Научная статья на тему 'Организация экологического обучения и воспитания в системе дополнительного образования Курской области в конце XX - начале XXI века'

Организация экологического обучения и воспитания в системе дополнительного образования Курской области в конце XX - начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стабровская Л. Г., Третьяков А. В.

В статье проанализирован процесс создания экологического образования и обучения на территории Курской области с 1991 по 2014 г. в системе дополнительного образования. Показаны роль и значение администрации г. Курска и Курской области в сфере становления экологического воспитания и обучения в учреждениях системы дополнительного образования. Раскрыты принципы и методы экологического образования и обучения учащихся школ г. Курска и Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стабровская Л. Г., Третьяков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация экологического обучения и воспитания в системе дополнительного образования Курской области в конце XX - начале XXI века»

УДК 94/99

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

© 2019 Л. Г. Стабровская1, А. В. Третьяков2

1 соискатель кафедры истории России e-mail: historuss@mail.ru 2докт. ист. наук, профессор кафедры истории России e-mail: dr_tretiyakov@mail. ru

Курский государственный университет

В статье проанализирован процесс создания экологического образования и обучения на территории Курской области с 1991 по 2014 г. в системе дополнительного образования. Показаны роль и значение администрации г. Курска и Курской области в сфере становления экологического воспитания и обучения в учреждениях системы дополнительного образования. Раскрыты принципы и методы экологического образования и обучения учащихся школ г. Курска и Курской области.

Ключевые слова: экология, Курская область, экологическое образование, экологическое воспитание, система дополнительного образования.

Анализ историографии показывает, что со второй половины XX в. экологические проблемы стали приобретать глобальный характер. В этих условиях многие исследователи вполне обоснованно считают, что выход из сложившейся ситуации находится в экологическом сознании населения. Центральную роль в его формировании призваны играть экологическое воспитание, просвещение и образование.

Целью экологического образования выступает сегодня политика по формированию нравственно-ценностного отношения к природе и самим людям, способность к самоограничению человека и общества, чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды, готовность принять практическое, деятельное участие по реставрации нарушенного баланса между природой и человеком.

Если заглянуть в историю, то с 1970-х гг. (классический этап в науке) экологическое образование имело развитие как образование в сфере самой экологии, а точнее, раздела наук биологии и географии и стало выступать в качестве правопреемницы образования природоохранного. Объектом исследования экологического образования стали выступать различные экологические связи биологических систем с окружающим их природным миром, в рамках чего происходило формирование следующих ценностей: любовь к природе, охрана природы, рациональное природопользование. Воплощалась в жизнь науко-центрированная модель по формированию содержания всего экологического образования.

С 1990-х гг. на смену классической науке пришла неклассическая наука. Произошел перенос акцента с описания проблем в самой экологии на мотивы, цели и способы деятельности человека в окружающей его природной среде. Предметом изучения стала экологическая связь в системе «живое - социоприродная среда». Цель экологического образования - сформировать ответственное отношение человека к природе (так называемая личностно-центрированная модель по формированию содержания) [14, с. 5].

В связи с этим важно рассмотрение вопроса экологического образования и воспитания в системе дополнительного образования на территории Курской области с 1991 по 2014 гг. К сети внешкольных учреждений эколого-биологической направленности были отнесены районные, городские дома и дворцы пионеров и школьников. В Курске на базе станции юннатов с 1991 г. стал работать областной эколого-биологический центр учащихся. С 1992 г. в областной слет-конкурс школьников были введены этапы «Экологический пост» и «Антропогенные воздействия». Однако во всей системе экологического образования на тот период времени главной проблемой стал дефицит преподавательских и лекторских кадров, наличие информационной и методической литературы [18, с. 48-49].

Большую работу по формированию методической базы непрерывного экологического образования стали проводить и внешкольные детские организации. Педагоги областного эколого-биологического центра (ЭБЦ) учащихся стали регулярно проводить семинары, методические советы по вопросам экологического воспитания и образования. Например, в областном и районных центрах были организованы выставки творческих работ юннатов под общим названием «Природа и мы». Они преследовали цель привлечения возможно большего числа жителей области к участию в оздоровлении экологической ситуации.

Эколого-биологическим центром в 1994 г. были организованы участие школьников области во всероссийских конкурсах учебно-исследовательских экологических проектов «Вода на Земле», «Водам России - жизнь», а также исследовательские работы юных орнитологов, экологов-гидробиологов, геоботаников, лесоводов, флористов, овощеводов, животноводов, цветоводов и ботаников. В 1995 г. Э колого-биологический центр учащихся объединил на своей базе 89 кружков, в которых занимались более тысячи учащихся [2].

