Научная статья на тему 'Значение и меры по повышению экологического воспитания школьников и студентов'

Значение и меры по повышению экологического воспитания школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2672
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL SCIENCE / ENVIRONMENTAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилова Е. Н., Шереметьева У. М.

Раскрывается содержание и сущность экологического образования и воспитания, приводятся примеры наиболее эффективных методов повышения уровня экологической культуры учащихся г. Томска и Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилова Е. Н., Шереметьева У. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING AND MEASURES TO IMPROVE THE ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PUPILS AND STUDENTS

The paper describes the content and nature of environmental education, examples of the most effective methods to increase the level of environmental culture of students in Tomsk and Tomsk region.

Текст научной работы на тему «Значение и меры по повышению экологического воспитания школьников и студентов»

УДК 130.2: 504.75

Е. Н. Кирилова, У. М. Шереметьева

ЗНАЧЕНИЕ И МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Раскрывается содержание и сущность экологического образования и воспитания, приводятся примеры наиболее эффективных методов повышения уровня экологической культуры учащихся г. Томска и Томской области.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экология, экологическая культура.

Проблемы взаимодействия современного общества с окружающей природной средой наиболее актуальны в настоящее время. Экологическое воспитание становится в настоящее время условием не только развития, но и выживания общества, а экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды - все это создает угрозу существованию самой жизни на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли [1].

Одним из важнейших факторов, без которого невозможно добиться кардинальных изменений в экологической ситуации, является общая экологическая культура [2]. Многих аварий, катастроф можно было бы избежать, если бы на предприятиях работали экологически грамотные специалисты. Необходимо преодолеть всеобщую экологическую безграмотность и воспитать человека с новым экологическим мышлением.

Ведущим направлением государственной политики в области экологии должно стать формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания. Особое внимание следует уделять экологическому воспитанию детей [3].

В широком смысле экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе, которого они формируются как личности - представители экосистемы «человек - природа - общество». В процессе экологического воспитания дети приспосабливаются к новым условиям природной и социальной среды. Иными словами, одним из направлений социализации ребенка является экологизация его личности, которую следует понимать как формирование экологической культуры. Поэтому не имеет смысла разделять экологическое образование и воспитание, так как оба эти процесса имеют одну цель - формирование экологической культуры. Основываясь на определении С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, экологическую культуру личности следует понимать как формирование определенного уровня экологических знаний, умений и убеждений, готовность к деятельности, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе [4].

Проблемы экологической безопасности человечества на современном этапе должны решаться высококвалифицированными, профессионально подготовленными кадрами, владеющими знаниями о биосфере, законах ее развития, специфике взаимодействия природы и общества во всем его разнообразии; об информационных процессах в природе и обществе,

способных применять новейшие, в том числе и компьютерные, технологии для решения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Экологическое воспитание может достигаться при помощи различных информационных методов о единстве всего живого на планете и ответственности человека, венца природы, за это все живое. Существуют разработанные методики по экологическому образованию и просвещению (а это и есть воспитание) в вузах и таких учреждениях, как заповедники и национальные парки.

Изучая окружающую среду в ходе различных экологических мероприятий, дети на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде. И, наоборот, известные им нормы и отношения они сопоставляют с реальной экологической ситуацией, убеждаясь в их целесообразности и необходимости. Попадая в реальную или учебную ситуацию, где требуется принимать экологически правильное решение, школьник имеет относительную свободу выбора, зависящую от уровня его культуры, целей и мотивов деятельности. В каждой конкретной ситуации ребенок несет ответственность за свое решение. Проявляется она в случае, когда ученик способен согласовывать личные интересы с общественными [5].

Как показывает опыт предыдущего столетия, при стремительном развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа планеты. Невольно возникает подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов. Свою среду обитания человечество уничтожает, а комфортные условия, создаваемые для жителей, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушенными ландшафтами. Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на планете [6].

