Научная статья на тему 'Взгляд в будущее: английский язык - путёвка в глобальную жизнь'

Взгляд в будущее: английский язык - путёвка в глобальную жизнь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / АГЫЛШЫН ТіЛі / ЛАТЫН әЛіПБИ / ЖАңА ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ИНТЕРНЕТ РЕСУРСТАР / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ / MODERNIZATION / ENGLISH LANGUAGE / LATIN ALPHABET / NEW TECHNOLOGIES / INTERNET RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жакуппаева Б.Б.

В статье рассматриваются проблемы по внедрению эффективного преподавания английского языка. Описываются методы, средства в данном направлении и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospection: English as a way to global life

The article discusses the problems of effective English language teaching. Methods, means and results from the author's experience are described.

Текст научной работы на тему «Взгляд в будущее: английский язык - путёвка в глобальную жизнь»

Б.Б. Жакуппаева,

преподаватель иностранных языков, КГКП «Костанайский колледж бытсервиса»

He?i)?i свздер: модернизация, агылшын mi.ii, латын эл1л-би, жаца технологиялар, интернет ресурстар

Ключевые слова: модернизация, английский язык, латинский алфавит, новые технологии, интернет - ресурсы.

Keywords: modernization, English language, Latin alphabet, new technologies, internet resources

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: АНГЛИИСКИИ ЯЗЫК -ПУТЁВКА В ГЛОБАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Ацдатпа

Макал ада агылшын тшш тшмд1 окытудын проблема-лары карастырылады. Мунда осы багыттагы эдютерц куралдар сипатталган.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы по внедрению эффективного преподавания английского языка. Описываются методы, средства в данном направлении и результаты.

Annotation

The article discusses the problems of effective English language teaching. Methods, means and results from the author's experience are described.

Казахстан вступил в новый исторический период. В этом году своим Посланием Президент Республики Казахстан Назарбаев Нурсултан Абишевич объявил о начале Четвёртой модернизации Казахстана. Цель известна - войти в тридцатку развитых государств мира. И все начатые в этом направлении масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе [1].

Ключевым приоритетом образовательных услуг должно стать, на мой взгляд, развитие у наших обучающихся способностей к постоянной адаптации, к применениям и усвоениям новых знаний в меняющихся условиях современного общества. В недалёком будущем казахстанцы должны свободно владеть казахским, русским и английским языками. Нурсултан Абишевич отметил необходимость модернизировать казахский язык, не загружая его избыточной терминологией. Отмечается, что пришло время пересмотреть подходы к переводам и приблизить наш государственный язык к международному уровню. И в связи с этим переход на латинский алфавит способствует решению этого вопроса. Елбасы поручил определить четкий график перехода страны на латинский язык до 2025 года на всех уровнях образования [2] .

Казахский язык сохранит свою доминирующую позицию. Его дальнейшему развитию будет уделяться большое внимание. Английский же язык является языком новых технологий, новых производств, новой экономики. Это международный язык. В настоящее время 90 % информации создается в мире на английском языке. Каждые

в; s х

m

о

СП &

W О

О О W

=г о

CL С

ш

X X

о

S

m

о х

х s

(5

QöXo)

два года ее объем увеличивается в 2 раза. Без овладения английским языком наша страна не достигнет прогресса в мировом пространстве. Начиная с 2019 года обучение по некоторым предметам в 10-11 классах будет проходить на английском языке [ 1 ].

« Знание трёх языков - путёвка в глобальную жизнь» - сказал президент нашего государства H.A. Назарбаев. Как преподаватель иностранных языков, целиком и полностью поддерживаю политику Главы государства. Переход казахского языка на латинскую графику своевременный и нужный шаг. Новый алфавит для Казахстана - это не только внутренняя необходимость духовной модернизации нашего общества, но и требование современного мира, так как на сегодняшний день более 50 % населения планеты пользуется латинской графикой и более 60% всей информации представлено на латинице. Ведь латинский алфавит лежит в основе иностранных языков и овладение латиницей ускорит процесс выхода нашего государства в мировое информационное пространство. Переход на латинскую графику имеет огромное историческое значение, он необходим для модернизации и развития государственного языка и общественного сознания граждан нашего государства [1].

