Научная статья на тему 'Профильная дифференциация обучения старшеклассников иностранному языку'

Профильная дифференциация обучения старшеклассников иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

659
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильная дифференциация обучения старшеклассников иностранному языку»

ПРОФИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2005 Л.А. Милованова

Волгоградский государственный педагогический университет

В качестве главной задачи образовательной политики на современном этапе в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года определяется достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

В подготовке такого гражданина своей страны иностранный язык как школьный предмет занимает особое место в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Являясь средством общения, познания окружающего мира, иностранный язык способствует приобщению к культуре страны изучаемого языка, обеспечивает вторичную социализацию школьников, облегчает их вхождение в мировое сообщество, способствует лучшему осознанию своей собственной национальной культуры (И. Л. Бим).

Концепция модернизации Российского образования определяет иностранный язык как одну из трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века.

В изучении иностранного языка, как в ни какой другой познавательной деятельности важна преемственность, поскольку постоянное накопление коммуникативных умений, грамматических и лексических навыков обеспечивает более или менее полное владение человеком иностранным языком. Основными формами преемственности, способными обеспечить постоянное - школьное, вузовское, послевузовское - совершенствование в овладении иностранным языком, могут стать:

• преемственность в организации учебной деятельности

• преемственность в использовании современных образовательных технологий при

изучении иностранного языка на всех этапах обучения

• последовательное формирование мотивации изучения иностранного языка

• выработка навыков и умений самообразования, рефлексии, самостоятельной работы

• формирование умений постоянной тренировки, реализации в своей практической деятельности иноязычной подготовки.

Профильное обучение старшеклассников призвано помочь ликвидировать имеющуюся рассогласованность в практике обучения иностранному языку на различных этапах.

В соответствии с Концепцией содержания и структуры общего среднего образования профильное обучение старшеклассников предусматривается в последних двух классах общеобразовательной школы. Переход к профильному обучению преследует цели:

• повысить качество общего образования, обеспечив глубокую и специализированную общеобразовательную подготовку учащихся в нескольких образовательных областях;

• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием

• расширить возможности социализации учащихся

• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Профильное обучение школьников в нашей стране имеет свою историю.[7,2-10]

Отправной точкой профилизации отечественного образования стала реформа 1864 года, когда были созданы семиклассные гимназии двух типов: классическая (целью которой была подготовка в университет) и реальная (ее цель - подготовка к практической деятельности и к

поступлению в специализированные учебные заведения). К началу ХХ века в России сложилась система из трех основных видов полных общеобразовательных учреждений: гимназии, реальные и коммерческие училища.

В то же время сам подход, согласно которому профилировались учебные заведения, а не образовательные программы, встретил оппозицию в лице профессоров Московского университета. В их письме, адресованном в Совещание при Московском округе (1899 год), предлагалось объединить различные типы школ с целью сообщения всем ученикам известного минимума общего образования и одновременно “организовать преподавание по двум-трем расходящимся направлениям (гуманитарному, натуралистическому и древнеклассическому), с сохранением всех общеобразовательных предметов, но с оттенками в обстоятельности и интенсивности их изучения”.

Эти предложения были реализованы в ходе образовательной реформы 1915-1916 годов, осуществлявшейся под руководством графа Игнатьева. Согласно этой реформе 4-7 классы гимназии разделили на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную.

Профилизация сохранялась и в первые годы советской власти. До 1934 года в старших классах выделялись гуманитарное, естественно-математическое и техническое направления. Но после постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР были введены единый учебный план и единые программы для всех школ страны. В конце 50-х годов Академия педагогических наук предложила ввести три направления: физико-математическое и техническое, биолого-агрономическое, социально-

экономическое и гуманитарное.

Специализация обучения в советской школе вновь появилась лишь в 1966 году в двух формах: факультативные занятия в 8-10 классах и сравнительно немногочисленные школы (классы) с углубленным изучением предметов. Но, как нам кажется, это не может быть названо профильным образованием.

Настоящая дифференциация образования в нашей стране началась в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Большинство нынешних гимназий и лицеев возникло на базе школ, имевших богатый опыт углубленного изучения одного или нескольких предметов. Однако, при всей внешней схожести, между

углубленным и профильным обучением есть существенные различия.