Стратегия и тактика жизни современного цивилизованного человека в отличие от животных направлены отнюдь не на выживание в изменяющейся среде. Подавляющее большинство приспособлений современника нацелены на преодоление социальных коллизий и на изобретение средств поддержания постоянной и оптимальной среды своего обитания. А адаптации в природе - это компромиссы между старыми хорошими приспособлениями и новыми окружающими условиями, в которых приспособления стали хуже работать. Поэтому и нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к природным условиям. Первый шаг на новом пути - отказ от активных преобразований и улучшений природы Земли. На огромных пространствах усилия преобразователей уже привели к тому, что само существование человека стало затруднительным.

Выходом из сложившейся ситуации может стать непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно воспитывать новые поколения. Однако на протяжении десятков лет такое образование по каким-то причинам практически не укоренилось ни в одной стране [7]. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в развитых странах уже четверть века оно ведется, стимулирует его разворачивающееся международное экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет. В России же этот предмет не рассматривается как отдельная наука и поэтому не вводится в систему общего образования. Если бы экологию начали вводить с пятого класса, то это было бы первым шагом к увеличению числа школьников с сформированным уровнем экологической культуры. Ведь она не может сформироваться за один-два года.

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры [8].

В основе любой цивилизации лежит образование - передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях

жестокого экологического кризиса, только преодоление которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится прежде всего разработка принципов взаимоотношений человека и природы [4]. В связи с этим большое значение приобретают экологическое образование и воспитание студентов. На студентов среднего профессионального и высшего профессионального образования нужно делать особый упор, потому как они ведут себя уже более осмысленно и могут сами дать пример для младшего поколения.

Чтобы студенту овладеть социально-экологическим опытом, этот опыт должен быть перенесен в систему «студент - природная среда», а для этого необходим учет условий, в которых осуществляется экологическая подготовка в вузе. Главной чертой педагогического процесса в вузе, как известно, является расчленение на обучение, воспитание, научную деятельность при превалирующем внимании к обучению [1].

Учитывая сказанное, экологическую подготовку студентов вуза можно определить как формирование готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, к эффективному экологическому образованию школьников, к экологическому просвещению населения посредством усвоения студентами экологических знаний, эмоционально-ценностных отношений, способов деятельности, формирования соответствующих убеждений, потребностей в процессе учебной, воспитательной, научной деятельности вуза [4].

Одними из эффективных мер экологического воспитания являются проведение экологических слетов, экскурсий для студентов, экологические слеты для школьников, организованные с помощью студентов; экологические конференции и походы (также могут проходить совместно со школьниками); различные выезды в заповедные места (именно там можно наглядно продемонстрировать ценность и уникальность природы); экологические викторины и КВН, различные игры, способствующие повышению уровня экологической культуры. В этом как раз и будет наблюдаться непрерывность экологического образования и воспитания, где младшие поколения взаимодействуют со старшими через окружающий мир природы.

Ежегодно в г. Томске в рамках проекта «Моя Родина - Сибирь» проходит экологический слет школьников «Чистая тропа». Из года в год мероприятие собирает около 1000 школьников г. Томска. Слет проводят дом детства и юношества «Кедр» и общественная организация «Дом природы» при поддержке департамента образования администрации г. Томска и ОГУ «Обл-комприрода». Также огромную помощь в организации слета на протяжении многих лет оказывают студенты факультета технологии и предпринимательства кафедры безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета. Сбор мусора - это не главная цель слетов, так как необходимо убирать не последствия, а причину. Поэтому организаторы ставят перед собой цель воспитать бережное отношение к природе через уборку бытового мусора в зонах отдыха томичей: на территории вокруг стадиона «Буревестник» и Михайловской роще. Данная форма воспитания позволяет школьникам по-другому взглянуть на брошенный в лесу фантик или бутылку. Из года в год организаторы стараются разнообразить форму подачи информации на слете, придумывая разные конкурсы: экологическая игра «Звездный путь», «Киндер-азимут-сюрприз», «Полоса препятствий», «Портрет в осеннем интерьере», «Колесо удачи», «Салон мод», «Веселые старты», «Томск деревянный», «Суперботаник», «Проверка чувств», «Тропа Тарзана», «Русские забавы» и многое другое.

