Научная статья на тему 'Специальные курсы и специальные семинары по русской и мордовской литературе и их роль в совершенствовании современного литературного образования студентов'

Специальные курсы и специальные семинары по русской и мордовской литературе и их роль в совершенствовании современного литературного образования студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
556
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ломшин М. И.

В данной статье на основе многолетних исследований и опыта работы ученого проводится анализ практики постановки специальных курсов и семинаров по русской и мордовской литературе в национальных группах высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные курсы и специальные семинары по русской и мордовской литературе и их роль в совершенствовании современного литературного образования студентов»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ ПО РУССКОЙ И МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИХ РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

М. И. Ломшин

В данной статье на основе многолетних исследований и опыта работы ученого проводится анализ

практики постановки специальных курсов циональных группах высшей школы.

Специальные курсы и семинары — одно из средств индивидуализации обучения, развития инициативы и самостоятельности студентов [9]. Они существенно углубляют и расширяют профессиональные знания, умения и навыки, которые формируются у студентов при изучении обязательных дисциплин, являются выражением исследовательских интересов профессоров, доцентов и ведущих преподавателей литературоведческих кафедр. Неслучайно в методической литературе подчеркивается, что «для спецкурса по литературе требуется тема, детальную разработку которой преподаватель мог бы демонстрировать им (студентам. — М. Л.) примерами и результатами своего личного исследования в каких-либо опубликованных работах» [10, с. 241].

Несмотря на большое теоретическое и практическое значение специальных курсов и семинаров в системе литературного образования студентов, профессор А. И. Ревякин в книге «О преподавании художественной литературы» вынужден был констатировать: «Огромным пороком современного литературного образова-

семинаров по русской и мордовской литературе в на-

ния в педагогических институтах является то, что будущий учитель имеет возможность, как правило, участвовать только в одном специальном семинаре и прослушать лишь один специальный курс по литературе» [9, с. 164]. Поэтому «необходимо, чтобы специальные курсы начинались с третьего семестра, а количество часов на них было бы увеличено вдвое. Это весьма бы способствовало вовлечению студентов в научные занятия, стимулировало бы исследовательскую работу самих членов кафедры и подняло бы общий литературоведческий тонус факультетов языка и литературы» [9, с. 202].

Анализ ныне действующих учебных планов специальности «Мордовский язык и литература, русский язык и литература» Мордовского университета и Мордовского педагогического института показывает, что в последние годы количество часов на специальные курсы и семинары несколько увеличилось, однако, этого недостаточно. В мордовских национальных школах в настоящее время развертываются факультативные курсы по русской и мордовской литературе, расширяется сеть кружков. Имен-

но специальные курсы и семинары в первую очередь призваны готовить студентов к такой работе. Поэтому представляется необходимым чтение данных курсов в общей системе литературной подготовки учителей.

Так, по ныне действующему учебному плану специальности «Мордовский язык и литература, русский язык и литература» филологического факультета университета на 7— 8 специальных курсов по литературе на третьем, четвертом и пятом курсах отводится 117 часов, а в Мордовском педагогическом институте всего 56 часов.

Как видим, в силу специфики университетского образования, отличительной чертой которого всегда были сравнительно большая самостоятельность и широта фундаментальной подготовки, студенты имеют возможность прослушать большее количество спецкурсов и спецсеминаров по русской и мордовской литературе, тогда как на национальном отделении педагогического института за 5 лет обучения они принимают участие в работе только одного подобного курса. Конечно, этого явно недостаточно для подготовки высококвалифицированных учителей русской и родной литературы. Поэтому в настоящее время, не дожидаясь увеличения количества часов на специальные дисциплины, необходимо рационально использовать отводимое время для чтения большего числа специальных курсов и проведения спецсеминаров.

Правильный путь в этом плане предлагает

А. И. Ревякин: «В 50 часов, при методически сгущенной подаче материала можно прочесть два спецкурса — один в 30, а другой в 20 часов. Первый спецкурс следует посвятить литературе XIX века, а другой — отечественной литературе XX века. Еще лучше: один — прозе, а другой — лирике или драматургии» [10, с. 241]. Возможен и иной вариант: прочтение основного курса в 24—30 часов и двух по 12— 14 часов. Для небольших спецкурсов преподаватели могут объявлять узкие, но в то же время актуальные темы. Например, «Роль фольклора в становлении мордовской литературы», «Проблема художественной образности», «Творческая история „Судьбы человека“ М. Шолохова», «Русские писатели у истоков мордовской литературы» и др. Прав А. И. Ревякин и в том, что этот выход временный, паллиативный. Необходимо, чтобы спецкурсы в педагогическом инс-

титуте начинались с третьего семестра, а количество часов на них было увеличено не менее чем вдвое [10, с. 242]. В третьем семестре, например, можно прочитать небольшие спецкурсы, способствующие углубленному изучению русского и мордовского устного народного творчества, введения в литературоведение, русской литературы XVIII века. На третьем курсе следует предложить специальные курсы по русской и мордовской литературе XIX века и зарубежной литературе, на четвертом — по русской и мордовской литературе конца XIX — начала XX века, а на пятом — по современной отечественной реалистической и нереалистической литературе.

Тематика специальных курсов и семинаров, предлагаемых студентам мордовской национальности, исключительно разнообразна и охватывает широкий круг литературоведческих проблем. В ныне действующем учебном плане филологического факультета университета им на выбор предоставляется около 30 спецкурсов и семинаров по русской, мордовской, зарубежной литературе и методике их преподавания в национальной школе. Например, по русской литературе — «Введение в методику литературоведческих исследований», «Пушкин и Радищев в дореволюционном и современном литературоведении», «Л. Н. Толстой — романист», «Проблема взаимосвязи русской литературы и изобразительного искусства», «Фольклор и русская литература», «Достоевский-романист в оценке отечественных литературоведов», «История русского литературоведения», «Русская поэзия 60-х годов XIX века», «А. С. Пушкин в русской критике XIX—XX веков», «Поэтическое творчество Н. П. Огарева», «Христианские мотивы и сюжеты в русской литературе XIX века» и «Современный отечественный роман XX века»; по мордовской литературе — «Мордовская драматургия», «Дооктябрьская мордовская литература», «Мордовская литература и фольклор», «Мордовские исторические песни», «Русские писатели Мордовии», «Проблема русско-мордовских литературных взаимосвязей в исторической прозе мордовских писателей», «Литературное краеведение» и др. Зарубежная литература представлена в учебных планах следующими спецкурсами и семинарами: «Немецкий воспитательный роман эпохи Просвещения», «Новеллист Шарль Нодье в контексте европейского романтизма», «Античная литера-

тура в критике Н. А. Добролюбова и Н. Г Чернышевского», «Современная немецкая новелла», «Некоторые тенденции развития австрийского литературного процесса XX века», «Проблематика романтических сказок Ш. Нодье». Несколько спецкурсов и семинаров предложено по методике преподавания русской, мордовской и зарубежной литературы в национальной школе: «Изучение теории литературы в средней школе», «Зарубежная литература в мордовской национальной школе», «Методика выразительного чтения лирических произведений русской литературы», «Использование живописи на уроках русской и мордовской литературы», «Принципы и методика анализа литературного произведения в школе», «Методика изучения эпических произведений родной литературы в школе», «Внеклассная и внешкольная работа по мордовской и русской литературе в национальной школе» и другие.

