Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях
УДК / UDC 377
Л. С. Лямкина, преподаватель русского языка и литературы, ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16», Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск, [email protected]
Larisa Lamkina, teacher of Russian language and literature, Vocational College № 16, Prokopyevsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ - ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА -ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE BASIC COURSES - LITERATURE AND RUSSIAN LANGUAGE -IN TRAINING STUDENTS AT THE VOCATIONAL ORGANIZATION
В настоящее время существует противоречие между необходимостью изучения гуманитарных предметов с целью формирования гуманной личности и общим подходом преподавания русского языка и литературы НПО, не учитывающим профессиональной направленности обучающихся. В статье раскрываются положительные эффективные стороны профессиональной направленности при обучении русскому языку и литературе в учреждении начального профессионального образования.
At present there's a contradiction between the necessity to study humanitarian subjects aiming at forming a humane personality and basic approach in teaching Russian and literature for the primary vocational education which does not consider professional orientation of the students. The paper reveals positive efficient aspects of the professional orientation in teaching Russian language and literature at the primary vocational organization.
Ключевые слова, профессиональная направленность, общеобразовательные предметы, профилирование предмета, организация внеклассной работы, межпредметные связи, креативные способы воздействия, принцип экологизации, экология профессии, принцип «бинома фантазии» Джанни Родари (сознательное конструирование образа], проектное мышление.
Key words, professional orientation, basic subjects, profiling of a subject, out-classes work arrangement, trans-subject links, creative ways to affect, ecologization principles, ecology of profession, principle of the “binomial fantasy” Jeannie Rodary (deliberate construction of an image], projective thinking.
В настоящее время потребность российского современного общества в рабочих профессиях велика. Однако во время экономических и политических преобразований в России было потеряно уважение к рабочим профессиям, которое передавалось в семьях потомственных рабочих, системой поддержки молодых рабочих на предприятии, воспеванием рабочих профессий в художественной литературе, фильмах. Поэтому, несмотря на то, что рабочие специальности востребованы в современном обществе, молодому поколению не на что опереться, кроме материально-экономической заинтересованности в результате труда.
Для молодых людей, приходящих учиться в НПО, а это старшие подростки, важно почувствовать значимость своего труда, осознать необходимость трудовой деятельности. При этом профессиональное становление связано с развитием личности в целом. Поэтому современное профессиональное образование нацелено не только на подготовку высококвалифицированного рабочего, но и на формирование национального самосознания, являющегося одним из основных факторов воспитания свободной, творчески самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства.
Вопрос улучшения качества начального профессионального образования обсуждался в августе 2010 года на Госсовете. В мае 2010 года были утверждены государственные образовательные стандарты начального профессионального образования третьего поколения, которые предполагают несколько иные подходы к организации учебного процесса в учреждениях, реализующих инновационные об-
разовательные программы подготовки рабочих кадров для развивающихся высокотехнологичных производств. Указанные стандарты предполагают формирование у будущих рабочих общих и профессиональных компетенций.
Большую роль в решении проблемы формирования профессионализма современного специалиста сыграли труды М. В. Аверина, А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, Э. Ф. Зеера, И.
A. Ильина, В. А. Кан-Калика, Л. Н. Когана, Н.
B. Кузьминой, И. Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, А. К. Марковой и других ученых.
Профессиональная направленность обучающихся начального профессионального образования формируется при изучении дисциплин общетехнического, общепрофессионального и профессионального циклов профессиональной образовательной программы начального профессионального образования (НПО]. Общеобразовательный цикл обучения в НПО является основным, так как получение общего образования - залог общего развития личности профессионала.
Приоритетной задачей развития начального профессионального образования является гармонизация традиционного и инновационного подходов к обучению. На современном этапе развития общества основным предназначением гуманитарного цикла становится гуманизация картины мира, способствующая поиску человеком пути и смысла жизни, в том числе и в профессии. Общеобразовательные дисциплины направлены на формирование профессиональной активности учащихся, профессиональной адаптации выпускников. Профессиональная направленность - это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.
В условиях рыночной экономики любой специалист вынужден не один раз проходить собеседование, показывая не только свои профессиональные знания, но и общее развитие. Грамотно составленное резюме при поиске работы, заявление при поступлении на работу, культура речи в общении с клиентами, коллегами по работе важны для любого рабочего. Владение информацией помогает быть на высоком профессиональном уровне и следить за развитием в своей профессии.
Сочетание профессиональной и общеобразовательной подготовки является одним из важных условий функционирования системы начальной профессиональной подготовки и определяет профессиональную направленность в
преподавании общеобразовательных дисциплин.
