участвовать в различных сферах и ситуациях меж-культурной коммуникации, приобщаться к современным мировым процессам развития. Кроме того, владение английским языком обеспечивает личности более органичное вхождение в международное образовательное и экономическое пространство.
Достижение указанной цели включает развитие у обучающихся речевой, лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социокультурной компетенции, а также учебной компетенции, позволяющей осуществлять с помощью иностранного языка самообразование, что соответствует цели экспериментальной работы в общешкольном масштабе.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в проведении исследовательских работ по изучению методики преподавания английского языка на профильном и углубленном уровнях, а также создание практического механизма, тематических модулей, тестовых заданий способствующих развитию познавательной активности и речевой коммуникации обучающихся в процессе обучения английскому языку.
- Разработана модифицированная учебная программа по учебному предмету «Английский язык для школ (классов) с углубленным изучением английского языка ля 2-11 классов, которая рекомендована городским экспертным советом к реализации.
- созданы программы элективных курсов по английскому языку “Деловой английский для школы», «Страноведение», «Английский для общения».
- создана рабочая программа по иностранному языку среднее (полное) общее образование «Английский язык» Базовый уровень, Профильный уровень для 10-11 классов на основе примерных программ Федерального Образовательного Стандарта.
- проведены исследовательские работы по изучению методики преподавания английского языка на профильном и углубленном уровнях. Разностороннее развитие обучающихся.
Вся данная работа направлена на решение следующих задач:
• формирование иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся (то есть способности и готовности осуществлять иноязычное общение);
• приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, включение их в диалог культур;
• разностороннее развитие обучающихся;
• воспитание культуры общения, потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
В результате происходит комплексное развитие, образование и воспитание личности посредством иностранного языка, развитие познавательной активности и речевой коммуникации обучающихся в усло-
виях реализации программы углубленного и профильного обучения английскому языку.
Адресность опыта.
Данный опыт может использоваться учителями иностранного языка, которые преподают английский язык по программам профильного и углубленного изучения английского языка.
Трудоёмкость опыта.
Для эффективного использования данного опыта педагогу необходимо владеть методикой обучения английскому языку, технологией коммуникативного обучения иноязычной культуре, уметь отбирать учебный материал в соответствии с языковым уровнем обучающихся, организовывать обучение соответственно особенностям процесса овладения иностранным языком.
Риски: недостаточная мотивация у определенной категории обучающихся.
Технология опыта.
В своей работе я использую элементы следующих технологий:
1. Технология коммуникативного обучения ино-
язычной культуре является ведущей на моих уроках.
2. Технология использования опорных сиг-
налов (логико-синтаксические и лексикосемантические схемы: наглядные плакаты-схемы, в которых отражены подлежащие усвоению лексические единицы и речевые образцы, представлены различные связи между ними).
3. Технология обучения через сотрудничество как один из наиболее эффективных путей объединения обучающихся разного уровня языковой подготовки, что способствует обучению всех обучающихся. На своих уроках стараюсь создать условия психологического комфорта, сотрудничества и равноправного речевого партнерства.
4. Проектная технология - вовлечение обучающих-
ся в творческую и исследовательскую деятельность (работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности).
5. Технология проблемного обучения.
6. Технология развивающего обучения иноязычной культуре.
Приведенные выше теоретические положения реализуются в моей практической педагогической деятельности. Руководствуясь Образовательной программой муниципального общеобразовательного учреждения, Гимназия города Лабытнанги на 2005-2010, а также, исходя из концепции развития образовательного учреждения работаю по программе углубленного изучения английского языка, программам изучения английского языка на профильном и базовом уровнях.
Свою работу строю с учетом психолого-педаго-гических и возрастных особенностей обучающихся,
возможностей класса. Стараюсь разнообразить формы организации учебной деятельности. При планировании и проведении уроков серьезное внимание уделяю выбору типа урока, его целей, содержания, средствам и методам организации. В своей работе основным считаю деятельностно-личностный коммуникативный метод, в центре моей деятельности находится формирование коммуникативной компетенции, которая строится с учетом личностных особенностей ученика, коммуникативной мотивированности учебного процесса.
