УДК 37.035.6:373.21
ББК Ч410.052 ГРНТИ 14.23.05 Код ВАК 13.00.01
Лашкова Лия Луттовна,
доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет; 628400, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2; e-mail: lashkovall@rambler.ru.
Якоб Светлана Александровна,
преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет; 628400, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2; e-mail: svetlana.yakob86@yandex.ru.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ХМАО - ЮГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методологические основы; методологический подход; ценностное отношение; национальная культура; старшие дошкольники; дошкольные образовательные организации; этнокультурное воспитание.
АННОТАЦИЯ. В статье представлена проблема формирования ценностного отношения к культуре ХМАО (Ханты-Мансийского автономного округа) — Югры у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема в настоящее время решается коллективом преподавателей Сургутского государственного педагогического университета и педагогами детских садов Сургута в рамках проекта при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Автор статьи (руководитель проекта) раскрывает теоретико-методологические основания процесса формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края, определяющие совокупность соответствующих методологических подходов. Теоретико-методологическая стратегия исследования представлена аксиологическим и социокультурным подходами, которые позволили определить сущность процесса этнокультурного воспитания в детском саду, специфику его основных компонентов (в частности, особенности содержательной части формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края). Деятельностный и интегративный подходы к формированию ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста составляют практико-ориентированную стратегию исследования. Автор определяет роль разных видов детской деятельности при разработке комплексного процесса этнокультурного воспитания в детском саду. Заявленный интегративный подход является эффективным при интеграции образовательных областей, а также различных средств, форм и методов формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края. В статье отмечено, что при реализации данных подходов целесообразно вводить в образовательный процесс дошкольной образовательной организации проблемные ситуации. При их решении дошкольники, самостоятельно получая знания этнокультурного характера, учатся ценить культурное наследие народов Севера. Изучение и применение данных подходов позволили участникам проекта разработать региональную парциальную программу, реализация которой позволит, по мнению авторов, повысить эффективность этнокультурного воспитания в дошкольных образовательных организациях ХМАО — Югры.
Lashkova Liya Luttovna,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
Yakob Svetlana Aleksandrovna,
Lecturer of Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF VALUE-BASED ATTITUDE TO THE CULTURE OF KHMAO-YUGRA IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
KEYWORDS: methodological foundations; methodological approach; value-based approach; national culture; senior preschool children; preschool education institutions; ethno-cultural education.
ABSTRACT. The article presents the problem of formation of value-based attitude to the culture of KhMAO-Yugra in senior preschool children. This problem is currently being studied by the academic staff of Surgut State Pedagogical University and by Surgut kindergarten educators within the framework of the project supported by the Russian Foundation for Basic Research. The authors of the article formulate theoretical and methodological foundations of formation of value-based attitude to the culture of native land in preschool children determining the complex of corresponding methodological approaches. Theoretical and methodological strategy of the study includes the axiological and socio-cultural approaches that allow revealing the essence of ethno-cultural education at kindergarten and the specificity of its main components (specifically, the specific features of the contents of formation of value-based attitude to the culture of the native land in preschool children). Activity-centered and integrative approaches to the formation of value-based attitude to the culture of KhMAO-Yugra in senior preschool children make up the practice-oriented strategy of the research. The authors define the role of different activities of children in working out complex process of ethno-cultural education at kindergarten. The suggested integrative approach is effective for integration of education fields as well as of different means, forms and methods of formation of value-based attitude to the culture of native land in preschool children. The article notes that it's rational to in-
troduce problem situations into educational process of a preschool education institution while implementing the above mentioned approaches. Resolving problem situations, preschool children learn to appreciate the cultural heritage of the Northern peoples through getting ethno-cultural knowledge independently. Investigation and implementation of these approaches allowed the participants of the project to work out a regional partial program, the realization of which, according to the authors, can open the way to efficiently increase the level of ethno-cultural education in preschool education institutions of KhMAO-Yugra.
Национальное самосознание как осознание своей принадлежности к определенному этносу формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм нравственного поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Согласно ФГОС дошкольного образования, «познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Вместе с тем Стандарт дошкольного образования устанавливает основные принципы, к числу которых относится учет этнокультурной ситуации развития детей.
Ребенок на этапе завершения дошкольного образования обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории (целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования) [14].
Развитие системы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации отличается этнокультурными, социально-экономическими, социокультурными, полиэтническими особенностями. Вместе с тем зачастую содержание существующих образовательных программ и педагогических технологий позволяет лишь локально решать задачи ознакомления дошкольников с культурой родного края. Педагоги дошкольных образовательных организаций, уделяя достаточно много внимания региональному компоненту содержания дошкольного образования, организуют образовательную деятельность по данному направлению порой бессистемно, при отсутствии научной основы.
