Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках литературы и во внеурочное время'

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках литературы и во внеурочное время Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
328
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / MORALS / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / СОВЕСТЬ / CONSCIENCE / ЛЮБОВЬ / LOVE / SPIRITUAL MAKEUP / ETHICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хамидулина Н.А.

Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель-подросток имеет возможность сверить собственную оценку жизни с авторитетными оценками писателей, осмысливая свой подход к миру и человеку. Таким образом, процесс самопознания осуществляется через познание других. Главное назначение словесника быть источником нравственного влияния. В статье представлены некоторые педагогические приемы, применяемые автором на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS'' MORAL CULTURE DURING THE LESSONS OF LITERATURE AND EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

The specificity of moral influence of the literature lesson lies in the possibility for adolescent to compare his own life assessment with the competent assessment of writers and to understand his approach to the world and person. Thus self-knowledge is realized through knowledge of others. The main task of the philologist is to be the source of moral influence. The paper presents some pedagogical methods used by the author at the literature lesson.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках литературы и во внеурочное время»

Окончание таблицы 1

Направление Раздел Информация

3. Ф. И. О. 4. Специальность

Успехи в спортивной деятельности Призеры спортивных конкурсов 1. Год проведения конкурса. 2. Наименование конкурса. 3. Фотография обучающегося. 4. Ф. И. О. 5. Специальность

Предложенная структура показывает, что доска почета может включать в себя различные направления, иллюстрирующие успешность обучающихся в различных сферах деятельности.

Официальное признание и открытая демонстрация достижений обучающегося отражает интерес общества к росту его личных достижений, способствующих формированию его профессиональных качеств. Открытая и доступная для всех заинтересованных лиц информация о достижениях студентов профессиональной образовательной организации способствует их мотивации к получению в данной профессио-

Библиографический список

нальной образовательной организации выбранной профессии/специальности.

Кроме того, мы полагаем, что особую про-фориентационную значимость может иметь раздел, отражающий траектории жизненного успеха выпускников ПОО прежних лет.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что стремительно развивающиеся сетевые ресурсы и соответствующие им информационные технологии предоставляют современные эффективные средства для про-фориентационной деятельности, которые можно и нужно использовать в образовательной практике.

1. Кудрявцев, Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы [Текст] / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1981. — № 2.— С. 20-30.

2. Сичинский, Е. П. профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — 9-12.

3. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51143.

4. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение : теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. — 117 с.

УДК 372.016 Н. А. Хамидулина, преподаватель Челябинского

дорожно-строительного техникума (ЧДСТ), г. Челябинск, e-mail: 100305@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель-подросток имеет возможность сверить собственную оценку жизни с авторитетными оценками писателей, осмысливая свой подход к миру и человеку. Таким образом, процесс самопознания осуществляется через познание других. Главное назначение словесника — быть источником нравственного влияния. В статье представлены некоторые педагогические приемы, применяемые автором на уроках литературы.

Ключевые слова: культура, нравственность, духовность, мораль, нравственное воспитание, совесть, любовь.

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только новые рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и великодушие. Словом, мы безвозвратно теряем тот духовный мир, который некогда на Западе вызывал смешанное чувство уважения и удивления. Мир этот вытесняется жестоким прагматизмом, неуемной жаждой наживы. Безусловно, все это не могло не сказаться и на нашей молодежи.

За последние годы обучающиеся очень изменились, наблюдается падение уровня культуры (а культура, по словам В. И. Даля, — это «образование, умственное и нравственное» [1]), идет активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, духовное и культурное обеднение. Молодежь стала жить, руководствуясь инстинктами и порой не задумываясь о культурных нормах своего поведения. Поэтому существенно повысилась актуальность проблемы формирования общей культуры личности.

Как говорил Аристотель, «природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».

Сегодня недостаточно готовить лишь высококвалифицированных специалистов. Жизнь подтверждает, что значительных качественных изменений не произойдет, если мы не решим основную задачу — возрождение духовности и нравственности молодежи.

Что такое нравственность? По С. И. Ожегову, нравственность — это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения [2].

Нравственное воспитание — это целенаправленное формирование у обучающихся системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду. Мораль и нравственность — понятия-синонимы. Слово «мораль» и произошло от латинского корня, в переводе означающего «нравственный».

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала.

Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь — основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями.

По мнению Л. Н. Толстого, «совесть — это закон добра в душе человека». Русская литература является частью мировой художественной культуры и поэтому обладает огромными возможностями, для того чтобы помочь молодому человеку войти в сегодняшний мир и пусть не сразу, не в полном объеме, но воспринять существующие культурные нормы.

Книга, по словам Герцена, — это «духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить...».

Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.

Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель-подросток имеет возможность сверить собственную оценку жизни с авторитетными оценками писателей, осмысливая свой подход к миру и человеку. Таким образом, процесс самопознания осуществляется через познание других. Главное назначение словесника — быть источником нравственного влияния.

Остановимся на некоторых педагогических приемах, применяемых нами на уроках литературы.

1. Четкая формулировка темы урока (часто проблемной), которая содержит знак вопроса. Всегда обсуждаем с обучающимися название темы, для того чтобы сформулировать цель. Примерные темы: «Был ли выход у Катерины?» (по драме А. Н. Островского «Гроза»), «Легче жить с совестью или без совести?» (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»), «Можно ли наказать любовью, жалостью, пониманием?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») и др.