Изменить экологическую обстановку к лучшему можно, только совершая конкретные действия. Именно поэтому школьникам предлагается привести в порядок свою планету, начав с очистки леса.

Ежегодно в г. Томске проходят конференции по экологическому образованию. Как правило, организаторами выступают высшие учебные заведения, в которых преподаватели профессионально

Студенты ТГПУ на экологическом слете школьников «Чистая тропа»

занимаются экологическими проблемами. Большинство конференций имеют статус научнопрактических, в их работе принимают участие не только профессорско-преподавательский корпус, но и аспиранты, студенты, школьные учителя-практики. Тематика таких конференций достаточно разнообразна и охватывает экологические, социально-экономические, природоохранные и другие аспекты изучения и развития региона, затрагивает проблемы здоровья населения, современные методы мониторинга окружающей природной среды, вопросы экологического воспитания детей. Проведение подобных конференций стало хорошей традицией кафедры охраны труда и окружающей среды Томского государственного архитектурно-строительного университета: областная научно-методическая конференция «Экология. Безопасность. Жизнь», межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» и др. [9].

В г. Томске работает около 20 общественных организаций, специализирующихся в области охраны окружающей среды [10]. Общественные организации как важнейший элемент гражданского общества способны выработать общую согласованную и научно обоснованную программу действий, которая предусматривает взаимодополняемость и преемственность различных уровней экологического образования и воспитания среди всех возрастных и социальных слоев населения. Одной из наиболее активных общественных экологических организаций, объединяющих студентов всех шести томских университетов, является региональная общественная организация «Томская экологическая студенческая инспекция им. Л. Блинова» (ТЭСИ).

ТЭСИ была образована в сентябре 1996 г. по инициативе студентов кафедры экологического менеджмента международного факультета сельского хозяйства (МФСХ) Томского госуни-верситета при поддержке начальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Томской области А. М. Адама и декана МФСХ Р. А. Карначук.

В одно время с отделом инспекции в ТЭСИ был создан отдел экологического образования, являющийся одним из самых важных в организации. Сейчас отдел активно работает, тесно сотрудничая со многими школами города.

Огромным воспитательным и образовательным потенциалом обладают детские экологические конкурсы (рисунков, плакатов, фотографий, литературные, прикладного творчества, ученических проектов и другие). Любой конкурс дает возможность детям продемонстрировать свои способности и таланты публично, выразить через художественное творчество свое понимание мира и отношение к нему. Прикосновение к красоте делает человека созвучным миру природы, у него никогда не возникнет желание нарушить гармонию в своем окружении. Отдел

экологического образования отдал предпочтение этой замечательной форме работы с детьми, проводя следующие мероприятия:

- конкурсы детского творчества, посвященные экологическим датам и праздникам: День водноболотных угодий, День птиц. Эти мероприятия направлены на привлечение внимания детей к различным объектам окружающей среды или экологическим проблемам;

- экскурсии «Следопыт», «Дни наблюдения птиц». Целью экскурсий является возможность приобщить школьников, студентов и жителей города к красоте природы через наблюдение за птицами, прогулки в лесу в зимнее время года в поисках следов животных. Во время экскурсий обсуждаются различные вопросы, касающиеся экологии животных. Проводятся викторины, подвижные ролевые игры. Анкеты, которые заполняют участники в ходе экскурсий по наблюдению птиц, отправляются в Союз охраны птиц России;

- тематические экологические праздники. Экологический праздник - форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. В программе работы отдела предусмотрены такие праздники, как «Экологический Новый год», День воды, Международный день птиц, День Земли, День защиты окружающей среды и другие. Например, ТЭСИ ежегодно организует «Экологический Новый год» - театрализованное представление для школьников с агитацией за отказ от уничтожения елей на новогодние праздники. После него увеличивается процент заинтересованности населения в проверке лицензий на продажу деревьев на рынках города, а также снижается покупка новогодних елей у частников.