Отсутствие единого концептуального обоснования регионализации дошкольного образования, по нашему мнению, свидетельствует о необходимости теоретической разработки и практической апробации парциальных программ по формированию ценностного отношения к культуре родного края как одного из факторов познавательного и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что состояние общества во многом зависит от состояния его
культуры, прежде всего традиционной. Распад данной культуры ведет к духовной гибели коренных народов, а затем к их физическому исчезновению с этнографической карты мира. В локальной культуре коренных народов Севера природа представляет собой некую сверхценность, а сама культура предстает целостной и открытой системой из культурных форм и явлений [2].
Структура культуры коренных народов может быть представлена материальной, художественной и духовной составляющей. В материальную входят культура производства и быта, промыслы и ремесла. Художественная культура преимущественно представлена творчеством в области народной музыки, танца, праздника и декоративно-прикладного искусства. Духовная культура направлена на поддержание и развитие духовной жизни коренных народов и включает в себя мифы, традиции, обряды, обычаи. Многие из данных составляющих, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста, представлены в разработанной нами авторской региональной программе.
В соответствии с концепцией познавательного и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста процесс формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры включает теоретические положения об отношении к ребенку как субъекту деятельности, способному к культурному саморазвитию, и отношении к педагогу как к посреднику между ребенком и миром культуры [9].
Для реализации цели и задач формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры определено методологическое основание данного процесса, в котором теоретико-методологической стратегией выступает аксиологический и социокультурный подход, а практико-ориентированной тактикой — деятельностный и интегративный.
Социокультурный подход предполагает формирование ценностного, ответственного отношения ребенка и взрослого к окружающему миру [4]; в нашем случае — проектирование образовательного процесса с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека Севера; организацию взаимодействия дошкольника с миром культуры ХМАО — Югры.
© Лашкова Л. Л., Якоб С. А., 2018
Данный подход опирается на аксиологию (учение о ценностях), которую, с одной стороны, можно рассматривать как методологическую основу и механизм развития ценностного отношения детей дошкольного возраста к культуре родного края, а с другой — как путь переосмысления и обновления ценностями современной теории и практики дошкольного образования [12]. Аксиологический подход (И. В. Абакумова,
A. Т. Здравомыслов, М. С. Каган, Н. Д. Ни-кандров, Н. З. Чавчавадзе, В. А. Ядов и др.) позволяет выстраивать содержание и методический инструментарий формирования ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры в конкретных региональных условиях в соответствии с поликультурными, этнокультурными и социокультурными традициями региона. При ознакомлении с трудом и бытом, литературой и декоративно-прикладным искусством, праздниками и обрядами народов Севера важно сформировать у ребенка чувство сопричастности родному округу, осознание того, что он родился и растет на земле, имеющей исторические корни, уходящие далеко в прошлое ханты и манси.
Методологическая трактовка деятель-ностного подхода представлена Л. П. Бу-евым, В. Н. Сагатовским, В. С. Швыревым, Э. Г. Юдиным и др. Психологический вариант данного подхода изучали Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. Вариант применения дея-тельностного подхода к рассмотрению педагогических явлений анализировали А. А. Канн-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева и др.
Деятельностный подход, по мнению
B. Н. Сагатовского, представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности [13]. В современной системе дошкольного образования произошло смещение акцентов с гностического, знаниевого подхода на подход деятельностный. В связи с этим основная цель образовательного процесса в детском саду представлена как формирование способности к активной деятельности детей и взрослых.
Процесс формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края, построенный на деятельност-ной основе, ориентирован на получение детьми знаний не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает появление у дошкольников установки на самостоятель-
ность, развитие инициативы, проявление свободы выбора, реализацию своих способностей и образовательных потребностей.
Формирование у дошкольников знаний о культуре ХМАО — Югры в контексте ин-тегративного подхода (О. А. Абдуллина, Е. О. Галицких [5], А. Н. Нюдюрмагомедов [13], Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева [15] и др.) рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции, которая реализуется в детском саду через проектирование и конструирование содержания образовательной деятельности; выбор эффективных средств, форм и методов, объединенных по тематическому принципу; интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности.