Ведущим теоретическим аспектом в моей деятельности является принципиальное положение о том, что коммуникативная компетенция формируется и присутствует во всех видах речевой деятельности - слушании и говорении, чтении и письме, обеспечивая, таким образом, восприятие речевых произведений и их порождение в условиях устного или письменного взаимодействия участников общения. Умения в четырех видах речевой деятельности должны формироваться взаимосвязано, прогрессивно усложняться.
В соответствии с программными требованиями основной целью обучения на начальном этапе я принимаю развитие у ребенка способности общения на английском языке. Реализуя данную цель, на своих уроках использую разнообразные игровые формы и методы обучения: элементы интенсивной методики, познавательных и ролевых игр, драматизации, инсценирования.
Учитывая задачи государственной программы основного этапа обучения, свою деятельность направляю на создание условий для овладения обучающимися иностранным языком на базовом или и углубленном уровнях. На завершающем этапе обучения ставлю перед собой цель: в учебном аспекте - систематизировать, обобщить и закрепить у обучающихся учебный материал, пройденный ранее, особое внимание уделяю подготовке к сдаче ЕГЭ; в познавательном - завершить формирование у обучающихся представления о менталитете и культуре ведущих англоязычных стран; в развивающем - дальнейшее интеллектуальное развитие обучающихся. Подготовку к ЕГЭ осуществляю, применяя учебные пособия, рекомендованные ФИЛИ по следующим направлениям: лексика и грамматика; говорение и аудирование; чтение и письмо; тесты для подготовки к выпускным экзаменам.
Реализуя свою основную исследовательскую тему, направленную на «развитие познавательной активности и речевой коммуникации обучающихся в условиях реализации программы углубленного и профильного обучения английскому языку», веду работу по разработке и внедрению различных учебных программ элективных курсов. В 2003-2004 годах разработала программу элективного курса «Деловой английский» для обучающихся 10-11 классов. Программа утверждена ГЭС (Протокол №2 от 12.05.2004). Элективный
курс направлен на реализацию главной цели обучения иностранному языку в Гимназии, а именно, на то, чтобы заложить основы практического владения обучающимися иноязычной речевой компетенцией и культурой, необходимые и достаточные для ее использования в будущей профессиональной деятельности, обеспечив при этом, необходимые условия для развития, образования и воспитания средствами предмета.
Общее гуманитарное развитие гимназиста в процессе изучения иностранного языка неотделимо от изучения культуры страны изучаемого языка, таким образом, профильное обучение на старшем этапе включает в себя страноведческий компонент. Исходя из этого, в 2006 году мною была разработана модифицированная программа элективного курса «Страноведение» для 11 класса. Программа утверждена НМС Гимназии г. Лабытнан-ги (Пр. №2 от 11.09.2006). Страноведение - это интегрированный курс. Он не только связан с такими предметами, как литература, история, география и опирается на знания обучающихся по этим предметам, а также помогает в изучении этих предметов.
Развитие познавательной активности обучающихся осуществляю посредством урочной и внеурочной деятельности. В своей работе уделяю внимание руководству научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся. Моими учениками 11а класса (гуманитарный профиль) Шилиной Е. 11а, Ковалевой И, Романовым Е. подготовлены выпускные экзаменационные работы в 2006-2007 уч.году для прохождения итоговой государственной аттестации по следующими темам. «Жизнь и творчество Д.Р Толкиена», «Школьные годы. Мой класс и мои одноклассники», «Спорт на Ямале». Проект Ясинской Я.,10а «Текст рекламы и рекламный дискурс», созданный под моим руководством, получил положительные рецензии и был допущен к участию в VII городской научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» в 2008 г.