Главным элементом деятельности ТЭСИ, как и любой другой общественной организации, являются акции: практические, информационные, правовые, массовые, а также акции по лоббированию. Целью проведения любых типов акций является формирование экологически ориентированного общественного мнения, поэтому работе с прессой уделяется особое внимание;

- практические акции по защите природы: «Городским рекам - чистые берега», «Дни озеленения города», «Подкормите птиц!». Эти мероприятия способствуют развитию у детей заинтересованности в исследовательской деятельности: проведение круглых столов по проблеме водоохранных зон, школьных конференций на тему «Как я могу улучшить свой город, начиная со своей школы». Проходят акции по очистке берегов городских рек, по посадке деревьев около школ и в микрорайонах;

- театрализованные акции, информационные кампании в СМИ, подготовка статей и репортажей по экологической тематике;

- акция «Городским рекам - чистые берега», ставшая для Томска традиционной, проводится ТЭСИ четыре года подряд в рамках всероссийской акции «Единые дни в защиту рек». В очистке от бытового мусора прибрежных зон рек Томи, Ушайки и Керепети принимают участие представители нескольких экологических общественных организаций. Организационную поддержку ТЭСИ оказывает Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, областное государственное учреждение «Облкомприрода», в качестве спонсоров акции выступают томские предприятия, что в целом обеспечивает устойчивое плодотворное взаимодействие государственных органов, бизнеса и общественности в области охраны окружающей среды [2].

Томская область богата красивыми местами, где произрастают многие целебные травы, полезные ягоды, присутствует изобилие грибов, а несомненной особенностью является множество хвойных лесов, воздух которых оказывает благотворное и лечебное действие. И если есть такая возможность, куда сходить и что показать, значит, нужно ею пользоваться и привлекать не только школьников, но и студентов, так как экологическое воспитание не заканчивается с окончанием школы, а продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека.

Экологическое образование было, есть и будет. Без этого нет будущего. Для его осуществления необходимо развивать взаимоотношения учреждений, осуществляющих экологическое образование, чтобы эффективность вложения сил в процесс формирования экологически компетентной личности постоянно росла.

Список литературы

1. Экологическое образование и воспитание и культура. URL: http://www.ecology-portal.ru/publ/15-1-0-556

2. Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 6. С. 57-61.

3. Бухвалов В. А. Общая методика развивающего образования с применением ТРИЗ // Завуч. 2002. № 6. С. 110-127.

4. Васильева В. Н. Формирование экологического мышления в процессе образования // Инновации и образование: сборник материалов конференции. Вып. 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 273-287.

5. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.: «5 за знания», 2005. 208 с.

6. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Академия, 2005. 187 с.

7. Разумовский В. Г. Сохранить естественно-научное образование школьников // Стратегия образования. 2001. № 4.

8. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. М.: Академия, 2004. 191 с.

9. Труды профессоров ТГАСУ. URL: http://lib.tsuab.ru/tgasu-prof-lukashevich-bio.html

10. Региональная экологическая политика: Томская область. URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/bulletin_31.pdf Кирилова Е. Н., магистрант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Шереметьева У. М., доцент, кандидат физико-математических наук.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.12.2012.

E. N. Kirilova, U. M. Sheremetyeva

THE MEANING AND MEASURES TO IMPROVE THE ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PUPILS AND STUDENTS

The paper describes the content and nature of environmental education, examples of the most effective methods to increase the level of environmental culture of students in Tomsk and Tomsk region.

Key words : environmental education, environmental science, environmental culture.

Kirilova E. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Sheremetyeva U. M.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.