Научная статья на тему 'Создание профильного курса для модели интеграции очного и дистанционного обучения в профильных классах'

Создание профильного курса для модели интеграции очного и дистанционного обучения в профильных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
очное и дистанционное обучение / модель интеграции / модульное обучение / интернет-ресурсы / профильный курс / blended learning / Internet based tools / methods of learning / online tea

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенкова Елена Викторовна

В статье предлагается модель интеграции очного и дистанционного обучения в рамках создания профильного курса. При этом рассматриваются все необходимые компоненты данного курса, включая организацию учебного материала и самого курса обучения, экспертную оценку курса и административный модуль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSION-ORIENTED COURSE FOR THE BLENDED-LEARNING MODEL

The article focuses on the development of a special model of blended learning which combines online and face-to-face approaches, with the methods and ways of organizing this learning being described in details

Текст научной работы на тему «Создание профильного курса для модели интеграции очного и дистанционного обучения в профильных классах»

языку и развития умений и навыков в четырёх видах речевой деятельности в отведённое им время должны будут тренировать учащихся в формате теста, которое подразумевает:

> знакомство с форматом экзамена и заданий;

> выполнение инструкций;

^ заполнение бланка ответов;

> контроль за временем;

> магнитофонную запись устных ответов с их последующим прослушиванием и т.д..

Литература:

1. М.В.Вербицкая, К.С.Махмурян, В.Н.Симкин. «Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка. ФИЛИ, 2013 http://www.fipi.ru»).

2. Клековкина, Е.Е. Основные аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Справочник заместителя директора школы. - М.: ЗАО «МЦФЭР», 2012. - С.58.

3. Кузовлев, В.Л. Лроблема ЕГЭ по иностранному языку. «Вопросы модернизации языкового образования в средней школе»: Материалы региональной конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002, стр. 144.

4. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. - М. : ACT: Астрель, 2006.

5. Сафонова, В.В., Бутенкэва, Е.В., П.А.Зуева «ЕГЭ 2013: сборник заданий. - М.: Эксмо, 2013.

6. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004.

7. Демоверсия КИМ 2014г. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по иностранным языкам. ФИЛИ, 2013.

8. http://www.adobe.com/products/acrobat/ readstep2_allversions.html.

9. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - М., «Логос», 2002.

10. Юрлова, Н.А. Методика внутришкольного контроля уровня обученности старшеклассников иностранному языку. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Н.Новгород, 2009.

11. Юрлова, Н.А. К вопросу об итоговом контроле в формате ЕГЭ. Межвузовский сборник научных статей. -Н.Новгород: Нижегородский гос. лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2012.

12. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. - Cambridge: CUP, 2001.

УДК 57.01.(075.8) ББК 74.05

Бутенкова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ,

(г. Москва)

СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА ДЛЯ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье предлагается модель интеграции очного и дистанционного обучения в рамках создания профильного курса. При этом рассматриваются все необходимые компоненты данного курса, включая организацию учебного материала и самого курса обучения, экспертную оценку курса и административный модуль.

Ключевые слова: очное и дистанционное обучение, модель интеграции, модульное обучение, интернет-ресурсы, профильный курс.

В данной статье рассматривается модель интеграции очного и дистанционного обучения для профильных классов, важной частью которой является использование ИКТ в самостоятельной работе учащихся. Создание дистанционных профиль ных курсов для модели интеграции очного и дистанционного обучения (ДО) предполагает определение условий, при которых данная модель является педагогически предпочтительной перед другими мо-

делями ДО, раскрыть сущность данной модели в профильных классах.

Термин интеграция (от лат. Integratio) - это восстановление, восполнение понятия, означающее состояние связанности отдельных, дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (Большая Советская Энциклопедия). В нашем случае, согласно данному оп-

ределению, учебный процесс представляет собой некую систему, состоящую из разных частей, которые функционируют в постоянной взаимосвязи друг с другом, образуя некое целое.