В отличие от углубленного обучения, при котором один - два предмета изучаются более широко и глубоко, чем это предусмотрено программами общеобразовательной школы, а остальные предметы изучаются на общеобразовательном уровне, профильное обучение предполагает создание условий для более глубокого овладения учащимися избранными учебными предметами с целью подготовки к продолжению образования или профессиональной деятельности в гуманитарной, естественно-математической, социально-

экономической или технологической сферах. Таким образом “углубленный” подход ориентирован на предмет, а “профильный” - на направление образования, на ряд предметов. В качестве образца “углубленного” подхода можно назвать английскую или физикоматематическую спецшколы. А, например, экономический профиль предполагает наряду с математикой глубокое изучение иностранного языка, географии, истории. При этом и география, и математика, и английский язык должны преподаваться с некоторым экономическим уклоном.

Другое различие связано с задачами организации углубленного и профильного обучения. Спецшколы в СССР создавались в расчете на относительно небольшое число учащихся, чьи способности превышали планку базовой программы. Профильное же обучение предполагается создать массовым, придав ему в качестве основной функции профессиональную подготовку.

Реализация такого подхода возможна только при условии сокращения непрофилирующих учебных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся, чего традиционный “углубленный” подход никогда не предполагал.

Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные стандарты: стандарты профильного обучения (для профилирующих учебных предметов) и общеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных предметов).

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного образования. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: ба-

зовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Элективные курсы предоставляют большие возможности учителям иностранного языка для осуществления профильно-

ориентированного, углубленного языкового образования старшеклассников, так как осуществляется развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета “Иностранный язык (профильный уровень)”, а именно:

• обеспечивается личностное и профессиональное самоопределение учащихся, их социальная адаптация;

• формируется активная жизненная позиция школьника как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия;

• развиваются такие личностные качества, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе меж-культурного общения;

• обеспечивается развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания;

• приобретается опыт творческой деятельности, опыт проектно-исследовательской деятельности с использованием изучаемого языка.[4,15]

Закладывая основы иноязычного общения, иностранный язык как учебный предмет обладает большими возможностями в том, чтобы ориентировать старших школьников в мире профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.

Независимо от уровня знаний школьников, они нуждаются в специальной профориентационной информации. Иностранный язык -один из тех школьных предметов, которые могут их этой информацией снабдить. Такие возможности данного предмета определяются следующими причинами.

Во-первых, обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной

базой для профессионального становления личности школьника.

Во-вторых, иностранный язык может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.

В-третьих, профессионально-

ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественно-научного, физикоматематического и гуманитарного циклов.

Содержание образования в форме готового знания по отдельным дисциплинам не соответствует реальному положению вещей ни в науке, ни в искусстве и, с одной стороны, формирует разорванное знание о мире, а с другой -приводит к отторжению ребенком передаваемого опыта. Поэтому решение задач, стоящих сегодня перед образованием, так или иначе, связано с формированием целостного восприятия мира и себя как активной личности в нем.

Таким образом, вслед за О.Г.Поляковым, мы понимаем под профильноориентированным обучение, основанное на учете потребностей учащихся в изучение иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изуче-ния.[6,4]

Появление интегрированных курсов, включающих иностранные языки - это попытка следовать естественным путем познания ребенком окружающего мира, исходя из того, что мир вокруг нас - это единое целое, и наиболее эффективный вид обучения - это обучение интегративному целому.

Психологи, изучающие процесс обучения, в частности последователи Гагне и Брюнера, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях. Пиаже считает, что в интегрированных курсах более активно, чем в рамках традиционных предметных программ, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения.[5,30]

В отличие от традиционных программ интегрированные языковые программы форми-

руют полисистемное знание о мире. Результатом такого осмысления является осознание необходимости постижения связей и взаимодействий иностранного языка как общеобразовательного предмета с другими областями знаний.

Мы предполагаем, что в дальнейшем учащийся, выбрав и изучив один из профилей в иностранном языке, будет активно применять его в своей профессиональной деятельности. Это значит, что уровень владения иностранным языком должен позволить учащимся в будущем использовать его в качестве опоры при построении своей профессиональной деятельности, в качестве средства творческого решения стоящих перед ними профессиональных задач, иными словами, у них должно быть сформировано иноязычное мышление.

