2. Bobneva M. I. Psihologicheskie problemy social'nogo razvitija lichnosti (Psychological problems of social development of a person), Social'naja psihologija lichnosti, Moskva, 1979, 339 p. (In Russian)
3. Social'nyj intellekt, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Sociarnyj_intellekt (accessed 04.05.2019). (In Russian)
4. Kljachenko P. A. Vzaimosvjaz' social'nogo intellekta i smyslozhiznennyh orientacij v strukture lichnostnogo potenciala uchashhihsja starshih klassov i studentov organizacij srednego professional'nogo obrazovanija (The relationship of social intelligence and life-meaning orientations in the structure of the personal potential of high school students and students of secondary vocational education organizations), Vestnik Prikamskogo social'nogo institute, 2017, No. 3 (78), pp. 111-117. (In Russian)
5. Jempatija. Bol'shoj psihologicheskij slovar', available at: https://psychological.slovaronline. com/2081-EMPATIYA (accessed 26.05.2019). (In Russian)
6. Naskol'ko u vas razvityj social'nyj intellect, available at: https://vsepromozg.ru/teoriya/sotsial-nyj-intellekt (accessed 26.05.2019). (In Russian)
Баранова Наталья Александровна, пре- Baranova Natalya Aleksandrovna, teacher-
подаватель-методист ГБПОУ «Южно-Уральский methodologist of the South Ural State College,
государственный колледж», г. Челябинск, е-mail: Chelyabinsk, e-mail: [email protected] [email protected]
Сведения для цитирования: Есина, О. В. Проектные технологии образования студентов организаций СПО на основе разработки макетов строительных зданий и сооружений [Текст] / О. В. Есина, О. А. Бабкина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 37-41.
УДК 377 ББК 74.5
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ МАКЕТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
О. В. Есина, О. А. Бабкина
Авторы рассматривают макетирование в процессе обучения по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» как элемент проектной технологии. Макетирование является важной составляющей при подготовке техников.
Ключевые слова: проект, макет, проектное обучение, общие компетенции, профессиональные компетенции.
У общества и государства в последние годы наблюдается тенденция к повышению интереса и внимания к среднему профессиональному образованию, а именно к наращиванию интеллектуального и творческого потенциала, созданию благоприятных условий для развития студентов.
Для эффективного развития экономики и страны в целом важен научный потенциал подрастающего поколения, уровень развития их общих и профессиональных компетенций.
Обществу необходима личность, которая может проявить не только высокую активность, но и умения, способности, творческий подход при принятии решений в нестандартных ситуациях. Такой субъект должен обладать не только профессиональными, но и общими компетенциями.
Такой потенциал и толчок к развитию дает среднее профессиональное образование, учреждения СПО.
Перед профессиональным образованием поставлена цель — воспитать такого специалиста,
который способен успешно функционировать в стандартных и нестандартных ситуациях, применяя свои знания и умения, а также практический опыт. Показателем успешности его деятельности становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к самопознанию, приобретению личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами.
Применение традиционного подхода к образованию и традиционных методов и технологий обучения не раскрывает перед студентами перспектив развития их потенциала.
Очень важно, чтобы у студента в процессе обучения появилось желание и способность к самостоятельному поиску и применению новых знаний и умений.
Создав технологичную среду, способную дать свободный доступ к различным источникам, возможность работать в команде при решении разнообразных проблем, можно вовлечь студента в активный познавательный процесс [1].
Перспективным для познавательного процесса и создания технической среды становится проектное обучение, а именно метод проектов.
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов — как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Макетирование — одно из средств метода проектов [2].
В. М. Заёнчик рассматривает проектно-ис-следовательское моделирование в направлении получения наглядной информации о свойствах проектируемого изделия в форме объемного изображения [3].
Наглядность при методе проектов обеспечивается изготовлением макетов изучаемого объекта. «Макет, объемное изображение, дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, пластике (топологии) поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия» [4]. «Проектные макеты различают по назначению (в связи с задачами этапа работы), масштабу, материалу, технологии, структурной сложности, мере условности и детализации, степени завершенности, цветографическим особенностям, трудоемкости, прочности, долговечности и качеству исполнения» [5].
В образовательной деятельности ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»
(далее — ЮЭТ) метод проектов реализуется как метод творческих проектов. «Метод творческих проектов — это такая деятельность учащегося, в процессе которой под руководством преподавателя создаются материальные и духовные ценности, обладающие субъективной или объективной новизной, причем проект выполняется от идеи до ее полной реализации» [6]. Макет в данном случае является наглядным воплощением творческого проекта.
В учебном процессе ЮЭТ макеты выполняются студентами при изучении дисциплины «Основы градостроительства», профессионального модуля 01 «Участие в проектировании зданий и сооружений», при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, во время посещения дополнительных занятий (кружков по макетированию и проектированию).