С 1996 г. большое внимание вопросам экологизации технических дисциплин стали уделять педагоги Центра технического творчества учащейся молодежи [3].

В этот же период времени началась работа по созданию областного Центра экологического образования населения на базе Курского государственного педагогического университета. Однако проводимая работа в рамках экологического воспитания и образования (ЭВиО) существенно осложнялась финансовыми трудностями. Часть финансовых средств поступала в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.22.94 № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» (обязывавшего до 10% от поступления во внебюджетные экофонды отпускать на экологическое образование) [19, с. 74].

Неформальное ЭВиО получило широкое распространение во многих районах области. Например, во всех школах Медвенского района в 1996 г. были проведены конкурсы юных экологов, в которых приняли участие более 3500 учащихся, работало 19 школьных отрядов юных друзей природы, объединивших около 300 человек, ими было взято под контроль 70 муравейников в лесах района. Во многих районах области школьниками была проведена операция «Родник», в ходе которой расчищено и благоустроено около 90 родников. В школах Фатежского района были оформлены выставки «Люби и охраняй природу», «Природа и мы», «Соловьиный край», проводились конкурсы на лучшую школьную экологическую газету, проведена районная олимпиада по краеведению и экологии. В Кореневском районе учащиеся средних школ изготовили 217 скворечников и огородили в Колычевском лесу 14 муравейников [15, с. 92].

В 1997 г. педагоги областного Центра детского и юношеского туризма провели серьезную работу по ЭВиО учащейся молодежи. Центр активно включился во Всероссийское туристско-краеведческое движение школьников «Отечество», ведущим

направлением которого являлась экология. В рамках этого движения Центром была разработана программа для школьников области «Живи, природа», основной целью которой было широкое привлечение учащихся школ и учреждений дополнительного образования к изучению природы родного края, антропогенного влияния на нее, воспитание экологической культуры, формирование трудовых и исследовательских умений и навыков. В помощь работникам общеобразовательных учреждений отделом краеведения Центра изданы были методические рекомендации: «Экологическая тропа», «Памятники природы», «Задания школьникам по изучению природы родного края», «Из опыта работы школ по экологии» [16, с. 348].

Центр в 1997 г. стал работать в тесном контакте с подразделениями Госкомэкологии, отделом природы областного краеведческого музея, областным экологическим фондом, сельскохозяйственной академией, педагогическим университетом и другими работниками и педагогами, которые являлись научными консультантами, лекторами членами жюри областных слетов и конкурсов, участниками конференций. Ежегодно Центром стали проводиться областные, районные семинары для учителей с привлечением ведущих экологов области, основной целью которых было повышение экологического образования, обобщение и распространение опыта работы образовательных учреждений области.

В 1997 г. грамотами Комитета по образованию за хорошую работу по экологическому образованию и воспитанию учащихся и активное участие в слете туристов-экологов были награждены команды Суджанского, Золотухинского, Обоянского, Хомутовского, Касторенского районов и г. Железногорска. Всего в слете приняли участие команды 18 районов и городов области, 180 школьников и 38 учителей [5, с. 66].

Экологическая и природоохранная тематика в учебно-воспитательном процессе Курского городского дворца пионеров и школьников с 1998 г. стала занимать одну из приоритетных позиций. Здесь была разработана и успешно реализовывалась программа «Провинция», неотъемлемой частью которой был раздел «Экология и естествознание». На его основе был разработан комплекс авторских программ курских педагогов для работы с различными категориями детей. Среди них программа «Эколюм» (Р.В. Жабина), в процессе изучения которой дети успешно усваивали научные проблемы основ взаимодействия общества и природы, овладевали прикладными знаниями, практическими умениями и навыками по безопасным способам воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.

Программа экологической гимназии «Родничок» (В.Н. Евдокимова) была рассчитана на 5 лет. Учебно-воспитательный процесс при ее реализации был построен на базовых принципах «Не навреди» и «Будь полезен». Гимназисты на разных этапах обучения разрабатывали экологические проекты различного масштаба: от благоустройства родного дома, двора до вариантов решения глобальных экологических проблем [6, с. 94].

