыки самостоятельно принимать решение, быть коммуникабельным, адекватно реагировать на наличие жесткого контроля деятельности со стороны командования, длительное время находиться в закрытом месте дислокации и многое другое, что не всегда необходимо формировать у выпускников других учебных заведений.

Если профессиональная подготовка направлена преимущественно на сообщение учащемуся определенного объема теоретических знаний и недостаточно - на развитие умения быстро, точно действовать при решении практических задач, то какими бы ценными ни были полученные знания, качественный уровень практической деятельности будет крайне низким.

Практической деятельностью у курсантов военных институтов является войсковая практика, которая является важной составной частью образовательной среды и образовательного процесса, организуется с целью

формирования и совершенствования у обучающихся военно-профессиональных компетенций и приобретения практического опыта выполнения обязанностей на воинских должностях командира отделения (заместителя командира взвода).

Экспериментальной базой исследования явился Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ. В экспериментальной работе на разных этапах исследования принимали участие курсанты 1,2,3,4,5 курсов, в том числе 265 курсантов 2 и 3 курсов. В рамках научного исследования автором статьи проводилось анкетирование курсантов 3 курса Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации до прохождения войсковой практики.

В ходе эксперимента нами была апробирована педагогическая модель, значительной составляющей которой было создание педагогических условий и компонентов для развития профессионального самоопределения в процессе профессиональной подготовки. Применяемая педагогическая модель включала:

- теоретические курсы лекций, практические занятия;

- активные формы и приёмы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (обучающие игры и учебные дискуссии);

- словесные, наглядные и практические методы стимулирования и мотивации учебно-образовательной деятельности;

- проблемно-поисковый, а также групповые (тренинг) и индивидуальные формы обучения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у курсантов 3 курса командного факультета удовлетворенность учебным процессом ниже, чем у курсантов 1, 2, 4 и 5 курсов, часть учебных предметов у курсантов не вызывает большого интереса и не все дисциплины в учебном процессе их интересуют. При этом высокие показатели, связанные с интересом к профессии. Но полного понимания у большинства курсантов 3 курса, в чем реально будет заключаться их профессиональная деятельность, нет. Возможно, еще не сложилась полная картина образа будущей профессии, т.к. отсутствуют практические самостоятельные навыки в выполнении профессиональной деятельности, а также полное понимание, как знания, полученные по всем дисциплинам применить в дальнейшей деятельности. В данный период обучения у курсантов пока нет четкого понимания специфики профессиональной деятельности, а также, возможно, нет полной психологической готовности к самостоятельному выполнению функционала ко -мандира взвода, что свидетельствует о необходимости определенных педагогических условий для развития профессионального самоопределения курсантов.

При определении готовности к «самостоятельному решению профессиональных задач» наименьшие показатели у курсантов 1 и 3 курсов. Курсанты указывают проблемные зоны, которые вызывают дискомфорт и понимание, что с этими вопросами придется столкнуть-

ся и принимать соответствующие решения. Курсанты обозначали присутствие неуверенности к выполнению задач, что нет полной готовности выполнять обязанности командира, в построении отношений (проживание в одном помещении с подчиненными, возможны «проблемы во взаимоотношениях с офицерским составом», т. к. обладают только тем, «чему учили в институте», «нет опыта», «нет полной уверенности в себе и в достаточности знаний, полученных в институте, т.к. программа обучения отличается от того, что происходит в войсках», «как курсантов могут не воспринимать всерьез», «боязнь публичного выступления», «долгая адаптация в новом коллективе»). Отмечают также, что ввиду «отсутствия практических навыков управления отделением, будет трудно «совладать» с контрактниками и проводить с ними занятия по специальности». Учитывая, что в подчинении будут военнослужащие контрактной службы, которые в два раза старше, а многие «контрактники» имеют большой опыт военной службы, неизбежно возникают трудности в установлении контакта с личным составом (как указывают курсанты «не знаю, как с ними общаться»).

