УДК 37.01:007
Александрова Надежда Юрьевна Nadezhda Alexandrova
формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационнотехнологического профиля
SHAPING OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS STUDYING IN INFORMATIONTECHNOLOGICAL PRO-FILE CLASSES
Рассматривается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов старшей школы на базовом уровне средствами информационно-коммуникационных технологий. Конкретизируются основные понятия, рассматриваются структура, принципы, педагогические условия, технологии, излагаются результаты экспериментальной работы
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, профильные классы старшей средней школы
Shaping of foreign language communicative competence is analyzed in the process of learning English language in the profile classes of the senior secondary school. The meanings of the basic definitions are given; the structure, principles, pedagogical condi-tions and technologies are shown; the results of the research and experimental work are explained
Key words: foreign language communicative competence, information-communicative technologies, profile classes of the senior secondary school
Согласно программе среднего общего образования по иностранному языку на базовом уровне [1; С. 3] для профильных классов старшей школы, основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). Мы согласны с положением Е.Ю. Паниной о том, что «иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) определяется как способность и готовность личности к коммуникативному взаимодействию, как система, элементами которой являются умения адекватного речевого и неречевого поведения, опирающиеся на знание социальных, культурно-исторических отношений данного общества, на фоновые и лингвистические знания, а также на способы компенсировать недостаточное владение иностранным языком» [3; С. 28]. ИКК обладает всеми признаками системы и может
рассматриваться как понятие системное [2; С. 66-67].
Под первым компонентом ИКК мы понимаем языковую компетенцию, включающую способность учащихся узнавать, оперировать, конструировать, владеть лексико-грамматическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими, лингвистическими средствами языка на основе комплекса знаний, умений и навыков.
Вторым компонентом ИКК является речевая компетенция, предполагающая способность обучаемых понимать, порождать иноязычные связные высказывания в соответствии с опытом, речевой задачей, стратегией общения, коммуникативным намерением.
В состав третьего компонента ИКК — социокультурной компетенции — входят способности учащихся, позволяющие им осуществлять речевое и неречевое обще-
ние с носителями языка в соответствии с коммуникативными функциями, особенностями социального и речевого поведения носителей языка: их обычаями, этикетом, социальными стереотипами, историей и культурой на основе определенной совокупности знаний, умений и навыков.
Совет Европы выделяет следующие уровни ИКК: базовый — А2 (предпорого-вый уровень); повышенный — В1 (пороговый уровень); высокий — В2 (пороговый продвинутый уровень). Согласно программе по английскому языку Министерства образования и науки Российской Федерации, к завершению обучения в профильных классах старшей школы на базовом уровне планируется достижение учащимися минимального общеевропейского порогового уровня (В1) подготовки.
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), разработка все более дружелюбного интерфейса обусловили широкое их распространение в различных сферах деятельности человека и общества. В нашем исследовании под информационно-коммуникационными технологиями обучения мы понимаем «средства и методы подготовки, передачи и представления информации для обучающегося, использующие компьютер в качестве нового, динамично развивающегося средства поддержки образовательного процесса, кардинально меняющего систему форм и методов образования» [4; С. 21].
Использование информационно-коммуникационных технологий необходимо в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов любого профиля. Однако наибольшей эффективностью они обладают в классах информационно-технологического профиля. Содержание образования в этих классах предполагает обращение к английскому языку. Информационно-коммуникационные технологии позволяют интегрировать обучение информатике и иностранному языку.
В результате анализа научной литературы, обобщения опыта деятельности
средней общеобразовательной школы и особенностей подготовки учащихся по английскому языку в классах информационно-технологического профиля мы пришли к выводу, что для эффективного формирования ИКК необходимы следующие педагогические условия:
— организация процесса интегрированного курса обучения английскому языку и Интернет-технологиям на основе научно обоснованной структурной модели, определяющей цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства достижения запланированного результата;
— создание коммуникативно-ориентированной среды при обучении английскому языку с помощью элементов проектной методики, ролевых игр, оппозиционных мнений, дебатов на научных конференциях с применением информационно-коммуникационных технологий;
— организация самостоятельной деятельности учащихся по овладению иностранным языком c использованием внеклассных занятий в клубе «My foreign penfriend».
Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов старшей школы на базовом уровне определяются c учетом не только особенностей формирования обозначенной программы, но и закономерных связей в содержании и технологиях обучения.
Разработанная нами модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля на базовом уровне предполагает определение цели, задач, принципов, содержания работы, форм, методов и средств достижения запланированного результата.
