Научная статья на тему 'Принцип информационной потребности в контексте решения проблемы популяризации английского языка в России'

Принцип информационной потребности в контексте решения проблемы популяризации английского языка в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ENGLISH LANGUAGE POPULARIZATION / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / TEACHING ENGLISH / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРИНЦИП ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОТРЕБНОСТИ / INFORMATION NEED PRINCIPLE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ / FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / PROBLEMS OF STUDYING ENGLISH / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарапулова А.Е.

Статья посвящена анализу проблемы низкого уровня владения английским языком в России и поиску путей ее решения. Актуальность проблемы популяризации английского языка обусловливается общемировыми тенденциями усиления межкультурного взаимодействия, характеризующими эпоху глобализации. В качестве ключевого этапа в изучении языка выделяется период обучения в школе, в связи с чем особое внимание уделяется рассмотрению проблем, существующих в школьной системе обучения английскому языку. Как показал анализ, данные проблемы неизбежно приводят к снижению мотивации учеников, и возникает необходимость целенаправленного воздействия на нее. В основе предлагаемых способов повышения мотивации лежит положение о том, что деятельностью человека руководят потребности. В качестве одной из потребностей, побуждающих человека к учебной деятельности, выделяется информационная потребность. Описанный в статье принцип информационной потребности направлен на создание эффективной системы обучения английскому языку путем формирования и поддержания мотивации школьников, что, в перспективе, призвано способствовать решению проблемы низкого уровня владения английском языком в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарапулова А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION NEED PRINCIPLE IN THE CONTEXT OF HANDLING THE PROBLEM OF THE ENGLISH LANGUAGE POPULARISATION IN RUSSIA

The article is devoted to studying the problem of low English proficiency in Russia and finding ways to deal with it. The urgency of the problem of the English language popularization stems from worldwide trends towards the increasing cross-cultural interaction characteristic of the globalization era. The period of schooling is treated as a milestone in language learning, therefore special attention is paid to consideration of the problems within the school system of teaching English. As the results of the analysis showed, these problems are bound to reduce students’ motivation, and there emerges the necessity to affect it intentionally. The proposed methods for promoting motivation are based on the statement that human activity is regulated by needs. One of the needs that induces human learning activity is identified to be the information need. The information need principle dealt with in the article is focused on developing an effective system of teaching English through providing and maintaining students' motivation, which, hereafter, is to contribute to overcoming the problem of low English proficiency in Russia.

Текст научной работы на тему «Принцип информационной потребности в контексте решения проблемы популяризации английского языка в России»

УДК: 372.881.111.1 ГРНТИ: 14.25.09

ПРИНЦИП ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ

А. Е. Сарапулова

Нижневартовский государственный университет Россия, 628602 г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56.

ЕЗ Сарапулова Александра Евгеньевна - AEChesnokova@yandex.ru

Статья посвящена анализу проблемы низкого уровня владения английским языком в России и поиску путей ее решения. Актуальность проблемы популяризации английского языка обусловливается общемировыми тенденциями усиления межкультурного взаимодействия, характеризующими эпоху глобализации. В качестве ключевого этапа в изучении языка выделяется период обучения в школе, в связи с чем особое внимание уделяется рассмотрению проблем, существующих в школьной системе обучения английскому языку. Как показал анализ, данные проблемы неизбежно приводят к снижению мотивации учеников, и возникает необходимость целенаправленного воздействия на нее. В основе предлагаемых способов повышения мотивации лежит положение о том, что деятельностью человека руководят потребности. В качестве одной из потребностей, побуждающих человека к учебной деятельности, выделяется информационная потребность. Описанный в статье принцип информационной потребности направлен на создание эффективной системы обучения английскому языку путем формирования и поддержания мотивации школьников, что, в перспективе, призвано способствовать решению проблемы низкого уровня владения английском языком в России.

Ключевые слова: английский язык, популяризация английского языка, преподавание английского языка, мотивация, принцип информационной потребности, иностранный язык в школе, проблемы обучения английскому языку, глобализация.