Клуб «Флористика» (Н.И. Русанова) работал по программе, предполагавшей «...создание условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования бережного отношения к природе. Основой работы являлся природный материал и практическая работа с ним, способами организации учебного процесса - наблюдения, эксперименты, викторины, конкурсы, при подготовке к которым использовались магнитофонные и видеозаписи, наглядные пособия, проводились экскурсии» [17].

Особое значение в организации процесса экологического воспитания и образования имел живой уголок Дворца пионеров, где в больших вольерах содержались попугаи волнистые и розовощекие, карелла, канарейки, щегол, чижики. В клетках и террариумах находились черепахи, хомяки ангорские, розеточные морские

свинки, кроме того, имелись морские черепахи и аквариумные рыбки. Растительный мир живого уголка насчитывал около 100 видов растений. Произрастали редко встречающиеся виды: панцирус, стробилантес, костинец, жасмин. Дворец пионеров тесно начал сотрудничать с учеными и педагогами кафедр зоологии, ботаники, географии, экологии КГУ, а также растениеводства и почвоведения КГСХА [17].

Курский городской дворец пионеров и школьников были одним из учредителей первой (начиная с 2000 г.) городской научно-практической конференции школьников по экологии, которая прошла в апреле в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности». Девиз конференции: «Мыслить глобально, действовать локально». В рамках акции проводились трудовые десанты по уборке территории, видеолектории на темы охраны окружающей среды и взаимодействия человека и природы, осуществлен уход и наблюдение за молодыми деревьями [7, с. 136].

В 2000 г. в школах и учреждениях дополнительного образования области уже функционировало «...698 экологических отрядов, объединивших 14 921 учащихся, 206 экологических лекториев, 23 экологических кинолектория, 96 классов с углубленным изучением экологии. Членами экологических отрядов было заложено 52 га цветников в скверах, парках, на улицах сел, пришкольных участках; было высажено более 182 тысяч деревьев, 41 тысячу кустарников, оборудовано 95 экологических троп, создано 23 микрозаказника, взять под охрану 520 родников» -указывалось в «Докладе об использовании природных ресурсов и состоянии окружающей природной среды Курской области в 2000 году» [4].

Очень интересной и продуктивной оказалась работа государственного учреждения «Областной центр молодежных программ», реализовывавшего государственную молодежную политику в Курской области. При этом уделялось особое внимание работе с общественными детскими учреждениями, в том числе и в экологическом направлении [12, с. 94].

Государственное учреждение «Областной центр молодежных программ» совместно с ОГУ «Экологический центр» в 2009 г. провели областной конкурс на лучшие работы по рациональному природопользованию и экологической безопасности. Цель конкурса - поддержка инициативы обучающихся образовательных учреждений Курской области по расширению и углублению знаний, приобретению умений и навыков по рациональному природопользованию, основам экологической безопасности, способствующих их экологическому воспитанию, образованию и профессиональной ориентации. В мероприятии приняли участие школьные экологические объединения и студенческие коллективы из 16 районов и 3 городов Курской области, всего было представлено 43 работы. Конкурс проходил в трех возрастных категориях (среднее, старшее школьное звено, студенты). В финал вышли 9 экологических проектов. Лучшими стали: «Исследование экологической опасной зоны, образовавшейся вокруг полуразрушенного хранилища минеральных удобрений» (МОУ «Касторенская СОШ № 2»), «Состояние почвенного покрова в зоне функционирования хвостохранилища Михайловского горно-обогатительного комбината КМА» (К.Н. Кемов, КГСХА), «Природоохранная работа школьного лесничества по сохранению природных богатств» (МОУ СОШ № 5, г. Щигры).

Областной центр молодежных программ совместно с Курским союзом детских и пионерских организаций с 2009 г. стал ежегодно проводить экологические мероприятия в рамках областной комплексной программы «Детство без границ». К участию в программе были привлечены все детские общественные организации и объединения Курской области. Программа «Детство без границ» включала в себя конкурсы, направленные на воспитание экологической культуры и умение проводить исследовательскую работу [8, с. 154].

25-27 мая 2011 г. Курский областной детский эколого-биологический центр провёл областное массовое мероприятие «XIII областной фестиваль школьников «Экос Плюс - 2011». В фестивале приняли участие семь команд из Курского, Солнцевского, Большесолдатского, Щигровского, Фатежского, Касторенского районов и города Курчатова (более 80 человек). Тема фестиваля «О лесе-кормильце замолвите слово» была выбрана не случайно, так как 2011 г. был объявлен Годом леса. Победителями стали команды Касторенского, Фатежского и Большесолдатского районов [9, с. 234].

