Научная статья на тему 'Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста'

Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5401
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов гендерного воспитания дошкольников. Изучению возможности внедрения гендерного подхода в учебновоспитательный процесс дошкольных образовательных организаций. Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных у девочек и девушек [1]. Цель исследования: проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников. Материалы исследования. Вопросы, связанные с проблемой гендерного воспитания детей, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых. Изучению гендерных аспектов посвящены исследования как отечественных (В.В. Абраменкова, Т.Н. Доронова, С.В. Каманина Е.Н. Каменская, И.И. Лунин, А.М. Щетинина, Л.В. Штылева и др.), так и зарубежных психологов (Ш. Берн, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.Е. Каган и др.). Необходимо отметить, что гендерные исследования в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции. Но все исследователи сходятся во мнении о необходимости гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста [3]. Гендер в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью которой дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Однако термин «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами обуславливаются культурой и общественными установками, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола. гендерная норма образец поведения, принимаемый и действующий в обществе. понятия маскулинности и феминности. Т.В. Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность [1, 38]: Маскулинность(лат. masculinus мужской) набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д. Фемининность(лат. femina женщина) набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д. Современное общество вносит свои изменения в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью и брак, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом. Поздние браки, недостаточное внимание к детям, сложные межличностные отношения оказывают свое влияние, и теперь дети воспитываются по правилу «все равны». Жесткое разделение гендерных ролей уступило место явлению андрогинности явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских качеств. При этом в условиях современного общества, с его меняющимися реалиями, андрогинность не отрицание маскулинности или феминности, а сочетание этих качеств в предлагаемых условиях социума. Внедрение категории «гендер» в педагогическую науку имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности ребенка в учебно-воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки, девушки, каждого мальчика, юноши, неадекватной самооценке, отсутствию культуры взаимоотношений полов [2, с. 30]. Гендерный подход в образовании это индивидуальный, личностно ориентированный подход к формированию и проявлению ребёнком своей идентичности. Биологические особенности разных полов являются предпосылками потенциальных возможностей для формирования психологических и поведенческих различий между мальчиками и девочками. Эти различия формируются под влиянием социальных факторов современного устройства общества и семьи. Рассматривая вопросы воспитания девочек и мальчиков, необходимо учитывать их гендерную принадлежность не как данность, изначальную от рождения, а как явление сложного взаимодействия социализации и биологического пола. Ведущая роль в гендерном воспитании принадлежит, по общепризнанному мнению, наиболее близкому окружению ребенка семье, которая опирается на значительную помощь ДОО. Половая идентичность формируется у ребенка уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но не может осознать, почему он мальчик или девочка. В 3-4 года он уже осознанно различает пол окружающих людей на основе внешних признаков (например, одежды, стрижки). Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек [5], не только внешних (например, девочки носят платья, а мальчики брюки), но и поведенческих (девочки любят играть в куклы, а мальчики в машинки). Также могут рассказать о различии в поведении мужчин и женщин на основе своих знаний о ролях мамы и папы в своей семье. Одной из целей дошкольных образовательных организаций становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей полоролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. Исходя из вышесказанного, в детском саду необходимо создавать педагогические условия и использовать разнообразные методы для формирования полноценной личности с учетом гендерной идентичности: моделирование с учетом предпочтений мальчиков и девочек предметно-пространственной развивающей среды (пространство группы принято делить на зоны: игровую, познавательную и зону физической активности. В зонах выделяют уголки для мальчиков и девочек, где подбирают игры, которые непосредственно формируют понятие ребенка о гендерных ролях): знакомство с национальными традициями и обычаями народов нашей страны (русской культуры, культуры адыгейцев, ханты или манси); чтение художественной литературы (с обращением на специфические черты поведения героев литературных произведений, сказок, рассказов, стихотворений); коллективне беседы с детьми (уточняющие родственные отношения, обязанности членов семьи и правила поведения в обществе для мужчин и женщин) [3]. Необходима и работа с семьей на всех этапах развития гендерной идентичности. Консультации, анкетирование, беседы, наглядная информация должны помочь родителям быть компетентными в этом вопросе. Вывод. Педагоги дошкольной организации должны создать, с одной стороны, пространство, в котором ребенок будет способен свободно познавать мир и его законы, а с другой стороны пространство, наполненное знаками и символами мужского и женского мира, которые переданы нам культурой и сохранены культурой [4, с. 33]. Таким образом, внедрение гендерного подхода в процесс образования и воспитания детей дошкольного возраста создаст благоприятные условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста»

Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Пономарева Людмила Ивановна

ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", г.Шадринск

Ключевые слова:

Гендер, гендерное воспитание, развивающая среда

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов гендерного воспитания дошкольников. Изучению возможности внедрения гендерного подхода в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций.

Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и

феминных - у девочек и девушек [1].

Цель исследования: проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.

