Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся профильных классов'

Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся профильных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE / INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / PROFILE CLASSES OF THE SENIOR SECONDARY SCHOOL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / RESEARCH AND EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Н. Ю., Хрисанова Е. Г.

Статья посвящена проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов школы средствами информационно-коммуникационных технологий. Раскрывается содержание экспериментальной работы по проверке эффективности выявленных педагогических условий решения проблемы, излагаются результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Н. Ю., Хрисанова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of forming foreign communicative competence in the process of learning English language in the profile classes of the senior secondary school using ICT. The content and the results of experimental checking the revealed pedagogical conditions are shown.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся профильных классов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Александрова Н.Ю., Хрисанова Е.Г.

Статья посвящена проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов школы средствами информационно-коммуникационных технологий. Раскрывается содержание экспериментальной работы по проверке эффективности выявленных педагогических условий решения проблемы, излагаются результаты.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, профильные классы средней школы, педагогические условия, экспериментальная работа.

The article is devoted to the problem of forming foreign communicative competence in the process of learning English language in the profile classes of the senior secondary school using ICT. The content and the results of experimental checking the revealed pedagogical conditions are shown.

Key words: foreign communicative competence, information-communicative technologies, profile classes of the senior secondary school, pedagogical conditions, research and experimental work.

Основной целью обучения иностранному языку в современном образовании является формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). Уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции позволяют оценить следующие критерии: языковой (наличие знаний и навыков в орфографии, фонетике, лексике и грамматике); речевой (наличие компенсаторных и речевых умений в аудировании, чтении, письме и говорении); социокультурный (наличие

межпредметных знаний и социокультурных умений). Следует отметить, что уровень сформированности ИКК учащихся определяется готовностью к общению на иностранном языке не только при личном присутствии участников общения, но и посредством различных социальных сервисов и служб сети Интернет [2]. В соответствии с вышеназванными критериями мы определили базовый, повышенный и высокий (продвинутый) уровни сформированности у учащихся ино-

язычной коммуникативной компетенции [5].

Обследование учащихся старших классов общеобразовательных школ показало преобладание базового уровня сформированности ИКК (более 60% обследованных). Особенно ярко это проявилось в классах информационно-технологического профиля. Анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод о необходимости совершенствования процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности у учащихся профильных классов. Мы предположили, что действенным средством решения этой задачи могут стать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Анкетирование учителей английского языка, работающих в профильных классах информационно-технологического и физико-математического направлений, показало, что значительная часть из них (66,7%) не использует целенаправленно информационно-коммуникационные технологии в формировании у учащихся ИКК. Для учителей были характерны низкий и средний уровни владения информационно-коммуникационными технологиями как средством обучения.

Исходя из результатов проведенного исследования, мы сформулировали педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля:

- внедрение в учебный процесс модели формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля, определяющей цели, задачи, принципы, содержание,

формы, методы и средства достижения запланированного результата;

- актуализация педагогического потенциала информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников посредством внедрения в учебный процесс элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык»;

- организация самостоятельной деятельности учащихся классов информационно-технологического профиля по овладению английским языком в клубе «E-mail English»;

- подготовка учителей английского языка к использованию ИКТ в учебном процессе.

C целью проверки выявленных условий была проведена экспериментальная работа в МОУ «Цивиль-ская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.В. Силантьева» Чувашской Республики. Оказалось, что языковая компетенция учащихся характеризуется общим базовым уровнем развития (элементарное владение, предпороговый уровень) - у 50% экспериментальной группы (ЭГ) и 45,83% контрольной группы (КГ). Учащиеся допускали много грамматических ошибок в употреблении видовременных форм глагола, повелительного наклонения, степеней сравнения прилагательных, артиклей. Владение учащимися речевыми умениями находилось в стадии формирования и характеризовалось общим базовым уровнем. Социокультурная компетенция учащихся ЭГ (73,08%) и КГ (75%) также находилась на базовом уровне сформированности: ограниченность

знаний школьников о культуре и реалиях стран изучаемого иностранного языка проявилась в неумении объяс-

нять и сравнивать особенности образования Великобритании и России.

Нами был проведен формирующий эксперимент, предполагавший реализацию в образовательном процессе школы выявленных нами педагогических условий формирования у учащихся профильных классов иноязычной коммуникативной компетенции средствами информационно-коммуникационных технологий.