Очная форма обучения и дистанционная форма, предполагающие взаимодействие учителя и учащихся в классе или на расстоянии, и есть та новая система, в которой составляющие ее компоненты очного и дистанционного учебного процесса должны при определённых условиях гармонично взаимодействовать. При условии, если это взаимодействие методически грамотно организовано, его результат должен соответствовать требованиям качества обучения, обеспечивающее конкурентоспособность выпускников по выбранному профилю. Таким образом, первое, что важно понять: модель интеграции - это не просто использование ИКТ в самостоятельной работе учащихся дома или в ме-диатеке после уроков. Это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности учащихся проводится на уроке под непосредственным руководством учителя, а часть деятельности учащихся выносится на дистанционную форму, с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально (по индивидуальному плану) или совместно с партнерами в малой группе сотрудничества. Учитель может осуществлять при этом консультацию, частично контроль их деятельности. Это естественное продолжение единого учебного процесса. В англоязычной литературе такой курс называется смешанным (blended course).

Приступая к созданию профильного курса для модели интеграции важно учитывать следующие факторы:

1. Организация учебного материала в курсе

- Как распределить учебный материал между уроком в классе и занятием в дистанционной форме?

- Какой материал требует объяснений учителя, закрепления этого материала в классе под руководством учителя?

- Какой материал требует практических действий учащихся также на уроке в процессе практических или лабораторных работ с использованием соответствующего оборудования?

- Какой материал требует у разных учеников разного времени для формирования навыка выполнения определенного задания и соответственно может быть перенесен на дистанционную форму обучения?

2. Организация процесса обучения

- Какие виды деятельности стоит предусмотреть для очной формы, а какие перенести на дистанционную форму обучения?

- Какие дидактические задачи более целесообразно решать в ходе совместной деятельности на уроке, а какие можно, учитывая индивидуальные особенности учащихся, вынести на дистанционную форму, организуя тем самым обучение по индивидуальному плану?

- Какие методы обучения выбрать и предпочесть при интегрированной модели в очной и дистанционной формах?

3. Организация учебной деятельности учащихся в курсе

- Каким должен быть пропедевтический курс для конкретных учащихся с целью ознакомления их со спецификой работы в дистанционной форме, со спецификой работы в выбранной оболочке?

- Как осуществлять контроль, самоконтроль при работе ученика дистанционно?

4. Организация экспертной оценки курса

- Как определить эффективность курса в целом и выбранной методики обучения?

- Чем руководствоваться при разработке критериев оценки самого курса?

5. Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности

- Каким образом способствовать формированию устойчивой внутренней мотивации учебной деятельности в дистанционной форме в профильных классах?

- Как стимулировать самоанализ учебной деятельности?

- Каким образом стимулировать разные способы продуктивного взаимодействия между партнерами?

Это лишь некоторые основные вопросы, которые обязательно возникнут при работе над интегрированным курсом. При этом специфика учебного предмета, особенности содержания курса диктуют свои способы решения каждого вопроса.

При выборе модели интеграции очной и дистанционной форм обучения необходимо учитывать, как специфику классно-урочной формы работы, так и особенности дистанционного обучения, которое по сути своей предусматривает возможность обучения учащихся с разным уровнем знаний. Поэтому, работая над структурой профильного курса, важно учитывать уровень обученности учащихся.

Если содержание любого курса, в том числе и для профильного обучения в традиционном учебнике разбито в зависимости от специфики предмета на главы, разделы, параграфы, практическую часть, включающую систему упражнений, теоретических и практических заданий, то дистанционный курс, как правило, состоит из модулей. Каждый модуль имеет более или менее законченную логически и содер-

жательно часть раздела программы. При модели интеграции очной и дистанционной формы необходимо четко определить структуру дистанционной части, которая бы составляла вместе с очной частью органичное целое. Материалы дистанционной части располагаются в сети Интернет, что позволит ученикам свободно выполнять разного рода задания, выходить на полезные сайты, искать дополнительную информацию, быть на связи с педагогом, координатором.

Хотелось бы еще раз заметить, что в старших классах предпочтительнее модульная организация занятий. При традиционной классно-урочной системе нагрузка учащихся весьма значительна. Практически она не оставляет возможности организации современного учебного процесса, ориентированного на формирование функциональной грамотности, работы с информацией. При модульном обучении (сдвоенные часы) такая возможность реально появляется, поскольку вместо 6-7 уроков ежедневно и такого же количества домашних заданий, учащиеся имеют в расписании не более трех.