THE INFORMATION NEED PRINCIPLE IN THE CONTEXT OF HANDLING THE PROBLEM OF THE ENGLISH LANGUAGE POPULARISATION IN RUSSIA

А. Е. Sarapulova

Nizhnevartovsk State University

56 Lenin St., 628602 Nizhnevartovsk, Russia

121 Sarapulova Alexandra - AEChesnokova@yandex.ru

The article is devoted to studying the problem of low English proficiency in Russia and finding ways to deal with it. The urgency of the problem of the English language popularization stems from worldwide trends towards the increasing cross-cultural interaction characteristic of the globalization era. The period of schooling is treated as a milestone in language learning, therefore special attention is paid to consideration of the problems within the school system of teaching English. As the results of the analysis showed, these problems are bound to reduce students' motivation, and there emerges the necessity to affect it intentionally. The proposed methods for promoting motivation are based on the statement that human activity is regulated by needs. One of the needs that induces human learning activity is identified to be the information need. The information need principle dealt with in the article is focused on developing an effective system of teaching English through providing and maintaining students' motivation, which, hereafter, is to contribute to overcoming the problem of low English proficiency in Russia.

Keywords: English language, English language popularization, teaching English, motivation, information need principle, foreign language at school, problems of studying English, globalization.

Уровень иноязычной грамотности в России претерпевал серьезные изменения на протяжении веков. Так, в допетровской России развитие культуры и экономики страны протекало в условиях относительной социокультурной самобытности, в связи с чем «потребность в изучении иностранных языков как у государства, так и у общества практически отсутствовала» [5, с. 80].

XVIII век стал переломным в истории России. Деятельность Петра I, направленная на укрепление экономических, политических и культурных связей с западными государствами, подвергла изменениям все сферы жизни страны, в том числе и образование. Особенности нового развития диктовали потребность в людях, владеющих иностранными языками. На первых порах изучали в основном голландский и немецкий, причем владение иностранными языками ознаменовало принадлежность человека к высшим слоям общества. В период правления Елизаветы Петровны все большую популярность приобретает французский язык,

постепенно растет интерес и к английскому. Таким образом, уже к концу XVIII столетия установилась тождественность понятий образования и владения иностранными языками: свободное владение иностранными языками являлось обязательным атрибутом образованного человека. Незнание иностранного языка расценивалась как безграмотность и характеризовало лишь низкие слои общества. XIX век и вовсе установил французский язык в качестве языка повседневного общения в дворянской среде [13]. Таким образом, уровень иноязычной грамотности в то время был чрезвычайно высок и сохранялся таковым вплоть до Революции 1917 года и падения Российской империи. «Послереволюционный период - время существования СССР - это период самоизоляции страны» [5, с. 81]. В связи с этим потребность во владении иностранными языками существенно снижается и «концентрируется в социальных группах, для которых иностранный язык входит в сферу профессиональной деятельности» [5, с. 81].

Между тем, современный мир с нарастающей глобализацией и усилением взаимодействия между государствами диктует новые стандарты в развитии и функционировании общества. Понятие языковой грамотности расширяется и выходит за пределы владения навыками речевого взаимодействия в рамках своей языковой общности, выдвигая новое требование в виде способности к межкультурной коммуникации. Данное требование, в свою очередь, предполагает, как минимум, владение английским языком как одним из самых значимых языков на планете, который, согласно данным статистического портала statista.com, являясь родным языком для 378 миллионов людей, занимает третье по распространенности место в мире после китайского и испанского [17]. Согласно отчету международной образовательной компании "Education first" (EF) за 2017 год, «все 100 самых влиятельных научных журналов мира - согласно рейтингу журналов SCImago - публикуют статьи на английском языке» [15, с. 14]; на нем написаны «52% из 10 миллионов самых популярных вебсайтов в Интернете» [15, с. 12].

Тем временем, уровень владения английским языком в России среди взрослого населения остается низким. В 2017 году она заняла 38 место из 80 стран в рейтинге EF EPI (English proficiency index) [15]. В условиях стремительной интеграции, укрепления культурно-экономических связей и развития международных отношений проблема популяризации английского языка в России становится одной из самых актуальных в сфере образования и требует незамедлительного поиска путей ее решения.

А. В. Кащеева в своей статье подчеркивает, что в современном мире «владение иностранным языком не роскошь, как это было когда-то, а жизненная необходимость». «Межкультурные контакты имели место во все времена, но сегодня, как никогда, они носят глобальный и массовый характер. Мир стал более открытым, а живущие в нем люди более мобильными» [7, с. 138].