2. На всех уроках работаем с текстами произведений (комментированное чтение, анализ поступков героев, самостоятельные выводы). Всегда студенты читают на уроках (читают плохо, но им предлагается читать вслух, чтобы они себя слышали), много читает преподаватель. Во

время чтения обсуждаем возникшие вопросы, разбираем проблемные ситуации. Ребята пытаются отвечать на вопросы, втягиваются в беседу. Каждый ребенок имеет право высказаться. Ребята не боятся говорить, чувствуют себя свободно, даже если ошибаются. Затем по вопросам анализируем текст и делаем выводы, всегда на уроках происходит диалог с учениками. В каждой группе есть самые активные ребята, которые помогают вести урок.

3. С первых уроков при анализе художественных произведений обсуждаем с ребятами те вечные проблемы, которые будут интересны всегда. Например, при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» идет разговор о проблеме отцов и детей, в которой мы пытаемся разобраться; при изучении романа Л. Н. Тол -стого «Война и мир» поднимаются проблемы нравственного выбора, проблемы семьи, поиска смысла жизни, патриотизма и т. д. Меняется время, мода, политика — человек не меняется. Он так же хочет быть счастливым, так же плачет, когда ему плохо, больно, когда его не любят или предают. На уроке литературы можно, опираясь на произведение, поговорить о любой проблеме. Даже о той, которая возникла сегодня у какого-то конкретного студента.

4. Нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. А разве она мыслима без понимания законов развития личности, без умения осознать душевное состояние? На уроках литературы перед студентами раскрывается психологический мир персонажей, что побуждает ребят к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Мы обсуждаем следующие темы: «Внутренний мир Родиона Раскольникова» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»), «Пути духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»), «Любовь — это великая тайна или великая трагедия?» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») и др.

5. Использование такой формы самостоятельной работы, как сочинение-рассуждение, постепенное подталкивание обучающихся к осознанию необходимости иметь собственную позицию, уметь ее отстаивать. Предлагаются такие темы, которые требуют нравственного осмысления, сопоставления себя с литературным героем, например: «Чем я похож на Базарова?», «Можно ли загладить одно преступление тысячами добрых дел?», «Как не стать Ионычем?», «Стоит ли платить маленькой подлостью за будущее благополучие?» и др. Как ни странно,

большинству студентов нравится писать сочинения. Постепенно они «расписываются».

6. Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети сами поднимают нравственные проблемы на своем возрастном уровне доступным им языком. Главным считаем то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько решают их для себя, и в будущем, скорее всего, это выразится в соответствующих поступках.

Важным в работе филолога считаем создание атмосферы творческого комфорта, общего вдохновения на уроке. Ведь почему не все студенты пишут искренне? Возможно, они боятся быть непонятыми.

У нас свой подход к творчеству обучающихся. Предлагаем темы, которые увлекают ребят, актуальны для их возраста и доступны, побуждают каждого к самоанализу, но не провоцируют на излишнюю откровенность. Тем бывает не менее трех (на выбор студента). Каждая работа требует индивидуального подхода, поэтому после проверочной работы обязательно даю ком -ментарии в виде пожелания, похвалы (два-три предложения).

7. Не менее важным условием социализации личности как одного из направлений связи гуманитарного образования и гуманитарной среды является умный, воспитанный, гуманный и духовно-нравственный педагог. В пространстве отношений «обучающийся — преподаватель» именно общая культура преподавателя является основой и условием формирования общеличностной культуры студентов. Другими словами, культура преподавателя становится одновременно средой и стимулом развития культуры ученика. Стараемся быть примером для обучающихся. Смотрим на жизнь глазами учителя литературы, поэтому приносим на урок все, что происходит в жизни, в мире. Часто планируем и проводим тематические пятнадцатиминутки, посвященные различным событиям: 3 сентября (День памяти погибших в Беслане), 30 октября (День памяти политзаключенных), 25 января (день рождения В. С. Высоцкого), 15 февраля (День вывода войск из Афганистана), 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т. д.

8. Во время декады литературы проводим на уровне техникума тематические мероприятия: «Следов войны не заметут столетья» (к 200-летию Бородинской битвы), «Мои обманчивые сны» (к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова) и др. К 70-летию со Дня Победы вместе

со студенческой группой сделали фотоальбом-презентацию о дедах — участниках Великой Отечественной войны.

9. Вместе с обучающимися принимаем участие в творческих конкурсах на уровне области и России, например, в конкурсе «Дети войны» обучающийся Макар Михеев занял второе место по области (писал о Тамаре Александровне Добрыниной, медработнике, которая трудится в техникуме уже 42 года).

Все это помогает обучающимся как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой

нравственный выбор. Урок литературы — это урок жизни, урок взросления, урок нравственности.

«Чтобы жить в цивилизованной стране, не надо уезжать из России. Тем более делать в ней революцию. Просто не мусори, не матерись, начни ездить по правилам на дорогах, не давай взяток, не бери взяток, не пей алкоголь и не кури, не изменяй любимому человеку, уважай культуру и учи историю Отчизны, уважай стариков... и сам не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве...» — призывает М. Задорнов.

Библиографический список

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. — М. : Олма Медиа Групп, 2009.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : ИТИ Технологии, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.