Образовательные технологии: наука и практика
Сведения для цитирования: Волдаева, Т. А. Формирование качеств патриота-гражданина на уроках литературы [Текст] / Т. А. Волдаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 41-49.
УДК 372.016:82 ББК 74.200.50
ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ПАТРИОТА-ГРАЖДАНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Т. А. Волдаева
В данной статье рассматривается вопрос формирования качеств гражданина-патриота на уроках литературы в рамках реализации ФГОС СПО. Данная статья содержит разработку урока литературы для студентов первого курса, обучающихся по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», по теме «Культурно-историческое развитие России середины XIX века».
Ключевые слова: урок литературы, патриотизм.
ФГОС СПО четвертого поколения предусматривает формирование у обучающихся качеств гражданина-патриота: «ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей». Поэтому задача всех педагогов и мастеров производственного обучения ПОО СПО — создать оптимальные условия для формирования у обучающихся этих качеств.
Для этого должна проводиться систематическая и целенаправленная работа — на любом уроке, практическом занятии, во время внеурочной деятельности. Мы полагаем, что формирование
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше...
Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А. Н. Толстой
у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины должно опираться на чувство гордости за свое Отечество в дни побед, через боль в дни поражений, через любовь в памятные, праздничные даты.
Формирование патриотизма напрямую связано с изучением истории, обществозна-ния, культуры, языка и традиций своего народа. Культура — одна из важнейших областей общественной жизни, которая включает в себя множество граней: и музыку, и художественное искусство, и искусство литературного слова.
Во все времена искусство художественного слова было мощным орудием и средством воздействия на умы и души людей. В связи с этим на уроках литературы можно и нужно создавать условия для формирования у обучающихся качеств гражданина-патриота.
Уроки литературы, предусмотренные примерной программой [1], разнообразны по содержанию, информации, форме фиксирования результатов, уровню самостоятельности студентов. Следует также отметить, что по ФГОС СПО ТОП-50 [2] увеличилось количество часов по всем дисциплинам общеобразовательного цикла, благодаря этому и на уроках литературы можно больше внимания уделить биографиям писателей, литературным произведениям, которые раньше изучались обзорно. На уроках литературы важен исторический аспект, поэтому прежде чем знакомить студентов с биографиями писателей и их произведениями, нужно остановиться на исторических событиях того времени. Это нужно для того, чтобы студентам было понятно, отчего писателя волновал данный вопрос, почему он стал писать именно на эту тему, а не на другую. Можно и нужно на каждом уроке литературы показывать связь литературы, языка и истории.
При проведении уроков важно создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу студентов в стремлении задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах и, по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако бывают случаи, когда усвоению литературного текста могут способствовать изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т. д. Основная функция наглядности на уроке литературы — помочь обучающимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи обучающихся — одним словом, в решении всех тех задач (в том числе и задач патриотического воспитания), которые стоят перед преподавателем литературы [3].
На уроках литературы происходит формирование духовной основы личности обучающегося, развитие эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе. Продолжается процесс осознания себя в окружающем мире. Подростковый возраст является благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, и если слово красиво, а образы очень ярки и сильны, то они остаются
в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание в обучающихся таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере множества произведений из программы по литературе.
Задача преподавателя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа героя, произведения такие учебные ситуации, когда обучающиеся включились бы в размышление о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение. Важно до анализа героя или произведения познакомить обучающихся с исторической ситуацией для более полного и осмысленного анализа. В качестве примера ниже представлена разработка урока литературы по теме «Куль -турно-историческое развитие России середины XIX века».
План-конспект урока
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы, приемы: словесный (беседа, опрос, синквейн), наглядный (демонстрация, работа с опорными конспектами).
Междисциплинарные и внутрипредметные связи: история, МХК, русский язык; тема «Особенности русской национальной литературы начала XIX века».
Средства обучения: вербальные (устное и печатное слово), наглядные (раздаточный материал), технические (экранно-звуковые).
Цели и задачи урока.
1. Образовательные:
- изучение культурно-исторического развития России середины XIX века и отражения особенностей исторической эпохи в литературе;
- закрепление знаний, полученных при изучении темы «Особенности русской национальной литературы начала XIX века», с опорой на связи между изучаемыми вопросами раздела «Культурно-историческое развитие России середины XIX века»;
- демонстрация связи между историей и литературой.