Каждый курс дистанционного обучения имеет свою структуру, разную в зависимости от избранной модели. При интеграции очной и дистанционной форм обучения на сайте размещаются задания для индивидуальной и групповой работы учащихся, дополнительная литература, коммуникационные технологии (почтовая программа, чат, форум), лабораторные и практические работы, предусматриваемые по индивидуальным планам, глоссарий терминов и определений, справочные материалы, библиотека, медиатека ссылок на сайты по изучаемым темам или доступ к готовым публикациям, а также при необходимости система тестов для самопроверки. Здесь же необходимо предусмотреть регистрацию удаленных пользователей, график выполнения заданий, мониторинг успеваемости.

Начинать создание курса необходимо с формулировки целей обучения. Для этого нужно чётко знать, каким должен быть конечный результат, т.е. будет ли предлагаемый курс использоваться в качестве дополнения, углубления базового кура в общеобразовательном плане или он предполагает подготовку учащихся к поступлению в определенные специализированные учебные заведения данного профиля. Это дает основания для создания соответствующих элективных курсов. Например, одно дело, если в социально-экономическом профиле предусматривается просто некоторое углубление базового курса в соответствии со стандартом профильного обучения. Другое дело, если вы знае-

те, что часть ваших школьников намерены поступать в вузы экономического профиля, вы можете предусмотреть дополнительный материал в рамках этого курса или разработать специальный элективный курс по мировой экономике, менеджменту, и пр., т.е. углубить профильный курс именно в этом направлении.

Затем важно чётко распределить материал, т.е. решить, что будет изучаться в классе (очно) и что необходимо включить для дистанционного обучения. Поэтому важно проанализировать не только базовый учебник, но и другие материалы по данному учебному предмету, в том числе информационные материалы интернет-ресурсов, сделав на них соответствующие ссылки, разместив в соответствующих рубриках на сайте. Кроме того, необходимо выделить те виды деятельности, которые требуют трудоемкой работы для усвоения, подготовки к планируемой дискуссии в классе, к проведению самостоятельного исследования в совместной деятельности с партнерами по малой группе и пр. Другими словами, четко разделить целостный учебный процесс на работу в классе и на работу в дистанционной форме. Важно понимать, что и в дистанционной форме нельзя все сводить только к самостоятельной индивидуальной работе. Здесь также необходимо предусматривать общение в рамках совместной познавательной деятельности.

Итак, для того чтобы организовать интегрированное обучение необходимо, во-первых, отобрать содержание в соответствии с целями и задачами профильного курса и спецификой предмета, во-вторых, надо структурировать отобранное содержание и затем отобрать целесообразные педагогические технологии. Рассмотрим все по порядку.

Важнейший вопрос - отбор учебного материала. Здесь мы говорим о создании курса на базе традиционного учебника. Поэтому в этом случае нет необходимости повторять в электронном виде текст печатного пособия. Учитывая, что базовое обучение будет проходить в очной форме, на дистанционную целесообразнее вынести отдельные виды деятельности, в которых будет отражена некоторая часть содержания. Для организации такого учебного процесса нужно четко определить, какие виды деятельности целесообразно использовать на уроке (для чего необходимо непосредственное общение учителя и учащихся, учащихся между собой -face-to-face) и виды деятельности, которые можно перенести на дистанционные формы. Здесь надо четко распределить функции каждой из этих форм обучения.

Очная форма предусматривает:

- ознакомление учащихся с новым материалом по наиболее трудным проблемам, требующим непосредственного участия педагога;

- проведение различного рода дискуссий, работа в группах, т.е. все виды деятельности, которые требуют непосредственного контакта на разных уровнях (с учителем, между учащимися);

- проведение лабораторных и практических работ, требующих соответствующего оборудования, приборов, материалов;

- контрольные, проверочные работы организуются в данной модели очно (лишь некоторые виды промежуточного тестирования на определение уровня сформированности того или иного навыка могут быть предусмотрены в дистанционной форме для самопроверки);

- защиты проектов с возможной презентацией всех необходимых материалов на сайте.