Разнообразие специальных курсов и семинаров, читаемых на нацио-нальных отделениях университета и педагогического института, обусловливает отсутствие органической связи между ними. Каждый курс интересен сам по себе, если же говорить о системе и месте подобных курсов в подготовке будущего учителя, то многое представляется непродуманным. На наш взгляд, в специальных курсах и семинарах, где студенты получают столь необходимые навыки творческой, научной работы, должна быть определенная система. Прав в этом отношении один из исследователей данной проблемы В. Баранов, который верно заметил, что спецкурсы, читаемые в высшей школе, должны представлять собой не набор, а единую, продуманную систему [2, с. 165]. До такого решения вопроса в национальных группах высшей школы пока еще далеко. Однако перспективы развития вузов, усложняющийся процесс формирования творческой личности учителя все с большей настойчивостью выдвигают потребность совершенствования системы специальных курсов и семинаров. Прежде всего следует разграничить общие и специальные курсы. Л. Бараг справедливо утверждает, что специальные курсы у нас нередко «отличаются от общих лекционных курсов не столько качественно, сколько количественно, т. е. более подробным изложением научного материала» [1, с. 172].

Тип специального курса, его программа и структура, связь со специальными семинарами

и общими курсами должны привлекать внимание всех членов кафедры и быть одним из действенных путей научной организации труда преподавателей. Обобщение опыта постановки того или иного специ-ального курса, более глубокого в теоретико-методологическом отношении, важно для совершенствования лекционных курсов по истории литературы. Нельзя не согласиться с мнением А. И. Ревякина о том, что, несмотря на явно обнаруживающуюся тенденцию к расширению тематики, специальные семинары по преимуществу вращаются еще в ограниченном круге проблем [10, с. 294].

Разнообразя тематику спецсеминаров, предпочтение следует отдавать узким темам, посвященным рассмотрению какого-либо произведения, литературно-теоретического вопроса, или литературно-эстетической проблемы (например, «Роль фольклора в становлении мордовской литературы» «Фольклор и литература», «Мордовский исторический роман», «Современный отечественный философский роман», «Положительный герой в современной литературе (мордовской или русской)» или «В. Г. Белинский и русская литература», «История эстетических учений», «Эстетика Н. Г. Чернышевского», «Д. И. Писарев и русская литература», «Традиции и новаторство в современной мордовской литературе», «Творческая индивидуальность писателя и развитие прозаического эпоса мордовской литературы»), а также темам, связанным с изучением литературного процесса, направлений, школ, методикой литературоведческого анализа художественных произведений. Эти семинары должны ставиться с таким расчетом, чтобы ориентировать студентов на приобретение навыков самостоятельного анализа художественного произведения в школе.

Большой интерес представляют спецсеминары, посвященные вопросам методики преподавания литературы в школе: «Структура и содержание школьных программ и учебников по мордовской и русской литературе», «Лирические произведения в школе» и т. п. В последние годы все большую популярность приобретают чисто методические семинары, например: «Обучение сочинениям в школе», «Внеклассная работа по литературе в школе», «Методика анализа художественного произведения в школе», «Проблемное изучение литературных произведений в школе» и другие. Специфика этих семинаров заключается в том, что студенты на

них не только изучают существующую методическую литературу, но и анализируют опыт работы в школе по тематике спецкурса, моделируют уроки.

Весьма полезны семинары, в которых литература рассматривается в соотношении с другими видами искусства. В педагогическом институте в настоящее время ведется спецсеминар «Русская литература и изобразительное искусство», а в университете — «Использование живописи на уроках литературы». Этого явно недостаточно, так как подобные занятия развивают эстетический вкус, расширяют художественную культуру будущих учителей и позволяют собрать материал по межпредметным связям.

Как видим, какими бы по тематике ни были спецсеминары, все они предполагают решение литературно-эстетических, идейно-нравственных и мировоззренческих задач. Поэтому, формируя мировоззрение будущих учителей литературы, важно на семинарских занятиях больше уделять внимания анализу художественных произведений и придавать им предельную конкретность, убедительность и доказательность. «Грубую ошибку совершают те преподаватели и учителя, — пишет А. И. Ревякин, — которые воспринимают художественную литературу простой иллюстрацией идей и стремятся свести ее образы к стерилизованным вытяжкам в виде абстрактных назидательных поучений и моральных сентенций» [10, с. 304]. В настоящее время, когда происходит переоценка духовных ценностей, следует усилить внимание на идейно-нравственных, этических, общечеловеческих вопросах в художественном произведении, освободив анализ от политической, социально-экономической и общественно-бытовой характеристики, что привносит в него элементы вульгарного социологизаторства.

Несмотря на успехи в постановке спецсеминаров, в высшей школе республики не изжиты еще некоторые недочеты. Прежде всего, совершенствуя литературное образование студентов национальных групп, необходимо сузить тематику спецсеминаров. Как показывает практика, узкая тема объединяет студентов своим материалом. Встречаются темы излишне широкие и не до конца понятные студентам («Проблемы гуманизма в творчестве М. Горького», «Гуманизм М. А. Шолохова», «Общечеловеческие проблемы в произведениях М. Горького», «Эстетика

Н. Г. Чернышевского»). На наш взгляд, больше места следует уделять спецсеминарам, в которых рассматриваются вопросы взаимосвязей русской и мордовской литературы.

Кроме того, содержание спецсеминаров следует усложнять от курса к курсу. Так, в пятом семестре можно предложить спецсеминар, построенный на анализе одного крупного произведения, а далее вводить курсы, в которых поднимаются литературно-теоретические и методологические вопросы литературоведения.

При всем разнообразии тематики спецсеминаров между ними нет взаимной связи, отсутствуют система, единая концепция постановки этих литературоведческих дисциплин. Они проводятся изолированно, мало связаны с общим историко-литературным курсом, тогда как их в учебном плане следует ставить параллельно. Например, в третьем и четвертом семестрах читается курс русской литературы XVIII века, здесь же следует предложить спецсеминар по данному периоду истории литературы. Параллельно с лекциями по современному периоду развития мордовской литературы со студентами национальных групп надо проводить спецсеминар «Современная мордовская поэзия». Ставя спецсеминары, необходимо предоставить студентам право их свободного выбора.

Эффективность специальных семинарских занятий определяется и требовательностью их руководителя. В настоящее время участие в работе спецсеминара завершается зачетом без дифференцированной оценки. Правильнее было бы ввести ее, что содействовало бы совершенствованию литературного образования студентов, повысило успех этих занятий. Улучшению постановки спецсеминаров во многом способствовала бы и четко продуманная система поощрений. Какими должны быть эти поощрения? Это освобождение от выполнения курсовой работы, перевод на индивидуальный график обучения по данной дисциплине, выдвижение лучших докладов на конкурс. Самым действенным поощрением, на наш взгляд, является публикация научных работ студентов в печати. Кроме того, можно перенять опыт Мордовского педагогического института, где благодарность за глубокие доклады на специальных курсах и семинарах заносится в личное дело студента, они награждаются похвальными листами и почетными грамотами.