2. Развивающие:
- создание условий для формирования ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
3. Воспитательные:
- создание условий для формирования ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
По итогам обучения студент должен:
- иметь представление:
а) о развитии критического реализма в России в середине XIX века;
б) о роли истории в формировании проблем литературных произведений;
- знать:
а) основополагающие литературные понятия (критический реализм, нигилизм, роман и др.);
- уметь:
а) уверенно использовать литературоведческую терминологию по теме урока.
Ход урока
Набор модулей урока Время Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формирование ОК Средства обучения и контроля
1. Организационный момент 2 мин. Приветствие. Деление на две группы. Целевая установка: проблемный вопрос «Почему на уроке литературы мы будем изучать историческую тему?» Приветствие. Делятся на подгруппы. Настраиваются на урок. Ответ: «Все литературные произведения — это отражение исторических событий, волновавших писателей в то или иное время ОК 05 Устное слово. Презентация
2. Актуализация внимания студентов 3 мин. Озвучивается план урока. Устный опрос студентов по предыдущим темам. - В чем заключаются особенности русской национальной литературы? - В текстах русской литературы, начиная с самых первых, датирующихся XI веком, находят отражение идеи гражданственности, религиозной и культурной самобытности, осознанной необходимости национального единения. Главной задачей писателя было служить обществу и приносить ему реальную пользу, исправляя частные и общественные пороки посредством литературного слова, являвшегося инструментом прямого социального воздействия. ОК 04, 05, 06 Устное слово. Презентация. Учебник [4; 5]
- Что такое реализм? - Реализм — художественный метод в искусстве и литературе, отражающий настойчивое стремление художников/писателей к правдивому изображению действительности. Основой реализма XIX века было резко критическое отношение к действительности, отчего он получил название критического реализма
3. Проверка домашнего задания 6-8 мин. Домашним заданием было приготовить по подгруппам и зачитать сообщения. Первая группа. Вопрос: «Кто родоначальник русского реализма?» Формирование русского реализма связано с именем А. С. Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской литературы
Набор модулей урока Время Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формирование ОК Средства обучения и контроля
Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывает новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью, и своим оптимизмом. Родоначальником реализма в русской литературе считается А. С. Пушкин. В русскую литературу Пушкин вносит принцип всесторонности в изображении человеческой личности, стремясь к художественному воссозданию всей сложности ее внутреннего ми ра. Определенное место занимает у Пушкина и раскрытие нравственного облика человека, что привлечет преимущественное внимание Н. В. Гоголя, а затем Л. Н. Толстого ОК 04, 05 Устное слово. Презентация. Учебник [4; 5]
Вторая группа. Вопрос: «Кто из писателей развивал в своем творчестве критический реализм?» Продолжателем реализма стал Н. В. Гоголь. Его реализм вызвал к жизни комедию нового типа, основанную на конфликте не традиционно любовном, а социальном. Образ ее — «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов Х1Х века. Гоголь нашел такую комедийную ситуацию, которая позволила проникнуть в социальные отношения эпохи, подвергнуть осмеянию казнокрадов и взяточников. Такой реализм стал называться критическим реализмом. Еще одной особенностью критического реализма Гоголя является наличие гротескных характеров у героев его произведений — Гоголь показывает гротескно преувеличенные отрицательные стороны своих героев. Это позволяет ему изобразить характеры своих персонажей более ярко, приблизиться к наиболее интересным для него сторонам реальности
4. Получение новых знаний. Формирование 1 мин. Формулируется цель урока: познакомиться с социально-экономическими событиями второй половины XIX века, влиянием их на искусство Слушают, смотрят ОК 02, 05, 06 Беседа (устное слово). Презентация.