Важность изучения иностранных языков была заявлена на государственном уровне. В письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2000 г. № 3131/11-13 «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях» заявляется, что «все большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни в нашей стране» способствуют тому, что «иностранные языки становятся реально востребованными в современном обществе» [3]. В связи с этим образовательная политика государства в данной области основывается на «создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории России» [3]. Так, приказом Министерства образования и науки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» предмет «Иностранный язык» был включен в образовательную программу начальных классов, что должно позволить использовать особенности детской познавательной активности для обучения языку и добиться более высоких результатов в дальнейшем [1]. Еще одно нововведение, которое коснется российской образовательной системы в связи с введением ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) среднего

общего образования - это обязательная государственная итоговая аттестация по иностранному языку [2]. Данная реформа, по нашему мнению, станет поворотным моментом в популяризации английского языка в России. На интерес к английскому языку в образовательных учреждениях непременно влияет общественное мнение относительно данного предмета. Введение итоговой аттестации положит конец «факультативному имиджу» английского языка и позволит придать ему статус обязательного, наравне с математикой и русским языком, предмета, которым должен владеть на определенном уровне каждый образованный человек.

Таким образом, указанные пути решения исследуемой проблемы, прежде всего, направлены на изменение общественного сознания: они призваны заставить население переосмыслить место английского языка в структуре образования и спровоцировать массовую потребность в изучении языка. В системе мер по решению проблемы популяризации языка в России они служат неким пусковым крючком, задающим общий вектор и обеспечивающим запуск всего процесса преобразований. Как следствие, дальнейшей задачей является создание условий для успешного протекания данного процесса. Для этого необходимо выявить существующие проблемы, препятствующие эффективному функционированию системы обучения английскому языку.

Большинство людей начинают свой путь изучения английского языка в школе. Именно школа отвечает за формирование начальной языковой базы и создание мотивации к изучению языка в дальнейшем. Школьный период во многом является предопределяющим и накладывает серьезный отпечаток на языковое будущее каждого отдельного человека и, соответственно, общий уровень владения английским языком в России. Именно поэтому объектом исследования в данной статье выступает проблематика обучения английскому языку в российских школах. Анализ существующих исследований и обобщение практического опыта позволили нам выявить несколько основных причин низкого уровня владения английским языком у российских школьников. Опираясь на полученные результаты анализа, мы предложили возможную концепцию обучения английскому языку, направленную на решение данной проблемы.

Так каковы же причины столь низкого уровня владения английским языком у современных школьников? Во-первых, в отличие от Европейских стран, в России, особенно в провинциальных городах, возможности реального практического применения иностранного языка сильно ограничены. Бесспорно, что любой язык существует, прежде всего, для общения. Тем временем, «для изучающих иностранный язык вне языковой среды общение и даже просто способность объясниться на неродном языке не являются жизненной необходимостью» [8, с. 161]. Не ощущая реальной потребности в иностранном языке (для общения со сверстниками, получения информации), школьники сталкиваются с проблемой искажения самого восприятия иностранного языка. Он становится не полезным навыком, открывающим дверь в мир новых возможностей, знакомств, событий, а просто «предметом» - трудным и, к тому же, не имеющим для них никакой практической ценности. В результате изучение иностранного языка - средства живого общения -сводится к механическому «натаскиванию по предмету», цель которого - не реальное владение языком, а оценка в журнале. Последняя, если и отражает наличие знаний по предмету, то далеко не всегда характеризует степень развития практических навыков. Между тем, полезность ин-

формации для каждого отдельного человека оценивается именно способностью использовать ее на практике, а для этого необходима сама возможность практики.

