Научная статья на тему 'Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции'

Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5724
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИНЛЯНДИЯ / ШВЕЦИЯ / PEDAGOGY / ECOLOGICAL EDUCATION AND UPBRINGING / ECOLOGICAL CULTURE / FINLAND / SWEDEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тайлакова Е. А.

Статья знакомит с опытом Финляндии и Швеции в вопросах экологического воспитания. Рассмотрена деятельность детских внешкольных учреждений, молодежных и общественных экологических организаций, занимающихся вопросами экологического воспитания. Выделен ряд важных аспектов, составляющих основу системы воспитания экологической культуры в этих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING OF ECOLOGICAL CULTURE OF CHILDREN AND YOUTH IN FINLAND AND SWEDEN

The article deals with Finnish and Swedish experience concerning issues of ecological upbringing. The author studies activities supported by out-of-school institutions, youth and public ecological organizations dealing with the problems of ecological upbringing. A number of significant aspects of the ecological upbringing system of the countries in question are singled out.

Текст научной работы на тему «Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции»

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.017.91

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ФИНЛЯНДИИ И ШВЕЦИИ

© Е. А. Тайлакова

Институт семьи и воспитания РАО Россия, 119121 г. Москва, ул. Погодинская, 8.

Тел./факс: +7 (499) 255 24 77.

Е-mail: etailakova78@yandex. ru

Статья знакомит с опытом Финляндии и Швеции в вопросах экологического воспитания. Рассмотрена деятельность детских внешкольных учреждений, молодежных и общественных экологических организаций, занимающихся вопросами экологического воспитания. Выделен ряд важных аспектов, составляющих основу системы воспитания экологической культуры в этих странах.

Ключевые слова: педагогика, экологическое культура, Финляндия, Швеция.

Экологическую ситуацию в мире большинство специалистов оценивают как критическую. Для решения этой глобальной проблемы человечество пытается использовать привычные методы: совершенствование промышленных технологий, финансовые инвестиции, принятие природоохранных законов. Но это только обостряет противоречия между прогрессивно возрастающими потребностями цивилизации и сравнительно ограниченными возможностями естественных экосистем и приводит к необратимым деградационным изменениям биосферы, неизбежно делая эту среду непригодной для жизни человека. Таким образом, главная опасность грозит не природе, а человеку, который может исчезнуть как вид [1, с. 27].

Одним из факторов, влияющих на изменение вектора человеческих ценностей, является образование. Образование личности, включающее обучение, воспитание и просвещение, становится целью цивилизационного процесса. В системе общего гуманистического образования экологическое образование является системообразующим фактором устойчивого развития цивилизации, способным консолидировать общество для формирования новых мировоззренческих ценностей и экологоориентированного образа жизни [2, с. 5].

Опыт зарубежных стран, достигших наибольших успехов в экологическом образовании, показывает, что этот путь создает устойчивые условия для улучшения экологической обстановки в целом, а также эффективно воздействует на экономический рост стран при утверждении и культивировании новой идеологии гражданского общества [3, с. 38].

Экологическое образование - важный, но не единственный элемент образовательной системы.

Одним из ключевых условий достижения устойчивого развития является формирование экологической культуры каждого человека и общества в целом.

Существуют несколько определений понятия «экологическая культура», раскрывающих его смысл с различной степенью полноты. Определение, которое вошло в текст «Стратегии развития экологического образования Российской Федера-

образование и воспитание, экологическая

ции», формулирует понятие «экологическая культура» как «совокупность опыта взаимодействия людей с природной средой, выраженная в виде теоретических знаний, нравственных норм, ценностей и культурных традиций, обеспечивающая формирование экологического сознания, способы практического взаимодействия с этой средой». Экологическая культура способствует трансформации общественного и личностного сознания - формирует экологическое мировоззрение и ценностные экологические установки, перерастающие в убеждения. Под экологическим сознанием понимают совокупность и уровень представлений и мировоззренческих позиций по отношению к окружающей среде, организации жизнедеятельности на основе природосберегающих стратегий и технологий. [1, с. 27-29].

Считается, что формирование экологической культуры - это единство решения трех проблем: широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; использование экологического подхода к организации экономики и других сфер жизни и деятельности общества; формирование экологического сознания. Очевидно, что первая и вторая проблемы всецело зависят от успешного решения третьей, ибо речь идет не столько о профессионально-экологической морали, сколько о личной нравственности.

Нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, детских и учебных заведениях могут привести к экологизации морали общества, т.е. постепенной перестройке сознания. Но это произойдет лишь тогда, когда нормы нравственно -го отношения к природе станут внутренней потребностью личности.

Большую роль в процессе формирования экологической культуры играет этническое воспитание, основанное на целенаправленном взаимодействии поколений, в результате которого формируются этническое самосознание, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к языку, истории, культуре своего этноса, а также чувство уважения и толерантность к представителям других этносов [4, с. 4].

Значимыми в ряду этнических ценностей представляются народные традиции, формирующие у детей ценностное, духовно-нравственное, эстетическое отношение к природе, патриотизм, базирующийся на чувстве родства с окружающей природой, эмоциональном опыте взаимодействия с ней и трудовой созидательной деятельности, направленной на сбережение мира природы [4, с. 9].

Особого внимания в вопросах воспитания экологической культуры заслуживает опыт Финляндии и Швеции - стран, занимающих лидирующие позиции в мире по качеству окружающей среды.

Экологическая обстановка в Финляндии известна благополучием и стабильностью. Масштабные усилия по защите природы предпринимаются на уровне государства. Это качество воздуха, питьевой и природной воды, утилизация и переработка бытового мусора и промышленных отходов (так называемый recycling), работа очистных сооружений и биосистем, рациональное использование электроэнергии и отопительных устройств, разработка и внедрение экологических программ и проектов в систему образования.

В Финляндии, стараясь сохранить и поддержать первозданность природы, заботятся о ней постоянно. Причем дело это стало будничным и привычным не только для специалистов-экологов, но и для всего населения [5].

В Финляндии одной из приоритетных традиционных ценностей является семья. Возрастание роли семьи является одной из ведущих тенденций развития экологической педагогики. Различные объединения - группы семейного воспитания, ассоциации родителей, женские союзы, учреждения социально-культурной анимации - строят свою работу таким образом, чтобы начиная с дошкольного возраста окружающая среда благоприятным образом воздействовала на развитие ребенка [б, с. 29].

В семье закладываются основы духовности и нравственности. Особенно важна роль семьи на ранней стадии формирования экологической культуры, поскольку именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется субъективное отношение к природе, основанное на соответствующем жизненном опыте. Возникающее в этот период жизни чувство эмоциональной близости с миром живой природы закладывает основу экологической культуры, которая будет сопровождать его на протяжении всей жизни, способствуя пониманию целостной картины мира в школе, формируя экологическое мировоззрение, воспитывая чувство ответственности за состояние природы в периоды взросления и зрелости [2, с. 2І].

Забота о здоровье подрастающего поколения является в финском обществе одной из главных.

Так называемая Маннергеймская Лига защиты детей в Финляндии объединяет родителей, врачей, педагогов. Она заботится о преобразовании городской среды с учетом интересов детей. Это делается

при помощи специалистов-омбудсменов по экологии, которые выступают в качестве адвокатов молодежи в спорных вопросах, где ущемляется право детей на здоровую окружающую среду. Детские омбудсмены ведут скрупулезную работу в отделениях Лиги по воспитанию у подрастающего поколения нового типа экологической культуры. Работа отделений Лиги носит столь действенный характер, что местные власти в проводимой ими экологической политике вынуждены постоянно принимать в расчет интересы детей. Цель Лиги - сведение к минимуму неблагоприятных последствий техногенной экономики, их отрицательного влияния на здоровье детей. Местные отделения Лиги (в Финляндии их свыше 470) организуют экологические экспертизы и на их основе ведут переговоры с руководством коммун, убеждая заниматься тем или иным экологически неблагополучным объектом. В случае необходимости Лига устраивает экологические акции, формируя общественное мнение и оказывая, таким образом, влияние на правительство [6, с. 29].

Значительный вклад в экологическое образование вносят многочисленные церковные инициативы. В церковных приходах и монастырях ведется разнообразная работа по формированию экологического сознания средствами проповедей, лекций, дискуссий, природоохранных акций и т.д. Широкие дискуссии на темы экологии, организуемые церковью в стенах богословских академий и в СМИ, отличаются исключительно высоким уровнем [6, с. 30].