Набор модулей урока Время Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формирование ОК Средства обучения и контроля
новых понятий в целом; проследить дальнейшее развитие критического реализма. Сегодня мы познакомимся с культурно-историческим развитием России середины XIX века. Проанализируем, какое влияние исторические события имеют на культуру в целом Опорный конспект. Учебник [4; 5]
1 мин. Я раздам вам листы опорных конспектов. По ходу урока вы должны заполнять пропущенные строки, в конце урока — сделать вывод. Листы нужно подписать для проверки и оценки вашей работы на уроке Слушают
7-9 мин. Социально-экономические события второй половины XIX века: - отмена крепостного права (1861); - проведение реформ: а) земской; б) судебной; в) военной; - изменение системы образования; - начало развития капитализма Слушают, смотрят
8-10 мин. Составляющие культуры: - живопись; - архитектура; - скульптура; - литература. Живопись, скульптура, архитектура (обзор нескольких картин, архитектурных строений, скульптур). Литература: - «новые люди» (разночинцы, нигилисты); - общественные течения XIX века (западники, славянофилы); - демократизация литературы привела к возникновению крестьянской, женской тем; - проблематика художественных произведений «Кто виноват?», «Что делать?»; - жанр романа; определение «роман»; - виды романов XIX века; специфика романов XIX века; Слушают, смотрят, делают записи в опорном конспекте
Набор Время Деятельность Деятельность студентов Форми- Средства
модулей преподавателя рование обучения
урока ОК и контроля
- споры об искусстве поэти-
ческого слова;
- «чистое искусство», реали-
стическая поэзия;
- драматургия А. Н. Островского; пьесы Островского;
- журнальная полемика 1860-х
годов;
- журналы «Современник», «Русский вестник»
5. Обобще- 1-2 Вывод. В русской литературе Слушают, смотрят, формулиру- ОК 02, Устное
ние и систе- мин. середины XIX века продол- ют вывод, записывают в опор- 04, 05, слово.
матизация жалось развитие критиче- ный конспект 06 Презента-
материала (закрепление ского реализма. Появились новые темы, направления. Возникли проблемные во- ция. Учебная викторина.
опорных просы. Получил распростра- Опорный
знаний) нение жанр романа конспект.
5-7 мин. Викторина по подгруппам. 1. Интеллигент, не принадлежащий к дворянству, выходец из других классов, сословий Отвечают. Разночинец Учебник [4; 5]
2. На какие вопросы искала «Кто виноват?», «Что делать?»
ответ литература второй половины XIX века?
3. Свободомыслящий чело- Нигилист
век, интеллигент-разночинец,
резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям
4. Общественное течение, счи- Западники
тавшее, что Россия должна
развиваться по европейскому
пути
5. Какие новые темы возни- Крестьянская, женская темы
кли в литературе второй половины XIX века?
6. Общественное течение, счи- Славянофилы
тавшее, что Россия должна
развиваться по самобытному, особенному пути
7. Два спорных поэтических Поэзия «чистого искусства»
направления и реалистическая поэзия
8. Литературный жанр эпического произведения большой формы Роман
9. Создатель русского нацио- Николай Алексеевич Остров-
нального театра ский
10. Редактор журнала «Совре- Николай Алексеевич Некрасов
менник»
6. Подведе- 1-2 Озвучиваются победители Слушают ОК 05 Устное
ние итогов мин. викторины. Выставляются и печатное
урока и со- оценки за урок. Сообщается слово.
общение домашнее задание
Набор модулей урока Время Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формирование ОК Средства обучения и контроля
домашнего задания Итоги викторины. Опорный конспект
7. Рефлексия 2-3 мин. Синквейн. Слово «реализм» Реализм. Правдивый. Критический. Рассказывает. Показывает. Критикует. Правдивое изображение жизни. Правда ОК 02, 04, 05 Устное и печатное слово. Презентация. Опорные конспекты. Классная доска
Опорный конспект представленного урока
Ф. И. студента_
группа_
Тема урока: «Культурно-историческое развитие России середины XIX века». Цель. Познакомиться с социально-экономическими событиями середины XIX века, их влиянием на искусство в целом. Проследить дальнейшее развитие критического реализма. План-конспект урока.
1. Повторение. Особенности русской национальной литературы. Реализм. Критический реализм.
2. Социально-экономические события середины XIX века:
1) отмена_год_;
2) реформы (_,_,_);
3) изменение системы_;
4) началось развитие_.
3. Искусство: живопись, скульптура, архитектура (обзор).
4. «Новые люди»:
_в XIX веке в России — интеллигент, не принадлежащий к дворянству, выходец из других классов, сословий;
_— свободомыслящий человек, интеллигент-разночинец, резко
отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям.
5. Общественные течения XIX века.
Вопрос
Единый с Европой Путь развития
...способствовал прогрессу страны Отношение к реформам Петра I ...разрушил существующую цивилизацию
Парламентская монархия Политическое устройство России
Писатели
6. Новые темы в литературе:
_и_.
7. Проблематика художественных произведений: _?_?