Значимость построения структурной модели и организации на ее основе процесса обучения английскому языку и Интернет-технологиям обусловлена противоречием между необходимостью формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов старшей
школы на базовом уровне и отсутствием научно обоснованных разработок технологий осуществления обозначенного процесса.
Особое место в модели занимает разработанная нами программа интегрированного курса обучения английскому языку и Интернет-технологиям. Основное направление работы по программе — постепенное включение информационно-коммуникационных и Интернет-технологий в процесс обучения английскому языку с целью совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции и технической грамотности обучающихся.
Программа включает:
— элективный курс «Я, компьютер, Интернет и английский язык». Цель курса
— формирование навыков самостоятельной активности учащихся, развитие познавательного интереса учащихся, развитие творческого потенциала. Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи: формирование компьютерной грамотности, повышение мотивации к изучению английского языка, расширение и углубление знаний учащихся во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо);
— элементы проектной методики, ролевых игр, оппозиционных мнений, дебатов на научной конференции с применением информационно-коммуникационных и Интернет-технологий. Был пересмотрен учебно-тематический план и внесены необходимые изменения: добавлены групповые проекты, сочинения, ролевые игры, дискуссии с применением информационнокоммуникационных технологий;
— внеклассные занятия в клубе «My foreign penfriend». Целью работы является воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности. Необходимо решить следующие задачи: выработка у учащихся навыков и умений работать с письмами, открытками, электрон-
ной почтой, аутентичными материалами при подготовке исследовательских работ, докладов, рефератов; расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности.
Пересмотр учебно-тематического плана, внесение необходимых изменений для реализации программы интегрированного курса обучения английскому языку и Интернет-технологиям как системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развитие личности обучающихся, позволила определить направленность обучения в сотрудничестве, учебного проектирования, исследовательской деятельности, дискуссий, презентаций и ролевых игр на формирование языковой, речевой и социокультурной компетенций.
Организация самостоятельной деятельности учащихся в рамках клуба по переписке «My foreign penfriend» по овладению английским языком нацелена на формирование и совершенствование коммуникативных умений в письменной речи на высоком уровне сложности, что является одним из важнейших требований в современном преподавании английского языка.
Проверка эффективности разработанных нами условий осуществлялась в процессе эксперимента, проведенного на базе муниципального образовательного учреждения «Цивильская средняя общеобразовательная школа № 1 имени М.В. Силантьева» Цивильского района Чувашской Республики в 2006-2008 гг.
Для проведения исследования были отобраны экспериментальная группа (ЭГ), состоящая из 26 учащихся профильного класса информационно-технологического направления (10 «б» класс), и контрольная группа, включавшая 24 ученика профильного класса физико-математического направления (10 «а» класс). При отборе контингента ЭГ и КГ мы проанализировали успеваемость учащихся по английскому языку в 9 классе и приняли гипотезу об однородности выборки испытуемых, которая подтвердилась результатами констатирую-
щего эксперимента.
B ЭГ обучение учащихся английскому языку на базовом уровне осуществлялось в соответствии с моделью формирования иноязычной коммуникативной компетенции и предполагало создание коммуникативно-ориентированной среды при обучении английскому языку c помощью элементов проектной методики, ролевых игр, оппозиционных мнений, дебатов на научных конференциях с применением информационно-коммуникационных технологий; внедрение программы интегрированного курса обучения английскому языку и Интернет-технологиям; организацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению иностранным языком c использованием внеклассных занятий в клубе «My foreign penfriend».
Использование методов научного исследования на констатирующем этапе эксперимента позволило выявить недостатки в формировании у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенций, в характере применения учителями элементов проектной методики, ролевых игр, оппозиционных мнений, дебатов на научных конференциях с применением информационно-коммуникационных технологий. На основе полученных результатов проектировалась работа, направленная на реализацию педагогических условий.
Формирующий эксперимент включал этап формирования языковой, речевой и социокультурной компетенций y обучающихся во II-IV четвертях 10 и I полугодии 11 классов; интегрирующий этап, направленный на совершенствование всех компетенций, образующих иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся профильных классов старшей школы на базовом уровне во II полугодии 11 класса.
Развитие компетенций на первом этапе формирующего эксперимента осуществлялось путем создания коммуникативно-ориентированной среды при обучении английскому языку c помощью элементов проектной методики, ролевых игр, оппозиционных мнений, дебатов на научных
конференциях с применением информационно-коммуникационных технологий. Реализация этого условия потребовала предварительной подготовки учителя.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы предполагал промежуточное оценивание сформированное™ иноязычной коммуникативной компетенции по всем критериям: языковому, речевому и социокультурному. Однако анализ полученных данных показал недостаточность реализации отмеченных педагогических условий для эффективности осуществления изучаемого процесса.