Рачительность и приязнь по отношению к природе активно внушается детям уже в младшей школе. На помощь приходят и книги, на выпуск которых государство не жалеет денег, и забавные игры, и даже друг всех финских малышей Кш^паПе («мусорный медвежонок»), который уже более десяти лет посещает детские сады и школы, раскрывая подрастающему поколению все тонкости процесса утилизации [7].

В центрах рециклинга также используют различные приемы воспитания экологической бережливости. В частности, там начинают приучать детей с 2-3 лет выбрасывать мусор в разные контейнеры, объясняют, как можно продлить срок годности вещи или дать ей вторую жизнь. В этих же центрах детей учат и правильной жизненной позиции, спокойному отношению к вещам, расстановке верных приоритетов. Иллюстрацией тому может служить конкретный пример использования в одном из рециклинг-центров нестандартных методических решений: «дерево счастья», на ветвях которого висят «яблоки» с высказываниями великих людей об экологии и жизни; «велосипед счастья», на спицах которого значатся отдельные жизненные ситуации: встретил друга, купил дом, приобрел автомобиль. Детям предлагается обсудить и расставить приоритеты. В центре рециклинга много познавательного: здесь можно узнать о круговороте веществ в природе, об особенностях жизни живых существ и их

роли в этом процессе, о естественной и искусственной переработке отходов и т.д. Сюда приходят на экскурсии и занятия воспитанники детских садов, учащиеся и взрослые.

Активное участие в формировании экологической культуры принимают службы экологических услуг. Например, в Хельсинки такая служба создала интернет-сайт, на котором, кроме необходимой информации по переработке отходов и множества полезных советов, можно найти большое количество учебных экологических материалов для детей любого возраста [8].

Эффективно работает и финское отделение Всемирного фонда защиты животных. Из 30 сотрудников только один занимается вопросами экологического воспитания. Несмотря на это, фонду удается успешно вести все направления работы, в том числе школьные исследования в природе. Результаты этих исследований направляются сначала в фонд, а затем в финское министерство леса и, если есть необходимость, далее используются в работе органов власти. То есть школьник выполняет работу не для того, чтобы победить в экологическом конкурсе, а для того, чтобы его исследования помогли родной стране. Мотивация к действию у финских школьников очень серьезная. И это тоже положительный мировоззренческий аспект экологического воспитания в Финляндии.

Помимо образовательных проектов, семинаров, дискуссий Фонд защиты животных развивает и практическую деятельность: проводит мероприятия по очистке города, посадке деревьев, организует экологические лагеря [9].

Экологические лагеря введены в непрерывный процесс экологического образования и воспитания школьников. Их цель закрепить и расширить знания, полученные в школе. На школьных уроках дети учат в теории, как выглядят звери и птицы, учат их названия, а потом вместе с учителями выезжают в лес и наблюдают их жизнь в естественной среде обитания. Для этого в финских лесах продумали специальные тропы и наблюдательные вышки.

Для финнов птичий вопрос очень важен. Более того, финны изготавливают практически точные копии различных птиц и снабжают их настоящими птичьими голосами, которые присущи только этому виду. Именно любовь к птицам - этим самым хрупким и тонким созданиям в природе - может научить ребенка доброте и пониманию многих экологических проблем [10].

Граничащая с Финляндией Швеция - одна из самых развитых и самая экологически чистая страна мира. Швеция намерена оставить в наследство будущим поколениям общество, в котором самые насущные экологические проблемы уже решены.

Гармония с природой - часть шведской культуры, национального самосознания. Культурная политика Швеции делает акцент на воспитании гармоничной, интеллектуальной, физически разви-

той личности, способной к творчеству и самоопределению, адаптированной к быстро изменяющимся условиям жизни. Проблемы экологии в стране решаются как экономическим путем, так и усилиями, направленными на воспитание экологической культуры и экологической грамотности населения [11].

Приоритетными в экологическом образовании Швеции являются занятия на природе.

Система «Лесных школ» действует в Швеции уже более 40 лет. Здесь дети знакомятся и исследуют природу во всем ее многообразии, учатся правильно вести себя в лесу, принимать самостоятельные решения в экстримальных природных условиях. Для занятий на природе выделены специальные дни и проектные недели. В программы «Лесных школ» обязательно входят экологические игры, основная цель которых - эмоциональное восприятие природы.

