Научная статья на тему 'Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы'

Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1021
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ / ARTISTIC SPEECH / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE / ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОВ / RECITATION OF POEMS / КУЛЬМИНАЦИЯ / CULMINATION / СЮЖЕТ / ФАБУЛА / PLOT / CHAPTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Перевалова Е. Д.

В данной статье рассматриваются педагогические условия нравственного и патриотического воспитания учащейся молодежи на уроках русского языка и литературы. В статье отражены основные методические и дидактические приемы, с помощью которых обеспечивается результативность уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

1

Перевалова Е.Д.,

преподаватель русского языка

и литературы КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж»

НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Цель истинного воспитания - не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и находить чистоту; не только быть справедливым, но жаждать справедливости.

Д. Рескин

Ацдатпа

Бул макалада орыс тш жэне эдебиетшщ са-бактарында окитын жастардьщ адамдык жэне отан-шылдык тэрбиесшщ педагогикалык шарттары кара-стырылады. Макалада сабактыц непзп эдiстемелiк жэне дидактикалы; тэсiлдерi кемепмен сабактардыц нэтижелiлiгi камтамасыздандыратыны керсетiлген.

Нег1зг1 свздер: рухани цулыцтылыц тэрбие, патриоттыц, квркем свз, патриоттыц тэрбие, орыс тл жэне орыс эдебиет1 са-бацтары, влецдердщ тацпацталуы, кульминация, фабула, квршс.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, художественная речь, патриотическое воспитание, уроки русского языка и литературы, декламация стихов, кульминация фабула, сюжет.

Keywords: spiritual and moral education, patriotism, artistic speech, patriotic education ,the lessons of Russian language and literature, recitation of poems, culmination, plot, chapter

Аннотация

В данной статье рассматриваются педагогические условия нравственного и патриотического воспитания учащейся молодежи на уроках русского языка и литературы. В статье отражены основные методические и дидактические приемы, с помощью которых обеспечивается результативность уроков.

Annotation

This article discusses the pedagogical conditions of moral and patriotic education of students on the lessons of Russian language and literature. The article describes the main methodological and didactic techniques, with the help of which the effectiveness of lessons provides.

Перемены, происходящие в общественно-политической жизни страны за последние десятилетия, неизбежно повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров, идеалов, содержания и всех форм общественного сознания. [1]

Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Именно воспитание учащейся молодежи определяется такими категориями, как ценности, отношение, поведение, мораль, доброта, порядочность, честность. [2]

х

ш §

О С

О I—

н

1 о с

о о

m

из О

Й -а X

н <с

ши

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

Ё

ш

X

н <с

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». [2]

Самым актуальным направлением в своей работе с обучающимися считаю нравственно-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы. Это особенно важно сейчас, когда со страниц журналов, газет, с экранов телевизоров исчезает тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Патриотизм - чувство нравственное. Невозможна любовь к Родине, если у обучающегося нет любви к своей малой родине, природе, родному краю. Нельзя любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников. [3]

Духовно-нравственное воспитание базируется на формировании у обучающихся потребностей, мотивов, познания себя, достижения гармонии физического и нравственно-духовного развития, обогащения национальными и общечеловеческими ценностями, стремление к взаимопониманию и взаимосогласию личных, интеллектуально-эмоциональных убеждений учащейся молодежи. [3]

Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся чувства верности своему Отечеству, направленная на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. [4]

Так как воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков, то, планируя учебный материал, я одновременно решаю и эти воспитательные задачи, чему способствуют тексты по развитию речи «Аул Абая», «Любовь к Отечеству» (дидактический материал по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления) [5].

В процессе воспитания патриотизма на уроках русского языка использую следующие методические приемы:

1.Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника, дидактического материала или текстов изложений.

2.Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.

3. Словесное поощрение обучающихся, добивающихся настойчивым трудом успехов или преодолевающих учебные трудности.

4. Написание сочинений, выполнение упражнений на темы гражданственности и патриотизма.

Поставленную мною цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую в первую очередь через содержание основного учебного материала. В нем трансформированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления.

Для достижения постав-

ленной цели мною были опре-

делены воспитательные задачи:

1. На уроках русского языка и литературы воспитывать гражданско-патриотические и нравственные качества обучающихся.

2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию, развивать творческое мышление.

3. Формировать чувство гордости за

Е

свой родной край, преданность Родине.

При освоении обучающимися курса русского языка и литературы применяю различные виды деятельности:

1. Осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров.

2. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

3. Выразительное чтение художественного произведения.

4. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста через приемы педагогической методики критического мышления.

5. Составление планов и написания отзывов о произведении.

6. Написание диктантов, изложений, сочинений.

В своей работе в целях воспитания нравственности и патриотизма использую следующие приемы:

1. Приведение примера.

2. Анализ фактов, явлений.

3. Яркий рассказ.

4. Использование сравнения, сопоставления, противопоставления.

С методической стороны использую разнообразные способы изложения материала нравственной или патриотической направленности. Привожу его по памяти или зачитываю отрывок из книги, документа с их одновременным показом; демонстрирую в форме декламации стихов, прослушивания аудиокассеты, просмотра видеозаписи.

При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, и на их основе вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения обучающихся.

На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.

Например при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» можно ис-

пользовать текст из «Книги слов» великого Абая. [5]

«Есть три вещи , которые унижают человека. Это невежество, леность и злодеяние.

Невежество - отсутствие знаний, а без знаний ничего не приобретается в этом мире. Не стремиться к знаниям - значит уподобиться животному.

Леность - враг человечества. Она в свою очередь рождает покорность, инертность, бесстыдство и нищету.

Злодеяние - античеловечно. Тот, кто все время норовит сделать людям зло, теряет свою человеческую сущность и превращается в зверя.

Люди должны противостоять этим трем порокам и стать знающими, чтобы быть в жизни энергичными и справедливыми».

Задание к тексту: Выписать сложноподчиненное предложение и сделать синтаксический разбор.

Аналогичную работу можно провести по теме «Орфография. Пунктуация» используя на уроке текст «Письмо А.П. Чехова о воспитании» упр. 257 стр. 127( дидактический материал по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления )

При рефлексии студентам предлагаются вопросы:

- Каков жанр письма?

- Что показалось вам важным, современным?

Домашним заданием может стать сочинение - высказывание на тему: «Каким должен стать воспитанный человек»?

Для того чтобы помочь обучающимся осмыслить , осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках , во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.[5]

Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невоз-

ш §

о С

О и

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 о С

О

о

т

из О

Й -а X

н <с

1

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

Ё

ш

X

н <с

можно не обсуждать на уроке литературы такие вопросы, как «Почему доктор Старцев стал «Ионычем?» (А.П. Чехов «Ионыч»), «В чем преступление и наказание Родиона Рас-кольникова?» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»), «В чем состоит правда ночлежников в пьесе «На дне?» (М.Горький «На дне») и т.д.

Чтение и обсуждение произведений вызывает интерес к творчеству писателей и проблемам, поставленным в их произведениях, учит связывать размышления о художественном произведении с собственным жизненным опытом.

Произведения, изучаемые в колледже, направлены также на воспитание патриотизма у обучающихся, и таких качеств, как милосердие, сопереживание, уважение, формируют у обучающихся чувства справедливости, долга, ответственности, интерес к историческим ценностям.

Ярким примером служит роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении автор затрагивает и раскрывает многие важнейшие жизненные проблемы -проблемы нравственности. Многие страницы романа посвящены психологии героев, их внутреннему миру, нравственным исканиям: «Что дурно и что хорошо? Как жить и что такое я? В чем счастье?» На многие подобные вопросы мучительно ищут ответа и отвечают любимые герои писателя.. Кульминацией романа по замыслу Л.Толстого становится Бородинское сражение. Народом была одержана победа, «которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии». Автор утверждает необходимость объединения людей доброй воли, которые собравшись вместе, сумеют противостоять тем, кто навязывает народам войны. До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где психология целого народа была бы воплощена столь верно и, главное, была бы так близка к авторскому взгляду на историю и подвиги цивилизации.

Это делает роман Толстого актуальным произведением в наше время. [6]

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека". Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна были присущи настоящему солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны - несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала". Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает обучающимся возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста обучающиеся отвечают на вопросы: "Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?", "А как бы ты поступил на его месте?". Эти вопросы рождают чувство сопричастности обучающегося к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт обучающегося, что делает такой урок личностно ориентированным. [6]

Работа над темой нравственного и гражданского воспитания на уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще ждет впереди... и не беда, если выпускник колледжа не будет знать, чем отличается фабула от сюжета. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

2. Дробницкий О.Г Проблемы нрав-ственности./О.Г.Дробницкий - М.: Про-свещение,1977.- 376с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.