Научная статья на тему 'Детско-взрослое проектирование как условие воспитания казахстанского патриотизма'

Детско-взрослое проектирование как условие воспитания казахстанского патриотизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ / ARTISTIC SPEECH / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОВ / RECITATION OF POEMS / КУЛЬМИНАЦИЯ / CULMINATION / СЮЖЕТ / CHAPTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимощенко Л.Н.

В данной статье рассматриваются педагогические условия нравственного и патриотического воспитания учащейся молодежи. В статье отражены основные методические и дидактические приемы, с помощью которых обеспечивается результативность уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РУХАНИ ТӘРБИЕ, ПАТРИОТТЫҚ, КӨР-КЕМ СӨЗ, ПАТРИОТТЫҚ ТӘР-БИЕ, ӨЛЕЦДЕРДІЦ ТАҚПАҚТА-ЛУЫ, КУЛЬМИНАЦИЯ, КӨРІНІС

This article discusses the pedagogical conditions of moral and patriotic education of students. The article describes the main methodological and didactic techniques, with the help of which the effectiveness of lessons provides.

Текст научной работы на тему «Детско-взрослое проектирование как условие воспитания казахстанского патриотизма»

JI.H. Тимощенко,

учитель ГУ «Мичуринская средняя школа»

Негиг'1 свздер: рухани тэрбие, патриоттыц, квр-кем свз, патриоттыц тэрбие, влецдердщ такпакта-луы, кульминация, кврШс.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, художественная речь, патриотическое воспитание, декламация стихов, кульминация, сюжет.

Keywords: spiritual and moral education, patriotism, artistic speech, patriotic education, recitation of poems, culmination, chapter.

„ ___Ш_

Вестник «(3p.fiey»-kst —

ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Ацдатпа

Б^л макалада жастардьщ адамдьщ жэне отаншыл-дьщ тэрбиесшщ педагогикальщ шарттары карастырыла-ды. Макалада сабактыц непзп эдютемелш жэне дидак-тикальщ тэсшдер1 кемепмен сабактардыц нэтижелшт камтамасыздандыратыны корсетшген.

Аннотация

В данной статье рассматриваются педагогические условия нравственного и патриотического воспитания учащейся молодежи. В статье отражены основные методические и дидактические приемы, с помощью которых обеспечивается результативность уроков.

Annotation

This article discusses the pedagogical conditions of moral and patriotic education of students. The article describes the main methodological and didactic techniques, with the help of which the effectiveness of lessons provides.

Сегодня, в условиях модернизации образования, ког- ^

да в образовательном пространстве нашей страны скла- ^

дываются позитивные тенденции, ориентированные на ^

обеспечение нового качественного уровня образования, у ^

каждого педагога происходит переосмысление собствен- В

ной педагогической деятельности, направленной на вое- ^

питание и развитие личности, востребованной в совре- с;

менном обществе. ^

О О

Все знают, что на современном рынке труда успеш- с

ным будет человек конкурентно-способный, самостоя- §

тельный, коммуникативный, способный учиться, разви- ^

н

ваться, совершенствоваться, «принимать правильные, к

нравственно ответственные решения в условиях быстро и

изменяющегося мира» [1]. Я хочу поделиться системой т

своей работы с подростками, системой воспитания че- ^

ловека, подчиняющего личные интересы общественным, ^

служащего Родине, гражданина, патриота своей страны. о

Что значит воспитать? Значит, «привить и развить ка- Ё5

кие-либо навыки, помочь сформировать чей-либо харак- 3

тер, чтобы человек осознанно подошёл к своему граждан- л

скому долгу» [3]: представлять и защищать честь класса, ^

школы, посёлка, района, области, республики. К, сожа- ^

лению, чаще слышишь от ученика слова: «Почему я?». ^

ш

Вестник «Орлеу»-!^

I

ш

1

О С

0

и М

В

2

1

о с

X

3

и О т

из О

Ё ш -а X -а

£

н <

Успех учителя, когда слышишь: «Если не я, то кто?» И таких ребят немало.

Я понимаю, что сегодня задача учителя не только дать знания, но и:

- заложить основы становления личности, способной мыслить и действовать в любой жизненной среде и быть мобильной в разных ситуациях;

- помочь учащимся стать уверенными людьми, имеющими своё мнение, умеющими его высказывать;

- учить быть нетерпимыми ко всем «болезням» века.

Такие воспитательные цели ставлю я, готовясь к уроку, классному часу, внеклассному мероприятию. Стараюсь создать такие условия в обучении, в которых проявляется субъективная позиция учащегося, позволяющая рефлексивно строить ему отношение к самому себе через позиционное взаимодействие с окружающими людьми. Для этого предлагаю ситуации, где ученик выполняет разные социальные роли: прокурор, адвокат, врач, журналист, архитектор, эколог, рабочий, человек с ограниченными возможностями, преступник, Аким, Президент... Естественно, за рамками классно-урочной системы пространство деятельности расширяется, и учащиеся имеют возможность активно участвовать в создании собственных культурных образцов через реализацию общественной инициативы.

