Научная статья на тему 'Нравственно-патриотическое воспитание молодежи на произведениях о Великой Отечественной войне'

Нравственно-патриотическое воспитание молодежи на произведениях о Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1415
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАМГЕРШіЛіК / ОТАНШЫЛДЫқ ТәРБИЕ / ұРПАқТАР АРАСЫНДАГЫ РУХАНИ БАЙЛАНЫСТАР / ТОЛЕРАНТТЫЛЫқ / қАһАРМАНДЫқ / АЗА-МАТТЫЛЫқ ұСТАНЫМ / КөРКЕМ БЕЙНЕНі ұГЫНУ / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ДУХОВНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ / SOUL TIES BETWEEN GENERATIONS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ГЕРОИЗМ / HEROISM / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIL POSITION / ПОСТИЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ / THE ATTAINMENT OF ARTISTIC IMAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петранова Н.

В статье рассказывается о нравственно-патриотическом воспитании современной молодежи посредством изучения произведений о Великой Отечественной Войне. Раскрывается значение использования озадачивающих вопросов при обсуждении литературных произведений и их направленности на формирование гражданской позиции личности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and patriotic education of youth on the works of the Great Patriotic War

The article is about moral and patriotic up-brining of nowadays youth with the help of studying Great World War masterpieces. The work opens up the usage of taken aback questions while discussing literature works and its influence on the personal and civil formation of the youth.

Текст научной работы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание молодежи на произведениях о Великой Отечественной войне»

Вестник «Орлеу^-kst

В

Петранова Н.,

преподаватель русского языка и литературы КГКП «Костанайский государственный профессионально-технический колледж»

Нег1зг1 свздер: адамгершшк, отаншылдъщ тэрбие, урпацтар арасындагы рухани байланыстар, толеранттылыц, цаhармандыц, аза-маттылыц устаным, квркем бейнет угыну.

Ключевые слова: нравственность, патриотическое воспитание, духовные связи между поколениями, толерантность, героизм, гражданская позиция, постижение художественных образов.

Keywords: morality, patriotic education, soul ties between generations, tolerance, heroism, civil position, the attainment of artistic images.

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Ацдатпа

Макалада ¥лы Отан Согысы туралы шыгармаларды оку аркылы к^рп жастарды адамгрешшш-патриотты; ce3iMre тэрбиелеу айтылган. вскелец урпакты азаматты; уста-нымдары бар тулга ретiнде калыптастыруга багытталган жэне эдеби шыгармаларды талкы-лау барысында кеп толгандырган мэселелердщ мэш ашылуда.

Аннотация

В статье рассказывается о нравственно-патриотическом воспитании современной молодежи посредством изучения произведений о Великой Отечественной Войне. Раскрывается значение использования озадачивающих вопросов при обсуждении литературных произведений и их направленности на формирование гражданской позиции личности подрастающего поколения. ^

Annotation §

The article is about moral and patriotic up-brining с

of nowadays youth with the help of studying Great £

World War masterpieces. The work opens up the Щ

usage of taken aback questions while discussing ^

literature works and its influence on the personal ^ and civil formation of the youth.

Вот и настал великий юбилей - 70-летие Побе- 5

ды советского народа в войне против гитлеровской н

Германии. Тема Великой Отечественной войны Е

- очень благодатная для воспитания настоящего О

гражданина своей Родины, для воспитания достой- 3

ного во всех отношениях человека, толерантного к ||

людям других национальностей. Задача преподава- g

теля литературы довести до сознания обучающихся ^

основные закономерности историко-литературного Й

процесса военного периода, усилить нравствен- К

но-патриотическое воспитание. Цель уроков лите- ^

ратуры, посвященных теме Великой Отечественной н

войны - формирование патриотизма обучающихся, ^

ми

Вестник «Oрлеу»-kst

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из

О %

ш

X

н <с

которая реализуется через задачи: познакомить с событиями Великой Отечественной войны на примере литературных произведений и фильмов; укреплять духовные связи между поколениями в семье; воспитывать осознанное негативное отношение к фашизму и другим экстремистским организациям.

Когда начинаешь рассказывать студентам о том, как голодали, как воевали плечом к плечу люди разных национальностей, как жили на оккупационной территории, как работали в глубоком тылу, как люди жили в концлагерях, в глазах у них читается только один вопрос: «Неужели это все было на самом деле? Как можно было выжить в таких условиях». Для них - это открытие. Читая произведения о Великой Отечественной войне вслух, устраивая совместные просмотры фильмов с разъяснением определенных эпизодов и обязательным обсуждением фильма, помогаю детям понять значимость Победы советского народа в этой страшной войне, которая длилась тысяча четыреста восемнадцать дней. Эта война для советского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому довелось сражаться. Бессмертен подвиг всех, кто боролся и победил фашизм! Мы не видели войны, но знаем о ней, потому что мы должны помнить, «какой ценой завоевано счастье».