Таким образом, используя разнообразные методы и приемы работы, следует сделать спецсеминары интересными и увлекательными для студентов. Каждое из них надо строить так, чтобы они чувствовали его поучительность и значимость для дальнейшей работы. Нужно стремиться изжить из них однообразие, добиться того, чтобы будущие учителя шли на занятия с охотой. Поднимая теоретико-методологический уровень спецсеминаров, важно разнообразить их и методически. Кроме традиционных рефератов, докладов и сообщений следует шире практиковать обзоры литературы, аннотирование новых изданий, рецензирование художественных произведений, посещение выставок, театральных постановок, просмотр кинофильмов с последующим их анализом.

На спецсеминарах необходимо ставить острые, спорные вопросы, которые активизируют работу студентов, воспитывают культуру мышления, умение отстоять свою точку зрения по тем или иным проблемам. Все дискуссии нужно подчинить выработке у студентов правильных, подлинно научных знаний о литературе.

На старших курсах студентам национальных групп университета и педагогического института предлагаются специальные курсы по русской и мордовской литературе. Следует отметить, что с семинарами они занимают особое место среди различных видов учебных занятий в высшей школе, так как позволяют вооружить студентов целостной системой знаний, умений и навыков, необходимых в процессе профессиональной деятельности как на уроках, так и во внеклассной работе, для ведения школьного факультатива по русской или мордовской литературе, руководства литературным кружком. Поэтому основная задача специальных курсов совпадает с задачей семинаров: помочь будущим учителям овладеть научной методологией в области литературоведения, углубить и расширить знания по истории и теории литературы, закрепить навыки самостоятельного анализа произведения в единстве формы и содержания, приобщить студентов к самостоятельной работе, к исследовательской деятельности. Все специальные курсы, предлагаемые литературоведческими кафедрами университета и педагогического института, базируются на знаниях, приобретенных студентами ранее в области литературоведения, философии, этики и эстетики, и имеют целью пополнить учебный материал

новейшими достижениями, не нашедшими еще отражения в лекциях по общим историко-литературным курсам и в других формах учебных и внеучебных занятий. При прослушивании специальных курсов большое значение имеют знания, умения и навыки, полученные студентами во время работы в спецсеминарах. В идеальном случае спецкурсы и спецсеминары должны быть дополнением друг друга, а не повторением одним другого.

Теоретико-методологической основой любого спецкурса по литературе являются положения современной философии и современного литературоведения, а также смежных наук. При их постановке важно помнить о том, чтобы они способствовали подготовке студентов к многоаспектной научной работе и к организации последующей факультативной работы в школе. Они содействуют самостоятельной разработке студентами определенных проблем литературоведческой науки, что имеет принципиальное значение в профессиональной подготовке учителей русской и мордовской литературы. Кроме того, спецкурс должен способствовать формированию более широкого, заинтересованного подхода к пониманию сущности литературного процесса, магистральных линий развития литературоведческой науки, умения анализировать художественное произведение под определенным углом зрения с учетом материала из курсов родной, русской литературы и литературы народов России, применять знания и навыки в работе как в вузе, так и в школе (на педагогической практике во внешкольной и внеклассной работе; в организации литературных мероприятий, обсуждений, конференций).

Самостоятельное осмысление историко-литературных фактов на занятиях специальных курсов окажет существенную помощь будущим учителям в их работе, когда им придется держать в поле зрения круг интересов учащихся, влияя по мере возможности на популярность в их среде тех или иных литературных произведений, их экранизации и телепостановок, литературно-художественных журналов, быть непосредственным участником и организатором дискуссий, читательских конференций и т. д.

Формы проведения специальных курсов разнообразны. В отличие от спецсеминаров здесь большую роль призваны сыграть лекционные занятия. Если они неглубоки по содержанию, то и от самостоятельной работы студентов, и от

практических занятий нельзя ждать хороших результатов. Больше того, проведение спецкурсов становится бесполезным, если лекции не закладывают научной основы знаний. В таких случаях руководители спецкурсов вынуждены, если не дублировать лекции, то создавать базу, необходимую для самостоятельной работы студентов и подготовки к семинарским занятиям. После лекционного курса предусматриваются доклады и сообщения по определенным темам, а также реферирование как форма самостоятельной работы. К каждому практическому или семинарскому занятию студенты готовят сообщение или доклад на согласованную с преподавателем тему, а также представляют к защите реферат. Отдельные рефераты по рекомендации преподавателя могут быть обсуждены на научных студенческих обществах, представлены на конференциях.

Тематика специальных курсов может быть различна и полностью зависит от исследовательских интересов преподавателей. Кроме того, если в общих литературоведческих курсах круг проблематики строго определен программой, то построение специальных курсов требует дифференцированного подхода. Разрабатывая такой курс на основе научной методологии, базируясь на последних достижениях науки, преподаватель выделяет его основные проблемы и составляет программу или развернутый план.

Специальные курсы, читаемые студентам мордовской национальности в университете и педагогическом институте, условно можно разделить на проблемные и монографические. Например, спецкурсы «Русская поэзия 60-х годов XIX века» или «Проблема русско-мордовских литературных взаимосвязей в исторической прозе мордовских писателей» являются проблемными, а посвященные творчеству конкретных писателей — монографическими. Иногда последние читаются не по творчеству писателя в целом, а по отдельному значительному произведению, например «Роман И. С. Тургенева „Отцы и дети“ и литературная борьба в 60-е годы», «Философская концепция романа Ф. М. Достоевского „Братья Карамазовы“ и ее художественное воплощение» и др.

Характер спецкурса в известной степени определяет его специфику, цели, способы построения и изложения материала. В то время когда монографические курсы ставят своей главной

задачей более или менее детальное рассмотрение творчества того или иного писателя и предполагают освещение различных литературоведческих проблем преимущественно на материале его произведений, задачи специальных курсов проблемного характера при всем их многообразии определяются прежде всего поставленной проблемой, взятой в полном объеме.

Так, спецкурс «А. С. Пушкин и А. Н. Радищев в дореволюционном и отечественном литературоведении» носит проблемный характер. Его основной задачей является приобщение студентов к одному из сложных и дискуссионных вопросов пушкиноведения — к проблеме преемственности великим поэтом радищевских идейных и творческих традиций. Одновременно студенты знакомятся с острой и противоречивой критикой наследия А. Н. Радищева, которая была дана Пушкиным в его полемической статье 30-х годов «Александр Радищев» и очерке «Путешествие из Москвы в Петербург». С 50-х годов прошлого века не утихают споры вокруг этого вопроса, выдвигаются противоположные точки зрения по поводу действительного отношения Пушкина к знаменитому предшественнику и кумиру его молодости. Поэтому рассмотрение данной проблемы представляет значительный научный интерес. Отправной методологической мыслью спецкурса является известное положение о том, чтобы научиться мыслить, надо знать историю мысли.

Специальный курс «Достоевский-романист в оценке отечественных литературоведов» ставит своей целью выяснение причин неоднозначной оценки творчества писателя исследователями литературы. Дело в том, что вокруг Ф. М. Достоевского — художника и мыслителя уже более ста лет идут споры. Его наследие — явление сложное, противоречивое. Поэтому мировоззрение писателя, проблематика, образы и художественные особенности его произведений вызывали и вызывают различную, неоднозначную оценку критиков. Отечественное литературоведение внесло большой вклад в изучение его творчества. Особый интерес вызывают работы 80—90-х годов, в которых ставятся вопросы, связанные с мировоззрением писателя, проблематикой и поэтикой его художественных творений. Все эти вопросы рассматриваются на занятиях в рамках данного курса.

