Научная статья на тему 'Профессионализм учителя - главное условие развития успешного обучающегося'

Профессионализм учителя - главное условие развития успешного обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТЫНСАРИНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА / THE FORMATION OF CIVIL PATRIOTISM / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ / SUCCESSFUL TEACHER / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF THE PERSONALITY / АЛТЫНСАРИН ПЕДАГОГИКАЛЪЩ ОқУЛАРЫ / ALTYNSARIN'S PEDAGOGICAL READINGS / АЗАМАТ-ТЪЩ-ПАТРИОТТЪЩ СЕЗіМДі қА-ЛЫПТАСТЫРУ / ТүЛГА / ТАБЫСТЫ МүГАЛіМ / ЖЕКЕ ТүЛГАНЫЦ РУХА-НИ-АДАМГЕРШіЛіК ТәРБИЕСі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова И.М.

Данная статья отражает идеи И.Алтынсарина о роли учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения. Профессионализм учителя ценился во все времена, а сегодня это является главным критерием для формирования успешного ученика. Сегодня учитель в школе не только обучает, но и воспитывает, формирует патриотизм у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализм учителя - главное условие развития успешного обучающегося»

4Ш

И.M. Гурьянова,

учитель математики, СШ № 8, г.Костанаьi

Heei32i свздер: Алтынсарин педагогикалъщ оцулары, азамат-тъщ-патриоттъщ сезтдi ца-лыптастыру, тулга, табысты м] га.им, жеке тулганыц руха-ни-адамгерштк тэрбиеа.

Ключевые слова: Алтынса-ринские педагогические чтения, формирование гражданского патриотизма, личность, успешный учитель, духовно-нравственное воспитание.

в;

s

Keywords: Altynsarin s pedago-m gical readings, the formation of civil S patriotism, personality, successful gj teacher spiritually-moral education

2 of the personality.

3

О

о щ

ИГ

0

рц

с

ш

M

X

1

о s rr с ю о

X X

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ - ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Ацдатпа

Макал ада Ы.Алтынсариннщ жасесшр1мдерд1 тэрбиелеу мен окытудагы к;оск;ан улес1 айк;ын кер-сет1лген. Мугал1мн1ц KacinTiri эр уакытта бага-ланган, ал бупнде басты максат 61л1мд1, жан-жак;ты дамыгын окушыны калыптастыру. Ka3ipri танда мугал1м окушыга сабак; беумен катар тэрбиелеп, адамгершшк касиеттер1н калыптастырады.

Аннотация

Данная статья отражает идеи И.Алтынсарина о роли учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения. Профессионализм учителя ценился во все времена, а сегодня это является главным критерием для формирования успешного ученика. Сегодня учитель в школе не только обучает, но и воспитывает, формирует патриотизм у обучающихся.

Annotation

This article shows I.Altynsarin's ideas about the role of the teacher in the younger generation. At all times valued teacher's professionalism, nowadays it is the main criterion for the formation of a successful pupil. Today teacher at the school not only trains, but also educates and forms the civil education pupil.

Ждать успеха без усердной работы равносильно тому, чтобы ждать урожая, если ничего не было посеяно.

Девид Блайн.

С именем И.Алтынсарина в нашей стране связано многое, для нас его имя особенно дорого, он наш земляк, создавший в нашем регионе систему светского образования. Об этом и шёл разговор на Алтынсаринских педагогических чтениях. Он не только инспектор, а учитель учителей. Великий педагог-просветитель своей страны, он отдавал всего себя служению великой цели - образованию казахского народа. В тяжелые времена он смог открыть школы. Благодаря его деятельности и глубокой убежденности в необходимости образования помимо школ стали открываться училища, в которых

обучались будущие учителя, те кто, вдохновленный идеями образования нации, нёс значимость знаний в народ. Ремесленные училища - это еще одна важная заслуга великого Учителя. Он считал, что образование и просвещение - это единственный путь для развития родного народа. Написанные им строки стихотворения, стали заповедью для всего казахстанского народа - «Кел балалар окылык», этот призыв стал решающим в жизни для многих поколений молодых казахстанцев.

В своей педагогической деятельности И. Алтынсарин уделял большое внимание вопросам воспитания и обучения детей. Роли учителя придавалось огромное значение. Учитель представлялся в его деятельности и учении как главный двигатель всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием [1, с.38]. И.Алтынсарин напоминал учителю, что он «... никогда не должен забывать с кем имеет дело. Он имеет дело с детьми, которые, если не понимают что-либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что не может довести их до понимания. Должен он обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснить каждый предмет охотно и простым языком, без выученных фраз и ненужных терминов», ибо «наглядное обучение основано именно на простоте учебных приемов и удобо-понятностных учительских объяснений». Взгляды И.Алтынсарина на просвещение являются примером высокого профессионального мастерства учителя. Успех дела, по мысли видного казахского просветителя, зависит от личности учителя, его профессиональной подготовки. Он придавал особое значение нравственному воспитанию учащихся. Стремился воспитать в них гуманность, честное отношение к труду,

любовь к Родине. «Стараюсь всеми силами, - пишет он, - чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками» [1,с.39].