Формирование языковой, речевой и социокультурной компетенций y обучающихся во II-IV четвертях 10 и I полугодии 11 классов происходило на занятиях элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык» в ЭГ. B соответствии с поставленной целью и задачами, содержание занятий элективного курса реализовывалось на восьми аудиторных, девяти лабораторных (с использованием компьютеров и сети Интернет) и шестнадцати практических занятиях (на основе метода проектов); предусматривалось проведение консультаций; завершающей формой контроля выступал зачет в форме защиты проектов на английском языке. На уроках учащиеся выполняли групповые проекты, были проведены ролевые игры, оппозиционные мнения, дебаты на научных конференциях с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Заключительный этап формирующего эксперимента имел интегрирующий характер и предполагал совершенствование всех компетенций, образующих иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся профильных классов. Для этого в учебный процесс были введены внеклассные занятия в клубе «My foreign penfriend» и организована самостоятельная деятельность учащихся по овладению английским языком с использованием Интернет-технологий на основе электронной почты.
Контрольно-обобщающий этап научного исследования предполагал применение
следующих методов для оценки сформи-рованности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся экспериментальной и контрольной групп: тестирование, анкетирование; наблюдения за деятельностью учащихся; анализ полученных данных и формулирование выводов. Математическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы доказала эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов старшей школы на базовом уровне при условии реализации выдвинутых педагогических условий.
ИКК у большинства учащихся профильных классов старшей школы по английскому языку в ЭГ сформирована на повышенном уровне (у 70,50 %). В обеих группах к концу 11 класса значительно уменьшился показатель низкого уровня владения английским языком (в ЭГ он составлял 3,85 %); почти в 4 раза у учеников экспериментальной группы возрос показатель высокого уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Данные положения наглядно представлены в таблице и диаграмме.
Сформированность иноязычной коммуникативной компетенции учащихся контрольной и экспериментальной групп, %
Уровни Констатирующий этап: кол-во Промежуточное оценивание:кол-во Контрольно-оценочный этап: кол-во
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Базовый 15,7 (60,3 %) 15 (62,5 %) 5,67 (21,81 %) 8,33 (34,71 %) 1,00 (3,85 %) 6,67(27,79 %)
Повышенный 8,6 (33,08 %) 7,3 (30,42 %) 16,00 (61,54 %) 12,67 (52,79 %) 18,33 (70,5 %)) 13,67(56,96 %)
Высокий 1,7 (6,54 %) 1,7 (7,08 %) 4,33 (16,65 %) 3,00 (12,50 %) 6,67 (25,65 %) 3,66(15,25 %)
Контрольная группа
К сир ст ьн
авп цннн пштши:
П Ьоишн ■ ГЪвиншн □ С-ызаьн
Динамика изменения уровня ИКК учащихся экспериментальной и контрольной групп в процессе опытно-экспериментальной работы
Таким образом, на контрольно-обоб- учащихся в экспериментальной группе ока-щающем этапе выявилось значительное залась значительно выше соответствующих преобладание показателей эксперимен- показателей контрольной группы, что объ-тальной группы над показателями конт- ясняется реализацией выявленных педаго-рольной группы. Сформированность ИКК гических условий.
Литература
1. Английский язык. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 192 с.
2. Остроумова О.Ф. Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса; диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.Ф. Остроумова. — Казань, 2006. — 187 с.
3. Панина Е.Ю. Рекламные тексты как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции в профессионально-ориентированном чтении (на материале немецкого языка); диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.Ю. Панина.
— Пермь, 1999. — 193 с.
4. Уруймасова, О.В. Современные информационные технологии в формировании коммуникативной компетенции студентов; диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.В. Уруймасова. — Владикавказ, 2005. — 198 с.
Коротко об авторе _
Briefly about the author
Александрова Н.Ю., зам. директора по воспитательной работе, преподаватель английского языка Республиканского государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Цивильский аграрно-технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Российской Федерации
Служ. тел.: 8 (8345)21472
N. Alexandrova, Educational Work Deputy Director, English language teacher, Tsyvil-sky Agricultural and Technological Vocational School
Научные интересы: информационно-коммуникационные технологии, Интернет-технологии, применение метода проектов; преподавание английского языка
Areas of expertise: information-communicative
technologies, Internet technologies, ap-plication of project method, English language teaching