Дистанционная форма такого курса предусматривает:

- самостоятельную поисковую, аналитическую, исследовательскую деятельность с ресурсами Интернета;

- выполнение дополнительных задании, способствующих усвоению материала программы учебника, тестов, лабораторных и практических работ по индивидуальным планам;

- совместное выполнение задании творческого характера;

- работу со справочными и информационными материалами;

- блок творческих задании для продвинутых учащихся;

- работу по индивидуальным планам (индивидуальной траектории) в рамках профильного курса;

- консультации с преподавателем;

- промежуточное тестирование (самопроверка, автоматизированный контроль).

В качестве примера приведем фрагменты такого профильного курса по англиискому языку, разработанного авторами в лаборатории дистанционного обучения под руководством профессора По-лат Е.С. Для данного курса использовалась оболочка VLE, программы Project Harmony.

В Вводном разделе содержатся следующие рубрики: титульный лист, о курсе, введение, содержание.

Английский в старших классах (профильное обучение)

уАнглиИскии в старших классах (профильное обучение) я Вводный раздел «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

■ ЗАГЛЯНИ В СЛОВАРЬ!

■ ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

■ ПРАКТИКУЙСЯ! АУДИРОВАНИЕ

■ ПРАКТИКУЙСЯ! ГРАММАТИКА

■ ПРАКТИКУЙСЯ! ЧТЕНИЕ

■ ПРАКТИКУЙСЯ! ПЕРЕВОД Й ПРАКТИКУЙСЯ! ПИСЬМО

■ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

■ ЭТО ПОЛЕЗНО!

■ ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ И ДОМАШ Н И Е ЗАДАН И Я

Вводный раздел

ТИТУЛЬНЫЙ лист О КУРСЕ ВВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ

Рис. 1 ВводныИ раздел профильного курса

Курс включает следующие модули:

1. Модуль регистрации учащихся (анкеты для знакомства с учащимися).

2. Методический модуль:

- общие сведения о курсе (об авторе, введение, цели и задачи курса, структура курса);

- учебно-тематический план;

- расписание занятий по индивидуальным планам.

3. Содержательный или учебный модуль -раздел учебных материалов, где размещены:

- готовые материалы по грамматике, лексике, дополнительные тексты для чтения и аудирова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния, материалы для проектной деятельности, материалы по лингвистике, переводу в рамках профиля «Филология» и т.д.

- ссылки на сайты, содержащие необходимые ресурсы по изучаемой теме;

- тесты, контрольные работы.

Содержание этого модуля строится на основе тем базового печатного учебного пособия [1] и соответствующим образом разбивается на уроки.

Структура Раздела Учебные материалы может быть представлена следующим образом:

3 Английский в старших классах (профильное обучение) - Марин Овчинникова, Елена Бутенкова - Microsoft Internet Explorer

®©©ОФ©©0® в©@

MlVjr Л

■ 1.ТИТУЛЬНЫ илист Э2.3АГЛЯНИ В СЛОВАРЬ! HU Словари

ЙЗ.ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ Щ Quotation I : Q Quotations

■И.ПРАКТИКУЙСЯ! АУДИРОВАНИЕ ai 5 .П РАКТ И КУ Й СЯ! ГРАММАТИКА г | Basic grammar course

1 Grammar theory for teachers' use ; 1 Revision Г g l.essonl 1 3 Lesson2 f]p Lesson4 гЦ Lesson5 ЩLessonG jQ Lesson7 L{S| Lessonl0

аб.ПРАКТИКУЙСЯ! ЧТЕНИЕ H 1 Predicting the future

On the subject of translation Ю7.ПРАКТИКУЙСЯ! ПЕРЕВОД

■ 8 .П РАКТ И КУЙ С Я! ПИСЬМО Ш9.ЭТО ИНТЕРЕСНО! ЙЮ.ЭТО ПОЛЕЗНО!

Щ Classroom English I 2 Guide to words on the web

HOW TO DO YOUR HOMEWORK HOW TO PASS AN EXAM - HOW TC READ r 1 HOW TO WRITE ■-Щ IMPROVE! и 11.ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ Й 12.ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Российская академия образования Институт общего среднего образования Лаборатория средств и педагогических технологий дистанционного обучения

КУРС

Дистанционное обучение английскому в старших классах (профильное обучение)

LEARNING ENGLISH UPPER-SECONDARY LANGUAGE SCHOOL

МОСКВА - 2006

Рис 2. Учебный модуль профильного курса

4. Справочный модуль.