Первое условие предполагало разработку и внедрение в учебный процесс модели системы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля средствами ИКТ. В соответствии с моделью были скорректированы цель и задачи обучения английскому языку старшеклассников. Реализация этих задач осуществлялась на основе принципов самоценности индивидуума, определенности обучаемого как активного субъекта познания, опоры на субъектный опыт учащихся, ориентации на их саморазвитие, самообучение, самообразование, научности и информатизации, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности, доступности, прочности, политехнизма, профессиональной направленности и др.

В учебно-тематический план по английскому языку в классах информационно-технологического профиля были внесены изменения,предполагаю-щие уменьшение количества уроков на работу по традиционной методике и их увеличение за счет метода проектов и применения информационнокоммуникационных технологий.

Для каждого изучаемого раздела нами был пересмотрен дидактический материал, он был дополнен занятиями

по электронному учебнику «Экспресс-подготовка к экзамену: Английский язык 9-11 классы». Ученики совершенствовали языковые знания и навыки в грамматике на основе повторения теоретического материала и выполнения грамматических упражнений. Учителя английского языка стремились развивать речевые умения в говорении учащихся. Применение «Тренажера ЕГЭ» электронного учебника, содержащего инструкцию, пробные задания с возможностью контроля полученных результатов, позволило повысить эффективность самостоятельного обучения и контролировать уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников.

Изучение каждой темы завершалось групповыми заданиями (выполнение проектов, ролевые игры, «мозговой штурм», дебаты, дискуссии и т. д.). Была увеличена доля деятельностно-направленных коммуникативных и творческих заданий за счёт сокращения количества подготовительных упражнений. Так, в 10 классе изучение разделов «A time to celebrate», «Family issues», «Sports», «Animals», «Computers» завершалось выполнением групповых проектов «Folk costumes around the globe», «Here at home», «Let’s play Salix ball», «Animals are our friends», «Computer chronicles». В 11 классе в разделы «What’s in a language?», «People and places», «Mysteries», «World of science», «Crime and punishment», «The way we live», «Whose world is it?» были включены проекты «Cultural corner for learners of English», «Local history», «Traditional mythology: write a story in the style of a myth», «Mathematics virtual learning circle project», «Civil rights and social movements», «Let’s live with-

out problems», «Nature through the eyes of generations». Необходимо отметить, что проектная деятельность осуществлялась совместно с учащимися из других стран (Ирландия, Турция), на основе сайтов www.epals.com, www. learn.org, www.Kidlink.org. [3,4].

Второе педагогическое условие заключалось в актуализации педагогического потенциала информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции старшекл ассни-ков посредством внедрения в учебный процесс экспериментальной группы элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык». Содержание этого курса способствовало как углубленному изучению английского языка, так и повышению грамотности учащихся в области информационных технологий. Целью элективного курса являлось формирование ИКК учащихся экспериментальной группы с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель английского языка и учитель информационных технологий проводили занятия во II-IV четвертях десятого и I полугодии одиннадцатого классов, когда y учащихся уже были сформированы навыки пользования компьютером. Были проведены аудиторные, лабораторные, практические занятия и индивидуальные консультации. Завершающей формой контроля являлся зачет.

На аудиторном занятии по теме «How it works?» учащиеся экспериментальной группы выполняли учебные задания, которые способствовали усвоению и запоминанию специальных терминов по информационнокоммуникационным технологиям, прочитали текст «Hardware, software

and firmware». Затем они выполняли упражнения для развития навыков чтения, свертывания и развертывания информации, составляли аннотации и рефераты как на английском, так и на русском языках. В качестве итоговой формы контроля учащимся было предложено интерактивное тестирование в режиме on-line.

Лабораторные занятия включали различные виды учебной работы в компьютерном классе: работу в программах Microsoft Office Word, Power Point, Internet Explore, Internet Search Engines, Hotlist, Scrapbook, Catalogue, E-mail, Treasure Hunt, Language Webgames, Webquest, Chat, Forum.

Например, на лабораторном занятии по теме «Meet the Internet» учащиеся экспериментальной группы выполняли задание «treasure hunt» -поиск фактической информации в Интернете. Старшеклассники были поделены учителем на две команды. Часть учеников искала информацию по теме «Internet history», а другая половина - «Electronic books». Каждое задание содержало ссылки на различные сайты по изучаемой теме, при этом в каждой из ссылок были вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направлял поисковую деятельность учащихся. В конце задания «treasure hunt» учитель задал учащимся экспериментальной группы по одному более общему вопросу на целостное понимание каждой из тем. Развернутые ответы на них включали ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов. Затем каждая из команд выполняла Web-games (игровые задания на основе презентаций Microsoft Office Power Point). Старшеклассники сначала сами выполняли игровые задания

«Who wants to be a millionaire?», а потом на основе шаблонов создали webgames по темам «Internet history» и «Electronic books». В заключение занятия каждая команда выполнила игровое задание «Who wants to be a million-aire?» по теме соперников и оценила уровень сложности.

