Научная статья на тему 'Экологическое воспитание в контексте экосоциальной политики'

Экологическое воспитание в контексте экосоциальной политики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Даринская Лариса Александровна, Мышко Елена Валентиновна

В статье поднимается актуальная проблема экологического воспитания и анализируются возможные пути ее решения на примере экологического образования в Швеции. Эффективность формирования экологической культуры человека зависит от системно организованной экологической деятельности на всех уровнях от субъектно-личностного до государственного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental Education in the Context of Ecosocial Policy

The article raises an urgent issue of environmental education and analyses possible ways to deal with it on the example of environmental education in Sweden. The efficiency of forming a personal ecological culture depends on the system of organized environmental activities at all levels from the subjective and personal to the public.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание в контексте экосоциальной политики»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Л.А. Даринская, Е.В. Мышко

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЭКОСОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье поднимается актуальная проблема экологического воспитания и анализируются возможные пути ее решения на примере экологического образования в Швеции. Эффективность формирования экологической культуры человека зависит от системно организованной экологической деятельности на всех уровнях — от субъектно-личност-ного до государственного.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание, окружающая среда.

Key words: environmental education, ecological culture, ecological consciousness, environment.

Угроза надвигающегося экологического кризиса, вызванного нерациональным и потребительским расходованием природных ресурсов, глобальным загрязнением окружающей среды, — это уже не сцены из фильмов-катастроф, а насущная реальность. Во многих странах одним из ведущих направлений национальной безопасности становится экологическая безопасность, включающая меры эколого-социального, эколого-экономического и эколого-организационного характера (Хиль-ченко, Белова 2009: 147—159). Однако эти меры вряд ли будут эффективными без воспитательной работы по формированию экологической культуры и экологического сознания граждан.

Экосоциальная деятельность, направленная на преобразование окружающей среды, играет ведущую роль в экологической оптимизации всех сфер общественной жизни и является частью экологической культуры. Последняя, в свою очередь, формируется посредством эколо-

гического воспитания, способствующего изменению качеств личности. Только на таких основаниях возможна рациональная и прогрессивная модернизация человеческой деятельности (Пахомов 2002: 96).

Подготовительным этапом просветительской экологической деятельности можно считать систематизацию знаний об окружающей среде, экологических проблемах и катастрофах, рациональном природопользовании, эволюции и функционировании как биосферы, так и социума. В ходе эволюции научного знания «человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — и мыслить, и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но в планетарном аспекте» (Прыкин 1998: 38). На основе проводимых научных разработок и распространения этих знаний создается пласт экологической информации, являющейся материальной основой формирования экологического сознания людей. Сознание формируется постепенно и представляет собой ощущение и усвоение человеком и обществом их неразрывной связи с природой и окружающей средой (как естественной, так и искусственной, преобразованной или созданной человеком), а также умения действовать, не разрушая сложившиеся системы социоприродных взаимосвязей.

Таким образом, экологическое сознание — это индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности (Словарь по естественным наукам).

Сущность экологического сознания заключается в «достижении понимания того, что сохранение биосферы является сохранением естественных основ человеческой жизни, без чего люди не смогут существовать ни как биологические, ни как социальные субъекты» (Пахомов 2002: 100). Личность, обладающая экологическим сознанием, не только определяет способы отношений человека, общества и природы, воздействия на нее, но и меры этих воздействий и преобразований. Одним из показателей сформированного экологического сознания является умение анализировать и применять в ходе целенаправленной практической деятельности обретенные в процессе экологического воспитания эко-социальные знания.

Исходя из этого, перед современным педагогическим сообществом остро стоит проблема экологического воспитания, под которым, в целом, понимается педагогическая деятельность по формированию в человеке потребности в экологической культуре. Однако зачастую на практике под экологическим воспитанием понимают лишь воспитание общественно-приемлемого экологического поведения.

