Научная статья на тему 'Проектное обучение в СПО как концепция интеграции знаний в производство'

Проектное обучение в СПО как концепция интеграции знаний в производство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КУРАТОР ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / PROJECT SUPERVISOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дженис Ю. А.

В работе представлены тенденции развития и внедрения проектного обучения в системе среднего профессионального образования, рассмотрена роль куратора проектной деятельности, аспекты реализации проекта и механизм взаимодействия работодателя с постановкой проектного обучения в СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT EDUCATION IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A CONCEPTION OF KNOWLEDGE INTEGRATION INTO THE PRODUCTION

The paper presents the project education development and implementation trends in the system of the secondary vocational education, analyses the role of the project supervisor, examines the issues of project implementation in the secondary vocational education and the employer’s role in this process.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение в СПО как концепция интеграции знаний в производство»

presents the literature lesson design on topic 'Cultural and historical development of Russia in the mid 19th century' for the first year students, acquiring the 43.01.09 'Cook, confectioner' profession.

Key words: literature lesson, patriotism.

References

1. Obernikhina G.A. Primernaya programma obshcheobrazovatel'noi uchebnoi distsipliny "Russkii yazyk i literatura. Literatura" dlya POO. Moscow, Akademiya, 2015. (In Russian)

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 43.01.09 Povar, konditer, available at: https:// minobrnauki.rf.

3. Obernikhina G.A., Matsyyaka E.V. Literatura: kniga dlya prepodavatelya. Moscow, 2014. (In Russian)

4. Obernikhina G.A. Literatura. V 2 ch. Moscow, 2015. (In Russian)

5. Obernikhina G.A. Literatura: praktikum. Moscow, 2014. (In Russian)

Волдаева Татьяна Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадче-го», г. Челябинск, е-шаД: [email protected]

Voldaeva T. A., lecturer, Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, е-mail: vta-76@ mail.ru

Сведения для цитирования: Дженис, Ю. А. Проектное обучение в СПО как концепция интеграции знаний в производство [Текст] / Ю. А. Дженис // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 49-52.

УДК 378.147 ББК 74.57

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПО КАК КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ

ЗНАНИЙ В ПРОИЗВОДСТВО

Ю. А. Дженис

В работе представлены тенденции развития и внедрения проектного обучения в системе среднего профессионального образования, рассмотрена роль куратора проектной деятельности, аспекты реализации проекта и механизм взаимодействия работодателя с постановкой проектного обучения в СПО.

Ключевые слова: проектная деятельность, учебный процесс, куратор проектной деятельности, работодатель.

Современные требования к качеству профессионального образования диктуют необходимость корректировки методологических основ такового [1]. Образовательная среда, построенная в соответствии с проектно-тех-нологическим принципом профессионального обучения и обеспечивающая формирование высококвалифицированного специалиста, способствует формированию у студентов творче-

ского и критического мышления, самостоятельности, способности применять знания при решении разнообразных проблем, грамотности в работе с информацией. Развертывающаяся в таких условиях проектная деятельность позволяет студентам раскрыть свой творческий потенциал [2], способствует формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся [3].

Одним из условий реализации концепции проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО является наличие наставников по проектной деятельности, которые технологи-зируют работу над проектом [1].

Куратор проектной деятельности должен отвечать следующим характеристикам:

1) обладать профильными знаниями по тематике проектов;

2) иметь опыт организации и ведения проектов;

3) отличаться высокой самоорганизацией и мотивацией;

4) практиковать креативный подход в работе.

Проекты, реализуемые студентами, могут

решать социальные, экономические, экологические и инфраструктурные проблемы. Проект может двигаться от проблемы и существующих возможностей к решению данной проблемы [4].

Реализация проектного обучения в системе образования предусматривает:

- запрос индустрии и требований работодателей;

- фронтир развития инженерии и технологии;

- опыт работы над реальными проектами;

- взаимосвязь преподаваемых дисциплин с практикой;

- командная работа;

- умение доводить дело до конца и в поставленный срок.