Научить детей заботиться о природе - важная часть занятий. Уже в раннем возрасте они привыкают забирать с собой мусор с пикника, правильно разжигать, а затем тушить костер и многое другое. Та же мысль глубоко укоренена в шведском движении скаутов, уделяющем большое внимание вопросам окружающей среды. Есть еще и отряды морских скаутов, в которых дети и подростки учатся ходить под парусом, учатся сотрудничеству и уважению к товарищам и природе.

Наряду с обычными стационарными дошкольными учреждениями в Швеции существуют уличные сады, в которых дети практически все время находятся на воздухе: они проводят садовые работы, сажают растения, ухаживают за ними, занимаются физкультурой.

Формирование здорового образа жизни, главным компонентом которого является занятие спортом,- одна из важных составляющих экологической культуры Швеции. Г имнастика входит в обязательную программу физического воспитания в детских садах и школах, широко распространен лыжный спорт.

На базе шведского общественного движения любителей-лыжников была создана «Природная школа», девиз которой - «На природу - в любую погоду!». Такие школы существуют во многих районах Швеции, их посещают более 100 тыс. детей. В них дети изучают природу, учатся заботиться о ней, беречь удивительный зеленый мир нашей планеты, используя в познавательных играх и художественном творчестве природный материал (шишки, листья, камешки, палочки и пр.).

Программа «Природной школы» покоряет своей простотой, доступностью, сказочностью. Придумал всех сказочных персонажей и их песни Госта Фром: человечка Мулле, родившегося в лесу и защищающего леса; его друга Лососика, охраняющего водоемы; Нову, живущую в горах и заботящуюся о воздушном океане; Косму, охраняющую космическое пространство. Для детей создается маленький мир вокруг Мюлле, и они узнают, как

нужно вести себя в лесу, чтобы он остался доволен. Главное во всем этом, конечно, игра в обстановке леса, но играя, дети узнают о растениях, деревьях и животных. Школа Мулле дарит детям радость открытий и развивает их ответственность за все живое. Мулле не только в Швеции стал символом заботливого отношения к природе [12].

Очень популярны в Швеции экологические тропы в национальных парках. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности. Кроме того, пройдя по экологической тропе с экскурсоводом, можно узнать много интересного об обитателях парка, расширить знания о природных объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача экскурсоводов - научить слушателей видеть, замечать различные явления в зоне маршрута, уметь оценивать результаты влияния человека на природу [13].

Как и в Финляндии, в Швеции, начиная с младших классов, детям прививают экологические навыки, связанные с сортировкой бытового мусора. Такой урок проходит раз в неделю. Детям наглядно показывают как происходит разделение отходов : какие из них могут подвергаться вторичной переработке, какие считаются опасными и нуждаются в уничтожении.

Забота о природе формируется с детства, прежде всего, по типу имитации и подражания. Поэтому позитивное и бережное отношение к природе в поведении взрослых, а также образовательные и воспитательные программы СМИ, оказывают огромное влияние на формирование экологического сознания и поведения детей и подростков. Именно средства массовой информации (телевидение, Интернет) являются в современном мире основными воспитателями молодого поколения [14, с. 45]. Центральное телевидение Швеции уделяет достаточно внимания программам о защите окружающей среды. Так, для детей дважды в неделю выходит передача «^ШМёеп tuotannon ша&аап» (путешествие от производства до отходов), которая формирует у детей правила поведения, направленные на бережное отношение к природе [12].

Обобщая приведенный выше фактический материал по воспитанию экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции, необходимо отметить, что цели, задачи, способы решения вопросов воспитания в этих странах вполне сопоставимы и демонстрируют общие подходы. Реализуя программы устойчивого развития на национальном уровне (решая вопросы регулирования пользования ресурсами, восстановления разрушенных и повре-

жденных экосистем; внедряя экологически безопасные технологии в производственные процессы; разрабатывая новейшие программы гуманистического и экологического образования) Финляндия и Швеция ведут целенаправленную работу по созданию системы эффективного формирования общей экологической культуры.

На службу экологии направлены не только строгие законы по охране природы, налагающие крупные штрафные санкции за загрязнение природной среды, но и система образования, прилагающая немало усилий к формированию экологического сознания с самого раннего детства.

В формировании экологической культуры большая роль отводится семье, образовательным учреждениям всех уровней, государственным и социальным институтам, общественным и религиозным организациям, учреждениям культуры, науки, туризма и спорта, средствам массовой информации. В создании системы экологического образования и воспитания принимают участие все социальные группы и все слои населения.