Экологическое воспитание — это сложный многоуровневый процесс по формированию у граждан сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов на основе полученного экологического знания, а также меры экологической ответственности (на индивидуальном, общественном и международном уровнях), разработанные на основе нормативов качества окружающей среды. Экологическая ответственность формирует осознание необходимости восстановления природы как естественной среды обитания человека и функционирования социума, стремление к познанию законов биосферы и социальной эволюции.

Реальные задачи экологического воспитания можно условно объединить в три группы:

1) задачи, направленные на социализацию личности, освоение ею основ экологической культуры, в том числе в контексте национальной самобытности;

2) задачи, связанные с развитием индивида как эколичности;

3) задачи, касающиеся средств и способов экологического воспитания личности, способной решать реальные жизненные проблемы.

Для изучения опыта экологического воспитания обратимся к Шведскому королевству, являющему собой яркий пример страны с развитой экологической культурой. Авторы статьи познакомились с этим опытом, обучаясь в Стокгольмском университете (Е.В. Мышко) и принимая участие в сессиях международного семинара «Environmental Education for Sustainable Development» (Л.А. Даринская).

Еще с момента вступления Швеции в 1995 г. в Европейский Союз значительная часть работы по развитию и распространению экологических знаний осуществляется в рамках ЕС, где Швеция наряду с другими странами (Данией, Финляндией, Норвегией) образует самое прогрессивное крыло по многим вопросам экологической политики. Высокий уровень экологической культуры способствовал выдвижению этой страной многих прогрессивных инициатив. Так, Швеция стала первой страной, которая провозгласила направление устойчивого развития (1960-е гг.). Она выступила инициатором проведения первой конференции ООН по проблемам окружающей среды, которая состоялась в Стокгольме в 1972 г. С тех пор страна активно работает в ООН и многих других международных организациях по поиску альтернативных решений экологических проблем глобального характера. В 1992 г. Швеция подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро («Саммит Земли») «Конвенцию о биологическом разнообразии» (Официальный сайт ООН). В настоящее время эту инициативу поддержали еще 192 государства. С целью снижения внутренней экологической экспансии бюджетные ассигнования Швеции на охрану окружающей среды на период 2010—2012 гг. превысили 5 млрд.

крон в год (744 млн. долларов США, 558 млн. евро) (Окружающая среда...).

Свидетельством осознанного отношения к окружающей природе всей нации является принятие в 1999 г. Экологического кодекса, провозгласившего общие правила заботливого и бережного отношения к природной среде, распространяющиеся на всех граждан. Кроме этого были введены стандарты качества окружающей среды, устанавливающие допустимые пределы максимального и минимального содержания различных веществ в почве, воде и воздухе, при которых обеспечивается сохранение природной среды (Там же). Благодаря таким комплексным активным мерам, а также инвестициям спасены многие виды растений и животных, которым раньше грозило исчезновение. Одним из результатов прогрессивного экологического развития можно считать образцово чистую воду в столице Шведского королевства — Стокгольме. А сам Стокгольм был признан в 2010 г. первой европейской «Зеленой столицей», благодаря тому, что на территории города расположен самый крупный национальный городской заповедник, а также большое число парков и скверов. Он стал примером для других европейских городов в сфере снижения загрязнения воздуха. Начиная с 1990-го г., объемы выбросов углерода на каждого жителя города постоянно снижались и к настоящему времени снизились на 25 %. К 2050 г. в Стокгольме планируется отказаться от использования ископаемого топлива (Там же). При этом следует подчеркнуть, что европейской «зеленой столицей» Стокгольм стал не сразу: это произошло благодаря сохранению традиций, общих усилий по защите окружающей среды, включая эколого-экономическое сотрудничество как промышленных предприятий, так и властей.

Примером развития мер по охране окружающей среды можно считать и наличие экологически чистого общественного транспорта, распространенность велосипедных дорожек (только в Стокгольме их более 750 км), что привело к сокращению пробок, а железнодорожный транспорт работает на электроэнергии из возобновляемых источников.