Справочный материал разрабатывается целенаправленно для определенного курса.

Справочная информация может быть представлена разнообразно:

- в тексте в виде всплывающей подсказки при наведении курсора мыши на выделенные слова и рисунки;

- в виде диалогового окна с возможностью выбора ответной реакции учащегося;

- в отдельном окне средства просмотра;

- в отдельном фрейме;

- в отдельном текстовом файле, имеющем самостоятельное справочное значение и предназначенном для работы, как в рамках курса, так и вне его;

- контекстно зависимой справочной программой, выдающей те или иные данные в зависимости от части курса, изучаемой учащимися.

В этом же модуле размещаются:

а) справочники;

Так, например, для курса иностранного языка (профиль «Филология») это могут быть грамматические справочники разной степени детализации, объема. Это могут быть и справочники по чтению, фонетике, и т.д.

б) помимо таких больших справочников важно предусмотреть и краткий справочный материал, предназначенный для оперативной работы.

Например, по иностранному языку, полезны разного рода электронные словари. Однако обучаемый не будет каждый раз, встречаясь с незнако-

мым словом, обращаться к большому словарю на соответствующий сайт Интернета. Это займет много времени. Лоэтому, полезным будет либо «всплывающая строка», либо глоссарий, который может быть двух видов:

- содержащий слова к данному конкретному тексту,

- содержащий словосочетания и, желательно, озвученные;

в) энциклопедии.

5. Интерактивный модуль.

Здесь происходит непосредственное общение на всех уровнях (общение учителя и учащихся, учащихся между собой). С этой целью, как указывалось выше, используются коммуникационные технологии:

- электронная почта для индивидуальных консультаций;

- малыи ученическии форум (для организации обучения в малых группах сотрудничества);

- чат (on-line конференция);

- телеконференция;

- видеоконференция.

Здесь же, в этом модуле, предусмотрен и так называемый "портфель ученика", где каждыИ ученик может создать свою собственную страничку. Предоставляется возможность каждому индивидуально потренироваться, редактировать тексты и выполнять упражнения [2], отобрать по своему усмотрению наиболее удачные работы или наиболее трудные работы с собственными комментариями для дальнеИшеИ презентации внешним экспертам. Это для формирования умениИ самооценки, рефлексии.

Содержание раздела Средства общения (ин-терактивныИ модуль) в данноИ оболочке представлено в модуле Интернет-кафе:

Английский в старших классах (профильное обучение) - Мария Овчинникова, Елена Бугенкова - Microsoft Internet Explorer

Интернет-кафе

Обновить! Поиск

Темы (Общая группа)

Knigazalob i predloqeniyl! (6 see Text pro pervij pynkt (3 всего, 0 н ДЗ вопросник (7 всего, 0 новых) Balakireva (1 всего, 0 новых) Helen, Victor. Kostya (16 всего, О Volodya.Olqa.Nina (16 всего, 0 hi Pasha, Ksenya, Julia (9 всего, О ||i| Certain or uncertain. That's the

I 'You are the only one!, авто[ Д I am with you! автор Юлия Ct |S]Madam Fate - it's interestinc iTobe uncertain. Isit good orb t| I see., автор Юлия Степнова. S|l agree!, автор Павел Якимов 8| I agree!, автор Ксения Еетро 1| OK!, автор Юлия Степнова,; Natasha. Masha (13 всего, 0 hobi 1 (5 всего, 0 новых) have a free time ?! (7 всего, 0 hoi 10 А И всего, 0 новых) The World of Education (28 scert Health and Quality of Life (24 Bcei The world of education - Misha.lld

J Human Civilisation future (1 всего л About the jobs: Ksenvia, Julia. Pa; "All jobs are good just choose to y JAM jobs are good just choose to yi

.jj

Автор: Юлия Степнова Предмет: I am with you! Дата: 28/02/2006,14:08

Hi, I agree with you to some extend., but... I have a little bit different opinion about some questions :) [ know what I whant to do in my future life after finishing the school. I set some goals Much I want to reach. But [ am slu g not everything depends шипу desires! There is such a word "olii fate" ! I ain sure that this madam Fate knows almost, everything about our future...