Примером для педагогов сегодня является великий патриот своего народа И.Алтынсарин, который всегда стремился к совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Именно сочетание личностных и профессионально-деловых качеств обеспечивает, по мнению И.Алтынсарина, авторитет учителя, его заражающее воздействие на воспитанников.

Великий педагог утверждал, что успех или неуспех в воспитании и обучении, зависит большей частью от учителя, от его умения не только найти правильный подход, но и грамотно применить все методики и приемы. «Некоторые молодые учителя, пишет он, - у которых не установился еще твердый взгляд на дело воспитания и обучения... сбивают учеников с толку и затем сами же сердятся и доходят до злобного даже обращения с учащимися, досадуя, что последние не умеют отвечать на задаваемые вопросы; а это, в свою очередь, еще более сбивает с толку и запугивает учеников до того, что они не в состоянии уже ничего отвечать.... Такие учителя сильно заблуждаются, относя непонятливость учеников к невнимательности и тупости их, а не к собственной своей вине».

Следуя идеям Ибрая Алтынсарина, современный учитель должен формировать в себе постоянную потребность умственного труда, развивать и повышать свое мастерство. Должен не только давать знания по определенному предмету, но и быть наставником, направлять деятельность обучающегося, помогая ему, где это необходимо, и оставляя ему действовать там, где он может действовать сам.

По мнению исследователей современного образовательного процесса, каждый учитель определяет цель своей работы в зависимости от того, что конкретно он

в: з:

х.

<

т О

го

ш О

35 и и ш

0 а.

С щ

1

О

X <

ш О X X 5

х

<

т О

го

из О

3 о

О

ш Я" О о. С ш 3 X X

о х

я

<

оа О т х

хочет вложить в ребенка: какие знания, понятия, потребности. При этом он не должен забывать, что современный процесс обучения строится, прежде всего, на воспитании подрастающего поколения. От тех знаний и умений, которые учителя сегодня передают детям, зависит будущее страны. Будут ли они образованы, востребованы, а самое главное воспитаны. Успех ученика во многом зависит от того, кто его окружает, какие знания, а самое главное от каких учителей он получает свои знания. Если учитель успешный, творчески работающий, находится в постоянном поиске ответов на совершенно разные вопросы, то такой учитель будет хорошим примером для своих учеников. Если учитель не просто живет в своем городе, а любит его, любит и гордиться своей страной, то такой учитель будет примером при формировании патриотизма и гражданственности для обучающихся. Успешный учитель - это, прежде всего, лидер, он способен вдохновлять, мотивировать, является самодостаточной личностью, обладающий любовью и терпением, которые творят чудеса.

Формирование образованного человека, воспитанного на общечеловеческих и ценностях Национальной идеи «Мэнгипк ел», обладающего лидерскими качествами и способностями к социальному и личностному самоопределению и самореализации, - задача каждого педагога. Учитель, который не просто выявляет, а развивает самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, и стремится к тому, чтобы каждый ребенок четко осознавал свое место в обществе и был готов к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества - современный учитель.

Такой учитель способен создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, развивает у них стремление самостоятельно мыслить, реализовывать свои потребности, повышает мотивацию для изучения предмета, поощряет их индивидуальные склонности и дарования. Он осознаёт, что ребенок, прежде всего

личность, воспитывая и обучая его, учитель развивает эту личность, формирует успешную личность, которая:

способна самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеет средствами и способами исследовательского труда;

готова к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

способна к саморазвитию и самоизменению;

обладает разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

руководствуется в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимает другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.

Каким способом можно достичь этого? Вечный ответ: необходимо просто любить детей. Важно развивать гражданскую активность, для реализации этой цели привлекать их во все сферы деятельности класса, школы такие, как:

участие в управлении школой и классом, что научит их управлению, разовьет лидерстве качества;

участие в управлении собственной учебной деятельностью - разовьет саморегуляцию;

организация разнообразной творческой деятельности - творчески развитый человек будет всегда востребованным;

формирование культуры и навыков достойного поведения - культурный и воспитанный человек всегда создаст вокруг себя комфортную обстановку жизнедеятельности.