С середины 1990-х гг. в стране активно применяется модель «эко-цикла», когда для обеспечения потребностей людей в энергии перерабатывается мусор (очень популярная здесь программа «recycling») и используются сточные воды. Такая модель позволяет жителям производить до 50 % энергии, которую они используют (Официальный Сайт EuroNews). Более того, в Швеции продолжает действовать уникальный закон, провозглашающий право каждого на пользование окружающей природой: право свободно находиться (а также ставить палатку, собирать грибы, ягоды, цветы, купаться и пр.) в лесу, в поле, у реки или озера (даже в частных владениях, если вас не видно и не слышно из жилых помещений, расположенных на их территории). Основной принцип этого права — свобода и ответственность, что является фундаменталь-

ной основой экологической культуры. Кроме вышеперечисленных достижений в Швеции приняты 16 стратегических генеральных целей в области повышения качества окружающей среды, которые должны быть достигнуты к 2020 г. (направления экологической политики правительства) (Окружающая среда...).

Таким образом, основным преимуществом социальной и экологической политики государства является всеобщее и разнонаправленное воздействие со стороны государства на различные сферы жизнедеятельности социума. Примером такого направленного воздействия может служить проект шведского правительства «Год природы» 2010. «Год природы» — это совместный проект, инициированный двумя десятками государственных учреждений и заинтересованных организаций в ознаменование столетия со времени создания в Швеции первых национальных парков и принятия природоохранного законодательства. Эта годовщина совпала с Международным годом биологического разнообразия ООН, что стало также темой «Года природы» 2010. Генеральная цель проекта — координировать и стимулировать усилия по сохранению биоразнообразия на национальном уровне, способствовать широкому осознанию этой проблемы и воспитанию активного отношения к ней (Там же).

Экологическое воспитание включает и эколого-ориентированное образование. В Швеции забота об окружающей среде является частью системы образования, где инвайроментализм (от англ. environment — окружающая среда) встречается повсеместно, он органично интегрирован в различные науки и учебные курсы как междисциплинарное знание. Инвайроментализм — это теория управления социально-экономическим развитием и окружающей средой, считающая человечество частью биосферы и утверждающая необходимость преобразования природы в интересах человека. Кроме того, эта отрасль науки выдвигает идеи о том, что люди развиваются в значительной мере под влиянием окружающей среды (Инвайроментализм // Википедия).

Различные учебные курсы в шведских университетах ориентированы на изучение окружающей среды, а также взаимодействие экологической системы и различных социальных систем: «Глобализация, окружающая среда и социальные изменения» («Globalization, Environment and Social Change»), «Окружающая среда и здравоохранение» («Environment and Health Protection»), «Транспорт и окружающая среда» («Traffic and Environment») (Stockholm University), «Природа, окружающая среда и технологии» («Nature, Environment and Technology»), «Меры по охране окружающей среды» («Environmental management»), «Окружающая среда, развитие и глобализация» («Environment, Development and Globalization») (Uppsala University), «Природа, окружающая среда и общество» (Nature, Environment and Society»), «Окружающая среда и планирование» («Environment and Planning») (Malmo University) и т. д.

Приведенный (неполный) перечень учебных дисциплин, предлагаемых шведскими университетами, наглядно демонстрирует, с одной стороны, стремление самих университетов привлечь студентов к проблемам окружающей среды, а с другой, интерес самих студентов, т. к. спрос на эти курсы очень высокий (данные дисциплины преподаются в университетах не один год).

Экологическое воспитание уже несколько десятилетий является одним из базовых принципов шведской модели устойчивого развития и может служить примером для подражания в других странах. Россия, как и другие государства, может (и должна) изучать опыт Скандинавии и внедрять экологические принципы устойчивого развития в систему мер социальной и экономической политики. При этом важно помнить, что концепция экологического воспитания должна включать освоение экологических знаний, способствовать формированию экологического сознания, которое изменяет приоритеты хозяйственной и иной практической деятельности, основанной на рациональном природопользовании.