В процессе работы над проектом студенты перенимают рамку работы профессиональной деятельности.

В рамках процесса обучения проекты, выполняемые студентами, можно подразделить на:

1) обязательные (в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей);

2) по ведущей деятельности (по направлению специальности);

3) по числу участников (персональные, групповые, командные);

4) по заказчику (по характеру деятельности предприятия при прохождении производственной практики).

Опыт некоторых образовательных учреждений, таких как Томский политехнический университет, Московский политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет, Московский институт стали и сплавов, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Уральский федеральный университет, показывает взаимо связь проектной деятельности с решением эле-

ментов производственных проблем при выходе студентов на практику.

В качестве примера можно отметить деятельность Московского политехнического университета. Помимо работы над образовательными проектами, в университете поставлена работа над проектами с получением продуктового результата. В данном случае работодатель на практике является заказчиком проекта, а студент в результате прохождения практики должен получить определенный продукт, т. е. принципиальное решение проблемы, которая положена в основу проекта. Аналогичные результаты есть и у профессиональной образовательной организации — ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж». Например, в 2017 г. студенты колледжа по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» выполняли проекты при участии организаций по результатам прохождения производственной практики. В качестве примера можно отметить следующие проекты: «Проектирование водозаборной скважины на территории Филиала ПАО "ФСК ЕЭС" — "Южно-Уральское предприятие магистральных электрических сетей" (с изготовлением макета)», «Проект реконструкции станции водоподготовки на территории Заполярья "Газпром добыча" (с изготовлением макета)», «Проектирование дренажной системы на территории земельных угодий агропромышленного комплекса "Равис"».

Работа с проектной деятельностью студентов может быть основана на практике проектного мышления с постановкой проектов при использовании таксономии Блума и на работе с конусом опыта Эдгара Дейла [5].

Управление проектной деятельностью студентов в СПО при взаимодействии с производством должно соответствовать получению характерного образовательного или продуктового результата и дальнейшему продвижению проекта вне стен учебного заведения.

Продвижению проекта могут способствовать различные фонды и акселераторы, если проект не связан с получением продукта для решения проблемы конкретного предприятия после прохождения производственной практики.

В качестве ресурсов для поддержки студенческих проектов можно отметить: идеи и информацию, людей, инструменты и технологии, инфраструктуру, финансы.

Проектная деятельность в колледже позволит совместить и создать модель взаимодействия бизнеса, колледжа и саму проектную работу с активным участием студентов.

5 % _улекция\

применение

понимание

20 % / аудиовизуализация

демонстрация

обсуждение в группах

обучение практикой действия

обучение других

Рис. 1. Таксономия Блума и конус Эдгара Дейла

Модель проектного обучения будет зависеть:

1) от постановки проектной задачи;

2) формирования междисциплинарной команды молодых специалистов;

3) командного решения проектной задачи;

4) прототипирования, макетирования и тестирования разработок студентов;

5) подготовки отчетной документации и финальной презентации проекта.

Сущность проектного обучения в колледже при взаимосвязи с работодателями заключается в следующем механизме взаимодействия:

- работодатель определяет задачу, на основе которой формулируется техническое задание на проектирование;

- представитель работодателя адаптирует техническое задание до понятной студентам формы;

- партнеры специальности консультируют студентов и куратора проекта в процессе его реализации;

- финалом проектной деятельности является студенческая защита, на которой представители работодателя принимают результаты.

В настоящее время осуществляется масштабная поддержка одаренных студентов, в том числе и занимающихся проектной деятельностью, например, в рамках деятельности проектного сообщества Национальной технологической инициативы проводится работа кружковых движений по управлению талантами в индустриальной ка-

рьерной траектории. Также можно отметить вовлечение одаренных студентов в проектную деятельность в рамках современных подходов СОЮ.

По данным Национальной технологической инициативы, Российская Федерация входит в топ-10 экспортеров интеллектуальной собственности, что говорит об актуальности выше обозначенной проблемы.