Поэтому решила поделиться своим педагогическим опытом и видением того, как § нам вместе сделать шаг навстречу будуще-К му, изменить общественное сознание, чтобы g стать единой Нацией сильных и ответствен-^ ных людей.

g Цель моей педагогической деятельно-

¡3 сти исходит от специфической особенности

и предмета, который преподаю. Она направле-w

Я" на на практическое овладение иностранным g языком, а также создание условий для достань жения высокого уровня коммуникативной щ компетенции при изучении английского язы-

ни

О ка, социокультурное развитие обучащихся к

д- согласно программе «Рухани жацгыру»[3],

и развитие интеллектуальных и творческих

§ способностей, повышение мотивации в изу-ffi

К чении иностранного языка.

Свое отношение к повышению уровня

профессионального мастерства можно выразить словами К. Д. Ушинского «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни». Одним из главных направлений в профессиональной деятельности преподавателя - это самообразование и творческий поиск.

Постоянно стараюсь повышать квалификацию и использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, что способствует мне развивать профессиональную компетентность. При подготовке к занятиям, планируя его, использую технологию компетентностного подхода.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся [4,с. 45].

Существующие сегодня диски, флеш- носители позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого студента. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявле-

ние учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемами в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно представить на экране. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения иностранным языкам. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый обучающийся получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый студент может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчеркивается его обучающая функция, а также компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.

На занятиях английского языка ценным является использование программного обеспечения интерактивной доски, используя

интерактивную доску можно организовать интерактивное обучение. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех обучающихся в группе. Позволяет сохранить слайды экранов, выстраивать их в нужной последовательности, использовать различные презентации (в Power Point, в 3d формате «Prezi»).

Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер можно использовать в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учётом способностей обучаемых.

Большую помощь при обучении фонетики, формированию артикуляции, для повышения мотивации обучаемых к изучению английского языка оказывают программы "Профессор Хиггис. Английский без акцента", " Английский язык от А до Z", "Английский язык. Я и моя семья", "Учись учиться". Здесь обучающиеся знания получают от носителей языка, что очень эффективно для усвоения материала.

На занятиях профессионального англий- g ского языка в колледже я со своими студен- К тами часто использую интернет - ресурсы, g так как в нашей библиотеке нет той совре- 2

Он

меннои литературы и дополнительного g

учебного материала по программе по таким д

специальностям, как «Монтаж, техническое У

обслуживание и ремонт медицинской техни- д

ки», «Печатное производство», «Швейное 2

производство и моделирование», «Слесар- и

ное дело». Для успешного решения учебных д

задач применяю наиболее эффективные ме- §

тоды, средства и приемы обучения, комби- д

нирую различные новые технологии. д

Широко использую глобальную сеть д

Д

интернет для подготовки не только к заня- д тиям, но и внеклассным мероприятиям. В

gXD

этом учебном году провела внеклассное мероприятие - викторину «Kazakhstan is my motherland» в группах студентов первого курса, где они приняли активное участие. Они умело защищали каждый свою команду: выполняли различные задания по предмету «английский язык», выразительно читали стихи на трёх языках, пели песни под гитару, демонстрируя свои творческие способности. Сразу после проведения мероприятия материал отправила на сайт колледжа и для опубликования в газету «Учительская +».

Продолжением внеурочной деятельности является внеклассная работа по предмету. Она заключается в подготовке обучающихся к различным творческим конкурсам, которые способствуют совершенствованию и углублению знаний. Как результат, мои студенты участвовали в конкурсе стихов на трёх языках и заняли призовые места. Мусина Елдана, Мазур Роллан, Мишакина Светлана выразительно читали стихи на английском языке.

Традиционным стало в нашем колледже проведение предметных олимпиад по общеобразовательным дисциплинам, где приняли участие и мои студенты первого и второго курсов, обучающиеся на базе 9 классов. Победителями стали Мазур Роллан - первое место, Туякбаева Аружан - третье место.