Воспитательный аспект обучения иностранному языку реализую как в учебной, так и внеклассной деятельности по предмету (посредством проведения уроков, внеклассных мероприятий, декад иностранного языка). Все это нацелено на: формирование нравственных качеств и культуры личности обучающихся; формирование уважения и интереса к народу и культуре страны изучаемого языка, более глубокое осознание своей культуры через контекст англоязычных стран; воспитание патриотизма и интернационализма; формирование культуры межнациональных и межличностных отношений.
Иностранный язык, таким образом, открывает обучающимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует любовь к своему отечеству. И поэтому иностранному языку отводится существенная роль в плане формирования личности человека, его культуры.
Результативность опыта.
Каждый человек в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы сегодня в практическом владении иностранным языком, обеспечивающим социокультурное общение и приобщение к мировой культуре. И я, в свою очередь, на своих уроках стараюсь донести до ребят то, насколько велика значимость английского языка в наши дни, кроме того, стремлюсь, чтобы мои ученики не просто владели английским языком, но и любили, уважали и ценили его. Все это ведет к повышению коммуникативной культуры и мотивации обучающихся в изучении иностранного языка, положительной динамике коэффициента обученности по предмету, участию в проектноисследовательской деятельности обучающихся.
Положительными результатами своей педагогической деятельности считаю стабильные показатели коэффициента обученности по английскому языку: за 2005-2006 уч.год - 3,7; за 2006-2007 уч. год - 3,8; за 2007 -2008 уч.год - 3,7;
Алексеева Мария Петровна,
К.П.Н.,
заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Октемский лицей» Республика Саха
Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.
Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А.Дистервег
за 2008-2009 уч.год - 3,8.
В IV Олимпиаде по основам наук по английскому языку Уральского федерального округа в 3 тур прошла моя ученица - Ниятбакиева Э. (6 а класс) (2008г.)
В 2008-2009 уч. году- 6 обучающихся 6а класса (Александренко Д., Павлухин. Р., Ткаченко А., Воробьева, Талева В., Куприянова Ю.) вышли во 2-ой тур V Олимпиады по основам наук по английскому языку Уральского федерального округа.
Моими учениками 11а класса (гуманитарный профиль) Шилиной Е. 11а, Ковалевой И, Романовым Е. подготовлены выпускные экзаменационные работы в 2006-2007 уч.году для прохождения итоговой государственной аттестации по следующими темам. «Жизнь и творчество Д.Р Толкиена», «Школьные годы. Мой класс и мои одноклассники», «Спорт на Ямале».
Проект Ясинской Я., 10а «Текст рекламы и рекламный дискурс», созданный под моим руководством, получил положительные рецензии и был допущен к участию в VII городской научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» в 2008 г.
Общеизвестно, что во все времена процесс образования соотносится, прежде всего, с личностью учителя. Д.А. Медведев, Президент РФ, в обращении к Федеральному Собранию подчеркнул вопрос о повышении статуса учителя, его педагогической квалификации с целью повышения качества образования.
Научно-методическая работа в Октемском лицее направлена на создание условий для совершенствования педагогического мастерства учителя. В 2006 г. разработана Программа профессионального саморазвития, где отражаются все направления педагогической деятельности учителя. Данная программа состоит из следующих направлений: учебное, воспитательное, методическое, научно-исследовательское и социальное. Основой является ежегодный педагогический самоанализ, что позволяет учителю точно установить, какие звенья в его профессиональной деятельности «западают», какие вопросы являются в данный период наиболее актуальными, над чем нужно работать постоянно. При разработке Программы важным условием является постановка целей, которые должны быть реальными (т.е. достижимыми), конкретными (в чем будет проявляться желаемый результат), измеримыми (по каким признакам можно судить, что цель достигнута), проверяемыми (должно быть понятно, есть ли движение к этой цели) и привлекательными (чтобы учитель хотел их достигнуть).