Изготовление макетов напоминает сам процесс строительства зданий и сооружений, поэтому при их изготовлении требуется максимальная точность, ответственность, внимательность, усидчивость, воображение. Макетирование не только помогает раскрыться одаренным обучающимся, но и дает возможность проявить себя неуспевающим студентам, а также студентам, находящимся в группе риска.
Предметное и пространственное моделирование или макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи у обучающихся. Архитектурные макеты, в отличие от натурного объекта, делаются из различных материалов, и они имитируют лишь некоторые свойства оригинала, поэтому качественно от него отличаются. В основном при помощи этих макетов отображают пространственные, реже пластические особенности объектов в определенном масштабе.
Изготовление макетов в процессе проектирования проводится в следующих формах: эскизирование и творческий поиск; разработка объемно-пространственной композиции (рабочее макетирование); проверка освещенности или статических качеств будущего сооружения (здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями). Конечный результат проектирования: контрольная проверка восприятия объекта.
В выполнении макета вслед за Т. Г. Гаврило-вой мы выделяем следующие этапы:
- подготовительный (организационный) — определение и обсуждение главной идеи проекта, методических аспектов и организации работы;
- конструктивно-технологический — непосредственная работа над макетом;
- оформительский — студенты оформляют собранный и структурированный материал в виде определенного продукта их деятельности;
- заключительный — презентация макета, во время которой студент (или учебная группа) представляет в той или иной форме результат своей работы [7].
Разработанные студентами разных курсов различные по направлению и принципу макеты могут использоваться при проведении теоретических занятий и практических работ по ряду дисциплин: «Строительные машины», «Инженерные сети», «Архитектура зданий», «Техническая механика», «Инженерная графика» и др. Создавая макеты с первого по четвертый курс, студенты ЮЭТ помимо морального и эстетического удовлетворения от внедрения в строительный процесс результа-
Результаты
тов своего труда получают большие практические и творческие навыки.
Хорошую поддержку в распространении данного метода оказывают различные конкурсы, фестивали, конференции, где ребята представляют результаты своего труда в виде макетов, проектов, моделей. Данные формы представления опыта содействуют развитию интеллектуального творчества студентов, помогают в учебно-исследовательской деятельности, демонстрируют и пропагандируют лучшие достижения ребят.
В результате использования проектной технологии на специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по строительным дисциплинами и профессиональным модулям прослеживается более высокое усвоение изученного материала студентами ГГ-ГУ курсов. В динамике, от курса к курсу, результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Курс Группа Форма Абсолютная успеваемость Качественная успеваемость
II 25 Экзамен 90 55
III 35 Экзамен 95 60
IV 45 Квалификационный экзамен 100 75
Результатом использования проектной технологии на основе макетирования являются победы студентов в областных, региональных и всероссийских олимпиадах. Результаты представлены в таблице 2.
Дипломные проекты студентов занимают призовые места в региональных конкурсах. Так,
Результативность
команда студентов ЮЭТ стала лауреатом конференции, проведенной в г. Троицке, с докладом по теме «Проектная деятельность ЮЭТ». Кроме того, преподаватели строительных дисциплин приняли участие в выставке «Строительные специальности. Обучение. Кадровая политика» в апреле 2018 года в г. Южноуральске.
Таблица 2
эектной технологии
Год Конкурс Результат
2018 Областная олимпиада профессионального мастерства III место
2007 Областная олимпиада профессионального мастерства I место
2010 Региональная олимпиада в рамках всероссийской призер
2018 Уральский вернисаж науки и бизнеса в номинации «Деловой портрет моего города» I место
2018 Областная студенческая научно-исследовательская конференция в ГБПОУ «Коркин-ский горно-строительный техникум» I место
2018 Областная студенческая конференция «От студенческого творчества — к научному исследованию» III место
Многие проекты студентов Южноуральского энергетического техникума воплощаются в жизнь. К их числу можно отнести сооружение перехода между корпусами техникума, строи-
тельство аллеи истории города и памятников разным родам войск, оборудование зоны для выездной регистрации, строительство традиционных снежных городков.
Приведенные примеры показывают, что использование проектной технологии как во время занятий, так и во внеурочной деятельности
приводит к росту профессиональной и общей компетентности студентов строительной специальности.
Библиографический список
1. Сташкевич, И. Р. Проектно-технологический принцип профессионального обучения и его компьютерная реализация : В помощь преподавателю [Текст] / И. Р. Сташкевич ; Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО ; ГБУ ВПО «Челяб. гос. ун-т». — Челябинск, 2003. — 23 с.
2. Сущность и содержание проектной методики обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]. — URL: https://studwood.ru/1893978/pedagogika/suschnost_soderzhanie_ proektnoy_metodiki_obucheniya_obrazovatelnom_protsesse.
3. Заёнчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности : Предметная среда и дизайн [Текст] : учебник для вузов / В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв. — М. : Академия, 2006. — 320 с.
4. Макетирование [Электронный ресурс]. — URL: https://studopedia.su/10_113176_ maketirovanie.html.
5. Типы проектно-графических изображений : Макетирование [Электронный ресурс]. — URL: https://helpiks.org/6-55517.html.