Эффективность использования инте-гративного подхода в дошкольном образовании прежде всего зависит от умения педагога осуществлять выбор рациональных методов и приемов достижения оптимальных результатов. Все это придает обучению и воспитанию творческий характер, который заключается в способности дошкольников к самостоятельному переносу прежде усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видении проблемы в традиционной ситуации, умении усматривать альтернативу способа решения задач, комбинировать ранее известные способы, способности находить оригинальный путь решения, когда известны другие.
По нашему мнению, интегрированный процесс формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры будет успешен при соблюдении следующих условий:
- вовлечение дошкольников в разнообразные виды деятельности (коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, восприятие фольклора, трудовую, двигательную при сохранении приоритета игровой);
- использование различных видов искусства (музыкального, декоративно-прикладного) с опорой на фольклор;
- насыщение педагогического процесса формами активного приобщения ребенка к культурному наследию народов Севера — экскурсии в этнические музеи, целевые прогулки, участие в народных праздниках, развлечениях и других мероприятиях;
- использование разнообразных методов и приемов, способствующих закреплению и углублению представлений детей о жизни ханты и манси, их истории, специфике национальной культуры;
- активизация интереса к родному краю, культуре народов Севера с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- обеспечение максимальной активности ребенка в процессе этнокультурного воспитания;
- организация содержательного взаимодействия с семьей в данном направлении образовательной деятельности [1, с. 124].
Названные методологические подходы позволяют говорить об их глубоком внутреннем единстве, взаимосвязи, взаимодополняемости, комплементарности, наличии идей для реализации изучаемой проблемы. Каждый из данных подходов в определенной степени полноты находит свое отражение в решении проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры.
Регулятивную функцию в педагогической деятельности призваны выполнять общедидактические и специфические принципы. В общедидактическом плане принципы рассматриваются как нормативные положения, обеспечивающие эффективность педагогического процесса. Такая трактовка характерна для большинства общепризнанных работ М. А. Данилова, В. В. Краевского и др. Совокупность принципов делает формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края процессом целенаправленным, специально организованным.
Все принципы объективны, ориентированы на снятие педагогических противоречий, решение педагогических задач, формирование общей стратегии педагогической деятельности. Каждый из принципов предъявляет требования ко всем компонентам системы формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры и повышает эффективность данного процесса.
В связи с этим выделим наиболее применяемые принципы, нацеленные на сущностное обеспечение конкретных задач, методологий их решения, содержания и технологий этнокультурного воспитания в детском саду:
- культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на
основе познания этнических особенностей социальной действительности своего региона;
- научности, предполагающий выбор содержания материала о материальной и духовной культуре ХМАО — Югры в соответствии с современным уровнем развития науки, стимулирование познавательного интереса детей к труду и быту, языку, традициям, искусству народов ханты и манси; формирование основ научного мировоззрения;
- доступности и нарастающей трудности, обеспечивающий правильный переход от известного к неизвестному, постепенное обогащение содержания различных составляющих культуры по темам, блокам и разделам;
- системности и целостности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о культуре ХМАО — Югры как системе, в которой все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости;
- интегративности, предусматривающий возможность использования содержания культуры коренных народов Севера в разных образовательных областях (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) и его реализацию в разных видах детской деятельности;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, отражающий признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; выстраивание отношений на основе со-увлеченности и совместного переживания радости открытий в мире культуры народов ханты и манси.
С целью демонстрации динамики и усложнений в разных сферах познавательного и социально-коммуникативного развития задачи в программе представлены по разделам. Реализация программы осуществляется на протяжении старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Ее содержание представлено в разделах «Материальная культура», «Художественная культура», «Духовная культура», каждый из которых дифференцирован по блокам (см. табл.).
Таблица
Раздел программы Блоки раздела
Материальная культура Природа Труд Национальное жилище Предметы быта Национальный костюм
Художественная культура Художественная литература Декоративно-прикладное искусство
Духовная культура Праздники и обряды Народные игры
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к культуре ХМАО — Юг-ры. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.
Методика реализации программы представлена блочно-тематическими планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств, методов и форм ознакомления детей 5—7 лет с культурой ХМАО — Югры, оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей предметно-пространственной среды.
К примеру, на занятии «Вслед за северным ветром» дети узнают, что зимой народы ханты и манси используют лыжи, ручные, собачьи и оленьи нарты (облегченные сани) для передвижения по снегу; погоняют собак или оленей специальным длинным шестом, который называется «хорей».
Во время виртуальной экскурсии в музей национального костюма педагог рассказывает о том, что до настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда из сукна «лузан» с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Женская
одежда сахи отличается от мужской тем, что она распашная. На ноги ханты одевают кисы — меховые сапоги на мягкой подошве.