На своих занятиях путем выполнения § различных упражнений и применения на-X глядных пособий веду студентов от общих g представлений об изучаемом к познанию ^ внешних и внутренних связей. Использую g наглядные пособия в форме раздаточных ди-¡3 дактических материалов, кластеров, таблиц, о диаграмм, тестов. Применение таких работ Я" особенно эффективно при индивидуальном g методе организации занятия, когда значили тельная часть студентов работает самосто-щ ятельно. При этом повышается интерес к

нн

О занятию, что способствует разумному вы-

Н

д- полнению задании.

и Для получения значимой, актуальной ин-

§ формации об изменениях в системе образо-ffi

К вания являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: Казахстанский

сайт учителей ustazbol.kz.; зарегистрированным пользователем интернет- портала http:// pedsovet.su, www.proshkolu.ru. Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Иностранные языки в школе», « Speakout», «Английский язык», «Modern English».

Отправляю свои разработки уроков на интернет сайты. Отправила свой урок на сайт для участия во II Международном конкурсе учителей «Мой инновационный урок», организованный Центром обучения и развития (г. Астана). И в результате заняла третье место.

В своей работе использую элементы проектной технологии обучения Студенты первого курса самостоятельно сделали свои презентации в Power Point на следующие темы: Canada, Australia, Scotland, Northern Ireland,Wales, England. Далее на занятиях они по данным темам защитили свои презентации на английском языке.

Огромные возможности для развития познавательной активности обучающихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в колледже технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого обучающегося. Такая работа дает возможность даже студентам со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех группы. Чаще всего групповую и парную работы использую на повторительно-обобщающих занятиях и на занятиях изучения нового материала и при этом я сама или же студенты записываем видео речь участников диалогов или полилогов. Это делаем для того, чтобы после прослушать и сделать анализ для исправления ошибок. Такая форма работы нравится студентам, и она даёт возможность говорить правильно и быстро. Здесь они запоминают выражения на английском языке на слух и

241

зрительно, глядя в свои записи в тетрадях.

Групповая форма работы через диалог оживляет сам процесс обучения, приближает его к натуральным формам человеческих отношений и делает их, в действительности, демократичными. Она даёт возможность понять преподавателю действенность дифференцированного подхода к обучению. Преподаватель видит возможности своих студентов: кто сразу осознанно запоминает материал и применяет его, а с кем нужно ещё поработать

Например, на 1 курсе проводила занятие на тему: « Environment», где не каждый из участников полилога смог высказать своё мнение об окружающей среде [5,с. 14]. Групповая организация создала условия для преодоления разнообразных затруднений, так как при отсутствии необходимой взаимопомощи и сотрудничества студенты не могли бы справиться с поставленной задачей самостоятельно. Здесь уместна технология проблемного обучения, где студенты формулируют проблемы, ищут способы решения, представляют её решение и результат.

Эффективные оригинальные методы использую в своей педагогической работе после прохождения курсов повышения в этом году по теме: «Инновационные образовательные технологии для педагогических работников системы ТиПО» при Костанайском государственном педагогическом институте. Это такие методы, как эвристические методы обучения, метод эмпатии (вживания), метод "Mind-Map"(KapTa памяти), метод "BrainStorming"(Mo3roBoft штурм), Cluster-Method (гроздь), Синквейн, метод "Знаем / хотим узнать / узнали","Учимся вместе" (LearningTog ether).

Одной из основных задач в образовательной деятельности колледжа является контроль качества обучения. В настоящее время всё шире используется олимпиада, которая является наиболее объективной формой. Тестирование знаний в процессе проведения олимпиады, в системе внутриколледжного контроля знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает хорошие условия для

их подготовки к сдаче тестов при поступлении в ВУЗы. Традиционным стало в нашем колледже проведение предметных олимпиад по общеобразовательным дисциплинам, где приняли участие и мои студенты первого и второго курсов, обучающиеся на базе 9 классов.

Показали хорошие знания английского языка Мазур Роллан - первое место (1 курс), ТуякбаеваАружан - третье место( 2 курс).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На своих занятиях применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом занятия. Ведь именно она позволяет преподавателю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для обучающихся была их деятельность. Что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали обучающиеся вместе с преподавателем в начале занятия, с какими трудностями они столкнулись и как их разрешить. Этот момент студенты отражают в своих рабочих тетрадях в таком виде: знаем /хотим узнать / узнали.