Следует отметить, что многие российские ученые и педагоги занимаются прогрессивной просветительской деятельностью в сфере экологического воспитания и культуры. Так, Ю.Н. Пахомов и Ю.В. Александрова разработали теоретико-методологические основы экологизации личности, проанализировав опыт русских антропокосмистов. Они выделили несколько качеств, которые свойственны человеку будущего — экочеловеку, на которого ляжет ответственность за социально-экологические изменения в сложившихся взаимоотношениях, имеющих негативный характер, между человеком (обществом) и природой (биосферой). Эти качества включают в себя: целостное мировоззрение (базисная, интегрирующая характеристика мышления, подразумевающая включенность человека в единое целое с окружающей средой); синкре-тичность мышления; свобода мысли и творчества; стремление к пониманию происходящего; поиск своего места в жизни; осмысленная и обострившаяся потребность жить в единстве и гармонии с окружающими людьми (Пахомов, Александрова 1997).

Знания об окружающей среде и сосуществовании с ней общества накапливались и систематизировались российской наукой не один десяток лет. Этот фундаментальный этап в формировании экологической культуры граждан пройден. Теперь важно распространить основные принципы этого знания для формирования экочеловека. На современном этапе нужно воспользоваться опытом Швеции: необходимо внедрять экологические знания не только в базовое школьное образование, но и преподавать курсы, связанные со знаниями об окружающей среде, в университетах, в системе дополнительного образования, — ведь экологическое воспитание возможно на всех этапах и уровнях непрерывного образования.

Кроме того, требуется основательная экологическая законодательная база, легализующая и предписывающая заботу об окружающей среде. В первую очередь, это принципы ОВОС (система оценки воздействий на окружающую среду). В российское экологическое право, на наш взгляд, нужно включить и скандинавскую энергосберегающую модель «экоцикла», когда для обеспечения потребностей людей в энергии перерабатывают мусор и используют сточные воды. Так, настоящим сподвижником данного направления экологического воспитания является Г.П. Сапожникова, кандидат биологических наук, волонтер, посвятившая 11 лет организации раздельного сбора бытовых отходов в городе Пущино Московской области и активно распространяющая свой опыт среди учителей России (Оксфам в России...).

Национальное отраслевое законодательство должно использовать объективный процесс социальной диффузии (взаимопроникновения в ходе взаимодействия социальных систем) и совершенствовать систему оценки воздействия на окружающую среду с учетом ассимиляционного потенциала окружающей среды (Прыкин 1998: 15). Таким образом, благодаря всем вышеперечисленным мерам и мероприятиям в сфере экосо-циальной политики, станет возможным процесс воспитания сознательного нового поколения, которое будет жить по новым принципам рационального природопользования совместно с природой, а не исправлять ошибки предыдущих поколений.

Литература

Инвайронментализм // Википедия. Свободная энциклопедия. [http:// ru.wikipedia.org/wiki]

Окружающая среда: экология для будущего. [http://www.sweden.se/ru/Start/ Work-live/Facts/Environment]

Оксфам в России. [http://www.oxfam.org.uk/russia] Официальный Сайт EuroNews. [http://ru.euronews.net] Официальный сайт ООН. [http://www.un.org/ru] Официальный сайт Швеции. [http://www.sweden.se]

Пахомов Ю.Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

Пахомов Ю.Н, Александрова Ю.В. Теоретико-методологические основы экологизации личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике): Учебник. М.: Банки и биржи, 1998.

Словарь по естественным наукам. [http://www.glossary.ru] Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006.

Хильченко Н., Белова Л. Приоритеты государственного регулирования инновационного экологически безопасного развития территорий // Журнал экономической теории. 2009. № 3. С. 147—159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.