Вторая причина - отсутствие единой структурированной методологической основы преподавания английского языка в российских школах, соответствующей ФГОС. Среди многообразия школьных предметов есть ряд таких областей знаний (в подавляющем большинстве гуманитарных), последовательность изложения материала которых может варьироваться в допустимых пределах без ущерба для конечного результата обучения. Если у ученика и возникает пробел в знаниях, данное упущение не мешает дальнейшему восприятию информации. Неусвоение фрагмента материала не ведет к отставанию ученика по предмету в целом (разумеется, при сохранении им темпа обучения), а упущенные знания ученик может восполнить на дополнительных занятиях, либо самостоятельно, при этом оставаясь в общей «струе» образовательного процесса. Английский язык относится к группе предметов, при изучении которых крайне важно соблюдение принципов последовательности и градиента [18]. Каждая новая ступень - это подготовка к следующему шагу. Нельзя сделать шаг, прежде чем ступень не будет вымощена, также, как и перепрыгнуть через несколько ступеней разом. Еще в начале пути у преподавателя должна быть цельная картина результата, к которому он стремится, и четкое представление, какая ступень и на каком этапе для этого необходима, то есть каким образом подача новой информации связывается с уже приобретенными знаниями. При этом важнейшими являются самые первые ступеньки - основа, на которую впоследствии будут накладываться новые знания. Главная проблема в подготовке будущих учителей состоит в том, что, «формируя у выпускников систему предметных знаний и умений, высшие учебные заведения не создают условий для развития у специалиста методологического мышления» [9]. В связи с этим, процесс формирования системы представлений об эффективной методике преподавания является довольно длительным и у каждого отдельного учителя протекает по-разному, при этом существует высокая вероятность методологических ошибок. В частности, нарушение принципа системности и последовательности в обучении приводит к тому, что на начальном этапе изучения языка у ученика не формируются прочные базовые знания и навыки, что создает препятствие для дальнейшего обучения. Пробелы в знаниях накапливаются, подобно снежному кому, ученик лишается возможности ощутить необходимое ему чувство успеха и окончательно теряет интерес к предмету, поскольку английский язык начинает ассоциироваться лишь со страхом неудачи и чувством собственной несостоятельности. Опора при выстраивании процесса преподавания на четко проработанную методологическую основу и комплекс базовых принципов могла бы помочь избежать подобных последствий. На данный момент попытка систематизации процесса преподавания ограничивается требованиями ФГОС, а также методическими рекомендациями, изложенными в Teacher's book к различным линейкам образовательных пособий, применяемых в российских школах (Forward, Spotlight, Starlight и др.). С одной стороны, такое положение дел создает благоприятную почву для проявления педагогом свободы выбора всевозможных методов и практик, задействования творческого мышления. В то же время, внедрение стандартизированного подхода задало бы общий курс, четкую стратегию и позволило бы педагогу

избежать ошибок в процессе принятия им фундаментальных решений в вопросах обучения английскому языку.

Третья проблема - проблема специализации преподавателей английского языка. Как известно, в системе школьного образования выделяют педагогических работников средней школы и педагогических работников начального образования [4]. Как правило, учитель иностранного языка всегда относился к первой группе, а изучение английского языка до недавнего времени начиналось только в основной школе. С внесением изменений в ФГОС начального общего образования Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 изучение иностранного языка было введено в начальных классах [1]. Между тем, методика преподавания английского языка младшим школьникам принципиально отличается от методики работы с учениками основного и среднего звена [12]. Недаром у подразделения экзаменационного совета Кэмбриджского университета Cambridge English Language Assessment система сертификации преподавателей английского языка предусматривает наличие специальных экзаменов по методике работы с младшими школьниками -Teaching Knowledge Test: Young learners (TKT: YL) и Certificate in English Language Teaching - Primary (CELT-P) [16]. Работа с младшими школьниками требует от педагога наличия особых навыков, и, соответственно, дополнительного обучения и повышения квалификации по данному направлению, возможность осуществления которых присутствует не всегда. В итоге, вследствие методических ошибок преподавателя первый опыт изучения иностранного языка ребенком может оказаться отрицательным, что коренным образом повлияет на его дальнейшую мотивацию к изучению предмета.

Детальное рассмотрение вышеуказанных проблем позволяет сделать вывод о том, что каждая их них в конечном счете прямо или косвенно влияет на мотивацию студентов к изучению языка. Следовательно, именно отсутствие мотивации и является ключевой причиной низкого уровня владения иностранным языком в России. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного воздействия на мотивацию учеников. Проблеме мотивации посвящено немало исследований [6, 8, 10]. В данной статье предлагается ряд способов формирования мотивации к изучению английского языка, в основе которых лежит так называемый принцип информационной потребности. Под информационной потребностью нами понимается вызванная рациональными или нерациональными факторами необходимость получения информации определенного характера. К рациональным факторам мы относим такие факторы, как необходимость изучения языка для поездки заграницу, перспективы карьерного роста и т.п., к нерациональным -внутреннее побуждение, интерес, удовольствие от процесса обучения.

Потребности непременно руководят поступками и решениями человека. Следовательно, воздействуя на потребность человека можно повлиять на его деятельность, побудив его к определенным действиям. Так, информационная потребность мотивирует человека к учебной деятельности. Следовательно, учет преподавателем принципа информационной потребности способствует созданию и поддержанию мотивации ученика за счет:

1. Целенаправленного формирования у ученика информационной потребности в изучаемом материале;

2. Выстраивания эффективной методики преподавания в соответствии с принципом информационной потреб-

ности.