Гуманитарный цикл общеобразовательной подготовки, реализующий образовательные программы учреждений начального профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего (полного] общего образования, представляется двумя образовательными областями: «Филология» и «Обществознание». При этом общеобразовательная область «Филология» в учебных планах представляется курсами «Русский язык», «Литература» и «Иностранный язык».
Для учащихся ПУ характерна слабая гуманитарная подготовка по русскому языку и литературе и низкий интерес к предмету. Один из путей преодоления этого является систематическое использование профессионально-направленных познавательных заданий.
Однако анализ педагогической литературы (Е. С. Антонова [3], Т. М. Воителева [8], В. В. Ба-байцева [4], А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова [7], Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева [10], Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л. Вольнова [15] и др.] показывает, что в начальном профессиональном образовании еще недостаточно разработаны подходы к формированию профессиональной направленности при обучении гуманитарных предметов общеобразовательного цикла, таких как «Русский язык» и «Литература».
Актуальность избранной темы «Профессиональная направленность общеобразовательных предметов - литературы и русского языка
- при подготовке обучающихся в профессиональном училище» определяется изменением требований к подготовке рабочего в условиях НТР и рынка труда.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью продуктивно развиваться в профессии и существующим подходом в преподавании гуманитарных предметов, не учитывающих профессиональную специфику, что не заинтересовывает учащихся, а лишь отдаляет от изучения таких предметов, как «Русский язык» и «Литература».
Каким же должно быть обучение по предметам «Русский язык» и «Литература» с учетом специфики профессии для формирования профессиональной направленности учащихся начального профессионального образования?
Проанализировав уровень профессиональной направленности обучающихся, мы пришли к выводу, что для успешной самореализации выпускника в современном мире, кроме традиционных методов обучения и воспитания, необходимы креативные способы воздей-
Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях
ствия. Поэтому путь формирования профессиональной направленности видим в развитии свободной, творческой и духовной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к профессиональной деятельности и нравственному поведению.
Профессиональная направленность обучающихся НПО формируется при изучении дисциплин общеобразовательного цикла. В частности, преподавание русского языка и литературы осуществляется через профессиональную направленность предмета, в частности через межпредметные связи и организацию внеклассной работы.
Цель преподавания русского языка и литературы с профессиональной направленностью
- расширить и углубить знания по предмету и профессии в совокупности, показать их практическое применение в жизни, развить речевую профессиональную культуру, мотивировать обучающихся к творчеству, вырабатывать умения логически мыслить.
Преподавание русского языка и литературы формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые необходимы современному человеку, специалисту, профессионалу. Поэтому основным принципом при составлении плана мероприятий по русскому языку и литературе с профессиональной направленностью послужил принцип экологизации - формирование бережного отношения к Родине, к сохранению родной речи, национальных культурных ценностей:
Три направления (экология души, экология культуры, экология речи] в совокупности ведут к экологии профессии, а именно, к преподаванию предметов русский язык и литература с профессиональной направленностью.
Реализация первых трех направлений осуществляется через профилирование преподаваемого предмета, то есть максимальное приближение изучаемых знаний к будущей профессиональной деятельности обучающихся.
С этой целью мы систематически используем профессионально-направленные творческие познавательные задания, ситуативные задачи, диктанты, соревнования, конкурсы, нестандартные вопросы производственного характера, опережающие индивидуальные задания.
Направление «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» - формирование бережного отношения к человеку. Ведущая идея: воспитание нравственных качеств личности - гуманного отношения к окружающим, альтруизма, чувства сострадания.
Практический выход: организация и проведение творческих вечеров, литературных
гостиных. Важно, что после каждого проведенного мероприятия каждый обучающийся имеет возможность рассказать о своих эмоциях, чувствах от увиденного и услышанного и выразить их через стихотворение, сочинение или рисунок, фотографию. Увидеть, услышать, выразить, высказать и доказать. Это черта инновационного поведения будущего высококвалифицированного рабочего.
Как говорил Евгений Николаевич Ильин -педагог-новатор: «Родина есть нечто от духа и для духа. И тот, кто не живет духом, тот не будет иметь Родины; и она останется для него темною загадкою». Поэтому в преподавании русского языка и литературы с профессиональной направленностью необходимо направление «ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ» - формирование бережного отношения к Родине. Ведущая идея: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, настоящему и будущему России.
Практический выход: обучающиеся достойно представляют ОУ на разных уровнях: городском, областном, всероссийском.
Мощным дополнительным средством формирования интереса к предмету русский язык является направление «ЭКОЛОГИЯ РЕЧИ» -формирование бережного отношения к родному языку.