Еще одной немаловажной формой повышения профессионального мастерства, безусловно, являются открытые уроки и мероприятия. В рамках недели иностранного языка я провела интеллектуальную игру среди 1-2 курсов по страноведению. Мои обучающиеся получили грамоту за успеш- ^ ное участие, а одна из команд заняла 1 место. Д Среди обучающихся 1-х курсов была прове- м дена грамматическая викторина. Студенты 2

Он

смогли продемонстрировать не только свои м знания по грамматике английского языка, но д

и творческие способности (стихи читали, У

м

эссе составляли, пели песни на разных язы- д

ках, участвовали в конкурсах). 2

При проведении недели иностранных щ

языков, я стараюсь задействовать в подго- д

товке как можно больше обучающихся. Сту- §

денты участвуют в викторине «Знаешь ли д

ты страну изучаемого языка?», разгадывают щ

кроссворды на различные темы, пишут ми- д

д

ни-сочинения, готовят инсценировки произ- д ведений, выпускают газеты, участвуют в по-

о

этических конкурсах, создавая собственные переводы стихотворений. Мои студенты готовят и проводят различные праздники, тематические вечера, являясь ведущими.

За время работы в колледже создала электронные учебные пособия по профессиональному английскому языку для 2-3 курсов колледжа по специальностям: 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение», 0902000 «Электроснабжение», 1216000 «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство», 1216012 «Аппаратчик мукомольного производства», 0510000 «Делопроизводство и архивоведение», 0601000 «Стандартизация, метрология и сертификация», 0518000 «Учёт и аудит (по отраслям)».

Здоровьесберегающие технологии (Соблюдение техники безопасности, соблюдение требований СанПина, реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности, охрана психического здоровья) осуществляю на каждом занятии.

С целью обмена опытом посещаю занятия коллег как опытных, так и молодых специалистов, городские тематические семинары, курсы, конкурсы.

В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осущест-§ влять постоянный поиск различных форм, ^ методов и способов повышения мотивации § учащихся к изучению английского языка. С

го

<! этой целью стараюсь применять на заняти-

§ ях различные технические средства (ком-

3 пьютер, сотовые телефоны, фотоаппарат),

о разнообразить формы подачи материала (с

Я" включением игровых моментов). Привле-

^ каю обучающихся к участию в различных

м конкурсах, в сетевых проектах, научно-ис-

ьР

Я следовательской работе по предмету, раз-

О работке сценариев мероприятий, выпуску

Я тематических газет, листовок, буклетов,

т созданию презентаций.

Я Для работы со студентами с низким или Я

Я недостаточным уровнем обученности провожу консультации: использую задания,

соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.), использую для оценивания содержательную сторону, качественно характеризуя ответ обучающегося. Считаю, что содержательная оценка преподавателя позволяет заложить основу для возникновения доверия студентов, способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на занятии. Система моей педагогической деятельности - совокупность методов, приемов, технологий, субъект - субъектные взаимоотношения с обучающимися, вовлечение их в различные виды деятельности, которые позволяют добиваться желаемых результатов.

В заключение хочется сказать, что мы - преподаватели английского языка должны использовать весь багаж знаний и практический опыт для реализации идей программной статьи Президента Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» [ 2].

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев H.A. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Новые возможности развития в условиях четвёртой промышленной революции [Электронный ресурс] www.akorda.kz

2.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания [Электронный ресурс] www.akorda.kz/ ru/akorda - news/press-conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya

3.Программа «Рухани жацгыру» [Электронный ресурс ]https//informburo./kz/ statya/modernizaciya-soznaniya-nachalas-kak-ona-rabotaet.html

4.Киселева М.П. Информационные технологии в образовании/М.П. Киселёва Педагогическое образование //Современная педагогика,- 2015,- № 4 (29) - С. 45-46.

5.Ергалиева A.C. Инновационные технологии - залог повышения качества знаний/ A.C.// Modern English. - С. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.