Специальный курс «Проблемы русско-мордовских литературных взаимосвязей в истори-

ческой прозе национальных писателей» также носит проблемный характер. В нем ставятся задачи на основе конкретных произведений русской и мордовской литературы проследить формы русско-мордовских литературных взаимосвязей. Лучшие представители русского народа — писатели, ученые, публицисты и общественные деятели — с давних времен интересовались историей и национальными особенностями эрзи и мокши. Об этом свидетельствуют произведения Н. И. Костомарова («Сын»), П. И. Мельникова-Печерского («На горах»), М. Горького («Мордовка», «Знахарка», «Ледоход»), А. П. Чапыгина («Степан Разин»),

В. Я. Шишкова («Емельян Пугачев»), В. И. Кос-тылева («Иван Грозный», «Жрецы») и другие. На художественно-эстетическом опыте названных писателей впоследствии стал формироваться мордовский исторический роман, являя собой пример плодотворности русско-мордовских связей в литературе. Разумеется, на начальном этапе своего развития он опирался прежде всего на национальный эпос как на одну из своих фундаментальных основ, благодаря чему обогащался народной оценкой общественных явлений и художественными приемами, с помощью которых выявлял наиболее типические черты народного характера. Его становление происходило путем использования лучших традиций русского исторического романа.

На конкретных примерах из русской и мордовской литературы опровергается мысль некоторых литературоведов относительно того, что недостаточное своеобразие национальной литературы прежних лет явилось следствием ее ориентации на русскую литературу. С такой точкой зрения согласиться трудно, поскольку творческое использование опыта русской литературы не обернулось отрицательными последствиями в развитии мордовской литературы ни в эстетическом, ни в нравственном отношении. Представление о том, что можно сохранить самобытность своей культуры, оберегая ее от контактов с другими культурами, в принципе неверно, ибо любое влияние извне играет одновременно и положительную и отрицательную роль.

Распространенный принцип построения монографических специальных курсов по творчеству того или иного писателя — историколитературный, хронологический. Последовательность подачи материала в них определяется развитием творчества писателя, процессом

формирования его личности. Конечно, такая структура не является строго регламентированной, возможны самые разнообразные способы группировки материала. Однако хронологическая последовательность наиболее удобна для периодизации творчества писателя на фоне идейно-политической и литературной жизни эпохи, для выяснения эволюции его мировоззрения и художественного метода, а также для раскрытия сущности литературного процесса в целом. Данный принцип построения монографического курса, на наш взгляд, способствует постановке общих проблем литературоведения во всей их сложности и многогранности.

Конечно, дело не только и, пожалуй, даже не столько в том, чтобы в специальном курсе студенты глубоко и разносторонне изучили творчество того или иного писателя-классика, а в том, чтобы на материале его произведений показать будущему учителю-словеснику, как нужно творчески изучать классическое наследие, как оценивать сложные и противоречивые явления литературы, как на основе современных достижений литературоведческой мысли самостоятельно решать спорные проблемы.

Так, при чтении специального монографического курса «Место Л. Н. Толстого-писателя в литературном движении 50—90-х годов XIX века» ставятся конкретные задачи: изучение идейноэстетических особенностей произведений писателя через перипетии судьбы художника и определение его роли в развитии русской литературы второй половины прошлого века. На лекционных и практических занятиях студенты под руководством преподавателя, рассматривая то или иное произведение писателя, вспоминают эпоху, литературное движение того времени, а также факты биографии автора, так или иначе связанные с изучаемым материалом. Кроме того, студенты получают задания подготовить сообщения о жизненном и творческом пути писателя, литературном движении того периода, осуществить идейно-эстетический анализ ранних и зрелых произведений автора. Таким образом знания, полученные при изучении основного историко-литературного курса, пополняются новыми сведениями о судьбе писателя, о тех произведениях художника, которые не удалось подробно рассмотреть прежде. Все это делает спецкурс интересным и тесно связанным с основным курсом, что представляется очень важным в вузовском литературном образовании студентов.

Целесообразность чтения специального курса «Поэтическое творчество Н. П. Огарева» для студентов мордовской национальности обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, его судьба тесно связана с мордовским краем. Во-вторых, его творчество не изучается в монографическом плане в общем курсе истории русской литературы. В-третьих, поэтическое наследие Н. П. Огарева представляет собой значительное звено в истории русской литературы, обладает тем эстетическим потенциалом, который формирует духовные потребности нашего современника. Нет необходимости доказывать, что Огарев-поэт — «с лица необщим выраженьем», и более глубокое изучение его поэзии немало дает для профессиональной подготовки филологов. В-четвертых, данный спецкурс построен на поэтическом материале, а это позволяет выработать у студентов навыки литературоведческого и лингвистического анализа такого текста. Слушатели курса отрабатывают приемы анализа изобразительно-выразительных средств языка, построения поэтической речи, стиховых форм. В-пятых, спецкурс ставит задачу выработки у студентов более четких и конкретных историко-литературных концепций, так как поэтическое творчество Н. П. Огарева рассматривается на фоне литературного процесса середины XIX века, в свете преемственности традиции и новаторства. В связи с этим широко ставятся вопросы восприятия Огаревым традиций предшественников, связи поэта с «натуральной» и «некрасовской школой». И, наконец, в-шестых, целесообразность спецкурса объясняется краеведческими задачами. Студенты-филологи должны воспринимать творчество Н. П. Огарева не только как страницу русской поэзии, но и как частицу духовной жизни Мордовии в прошлом веке.

При всей многочисленности специальных курсов, читаемых на национальных отделениях университета и педагогического института, они весьма однотипны. Как показывает анализ учебных планов и рабочих программ их содержание ограничивается вопросами, как правило, творческого пути писателя или рассмотрением частной теоретической историко-литературной проблемы. Но совершенствование литературного образования будущих учителей русской и мордовской литературы настоятельно требует разнообразить их тематику.

На наш взгляд, прежде всего следует увеличить число спецкурсов по теории литературы, так как именно слабые знания в этой области — уязвимое место в профессиональной подготовке учителей. Предметом таких курсов могут быть различные вопросы, например: «Силлабо-тонический способ стихосложения и теория стиха в русской (мордовской) литературе», «Проблема реализма в русской и мордовской литературе», «Литературно-художественная критика и литературоведение», «Критический реализм», «Теория сатиры и юмора», «Художественный образ, его сущность и трактовка в различных литературных направлениях», «Художественный метод и стиль М. Горького» (или какого-либо другого писателя), «Проблемы содержания и формы литературного произведения».

В специальных курсах следует представить также наиболее значительные периоды и направления русской и мордовской литературы: «Дооктябрьская мордовская литература», «Русские писатели Мордовии», «Сказительское творчество мордвы», «Натуральная школа» в русской литературе», «Поэзия «чистого искусства» 60-х годов XIX века», «Художественная литература периода Великой Отечественной войны» и другие.