Автор: Павел Якимов

Предмет: Madam Fate - it's interesting!

Цата: 28/02/2006,14:19

Ответпа письмо " I am with you!", автор Юлия Стегиюпа

Wow, Julia, there is a point in what you are saying, I agree that there is surely Madam Fate (1 like how you express this idea!). To my mind a lo depends on Her:)

Автор: Ксения Ветрова

Предмет: To be uncertain. Is it good or bad?

Цата: 28/02/2006,14:22

Frankly speaking I don't know if it's good or bad: to be uncertain. Probably they are rightsaying: Many people many minds.

Автор: Юлия Степнова Предмет: I see. Цата: 28/02/2006,14:24

Well, my friends, I already understood your opinion and ideas about our future, may I try to compose a text?

Автор: Павел Якимов Предмет: I agree! Цата: 28/02/2006,14:26 Why not? Tiy!

Автор: Ксения Ветрова

Пткштклрт- Т яогря! i

Рис. 3 Интерактивный модуль профильного курса.

6. Административный модуль. В этом разделе размещается информация о каждом ученике, график выполнения работ, журнал

успеваемости, доступный для редактирования только учителю.

Типы заданий и вид средства общения выбираются в зависимости от специфики предмета. Но одно условие остаётся неизменным для всех дистанционных курсов, предусматривающих интеграцию очной и дистанционной форм - это постоянное участие преподавателя. Работа дистанционно - это тот же учебный процесс, продолжение очного, но в виртуальной форме. Поэтому, как и в очной, так и в дистанционной форме предусматривается возможность использования различных педагогических и информационных технологий, которыми учитель должен овладеть в полной мере [2]. Для того, чтобы процесс интегрированного обучения был эффективным, учителю необходимо (как в очной, так и в дистанционной формах) управлять, регулировать и контролировать деятельность уча-

щихся. Нам остается остановиться кратко на способах контроля при данной модели обучения.

При интегрированном обучении, т.е. при сочетании очной и дистанционной форм, проблемы с контролем не возникает. Преподаватель и ученики встречаются на очных занятиях. Начальное, промежуточное тестирование, различные виды контрольных работ, сдача итоговых экзаменов осуществляются в традиционной форме, в классе.

Отдельные виды промежуточного тестирования для целей самоконтроля организуются в виде автоматизированной формы дистанционно и осуществляются с помощью соответствующих программных средств. Приведем пример из названного выше дистанционного курса обучения английскому языку:

Ü Английский в старших классах (профильное обучение) - Мария Овчинникова - Microsoft Internet Explorer

□а®

@©@©о©®о® ОС©

анАнглийекий в < -ми ТИТУЛ ьн -Ш 2.ЗАГЛЯНИ

3.ИНФОРМ^

4.ПРАКТИК

5.ПРАКТИК 3 Basic grarr 3 Grammar t

Révision Lessonl Lesson2 Lesson4 3 Lesson5 j Lesson6 j Lesson7 JLessonl0

6.ПРАКТИ1С

7.ПРАКТИК 8 .ПРАКТИК! 9.ЭТО ИНТ! Ю.ЭТОПО!

11.ИНТЕРН

12.ДОМА1Ш

¿Ё 111 ¡1

Good Luck!

Q Переход Сльмк: Ä $tcq - [

1. Read the beginning of the following letter and open the brackets trying to use the appropriate forms of the Future tense. Tliink of the end of lliis letter, write it down using the forms of the future tense if it's possible. Hie ending shouldn't be more than 80 words in length.

Dear Mummy and Daddy!

Many days

(pass) by the time you

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(read) this letter. I'm Sony for not having written before. I

(tell) уoti the latest news and I also want to tell you about tilings which I (read oil) okay ?

(happen). Please sit down, unless you

(be) in hospital for two weeks after the great flood in our dormitory .Tlie doctors say I'm getting better and better and (recover) if only nih... my head

by the end of the next week I away from the rising water is Ok now but I

(wear) glasses for a month or two.

