3s
Ел
ш
S
iad
О
2 <
и £
о
ас <
о о
CQ
LC Г>
ш
-С
Л
— >
£
к <
З.Ж. Шагатаева,
преподаватель, куратор группы Ар-23, студенты группы Ар-23,
Костанайский педагогический колледж
Нег1зг1 свздер: бшм беру мамандыц тацдау, агылшын ттн бту, агылшын пэнгнщ мугалии, педагогикальщ колледж
Ключевые слова: образование, выбор профессии, знание английского языка, учитель английского языка, педагогический колледж
Keywords: education, choice of profession, knowledge of English language, teacher of English, pedagogical college
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ацдатпа
Макал ада болашак мугал1мдердщ агылшын тшн окып уйренушщ езектшп кдрастырылган. Агылшын тшн окытудьщ мацыздылыгын тусшуд!, агылшын тш мугал1м шщ мамандыгын, оньщ ¡шшде осы ма-мандыктьщ окытушыларыныц Ksci-би жумысыньщ болашагы тусш-д1ршед1.
Аннотация
В статье рассмотрена актуальность изучения английского языка в современном мире. Описаны представления студентов о важности изучения английского языка, профессии учителя английского языка, в том числе перспективе профессиональной жизни педагогов этой специальности.
Annotation
The article presents the relevance of learning English in the modern world. The students' ideas about importance of learning English, English teacher profession and perspectives of the professional performance of this specialty teachers are described in the article.
Мир меняется быстро, изменяются взаимоотношения между людьми, различными человеческими сообществами, странами, меняется жизнь людей в государствах, но его успех, благосостояние народа во многом зависит от общественного сознания, поэтому воспитание нового поколения с высоким уровнем общественного сознания задача общества [1].
Ш
Научиться понимать происходящие процессы, жить в этом разноязычном мире естественно поможет новому поколению знание языков. В приобретении этих знаний первостепенную роль играет учитель.
Исследование актуальности изучения иностранных языков в условиях модернизации общественного сознания мы со студентами решили начать с опроса каждого из них о понимании этой проблемы, об их представлении о профессии «учитель», о причине выбора профессии учителя английского языка и об её важности.
Задавая вопросы своим студентам, нам бы хотелось изучить и разобраться, насколько глубоки их мысли и понимание значимости профессии учителя для каждого из них и общества, получить ответы, и, конечно же, найти вместе с ними пути для создания условий по формированию профессиональных навыков и привитию любви к своей выбранной профессии.
Для меня куратора очень важно, чтобы через несколько лет каждый из них был счастлив, что выбрал эту замечательную профессию, как этот педагог, написавший в своём эссе «Почему я выбрала профессию учитель?» следующее: « Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство - это искусство, труд, неменее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - сказал известный учёный и педагог Д.С. Лихачев, и я с ним согласна.
По точному замечанию поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.
Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой - физиком, третий - врачом, а я всегда хотела быть учителем.
Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие народ вложил глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом.
Учитель, педагог, наставник - это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем.
«Все начинается с детства», - сказал поэт. А детство - с семьи и школы. Семья - это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.
Сердцем выбрала я себе учительскую профессию много лет назад и ни разу не пожалела об этом. Труд мне радостен, и поэтому, считаю себя самым счастливым человеком на свете. Каждое утро, идя на работу, я прохожу «дорогу приветствий», когда все дети и взрослые,
ш
е; о ьг О С
о
и ш
3
2 <
н и
£
4 о с в; х
г
<
н з с и о т
ш ^
из О о.
С
щ
3 X
л -
£
н <
п:
ш _
О
О п. о
ш
2
<
ни <
сц. с! О с: о?
зс
<
с и о
03
ш с;
из О с. С ш
зс
из
<=:
ь
<
встреченные мною, здороваются н улыбаются в ответ Это ли не счастье?
Я - учитель английского языка. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я должна буду отдать ей себя всю - иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя.
Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств - искусством любить детей.
Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше».
Интересно признание совсем молодого педагога английского языка:
«Вот уже два года я просыпаюсь с одной и той же мыслью: «Я - учитель»! Сбылась заветная мечта детства! Каждое утро с каким-то трепетом я думаю о предстоящем дне: как приду в школу, как встречусь со своими детишками, как радостно они бросятся мне навстречу... С особым волнением представляю, как захожу в учительскую и вижу лица своих учителей, ставших такими родными за это время... Необыкновенное чувство радости переполняет все мое существо!
Это чувство не покидает меня на протяжении всего дня. Особенно во время уроков, когда я вижу горящие глаза своих учеников и понимаю, что именно дети, их искренние слова, их ранимые сердца - теперь самое главное в моей жизни! Я - учитель! И передо мной стоит труднейшая из задач - оправдать надежды моих подопечных, сделать каж-
дый урок для них интересным, всегда оставаться самой справедливой и самой умной, самой доброй и самой красивой, самой-самой! И всё же не только на любви к детям строится успех учителя.