Международное сотрудничество, которое

осуществляют Финляндия и Швеция как между собой, так и с ближайшими соседями, не только способствует приумножению идей в вопросах экологического образования и воспитания, но и является частью европейской культуры.

Выводы

Финляндия и Швеция ориентированы на открытую модель экологического воспитания. В ее основу заложен процесс, именуемый «общинной педагогикой», который заставляет государственные органы, предприятия, население принимать действенное участие в жизни учебных заведений. Открытость модели экологического воспитания выражается в интенсивном развитии и ведущей роли детских внешкольных учреждений, молодежных и общественных экологических организаций.

Система экологического воспитания носит непрерывный характер: семья - детский сад - школа -университет - профессиональная деятельность. Причем экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным звеном.

Программы, направленные на экологическое образование и воспитание в Финляндии и Швеции, демонстрируют большую творческую активность педагогов и специалистов , глубокое понимание ими экологических проблем, необходимость их решения посредством выработки стратегии и тактики поведения человека и взаимодействия его с природой. Экологически ориентированная деятельность педагогов, детей и молодежи мотивирована востребованностью экологических инициатив в обществе и поддержкой со стороны государства. Фактически экологическая деятельность школьников и молодежи является государственным заказом.

Основополагающее влияние на процесс развития и укрепления в жизни общества экологических

принципов играет государственная экологическая политика этих стран, определяющая государственные приоритеты и использующая национальные традиции в процессе воспитания общественной и личностной экологической культуры.

Как результат - у подрастающего поколения формируется социально-ценный личный опыт взаимодействия с окружающим миром, что способствует преодолению потребительских установок в отношении к природе и ее ресурсам, создает условия выработки природосообразных культурных норм отношения к миру живой природы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мисенжников В. В. Экологическая культура и государственная политика // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения. М.: Акрополь, 2008. С. 340.

2. Стратегия экологического образования в Российской Федерации / Авторский коллектив под рук. С. А Степанова. М.: изд-во МНЭПУ, 2001. С. 56.

3. Калинин В. Б. Концепции и проблемы // Экология и жизнь. 1996. №1. С. 38-44.

4. Глазычев С. Н., Вагнер И. В., Грехова Л. И., Сотникова Н. Н. Буркина И. В. Этнокультура педагогики семьи. М.: Редакционно-издательский центр МГТУ им. М. А. Шолохова, 2008. С. 212.

5. Темчина М. Экология в Финляндии. иЯЬ:

http://www.kauppatie.eom/03-2006/4.htm // Финский торговый путь: финляндско-российская деловая газета. 2006. .№4.

6. Шульженко А. К. Воспитание эстетического восприятия окружающей среды в европейских странах // Экологическое образование. 2005. №2. С. 29-33.

7. Дементьева Е. Экологическое сознание по-фински. ИЯЬ: http://www.faeepla.net/index.php/eontent-info/457-eeo-mind-finland // FaeePla.net: экологический дайджест. 2010.

8. www.hsy.fi // Экологический сайт Финляндии ШУ (Нєі-8^іп seudun ymparistбpalvelut, фин. Экологические услуги региона Хельсинки).

9. Денисова О. Из Удмуртии в Финляндию - за единомышленниками! иЯЬ: http://arehive.udmpravda.ru/default/

artiele?artiele=1211161090 // Удмуртская правда. 2008. №55(24294).

10. Экологическое воспитание ребенка. ИЯЬ: http://

mama.ua/ekologieheskoe-vospitanie-rebenka-20764/# // Сайт Mama.ua: рубрика Развитие и воспитание 4-7. 2011.

11. За что можно полюбить Швецию? ИЯЬ: http://travel. mail.ru/artiele/38263/ // Сайт Путешествия@mail.ru. 2006.

12. Шведы и природа: любовь на всю жизнь. ИЯЬ: http://toemigrate.eom/blog/Sweden/shvedy-i-priroda_-ljubov-na-vsju-zhizn.html#cut //Сайт ToEmigrate.eom: портал для эмигрантов и иммигрантов. 2012.

13. Окружающая среда: экология для будущего. ИЯЬ:

http://www.sweden.se/ru/Start/Work-live/Faets/Environment/ // Sweden.se: официальный сайт Швеции. 2012.

14. Берулава М. Н. Проблема развития экологического сознания у молодежи // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения. М.: Акрополь, 2008. С. 340.

Поступила в редакцию 09.07.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.