Практический выход: издание журналов, где каждый может попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя, потому что это зона свободного поиска, это возможность для самовыражения, так необходимая подростку.
Новыми стандартами предусмотрено большое количество часов на самостоятельное изучение тем учебных дисциплин и профессиональных модулей. Выполнение домашних самостоятельных работ по русскому языку с учетом профессиональной направленности мотивируется через термины, понятия, определения, изучаемых на уроках профессиональной подготовки (УД, ПМ] и позволяет выявить одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, а также воспитывать у слабоуспевающих веру в свои силы. А участие в областных конкурсах, олимпиадах, издание сборников стихотворений, журналов, организация и проведение внеклассных литературных гостиных, публикация исследовательских работы вырабатывает характер, расширяет лингвистический кругозор; воспитывает языковое чутье, развивает творческие возможности, повышает общую языковую культуру обучающихся и уверенность в собственных силах. Поэтому профилирова-
ние русского языка и литературы необходимо.
Инновационным является профессиональное направление «ЭКОЛОГИЯ ПРОФЕССИИ». Формирование положительного отношения к выбранной профессии через преподавание русского языка и литературы. Обучающиеся собирают информацию от истоков возникновения профессий до современности.
По профессии автомеханик издали методическое пособие «Азбука моей профессии»
Данный материал уже использовался на:
- научно-практических внутриучилищных конференциях;
- уроках русского языка при изучении темы «Лексика»;
- уроках литературы для возможности раскрывать красоту рабочего человека и начать совсем по-другому относиться к выбранной профессии.
С целью воспитания грамотного специалиста, владеющего профессиональной терминологией, разработано пособие «Разминки». Для развития профессионального логического мышления обучающиеся собрали и сочинили загадки, которые вошли в сборник «Профессиональные загадки-термины». Инновационными следует считать созданные обучающимися проекты: «Все началось с колеса», «Происхождение терминов, относящихся к автотранспорту и о начале их употребления в русском языке», «Различные виды сухопутного транспорта в истории науки, техники и художественной литературе».
Данные проекты с успехом используются как на уроках литературы, так и на специальных дисциплинах.
Особое внимание обращаю на использование в преподавании русского языка и литературы принципа «бинома фантазии» Джанни Рода-ри (сознательное конструирование образа].
Суть: чтение - осмысление - воспроизведение через предмет и профессию
Результат: расширение кругозора обучающихся, пробуждение фантазии и развитие языковой творческой наблюдательности (например: А.Фет. Стихотворение «Осенняя роза». После прочтения и осмысления результат воспроизведения представлен на слайде].
Непременной инновационной чертой является соотнесение профессии с художественным произведением. Соотнесение получается разным: через рисунки, плакаты, изделия из металла, бумаги, дерева, глины, через фотографии. И пусть не всегда работы соответствуют предложенной тематике, но это видение, восприятие, ощущение будущего высококвалифицированного специалиста. А значит проявление творчества, что является важным в любой профессии и является одной из состав-
ляющих инновационного поведения выпускника.
Воплощение в жизнь литературного и профессионального труда, участие в конкурсах, победы, одобрение окружающих - все это привлекает обучающихся на уроках русского языка и литературы. Таким образом, преподавание общеобразовательных предметов с профессиональной направленностью оказывает положительную динамику на формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что в итоге обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста будущего выпускника ОУ.
Преподавание русского языка и литературы с профессиональной направленностью указывает на:
- повышение качественной успеваемости по предмету русский язык и литература;
- проявление инициативы участия во внеклассных мероприятиях»
- желание читать книгу;
- духовное возрождение России, возвращение молодому поколению XXI века нравственных ценностей.
Обучающийся в профессиональном учреждении становится обладателем важнейших профессиональных и духовно-нравственных качеств личности, что в конечном итоге приводит к успешной самореализации в современном мире.
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. Т. 1. - М., 1980. - 230 с.
2. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии подростка. - М., 1997. -280 с.
3. Антонова Е. С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006
4. Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2004.
5. Божевич Л. И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте: Психолог. исследование. - М., 1998. - 464 с.
6. Божевич Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у подростков. - Известия АПН РСФСР, 1957, вып. 36. - С. 45 - 53.
7. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.
8. Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.
9. Геллерштейн С. Г. К вопросу о профессиональной психологии// История психологии труда. - М., 1993. - 358 с.
10. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2006.
11. Годфруа Жо. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. - 376 с.
12. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. - 272 с.
13. Климов Е. А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400 с.
14. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1994. - 215 с.
15. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2007.
16. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 1994. - 176 с.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 366 с.
18. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1991. - 95 с.
19. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М., 1994. - 320 с.