ли экспертов, оппонентов, рецензентов; вычленять неверную или неточную информацию. Задача преподавателя — заложить в содержание урока определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Задача студентов — по ходу занятия отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. Нередко они указывают и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Так, на заключительном занятии по лексикологии используется дидактическая игра «Светофор». Преподаватель выступает в роли отвечающего, рассуждающего студента (например, слова большой, огромный — синонимы, а слова большой, маленький — антонимы; лексическое значение слова уточняют по орфографическо-
му словарю и т. п.). В соответствии со своим ответом студенты показывают сигнальные карточки (зеленый круг обозначает «верно», желтый — «частично верно», красный — «неверно»).
Результаты самообследования показали, что при использовании активных методов обучения качественная успеваемость студентов по дисциплине «русский язык» увеличилась с 37 % (результаты входного контроля) до 49 % (результаты итоговой аттестации по дисциплине). Активные методы обучения помогают в решении психологических проблем в коллективе, способствуют развитию мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов, более прочному усвоению знаний, наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления, развиваются творческие и коммуникативные способности.
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС
т. Ю. Зорикова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум»
имени В. И. Заузелкова
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Работа преподавателем русского языка и литературы на протяжении 15 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведет к духовному опустошению подрастающего поколения.
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача — воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности. Влияние литературы в целом, чтения в частности, на формирование личности обучающегося является неоспоримым фактом. Важность чтения подчеркивал и В. А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение — это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя» [1, с. 63]. Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло свое отражение
в законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье 2 закона указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине...»
Законом «Об образовании» перед образовательным учреждением поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность — это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания — это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
Задача нравственного воспитания — формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Писатель и педагог С. А. Соловейчик уверен: «Воспитание — это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами» [2, с. 16].
Воспитать — значит способствовать формированию духовно зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нем как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божествен-
ному, волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться Человеком.
Итак, главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом обучающемся Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.
В федеральных государственных стандартах общего образования процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей [3, с. 63].
Современная школа пытается активно влиять на формирование мировоззрения обучающихся, способствовать их духовному и нравственному становлению, вносить определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, самоубийств, беспризорности, оккультизма; отсутствие взаимопонимания и дефицит общения в семье, утрата ценностных ориентиров и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.
Работая над темой самообразования «Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы» на основе личностно ориентированного, деятель-ностного подхода, уделяю внимание развитию речи и творческих способностей обучающихся.
К сожалению, многие обучающиеся не только не могут грамотно говорить, но и попросту мыслить не умеют, да и не хотят. И многих из них это устраивает. Страшно подумать: остается «невостребованным» культурно-историческое наследие, духовный опыт, оставленный нам нашими предшественниками, замечательными художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым, Достоевским, Толстым. И наша задача — достучаться до сердца, души ребенка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного.
Нельзя отрицать роли классической литературы в духовно-нравственном воспитании подростков.
На уроках литературы со студентами мы занимаемся по учебному пособию под редакцией Г. А. Обернихиной. Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию студентов. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К. Д. Ушинским: «Все в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства...» [4, с. 96].
Урок — это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Умение правильно выбирать цели урока, продумывать его содержание, определять взаимосвязь учебной ситуации на уроке, выбрать приоритетные методы, приемы, средства обучения, спрогнозировать конкретный результат занятия являются определяющими в формировании профессиональной деятельности словесника.
Необходимо учитывать цель урока, которая достигается не сразу, а постепенно, через выполнение ряда последовательных заданий. Структурообразующей единицей урока литературы в методической литературе принято считать учебную ситуацию, т. е. задание, которое является этапным в достижении цели урока. Учебная ситуация — это микродеятельность преподавателя и студента, которая имеет свою цель, содержание (методы, приемы, средства обучения, формы организации учебной деятельности) и результат. И главным результатом, на мой взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.
На первом-втором курсах основное внимание студентов при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художествен-
ной литературе разных направлений. Например, патриотический пафос «Слова о полку Игореве», роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» — возвышенное и трагическое в поэзии; комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — обличение невежества, злонравия, деспотизма; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни. Это неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.
В литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Геро-ико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского, Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях.
Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К. Бальмонта, А. Белого, И. Бунина, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, И. Бунина.
Хочу остановиться на таких произведениях, как «Живи и помни» В. Распутина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, которые несут большой нравственный заряд, не оставляют читателя равнодушным, заставляют сопереживать, учат преодолевать трудности, верить в победу Добра и Разума, а также жить по человеческим законам.
Тема Великой Отечественной войны стоит в особом ряду. Величие духа, самоотверженность, героизм мы видим в произведениях М. Шолохова «Судьба человека», В. Кондратьева «Сашка», Б. Васильева «А зори здесь тихие».
В своей работе вместе с традиционными формами учебных занятий я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, круглый стол, творческая лаборатория). Особое внимание в процессе преподавания учебной дисциплины уделяю дискуссии, куль-туровоспитывающей технологии.
Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто про-
читать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участника-ми.Приоритетной в моей работе является куль-туровоспитывающая технология дифференцированного обучения с целью развития эмоциональной сферы личности, творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.
Сегодня внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс повышает эффективность обучения и качество знаний, придает уроку эмоциональную окрашенность, облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность обучающихся. Студенты самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах чтецов.
На уроке использую готовые программные продукты («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия русской литературы»), презентации учебного материала, в том числе выполненные самими студентами.
Свою педагогическую деятельность строю на гуманистических подходах: признании самоценности человека как личности, его права на свободу мысли и слова, развитие его способностей. Главная задача, которую я ставлю перед собой, — создать условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей реализоваться в учебе и общении, создать условия для гармоничных взаимоотношений в системе «педагог — студент» и условия для стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию.
Работая над формированием духовно-нравственных ценностей личности на уроках литературы, уделяю большое внимание словесному творчеству обучающихся, развитию их творческих способностей.
На уроках литературы активно использую региональный компонент — систематическое и последовательное включение в курс литературы местного языкового материала:
- анализ художественных текстов, работа с периодической печатью, проведение поэти-
ческих семинаров, посвященных творчеству кузбасских поэтов;
- на местном языковом материале осуществляем информационную переработку текста (план, конспект, аннотация и др.).
Все это позволяет развернуть работу по духовному возрождению подрастающего поколения. Такой подход, на мой взгляд, имеет большое воспитательное и развивающее значение: формирует любовь к малой родине, внимание к языку как культурно-исторической среде.
С первого курса привлекаю студентов к созданию устных и письменных монологических высказываний по определению авторской позиции в художественном произведении, ориентируясь на нравственные ценности. Этот вид работы достаточно трудный для студентов, но он оправдывает себя.
Педагог должен помнить: творчество — самый мощный импульс в развитии студента. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. В каждом есть индивидуальное своеобразие. Наша задача — разбудить, развить творческие силы в студенте.
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации нашей страны. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм, культурных потребностей и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей малой родине, стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
1. Обернихина Г А. Литература : книга для преподавателя: методические пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы общего образования по профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования / Г А. Обернихина, Е. В. Мацыяка. — М.: Академия, 2012. — 208 с.
2. Анилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 55 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега, 2014. — 134 с.
4. Латышина Д. И. История образования и педагогической мысли. — М.: Просвещение, 2009. — 230 с.
5. Корчак Я. Как любить своего ребенка. — Хар-вест: АСТ, 2014. — 390 с.