8. Жанр романа, специфика, характерные черты.
_ — литературный жанр эпического произведения большой формы.
Повествование сосредоточено на судьбах отдельных личностей в их отношении к окружающему
миру, на развитии их характеров и самосознания. Разнообразные его виды:
_?_?_?
_?_?_•
Характерные черты российского реалистического романа середины XIX века:
- интерес к_;
- детализация быта,_, социальной_;
- отображение жизни с помощью_характеров;
- «_» героев,
9. Поэзия «чистого искусства» и реалистическая. Представители.
«Чистое искусство» Реалистическая поэзия
10. Драматургия А. Н. Островского.
А. Н. Островский — создатель первого_
Написал _, которые отражали события
того времени.
11. Журнальная полемика 1860-х годов.
Наиболее популярные журналы середины XIX века
Название
Редактор
Направленно сть
12. Обобщение и выводы.
В русской литературе второй половины XIX века продолжалось развитие
Появились новые_,_,_.
Возникли новые проблемные_.
Получил распространение жанр_.
Библиографический список
1. Обернихина, Г. А. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для ПОО [Текст] / Г. А. Обернихина, Т. В. Емельянова, Е. В. Мацыяка и др. — М. : Академия, 2015.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1569]. — Режим доступа: ЬИрэ://минобрнауки.рф.
3. Обернихина, Г. А. Литература : книга для преподавателя [Текст] : метод. пособие / Г. А. Обернихина, Е. В. Мацыяка ; под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
4. Обернихина, Г. А. Литература [Текст] : учебник для учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. / Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л. Вольнова и др. ; под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
5. Обернихина, Г. А. Литература : практикум [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л. Вольнова и др. ; под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
For citation: Voldaeva, T. A. Development of the patriotic citizen's qualities in literature classes [Text] / T. A. Voldaeva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 41-49.
DEVELOPMENT OF THE PATRIOTIC CITIZEN'S QUALITIES IN LITERATURE CLASSES
T. A. Voldaeva
This paper covers the issue of the patriotic citizen's qualities development in literature classes while realizing the Federal state educational standard of the secondary vocational education. This paper
presents the literature lesson design on topic 'Cultural and historical development of Russia in the mid 19th century' for the first year students, acquiring the 43.01.09 'Cook, confectioner' profession.
Key words: literature lesson, patriotism.
References
1. Obernikhina G.A. Primernaya programma obshcheobrazovatel'noi uchebnoi distsipliny "Russkii yazyk i literatura. Literatura" dlya POO. Moscow, Akademiya, 2015. (In Russian)
2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 43.01.09 Povar, konditer, available at: https:// minobrnauki.rf.
3. Obernikhina G.A., Matsyyaka E.V. Literatura: kniga dlya prepodavatelya. Moscow, 2014. (In Russian)
4. Obernikhina G.A. Literatura. V 2 ch. Moscow, 2015. (In Russian)
5. Obernikhina G.A. Literatura: praktikum. Moscow, 2014. (In Russian)
Волдаева Татьяна Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадче-го», г. Челябинск, е-шаД: [email protected]
Voldaeva T. A., lecturer, Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, е-mail: vta-76@ mail.ru
Сведения для цитирования: Дженис, Ю. А. Проектное обучение в СПО как концепция интеграции знаний в производство [Текст] / Ю. А. Дженис // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 49-52.
УДК 378.147 ББК 74.57
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПО КАК КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ
ЗНАНИЙ В ПРОИЗВОДСТВО
Ю. А. Дженис
В работе представлены тенденции развития и внедрения проектного обучения в системе среднего профессионального образования, рассмотрена роль куратора проектной деятельности, аспекты реализации проекта и механизм взаимодействия работодателя с постановкой проектного обучения в СПО.
Ключевые слова: проектная деятельность, учебный процесс, куратор проектной деятельности, работодатель.
Современные требования к качеству профессионального образования диктуют необходимость корректировки методологических основ такового [1]. Образовательная среда, построенная в соответствии с проектно-тех-нологическим принципом профессионального обучения и обеспечивающая формирование высококвалифицированного специалиста, способствует формированию у студентов творче-
ского и критического мышления, самостоятельности, способности применять знания при решении разнообразных проблем, грамотности в работе с информацией. Развертывающаяся в таких условиях проектная деятельность позволяет студентам раскрыть свой творческий потенциал [2], способствует формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся [3].