Специальные курсы призваны углублять знания студентов о родовых, видовых и жанровых формообразованиях литературы: «История русской драматургии», «Мордовская драматургия», «Лирика А. С. Пушкина», «Поэзия А. М. Моро», «Современный отечественный роман», «Эпическая поэзия мордвы», «Развитие русского романа в первой половине XIX века», «Современная мордовская поэзия», «Сатирическая проза в русской литературе XIX века».

Следует разработать специальные курсы, в которых прослеживались бы творческие связи русских писателей между собой и мордовскими литераторами: «В. В. Маяковский и мордовская литература», «М. А. Шолохов и мордовская литература», «М. Горький и мордовская литература», «А. Н. Державин и А. С. Пушкин», «Н. А. Некрасов и его школа», «Л. Н. Толстой и А. П. Чехов».

Специальные курсы можно посвящать и отдельным проблемам истории литературы: «Проблема „лишнего человека“ в русской литературе», «Проблема „маленького человека“ в русской литературе», «Проблема положительного героя в современной отечественной литературе» и другие.

При постановке тех или иных специальных курсов следует помнить о принципе профессиональной направленности обучения. Любая форма учебных и внеучебных занятий призвана в той или иной мере служить данной цели. В связи с этим особую значимость приобретают спецкурсы по методике преподавания русской и родной литературы, например: «Принципы анализа художественного произведения в школе», «Изучение зарубежной литературы в национальной школе», «Изучение эпических (лирических, драматических) произведений в школе», «Изучение теории литературы в школе» и другие.

К сожалению, в национальных группах Мордовского университета и педагогического института отсутствуют спецкурсы по древнерусской литературе и русской литературе XVIII века. На наш взгляд, причина этого в нехватке преподавателей. Их подготовка по указанным дисциплинам для периферийных вузов в последнее время заметно сократилась. Но тем не менее преподавателям, читающим данные историко-литературные курсы, следует проявить энтузиазм и разработать новые специальные курсы по памятникам, оставившим заметный след в истории культуры. «Древняя русская литература, а также русская литература XVIII века, — замечает А. И. Ревякин, — вызывает у нас законную гордость. И мы обязаны при всякой возможности напомнить студентам об их художественном вкладе» [10, с. 244].

Хотя, специальный курс, как правило, ведется одним ученым, разрабатывающим данную проблему, отдельные разделы может читать другой, более компетентный в них преподаватель. Если материал хорошо согласован, то академическая стройность такого курса не нарушается. Например, в курсе «Дооктябрьская мордовская литература» несколько часов целесообразно отдать историку, который расскажет студентам о жизни мордовского народа в прошлом, и культурологу, который познакомит с культурой мордвы. Лишь после этого следует приступить к рассмотрению путей формирования мордовского историко-литературного процесса.

При чтении специальных курсов по методике преподавания русской и мордовской литературы разделы, непосредственно связанные со школьной практикой, целесообразно прочитать методисту или опытному школьному учителю.

Специальный курс по истории русской критики может быть прочитан двумя специалистами, ведущими курсы русской литературы первой и второй половины XIX века.

Любой специальный курс, поставленный грамотно и квалифицированно, имеет большое значение в профессиональной подготовке учителя. Однако они не отвечают возросшим требованиям современного вузовского литературного образования. Основной их порок, как отмечают исследователи, эмпиризм, излишняя описательность при изложении материала и дублирование основного историко-литературного курса.

Как показывает практика работы, любой специальный курс открывается несколькими вводными лекциями. Они, естественно, неоднотипны и зависят от его особенностей, поставленных целей и задач. О. Я. Самочатова справедливо пишет, что «...в одних случаях введение к курсам носит историографический характер; в других — это более или менее детальная характеристика эпохи становления и развития творческой личности писателя, в-третьих — краткий биографический очерк, необходимый для раскрытия последующего творчества; в-четвертых, введение ставит какую-либо центральную проблему литературоведения, после чего лектор непосредственно переходит к анализу крупных произведений или отдельных периодов творчества избранного писателя и т. д.» [11, с. 11].

Так, специальный курс «А. Д. Куторкин и развитие современной мордовской литературы», читаемый студентам третьего курса национального отделения университета, обычно открывается вводной лекцией, носящей историографический характер [6]. А. Д. Кутор-кин — яркий и самобытный талант. Его роль в истории мордовской литературы значительна во многих отношениях. Он вместе с Ф. М. Чес-ноковым, П. С. Глуховым, И. П. Кривошеевым, Я. П. Григошиным и другими писателями стоял у истоков становления мордовской литературы. Куторкин является автором одного из первых мордовских романов. В его творчестве по-своему преломились основные закономерности и традиции мордовской литературы. К настоящему времени его творчество изучено неплохо. Кроме отдельных статей и небольших литературных портретов в «Очерке истории мордовской советской литературы» [7] и «Истории

мордовской советской литературы» [3], нами подготовлена монография о жизни и творчестве писателя [6].

Преподавателю следует отдельно остановиться на этих материалах, отметив то положительное, что подчеркивали исследователи в творчестве писателя, показать столкновение мнений, что будет способствовать выработке у студентов собственной точки зрения по спорным вопросам. Пробудив их интерес, легче будет сконцентрировать внимание на прослушивании курса, а также привлечь к активной самостоятельной работе.

Последующие занятия должны строиться в форме собеседования по основным этапам творчества писателя. Чтобы сделать их более привлекательными, можно устроить тематические выставки: различных изданий произведений писателя, критической литературы по его творчеству, художественных и фотографических иллюстраций к его художественным творениям и др. Особенно важно, чтобы в проведении этих мероприятий принимали участие сами студенты. Одной из интересных форм работы является реферирование студентами статей, пособий, книг, связанных с поставленной проблемой. Хорошо зарекомендовали себя различные виды чтения и пересказа произведений писателя, подготовка сообщений, докладов и рефератов по отдельным актуальным проблемам его творчества. Большую пользу принесут посещение архивов, музеев, а также достопримечательных мест, связанных с его деятельностью. Для активизации занятий много дают приглашения специалистов, хорошо знающих жизнь и творчество писателя.

Этот курс строится по историко-хронологическому принципу, поэтому первые занятия посвящаются рассмотрению раннего творчества

А. Д. Куторкина и формированию национальных эпических традиций мордовской литературы. На последующих занятиях предлагается тема «Идейно-эстетическое и художественное новаторство А. Д. Куторкина в контексте традиций мордовского поэтического эпоса», где рассматривается творчество писателя в 40—60-е годы. Завершается курс изучением творчества писателя в последние годы. Соответственно этим этапам анализируются и его произведения. Так, на первых занятиях следует остановиться на рассказах, поэме «Вместе» и романе «Черный столб», а на следующих — рассмотреть стихотворные

романы «Ламзурь» и «Яблоня у большой дороги». Завершается специальный курс изучением романа-трилогии «Бурливая Сура».

На первом занятии уместно предложить студентам темы для небольших сочинений: «Что мне нравится в творчестве А. Д. Кутор-кина?», «Что бы я сказал А. Д. Куторкину при встрече?» Сочинения можно построить в любой форме: рассуждений, очерка, литературной статьи, отзыва, рецензии, письма. Как показывает практика, их обычно привлекает последняя тема, где они «делятся» своими мыслями с писателем. Приведем небольшой отрывок из письма студентки.