6. Метод творческого проекта учащегося как способ развития творческих способностей [Электронный ресурс]. — URL: https://vuzlit.ru/731942/metod_tvorcheskogo_proekta_ uchaschegosya_sposob_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.
7. Гаврилова, Т. Г. Роль учебно-исследовательской работы в становлении конкурентного специалиста [Электронный ресурс] / Т. Г. Гаврилова. — URL: http://e-lib.gasu.ru/konf/ biodiversity/2010/81.pdf.
For citation: Esina, O. V. Project educational technologies of students of organizations of secondary vocational education based on the development of the maquettes of construction buildings and constructions [Text] / O. V Esina, O. A. Bab-kina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 37-41.
PROJECT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF STUDENTS OF ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION BASED ON THE DEVELOPMENT OF THE MAQUETTES OF CONSTRUCTION BUILDINGS AND CONSTRUCTIONS
O. V. Esina, O. A. Babkina
The authors consider prototyping in the course of training in the specialty 08.02.01 "Construction and maintenance of buildings and structures" as an element of the design technology. Prototyping is an important component in the training of technicians.
Key words: project, prototyping, project training, general competencies, professional competencies.
References
1. Stashkevich I. R. Proektno-tehnologicheskij princip professional'nogo obuchenija i ego kompjuternaja realizacija: V pomoshh' prepodavatelju (Design and technological principle of vocational training and its computer implementation: To help the teacher), Chelyabinsk, Juzh.-Ural. nauch.-obrazovat. centr RAO; GBU VPO «Cheljab. gos. un-t», 2003, 23 p. (In Russian)
2. Sushhnost' i soderzhanie proektnoj metodiki obuchenija v obrazovatel'nom processe, available at: https://studwood.ru/1893978/pedagogika/suschnost_soderzhanie_proektnoy_metodiki_obu-cheniya_obrazovatelnom_protsesse. (In Russian)
3. Zajonchik V. M., Karachjov A. A., Shmeljov V. E. Osnovy tvorchesko-konstruktorskoj dejatel'nosti : Predmetnaja sreda i dizajn (Fundamentals of creative design activity: The subject environment and design:a textbook for universities), Moscow, Akademija, 2006, 320 p. (In Russian)
4. Maketirovanie, available at: https://studopedia.su/10_113176_maketirovanie.html. (In Russian)
5. Tipy proektno-graficheskih izobrazhenij: Maketirovanie, available at: https://helpiks.org/6-55517.html. (In Russian)
6. Metod tvorcheskogo proekta uchashhegosja kak sposob razvitija tvorcheskih sposobnostej, available at: https://vuzlit.ru/731942/metod_tvorcheskogo_proekta_uchaschegosya_sposob_razvitiya_ tvorcheskih_sposobnostey. (In Russian)
7. Gavrilova T. G. Rol' uchebno-issledovatel'skoj raboty v stanovlenii konkurentnogo specialista, available at: http://e-lib.gasu.ru/konf/biodiversity/2010/81.pdf. (In Russian)
Есина Оксана Викторовна, преподаватель ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», Челябинская область, г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
Бабкина Оксана Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», Челябинская область, г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
Esina Oksana Viktorovna, Lecturer of the South Ural Energy Technical College, Chelyabinsk region, Juzhnoural'sk, e-mail: [email protected]
Babkina Oksana Anatolievna, Lecturer of the South Ural Energy Technical College, Chelyabinsk region, Juzhnoural'sk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Прихода, Т. Е. Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях при формировании общих компетенций студентов [Текст] / Т. Е. Прихода, Л. В. Якушева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 41-50.
УДК 377 ББК 74.5
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Т. Е. Прихода, Л. В. Якушева
В статье рассмотрены практические аспекты решения преподавателем проблемы формирования общих компетенций студентов посредством применения на уроках учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» активных и интерактивных методов обучения.
Ключевые слова: общие компетенции обучающихся, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, деловые игры, ролевые игры, синквейн, профессионально значимые качества личности.
В настоящее время все чаще озвучивается мнение ученых и педагогов-практиков об особой важности развития у обучающихся общих компетенций [1-3]. Зачастую делаются заключения, что в плане успешной социализации выпускников владение общими компетенциями оказывается гораздо значимее, нежели профессиональными компетенциями. Причина здесь в том, что развитые общие компетенции позволяют выпускнику не только адаптироваться к условиям практической конкретно профессиональной деятельности, чему способствуют имеющиеся профессиональные компетенции,
но и плавно влиться в совершенно новую для него социальную среду, требующую от него прежде всего самостоятельности — самостоятельности в выстраивании личных и деловых отношений, планировании различных жизненных и трудовых процессов. Важным и новым для молодого человека является и то, что он сам должен нести ответственность за результаты своего труда, а, возможно, и труда членов его трудового коллектива. В связи с этим необходимость внедрения в учебный процесс методов обучения, способствующих формированию и развитию общих компетенций обучающихся