(ache).You know (lie concussion I got running

2. You are expecting your friends Bob and Frieda to dinner this evening. They have no car and will be coining by train. Your husband Tom should meet them at the station. Frieda will ring to let you know when Lhey will be arriving. Makeup a dialogue "How to arrange to pick them up at the station"

Don't forget to use the appropriate fonns of the futui e tense. The dialogue should not be more than 10-12 lilies

Ф Интернет

Рис. 4 Модуль контроля в профильном курсе

Основная форма контроля - очная, дистанционные формы лишь выполняют дополнительную функцию рефлексии, самооценки.

В заключение следует сказать, что такая модель профильного обучения дает возможность добиться для каждого старшеклассника оптимальных условий для формирования необходимых зна-

ний, навыков, умений, ориентируясь на собственные возможности, время и усердие. Это также дает школьникам возможность предварительно продумать отдельные вопросы, обсудить их с партнерами, с учителем, высказать свое мнение, поразмышлять. Такой возможности в виду недостатка времени на занятиях часто не бывает, а это и есть осно-

ва формирования критического мышления при лич-ностно-ориентированном подходе. Задания при таком подходе не сводятся к формальным упражнениям. Лри таком обучении домашние задания нацелены на поиск решения проблемных задач широкого плана. Они несут в себе материал для размышлений, для стимулирования собственных мыслей. Общение в сети должно стать таким же естественным процессом во внеурочное время, как общение на занятиях при непосредственных контактах учеников друг с другом и преподавателем.

Литература:

1. Сафонова, В.В., Е.Н. Соловова, Кавнагская, Е.В., Кузьмина, Л.Г. АнглиИскиИ язык. Учеб. для XI кл. шк. с углубл.изуч.англ.яз. English for International & Intercultural communication. - 3е изд. - M.: Просвещение, 2003.

2. Полат, Е.С. «Педагогические технологии дистанционного обучения» - M., 2006.

3. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведениИ./Под ред.Полат Е.С. - M.: ИздательскиИ центр «Академия», 2006.

УДК 378.016:8Р243:004 ББК 81.2-91

Строкова Светлана Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой методики и иностранных языков, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, (г. Хабаровск)

СПОСОБЫ РАЗРУШЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОИЗУЧАЕМЫХ КУЛЬТУРАХ (НА ПРИМЕРЕ АВСТРАЛИЙСКОГО

СОДРУЖЕСТВА)

Аннотация.Опираясь на собственный практический опыт преподавания английского языка в вузе, автор делает попытку представить некоторые методические приемы разрушения стереотипов о различных англоязычных сообществах (на примере Австралии). Приводятся различные толкования понятия «стереотип» в современной научной литературе, а также обосновываются опасности стереотипизации сознания студентов в условиях иноязычного учебного общения. Раскрывается типология проблемных культуроведческих заданий, которые способствуют развитию у студентовкультуры восприятия национально-специфических особенностей образа и стилей жизни в культурных сообществах, функционирующих в странах изучаемого языка.

Ключевые слова: стереотип, стереотипизация, соизучаемые культуры, диалог культур, куль-туроведческое задание.

В данной статье предлагаются некоторые методические приемы, позволяющие разрушить стереотипы об англоязычных сообществах. В настоящее время в условиях расширяющихся контактов между культурами при возможности реальной коммуникации с представителями иных культур проблема взаимопонимания приобретает особое значение, так как неприятие политических и культурных особенностей, традиций, ценностей может привести к социальным конфликтам, а добровольное подчинение одной культуры другой - к потере национальной самобытности. Не вызывает сомнения и тот факт, что развитие способности воспринимать и сопереживать чужому культурному опы-

ту, в свою очередь, ведет к более точному осознанию границ собственной культуры, росту национального самоуважения и самосознания [6, с. 7].

Лрактика показывает, что в контексте возрастающей поликультурности современного общества особую важность приобретают поиски новых подходов к воспитанию и образованию личности, способной вести диалог с представителями других культур. Идеи диалога культур, представленные в теоретических исследованиях, составляя философскую основу гуманитарного образования в целом и языкового в частности, воплощаются в концепции социокультурного образования средствами иностранного языка [7]. Это означает, что в фокусе ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.