«Уважаемый, нет, мой любимый писатель! Давно я хотела встретиться с Вами и поговорить по душам. Много чего хотелось бы сказать Вам при встрече, но сейчас мысли словно расплылись, никак не могу собрать их вместе.

Прежде всего, хотела бы поблагодарить Вас за замечательные произведения, которые я с большим удовольствием читала и читаю. Всегда, когда мне трудно, я беру в руки стихотворный роман „Яблоня у большой дороги“ и погружаюсь в забытье. Ах, как бы хотелось быть рядом с героями этого произведения! Как хотелось бы помочь им! Мне больше всего нравятся женские образы в этом произведении. Они, на мой взгляд, воплощение всей красоты мордовских женщин.

Андрей Дмитриевич, а теперь мне бы хотелось извиниться перед Вами от имени моего поколения. Дело в том, что мы не смогли сберечь чистоту Вашей Суры. Ваша Сура до сих пор бурлит в душах мордовских читателей, а наша погибает от безобразия и произвола чиновников, но спешу успокоить Вас, не беспокойтесь, Сура не погибнет — и лучший памятник для нее — Ваши книги».

Цель данных сочинений — установить, что знают студенты о творчестве писателя, какие его произведения читали, насколько глубоко осознали поднятые в них проблемы. Дело в том, что этот спецкурс связан с курсом истории мордовской литературы, при изучении которого студенты уже познакомились с основными произведениями писателя. Поэтому, чтобы избежать дублирования, надо остановиться только на тех проблемах творчества писателя, которые остались нерассмотренными.

На следующем занятии следует продолжить разговор о раннем периоде литературной

деятельности писателя. Провести его можно в форме лекции с элементами беседы. С этой целью уместно начать рассмотрение основной проблемы лекции, на первый взгляд, с малозначительного вопроса. И если этот вопрос затронет студентов, возбудит их мысль, то дальнейшая работа вызовет активное усвоение материала в целом.

Так, прежде чем перейти к рассмотрению раннего периода творчества писателя, сначала перед студентами следует поставить вопросы: «Где происходит действие в произведениях писателя и о чем это говорит?»

Опираясь на знания, полученные при изучении истории мордовской литературы, студенты отметят, что место действия в большинстве произведений А. Д. Куторкина — его родина. Это говорит о том, что он хорошо знал жизнь, быт и историю родного народа. Представляется целесообразным вместе со студентами оформить выставку, поместив на стендах фотографии, иллюстрации к книгам и воспоминания о писателе. Чтобы сделать это занятие интересным, можно пригласить мордовских писателей, которые неоднократно встречались с А. Д. Ку-торкиным. Их рассказы органически войдут в содержание беседы.

После рассмотрения жизненного и творческого пути писателя можно поставить следующие вопросы: «Когда А. Д. Куторкин пришел в литературу? Почему он начал свой творческий путь с малых жанровых форм эпической прозы? Кто из русских писателей в начале его творческого пути оказал воздействие на него?»

Далее следует отметить, что формирование и развитие А. Д. Куторкина как творческой личности и самобытного художника слова неразрывно связано со всей историей мордовской литературы. Он сказал свое слово почти во всех жанрах мордовской литературы. А. Д. Куторкин писал лирические стихи и небольшие рассказы, крупные эпические поэмы, прозаические и стихотворные романы. Из простого перечисления произведений видно, что в его творчестве ярко представлено все жанровое многообразие мордовской литературы. А. Д. Куторкин не только обогатил литературу и культуру родного народа, но и способствовал развитию эстетического и художественного самосознания мордвы.

Сделав небольшое вступление, следует выяснить, знают ли студенты, какие темы писатель поднимает в своих ранних произведениях.

С этой целью заранее надо дать задание одному студенту подготовить сообщение на тему «Идейно-художественное своеобразие первых рассказов писателя». Прослушав его, можно перейти к изучению текстов. Рассматривая рассказ «Кереметь», нужно определить, почему А. Д. Куторкин в своем произведении обратился к социально-бытовой проблеме, и какой конфликт в большой патриархальной семье он показывает?

В заключительной части занятия рассматриваются рассказы «Темной ночью», «Перекати-поле» и «Деньги». Чтобы разнообразить формы и виды работы, можно организовать чтение этих произведений вслух, по ролям и пересказ их содержания в аудитории (краткий, полный, близкий к тексту, художественный и другие). Использование данных форм работы продиктовано чисто практическими задачами: научить студентов этим видам педагогической деятельности, чтобы впоследствии они широко применяли их в своей практике.

После того как будут выяснены идейно-художественные особенности ранних рассказов

А. Д. Куторкина, следует перейти к изучению поэмы «Вместе» и романа «Черный столб». В начале занятия следует прослушать сообщения нескольких студентов, посвященные рассмотрению идейно-художественных особенностей этих произведений и их роли в развитии мордовской литературы: «А. Д. Куторкин и литературное движение в Мордовии в 20—30-е годы», «„Черный столб“ А. Д. Куторкина — первый роман в мордовской литературе», «Положительные стороны и недостатки первой поэмы писателя „Вместе“». Остальное время можно посвятить текстуальному изучению данных произведений. Для этого студентам рекомендуется законспектировать посвященные им статьи Л. С. Кавтаськина, В. К. Радаева и Ф. М. Чесно-кова. Проконспектировав их, следует рассмотреть основные положения статей, высказать свое мнение об их субъективном и объективном характере.

Конечно, каждому занятию необходима определенная завершенность, однако, в целях активизации деятельности студентов иногда преподаватель преднамеренно переносит окончание рассмотрения темы или проблемы на следующее занятие. Это дает возможность студентам перечитать произведение, критическую литературу, самостоятельно подумать над

поставленными вопросами, поэтому в дальнейшем они уже будут не пассивно воспринимать материал, а внимательно следить за ходом мысли и выводами преподавателя. Конечно, надо хорошо подумать, на каком моменте остановиться, чтобы побудить слушателей к активной работе в период между занятиями.

Например, раскрывая непростой характер Анисьи Валдаевой в романе «Черный столб», следует остановиться на последних минутах ее жизни. «Перед смертью она поцеловала детей и вышла на улицу; ей вспомнился день свадьбы, когда ее насильно выдали замуж за сына богача. Страница за страницей прошла перед ней вся ее жизнь, и она не нашла в ней ничего отрадного» [5, с. 141].

Вспомнив эту картину, следует поставить вопрос: «Почему писатель так трогательно описывает последние минуты жизни Анисьи?» Для ответа следует дать время, чтобы студенты перечитали соответствующие фрагменты романа, вспомнили его содержание, почитали критическую литературу. На наш взгляд, это способствует активизации их внимания, пробуждает интерес.

В результате самостоятельной работы студенты придут к мысли, что через судьбу Анисьи А. Д. Куторкин убедительно показал положение женшины-мордовки, которая в силу патриархальных устоев жизни была обречена стать тенью мужа.