Таким образом, социальные вопросы, аспекты межличностного взаимодействия, эффективной коммуникации определяются обучающимися как одни из актуальных вопросов в принятии специфики их будущей профессиональной деятельности. Выявленные различные проблемные области в развитии профессионального самоопределения курсантов в процессе профессиональной подготовки определили направления в разработке педагогической программы.

После проведения педагогической программы и прохождения войсковой практики (и проведения повторного анкетирования) курсанты 3 курса обозначили, что «получил практику и навыки управления личным составом» 17,79 % (до 8,61%); «увидел военные реалии» 15,77% (до 8,51%); «изучил функционал командира отделения» 13,68 % (до 9,76%); «получил представление о своей будущей профессии» 9,41% (до 5,36%); «организационно-методической работе» 20,26% (до 16,49%); «получил опыт в командовании личным составом» 14,79 % (до 8,61%); научился «проводить занятия» 28,74% (до 17,09%); «убедился в правильном выборе профессии» 48,7% (до 25,3%), появилась такая категория как «рефлексия» 7,55%, которую курсанты не указывали до проведения педагогической программы.

Курсанты 3 курса на вопрос «Хотел бы продолжать службу по профилю подготовки вуза (СПВИ ВНГ РФ), т.е. по своей специальности» после апробации педагогической программы перед практикой увеличили показатели по категории «ориентация на продолжении работы» (43,64%), чем до проведения формирующего эксперимента и прохождения ими обучающих блоков педагогической программы (21,11%).

Таким образом, нам необходимо эффективное педагогическое сопровождение, включающее в себя направления деятельности профессорско-преподавательского состава в области профессионального самоопределе-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ния курсанта военных вузов. При этом образовательная среда как педагогическое условие должна эффективно формировать внутренние механизмы личностного роста будущего профессионала (в нашем случае офицера) с учётом сопряжения личностной ориентации обучающегося, его природных, культурных и возрастных особенностей с аксиологической и нормативной системой образовательного учреждения, с инновационными и ак-

тивными педагогическими, психологическими и организационными практиками и методами преподавателей и наставников, с приоритетными политическими и социальными задачами нашей страны. Это позволит нам создать такого профессионального офицера, который будет не только знать, но и уметь применять теоретические знания для решения конкретных практических задач по защите нашего народа и государства.

Библиографический список

1. АндреевВ.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.

2. АндрееваЕ.А. Педагогические условия правового воспитания курсантов военных вузов. Дис. к. нед. наук. СПб., 2012.

3. Артюхина А.И. Образовательная среда медицинского университета: нути интеграции в культурно-образовательную среду региона. // Интеграция образования. №1. 2007. С. 9-15.

4. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.

5. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 203 с.

6. Бережнова Л.Н. Самообразование курсантов в образовательной среде военного вуза: проблемы и нути их решения / Л.Н. Бережнова, М.М. Гуналов // Ученые заниски университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №10 (11б). С. 181-185.

7. Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. М.: АПКи ППРО, 200б. 380 с.

8. Вьюнова Н.А. Формирование экологической культуры учащихся средней школы [электронный ресурс] / Н.А. Вьюнова, М.Ф Козлова // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: www.sci-enceforum.ru/2013/10/4156 (дата обращения: 17.01.2018).

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; нод ред. В.В. Давыдова. М., 2005. б37 с.

10. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод ноэтанного формирования в исследовании детского мышления / П.Я. Гальнерин // Вопросы психологии. 19бб. № 4. С. 128-135.

11. Журавская Н. В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дис. ... канд. нед. наук / Н.В. Журавская. Спб., 2011. 2б с.

12. Жежель Л. В. Образовательная среда военного вуза (на примере Голицинского пограничного института ФСБ России). // Чтения памяти Е.П. Сычевского. 2012. №12. С. б7-75.

13. Жежель Л.В. Особенности образовательной среды военного вуза. // Психология и педагогика на современном этане. 2014. Т. 5. С. 5б-б1.