Очень важно любить и тот предмет, который преподаешь. Как-то на уроке дети спросили меня, сколько лет я учила английский язык. Я ответила, что всю жизнь, и это действительно так. Учила в школе, институте, после его окончания, учусь сейчас на каждом уроке. И мне это не надоело и, думаю, не надоест никогда. Изучая язык, знакомясь с новыми словами и выражениями, новыми событиями в жизни мирового сообщества, совершенствуясь во многих сферах жизни, скучать нет возможности. Новое всегда привлекало и интересовало меня, да и нет предела совершенству! Мне даже кажется, что всё это нашло отражение в моем характере: в организованности и чувстве юмора.
Я мечтаю о том, чтобы и для моих учеников английский язык стал одним из самых интересных, нужных и полезных предметов школьного цикла. Поэтому я стараюсь активно использовать на уроках информационные технологии, изучать новые программы, осваивать инновационные педагогические приемы, давать больше творческих заданий, проводить изучение нового материала в форме игры. Каждый день в школе наполнен новыми эмоциями и событиями, новыми победами и открытиями. Как важно при этом учителю стать для детей не только наставником, но и другом, близким человеком, к которому они не побоятся подойти и рассказать о своих проблемах или поделиться успехами. Мой профессиональный опыт невелик, как скромен и мой педагогический стаж - всего 2 года. Однако мне уже знакомы и чувство радости за успехи моих уче-
а:
ников, и удовлетворение от того, что у меня самой что-то начинает получаться, и ощущение полной несостоятельности из-за каких-то мелких неудач, которые, естественно, случаются в жизни любого, тем более начинающего педагога.
А еще я благодарна своим наставникам, коллегам, с которыми мне довелось работать, но более всего - своим ученикам, это они заставляют меня двигаться вперед, идти в ногу со временем. Новый день выдвигает новые требования. Нужны новые знания, новые методы, чтобы увлечь современных детей, сделать каждый урок интересным. Если вокруг нет скучающих лиц, все работают с увлечением, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Если дети и в среднем, старшем звене продолжают изучать английский с удовольствием, совершенствуют свои навыки, получают высокие оценки на конкурсах, олимпиадах и просто на уроках, а главное, не теряют интереса к языку, значит, моя работа была не напрасна!
Я знаю, что достичь этого не так-то просто, что придется преодолеть немало трудностей, набить немало шишек. Но не зря говорится: дорогу осилит идущий. Я абсолютно убеждена в одном: я никогда не пожалею о своем выборе профессии и всегда буду с уверенностью говорить о том, что учить детей - награда!»
Что же мы написали в своих эссе?
"Я прекрасно осознаю, что профес-
?? II «
сия учитель действительно серьезна и благородна. Не каждый осмелится посвятить себя этому делу, ведь работая с детьми, ты несёшь за них полную моральную ответственность, так как вкладывать в него и прививать ему должен лучшее, самому быть примером, а для того, чтобы с тебя брали пример, ты должен состояться как личность. В
данный период времени я не уверена на 100% в том, что хотим быть учителями, именно такими, как я описала выше, потому что именно таковыми я их и представляю. Честно говоря, я не готова полностью нести ответственность за ребёнка, потому что я ещё не выросла, но прекрасно осознаю, что этому всему мне нужно учиться и бороться со своими страхами. Я считаю, что главное для учителя оставаться самим собой и примером для остальных. Приятно, когда дети понимают и воспринимают учителя как талантливого, интересного и разностороннего человека. Чтобы понять ребёнка, нужно представлять себя на его месте, думать также как он. Ведь жизнь - это бесконечное познание" - делится своими мыслями Диана Вист.
Что повлияло на выбор профессии студентов группы Ар - 23?
Ирина Гаан считает, что "при выборе профессии ей помогли её мечта с детства стать учителем, любимые дни самоуправления, которые давали ей возможность заменять учителей в проведении занятий или мероприятий в школе".
"А иногда просто разговоры с разными людьми, состоящие из вопросов и ответов, в которых ты находишь истину и можешь кардинально поменять всю свою жизнь. Из них ты начинаешь понимать, что ты хочешь от жизни, что нужно следовать своим чувствам и прислушиваться к сердцу - оно не обманет, не нужно отталкивать то, что тебя манит, интересует"- размышляет по этому поводу Иржанова Алсу.
Приятно заметить то, что мнения многих студентов совпадают. Например, Эльмира Орынбасарова, Амина и Назира Ашимовы, Валерия Килеева говорят о том, что "именно неоднократные беседы с родителями, их доверие к
ш
е; о
О с о
и ш
3
2 <
н и
£
4 о с в; х г с н
с и о со
ш
сг
из О о.
С
щ
3 X
л -
£
н
<
ш _
О
О с
о
ш
2
<
ни <
сц.
о с:
о? <
С и о
03
ш с;
из О с. С ш
33 из
<=:
ь
<
нам, вера в нас, предоставление свободы выбора нам помогли в принятии решения, и мы отдали предпочтение профессии учителя".
