"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 373.24
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-11-16
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ДЕФИНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА
Пономарева Л.И., Ган Н.Ю.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
GENDER SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN: A DEFINITIVE CHARACTERISTIC, INNOVATIVE PRACTICE
Ponomareva L. I., Gan N. Yu.
Shadrinsk state pedagogical University», Shadrinsk, Russian Federation
Аннотация: Актуальность представленной в статье проблемы - гендерная социализация дошкольников - обусловлена не только пристальным вниманием государства и общественности к проблемам полоролевой идентичности, в частности, заполнению информационного пространства изменением психофизиологических стереотипов, приводящих к искаженному формированию маскулинных и феминных качеств, но и отсутствием в образовательных организациях теоретически обоснованных педагогических условий гендерного
воспитания.
Несмотря на имеющиеся исследования в области дошкольного образования, убедительно доказавшие, что гендерный подход должен лежать в основе процесса социализации детей, до сих пор в практике работы дошкольной образовательной организации (ДОО) отсутствует включение в процесс целенаправленного формирования личности различных компонентов с учетом гендерных различий. Гендер формирует среда, в которой живет человек, культура конкретного общества и историческая эпоха.
В статье рассмотрены теоретические основы гендерного воспитания детей, сделан анализ ключевых понятий рассматриваемой проблемы (ген-дер, гендерная социализация, гендерные роли и
Annotation: The Relevance of the problem presented in the article - gender socialization of preschool children - is due not only to the close attention of the state and the public to the problems of gender identity, in particular, filling the information space by changing psychophysiological stereotypes that lead to a distorted formation of masculine and feminine qualities in boys and girls, but also the lack of theoretically justified pedagogical conditions of gender education in educational institutions. Despite the existing research in the field of pre-school education, convincingly proved that the gender approach should be the basis of the process of socialization of children, still in the practice ofpre-school educational organization (DOE) there is a lack of inclusion in the process of purposeful personality formation of various components, taking into account gender differences. The article deals with the theoretical foundations of gender education of children, the analysis of the key concepts of the problem (gender, gender socialization, gender roles and identity, masculine and feminine qualities) highlights the features of gender socialization in boys and girls. A special place in the article is given to new methods of practical work on gender socialization of children in preschool institutions.
идентичность, маскулинные и фемининные качества) выделены особенности гендерной социализации у мальчиков и девочек. Особое место в статье уделено новым методам практической работы по гендерной социализации детей в ДОО. Ключевые слова: гендер, гендерный подход, ген-дерная социализация, маскулинность, феминин-ность Keywords: gender, gender approach, gender socialization, masculinity, femininity
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Пономарева, Л.И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста: Сборник материалов конференции 12-14 мая. - Москва, 2016. - С. 848850. [2] Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. - СПб.: ТЦ Сфера, 2005. - 494 с. [3] Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике / Е.Н. Каменская. - Ростов-на-Дону, 2006. - 385 с. [4] Щетинина, А.М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет / А.М. Щетинина, О.И. Иванова. -Москва.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. [5] Кон, И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - №2. - С. 4757. REFERENCES [1] Ponomareva L.I. Pedagogicheskie usloviya gendernogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta // Vospitanie i obuchenie detej mlad-shego vozrasta: Sbornik materialov konfer-encii 12-14 maya. - Moskva, 2016. - S. 848850. [2] Bendas T.V. Gendernaya psihologiya / T.V. Bendas. - SPb.: TC Sfera, 2005. - 494 s. [3] [3] Kamenskaya E.N. Gendernyj podhod v pedagogike / E.N. Kamenskaya. - Rostov-na-Donu, 2006. - 385 s. [4] [Hetinina A.M. Polorolevoe razvitie detej 5-7 let / A.M. SHetinina, O.I. Ivanova. - Moskva.: TC Sfera, 2010. - 128 s. [5] Kon I.S. Psihologiya polovyh razlichij // Vo-prosy psihologii. - 1981. - №2. - S. 47-57.
Различные аспекты проблемы гендерного воспитания подрастающего поколения, в настоящее время, считаются одними из наиболее важных, а потому часто обсуждаемых. В нашей стране эти проблемы подняты в исследования отечественных ученых В. В. Абраменко-вой, С. В. Каманиной, А. В. Либина, И. И. Лунина, А. М. Щетининой, Т. И. Юферовой и др. Многочисленные зарубежные исследования изучаемой проблемы представлены трудами известных психологов: Ш. Берна, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, В. Е. Кагана и др. Справедливости ради, следует заметить, что исследования гендерного подхода в образовании в российской науке до сих пор не имеют целостной научной концепции. Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что первым этапом, закладывающим основы полоролевого поведения, является дошкольное детство.