Рассмотрим оба пункта более подробно. Целенаправленное формирование информационной потребности предполагает создание условий, способствующих возникновению у обучающихся ощущения необходимости в определенной информации. Как уже было указано выше, данное чувство может быть вызвано как рациональными, так и нерациональными факторами. Парадоксально, но легче всего со стороны преподавателя поддается воздействию именно нерациональная составляющая потребности. Действительно, наличие фактической необходимости в иностранном языке у ученика, например, для его будущей профессиональной деятельности, находится за пределами прямого воздействия учителя. Аргументы общего характера о пользе и важности изучения иностранных языков и перспективах, открываемых ими, если и покажутся ученику убедительными, то не обязательно заставят его выйти из зоны собственного комфорта и начать прилагать усилия, особенно, если речь идет об учащемся начальных классов. Особенность детского возраста состоит в неспособности концентрироваться на долгосрочных целях - дети живут текущим днем, поэтому и мотивация им необходима здесь и сейчас. Такая мотивация как раз и обеспечивается нерациональными факторами: учитель создает условия, при которых изучение языка становится естественным и не требует наличия дополнительных рациональных причин.

Наиболее плодотворный в данном аспекте - это младший школьный возраст, поскольку движущей силой познавательной активности в этот период выступает интерес. Первостепенными факторами обучения являются любопытство и удовольствие от процесса, а целесообразность и практическая значимость объекта познания не столь весомы. Важность раннего периода в обучении языку трудно переоценить, так как формирование интереса к языку на данном этапе способствует сохранению устойчивой мотивации в дальнейшем [11]. Одним из самых эффективных способов создания информационной потребности в иностранном языке, и, соответственно, мотивации к его изучению, у школьников начального звена является игра. Игра вносит в изучаемый материал смысловое наполнение, превращая сухую учебную информацию в живую эмоциональную речь. Ребенок легко вовлекается в игру - естественную для него деятельность - и, вживаясь в игровые обстоятельства, ощущает столь же естественную внутреннюю потребность в изучаемой информации, которая, тем самым, обретает для него значимость и полезность.

Игровая составляющая обучения сохраняет свою важность и у школьников основного и среднего звена: организация круглых столов, блиц-игр, дискуссий непременно создает у игроков потребность в изучаемом языке. Тем не менее, полноценную вовлеченность в процесс в искусственной игровой обстановке у старших школьников обеспечить трудно. Поэтому идеальным способом формирования информационной потребности у них является вовлечение их в реальную деятельность, предполагающую использование иностранного языка. Участие, как непосредственное, так и в качестве помощи в организации, в различных мероприятиях (слетах, спортивных мероприятиях, соревнованиях, конференциях и т.д.) при участии иностранцев-носителей языка, посещение разговорных клубов, киноклубов - лишь некоторые способы создания языкового погружения. Так, в условиях активного развития интернет-общения, многие сервисы предлагают возможность поиска друзей загра-

ницей. Например, сервис еРа^ позволяет преподавателю найти для ученика собеседника соответствующего возраста и уровня языка [14]. Общение на сервисе с обеих сторон осуществляется через посредничество преподавателей, что является залогом информационной безопасности сайта для детей.

Суть методики преподавания английского языка, опирающейся на принцип информационной потребности, состоит в учете особенностей естественной познавательной активности ученика при построении программы обучения. В каждом ребенке изначально заложены такие нерациональные факторы информационной потребности, как природное любопытство и тяга к новой информации. Соответственно, процесс обучения должен представлять собой своевременное удовлетворение последовательно возникающих информационных потребностей ученика. При этом задача педагога состоит не только в обеспечении ребенка информацией, соответствующей его текущей потребности, но и в ее эффективной подаче. Грамотно преподнесенная информация всегда формирует в сознании учеников пространство для возникновения новых вопросов, благодаря чему создается очередная информационная потребность и обеспечивается непрерывность цикла обучения. Очевидно, что главными свойствами такой информации являются своевременность и отсутствие переизбыточности. К сожалению, в преподавании английского языка довольно часто наблюдается недостаточная порционная разбивка учебного материала, предоставляемого в очень высоком темпе. Новая информация в этом случае вызывает сильный стресс и сопротивление со стороны ученика: ученик не ощущает в ней потребности, поскольку предыдущий фрагмент материала еще не усвоен. Такая информация теряет свою ценность и значимость и хуже усваивается, скапливаясь в памяти в виде несистематизированных обрывков. Ученика покидает чувство уверенности в своих знаниях, и его мотивация неминуемо падает.