Для чего современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов, а учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на сохранность и развитие многообра-

зия содержания и форм учебно-воспитательной деятельности. В работе с детьми важно формировать и развивать любовь к своей семье, школе, малой Родине, государству. Успешный учитель, реализовывая воспитательный потенциал, создаст благоприятную воспитательную среду, сформирует целостную учебно-воспитательную систему и определит те критерии, которые будут отражать уровень воспитанности современного школьника, готового к жизненному самоопределению. Жизнь показывает, когда учитель уверен в своей личной и профессиональной компетентности, в своем внутреннем успехе, он оказывает позитивное влияние на отношение детей к нему, стимулирует у них стремление к достижению успеха, что в конечном итоге, оказывает положительное воздействие на личность обучающегося. Каждый ребенок уникален, у каждого различные способности и не всегда это лежит на поверхности, при этом учитель обязан не просто создать ситуацию успеха для каждого воспитанника, независимо от его талантов и способностей, но и внушить воспитаннику, что при желании можно добиться много. Ведь ребенок по-своему одарённый, и учителю необходимо нацелить его на успех, вселить веру в свои силы. Главное для учителя -иметь авторитет у детей. Учитель должен заслужить уважение, и если его уважают, значит, к успеху идти легко.

С позиции многолетнего опыта уверена, для того чтобы учебно-воспитательный процесс стал действительно успешным необходимо, во-первых, начать перемены с самого учителя, с самих себя. Для этого учитель должен встать на одну ступень с ребёнком - учиться, чтобы быть современным в образовании и воспитании, чтобы потом научить и воспитать, донести всю суть знаний обучающимся. Придя к такому выводу, я даже пыталась это делать, но не всё получалось так, как хотелось. А пройдя уровневые курсы в филиале АО «НЦПК «Орлеу» ИНК ПР по Костанайской области», взглянув на преподавание и обу-

чение через призму 7 модулей Программы, которые помогли дополнить знания и привести их в систему для дальнейшего применения в моей педагогической деятельности, я всё изменила. Работа на уроке, при которой учащиеся только внимательно слушали, была перестроено так, что теперь я направляю и координирую самостоятельную деятельность учащихся с использованием самоконтроля. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, а также в различных практикумах. При изучении нового материала урок начинается с постановки проблемы, которая впоследствии будет решена с привлечением учащихся. Дальнейшая работа на уроке организована следующим образом:

- рассматриваем вместе с детьми некоторые из тех явлений и процессов в природе, математическое описание которых приводит к новому понятию;

- рассматриваем сведения из истории соответствующего понятия, его развития;

- далее, как это было в истории науки, приходим к формулировкам наглядно и до- в: ступно, но лишь, весьма приближенно, и з: неполно выражающим суть понятий;

- затем вместе с учащимися вскрываем ^ уже точно выраженную суть понятий;

- наконец, с помощью современной ло- ^ гической символики опять-таки вместе с ^ учащимися записываем в компактной фор- В ме четкие определения, выражающие су- 2 щество рассматриваемых понятий.

На этом этапе учащиеся «сталкиваются» ^ с трудностями, у них возникает желание ,5 найти способы преодоления их, желание Щ приобрести новые, недостающие знания. ^ На уроке при объяснении нового материа- § ла я использую мультимедийные презен- 5 тации. Как показал эксперимент, заранее

х

<

оа О

го

из О

3 о

О

ш Я" О о. С ш 3 X X

о х

я

<

оа О т х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала, позволяет зафиксировать внимание учащихся на конкретных формулах, чертежах, моделях, графиках. С помощью презентаций, я стараюсь наглядно демонстрировать какой-либо процесс (построение графиков, диаграмм, таблиц, и т.д.), который невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

Психологический принцип деятельности требует, чтобы изученный материал немедленно был отработан на задачах. Тренинг-минимум предназначен для доведения умения решать шаблонные задачи минимального уровня до автоматизма, поэтому сначала нужно задать шаблоны. Класс делится на группы, и закрепление проходит через общение учеников. В этом случае состав групп не учитывал никаких уровневых достижений учеников, поскольку никаких уровней пока просто не было.

Далее знакомлю учеников с информацией дополнительного объема, обеспечивающей работу на общем и продвинутом уровнях (дополнительный объем). Особенность этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале. Одни должны разобраться во всем, другим полезно было понять и усвоить идеи, третьим достаточно было только познакомиться с содержанием. При этом реализуется схема развития каждого ученика.