Дадим дефинитивную характеристику базовых понятий настоящего исследования. Ген-дер - социально-биологическая характеристика, с помощью которой, дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Однако термин «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами обуславливаются культурой и общественными установками, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Именно поэтому, гендер, принимается учеными как более широкое понятие,
чем просто пол. Рассматривая гендер, нельзя обойти такие важные для исследования понятия, как:
- гендерная идентичность - определение себя как представителя определенного пола, результатом которой является освоение определенных форм поведения мужчин или женщин, а также формирование личных качеств в соответствии с полом.
- гендерная роль - набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин, диктуемых данным обществом.
- гендерная норма - образец поведения, принимаемый и действующий в определенном обществе [1].
Говоря о гендерном подходе в образовании, всегда стремятся выделить формируемые качества (свойства), характерные для мужского (маскулинные) и женского (феминные) поведения. Наиболее распространенными являются толкования этих понятий, данные Т.В. Бенда-сом:
Маскулинность (лат. таБсиНиш - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. д.
Фемининность (лат. Гетта - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д. [2, 38].
До недавнего времени, в нашей стране, существовала патриархальная форма полороле-вого воспитания. В ней существовали четкие каноны: мужчине принадлежит роль «защитника», «воина», «добытчика», а женщине роль «воспитателя» детей, и «хранительницы домашнего очага». В свете такого воспитания, ребёнок занимал своё место в зависимости от половой принадлежности: мальчик - муж, работник, отец, а девочка - будущая жена и мать.
Современный уклад общества вносит свои коррективы в отношения мужчин и женщин. Претерпевают изменения и взгляды на брак, семью, воспитание детей. Все более размытыми становятся грани между мужским и женским началом. Политическая и социальная система пропагандируют «общее равенство», что приводит к перекосу в понимании «равных прав и свобод» (избирательное право, свобода слова...) с мужскими и женскими качествами. Недавнее жесткое разделение гендерных ролей (маскулинность, фемининность) уступило место новому понятию - андрогинности - явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских характеристик. В условиях современного общества, с его меняющимися реалиями, андрогинность - не отрицание маскулинности или феминности, а сочетание этих качеств в предлагаемых условиях социума. Все чаще мы наблюдаем картины, где женщина занимает лидирующее положение в сфере экономики, политической жизни, разных областях науки, и, напротив, мужчины принимают на себя традиционно женские обязанности (уход за больным членом семьи, воспитание детей и даже декретный отпуск).
Таким образом, традиционные ценности, без которых немыслима культура, и развитие самого общества (детско-родительские отношения, ценности семьи, супружеские взаимоотношения и др.), подменяются новыми образами массовой субкультуры и становятся невостребованными образованием, обществом и личностью.
Применение тендерного подхода в педагогическом образовании имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности ребенка в учебно-воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки, девушки, каждого мальчика, юноши, неадекватной самооценке, отсутствию культуры взаимоотношений полов [3, с. 30].
Гендерный подход в дошкольном образовании - это не просто личностно ориентированный подход в воспитании с учетом пола ребенка, а специфический подход, позволяющий формировать адекватные представления о принадлежности к определенному полу и проявлять ребёнку свою идентичность в поведении и поступках. Именно это, по мнению ученых, позволит детям в дальнейшем определить перспективы жизненного пути, активизировать личностные ресурсы будущих мужчин и женщин.
Биологические особенности разных полов являются предпосылками потенциальных возможностей для формирования психологических и поведенческих различий между мальчиками и девочками. Именно этот факт должен быть положен в основу процесса гендерного воспитания в дошкольной образовательной организации. Сами же различия формируются под воздействием многих социальных факторов - принятых в обществе норм и правил, устройства семьи и быта. Изучая вопросы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, необходимо рассматривать их гендерную принадлежность не как данность, изначальную от рождения, но как явление сложного взаимодействия социализации и биологического пола.
В общем смысле термин «социализация» обозначает усвоение и принятие индивидом общественных социокультурных норм и правил поведения.
Гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. В психолого-педагогической литературе встречается понятие «дифференцированная социализация», оно акцентирует внимание на том, что в своем процессе социализация мужчины и женщины происходит в различных социально-психологических условиях.
Исходя из того, что поток социологических, философских, педагогических, и особенно, психологических исследований изучения гендерной социализации необычайно разнообразен, выделим несколько направлений, применительно только к изучаемой нами теме:
- анализ семьи как основного института социализации: изучение влияния взаимоотношений в семье и ближайшем социуме на развитие мальчиков и девочек (Т. А. Араканцева, М.Ю. Арутюнян, Ю.В. Градскова, Т.А. Гурко, О.В. Заводилкина, О.М. Здравомыслова, И.В. Игнатова, Ж.В. Коробанова, А. А. Логинов, Л.И. Савинов, Н.С. Юлина и др.);
- анализ гендерной социализации в образовании и его основных институтах - детских садах, школах, вузах (М. Е. Баскакова, О. И. Ключко, Л. В. Попова, М. Л. Сабунаева, И. А. Тупи-цына, Л.В. Штылева, Е.Р. Ярская-Смирнова).
Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:
а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привить ему определенные правила и стандарты поведения, социально приемлемые для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение.
Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы гендерной социализации:
1. адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);
2. интериоризация (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей).
Гендерная социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых. Но если в дошкольном детстве правильно заложены и глубоко приняты гендерные схемы, то во взрослом состоянии человек менее подвержен их разрушению.
Половая идентичность у ребенка формируется достаточно рано, как правило уже к полутора годам. В двухлетнем возрасте дошкольник четко знает свой пол (используя соответствующие высказывания в мужском и женском роде), но он пока не осознает, почему он мальчик или девочка. В три-четыре года дети уже осознанно определяют пол окружающих людей по внешним признакам (одежде, аксессуарам, стрижке). К пяти годам ребенок-дошкольник обладает достаточной четкостью в определении полового образа. А старшие дошкольники (67 лет) безошибочно могут определить пол человека, независимо от его возраста. Для них характерны связные высказывания описательного и доказательного характера об отличительных признаках мальчиков и девочек. Причем, дети могут выделить не только внешние особенности (девочки носят банты и платья, а мальчики брюки), но и деятельностно-поведенческие (девочки любят играть в куклы, а мальчики в машинки). Принятые ими роли своих родителей, взаимоотношений в семье, помогают дошкольникам выделить и отличие в поведении мужчины и женщины [4].
Основной принцип гендерной социализации в ДОО - это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, прямого и косвенного обусловливания. Теория когнитивного развития утверждает, что положительное и отрицательное подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.
Однако, анализ современной образовательной практики показывает, что в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы в решении вопросов полоролевой социализации. Как отмечают практики, это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении ДОО не учитываются гендерные особенности детей дошкольного возраста. Даже в нормативно-правовых документах, содержание образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, в целом, но не на индивидуальные особенности мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых, различаются в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений, в проявлении агрессии и многом другом.
С целью эффективной реализации гендерной социализации рассмотрим некоторые инновационные практики, применяющиеся в современном ДОО.
Одним из методов, способствующим принятию нужной гендерной позиции, является специально созданные педагогические ситуации, проигрывая (решая) которые, ребенок принимает на себя определенную роль, под контролем взрослого усваивает модель поведения и в дальнейшем действует согласно проигранной схеме.
Как указывает И. С. Кон, гендерная роль - это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу. На уровне культуры роли мужчины и женщины существуют в контексте определенной системы символики и стереотипов маскулинности и фе-минности, их усваивает в своем сознании и преломляет в поведении дошкольник. Задача педагога заключается в предоставлении возможности каждому ребенку накопить опыт использования разных моделей гендерного поведения согласно принятым эталонам и нормам (мужчина открывает дверь, пропускает женщину вперед, уступает место и т. д.).
Немаловажным моментом в воспитании детей является опора на ведущий вид деятельности дошкольника - игру. Именно сюжетно-ролевой игре принадлежит в этом приоритет. Полноценное полоролевое воспитание мальчиков и девочек происходит в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций (чаще по образу и подобию своих родителей) лежит в основе гендерной социализации. При этом педагогу следует обратить внимание на часто встречающийся недостаток игровой деятельности многократное повторение одних и тех же игровых действий, что приводит к потере привлекательности игры (девочка, принимая на себя роль мамы, вначале кормит куклу-дочку, потом одевает ее, гуляет с ней, затем действия повторяются: снова кормит, одевает, прогуливается и т.д.).
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом ген-дерных различий детей также будет способствовать ориентации на самопознание. Именно окружающая среда создает дошкольнику возможность принятия нравственных ценностей, убеждений, идеалов, духовно-нравственное самоопределение, тем самым подвергая личность проверке на самоидентичность. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволит создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве и задать перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков, построения образа «Я».
Широко используется в практике работы ДОО методическое сопровождение гендер-ной социализации дошкольников - чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, изображающих взаимодействие (играющие мальчик и девочка, ухаживающие за животными уголка природы дети и др.), все это способствует эмоциональным переживаниям, связанным с их социополовой характеристикой. Возможны спонтанные, придуманные истории детей, и поэтому все детские инициативы в этом контексте следует поддерживать и переводить в плоскость взаимоотношений в группе сверстников.
Таким образом, проблема гендерной социализации остается на сегодняшней день весьма актуальной, требующей дальнейших практических изысканий с целью эффективной работы ДОО по встраиванию в целостный образовательный контекст представлений о своей принадлежности к полу и формированию деятельностно-поведенческого аспекта в соответствии с гендерной позицией, принятой в обществе.