Ядром системы обучения по принципу информационной потребности является не информация как таковая, а потребность, вокруг которой и выстраивается весь учебный материал. Таким образом, механизм обучения представляет собой цепочку: информационная потребность - информация - новая информационная потребность - информация и т.д. Программа обучения в этом случае воспринимается учениками не как регламент, навязанный извне, а как естественный процесс, коррелирующий с их внутренними запросами. Формируется позитивное отношение учащихся к новой информации как к содержащей ответы на интересующие их вопросы, что поддерживает в учениках чувство собственного прогресса и тем самым мотивирует их к дальнейшему обучению.

Таким образом, принцип информационной потребности заключается в признании необходимости учета факторов внутренней готовности ученика к восприятию учебной информации с целью построения эффективной системы обучения, что обеспечивает реализацию личностно-ориен-тированного подхода в обучении. Методика преподавания английского языка, опирающаяся на рассмотренный в статье принцип, позволяет сформировать положительный образ предмета «Иностранный язык» в сознании учащихся и добиться высокого уровня их вовлеченности в процесс обучения, начиная с первых этапов. Это способствует не только достижению более высоких результатов в период школьного обучения, но и сохранению мотивации к дальнейшему

изучению языка, что призвано обеспечить подспорье для развития иноязычной грамотности в России. Повышение качества освоения английского языка каждым отдельным учащимся в результате применения принципа информаци-

ЛИТЕРАТУРА

онной потребности в практике преподавания соответственно отразится на совокупном уровне владения английским языком в России, способствуя, тем самым, решению одной из самых актуальных проблем российского образования.

1. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373: приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576. Режим доступа: Система КонсультантПлюс

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017). Режим доступа: Система КонсультантПлюс

3. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях: письмо Минобразования России от 28.11.2000 № 3131/11-13. Режим доступа: Система КонсультантПлюс

4. ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст). Режим доступа: Система КонсультантПлюс

5. Высотова И.Е., Гальцова Н.П. Функции иностранных языков в истории культурного развития России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. №4 (20). С. 79 - 84.

6. Душкова Н.Н. К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе // Rhema. Рема. 2009. №2. С. 90-107.

7. Кащеева А.В. Роль иностранного языка в процессе подготовки студентов к профессиональному самосовершенствованию // Мир образования - образование в мире. 2014. № 3. С. 134-140.

8. Куликова Е.В. Практики повышения мотивации при изучении английского языка // Высшее образование в России. 2011. №11. С. 160-163.

9. Мосина М.А. Системные основы интеграции научного знания в формировании профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков // Педагогическое образование в России. 2011. №1. С. 206-213.

10. Рябцева О.М. Пути повышения мотивации в изучении иностранного языка // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. №10. С. 125-129.

11. Сахарова А.В., Семёнова Д.С. Повышение мотивации к обучению на уроках иностранного языка в начальных классах// Lingua mobilis. 2013. №3 (42). С. 120-123.

12. Свалова Е.В. Особенности обучения иностранному языку учащихся младших классов средней общеобразовательной школы // Педагогическое образование в России. 2014. №6. С. 159-162.

13. Сурина О.П. Иностранные языки в системе образования России XVIII века // Педагогическое образование в России. 2008. №3. С. 74 - 84.

14. Сервис для поиска друзей по переписке ePals. URL: https://www.epals.com (дата обращения 18.04.2018)

15. Уровень владения английским языком. Отчет EF EPI 2017. URL: https://www.ef.ru/epi/downloads (дата обращения 05.02.2018)

16. Teaching qualifications and courses. Cambridge English. URL: http://www.cambridgeenglish.org/teaching-english/teaching-qualifications

17. The most spoken languages worldwide (native speakers in millions). URL: https://www.statista.com/statistics/266808/the-most-spoken-languages-worldwide

18. The Technology of Study: from the Scientology Handbook. Based on the works of L. Ron Hubbard. URL: http://lronhubbard.org.za/wp-content/ uploads/2015/06/study-en.pdf

Поступила в редакцию 15.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.