Проанализировав мероприятия, которые мы с ребятами провели, я увидела следующую закономерность в их организации:

1. Актуальность. Тему диалога не надо придумывать: её подсказывает современная жизнь.

2. Сотрудничество. Нужно обсуждать проблемы в разновозрастных группах. Это коллективное творческое дело, где ненавязчиво происходит обмен мнением и формируется мировоззрение молодого человека. Это результат деятельности учителя. (Студия «Проба пера», «Свобода слова», НОУ, агитбригада...)

3. Общественность. Приглашать компетентную аудиторию, которой небезразлична тема диалога; продумывать место проведения мероприятия (класс, актовый зал, школьная библиотека, сельская библиотека, памятник, район, область...)

4. Интеграция предметов. Художественные выставки, музыкальное сопровождение, экскурс в науку, историческое освещение проблемы - не только обогащают интеллектуально ученика, но и воспитывают такие личностные качества, которые должны быть присущи каждому патриоту своей страны: «честная конкуренция, справедливость, верховенство закона, высокая правовая культура» [2].

5. Самооценка. Обязательная рефлексия! Это индивидуальный лист участника, эссе, стихи, синквейн, диаграмма Венна, заметка в газету... - всё, что помогает учителю воспитывать не созерцателя, не равнодушного гражданина, а активного аналитика, оптимиста, любящего Родину.

Такая деятельность способствует развитию навыков «критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [2].

И если дети сначала играют во взрослость, то потом пробуют быть взрослыми. И это помогает им формировать умение отстаивать свою жизненную позицию, умение прислушиваться к мнению окружающих, воспитывать человека, имеющего чувство собственного достоинства, помогающее всегда «быть на плаву».

Воспитание, процесс целенаправленного формирования личности, постоянное восхождение к культуре, будет результативным только тогда, если питание, имеется в виду не только интеллектуальное, но и духовное, будет достаточным, калорийным и разнообразным. Задача учителя, по-моему, и состоит в том, чтобы не переборщить и недодать, то и другое приносит вред. Чувство меры - одно из главных требований вообще к процессу воспитания, а при воспитании чувства патриотизма тем более. Единомышленниками учителя и классного руководителя

Вестник «Орлеу»-!^

Ш

(в этом я глубоко убеждена) должны быть родители, библиотека, психолог, социолог, медработник, военрук, инспектор по делам несовершеннолетних, учителя-предметники...

Все ненавязчиво участвуют в формировании мировоззрения ребёнка. И все в конечном результате хотят видеть одно и то же: состоявшихся людей, достойных, законопослушных граждан, востребованных в обществе, патриотов Республики, принимающих активное участие в общенациональном движении «Казахстан-2050».

Осуществляя такую работу, нельзя навязывать чужое мнение, требовать единомыслия. Каждому нужно постараться помочь найти возможность реализовать свою программу-минимум. Главное не ме-

шать, а помогать!

Результатом своей деятельности я вижу готовность учащихся к освоению механизма принятия решения, к осуществлению исследовательской деятельности, освоению поля возможностей и участия в профессиональных пробах, успешной ориентации в потоке информации.

Таким образом, детско-взрослое проектирование - хорошая стартовая площадка для выпускников школы, их правильного самоопределения.

Именно такой ученик, на мой взгляд, будет способен не просто «пожинать плоды успеха» государства, но и создавать «судьбу страны вместе со всем народом» [2].

ПРИЛОЖЕНИЕ

Классный час Тема: «Казахстан - 2050» «Один народ - одна страна - одна судьба»

Цель: помочь учащимся осмыслить основные приоритеты РК; задуматься о своём назначении и месте в реализации задач Программы.

Оборудование: Выставка «Моя Родина - Казахстан!»

Презентация учителя «Достижения и заслуги Президента».

Презентации учащихся «Стратегия 2050 - будущее РК».

«Лагерь Балдаурен - шаг к реализации Программы» .

Песня «Астана».

I. Слово учителя (на фоне презентации)

Цель: эмоциональный настрой на диалог по теме.

II. Диалог. Ассоциации по теме. Работа в группах. Лексическая рабо-

та.

«Народ?» «Страна?» «Судьба?»

III. Осмысление темы.

1. Презентация «Стратегия 2050 - будущее РК»

Цель: осмыслить свою деятельность, расшифровывая формулу требований Президента (интеллектуальный потенциал + духовность) энергия.

2. Запас энергии. Летний отдых? (смена деятельности).

Презентация «Лагерь Балдаурен -шаг к реализации Программы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV. Рефлексия. Самооценка «Как я к себе отношусь?»

«Что я себе желаю?»

V. Вывод. Установка на будущее.

«Ты Человек! Ты гордый и смелый!

Своими руками судьбу свою делай!

Иди против ветра, на месте не стой!

Пойми: не бывает дороги простой!»