На следующем этапе учащиеся на уроке объединяется в группы, и каждая группа получает задание на ограниченное время, по истечении которого группа защищает свою работу в виде постера, кластера, презентации в той или иной форме. Опыт показывает, что наиболее эффективной является «публичная защита»: один или несколько представителей группы выходят к доске, сообщают классу о полученной информации, задаче или о том, как группа ее решала, отвечают на поставленные или возникшие у слушателей вопросы. Обсуждаются другие подходы или упущенные

способы решения. Иногда одну и ту же задачу решают две группы, и в этом случае при защите одной группы другая становится оппонирующей. Затем группы могут поменяться задачами и, в конце концов, обсудить обе. Вариантов может быть много. Задача учителя - организовать неформальную защиту, чтобы задаваемые вопросы были значимы и интересны.

После оценки работы группы все участники получают определённые баллы. Пока все группы заняты решением своих задач, учитель может работать с остальной частью класса в нужном ему режиме: опрос, совместное решение задач, обсуждение сообщений учеников, математический диктант и так далее.

Уроки в форме семинара-практикума, как показывает практика, получаются оживленными и интересными, разнообразными, порой - бурными. Так как задания, предлагаемые группам, относительно независимы, то вполне можно в рамках таких уроков реализовать обучение с разным содержанием.

Для успешного управления деятельностью учеников и планирования структуры и содержания уроков необходимо организовать обратную связь, получение информации об успешности продвижения каждого ученика. На каждом этапе представленного урока учащийся по листам ответов сам прослеживает свои результаты и оценивает их. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь консультантов, учителя или работая самостоятельно с учебником. Таким образом, можно добиться «победного обучения каждого школьника».

Процессы рефлексии и самооценки включаются с помощью оценочных таблиц и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. Учащиеся получают оценки за каждый этап урока по результатам самопроверки или взаимопроверки и за весь урок в целом. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия.

Эксперимент подтверждает, что необходимым и достаточным условием для наиболее полноценной результативности обучения учащихся является содержательное совпадение контроля учителя с самоконтролем учащегося. На каждом последующем уроке проводится контроль на предмет достижения учениками тех или иных уровней с помощью листов умений. Этим создаются условия для содержательного совпадения контроля с самоконтролем. Как я заметила, переход от ориентации на внешнюю оценку к самооценке сопровождается изменением мотивов учебной деятельности. Мною был сделан вывод: когда учащиеся сами оценивают свою учебную деятельность, то это в большей мере, чем оценка со стороны учителя, способствует формированию потребности в знаниях, стимуляции интереса к учению.

Организационная схема семинара-практикума может меняться от урока к уроку в зависимости от результатов предшествующих уроков. На уроках семинарах-практикумах в полной мере реализуется принцип дифференцированного подхода к учащимся. Основным методом является самостоятельная работа учащихся с учебником, с дидактическими материалами, с индивидуальными карточками-заданиями, с наглядными пособиями алгоритмического типа у доски и др. Обучающие виды самостоятельных работ с учетом подготовленности и способностей различных групп учащихся позволяют каждому ученику овладеть умениями и навыками с доступной ему скоростью.

Корректировка знаний учащихся проводится при проведении дополнительных занятий в компьютерном классе, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций или материалов, полученных из Интернета.

Теперь интеллектуальная энергия моих учеников находит выход в их собственной познавательной активности. И у каждого

при этом есть радость свободы и радость успеха.

Сидя за партами в течение 11 лет дети видят учителя, который олицетворяет для них и государство, и общество, и Человека. Поэтому на каждом занятии я стремлюсь нести детям самое передовое от науки, самое лучшее от общества и самое доброе от человека. Стараюсь дарить детям радость общения как человек, знания как учитель. Каждого из них ценю как личность. Я общаюсь с ними и вижу в них Ньютонов, Лейбницев, Лобачевских. Надеюсь и уповаю на то, что система образования, построенная на правильном профильном обучении, создаст благоприятные условия для раскрытия и развития природных способностей каждого ребенка, обеспечит психологический комфорт и поиск собственного поля деятельности. За ней будущее, ибо такая система образования служит ученику.

Пересмотреть и сформировать новое отношение к своей педагогической деятельности мне помогла Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третьего базового уровня, включающая кембриджский подход в преподавании и использование 7 модулей программы в обучении, которую я изучила в филиале АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области» и успешно использую в своей педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтынсарин, И. Собрание сочинений в 3-х томах: Т. 1.[Текст]/И. Алтынсарин. - Алма-Ата, 1975. - 360 с

2. Алтынсарин, И. Собрание сочинений в 3-х томах: [ Текст]/И. Алтынсарин. -Алма-Ата, 1975. -423 с.

3. Концептуальные основы воспитания. Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 апреля 2015 года № 227.[Электронный ресурс] пао/1оас1егДгота^/2/47

ос з:

х.

<

т О

го

ш О

35 и и ш

0 а.

С щ

1

О

X <

т О х

X 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.