С этих позиций можно наметить ряд конкретных задач, решаемых средствами иностранного языка и направленных на профессиональное обучение личности. К таким задачам относятся: развитие индивидуальных способностей учащихся, их склонностей и интересов (в том числе профессиональных), которое осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся; расширение общеобразовательного кругозора школьников через ознакомление их с культурными ценностями страны изучаемого языка, с достижениями в различных областях науки и техники; т. е. овладение социокультурной компетенцией, без которой в современных условиях невозможен диалог культур все теснее сближающегося мирового сообщества; воспитание у детей трудолюбия, настойчивости, активности, сознательности, самостоятельности мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения; совершенствование учебных умений школьников работать с книгой, со словарем, со справочной литературой, аннотировать и реферировать иноязычное тексты, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования; формирование у обучающихся специфических коммуникативных умений, например: вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи, необходимые в любой профессиональной деятельности и т. д.

Смысл профильной дифференциации обучения иностранному языку мы, вслед за Горчевым А.Ю. и Ивановой В.Н., видим в переориентации учебного процесса на личность ученика, на его возможности и потребности,

склонности и профессиональные устремления, с тем, чтобы иностранный язык стал средством удовлетворения его долговременных интересов, вписался бы в общий контекст его дея-тельности.[2,25]

Таким образом в основе профильной дифференциации обучения иностранному языку лежит приоритетность субъектно-смыслового перед информационным, направленность на стимулирование развития личности на основе самоактуализации и самоутверждения, решение учебных задач в контексте жизненных проблем.

Рассмотрим цели обучения иноязычному общению в профильно-ориентированных классах средней общеобразовательной школы на примере экономического профиля.

Комплексная цель профильного экономикоориентированного обучения иностранному языку в старших классах средней школы конкретизируется в ряде следующих положений:

1. Формирование экономических представлений и культуры школьников способствует пониманию сущности современных экономических явлений, воспитанию качеств, помогающих эффективно трудиться, находить наиболее экономичные и безошибочные решения в ситуациях, связанных с практической деятельностью, проявлять оперативность в переводе общеэкономических рекомендаций на язык конкретных действий.

2. Формирование экономических представлений старшеклассников на уроках иностранного языка предполагает создание особой ситуации развития личности и соответствующей ей системы деятельности и общения, своеобразного педагогического пространства, которое обусловливает рефлексивную и смыслопоисковую активность молодых людей, их самоопределение в сфере экономической деятельности.

3. Развитие речемыслительной деятельности и экономического стиля мышления старшеклассников опираются на умения: оперировать простыми (необходимыми) экономическими понятиями и суждениями, строить умозаключения, доказательства, опровержения, использовать для решения бытовых и жизненно важных экономических задач в пределах прикладной экономики анализ, сравнение, синтез, обобщение, конкретизацию.

4. Развитие речетворческой деятельности и привитие навыков исследовательской работы помогают овладеть методикой и техникой доступных школьникам расчетов, пользоваться

базовыми экономическими критериями и показателями, опираться на них в учении и трудовой деятельности.

5. Осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение фоновых знаний.

6. Подготовка к будущей профессиональной деятельности, связанной со сферой экономики и финансов.

Коммуникативная цель обучения в пределах экономического профиля определяется как формирование углубленного уровня коммуникативной компетенции в устных и письменных формах общения.

Задачи обучения иностранному языку в рамках экономического профиля и его возможные варианты определяют приоритетные формы общения, способствующие достижению личностных предметно- или профессионально-ориентированных целей обучения. Например, при подготовке менеджеров целесообразно больше внимания уделять устноречевым формам общения. А при подготовке бухгалтеров, технических переводчиков приоритетными становятся письменные формы общения и перевод. Интегрированные курсы, предполагающие углубление в экономическую науку, строятся на повышенном внимании к чтению как виду речевой деятельности.

Общеэкономический курс обучения иностранному языку формирует у учащихся потребность в экономических знаниях, приучает их к использованию категорий конкретной экономики, элементарных расчетов, к учету и анализу экономических показателей труда, усвоение экономических понятий на иностранном языке. Именно эта потребность стимулирует личную активность в процессе экономического обучения, т. е. является мотивационным фактором. Такой курс следует строить на параллельном и равноценном обучении устным и письменным формам общения. Общеэкономический курс в рамках экономического профиля реализует потребность учащихся в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим иностранным языком как средством общения. Этот курс стимулирует социокультурную компетенцию учащихся, информируя их об особенностях национального рынка и особенностях финансовой системы страны изучаемого языка, о новых теоретических разработках в экономике и их практических реализациях в сфере нацио-

нального предпринимательства, формирует готовность к деловому сотрудничеству с иностранными инвесторами и предпринимателями.