Среднее профессиональной образование в настоящее время является отличным стартом для решения проблемы внедрения проектного обучения и реализации проектов, выполненных студентами для решения проблем промышленности и производства. В качестве примера вновь приведем ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», который работает над практикой внедрения проектных технологий и продуктового результата, выполненных студентами. Это разработка проекта спортивного комплекса, осуществленная студентами специальностей 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» и 07.02.01 «Архитектура», и разработка проекта «Внедрение процесса 3Б-моделирования при производстве отливок типа "Кронштейн"», выполненная студентами специальности 22.02.03 «Литейное производство черных и цветных металлов».

Для реализации вышесказанного в перспективе мы планируем разработать и внедрить концепцию экосистемы предпринимательской деятельности колледжа.

Библиографический список

1. Сташкевич, И. Р. Проектно-технологический принцип профессионального обучения и его компьютерная реализация : В помощь преподавателю [Текст] / И. Р. Сташкевич ; Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. ун-т». — Челябинск, 2003.

2. Балашов, А. И. Управление проектами [Текст] : учебник и практикум для СПО / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова и др. — Люберцы : Юрайт, 2016. — 383 с.

3. Гонтарева, И. В. Управление проектами [Текст] : учеб. пособие / И. В. Гонтарева, Р. М. Нижегородцев, Д. А. Новиков. — М. : КД «Либроком», 2013. — 384 с.

4. Гонтарева, И. В. Управление проектами [Текст] / И. В. Гонтарева, Р. М. Нижегородцев, Д. А. Новиков. — М. : КД «Либроком», 2014. — 384 с.

90 %

5. Гультяев, А. К. MS Project 2007 : Управление проектами [Текст] / А. К. Гультяев. — СПб. : Корона-Век, 2012. — 480 с.

For citation: Jenis, Yu. A. Project education in the secondary vocational education as a conception of knowledge integration into the production [Text] / Yu. A. Jenis // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 49-52.

PROJECT EDUCATION IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A CONCEPTION OF KNOWLEDGE INTEGRATION

INTO THE PRODUCTION

Yu. A. Jenis

The paper presents the project education development and implementation trends in the system of the secondary vocational education, analyses the role of the project supervisor, examines the issues of project implementation in the secondary vocational education and the employer's role in this process.

Key words: project activity, educational process, project supervisor, employer.

References

1. Stashkevich I.R. Proektno-tekhnologicheskii printsip professional'nogo obucheniya i ego komp'yuternaya realizatsiya: V pomoshch' prepodavatelyu. Chelyabinsk, Yuzh.-Ural. nauch.-obrazovat. tsentr RAO, Gos. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Chelyabinskii gos. un-t" 2003. (In Russian)

2. Balashov A.I. Upravlenie proektami. Lyubertsy, Yurait, 2016, 383 p. (In Russian)

3. Gontareva I.V., Nizhegorodtsev R.M., Novikov D.A. Upravlenie proektami. Moscow, KD "Librokom", 2013. 384 p. (In Russian)

4. Gontareva I.V., Nizhegorodtsev R.M., Novikov D.A. Upravlenie proektami. Moscow, KD "Librokom", 2014, 384 p. (In Russian)

5. Gul'tyaev A.K. MS Project 2007: Upravlenie proektami. Saint Petersburg, Korona-Vek, 2012. 480 p. (In Russian)

Дженис Юлия Андреевна, кандидат сель- Jenis Yu. A., candidate of agricultural sciences,

скохозяйственных наук, преподаватель ГБПОУ lecturer, South-Ural state technical college, Chely-

«Южно-Уральский государственный технический abinsk, e-mail: [email protected] колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Захарова, С. А. Техническое творчество обучающихся педагогических специальностей как фактор развития профессиональной компетенции [Текст] / С. А. Захарова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 52-56.

УДК 377

ББК 74.200.585.01

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

С. А. Захарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор акцентирует внимание на развитии профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей в области технического творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.