Студентам следует предложить сопоставить эту картину со страницами «Тихого Дона» М. А. Шолохова, где Ильинична, предчувствуя свою смерть, выходит прощаться с родным подворьем, откуда открывается степь, ее бесконечный простор, где затерялся Григорий, ее последняя радость и надежда. Сравнивая эти две картины, студенты придут к выводу, что здесь проявился шолоховский принцип — дойти до сути жизни и человеческой души. Поскольку разговор зашел о влиянии шолоховских традиций на произведения А. Д. Куторкина, следует сопоставить образы деда Щукаря и деда Филиппа. Оба с детства до старческих лет живут в постоянной бедности, лишениях и недостатках, но всегда остаются жизнерадостными, сохраняя живой склад характера. Незатейливые рассказы, шутки и прибаутки деда Филиппа, полные жизнеутверждающего оптимизма, — это воплощение силы народного духа. Прослеживая в романах судьбы героев, неотделимые от судь-

бы народа, А. Д. Куторкин и М. А. Шолохов показывают, что история стала определяющим фактором и содержанием их повседневной жизни. Утверждение призвания человека творить историю определяет главное в художественном мире Шолохова и Куторкина. Неслучайно идейно-художественная концепция романа «Черный столб» заключается в раскрытии духовного роста личности, коренных изменений содержания и масштабов ее практической деятельности в период социальных преобразований. «Тихий Дон» М. А. Шолохова для А. Д. Куторкина явился одним из поучительных примеров масштабности, историзма в изображении событий, человеческих переживаний, философско-этических исканий героев.

Надо сказать, что постановка вопроса, увлекающего слушателей, не должна нарушать целостности занятия. Он должен вытекать из контекста разговора и подготавливать к последующему восприятию материала, возбуждая творческую мысль студентов.

В отдельных случаях следует представить различные точки зрения, чтобы слушатели приняли живое участие в полемике. Пути такой работы разнообразны в зависимости от материала и подготовленности лектора. Остановимся на одном примере. При рассмотрении образа Несмеяна Васильева-Кривова в стихотворном романе «Ламзурь», преподаватель должен изложить общепринятую точку зрения, а также дать иное, отличное от установившегося толкование этого сложного образа.

В оценке образа Несмеяна Кривова в мордовской критике длительное время удерживались, а по существу, и сейчас еще преобладают характеристики, как бы раздваивающие его личностные черты. Так, в «Очерке истории мордовской советской литературы» отмечается, что «Несмеян Кривов, с одной стороны, — историческая личность, свободолюбивый, волевой и любимый вожак крестьянских масс, с другой стороны, он — романтический герой, напоминающий сказочного богатыря и чародея. С одной стороны, он — умудренный опытом деятель, храбрый и энергичный военачальник, воспитывающий мужество у борцов против ненавистных поработителей, с другой стороны, — наивный крестьянский парень, полный сентиментальной влюбленности» [7, с. 98].

Перед студентами ставятся вопросы: «Почему так неоднозначно трактуется образ этого

исторического героя?», «Как объяснить отход писателя от исторически верных деталей биографии при его изображении?» Они глубоко затрагивают студентов, аудитория обычно оживляется. Тогда преподаватель рекомендует необходимую литературу, предлагает им изложить свои размышления и перенести дискуссию на коллоквиум. Как показывает опыт, полемика живо захватывает слушателей. В итоге спора надо показать, что не следует считать непреложной общепринятую трактовку, что благодаря исключительной емкости художественного изображения отдельных героев классической литературы они вмещают в себя различные по богатству восприятия и толкованию оценки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Один из исследователей романа Б. Е. Кирюшкин отход поэта от некоторых исторически достоверных деталей биографии Несмеяна Кри-вова объясняет стремлением А. Д. Куторкина к романтизации образа центрального героя. «Во имя романтизации, — пишет он, — искажена и биография Несмеяна Кривова, который в действительности был старше, чем в романе, имел семью, детей. Изобразив Несмеяна холостым парнем, автор получил возможность показать необыкновенную любовь между ним и девушкой Ламзурью» [4, с. 24]. Думается, что на изменение фактов биографии Несмеяна Куторкин пошел отнюдь не «во имя романтизации», а из стремления показать, что сильной личности не противопоказана, как это считалось в критике 20—30-х годов ХХ века, а, напротив, естественна сильная и необыкновенная любовь. Автор имел на такое искажение полное право, потому что оно, это искажение, как «романтическое происшествие без насилия входит в раму обширнейшую происшествия исторического» [8, с. 24].

Преподаватель должен подчеркнуть, что такая оценка главного героя критики 50-х годов считалась чуть ли не противоречием идейноэстетическим принципам литературы. Несостоятельность таких утверждений вполне очевидна. И дело не только в том, что «глубина и тонкость психологической характеристики образов реальных исторических героев, их верность исторической действительности, изображаемой в художественных произведениях, все больше и больше зависит не только от таланта, профессионального мастерства писателя, но и от уровня разработки тех или иных проблем отечественной истории в целом, верности трактовки роли исторических деятелей в исследова-

тельской литературе» [7, с. 7], но и в том, что соединение исторически достоверных начал и идеалов, идущих от фольклора, — это одна из особенностей формирования реализма мордовской исторической романистики, поэтому считать такой синтез противоречием творческого метода писателя неправомерно. Другое дело — соотношение исторически достоверного и вымышленного, так как если «в историческом романе художественный вымысел подавляет историческую правду, то произведение перестает быть реалистически правдивым» [12, с. 46]. С этой точки зрения роман А. Д. Кутор-кина упреков, конечно, заслуживает, особенно в сценах, где герой преодолевает разного рода препятствия с помощью волшебных предметов: говорящей кайги, чудесной дубины, разговаривающего цветка, живой воды и т. д. Излишний полет фольклорной орнаментальности в романе чувствуется и в обрисовке других героев, в частности, Ламзури.

На этом примере студенты могут убедиться, что у исследователей творчества А. Д. Куторки-на многое вызывает споры. Поэтому коллоквиумы и консультации должны быть органической частью специального курса и проводиться они должны не от случая к случаю, а регулярно, по мере его чтения. Коллоквиумы дают возможность преподавателю, ведущему курс, следить за ростом квалификации своих слушателей, повышать их творческую активность, вводить в лабораторию научной мысли.

На коллоквиум можно вынести частный, но спорный вопрос о неоднозначности восприятия образа исторического героя Несмеяна Кривова или других героев произведения. Иногда коллоквиум на спецкурсе организуется не по решению преподавателя, а по просьбе студентов. Это, как показывает практика, бывает тогда, когда у слушателей возникает много вопросов, связанных с одним произведением или периодом творчества.

Отдельно следует остановиться на романе в стихах «Яблоня у большой дороги» А. Д. Ку-торкина. Это произведение подробно изучается в общем курсе истории мордовской литературы, поэтому представляется целесообразным выбрать другую форму работы, например, подготовить сообщения и рефераты. Это активизирует самостоятельную работу студентов на специальном курсе. Следует рекомендовать студентам перечитать роман, четко указать,

на что обратить внимание при чтении, какие вопросы будут стоять в центре обсуждения. В результате на эти занятия студенты придут специально подготовленными и во время анализа будут иметь возможность следить за ходом рассуждений преподавателя, делать вместе с ним наблюдения и выводы.