Нургалиев Тельжан благодарит свою тётю, которая посоветовала "идти учиться на учителя, потому, что именно обучением и воспитанием должны заниматься мужчины. Приводила много примеров об учителях-мужчинах, называла имена выдающихся учителей Ибрая Алтынсарина, Спандияра Ку-беева, которые открывали школы для обучения детей. Рассказала о своём директоре Кенаральской средней школы Леониде Григорьевиче Мухлисове, который возглавлял эту школу более 25 лет, и учащиеся, и их родители проявляли к нему огромное уважение и с теплотой вспоминают о нём".
А почему именно учитель английского языка?
Отвечая на поставленный вопрос о важности профессии учителя английского языка в настоящее время, Эль-мира Шатагулова "связывает это с тем, что английский язык проник в разные сферы жизнедеятельности и набирает мировые масштабы. В наше время он очень востребован. Каждый из нас хочет быть успешным. Знание иностранного языка поможет получить желаемую должность. Тем более, известно, что такие предметы, как физика, химия, биология и информатика будут проводиться в школах на английском языке. А многим из нас эти дисциплины нравились, когда мы учились в школе. Вот какие широкие возможности открываются перед нами по окончании педагогического колледжа. Не оставляя профессию учителя английского языка, изучить одну из них и успешно их совмещать".
Алина Никонова, продолжая мысль Эльмиры, отмечает то, что "в эпоху глобализации работодатели ценят людей, способных общаться на иностранных языках. Также иностранный язык пригодится в путешествиях. Ведь почти в 60 странах мира английский язык является официальным языком. Да и потому, что английский язык нравился с детства, тем более, когда ты занимаешься спортом, большим спортом, он тебе необходим для общения при выезде на соревнования за границу, где сплошь и рядом говорят на английском языке и о ходе состязаний информируют на английском языке".
А Сергей Шлях подчёркивает, "... насколько важно изучение английского языка в нашей стране, что его преподают не только учащимся, студентам, но и дошколятам. Детские сады, начальные школы и другие учебные заведения нуждаются в учителях английского языка".
"А я поступил в Костанайский педагогический колледж потому, что хотел не только выучить английский язык, но и научиться работать с детьми" - спешит поделиться причиной выбора профессии учителя Бочкарев Владислав.
"Получив образование по данной специальности, в дальнейшем я смогу делиться своим опытом и навыками с будущим поколением. Немаловажно то, что в настоящее время происходят изменения в образовании и мне хочется внести свой посильный вклад при обучении детей" - полагает Диана Султан-бекова.
Анализ эссе показывает, что в большинстве своём студенты обладают глубоким пониманием сути своей будущей профессии, прекрасно осознают, что им предстоит многому учиться, развивать
а:
свои способности, совершенствовать свои умения и навыки, необходимые для личностного роста, организации учебно-воспитательного процесса в будущем при проведении учебных занятий и внеклассных воспитательных мероприятий. Их выбор профессии не случаен. Они вместе с родителями, родственниками серьёзно и глубоко подошли к этому вопросу. Отрадно отметить, что родители не остались в стороне и продолжают активно принимать участие в приобретении их детьми профессиональных навыков.
Для тех, кто хочет выучить язык и в последствие обучать английскому языку учащихся начальной школы, в педагогическом колледже на кафедре иностранных языков созданы условия для успешной подготовки таких специали-
II »-»
икациеи учитель английского языка начального образования".
Свой уровень знаний английского языка студенты повышают не только на занятиях, но и в организованном на кафедре иностранного языка клубе английского языка, принимая участие в различных театрализованных представлениях, конкурсах стихов, песен, в предметных олимпиадах, составлении сценариев и проведении празднований английских праздников (Halloween", "Thanksgiving day "и т.д.), кружке английского языка по устранению каких-либо трудностей по предмету, в
работе научного студенческого общества по исследованию интересующих тем развития языка, написании статей и выступлениях на научно-практических студенческих конференциях различного масштаба. А формирование педагогических навыков и умений осуществляется через прохождение студентами педагогических практик в начальной школе, где мы встречаемся с миром детства.
Нам, преподавателям и студентам квалификации "Учитель иностранного языка начального образования" искренне хочется верить в то, что мы передаём не только новые знания, новые методы и технологии, различные методики, стараемся увлечь современных детей, сделать каждый урок интересным, но и отдаём частичку своего тепла и доброты. Помним мысль В.О. Ключевского актуальную сегодня о том, что учителю дано слово «чтобы будить чужую» мысль. Добавим: задеть «струны» души воспитанников, воспитать новое поколение с высоким уровнем общественного сознания, патриотов нашей многонациональной Родины.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев Н.А.Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознани-я[Электронный ресурс] www. akorda/kz
2.Ключевский O.B. О нравственности и русской культуре [Электронный pecypc]https://www.livelib.ru-book
ш п О bS
О С
о
I—
ш
Н
2 <
н
о £
п о с в; s
х
<
н
S
с и о m
ш
ег
ID
о
о.
с
щ
3 X
J2 -
£ н
ж <