На протяжении 2013 - в начале 2014 г. в г. Курске были организованы и продолжали работать «...на базе школ города 15 экологических клубов (около 400 детей), в школе № 29 действовала ноосферная студия. На базе муниципальных образовательных учреждений города работало 70 кружков (с охватом более 1 400 детей), в учреждениях дополнительного образования детей функционировало 116 детских объединений (1,5 тыс. детей) эколого-биологической направленности. Указанными организациями было проведено большое количество мероприятий, в которых приняло участие более 20 тыс. школьников. Муниципальные образовательные учреждения активно взаимодействовали с общественными организациями, в т.ч. с детской эколого-гуманитарной общественной организацией «Миллион друзей». В целом в различных работах и мероприятиях по проведению Года охраны окружающей среды на территории города приняло участие более 100 тыс. взрослого населения и школьников» [13].

В 2013 г. большинство областных массовых мероприятий было посвящено Году охраны окружающей среды. Экологическое краеведение - один из лучших методов экологического образования и воспитания подрастающего поколения, который предоставлял школьникам реальную возможность улучшения и расширения знаний в области регионального краеведения, изучения памятников природного и культурно-исторического наследия путем привлечения к участию в таких областных конкурсах, как, например, «Моя малая родина: природа, культура, этнос» [10, с. 130].

В 2013 г. на конкурс по экологическому краеведению было представлено 49 творческих работ, авторами которых стали более 50 человек из 12 административных территорий области. Победителями стали работы обучающихся Касторенского, Октябрьского, Черемисиновского и Курского районов [13].

По решению оргкомитета регионального конкурса для участия во всероссийском и международном конкурсах «Зелёная планета» в г. Москву были направлены 56 работ по 7 номинациям. По итогам участия лауреатами международного конкурса стали 17 человек, лауреатами всероссийского конкурса - 21 человек. В областном конкурсе на лучшую постановку природоохранной работы в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей в 2013 г. приняли участие 104 экологических отряда области, объединившие 2064 юных друзей природы.

Юные экологи области в этот период времени «охраняли 240 муравейников, 79 родников, изготовили около 700 штук искусственных гнездовий, 1268 кормушек для птиц, заготовили около 1500 кг кормов для зимней подкормки птиц, более 700 кг кормов для животных, оборудовали 46 экологических троп, укрепили овраги, балки и другие неудобные земли 18,6 га» - указывал «Курский вестник» [10, с. 130].

К концу 2014 г. в школах Курска была организована работа 15 экологических клубов (около 400 детей), в школе № 29 действовала ноосферная студия. На базе муниципальных образовательных учреждений города функционировало 70 кружков (более 1 400 детей), в учреждениях дополнительного образования детей работало 116 детских объединений (1,5 тыс. детей) эколого-биологической направленности, этими организациями за год было проведено множество мероприятий с охватом более 5 тыс. школьников [11, с. 66]. В учебных и дошкольных учреждениях Железногорска были

проведены 133 мероприятия на экологическую тематику, например «Первоцвет», «Муравей», «Живи, родник», «Пернатые друзья» и пр. [11, с. 75].

Основу эколого-биологического дополнительного образования ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ» в 2014 г. составили 77 кружков, объединивших 1 039 обучающихся. Объединения работали как на базе школ города, МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Полянская средняя общеобразовательная школа» Курского района, так на базе Центра. В течение года во всех объединениях Центра педагогами дополнительного образования осуществлялась просветительская деятельность обучающихся по охране окружающей среды, сбережению природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности [10, с. 134]. По итогам 2014 г. ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ» награждён грамотой Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета» за большой вклад в формирование экологической культуры детей и подростков.

По образовательным программам эколого-биологического и естественнонаучного направления «Эколюм», «Биоэкология», «Живая природа рядом с нами», «Планета Земля - наш общий Дом», «Удивительный мир науки», «Экологическая культура» Дворца пионеров и школьников обучалось 358 детей в 2014 г.

На базе Дворца пионеров и школьников успешно стала реализовываться городская целевая воспитательная программа «Эрудит». В экологических мероприятиях в рамках данной программы в 2014 г. приняло участие 256 школьников города, а также обучающихся Дворца пионеров и школьников. В экологические мероприятия программы входили защита исследовательских проектов на городской научно-практической конференции «Я Родину люблю», Неделя родного края «Мой край родной» (творческие проекты «Живой символ малой родины» и «Если я стану губернатором Курской области: мои мысли и планы по сохранению природы родного края»), День экологии в рамках городской недели науки, техники и производства (творческий проект «Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке», экологический конкурс «Моей Отчизны уголок - памятники природы» [1].