14. КулюткинЮ.Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю.Н. Кулюткин, С.В. Тарасов // Новые знания. 2001. № 1. С. б-7.

15. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.

16. Касторнова В.А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства / В.А. Касторнова, Д.А. Дмитриев // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: нсихолого-недагогические науки. 2012. №2 (18). С. 83-90.

17. Марченков В.И. Информационно насыщенная образовательная среда военных вузов как фактор формирования профессиональной компетентности у курсантов / В.И. Марченков // Мир образования - образование в мире. 2014. №2. С. 94-100.

18. Межуев А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: автореф. дис. ... канд. нед. наук . Астрахань, 2008. 22 с.

19. Наумов П.Ю. Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России / П.Ю. Наумов, Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3. С. 157-1б1.

20. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.

21. Петровская М. В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя / М.В. Петровская // Фундаментальные исследования. 2013. №1-3. С. б32-б35.

22. Полонский В.М. Словарь но образованию и педагогике. М.: Высш. шк. 2004. С. 3б. 512 с.

23. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. М.: Издательство Московского нсихолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. РутковскаяМ.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников : автореф. дис...канд. нед. наук / М.В. Рутковская. Л., 1955. 14 с.

25. РубцовВ.В. Социальные взаимодействия и обучение. // Психологическая наука и образование. 199б. № 2. С. 9.

26. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / А.В. Сверчков // Молодой ученый. 2009. №4. С. 279-282.

27. Султанбеков Т.И. Структура образовательной среды военного вуза / Т.И. Султанбеков, В.А. Беловолов // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. №4(53). С. 48-50.

28. Суфиянов В.В. Образовательная среда как условие развития системы отношений «субъект-среда». // Российский психологический журнал. 2007. Т.4. №1. С. 52-54.

29. Черникова Т.В. Организационно-управленческое консультирование руководителей образовательных учреждений. // Педагогика. 2002. С. б0-бб.

References

1. Andreev V.I. Dialectics educationis et sui institutione a sem personalitatem. Kazan: Libellorum domus KSU, 1988. 238 p

2. AndreevaE.A. Paedagogica condicionibus iuris educationem cadets militum scholis. Dis. K. PED. Scientiarum. SPb., 2012.

3. ArtyukhinaA.I. Educational environment of medical University: integrationem in educational environment de regione / A. I. artyukhina // Integration of education. No. 1. 2007. Pp. 9-15.

4. Belikov V. A. Philosophia ingenium, educatio: actio rationem: monograph. M.: Vlados, 2004. 357 p.

5. BerezhnovaL.N. Polyethnic educational environment . SPb.: Libellorum domus RGPU im. A. I. Herzen, 2003. 203 p.

6. Berezhnova L.N. Sui educationem alumni in educational environment of military Academy: quaestiones et solutiones, / L. N. Berezhnova, M. Gupalov // scientifica notis Universitatis. P. F. Lesgaft. 2014. No. 10 (11б). Pp. 181 ad 185.

7. BelovS.V. Paedagogia dialogi: theoria et praxi struere liberalis educationis / per S. V. Belova. M.: AIC, perdurantes educationem educatores,

2006. 380 p.

8. Vyunova N.. Formatio fringilla cultura discipulis in schola secundaria [electronic resource] / N.. Vyunova, M. F. Kozlov // Materia de V Internationalis alumni scientifica colloquium "Discipulus scientifica forum". - URL: www.scienceforum.ru/2013/10/4156 (die obvius: 17.01.2018).

9. Vygotsky L.S. educational psychologia / L. S. Vygotsky; ed. a V. V. Davydov. M., 2005. 637 p.

10. Galperin P.Y. "Modus crustae" et modo paulatim institutionis in studiis filiorum ratus. // Quaestiones de psychologia. 1966. No. 4. Pp. 128-135.