Для достижения поставленных целей и задач в рамках профильно-ориентированного обучения иностранному языку необходимо описать систему положений, сформулировать руководящие идеи, общие правила, на основе которых осуществляется учебно-

воспитательный процесс, то есть определить систему дидактических принципов.

Как известно, основными дидактическими принципами являются следующие:

• принцип научности;

• принцип связи теории с практикой;

• принцип прочности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип сознательности и активности;

• принцип доступности;

• принцип наглядности.[8,77-81]

Названные выше принципы в большей степени регламентируют деятельность учителя. Однако для реализации идеи профильноориентированного обучения иностранному языку более важным представляется определение принципов, регламентирующих деятельность обучающихся. В настоящее время в старших классах средней школы все большую реализацию находят принципы андрагогики (теории обучения взрослых). Они тем более актуальны для процесса профильноориентированного обучения иностранному языку, что объективно отражают и обусловливают структуру, сущность и отличительные признаки концепции непрерывного образования.

Основными андрагогическими принципами обучения являются следующие:

1. Приоритет самостоятельности обучения. Согласно данному принципу, учащиеся сами занимаются организацией процесса собственного обучения.

2. Принцип совместной деятельности. Этот принцип предполагает участие учащегося совместно с преподавателем и другими обучающимися в планировании, осуществлении, оценивании и совершенствовании учебного процесса.

3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Суть данного принципа состоит в том, что знание учащегося о мире, его жизненный опыт (бытовой, социальный, учебный, профессио-

нальный) используются в качестве источника обучения. Причем как дл самого учащегося, так и для других обучающихся вместе с ним.

4. Индивидуализация обучения. Этот принцип предусматривает создание программы обучения, учитывающей индивидуальные потребности и интересы учащихся, а также опыт и уровень подготовки, их психофизиологические, когнитивные и аффективные особенности.

5. Системность обучения. Данный принцип предполагает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания его результатов.

6. Контекстность обучения. Согласно этому принципу, обучение преследует цели, осознаваемые обучающимся как жизненно важные, и ориентировано на осуществление им социальных ролей и развитие личности. Оно организуется с учетом потребностей и условий их настоящей или будущей профессиональной, социальной и бытовой деятельности, а также пространственных и временных факторов.[1,182]

7. Принцип актуализации результатов обучения. Он состоит в том, что учащиеся безотлагательно используют полученные знания и приобретенные умения, навыки и качества в реальной жизни.

8. Принцип элективности обучения. Данный принцип закрепляет за обучаемым свободу выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков начала и окончания, продолжительности обучения, способов оценки его результатов, преподавателя.

9. Принцип развития образовательных потребностей. Он реализуется за счет выявления реального уровня обученности и разработки материалов, необходимых для достижения цели обучения, что способствует формированию новых образовательных потребностей, которые, в свою очередь, кладутся в основу следующей цели.

10. Принцип осознанности обучения. Этот принцип заключается в осмыслении как обучающимся, так и преподавателем всех параметров процесса обучения и своих действий по его организации.[3,92-93]

Как педагогические, так и андрагогические принципы способствуют такой организации учебно-педагогического процесса профильноориентированного обучения иностранному языку, при которой в центре внимания оказываются учащиеся с их различными потребностями и интересами.[6,9]

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в

высшей школе: контекстный подход /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б/Б/ Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Горчев А.Ю., Иванова В.Н. О профильном обучении иностранному языку: естественно-математическое направление / А. Ю. Горчев, В. Н. Иванова //Иностранные языки в школе. - 1992. - №3-4.

3. Змеев С.И. Основы андрагогики / С.И. Змеев. - М.: Флинта: Наука, 1999.

4. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку профильный уровень.// Методическая мозаика. Приложение к журналу “Иностранные языки в школе”. -2004.- № 4

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: «Просвещение», 1969.

6. Поляков О.Г. Английский язык для

специальных целей: теория и практика /

О.Г. Поляков. - М.: Тезаурус, 2003.

7. Поляков С. Профиль завтрашнего дня.//Школьное обозрение. - № 6. - 2002.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.