Материалы исследования. Вопросы, связанные с проблемой гендерного воспитания детей, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых. Изучению гендерных аспектов посвящены исследования как отечественных (В.В. Абраменкова, Т.Н. Доронова, С.В. Каманина Е.Н. Каменская, И.И. Лунин, А.М. Щетинина, Л.В. Штылева и др.), так и зарубежных психологов (Ш. Берн, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.Е. Каган и др.). Необходимо отметить, что гендерные исследования в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции. Но все исследователи сходятся во мнении о необходимости гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста [3].

Гендер - в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью которой дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Однако термин «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами обуславливаются культурой и общественными установками, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола.

Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола.

- гендерная норма - образец поведения, принимаемый и действующий в обществе.

- понятия маскулинности и феминности.

Т.В. Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность [1, 38]:

Маскулинность(лат. masculinus - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.

Фемининность(лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.

Современное общество вносит свои изменения в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью и брак, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом. Поздние браки, недостаточное внимание к детям, сложные межличностные отношения оказывают свое влияние, и теперь дети воспитываются по правилу «все равны». Жесткое разделение гендерных ролей уступило место явлению андрогинности - явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских качеств. При этом в условиях современного общества, с его меняющимися реалиями, андрогинность - не отрицание маскулинности или феминности, а сочетание этих качеств в предлагаемых условиях социума.

Внедрение категории «гендер» в педагогическую науку имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности ребенка в учебно-воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки, девушки, каждого мальчика, юноши, неадекватной самооценке, отсутствию культуры взаимоотношений полов [2, с. 30].

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный, личностно ориентированный подход к формированию и проявлению ребёнком своей идентичности. Биологические особенности разных полов являются предпосылками потенциальных возможностей для формирования психологических и поведенческих различий между мальчиками и девочками. Эти различия формируются под влиянием социальных факторов - современного устройства общества и семьи. Рассматривая вопросы воспитания девочек и мальчиков, необходимо учитывать их гендерную принадлежность не как данность, изначальную от рождения, а как явление сложного взаимодействия социализации и биологического пола.

Ведущая роль в гендерном воспитании принадлежит, по общепризнанному мнению, наиболее близкому окружению ребенка - семье, которая опирается на значительную помощь ДОО.

Половая идентичность формируется у ребенка уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но не может осознать, почему он мальчик или девочка. В 3-4 года он уже осознанно различает пол окружающих людей на основе внешних признаков (например, одежды, стрижки). Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек [5], не только внешних (например, девочки носят платья, а мальчики брюки), но и поведенческих (девочки любят играть в куклы, а мальчики в машинки). Также могут рассказать о различии в поведении мужчин и женщин на основе своих знаний о ролях мамы и папы в своей семье.

Одной из целей дошкольных образовательных организаций становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей полоролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Исходя из вышесказанного, в детском саду необходимо создавать педагогические условия и использовать разнообразные методы для формирования полноценной личности с учетом гендерной идентичности:

- моделирование с учетом предпочтений мальчиков и девочек предметно-пространственной развивающей среды (пространство группы принято делить на зоны: игровую, познавательную и зону физической активности. В зонах выделяют уголки для мальчиков и девочек, где подбирают игры, которые непосредственно формируют понятие ребенка о гендерных ролях):

- знакомство с национальными традициями и обычаями народов нашей страны (русской культуры, культуры адыгейцев, ханты или манси);

- чтение художественной литературы (с обращением на специфические черты поведения героев

литературных произведений, сказок, рассказов, стихотворений);

- коллективне беседы с детьми (уточняющие родственные отношения, обязанности членов семьи и правила поведения в обществе для мужчин и женщин) [3].

Необходима и работа с семьей на всех этапах развития гендерной идентичности. Консультации, анкетирование, беседы, наглядная информация должны помочь родителям быть компетентными в этом вопросе.

Вывод. Педагоги дошкольной организации должны создать, с одной стороны, пространство, в котором ребенок будет способен свободно познавать мир и его законы, а с другой стороны -пространство, наполненное знаками и символами мужского и женского мира, которые переданы нам культурой и сохранены культурой [4, с. 33].

Таким образом, внедрение гендерного подхода в процесс образования и воспитания детей дошкольного возраста создаст благоприятные условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности ребенка.

Список литературы:

1.Бендас Т.В. 2005. Гендерная психология. - СПб.: ТЦ Сфера, - 494 с.

2.Каменская Е.Н. 2006. Гендерный подход в педагогике. - Ростов-на-Дону. - 385 с.

3.Пономарева Л.И. 2014. К вопросу о гендерном подходе в воспитании детей дошкольного возраста // Вестник Ша дринского государственного педагогического института. № 3 (23) .С. 55-59.

4.Татаринцева Н.Е. 2009. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности // Дошкольное образование. №3. С. 28-33.

5.Щетинина А.М. 2010. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. - Москва.: ТЦ Сфера. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.