Анализируя итоги проводимых экологических мероприятий в 2013-2014 гг., необходимо отметить растущий интерес детей города к экологии, а также увеличение количества школ - участников городских проектов и конкурсов по экологическому направлению, проводимых Дворцом пионеров и школьников. Созданная и реализуемая Дворцом пионеров и школьников города Курска система мероприятий разнообразного уровня стала затрагивать практически все аспекты экологического образования и воспитания, что обеспечивает создание системы непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

Подведем итоги. Начиная с 1991 г. и по 2014 г. в Курской области формируется система непрерывного экологического образования, представляющая сеть дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Экологическое образование в Курской области охватывает все возрастные категории населения, но приоритетной категорией являются дошкольники и учащиеся (школьники) области, вовлеченные в мероприятия через эколого-просветительскую, эколого-художественную деятельность и экологическую пропаганду.

Реализация комплекса мероприятий по природоохранной деятельности привела к установлению социального партнёрства и развитию связей (хотя пока еще и в недостаточной степени) с общественными организациями и государственными структурами, осуществляющими деятельность в области экологического образования.

Руководящую и координирующую роль в последнее время стал играть Курский областной детский эколого-биологический центр (ЭБЦ) в координации совместных

экологических проектов на уровне школ и детских садов. ЭБЦ продолжает оставаться инструктивно-методическим центром всей внешкольной натуралистической работы в области.

Однако, при общей картине видимой деятельности в области экологического образования, указанные вопросы решаются в не достаточно полной мере. Школьное экообразование и эковоспитание на сегодняшний день не является обязательным. Положение усугубляется тем, что до сих пор отсутствует единый подход к тому, как должно быть реализовано экообразование в общеобразовательных учреждениях. Проблемы возникают в бюджетном финансировании не только самого процесса воспитания и обучения в детских садах и школах (закупка учебников, методической литературы, оборудования), но и проведения общественных мероприятий, конференций, конкурсов. Недооценивается общественная важность экообразования, проблема его оторванности от практической, жизненной деятельности. Для устранения недостатков необходимы: прописывание работы в общешкольных документах; введение предмета на школьном уровне «Экология Курской области»; организация стажировок для учителей, педагогов, воспитателей; издание учебной и учебно-методической литературы; создание единого общегородского центра экообразования, координирующего воспитательную работу в области экообразования; увеличение финансовых ассигнований.

Библиографический список

1. Волкова С. В экологическом рейтинге наш город оказался на 13-м месте // Комсомольская правда. Курск. 2014. 24-25 окт.

2. Грива Т. Прекрасный хрупкий мир // Курская правда. 1995. 2 июня.

3. Гусев А.А. Права человека и экология // Права человека в условиях становления гражданского общества: материалы междунар. науч.-практч. конф. Курск, 1997. С. 107-112.

4. До гармонии долог путь... // Городские известия (Курск). 2000. 12 февр.

5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Курской области в 1997 году. Курск, 1998. 190 с.

6. Доклад о состоянии окружающей среды Курской области в 1998 году. Курск, 1999. 180 с.

7. Доклад об использовании природных ресурсов и состоянии окружающей природной среды Курской области в 2000 году. Курск, 2001. 205 с.

8. Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2009 году. 2010. 196 с.

9. Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2011 году. 2012. 210 с.

10. Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2013 году. 2014. 186 с.

11. Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2014 году. 2015. 218 с.

12. Евченко А.В. Региональные тенденции и проблемы природопользования и экологии (на материалах Курской области) // Известия Курского государственного технического университета. Курск, 2008. С. 91-96.

13. Итоги - 2013 // Курский вестник. 31 дек. 2013. - янв. 2014.

14. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) // Экологическое образование. 2012. № 2. С. 4-9.

15. Кудинова М.Р. Основные экологические проблемы // География Курской

области. Курск, 1997. Ч. 1. С. 90-96.

16. Марганова О.Н. Мониторинг окружающей среды в системе управления экологической безопасности региона // Современные тенденции в управлении социально-экономическим развитием территорией. Курск-Орел, 2010. С. 346-350.

17. Наш дом - природа // Курская правда. 1998. 5 июня.

18. Экологический информационный бюллетень. Вып. 2. Курск, 1993. 70 с.

19. Экологический информационный бюллетень. Вып. 5. Курск, 1997. 90 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.