11. ZhuravskayaN. In. Disciplina periti ignis salutem in oleum et gas industria universitatibus usura singulis-distinctio accedere: abstracto. dis. ... Cand. PED. Scientiarum / N. In. Zhuravskaya. SPb., 2011. 26 p.

12. ZhezhelL.V. Educational environment militum institutio (ut pro exemplo,, Golitsyn terminus Institute of Foederati securitatem servitium de Russia) / L. V. Zhezhel // Lectionibus in memoriam E. P. Sychevsky. 2012. No. 12. Pp. 67-75.

13. ZhezhelL.V., tamquam ex educational environment of militum University. // Psychologia et paedagogia ad praesens tempus. 2014. T. 5. Pp. 56-61.

14. Kulyutkin Yu.N. Educational environment et personalem / Yu. Kulyutkin, S. V. Tarasov // Nova scientia. 2001. No. 1. Pp. 6-7.

15. KupriyanovB.V. Moderni accedit ad determinationem de essentia praedicamento "paedagogica conditionibus"/, B. V., Kupriyanov, S.S. A. Dinina // Vestnik de Kostroma Universitatis nomine. N.. Nekrasov. 2001. No. 2. Pp. 101-104.

16. Kastornova V.A. Notitia et educational environment ut ex educational spatium / V. A. Castronova, D. A. Dmitriev // Vestnik de Samara statu technical University. Series: psycho-paedagogica scientia. 2012. No. 2 (18). Pp. 83-90.

17. Marchenkov V.I. Notitia-dives educational environment militum scholis, ut factor formationem professio competentia alumni / V.I. Marchenkov // Mundus educationis - educationem in mundo. 2014. No. 2. Pp. 94-100.

18. MezhuevA.V. Formatio animum ad vitae actionem, in educational environment of military Academy enim cadets Junior cursus: abstracto. dis. kand. PED. Scientiarum. Astrakhan, 2008. 22 p

19. Naumov S.Yu. Paedagogica conditionibus progressum ratio valores futuri ministri interno milites de MIA Russia / Y. P. Naumov, E.G. Skibitsky // Siberian paedagogica acta. 2013. No. 3. Pp. 157-161.

20. Panov V.I. Psicodinamica of educational ratio: theoria et praxi. SPb., 2007.

21. PetrovskayaM.V. Educational environment of military Academy, ut spatium development de animi cultura magister / M. V. Petrovskaya // Fundamentalis augue. 2013. N. 1-3. Pp. 632-635.

22. Polonsky V. M. Dictionary of education, et paedagogia. M.: Superior. SHK. 2004. 512 p. Pp. 36.

23. PrjazhnikovN. Cum. Modos crevit professionales et personalis identitatem: Doctrina auxilium / N. Cum. Prjazhnikov. M.: Publishing house of Moscow animi-socialis Instituti; Voronezh: Libellorum domus NPO "MODEK", 2002. 400 p.

24. Rutkowski M.V. Formatio motiva eligendi doctrina professionem in altum schola alumni : Avtoref. dis...Cand. PED. Scientiarum / M.V. Rutkowski. L., 1955. 14 p.

25. Rubtsov V. V. conversatione et disciplina / V. V. Rubtsov // Animi scientia et doctrina. 1996. No. 2 Pp. 9.

26. Crickets A. V. Organicas-paedagogica conditiones, vt professio-paedagogica cultura futurum ludis doctores / A. V. Crickets // Young scientist. 2009. No. 4. Pp. 279-282.

27. Sultanbekov T.I. Structura educational environment of military Academy / T. I. Sultanbekov, V. A. Belovolov // Paedagogica acta Bashkortostan. 2014. No. 4(53). Pp. 48-50.

28. Sufianov V.V. Educational environment ut statu progressionis ratio relationes "re-environment"/ sufianov V. V. // Russian animi acta. -

2007. T. 4. No. 1. Pp. 52-54.

29. Chernikova T. V. Organicas et administratione consulens capita educational instituta / T. V. Chernikov // Pae

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.