Одним из произведений о Великой Отечественной войне, изучаемых на уроках литературы, является роман Бориса Васильева «В списках не значился». Подвиг главного героя, которому было всего восемнадцать, достоин преклонения. Описывая в произведении молодость героя, его неопытность, если можно так сказать, «мальчишество», автор показывает, из кого вырастают герои войны. Плужников остается человеком в любых ситуациях: и в отношении с любимой женщиной, и под непрерывной бомбежкой немцев, и даже по отношению к своему врагу. А остаться человеком в условиях войны - это и есть настоящий героизм. Боль и гордость - эти чувства охватывают читателя, когда он углубляется в

описании боев, думает над мыслями героев, представляет себя на их месте. Много, очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повести и романы Бориса Васильева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу, из высоких нравственных начал. Обучающимся есть с кого взять пример, кому подражать, на кого равняться. И таких героев в литературе немало. Анализируя другую повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие», можно задать студентам следующие вопросы: - В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек? Почему для раскрытия замысла автор выбирает именно такие типы героинь?

- Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек?

- Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне в повести?

- Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора - повествователя?

- Когда и с какой целью Борис Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступления в его прошлое (главы V, VI)?

- Как вы понимаете название повести?

Данные вопросы могут вызвать в группе

спор, который может перейти в диспут. Преподаватель имеет возможность направить диспут в нужное русло наводящими вопросами по содержанию произведения. Метод обсуждения проблем играет большую роль в формировании социально-одобряемых взглядов. Для того, чтобы обсуждать, анализировать, делать выводы нужны знания. Не все обучающиеся могут принимать участие в диспутах, дискуссиях. Но важно, чтобы все слушали. В конце урока учитель спрашивает у слабых ребят, которые не принимали участие в разговоре, что же они поняли, какой они сделали вывод из данного разговора, так как с историей второй мировой войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравствен-

Вестник «Oрлеу»-kst

Н

ные проблемы [1, с.17].

Структуру нравственности личности составляют знания, чувства, отношения и поведение. На основе изучения литературных произведений важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Уроки литературы позволяют совмещать задачу нравственного воспитания и задачу формирования гражданской позиции личности благодаря многочисленным нравственным ситуациям в художественных текстах, фактам личной и творческой жизни писателей.

Следует помнить, что наши обучающиеся ещё недостаточно взрослые люди и имеют небольшой жизненный опыт, обладают скромными навыками анализа личности героя, но у отдельной группы ребят, пришедших обучаться на первый курс, уже проявляются признаки духовного уродства. Это равнодушие к физическим и моральным страданиям ближнего, зависть и нетерпимость к успехам других, отсутствие уважения к старшим, культ силы, наглости, вседозволенности. Поэтому преподавателю литературы необходимо помнить, что он должен воздействовать не только на ум, но и на душу молодых лю-дей[2, с.8].

При изучении произведений о Великой Отечественной войне необходимо обсудить такие важные для молодого поколения проблемные вопросы:

• Интересна ли вам литература о войне?

• Что интереснее для вас: читать книгу или смотреть фильм и почему?

• Можно ли утверждать, что сила духа, готовность к самопожертвованию во имя Родины для современных юношей не очень типичны?

• Почему в нашей стране появилось молодое поколение, исповедующее идеологию фашизма?

• Напишите сочинение «Что значит для меня День Победы»

Обучающимся необходимо знать о том, что литература внесла достойный вклад в общее дело разгрома ненавистного врага. Никогда раньше художественное слово так непосредственно не участвовало во всенародной борьбе, как в этот трудный период. Писатели сражались с фашистами, посягнувшими на честь и независимость их страны, и своими главным оружием - пером, и лично принимали участие в боевых действиях

Литература о Великой Отечественной войне дает богатый материал для нравственно-патриотического воспитания человека. Произведения А. Твардовского, К. Симонова, Л.Гроссмана, В.Быкова и многих других

- это просто золотой фонд для воспитания молодого поколения. На материале их произведений можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле, о долге, о чести и совести, о большой и малой родине, о душе и памяти, и т.п.Постижение нравственных категорий через постижение художественных образов -вот идеал в преподавании уроков литературы [3,с.13].

Хотелось бы, чтобы молодое поколение не забывало о героях войны, об этой значимой для нашей страны победе, потому как еще А.С.Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей /Сост. и науч. ред. Н. И. Эли-асберг. — СПб.:Изд-во«Союз», 2004. Серия воспитание гражданин. - С. 17.

2. Королькова Е. «Это нужно не мертвым

— это нужно живым...» Роль знаний о Великой Отечественной войне в нравственном воспитании современных школьников. /Народное образование. № 4 — 2005. - С.8.

3. Победа над фашизмом и современный мир. — Прага: Междунар. Издательство «Мир и социализм», 1985.- С.13.

ш §

О С о

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Й -а X

н <с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.