ш

I

О С о

I—

W

В

н

I

о с

и о

m

из О

й -а X

Н

ьс <С

- Вестник «Орлеу»-!^ -

Ре!\.1ы ;п 1.1 недели русского языка и литературы:

I

ш

1

О С

0

и М

В

2

1

о с

X

2

и О т

из О

Ё ш -а X -а

¡3

н <

№ Мероприятия Для кого? Победители

1. Открытый урок русского 6 класс Номинация «Лучшая твор-

языка по теме Районный ческая работа»: Кривен-

«Чередование гласных в семинар, ко Виктория, Арустамян

корне слова» учителя МСШ Клоппертанц С.И. Карина, Жумагулов Тимур, Ещанова Жанель

2. Открытое внеклассное ме- 5,6,10 классы Номинация «Лучшее сочи-

роприятие «От родины - к Учителя МСШ: Товкало- нение»: Недовесова Ана-

Родине!» («Проба пера») ва О.А.,Альмагамбетова М.К.,Алабаева Л.Д., стасия, Ещанова Жанель, Селезенева Надежда

3. Уроки внеклассного чтения «Знаток казахских сказок и легенд» 5 класс, 7 класс Номинация «Активный читатель»: Алабаева Анастасия, Дьяконова Елизавета, Недовесова Анастасия, Ляшева Дина, Олексюк Екатерина, Пахалинский Дмитрий, Тесленко Евгения Айкадамова Жанель, Аязо-ва Гайде, Голубова Виолетта, Кузбаева Карина

4. Урок развития речи «Если бы я был Президентом...» 7 класс Номинация «Юный патриот» Архипова Полина, Кузбаева Карина

5. Сочинение «Нет в мире краше родного края нашего!» 6 класс Номинация «Лучшее сочинение» : Кривенко Виктория, Балашова Софья

6. Конкурс пятистиший «Малая родина» 5-7 классы Номинация «Юный поэт»: Тропина Виктория, Киш-кимбаева Замира, Иванова Анастасия, Большакова Ксения

7. Конкурс «Знаток скороговорок» 5-7 классы Тян Анастасия

8. Сертификат за лучшую тетрадь 5 класс 6 класс 7 класс 10 класс Ляшева Дина, Недовесова Анастасия, Пахалинский Дмитрий Ещанова Жанель, Кривенко Виктория, Пустовалова Наталья Айкадамова Жанель, Аязо-ва Гайде, Кузбаева Карина, Курбанова Лейла Жуламанова Руслана, Голу-бева Елена

й ь,_1

Вестник «(3p.fiey»-kst —

9. Самый активный 5 класс Иванова Анастасия

6 класс Ещанова Жанель

7 класс Кишкимбаева Замира, Ар-

хипова Полина

10 класс Иргазина Томирис

Студия «Проба пера» Тема: От родины — к Родине «Нет в мире краше родного края нашего»

Цель: создать условия для диалога-размышления по теме урока, для раскрытия личностного и творческого потенциала учащихся; способствовать формированию патриотизма и культуры учащихся

Присутствовали: Учителя школы, учащиеся 10 классов, участники конкурсов детских творческих работ 5,6,7,10 кл.

Оборудование: Компьютерные презентации «С чего начинается родина?»

«Шаги H.A. Назарбаева к лидеру»

Иллюстративный материал,

Выставка творческих работ учащихся

План проведения мероприятия:

Достижения учащихся в период проведения недели русского языка и литературы - подарок ко Дню Президента.

1. Диалог на тему «От родины - к Родине!»

2. Презентация-фильм «С чего начинается родина?»

3. Малая родина?

(Творческие работы: Кишкимбаевой Замиры, 7 класс Большаковой Ксении, 6 класс Ивановой Анастасии, 5 класс)

«Спасибо И.Алтынсарину за...»- Ир-газина Томирис.

(Чувство благодарности)

4. Полилог на тему «Какие ассоциации вызывают символы PK?»

5. Представление конкурсных творческих работ, посвященных Государствен-

ным символам.

Сказка «Кто нужнее человеку?» - Не-довесова Анастасия, 5 класс.

«Волшебное царство героев государства» - Селезенева Надежда, 10 класс.

6. Легенда-предупреждение - Ещано-ва Жамель, 6 класс.

Рассуждение «Почему исчезло такое достойное государство?»

Что является гарантом стабильности?

7. «Спасибо Президенту...» - Кривен-ко Виктория, 6 класс.

8. Презентация «Шаги H.A. Назарбаева к Президенту PK»

9. Рефлексия. О чём заставляет задуматься жизнь и деятельность нашего Президента?

Жизнь прожить - не поле перейти.

Нужно прожить жизнь так, чтобы...

Какой ты - такая и жизнь.

10. Социальный заказ. Какой молодой человек востребован и может стать лидером?

11. «Будущее в наших руках...» - Балашова Софья, 6 класс.

12. Пожелание пятиклассникам «Всё в твоих руках!»

ЛИТЕРАТУРА:

1 .Концепция развития образования Республики Казахстан [Текст]// Казахстанская правда, 2003.

2.Послание Президента. Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее [Текст] // Арна, 2014.

3.Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус.яз.; М.: Русский язык, 1984.

ш

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О С о

I—

W

В

н

I

о с

и о

m

из О

й из X

Н

ьс <С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.