Одним из критериев эффективности педагогического саморазвития следует считать внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических ин-
новаций, направленных на развитие обучающихся, выражающееся в их знаниях, отношениях, действиях и поступках. При этом важно, чтобы учитель получил удовлетворение от своей деятельности, которая затем будет отражаться в его профессиональном росте. Следовательно, важным психологическим моментом является создание ситуаций успеха для учителя. Поэтому в Программе есть пункт творческого отчета учителя в том или ином аспекте. Ярким примером которого является проведенный недавно конкурс методических и дидактических разработок учителей лицея. Следует отметить высокий уровень каждого учителя-конкурсанта, о чем свидетельствует разнообразие представленных типов работ: от методических пособий в помощь учителю до дополнительных учебников для школьников, от пособий в традиционных носителях до интерактивных дидактических разработок:
Кузьмина М.П. Индивидуально-ориентированные задания по якутской литературе
Иванова Л.С. Модули самостоятельной работы по органической химии. 10 кл.
Кардашевская Н.Г. Журнал социального педагога
Васильева O.A. Методические рекомендации по курсу истории России периода феодализма
Никулина H.H. Рабочая тетрадь по черчению
Корнилова Н.И. Из опыта организации работы по эколого-трудовому воспитанию
Томская К.Н. Саха тылын уруогар бэрэбиэркэли-ир улэлэр
Дневник читателя
Большакова Г.Д. Аа5ыы уруогар бэйэ улэтэ.
Боякинова Г.Н. Корякина Д.М. Мои помощники. Рабочая тетрадь младшего школьника
Интерактивный задачник по математике
Романов Ю.Н. Универсальные он-лайн тесты
Алексеева А.И. Модули самостоятельной работы по биологии. 10 класс
Алексеева В.В. Литературная гостиная. Сценарии
Издание этих пособий, несомненно, будет полезно для учителей разных типов школ.
Учитель в селе - это особый статус, так как является примером интеллигента, которому не чуждо развитие сельского социума. В связи с этим, в Программе есть раздел «Я - житель Октемского наслега», нацеливающий каждого учителя на инициативу того или иного социального проекта. Среди реализуемых в данное время можно назвать конкурс «Подворье», «Детскую перепись села» и т.п.
Воспитательное направление Программы саморазвития учителя основывается на ключевых моментах учебно-воспитательного процесса в лицее, направ-
ленного на формирование будущей технической элиты. В основном это деятельность учителя как классного руководителя.
Ведущим пунктом Программы является повышение уровня научно-теоретической подготовки, т.е. охват курсовой подготовкой. За период с 2004 по 2009 год учителя нашего лицея прошли стажировку в ведущих учебных заведениях г.Новосибирска, Владивостока, Чебоксары, С-Петербурга и Москвы, курсовую подготовку на проблемных и фундаментальных курсах ИПКРО, АПКиППРО, МГТУ им.Н.Э.Баумана, РАО (г.Москва), Финляндии, КНР и Великобритании. 5 учителей Октемского лицея успешно защитили кандидатские диссертации в Москве и С-Петербурге.
Подводя итоги вышесказанному, составим обобщенный портрет учителя инновационной школы. Это личность, обладающая высоким уровнем педагогической культуры, находящаяся в творческом поиске, реализующая свои потенциальные возможности и способности, имеющая собственную программу, согретую ярким умом, теплотой любви и уважения к личности ученика. Ведь все наше педагогическое мастерство направлено на наших учеников и как приятно бывает, когда спустя годы они с гордостью говорят, что «Октемский лицей - это наш лицей..., мы ЕГО ВЫПУСКНИКИ!!!»
Приложение
МОУ «Октемский лицей»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ ОКТЕМСКОГО ЛИТ ТЕЯ
(ФИО учителя)
на 20_- 20__г.г.
с. Чапаево
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.
Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А.Дистервег
1. ФИО учителя:_________________________________
2. Образование:_________________________________
3. Специальность:_______________________________
4. Преподаваемый предмет:_______________________