Для сообщений и рефератов предлагаются такие темы: «История создания романа в стихах „Яблоня у большой дороги“» А. Д. Куторкина, «Сюжетно-композиционные особенности романа в стихах А. Д. Куторкина», «Роман в стихах „Яблоня у большой дороги“ в литературно-художественной критике», «Образная система произведения», «Мика Кузаев — центральный герой романа в стихах „Яблоня у большой дороги“», «Женские образы в произведении», «Собирательный образ мордовского народа в романе в стихах», «Национально-эпические традиции в романе А. Д. Куторкина», «Особенности языка и своеобразие художественных средств произведения». Органической частью этих сообщений и рефератов должен быть анализ поэтики и мастерства писателя, художественного своеобразия произведения, осуществляемый разнообразными способами, в том числе в сопоставлении с другими произведениями.

Завершаются занятия специального курса рассмотрением трилогии А. Д. Куторкина «Бурливая Сура». Студенты не только делают анализ, но и определяют ее место в развитии современного мордовского романа. Следует рассмотреть также широкий круг вопросов, связанных с жанровой спецификой романа-трилогии в мордовской литературе, и художественным новаторством писателя. Предлагается следующий круг вопросов: «История становления жанра романа в мордовской литературе», «Романное творчество А. Д. Куторкина и место „Бурливой Суры“ в эволюции данного жанра в мордовской эпической прозе», «Роман-трилогия „Бурливая Сура“ в оценке критиков и литературоведов», «Б. Е. Кирюшкин, Н. И. Черап-кин, В. В. Горбунов, А. В. Алешкин о романе», «Творческая история создания романа-трилогии „Бурливая Сура“», «Сюжетно-композиционные особенности первой части трилогии», «Изображение жизни мордовского народа в первые годы Советской власти в произведении», «Жанровотематическое своеобразие третьей части трилогии», «Образ Гурьяна Валдаева — центрального героя произведения», «Своеобразие пейзажных

картин в романе-трилогии», «Проблемы разума и народности», «Изображение представителей разных социальных сословий мордовского и русского народов в романе-трилогии „Бурливая Сура“», «Женские образы в романе», «Образы детей в романе», «Проблема „отцов“ и „детей“ в романе», «Композиция и сюжетные особенности произведения», «Язык и стиль романа», «Роль романа-трилогии „Бурливая Сура“ в становлении жанра романа эпопейного типа в мордовской литературе», «Влияние „Тихого Дона“ М. А. Шолохова на роман-трилогию „Бурливая Сура“ А. Д. Куторкина».

Специальный курс заканчивается зачетом. Обычно студентам предлагаются два-три вопроса по творчеству народного писателя Мордовии А. Д. Куторкина. Но в целях активизации работы можно предложить более продуктивные формы отчетности: подготовку вопроса в письменной форме, реферирование литературнокритических статей или написание сочинения по предложенным темам: «„Яблоня у большой дороги“ А. Д. Куторкина — первый стихотворный роман в мордовской литературе», «Художественное своеобразие романа-трилогии „Бурливая Сура“», «„Тихий Дон“ М. А. Шолохова и „Бурливая Сура“ А. Д. Куторкина (сравнительно-типологическая характеристика)».

Принципы организации специальных литературоведческих курсов в национальных группах университета и педагогического института во многом сложились под влиянием опыта постановки подобных занятий преподавателями русской методической школы в вузе: Н. К. Пик-санова, А. П. Скафтымова, Е. И. Покусаева, Ю. Г Османа, Г А. Гуковского, П. Н. Сакули-на, Н. Л. Бродского, П. С. Когана, Н. К. Гудзия,

В. Е. Евгеньева-Максимова, Л. П. Гроссмана и других.

Кафедры литературы филологических факультетов университета и педагогического института имеют определенный опыт издания учебных пособий по специальным курсам и семинарам. В свое время были опубликованы работы: Н. И. Черапкина по межнациональным связям мордовской литературы, В. В. Горбунова по идейно-эстетическому своеобразию мордовской поэзии, А. В. Алешкина по эпической поэзии мордвы, Е. И. Чернова по мордовской драматургии,

В. М. Макушкина по современной мордовской прозе, Л. А. Тингаевой по дооктябрьской мордовской литературе, М. Ф. Ефимовой по истори-

ческим песням мордовского народа. Все это позволяет говорить о спецкурсах и спецсеминарах Н. И. Черапкина, В. В. Горбунова, А. В. Алешкина, В. М. Макушкина, Е. И. Чернова, А. И. Бры-жинского, М. Ф. Ефимовой, Л. А. Тингаевой по кафедре финно-угорских литератур, В. М. За-бавиной, А. Г. Сердцевой, А. В. Сыркиной, Л. С. Конкиной, А. В. Диалектовой, Г. И. Горбунова и других по кафедре русской и зарубежной литературы университета, в педагогическом институте — И. Я. Колганова, Г. С. Девяткина, А. Н. Посадского, Т. А. Наумовой.

Преподаватели постоянно обновляют содержание и формы проведения специальных курсов и семинаров, что способствует совершен-

ствованию литературного образования студентов, улучшению профессиональной подготовки будущих учителей русской и родной литературы. Сожаление вызывает то обстоятельство, что ни один из педагогов не поделился своим опытом постановки спецкурсов и спецсеминаров, не было опубликовано ни одной теоретической статьи по данной проблеме. Поэтому в данной статье мы постарались обобщить опыт постановки специальных литературоведческих курсов на национальных отделениях Мордовского университета и педагогического института и показать пути их улучшения на современном этапе литературного образования студентов мордовской национальности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бара г Л. Научная подготовка студентов-филологов / Л. Бараг // Вопр. лит. — 1964. — № 1. — С. 171—175.

2. Баранов В. Учить творчеству / В. Баранов // Вопр. лит. — 1983. — № 8. — С. 165—170.

3. История мордовской советской литературы : в 3 т. / под ред. В. В. Горбунова, Б. Е. Кирюшкина, В. М. Пискунова [и др.]. — Саранск : Мордов. кн. изд-во. — Т. 1. — 1968. — 414 с.; Т. 2. — 1971. — 420 с.; Т. 3. — 1974. — 302 с.

4. Кирюшкина Б. Е. Мордовский советский роман / Б. Е. Кирюшкина. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1965. — 182 с.

5. Куторкин А. Д. Лажныця Сура. Васенце книга / А. Д. Куторкин. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. — 116 с.

6. Ломшин М. И. А. Д. Куторкин (Эрямозо ды творчествазо) / М. И. Ломшин. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. — 136 с.

7. Очерк истории мордовской советской литературы / под ред. : В. В. Горбунова, Ф. Ф. Советкина, М. И. Фетисова [и др.]. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1956. — 226 с.

8. Пушкин А. С. Собрание сочинений : в 6 т. — Т. 3 / А. С. Пушкин. — М. : Худож. лит., 1935. — 637 с.

9. Ревякин А. И. О преподавании художественной литературы / А. И. Ревякин. — М. : Просвещение, 1968. — 211 с.

10. Ревякин А. И. Проблемы изучения и преподавания литературы / А. И. Ревякин. — М. : Просвещение, 1972. — 365 с.

11. Самочатова О. Я. Из опыта постановки спецкурса по творчеству И. С. Тургенева в педагогическом институте / О. Я. Самочатова // Моск. гос. пед. ин-т. — М., 1961. — 67 с.

12. Щербина В. Р. Л. Н. Толстой. Творческий путь / В. Р. Щербина. — М. : Сов. писатель, 1956. — 483 с. Поступила 19.12.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.