На практических занятиях каждый из учащихся экспериментальной группы проектировал сайт на английском языке «English and computer in my life». Сайты старшеклассников содержали 8 страниц согласно темам, пройденным на занятиях элективного курса: «Is computer a craze?», «How it began?», «How it works?», «WWW DOT COM», «About the Web», «Meet the Internet», «Internet is a dangerous place, isn’t it?», «Hi-tech technologies -are we ready for them?». B качестве итоговой формы контроля учащимся было предложено сдать зачет в форме защиты сайта на английском языке «English and computer in my life».

Третьим педагогическим условием формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля с использованием информационно-коммуникационных технологий стала организация самостоятельной деятельности учащихся классов информационно-технологического профиля в клубе «E-mail English». Клуб был призван активно содействовать интернациональному воспитанию учащихся, поэтому одним из основных направлений являлась переписка с зарубежными сверстниками по электронной почте. Целью работы являлось воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и само-

развитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу, представлять продукт своей деятельности. Работа клуба по переписке была построена на принципах добровольности, активности и интереса учащихся. Вместе с тем основная роль в организации работы принадлежала учителю английского языка.

Было проведено пятнадцать лабораторных занятий, которые включали различные виды учебной работы в компьютерном классе: работу в программах Microsoft Office Word, Power Point, E-mail, Chat, Forum. Педагог также проводил индивидуальные консультации. Завершающей формой контроля являлся зачет.

На первом лабораторном занятии «About myself» учащиеся экспериментальной группы составили тексты на английском языке о себе, своих интересах, хобби. Затем старшеклассники работали на компьютерах: набирали свои тексты, форматировали, сохраняли, делали исправления и разместили их в сети Интернет на сайтах www. penfriends.com.au, www.interpals.net, www.europa-pages.com, www.interpals. net, www.anglik.net/penpals.htm.

На последующих занятиях ученики сначала выполняли учебные задания, которые способствовали углублению знаний особенностей написания личного письма, правил его оформления, правильного написания адреса, обращения, выражения мыслей на английском языке; формированию умений задавать вопросы, отвечать на полученные письма и вопросы в них, закончить письмо. Затем они работали в сети Интернет, общались со своими сверстниками на английском языке посредством электронной почты. Пос-

ле каждого занятия проводилось обсуждение, учащиеся рассказывали о своих ощущениях, проблемах, c которыми они столкнулись, пожеланиях. B качестве итоговой формы контроля ученикам было предложено сдать зачет в форме защиты презентации на английском языке по теме «My e-mail friend». Ученики активно задавали вопросы o различных аспектах жизни за рубежом. Их интересовали жизнь молодежи, музыка, кино, организация досуга, праздники, обычаи, образ жизни, привычки, a также их отношение и видение России. Общение проходило в дружественной атмосфере. Учащиеся могли попрактиковаться в языке и много узнать о жизни иностранцев.

Подготовка учителей английского языка к использованию ИКТ в учебном процессе включала знакомство педагогов с теоретическими сведениями в области применения ИКТ в преподавании английского языка; обучение учителей навыкам работы с программными средствами; активизация субъектной позиции педагога в процессе использования информационно-коммуникационных технологий.

Полученные в ходе эксперимента результаты свидетельствовали о по-

ложительной динамике уровня сфор-мированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся экспериментальной группы по всем выделенным компонентам.

Литература:

1. Кадырова Ф.М. Ноосферно опережающая концепция образовании как основа модернизации иноязычной подготовки студентов / Казанский педагогический журнал. - 2005. - № 3. - С. 23-27.

2. Кирилова ГИ. Прогнозирование использования и изучения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании / Казанский педагогический журнал. - 2006. - №2. -

С. 88-94.

3. Масленникова В.Ш. Современные модели воспитания толерантности и патриотизма в учебных заведениях профессионального образования / Казанский педагогический журнал. - 2006. - № 2. С. 23-25.

4. Трегубова Т.М. Академическая мобильность преподователей и студентов.-2006. - № 2. - С. 28-30.

5. Романюк В.С. Значение коммуникативной культуры в профессиональной деятельности сотрудника милиции / Казанский педагогический журнал. -2007. - № 1. -С. 39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.