Вестник «Орлеу^-kst
В
Петранова Н.,
преподаватель русского языка и литературы КГКП «Костанайский государственный профессионально-технический колледж»
Нег1зг1 свздер: адамгершшк, отаншылдъщ тэрбие, урпацтар арасындагы рухани байланыстар, толеранттылыц, цаhармандыц, аза-маттылыц устаным, квркем бейнет угыну.
Ключевые слова: нравственность, патриотическое воспитание, духовные связи между поколениями, толерантность, героизм, гражданская позиция, постижение художественных образов.
Keywords: morality, patriotic education, soul ties between generations, tolerance, heroism, civil position, the attainment of artistic images.
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Ацдатпа
Макалада ¥лы Отан Согысы туралы шыгармаларды оку аркылы к^рп жастарды адамгрешшш-патриотты; ce3iMre тэрбиелеу айтылган. вскелец урпакты азаматты; уста-нымдары бар тулга ретiнде калыптастыруга багытталган жэне эдеби шыгармаларды талкы-лау барысында кеп толгандырган мэселелердщ мэш ашылуда.
Аннотация
В статье рассказывается о нравственно-патриотическом воспитании современной молодежи посредством изучения произведений о Великой Отечественной Войне. Раскрывается значение использования озадачивающих вопросов при обсуждении литературных произведений и их направленности на формирование гражданской позиции личности подрастающего поколения. ^
№
Annotation §
The article is about moral and patriotic up-brining с
of nowadays youth with the help of studying Great £
World War masterpieces. The work opens up the Щ
usage of taken aback questions while discussing ^
literature works and its influence on the personal ^ and civil formation of the youth.
Вот и настал великий юбилей - 70-летие Побе- 5
ды советского народа в войне против гитлеровской н
Германии. Тема Великой Отечественной войны Е
- очень благодатная для воспитания настоящего О
гражданина своей Родины, для воспитания достой- 3
ного во всех отношениях человека, толерантного к ||
людям других национальностей. Задача преподава- g
теля литературы довести до сознания обучающихся ^
основные закономерности историко-литературного Й
процесса военного периода, усилить нравствен- К
но-патриотическое воспитание. Цель уроков лите- ^
ратуры, посвященных теме Великой Отечественной н
войны - формирование патриотизма обучающихся, ^
ми
Вестник «Oрлеу»-kst
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из
О %
ш
X
н <с
которая реализуется через задачи: познакомить с событиями Великой Отечественной войны на примере литературных произведений и фильмов; укреплять духовные связи между поколениями в семье; воспитывать осознанное негативное отношение к фашизму и другим экстремистским организациям.
Когда начинаешь рассказывать студентам о том, как голодали, как воевали плечом к плечу люди разных национальностей, как жили на оккупационной территории, как работали в глубоком тылу, как люди жили в концлагерях, в глазах у них читается только один вопрос: «Неужели это все было на самом деле? Как можно было выжить в таких условиях». Для них - это открытие. Читая произведения о Великой Отечественной войне вслух, устраивая совместные просмотры фильмов с разъяснением определенных эпизодов и обязательным обсуждением фильма, помогаю детям понять значимость Победы советского народа в этой страшной войне, которая длилась тысяча четыреста восемнадцать дней. Эта война для советского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому довелось сражаться. Бессмертен подвиг всех, кто боролся и победил фашизм! Мы не видели войны, но знаем о ней, потому что мы должны помнить, «какой ценой завоевано счастье».
Одним из произведений о Великой Отечественной войне, изучаемых на уроках литературы, является роман Бориса Васильева «В списках не значился». Подвиг главного героя, которому было всего восемнадцать, достоин преклонения. Описывая в произведении молодость героя, его неопытность, если можно так сказать, «мальчишество», автор показывает, из кого вырастают герои войны. Плужников остается человеком в любых ситуациях: и в отношении с любимой женщиной, и под непрерывной бомбежкой немцев, и даже по отношению к своему врагу. А остаться человеком в условиях войны - это и есть настоящий героизм. Боль и гордость - эти чувства охватывают читателя, когда он углубляется в
описании боев, думает над мыслями героев, представляет себя на их месте. Много, очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повести и романы Бориса Васильева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу, из высоких нравственных начал. Обучающимся есть с кого взять пример, кому подражать, на кого равняться. И таких героев в литературе немало. Анализируя другую повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие», можно задать студентам следующие вопросы: - В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек? Почему для раскрытия замысла автор выбирает именно такие типы героинь?
- Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек?
- Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне в повести?
- Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора - повествователя?
- Когда и с какой целью Борис Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступления в его прошлое (главы V, VI)?
- Как вы понимаете название повести?
Данные вопросы могут вызвать в группе
спор, который может перейти в диспут. Преподаватель имеет возможность направить диспут в нужное русло наводящими вопросами по содержанию произведения. Метод обсуждения проблем играет большую роль в формировании социально-одобряемых взглядов. Для того, чтобы обсуждать, анализировать, делать выводы нужны знания. Не все обучающиеся могут принимать участие в диспутах, дискуссиях. Но важно, чтобы все слушали. В конце урока учитель спрашивает у слабых ребят, которые не принимали участие в разговоре, что же они поняли, какой они сделали вывод из данного разговора, так как с историей второй мировой войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравствен-
Вестник «Oрлеу»-kst
Н
ные проблемы [1, с.17].
Структуру нравственности личности составляют знания, чувства, отношения и поведение. На основе изучения литературных произведений важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Уроки литературы позволяют совмещать задачу нравственного воспитания и задачу формирования гражданской позиции личности благодаря многочисленным нравственным ситуациям в художественных текстах, фактам личной и творческой жизни писателей.
Следует помнить, что наши обучающиеся ещё недостаточно взрослые люди и имеют небольшой жизненный опыт, обладают скромными навыками анализа личности героя, но у отдельной группы ребят, пришедших обучаться на первый курс, уже проявляются признаки духовного уродства. Это равнодушие к физическим и моральным страданиям ближнего, зависть и нетерпимость к успехам других, отсутствие уважения к старшим, культ силы, наглости, вседозволенности. Поэтому преподавателю литературы необходимо помнить, что он должен воздействовать не только на ум, но и на душу молодых лю-дей[2, с.8].
При изучении произведений о Великой Отечественной войне необходимо обсудить такие важные для молодого поколения проблемные вопросы:
• Интересна ли вам литература о войне?
• Что интереснее для вас: читать книгу или смотреть фильм и почему?
• Можно ли утверждать, что сила духа, готовность к самопожертвованию во имя Родины для современных юношей не очень типичны?
• Почему в нашей стране появилось молодое поколение, исповедующее идеологию фашизма?
• Напишите сочинение «Что значит для меня День Победы»
Обучающимся необходимо знать о том, что литература внесла достойный вклад в общее дело разгрома ненавистного врага. Никогда раньше художественное слово так непосредственно не участвовало во всенародной борьбе, как в этот трудный период. Писатели сражались с фашистами, посягнувшими на честь и независимость их страны, и своими главным оружием - пером, и лично принимали участие в боевых действиях
Литература о Великой Отечественной войне дает богатый материал для нравственно-патриотического воспитания человека. Произведения А. Твардовского, К. Симонова, Л.Гроссмана, В.Быкова и многих других
- это просто золотой фонд для воспитания молодого поколения. На материале их произведений можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле, о долге, о чести и совести, о большой и малой родине, о душе и памяти, и т.п.Постижение нравственных категорий через постижение художественных образов -вот идеал в преподавании уроков литературы [3,с.13].
Хотелось бы, чтобы молодое поколение не забывало о героях войны, об этой значимой для нашей страны победе, потому как еще А.С.Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей /Сост. и науч. ред. Н. И. Эли-асберг. — СПб.:Изд-во«Союз», 2004. Серия воспитание гражданин. - С. 17.
2. Королькова Е. «Это нужно не мертвым
— это нужно живым...» Роль знаний о Великой Отечественной войне в нравственном воспитании современных школьников. /Народное образование. № 4 — 2005. - С.8.
3. Победа над фашизмом и современный мир. — Прага: Междунар. Издательство «Мир и социализм», 1985.- С.13.
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с