Играя в подвижные игры народов Севера, дети начинают понимать, что это занятие развивает ловкость, силу и выносливость, так нужные будущим охотникам и оленеводам.
Кроме того, дошкольники слушают народные сказки («Ермак», «Мальчик Идэ», «Гордый олень» и др.), конструируют чум из природных материалов, выкладывают узор из бисера на пластилине, играют в КВН «Маленькие знатоки родного края» и др.
В конце каждого раздела программы представлены критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформиро-ванности у детей ценностного отношения к культуре родного края.
Соответствие данной программы требованиям ФГОС позволяет использовать ее в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Данная методическая разработка отражает специфику культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс дошкольных образовательных организаций нашего округа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агишева Р. Л. Поликультурный аспект содержания образования в ДОУ Республики Башкортостан : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2001.
2. Бахтеева Л. И. Динамика культуры коренных народов Севера в контексте глобализации: на примере Ханты-Мансийского автономного округа : автореф. дис. ... канд. культурологии. — Челябинск, 2006.
3. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : моногр. — М. : Владос, 2004.
4. Боровикова Т. В. Социокультурный подход как методология педагогических исследований // Вестн. ЧГПУ. — 2009. — № 5.
5. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2002.
6. Захарова Л. М. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина XIX — начало XXI вв.): дис. ... д-ра пед. наук. — Ульяновск, 2011.
7. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста : ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2000.
8. Казаручик Г. Н., Степанова Н. А. Развитие субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в процессе познания природы // Мир детства и образование : сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. — Магнитогорск, 2017.
9. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. — М., 2015.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студентов. — М., 2004.
11. Нюдюрмагомедов А. Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Ростов н/Д, 1999.
12. Платохина Н. А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5—7 лет к культуре родного края : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Ростов н/Д, 2011.
13. Сагатовский В. Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теории, методологии, проблемы. — М., 1990.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.firo.ru/.
15. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. — М., 2005.
nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2018. № 11
59
REFERENCES
1. Agisheva R. L. Polikul'turnyy aspekt soderzhaniya obrazovaniya v DOU Respubliki Bashkortostan : dis. ... kand. ped. nauk. — M., 2001.
2. Bakhteeva L. I. Dinamika kul'tury korennykh narodov Severa v kontekste globalizatsii: na primere Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga : avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. — Chelyabinsk, 2006.
3. Belikov V. A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel'nostnyy aspekt : monogr. — M. : Vlados, 2004.
4. Borovikova T. V. Sotsiokul'turnyy podkhod kak metodologiya pedagogicheskikh issledovaniy // Vestn. ChGPU. — 2009. — № 5.
5. Galitskikh E. O. Integrativnyy podkhod kak teoreticheskaya osnova professional'no-lichnostnogo stanovleniya budushchego pedagoga v universitete : dis. ... d-ra ped. nauk. — SPb., 2002.
6. Zakharova L. M. Etnopedagogicheskaya napravlennost' doshkol'nogo vospitaniya v otechestvennoy pedagogike (vtoraya polovina KhIKh — nachalo KhKhl vv.): dis. ... d-ra ped. nauk. — Ul'yanovsk, 2011.
7. Kazaeva E. A. Vospitanie osnov grazhdanstvennosti u detey starshego doshkol'nogo vozrasta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Ekaterinburg, 2000.
8. Kazaruchik G. N., Stepanova N. A. Razvitie sub"ektnoy pozitsii rebenka doshkol'nogo vozrasta v protsesse poznaniya prirody // Mir detstva i obrazovanie : sb. materialov KhI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Magnitogorsk, 2017.
9. Kolomiychenko L. V. Kontseptsiya i programma sotsial'no-kommunikativnogo razvitiya i sotsial'nogo vospitaniya doshkol'nikov. — M., 2015.
10. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' : ucheb. posobie dlya studentov. — M., 2004.
11. Nyudyurmagomedov A. N. Integratsionnye protsessy v pedagogicheskom obrazovanii : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. — Rostov n/D, 1999.
12. Platokhina N. A. Teoriya i praktika razvitiya tsennostno-smyslovogo otnosheniya detey 5—7 let k kul'ture rodnogo kraya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. — Rostov n/D, 2011.
13. Sagatovskiy V. N. Kategorial'nyy kontekst deyatel'nostnogo podkhoda / / Deyatel'nost': teorii, metodo-logii, problemy. — M., 1990.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.firo.ru/.
15. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroe-niya. — M., 2005.